Детский героизм на войне (ЕГЭ по русскому). Образцы героизма и самопожертвования в истории Произведения о героизме на войне

Сочинение ОГЭ: «Что такое героизм? По А. Приставкину

Вариант сочинения 1:

Героизм - это поведение человека, который, не задумываясь, жертвует собой ради других людей. Как правило, героями становятся в каких-то критических ситуациях.

Великая Отечественная война дала миру множество примеров героического поведения. О них рассказывается и в тексте А. Приставкина.

Дедушка Пешеходов всех солдат считает своими героическими сыновьями: ведь они «в Сталинграде стояли до последнего дыхания» (предл. 19), «грудью упали на вражескую амбразуру» (предл. 21).

Героем можно назвать и лётчика Виктора Талалихина, совершившего ночной таран в небе и уничтожившего вражеский самолёт.

История победы нашей страны в той войне никогда не была бы написана без примеров подобного героизма.

Вариант сочинения 2:

Героизм в моём понимании - это ситуация, когда человек рискует или жертвует своей жизнью ради чего-то, например, спасения людей, страны. Во все времена люди помнят имена своих героев, потому что их подвиги восхищают, рождают в душах лучшие чувства.

Именно поэтому мальчишки из текста А. Приставкина так увлечённо слушали рассказы дедушки Пешеходова. Он приводил примеры героического поведения сыновей Семёна и Василия: «...на Курской дуге задержали «тигров» и «Фердинандов» (предл. 28), «грудью упали на вражескую амбразуру» (предл. 21). Всех солдат, воевавших против фашистов, старик считал своими сыновьями.

Героические поступки совершаются не только на войне, но и в наше мирное время. Девятнадцатилетний матрос эсминца «Быстрый» Тихоокеанского флота Алдар Цыденжапов во время пожара ценой своей жизни спас экипаж миноносца, за что был удостоен звания Героя России посмертно.

Героизм - это проявление лучших человеческих качеств, поэтому мы гордимся теми, кто в сложнейших жизненных ситуациях делает осознанный выбор в пользу Родины или окружающих.

Вариант сочинения 3:

Я считаю, что героизм невозможен без самопожертвования, отваги, любви к другим людям. Ведь именно ради других совершают подвиги герои. Героизм - это самоотверженность.

О бесстрашии и силе духа героев рассказывается и в тексте А. Приставкина. Дедушка Пешеходов приводит много примеров героического поведения своих сыновей (предл. 19, 21, 28). Для него родными людьми стали все, кто защищал страну от врагов (предл. 41-42).

И мне тоже известны примеры из биографий героев Великой Отечественной войны. Трижды Герой Советского Союза лётчик Иван Кожедуб сбил 62 вражеских самолета!

Без героев не было бы победы в той войне. И мы, потомки, гордимся ими.

Вариант сочинения 4:

Героизм - это проявление мужества, отваги, способность жертвовать собою ради других. Героизм проявляется, как правило, в экстремальных условиях, в моменты беды.

Семён и Василий в рассказе А. Приставкина - сыновья старого фронтовика. Они погибли, как и тысячи других солдат, которых дедушка Пешеходов тоже считает своими детьми. Поэтому Василий и Семён в рассказах фронтовика предстают былинными героями (предл. 21, 22, 27, 28, 30, 31).

Таким же храбрым человеком я считаю и юного Марата Казея. Во время войны он подрывал эшелоны, ходил в разведку, а когда оказался в кольце немцев, подорвал себя вместе с ними.

Думаю, героизм предполагает готовность в самый сложный момент жизни принять ответственность на себя.

Текст для работы По А. Приставкину:

(1)Когда в школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке
обязательно появятся сыновья Пешеходова - Семён и Василий. (2)Сыновья или кинутся
под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. (3)И,
прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский
«мессер», учителя не возмущаются. (4)Они знают, в чём дело.
(5)В воскресные дни в людных местах городка появляется старик с выцветшими
глазами. (7)На старике надета солдатская гимнастёрка, видимо, приобретённая по
случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным-давно растворилась в
дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.
(8)Пешеходов не задерживается среди взрослых: его лучшие приятели и слушатели
- ребятня. (9)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.
(10)Больше того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное
чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке
появятся почки или неожиданно зазеленеет листок.
(11)- Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? -
спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
(12)И старик отвечает:
(13)- Прошёл до Берлина... пешком. (14)И фамилия моя потому Пешеходов.
(15)Постепенно кружок слушателей увеличивается. (16)Приходят новички и те, кто
уже много раз слушал дедушку Пешеходова.
(17)- Дедушка Пешеходов, - уже в который раз расспрашивают ребята, - а кто в
первый день войны встретил немцев под Бугом?
(18)- Мои сыновья, Семён и Василий, - как бы впервые отвечает старик.
(19)- А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?
(20)- Мои сыновья, Семён и Василий.
(21)- А кто грудью упал на вражескую амбразуру?
(22)- Мои сыновья...
(23)И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:
(24)- Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?
(25)Нет, не собьёшь старика!
(26)- Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, - невозмутимо отвечает он, и
в его глазах проступает такая непоколебимая уверенность, что, конечно, никто из
слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.
(27)А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них спокойно
и достойно.
(28)- А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «Фердинандов»?
(29)- Мои сыновья...
(30)- А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?
(31)- Мои сыновья...
(32)- Везде поспевали?
(33)- Везде. (34)Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.
(35)- Так и не вернулись?
(36)- Так и не вернулись. (37)Спят в могиле.
(38)При слове «могила» у ребят как бы перехватывает дыхание, и тогда кто-то из них
решается спросить:
(39)- Где их могила?
(40)Старик распрямляется и сдержанно говорит:
(41)- Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (42)По всей родной земле.
(43)И от того, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах,
детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться,
когда пробьёт назначенный час...

(По А. Приставкину)

Введение

1 Героизм советского человека в годы Великой Отечественной Войны

2 Истоки массового героизма советских людей

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Советский народ был серьезно встревожен войной, внезапным нападением фашистской Германии, но он не был духовно подавлен и растерян. Он был уверен, что коварный и сильный враг получит надлежащий отпор. На подъем народа на Отечественную войну, на вдохновение его Вооруженных Сил на самоотверженную борьбу сразу же заработали все средства и методы духовного воздействия, все отрасли и разделы духовной культуры и искусства. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой с фашистской силой темною, с проклятою ордой» - звала всех и каждого песня. Народ почувствовал себя полноценным субъектом духовной жизни человечества, он принимал на себя миссию борьбы с фашистским нашествием не только как защиту своего исторического существования, но и как великую спасительную общечеловеческую задачу.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов ярко показала, что духовная борьба существенно влияет на весь ход военной борьбы. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военно-техническом и экономическом превосходстве. И наоборот, война не проиграна, если дух народа не сломлен, даже при больших первоначальных успехах врага. И это убедительно доказала Отечественная война. Каждый бой, каждая операция этой войны представляют сложнейшее одновременно силовое и духовное действие.

Война длилась 1418 суток. Все они наполнены горечью поражений и радостью побед, больших и малых потерь. Сколько и каких требовалось духовных сил, чтобы этот путь одолеть?!

9 мая 45-го года - это не только победа оружия, но и победа народного духа. Миллионы людей не перестают задумываться над её происхождением, итогами и уроками. В чем заключалась духовная мощь нашего народа? Где искать истоки столь массового героизма, стойкости и бесстрашия?

Все вышесказанное обосновывает актуальность данной темы.

Цель работы: изучение и анализ причин героизма советского человека на фронтах Великой Отечественной Войны.

Работа состоит из ведения, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 16 страниц.

1 Героизм советского человека в годы Великой Отечественной Войны

Великая Отечественная война - это тяжёлое испытание, выпавшее на долю русского народа. С первых же дней войны пришлось иметь дело с очень серьёзным противником, умеющим вести большую современную войну. Гитлеровские механизированные полчища, не считаясь с потерями, рвались вперёд и предавали огню и мечу всё, что встречалось на пути. Нужно было круто повернуть всю жизнь и сознание советских людей, морально и идейно организовать и мобилизовать их на тяжёлую и длительную борьбу.

Все средства духовного воздействия на массы, агитация и пропаганда, политико-массовая работа, печать, кино, радио, литература, искусство – использовались для разъяснения целей, характера и особенностей войны против фашистской Германии, решения военных задач в тылу и на фронте, для достижения победы над врагом.

Сохранились волнующие документы – предсмертные записки некоторых советских воинов. Строчки записок воскрешают перед нами во всей красоте облик людей, мужественных и беспредельно преданных Родине. Непоколебимой верой в силу и непобедимость Родины проникнуто коллективное завещание 18 членов подпольной организации города Донецка: «Друзья! Мы погибаем за правое дело… Не складывайте рук, восставайте, бейте врага на каждом шагу. Прощай, русский народ».

Русский народ не жалел ни сил, ни жизни для того, чтобы приблизить час победы над врагом. Плечом к плечу с мужчинами ковали победу над врагом и наши женщины. Они мужественно сносили неимоверные тяготы военного времени, они были беспримерными труженицами на заводах, в колхозах, в больницах и школах.

Героически сражались дивизии народного ополчения, созданные трудящимися Москвы. В период обороны Москвы столичные партийная и комсомольская организации направили на фронт до 100 тыс. коммунистов и 250 тыс. комсомольцев. Почти полмиллиона москвичей вышли на строительство оборонительных рубежей. Они опоясали Москву противотанковыми рвами, проволочными заграждениями, окопами, надолбами, дотами, дзотами и т. д.

Девиз гвардейцев – быть всегда героями – нашёл яркое воплощение в бессмертном подвиге панфиловцев, который совершили 28 бойцов 316-й дивизии генерала И.В.Панфилова. Обороняя рубеж у разъезда Дубосеково, эта группа под командованием политрука В.Г.Клочкова 16 ноября вступила в единоборство с 50 немецкими танками, сопровождаемыми большим отрядом вражеских автоматчиков. Советские воины сражались с беспримерными мужеством и стойкостью. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва»,- с таким призывом обратился к воинам политрук. И бойцы стояли насмерть, 24 из них, в том числе В.Г.Клочков, пали смертью храбрых, но враг здесь не прошел.

Примеру панфиловцев последовали многие другие подразделения и части, экипажи самолётов, танков и кораблей.

Во всём величии предстаёт перед нами легендарный подвиг десантного отряда под командованием старшего лейтенанта К.Ф.Ольшанского. Отряд в составе 55 моряков и 12 красноармейцев в марте 1944 года совершил дерзкий налёт на немецкий гарнизон в городе Николаеве. Восемнадцать ожесточённых атак отразили советские воины в течение суток, уничтожив четыреста гитлеровцев и подбив несколько танков. Но и десантники понесли огромные потери, силы их были на исходе. К этому времени советские войска, наступавшие на Николаев в обход, добились решающего успеха. Город был свободен.

Все 67 участников десанта, из них 55 посмертно, удостоены звания Героя Советского Союза. За годы войны этого высокого звания были удостоены 11525 человек.

«Победить или умереть» – только так стоял вопрос в войне с германским фашизмом, и наши воины понимали это. Они сознательно отдавали жизнь за Родину, когда этого требовала обстановка. Легендарный разведчик Н.И.Кузнецов, отправляясь в тыл врага с заданием писал: «Я люблю жизнь, я ещё очень молод. Но потому, что Отчизна, которую я люблю, как свою родную мать, требует от меня пожертвовать жизнью во имя освобождения её от немецких оккупантов, я сделаю это. Пусть знает весь мир, на что способен русский патриот и большевик. Пусть запомнят фашистские главари, что покорить наш народ невозможно, также как и погасить Солнце».

Ярки примером, олицетворяющим героический дух наших воинов, является подвиг бойца морской пехоты комсомольца М.А.Паникахин. Во время вражеской атаки на подступах к Волге он, объятый пламенем, ринулся на встречу фашистскому танку и бутылкой с горючим поджёг его. Вместе с вражеским танком сгорел герой. Его подвиг товарищи сравнивали с подвигом горьковского Данко: свет подвига советского героя стал маяком, на который равнялись другие герои-воины.

Какая сила духа была проявлена теми, кто не колеблясь, закрывал своим телом извергавшую смертоносный огонь амбразуру вражеского дзота! Рядовой Александр Матросов был одним из первых, кто совершил такой подвиг. Подвиг этого русского солдата повторили десятки бойцов других национальностей. Среди них узбек Т.Эрджигитов, эстонец И.И.Лаар, украинец А.Е.Шевченко, киргиз Ч.Тулебердиев, молдованин И.С.Солтыс, казах С.Б.Байтагатбетов и многие другие.

Вслед за белорусом Николаем Гастелло направили свой горящий самолёт на врага русские лётчики Л.И.Иванов, Н.Н.Сковородин, Е.В.Михайлов, украинец Н.Т.Вдовенко, казах Н.Абдиров, еврей И.Я.Иржак и другие.

Конечно, самоотверженность, презрение к смерти в борьбе с врагом не обязательно влекут с собой потерю жизни. Больше того, часто эти качества советских воинов помогают им мобилизовать все свои духовные и физические силы, чтобы найти выход из трудного положения. Вера в народ, уверенность в победе, во имя которой русский человек идёт на смерть, не страшась её, воодушевляет бойца, вливает в него новые силы.

Благодаря этим же причинам, благодаря железной дисциплине и воинскому мастерству, миллионы советских людей, смотревших смерти в лицо, победили и остались живы. Среди этих героев 33 советских богатыря, которые в августе 1942 года на подступах к Волге одержали победу над 70 танками противника и батальоном его пехоты. Почти невероятно, но, тем не менее, факт, что эта небольшая группа советских воинов во главе с младшим политруком А.Г.Евтифьевым и заместителем политрука Л.И.Ковалёвым, имея только гранаты, автоматы, бутылки с горючей смесью и одно противотанковое ружьё, уничтожила 27 немецких танков и около 150 гитлеровцев, а сама вышла из этого неравного боя без потерь.

В годы войны очень ярко проявились такие качества наших солдат и офицеров, как стойкость и несгибаемость воли при исполнении воинского долга, составляющие важный элемент подлинного героизма. Даже в труднейших условиях начального периода войны основная масса наших воинов не впала в уныние, не потеряла присутствие духа, сохранила твёрдую уверенность в победе. Мужественно преодолевая «танко- и самолётобоязнь», неопытные солдаты становились закалёнными бойцами.

Всему миру известна железная стойкость наших воинов в дни героической обороны Ленинграда, Севастополя, Киева, Одессы. Решимость биться с врагом до конца была массовым явлением и находила своё выражение в клятвах отдельных бойцов и подразделений. Вот одна из таких клятв, принятая советскими моряками в дни обороны Севастополя: «Для нас лозунг «Ни шагу назад!» стал лозунгом жизни. Мы все, как один, непоколебимы. Если среди нас окажется притаившийся трус или предатель, то рука наша не дрогнет – он будет уничтожен».

Великой стойкостью и мужеством отмечены действия советских воинов в историческом сражении на Волге. Переднего края в сущности не было – он был повсюду. Ожесточённая кровопролитная борьба шла за каждый метр земли, за каждый дом. Но и в этих невероятно тяжёлых условиях советские воины выстояли. Выстояли и победили, прежде всего, потому, что здесь сложился сплочённый воинский коллектив, здесь была идея. Именно общая идея была той цементирующей силой, которая объединяла воинов и делала их стойкость поистине железной. Слова «Ни шагу назад!» для всех бойцов и офицеров стали требованием, приказом, смыслом существования. Защитников воинской твердыни поддерживала вся страна. 140 дней и ночей непрерывных боёв за город на Волге – это подлинная эпопея народного героизма. Легендарную стойкость города на Волге олицетворяют его прославленные герои, среди них сержант И.Ф.Павлов, возглавлявший горстку храбрецов, проникших в один из домов. Этот дом, превращённый в неприступную крепость, вошёл в летопись войны как Дом Павлова. Никогда не померкнет память о подвиге связиста В.П.Титаева, который, погибая, зажал зубами порванные концы провода и восстановил нарушенную связь. Он и мёртвый продолжал бороться с фашистами.

Курская дуга – здесь гитлеровское командование хотело взять реванш и изменить ход войны в свою пользу. Однако героизм советских людей не знал границ. Казалось, что наши бойцы превратились в бесстрашных богатырей и никакая сила не способна удержать их от выполнения приказа Родины.

Только одна 3-я истребительная бригада за четыре дня боев отразила 20 атак и уничтожила 146 вражеских танков. Героически защищала свои боевые позиции у села Самодуровка батарея капитана Г.И.Игишева, на которую устремилось до 60 фашистских танков. Уничтожив 19 танков и 2 батальона пехоты, почти все батарейцы погибли, но не пропустили врага. Село, у которого проходил бой, носит имя Героя Советского Союза Игишева. Летчик гвардии лейтенант А.К.Горовец на самолете-истребителе, фюзеляж которого украшала надпись «От колхозников и колхозниц Горьковской области», один вступил в бой с большой группой вражеских бомбардировщиков и сбил 9 из них. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В боях под Орлом образец доблести и мужества показал летчик А.П.Маресьев, вернувшийся в строй после тяжелого ранения и ампутации голеней обеих ног и сбивший 3 вражеских самолета.

Враг был остановлен по всему фронту и советские войска перешли в контрнаступление. В этот день в районе деревни Прохоровки произошло самое крупное в истории встречное танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало около 1200 танков. Основная роль в нанесении контрудара по наступающему врагу принадлежала 5-й гвардейской танковой армии под командованием генерала П.А.Ротмистрова.

Освободив Украину и Донбасс, советские войска вышли к Днепру и сходу начали форсирование реки одновременно на многих участках. Передовые части на подручных средствах - рыбачьих лодках, плотах, досках, пустых бочках и т. п. - преодолевали эту мощную водную преграду и создавали необходимые плацдармы. Это был выдающийся подвиг. Около 2500 солдат и офицеров за успешное форсирование Днепра были удостоены звания Героя Советского Союза. Выход к нижнему течению Днепра позволил нашим войскам блокировать противника в Крыму.

Ярким примером мужества и необыкновенной отваги является боевая деятельность разведчика Героя Советского Союза В.А.Молодцова и его боевых товарищей И.Н.Петренко, Яши Гордиенко и других. Обосновавшись по заданию органов государственной безопасности в катакомбах Одессы, оккупированной врагом, и испытывая величайшие трудности (не доставало продуктов, фашисты травили их газом, замуровывали входы в катакомбы, отравляли воду в колодцах и т.д.), разведывательная группа Молодцова в течении семи месяцев регулярно передавала в Москву ценные разведывательные данные о противнике. Они остались до конца верны своей Родине. На предложение подать прошение о помиловании Молодцов от имени своих товарищей заявил: «Мы на своей земле у врагов помилования не просим».

Воинское мастерство чрезвычайно усиливало стойкость и другие морально-боевые качества наших воинов. Вот почему в овладении оружием, техникой, новыми приёмами боя наши солдаты вкладывали всю душу. Известно какое широкое распространение на фронте приобрело снайперское движение. Сколько тут было славных имён, получивших заслуженную известность!

Одна из наиболее характерных черт духовного облика наших воинов – чувство коллективизма и товарищества.

Большую помощь Красной Армии оказали советские партизаны. 1943 год - был временем небывалого героического массового партизанского движения. Координация взаимодействия партизанских отрядов, их тесная связь с боевыми операциями Красной Армии являлись характерными особенностями всенародной борьбы в тылу врага.

К концу 1941 года под Москвой действовало 40 партизанских отрядов, насчитывавших до 10 тыс. человек. За короткий срок они уничтожили 18 тыс. фашистских оккупантов, 222 танка и бронемашины, 6 самолетов, 29 складов с боеприпасами и продовольствием.

Как и воины на фронте, партизаны проявляли невиданный героизм. Советский народ свято чтит память о бесстрашной патриотке - восемнадцатилетней комсомолке Зое Космодемьянской, добровольно вступившей в ряды защитников Родины и выполнявшей самые опасные задания во вражеском тылу. Во время попытки поджечь важный военный объект Зоя была схвачена фашистами, которые подвергли ее чудовищным пыткам. Но Зоя не выдала врагу своих товарищей. Стоя у виселицы с петлей на шее, Зоя обратилась к согнанным к месту казни советским людям: «Мне не страшно умирать, товарищи! Это счастье - умереть за свой народ!» Столь же геройски вели себя тысячи других советских людей.

К концу 1943 года в партизанских отрядах находилось более 250 тыс. человек. На оккупированной территории существовали целые партизанские края в Ленинградской и Калининской областях, в Белоруссии, Орловской, Смоленской и других областях. Под полным контролем партизан находилось свыше 200 тыс. км 2 территории.

В период подготовки и в ходе Курской битвы они нарушали работу тыла врага, вели непрерывную разведку, затрудняли переброску войск, активными боевыми действиями отвлекали на себя резервы противника. Так, 1-я Курская партизанская бригада взорвала несколько железнодорожных мостов и на 18 суток прервала движение поездов.

Особенно следует отметить партизанские операции под условными названиями «Рельсовая война» и «Концерт», проведенные в августе - октябре 1943 г. В ходе первой операции, в которой действовало около 170 партизанских формирований численностью 100 тыс. человек, осуществлено крушение многих эшелонов, разрушены мосты и станционные сооружения. Операция «Концерт» была еще более эффективной: пропускная способность железных дорог снизилась на 35-40%, что значительно затруднило перегруппировку гитлеровских войск и оказало большую помощь наступающей Красной Армии.

Непоколебимость духа, гордое сознание своей силы и морального превосходства над врагом не оставляли советских солдат и офицеров даже тогда, когда они попадали в руки гитлеровцев и оказывались в безвыходном положении. Погибая, герои оставались непобеждёнными. Они распяли солдата-комсомольца Юрия Смирнова, вбив гвозди в его ладони и ступни; умертвили партизанку Веру Лисовую, разведя на её груди костёр; замучили легендарного генерала Д.М.Карбышева, облив его на морозе водой, который в ответ на предложение гитлеровцев служить им ответил с достоинством: «Я советский человек, солдат, и я остаюсь верен своему долгу».

Таким образом, в суровое время войны во всём величии проявилась духовная мощь нашего народа, беззаветно преданного своей Родине, упорного в бою за правое дело, неутомимого в труде, готового на любые жертвы и лишения во имя процветания Отечества.

2 Истоки массового героизма советских людей

Победа или поражение в войне - итог ряда составляющих, среди которых первостепенное место занимает моральный фактор. Что защищали советские люди? Ответ на этот вопрос во многом объясняет поведение людей на фронте и в тылу, стимулы их общественного сознания того времени и личного отношения к противоборству с гитлеровцами. Народ встал на защиту своего государства, своей Родины. Миллионы павших и живых вкладывали в это понятие все лучшее, связанное с жизнью страны, своей семьи, детей, с новым справедливым обществом, которое, они верили, будет построено. Гордость за страну, сопричастность ее успехам и неудачам - важная особенность общественных настроений и личностных поступков того времени. Они знали, что ведут войну за правое дело, и в большинстве своем, даже в самой безысходной обстановке, не сомневались в конечной победе.

Любовь к Родине, к русской земле Альберт Аксел выделяет как главный источник моральных сил армии, что в годы Великой Отечественной войны проявилось в «обстановке всеобщего героизма». Историк последовательно отстаивает тезис о том, что самопожертвование советского народа и его военные подвиги «изменили ход событий во Второй мировой войне».

Сегодня выходит немало взвешенных по своим оценкам публикаций и книг о героях минувшей войны, о природе героизма. Их авторы глубоко проникают в истоки и суть героического подвига, понимая под этим такой поступок человека или группы людей, когда сознательно делается шаг, выходящий за привычные нормы поведения. Героизм этот состоит в разрешении жизненного противоречия, которое в данный момент не может быть разрешено обычными, повседневными средствами. Особое значение в данном случае имеют содержание побудительного мотива поступка, его соответствие духовному настрою, идейным убеждениям людей и требованиям обстановки.

Героическое в поведении и поступках того или иного человека обязательно связано с исключительным напряжением мысли, воли, чувства, сопряжено с риском, в большинстве случаев - со смертельной опасностью. Однако в годы войны люди сознательно шли на любой риск и любые испытания. Их вели на это самоотверженная забота о судьбе Родины, о ее настоящем и будущем, глубокое осознание грозной опасности, какую нашей стране нес с собой германский нацизм. Именно здесь надо искать источник того невиданного массового героизма, который стал решающей движущей силой в войне, важнейшим фактором победы в ней. Он проявлялся в деятельности людей всех возрастов и профессий, мужчин и женщин, представителей всех наций и народностей СССР. Более 11 тысяч стали Героями Советского Союза, сотни тысяч - кавалерами орденов и медалей.

Истоки массового героизма видятся в русском национальном характере, в патриотизме, чувстве гордости за свою родину, в нравственном духе народа, в братской дружбе людей разной национальности.

Формы массового героизма были многообразными. Но особенно характерным являлся коллективный подвиг частей, соединений - на фронте, заводов, колхозов, многих других трудовых коллективов - в тылу. Это был героизм особого рода: длительный и самого высокого накала ратный труд миллионов красноармейцев в условиях постоянной смертельной опасности, беззаветный труд миллионов рабочих, крестьян, служащих, научно-технической интеллигенции при предельном напряжении духовных сил, часто в условиях голода и холода.

Массовый трудовой героизм советских людей - также явление историческое. Своим самоотверженным трудом они выиграли битву за металл и хлеб, топливо и сырье, за создание оружия победы. Люди трудились по двенадцать и более часов в сутки, без выходных и отпусков. Даже во время налетов немецкой авиации на прифронтовые города не прекращалась работа. А если учесть нехватку продуктов, самых элементарных вещей, холод в нерегулярно отапливаемых домах, то станет ясно, в каких суровых условиях жили и трудились люди. Но они знали: действующая армия ждет самолеты, танки, орудия, боеприпасы и т.д. И все старались произвести продукции как можно больше.

Таким образом, патриотический настрой большинства населения страны убедительно подтверждался практическими делами на фронте и в тылу, а также на временно оккупированной территории СССР.

И в этом смысле можно говорить о морально-политическом единстве советских людей в те годы. Глубокое чувство патриотизма и вместе с тем ненависти к врагу проявляло подавляющее большинство населения СССР независимо от национальности, политических взглядов и вероисповедания. Это обстоятельство нашло отражение и в изменении официальных идеологических установок.

Постепенное глубокое осознание вышесказанного являлось важнейшим источником духовной силы основной массы советских людей, столь ярко проявившейся на фронте, в тылу и на оккупированной советской территории. Главное условие разгрома агрессора они видели, прежде всего, в своем беспрецедентном братском сплочении как сынов единого исторически сложившегося народа, построившего могучее государство. Вот почему достигнутая общими силами и доставшаяся чрезвычайно высокой ценой победа - это достояние всех народов бывшего СССР, закономерная гордость тех, кто добывал эту победу в кровопролитных сражениях, и тех, кто унаследовал ее от своих отцов и дедов. Вместе с тем это и поучительный урок для нынешних поколений - урок беззаветной любви к Отечеству, урок самоотверженной великой борьбы за его свободу и независимость.

Заключение

Великая Отечественная Война показала всю глубину, передовой характер, духовную силу советского; показала решающую роль в исторической судьбе народа качества его духовности, значения духовной культуры и идеологии в ее подъеме, в мобилизации народа на борьбу за свое историческое существование.

Этот опыт войны чрезвычайно важен в наше время для приобретения народом веры в себя, в свою способность решить проблемы, кажущиеся непреодолимыми. Великая Победа советского народа над фашистской Германией обязывает и вдохновляет на решение таких проблем.

В годы войны были ситуации, когда у наших войск физических сил явно не хватало для остановки фашистских полчищ. Спасла сила духа, позволившая сделать перелом в ожесточенной борьбе. Духовная сила подняла на жертвенное служение Отечеству миллионы воинов на бескрайних фронтах великой войны и на бескрайних просторах близкого и далекого тыла. Она соединила всех и сделала творцами Великой Победы. Это величайший пример для потомства на все времена.

Народ не забыл и славит тех, кто храбро сражался и погиб смертью героя, приблизив час нашей победы, прославляет оставшихся в живых, сумевших победить врага. Герои не умирают, их слава бессмертна, их имена навечно занесены не только в списки личного состава Вооружённых Сил, но и в память народную. О героях народ слагает легенды, ставит им прекрасные памятники, их именами называет лучшие улицы своих городов и сёл.

Список использованной литературы

1. Аксел А. Герои России. 1941-1945 / А. Аксел. – М.: Интерстамо, 2002.

2. Баграмян И.Х. Так мы шли к победе. Военные мемуары / И.Х.Баграмян. – М.: Воениздат, 1990.

3. Дмитриенко В.П. История Отечества. XX век.: Пособие для учащихся / В.П. Дмитриенко, В.Д. Есаков, В.А. Шестаков. – М.: Дрофа, 2002.

4. Краткая всемирная история. В 2 книгах / Под ред. А.З. Манфреда. – М.: Изд-во Наука, 1996.

5. Падерин А.А. Война и мир: роль духовной культуры в воспитании патриотического сознания / А.А. Падерин // Материалы научно-практической конференции. – Москва: Изд-во Серебряные нити, 2005.

Подошел к концу учебный год. Для учеников 11 классов настала пора экзаменов. Как известно, для того чтобы получить школьный аттестат, необходимо сдать два основных экзамена: по математике и русскому языку. Но и еще несколько предметов на выбор.

Нюансы сочинения по русскому языку на ЕГЭ

Чтобы получить максимальные баллы за сдачу, необходимо грамотно написать сочинение, то есть третью часть. В части "C" тем для сочинений много. Организаторы экзамена предлагают письменные работы о дружбе, любви, детстве, материнстве, науке, долге, чести и так далее. Одна из самых сложных тем - проблема мужества и стойкости. Аргументы к ней вы найдете в нашей статье. Но это ещё не всё. Вашему вниманию также предлагается план, по которому необходимо писать сочинение на экзамене по русскому языку в 11 классе.

Много авторов писало о войне. Только, к сожалению, эти произведения, как и многие другие, не задерживаются в памяти детей. Мы предлагаем вспомнить самые яркие произведения, в которых можно найти примеры мужества и подвига.

План выпускного сочинения на ЕГЭ по русскому языку

Проверяющие педагоги выставляют большое количество баллов за сочинение, которое имеет правильную композицию. Если вы воспользуетесь нашим планом по написанию текста по проблеме мужества, учителя высоко оценят ваш труд. Но не забывайте о грамотности.

Помните, что сочинение по русскому языку на едином государственном экзамене значительно отличается от письменных работ по обществознанию, истории и литературе. Оно должно быть композиционно правильно оформлено.

А мы с вами переходим к плану будущего сочинения по проблеме мужества и стойкости. Аргументы будут приведены ниже.

1. Введение. Как вы думаете, зачем оно нужно? Всё дело в том, что выпускнику необходимо подвести проверяющего к основной проблеме, которая рассматривается в тексте. Как правило, это маленький абзац, состоящий из 3-5 предложений по теме.

2. Постановка проблемы. В этой части выпускник пишет о том, что выявил проблему. Внимание! Когда вы будете ее указывать, то внимательно подумайте и найдите в тексте аргументы (во фрагменте их около 3).

3. Комментарий выпускника. В данном пункте обучающийся объясняет читателю проблему прочитанного текста, а также характеризует ее. Объем данного пункта - не более 7 предложений.

5. Собственная точка зрения. В этом пункте ученик должен написать - согласен ли он с автором текста или нет. В любом случае, свой ответ нужно обосновать, в нашем случае по проблеме мужества и стойкости. Аргументы приводятся в следующем абзаце.

6. Доказательства из художественных произведений или аргументы из жизни. Большинство учителей настаивают на том, чтобы выпускники приводили 2-3 аргумента из произведений художественной литературы.

7. Заключение. Как правило, состоит из 3-х предложений. В данном пункте задача выпускника состоит в том, чтобы он сделал вывод всему сказанному выше, то есть подвёл некий итог. Заключение будет звучать эффектнее, если вы завершите сочинение риторическим вопросом.

Многие экзаменуемые отмечают, что сложнее всего им даётся пункт аргументирования. Поэтому мы подобрали для вас примеры мужества в литературе.

Михаил Шолохов. Повесть «Судьба человека»

Проявить стойкость можно и в плену. Советский солдат Андрей Соколов попадает в плен. Затем он оказывается в лагере смертников. Однажды вечером его вызывает комендант лагеря и предлагает ему поднять стакан водки за победу фашистского оружия. Соколов отказывается это делать. Среди них был пьяный Мюллер. Он предлагает пленнику выпить за собственную погибель.

Андрей согласился, взял стакан и тут же его выпил, при этом не закусив. Тяжело выдохнув, он сказал: «Распишите меня». Компания пьяных немецких офицеров оценила мужество и стойкость. Аргумент №1 для вашего сочинения готов. Надо отметить, что данная повесть закончилась для пленного солдата Соколова успешно.

Лев Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

Рассматривалась не только в литературе второй половины ХХ века, но и веком раньше. Когда на уроках литературы мы читали данный роман, то невольно становились свидетелями мужества и стойкости русских людей. Лев Толстой писал, что во время боя командование не указывало солдатам что делать. Всё шло само собой. Раненых солдат доставляли в пункты медицинской помощи, тела убитых относили за линию фронта, а ряды бойцов снова смыкались.

Мы видим, что люди не хотели прощаться с жизнью. Но они преодолевали страх, сохраняли боевой дух под летящими пулями. Именно в этом и проявлялись мужество и стойкость. Аргумент №2 готов.

Борис Васильев. Повесть «А зори здесь тихие»

Продолжаем рассматривать На этот раз урок мужества читателям продемонстрирует храбрая девушка в годы Великой Отечественной войны. В данной повести Борис Васильев пишет об отряде девушек, которые погибли, но всё равно сумели победить, потому что не пропустили ни одного вражеского воина на родную землю. Эта победа состоялась, потому что они беззаветно и искренне любили Родину.

Комелькова Евгения - героиня повести. Юная, сильная и мужественная девушка из бойцов повести. С ее именем связаны комические и драматические эпизоды. В ее характере проявляются черты доброжелательности и оптимизма, жизнерадостности и уверенности. Но самая главная черта - это ненависть к врагу. Именно она привлекает внимание читателей, вызывает у них восхищение. Только у Жени хватило смелости вызвать на себя вражеский огонь для того, чтобы отвести смертельную угрозу от раненой Риты и Федота. Такой урок мужества сможет забыть не каждый.

Борис Полевой. "Повесть о настоящем человеке"

Вашему вниманию представляем ещё одно яркое произведение, повествующее о Великой Отечественной войне, героизме и твердости характера советского летчика Маресьева.

Вообще в арсенале Бориса Полевого много произведений, где автором рассматривается проблема мужества и стойкости.

Аргументы к сочинению:

В данной повести автор пишет о советском пилоте Маресьеве. Так случилось, что он выжил после авиакатастрофы, но остался без ног. Это не помешало ему вернуться к жизни. Мужчина встал на протезы. Маресьев снова вернулся к делу всей своей жизни - к полетам.

Мы с вами рассмотрели проблему мужества и стойкости. Аргументы мы привели. Удачи на экзамене!

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные