Спецшкола 5 вида. Коррекционные школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают? Особенности в развитии слишком разные

В специальную (коррекционную) школу 5 вида зачисляются дети с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня с тяжелыми формами речевой патологии такаими как: дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, дислексия, дисграфия, заикание. Младшие школьники с выше перечисленными диагнозами зачисляются в 1 отделение речевой школы, во 2 отделение зачисляются дети, имеющие заикание без общего недоразвития речи.

В системе обучения учащихся 1 и 2 отделения существует общее и специфическое.

Отличия : Учащиеся 2 отделения обучаются по программе массовой школы, и темп обучения приравнивается 1:1. Учащиеся 1 отделения обучаются по специальной программе (программа разработана сотрудниками института дефектологии, последняя редакция программы датирована 1987г.). За 10 лет обучения дети осваивают программу в объеме 9 классов массовой школы.

Учащиеся речевой школы получают цензовый государственный документ о неполном среднем образовании. Если к концу школьного обучения удается преодолеть полностью речевой дефект, то ребенок может продолжить свое образование. При успешной коррекции речевых нарушений на любом этапе обучения ребенок может быть переведен в массовую школу.

Сходства : все уроки ведут учителя - логопеды (в младших классах исключение составляют уроки музыки, ритмики, физкультуры); коррекционную работу по устранению речевых нарушений осуществляет учитель, который работает с классом.

В программу начального звена 1 отделения вводятся специальные уроки: по формированию произношения, развитию речи, обучению грамоте.

В средней школе учителя - предметники должны окончить дефектологические курсы. Коррекционно-логопедическую работу осуществляет учитель русского языка и литературы, который должен иметь обязательную квалификацию «учитель-логопед».

В Москве сейчас 5 школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, одна из них специализируется только по заиканию.

Комплексный подход осуществляется только в условиях школы-интерната: с каждым классом работают учитель-логопед и 2 воспитателя. Оказывается медицинская помощь врачом- психоневрологом. С детьми работают психологи.

В условиях школы ребенок принимает физиотерапевтические назначения, а также вводится ставка специалиста по адаптированной физкультуре.

Проблему коррекционного обучения и воспитания детей с ТНР рассматривали: Т.П.Бессонова, Л.Ф.Спирова, Г.В.Чиркина,А.В.Ястребова.

Дети школьного возраста с негрубыми речевыми нарушениями обучаются в массовых школах и могут получать логопедическую помощь на школьных логопунктах. На логопункт зачисляются дети с ФФН, а также дети с дисграфией или дислексией.Занятия проводятся индивидуально или с подгруппами из 4-5 человек. В течение года через логопункт должно пройти 30-40 человек. Логопед ведет следующую документацию: выписки из протоколов ПМПК о зачислении детей на логопункт, речевые карты и планы индивидуальной работы, журнал регистрации, перспективные и календарные планы, планы работы с родителями и учителями.


Детский сад для детей с нарушениями речи как тип специального образовательного учреждения.
Дети с нарушением речи принимаются в логопедические детские сады, логопедические группы при массовых детских садах, получают помощь на дошкольных логопунктах при массовых детских садах.

Для детей с общим недоразвитием речи открывают старшую и подготовительную группы. Дети принимаются с 5-ти лет, сроком обучения на два года. Наполняемость групп – 10-12 человек. Группы работают по специальным программам Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной. В последние годы все чаще детей с ОНР (с 1-2 уровнем речевого развития) принимают в группы с 4-х лет на 3 года. Но утвержденных программ для таких групп пока нет.

Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием открывают либо старшую, либо подготовительную группы, сроком обучения на один год. Наполняемость групп – 12-14 человек. Для подготовительной группы программа разработана Г.А.Каше, а для старшей- Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной.

Для детей с заиканием открываются специальные логопедические группы, в которые принимаются дети с 2-3-х лет. Наполняемость групп – 8-10 человек. Группы разновозрастные. Работают по программе С.А.Мироновой, разработанной на основе Программы обучения и вопитания в детском саду общего типа и методики преодоления заикания Н.А.Чевелевой. Эта методика предполагает сопровождение ребенком своих предметно-практических действий речью, поэтому логопедическая работа строится с опорой на рисовании, лепку, аппликацию, конструирование.

Одной из наиболее распространенных форм организации логопедической помощи детям дошкольного возраста в настоящее время являются так называемые дошкольные логопункты. Нормативных федеральных документов нет. Разработано положение для Москвы и Московской области, в соответствии с которым помощь должны получать дети с ФФН или с нарушением произношения отдельных звуков. Дети зачисляются через ПМПК, не менее 25-30 человек в год. Состав детей подвижный.

Каково отношение окружающих людей к детям-инвалидам? В большинстве своем взрослые относятся к ним, как к «бедненьким и несчастненьким», а детское сообщество отвергает их как «ненормальных». Очень редко особый ребенок встречает заинтересованность со стороны других людей, желание подружиться.

Еще хуже обстоят дела с обучением. Не в каждой школе готовы обучать ребенка с особыми образовательными потребностями. Пока инклюзия - обучение в массовой общеобразовательной школе - остается только мечтой родителей особых детей.

Судьба многих таких детей - обучение в коррекционных школах, которые не всегда находятся рядом с домом, а, зачастую, в другом городе. Поэтому чаще всего им приходится жить в учебном заведении интернатного типа.

В настоящее время виды коррекционных школ определены с учетом первичного дефекта учащихся. Каждое из восьми видов общеобразовательных учреждений для детей с особыми образовательными нуждами имеет свою специфику.

Специальное коррекционное 1 вида принимает в свои стены неслышащих детей. Задача педагогов - научить общаться с окружающими, освоить несколько видов речи: устную, письменную, дактильную, жестовую. В учебное расписание включаются курсы, направленные на компенсацию слуха посредством использования звукоусиливающей аппаратуры, коррекция произношения, социально-бытовая ориентировка и другие.

Подобную работу проводит и коррекционная школа 2 вида, но только для слабослышащих или поздноглохших детей. Она направлена на восстановление утраченных слуховых способностей, организации активной речевой практики, обучению коммуникативным навыкам.

Первый и второй виды коррекционных школ осуществляют образовательный процесс на трех ступенях общего образования. Однако глухим школьникам требуется на два года больше, чтобы освоить программу начальной школы.

Третий и четвертый виды коррекционных школ предназначены для детей с нарушением зрения. Педагоги этих специальных учебных заведений организуют процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы сохранить другие анализаторы, развить коррекионно-компенсаторные навыки, обеспечить социальную адаптацию детей в обществе.

В коррекционную школу 3 вида направляются незрячие дети, а также дети с от 0,04 до 0,08 со сложными дефектами, ведущими к слепоте. В учебное заведение 4 вида принимаются дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 с возможностью коррекции. Специфика дефекта предполагает обучение с использованием тифлооборудования, а также специальных дидактических материалов, позволяющих усваивать поступающую информацию.

Специальное коррекционное учреждение 5 вида предназначено для детей, имеющих общее недоразвитие речи, а также тяжелую речевую патологию. Основная цель школы - коррекция речевого дефекта. Весь учебно-воспитательный процесс организован таким образом, чтобы дети имели возможность развивать речевые навыки в течение всего дня. При устранении речевого дефекта, родители имеют право перевести ребенка в обычную школу.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата могут обучаться в коррекционной школе 6 вида. В коррекционном учреждении осуществляется восстановление двигательных функций, их развитие, коррекция вторичных дефектов. Особое внимание уделяется воспитанников.

Коррекционная школа 7 вида принимает детей с задержкой психического развития, причем с возможностями интеллектуального развития. В школе осуществляется коррекция психического развития, развитие познавательной деятельности и формированию навыков учебной деятельности. По результатам воспитанники могут быть переведены в общеобразовательную школу.

Коррекционная школа 8 вида нужна детям с умственной отсталостью для обучения по специальной программе. Цель обучения - социально-психологическая реабилитация и возможность интеграции ребенка в общество. В таких школах существуют классы с углубленной трудовой подготовкой.

Почти все перечисленные виды коррекционных школ обучают детей в течение двенадцати лет, имеют в своем штате специалистов дефектологов, логопедов, психологов.

Безусловно, что дети, проучившиеся столько лет в интернатном учреждении, имеют определенные трудности в социальной ориентировке. Большая роль в интеграции особых детей в общество принадлежит не только коррекционным школам, но и родителям. Семья, борющаяся за своего ребенка, обязательно сможет помочь ему адаптироваться в окружающем мире.


Предварительный просмотр:

Особенности обучения и воспитания

детей в школе V вида

Целью специального образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в частности с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Приобретённые в школе умения позволят речевым детям рационально и эффективно применить свои знания в реальной жизненной ситуации, самостоятельно добиться поставленных целей. Организация учебной деятельности как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя, тесно связана с проблемой развития его речи .

Разговорная речь детей, поступающих в школу в большинстве случаев малословна, тесно связана с определённой ситуацией. У детей с ОНР, а именно у учащихся школы V вида, к началу школьного обучения недостаточно сформированы языковые средства, задерживается формирование коммуникативной и обобщающей функции речи. Эти особенности речевого развития учащихся определяют специфику обучения в школе V вида. Основным учебным предметом, который служит в наибольшей степени коррекционным целям, является начальный курс русского языка. Содержание уроков по этому предмету в специальной школе имеет несколько направлений: устранение нарушений речевого развития, организацию речевой практики, обучение письму и чтению, систематическое изучение сведений по грамматике, правописанию, подготовку к дальнейшему усвоению русского языка как предмета. В процессе специального обучения языку осуществляется также развитие познавательной деятельности на материале речевых фактов, постепенное формирование отвлечённого словесного мышления, создание прочной основы для дальнейшего повышения образовательного и культурного уровня учащихся.

Основная задача развития речи состоит в том, чтобы приблизить учеников к уровню практического владения родным языком в норме, т.е. научить пользоваться речью как средством общения. С этой целью систематически проводится совершенствование форм речевого общения и средств языка по следующим взаимосвязанным направлениям:

а). развитие у детей различных видов устной речи (диалогической, монологической) на основе обогащения знаний об окружающем мире; б). формирование и расширение лексической стороны речи; в). практическое овладение основными закономерностями языка на основе усвоения смысловых и грамматических отношений; г). формирование лексико-грамматической готовности к осознанному усвоению других разделов родного языка (обучение грамматике, грамоте, правописанию).

Исходным положением для системы работы по развитию речи является принцип коммуникативной направленности речи . Соблюдение его предполагает формирование общения в процессе активной речевой деятельности, создание у учащихся мотивированной потребности к речи путём стимуляции их речевой активности и моделирования ситуаций, способствующих порождению самостоятельных и инициативных высказываний. Учащиеся с общим недоразвитием речи вовлекаются в коммуникативную деятельность с самых ранних этапов обучения, ещё не владея всей языковой системой. В начале обучения в школе V вида используется преимущественно ситуативная форма общения, а затем формируется база для контекстной речи. В это время формируется диалог в учебной и игровой ситуации (1класс) с постепенным переходом к краткой беседе по представлениям детей (2-й, 3-й классы). В 3-ем, 4-ом классах осуществляется развитие связной устной речи при проведении тематических бесед. Обращается внимание на правильную последовательность в передаче событий, включение элементов рассуждения, оценки и доказательности.

Овладение грамматическим строем языка, морфологическими и синтаксическими элементами осуществляется практическим путём, без употребления грамматических терминов. Выделяя для изучения ту или иную грамматическую категорию или форму, учитель подводит учащихся к определённым грамматическим обобщениям. В 1-ом, 2-ом, 3-ем классе учащиеся практически овладевают основными грамматическими закономерностями языка. Начиная с 3-го класса у детей формируется умение употреблять сложные предложения и закрепляются навыки использования усвоенных типов предложений в связной речи. В 4-ом, 5-ом классах предусматривается практическое обобщение усвоенных грамматических закономерностей. На основе развития устной речи вырабатываются умения и в области письменной речи. Методика обучения письменной речи носит коррекционно-пропедевтический характер.

Главным звеном в коррекционно-развивающей работе являются занятия с учителем-логопедом . Цель занятий - упорядочение и развитие у детей звуковых, морфологических и синтаксических обобщений. На этой основе происходит формирование и совершенствование связной (контекстной) речи, её устной и письменной формы. На логопедических занятиях создаются предпосылки полноценной учебной деятельности. Дети обучаются давать развёрнутые ответы, в основе которых лежат: а). анализ и синтез; б). обобщение; в). группировка материала; г). сопоставление, сравнение изучаемого материала.

Важной задачей логопедических занятий является обучение рассказу по картинке, по серии картинок; описательные, повествовательные рассказы; рассказ по плану, по вопросам, по опорным словам; рассказ по заданному началу или концовке. Умение составлять рассказы позволяет выявить способность ученика устанавливать причинно-следственные связи, определять временные рамки происходящего события. На логопедических занятиях дети также пересказывают монологические тексты, рассказывают о реальных и воображаемых событиях, предметах, учатся сочинять, что способствует формированию коммуникативных навыков, используемых в повседневной жизни.

Полученные речевые умения и навыки школьники закрепляют на часах развития речи и звуковой культуры речи , которые проводят воспитатели во второй половине дня. Педагоги используют различные методы и приёмы по пропедевтике и коррекции устной и письменной речи, по развитию разных её видов и форм. Так, ученики читают и пересказывают произведения, рассуждают и составляют рассказы на заданную или свободную тему, пишут мини-сочинения, коллективно обсуждают их, делятся впечатлениями, высказывают свою точку зрения. Одним словом, учащиеся на часах развития речи и звуковой культуры речи используют разные виды речи.

Постепенно школьники научаются осознавать цели и условия общения, сознательно пользоваться языковыми средствами, с помощью которых может быть решена коммуникативная задача, активно взаимодействовать в конкретной ситуации общения. Учащиеся овладевают умением адекватно усваивать и передавать информацию в процессе межличностного общения, руководить коллективными формами работы, правильно реагировать на различные ситуативные факторы общения. Под влиянием всестороннего коррекционного обучения и воспитания у выпускников специальной школы V вида происходят позитивные изменения в развитии речевой и познавательной деятельности. Всё это позволяет положительно оценить возможности их полной социальной адаптации.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей.

2 слайд

Описание слайда:

Общие нарушения речи по данным ВОЗ отмечаются в настоящее время в среднем у 30% детей, пришедших в первый класс школы, т.е. объективно в течение дошкольного периода у трети всей популяции детей речевая функция не достигает нормы и требует дополнительных коррегирующих воздействий специалистов-логопедов. Однако внешние проявления недоразвития речи у этих детей сопровождаются значительными отличиями от нормы протекания нейро-психофизиологических процессов и вследствие этого, снижением уровня внимания и развития высших психических функций - восприятия, представления, памяти, мышления.

3 слайд

Описание слайда:

Одной из основных особенностей психического развития детей-логопатов является изменение характера их взаимодействия с окружающим миром. Это связано прежде всего с тем, что у них в той или иной степени нарушено речевое общение. Психологический анамнез выявляет ряд затруднений, связанных с формированием разных видов деятельности. Так, в дошкольном возрасте часто отмечаются особенности экспрессивной речи (“понимает все или почти все, а говорит плохо”, “стесняется говорить” и т.д.). Родители детей предъявляют жалобы на освоение ребенком чтения, письма, навыков счета.

4 слайд

Описание слайда:

Выявляются: бедная, аграмматичная речь, речевое общение ребенка ограничено. Преобладает ситуативно-деловая форма общения. Родители часто отмечают истощаемость ребенка во время игры и нарастание количества неудачных действий с предметами на этом фоне. Чаще всего предпочитают играть молча. В ситуации, когда в игре участвуют родители, начинает говорить, но содержательная сторона его общения примитивна.

5 слайд

Описание слайда:

Степень недоразвития речи чаще всего соответствует уровню общего психологического недоразвития. Прежде всего, появление речи, как правило, значительно запаздывает. У многих детей речь появляется к 6-7-летнему возрасту. Однако встречаются случаи отклонения в ту или другую сторону. У некоторых детей с кажущейся богатой речью можно наблюдать поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. В таких случаях говорят о пустой, эхологичной речи. У некоторых детей речь не возникает и почти не развивается. Это так называемые “безречевые” дети.

6 слайд

Описание слайда:

Может отмечаться неустойчивость слухового внимания (“мерцающее” внимание). Отвлекаемость сочетается у этих детей с беспорядочностью деятельности, частой сменой видов деятельности при отсутствии концентрации внимания.

7 слайд

Описание слайда:

На ЗРР ребенка (имеется ввиду ребенок до 3-х лет) влияют несколько факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним факторам можно отнести: · некоторые наследственные болезни; · особенности протекания беременности; · наличие гипоксии внутриутробной и родовой; · наличие определенных болезней у ребенка; · пол ребенка; · ребенок - левша или правша; · личные особенности ребенка. То есть речь идет о факторах, которые практически не зависят от ребенка, и которые он получил в наследство. К внешним относятся следующие факторы: стрессовые ситуации; присутствие младших братьев-сестер (особенно с маленькой разницей); билингвизм семьи; смена места проживания (одна из разновидностей стресса), детского садика; еще несколько параметров. Тоесть к внешним параметрам можно отнести все то, что окружает ребенка.

8 слайд

Описание слайда:

В настоящее время учащиеся с тяжелыми нарушениями речи в 5-10 классах обучаются по программе массовой школы. 1. Важным компонентом работы является привлечение заданий, направленных на преобразование текста (структурное, лексико-грамматическое). Это позволяет школьникам осознать композиционно-смысловое единство текста, использовать вариативные средства для выражения одной и той же мысли. 2. Изучение различных типов речи начинается с повествования, поскольку в таких текстах развертывание сообщения соответствует фактическому ходу событий, тексты-повествования достаточно просты по структурному оформлению.

9 слайд

Описание слайда:

3. Обучение рассуждению проводится в устном плане и тесно увязывается с изучением программного материала по русскому языку, литературе, предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов, найдутся здесь и те, кого интересует история Рима. Это позволяет реализовать коммуникативный принцип обучения, в соответствии с которым первоочередной является задача развития устной речи, а с другой стороны, установить межпредметные связи. 4. Коммуникативный принцип реализуется также путем включения письменной речи в те виды деятельности учащихся, которые могут быть впоследствии социально востребованы (составление деловых бумаг. писем и т.п.) 5. Особое внимание в работе уделяется содержанию, структуре, языковому оформлению текстов. В связи с этим большое место отводится анализу готовых текстов, изложениям, составлению собственных текстов на основе созданной модели, по аналогии с анализируемым текстом. 6. Исследования и школьная практика показывают, что сочинение в том виде, в котором оно существует в массовой школе, недоступно большинству учащимся с тяжелыми нарушениями речи. Данный вид работы мы обозначили как составление текста с использованием различного рода содержательных и смысловых вербальных и невербальных опор, которые в совокупности представляют собой модель анализируемого или создаваемого высказывания. 7. Формирование основных лексических понятий переносится с уроков русского языка на уроки развития речи и увязывается с работой по обогащению словарного запаса учащихся.

10 слайд

Описание слайда:

Комплектование классов из воспитанников, имеющих однородные дефекты речи, с обязательным учетом уровня их речевого развития. Коррекционное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования: начальное общее образование, основное общее образование. На уровне начальной школы обеспечивается: коррекция различных проявлений речевого дефекта(нарушения звукопроизношения, голоса, темпа голоса, фонематического слуха, аграмматизмы, дисграфия, дислексия), обусловленных ими отклонений в психическом развитии воспитанника, первоначальное становление его личности, выявление и целостное развитие его способностей, формирование у воспитанников мотивации к учебной деятельности. Приобретение навыка фонематически правильной разговорной речи, расширение лексического запаса, обучение грамматически правильному оформлению высказывания. На уровне получения основного общего образования проводится развитие полноценных навыков устной разговорной и письменной литературной речи, необходимые для полноценного включения в общественную жизнь. Прием детей в подготовительный класс осуществляется с 6-8летнего возраста, в 1-ый класс с 7-9 летнего возраста. Наполняемость класса до 12 человек.

11 слайд

Описание слайда:

В I отделение школы принимаются дети с диагнозом: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжёлой степени, препятствующее обучение в общеобразовательной школе. При комплектовании классов учитывается в первую очередь уровень речевого развития и характер первичного дефекта. Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжёлой формой заикания при нормальном развитии речи. В I и II отделении образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнем образования программ двух отделений. В I отделении – I ступень – начальное общее образование с нормативным сроком освоения – 4 - 5 лет; II ступень – основное общее образование с нормативным сроком освоения – 6 лет. Предельная наполняемость классов составляет 12 человек. Выпускники специальных школ получают свидетельство о неполном среднем образовании. В учебном процессе предусматривается большое число часов на производственно-трудовое обучение. При этом решаются две задачи: труд как важное коррекционно - воспитательное средство преодоления дефектов развития и формирования личности, и как главное условие подготовки детей с отклонением в психофизическом развитии к жизни и труду в обществе. Коррекция нарушений речи и письма у учащихся проводится систематически в течение всего учебно-воспитательного процесса, но в наибольшей степени на уроках родного языка.

12 слайд

Описание слайда:

Для учащихся 1-го класса c системным недоразвитием речи. Цели: Активизация, обобщение и закрепление знаний о гласных звуках и буквах. Развитие буквенного гнозиса и навыка правильного и осознанного чтения; предупреждение фонематической и семантической дислексии, также дисграфии. Задачи: Развивать артикуляционную моторику и речепроизносительные навыки; автоматизация произношения звука л в слогах и словах. Закреплять звукобуквенные связи и навык написания письменных букв. Формировать умение объяснять значение или несколько значений прочитанного слова; умение соотносить слово к различным смысловым группам; обогащать словарь учащихся многозначными словами. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Формировать навык правильного словоизменения (образование форм множественного числа с окончанием –Ы). Воспитывать познавательную активность, интерес к изучению родного языка, внимание к звучанию собственной речи

13 слайд

Описание слайда:

Дифференциация гласных в словах. Пока мы играли в мяч, Красная шапочка нашла цветок, на котором написано слово. Но из этого слова выпала гласная буква: какая? Давайте вставим букву в это слово и посмотрим, что получится. Дети записывают получившиеся слова и обозначают гласную букву. Мы разгадали загадку этого необычного цветка и пришла пора прощаться с гласными буквами. Давайте пропоём: «До свидания, гласные А, О, У, Ы, И!» Чтобы вернуться домой, мы построим дорожку: - Работа с пособием «Лепестки» (Пространственная ориентировка).

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные