Счастье в семье в литературе. Счастливая семья в русской классической литературе. Примеры из жизни

Лариса ТОРОПЧИНА

Лариса Васильевна ТОРОПЧИНА - учитель московской гимназии №1549, заслуженный учитель России.

Тема дома и семьи в русской литературе XIX века

Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям.
(Л.Н. Толстой)

Т ема дома и семьи - одна из сквозных тем как в мировой литературе вообще, так и в русской в частности. Её отголоски слышны ещё в древнерусских художественных произведениях. О любимом муже Игоре тоскует, плача на путивльской стене, княгиня Ефросинья Ярославна («Слово о полку Игореве») . Через все жизненные испытания проносят любовь и верность муромский князь Пётр и его супруга, мудрая женщина из простого народа, Феврония («Повесть о Петре и Февронии Муромских») , а в конце жизни герои, принявшие монашество и живущие в разных монастырях, даже уходят из жизни в один день, и тела их, как гласит легенда, оказываются в одном гробу - это ли не доказательство преданности мужа и жены друг другу! Восхищения достойна и семья главы русской старообрядческой церкви - неистового протопопа Аввакума, разделившая с мужем и отцом тяготы изгнания и страдания за веру («Житие протопопа Аввакума» ). Вспомним эпизод, когда измученная долгой пешей дорогой по “стране варварской” протопопица, обращаясь к мужу, восклицает: “Долго ли мука сея, протопоп, будет?” И, услышав от него в ответ: “Марковна, до самыя до смерти!” - покорно говорит: “Добро, Петрович, ино ещё побредём”.

Статья опубликована при поддержке компании "Премиумлим", которая реализует оптом и в розницу банки двух основных типов: банка ско и банка твист-офф объемом от 0,5 до 3 л. Кроме того, в интернет-каталоге компании на страницеhttp://banka-mkad.ru/katalog/category/view/3/ представлены также крышки, закаточные машинки, стерилизаторы и ключи – одним словом все то, без чего невозможно консервирование. Среди поставщиков только проверенные временем компании, продукция которых заслужила только положительные отзывы потребителей, и наилучшим образом соответствующая соотношению "цена-качество". Кроме того, в отличие от многих мелких компаний, "Премиумлим" осуществляет доставку стеклобанок и сопутствующих товаров не только по Москве, но и по России в целом.

Говоря о русской литературе XVIII века, учащиеся, конечно, вспомнят семью Простаковых (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» ), в которой нет любви и согласия между супругами (запуганный Простаков во всём подчиняется грубой, властной жене, единолично распоряжающейся и имением, и слугами, и домом). Слепое обожание госпожой Простаковой единственного сына Митрофанушки принимает самые уродливые формы: главное для неё - женить своё избалованное дитя на богатой девушке. Когда же мечты о свадьбе рушатся, да ещё, как выясняется в конце пьесы, имение, по судебному решению, берут в опеку, госпожа Простакова обращается к сыну, видя в нём единственную поддержку и опору. В ответ же слышит от Митрофана: “Отвяжись, матушка, как навязалась!” Стало быть, ни о какой сердечной привязанности сына к матери и речи быть не может, и такой результат, по мнению комедиографа, закономерен: это “злонравия достойные плоды”.

А вот взаимоотношения скромной селянки Лизы и её матери (повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» ), напротив, должны, по мнению авторасентименталиста, вызывать у читателя умиление: мать и дочь нежно привязаны друг к другу, вместе переживают потерю отца и мужа - кормильца. Бедность не мешает героиням сохранять чувство собственного достоинства. Старушка мать радуется искренней любви дочери к молодому дворянину Эрасту, а сама Лиза, решившись на самоубийство, прежде всего думает о матери и просит “любезную подружку” Анюту о ней позаботиться.

О тяжкой участи крестьянских семей, где мужчины­кормильцы вынуждены, нарушая христианские правила, работать на пашне по воскресеньям (в остальное время они трудятся на “помещика жёстокосердного”), а вечно голодные дети в глаза не видели “барской еды” (сахара), упоминает в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев.

“Мысль семейная” широко прослеживается в литературе XIX века. Вспомним семью Лариных (роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» ), где между мужем и женой царило согласие и взаимопонимание, хотя супруга распоряжалась хозяйством, “мужа не спросясь”. Эта патриархальная поместная семья, где исправно “хранили в жизни мирной привычки милой старины”, а дочери воспитывались на причудливом сочетании чтения французских романов и наивной веры в “преданья простонародной старины… сны, карточные гаданья и предсказания луны”, вызывает и у читателей, и у автора добрую, слегка снисходительную улыбку. А.С. Пушкин отмечает, что, когда помещик Дмитрий Ларин отошёл в мир вечного покоя, он был искренне оплакан “детьми и верною женой чистосердечней, чем иной”. Может быть, такой семьи недоставало Евгению Онегину, не знавшему истинной родительской любви и ласки: ведь его отец был поглощён жизнью высшего света, “долгами жил… давал три бала ежегодно и промотался наконец”, о матери героя автор романа вообще не упоминает, с ранних лет Евгений был отдан под опеку “мадам”, которую затем “месье… сменил”. Возможно, отсутствие настоящей семьи в детстве и юности впоследствии не позволило Онегину ответить взаимностью на чувство деревенской “смиренной девочки” Татьяны. Он, хоть и “живо тронут был”, “получив посланье Тани”, искренне уверен в том, что ему и Татьяне “супружество… будет мукой”, потому что сам долго любить не способен: “привыкнув, разлюблю тотчас”. Может быть, именно поэтому создатель произведения наказывает своего “доброго приятеля” одиночеством и душевным страданием в конце романа.

А как нелепо выглядит вторжение в семейную жизнь персонажей лермонтовского Печорина (роман «Герой нашего времени» ). Пресытившийся жизнью уже в молодости, одинокий герой ищет острых, необычных ощущений, которые могли бы вырвать его из состояния скепсиса и равнодушия. Поэтому, увлёкшись Бэлой и выкрав её с помощью Азамата, он, по сути, обрекает семью “мирного князя” на гибель (глава «Бэла»). Печорин, которого, по его словам, судьбе было угодно “кинуть в мирный круг честных контрабандистов” , разрушил их семью, пусть и весьма своеобразную: Янко и “ундина” вынуждены уехать, опасаясь доноса на них “странствующего офицера”, старуха обречена на смерть, а слепой мальчик - на страдания (глава «Тамань»). Вера, вышедшая, по воле обстоятельств, замуж за нелюбимого человека, - единственная женщина, к которой Печорин по-настоящему привязан. Но его любовь не приносит героине ничего, кроме душевных страданий, потому что семейное счастье и Печорин - понятия несовместимые. Искренне жаль читателю гордую красавицу Мери, полюбившую героя и уверенную в том, что её ждёт предложение руки и сердца, а затем счастливая супружеская жизнь. Увы, Печорин, встретившись с девушкой для объяснения, “твёрдым голосом и с принуждённою усмешкою” говорит: “…я над вами смеялся… я не могу на вас жениться” (глава «Княжна Мери»). А как не посочувствовать добросердечному Максиму Максимычу, не имевшему своей семьи и искренне, как к сыну, привязавшемуся к Печорину! Холодность и равнодушие, какие герой выказывает при встрече с пожилым штабс-­капитаном через несколько лет после расставания, больно ранят душу старого служаки (глава «Максим Максимыч»). Не случайно о смерти Печорина автор сообщает всего одной строкой: “Печорин, возвращаясь из Персии, умер”. Герой не сумел создать семьи, не оставил после себя потомства, его жизнь оказалась “ровным путём без цели”, “пиром на празднике чужом”.

Русская литература второй половины XIX века тоже представляет читателю целую череду произведений, которые смело можно назвать “семейными”. Вспомним «Грозу» А.Н. Островского : её главные герои - члены семьи купчихи Кабановой, которая жёстко и властно управляет сыном, невесткой и дочерью. Героиня, фанатично соблюдающая “старые порядки”, по верному замечанию Кулигина, настоящая “ханжа”: “нищих оделяет, а домашних своих заела совсем”. В страхе держит своё семейст­во и “ругатель, каких поискать”, “пронзительный мужик” Савёл Прокофьич Дикой, а его запуганная жена с самого утра умоляет домочадцев: “Голубчики, не рассердите”. Именно против такого семейного уклада, где всё держится на слепом повиновении и страхе одних перед другими, выступает Катерина, решившаяся на самоубийство, потому что для неё невозможна жизнь в доме деспотичной свекрови и безвольного, нелюбимого мужа.

“Семейным романом” можно назвать и роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» , где мы встречаемся сразу с несколькими семействами: из первой главы узнаём об отце и матери братьев Кирсановых - бое­вом генерале и его верной подруге, проживших в любви и согласии много лет; с нежностью повествует автор о семейном гнёздышке Николая Петровича и его жены Маши, где царили всегда доброта, взаимопонимание, уют. Да и в Фенечке, женщине простой, бесхитростной, искренне привязанной к марьинскому помещику, подарившей ему сына Митю, умеющей обустроить быт в имении и варить варенье из “кружовника”, Николай Петрович словно увидел продолжение милой, рано ушедшей из жизни Маши, память о которой никогда не покинет его сердца. Аркадий повторит путь отца: молодой человек тоже ищет тихого семейного счастья, он готов заниматься делами имения, забыв о юношеском увлечении нигилизмом (“…сделался рьяным хозяином, и «ферма» уже приносит довольно значительный доход”), у него рождается сын, названный в честь деда Николаем. А какое восхищение вызывают “старики Базаровы”, души не чающие в ненаглядном “Енюшеньке” и с заботливым вниманием относящиеся друг к другу. Да и сам Базаров, под маской снисходительной усмешки прячущий свою любовь к родителям, перед смертью просит Одинцову позаботиться об отце и матери: “Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать…”

С разными семьями как крестьян, так и помещиков знакомимся мы в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» : это и краткие упоминания о семье старухи, сокрушающейся, что ей “домой идти тошнее, чем на каторгу”; и эпизод с признанием крестьянина Вавилы в сердечной привязанности к внучке-“егозе”, мечтающей получить от деда в подарок “козловые ботиночки”; и рассказ тянущегося к красоте Якима Нагого о тяготах, которые испытывают крестьянские семьи. Но прежде всего это семьи помещиков (главы «Помещик», «Последыш») и крестьянки Матрёны Тимофеевны Корчагиной (глава «Крестьянка») - о них подробно говорилось в моей статье «“Мысль семейная” в поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”» (2004. № 24).

В романеэпопее «Война и мир» одной из ведущих, по определению самого Л.Н. Толстого, является “мысль семейная”. Писатель утверждал, что “люди как реки”: каждый имеет свой исток, своё русло. С истока - с колыбельной матери, с тепла родного очага, с заботы родных - начинается человеческая жизнь. И в какое русло она войдёт, во многом зависит от семьи, семейного уклада и традиций. В центре произведения два семейства - Ростовых и Болконских. Главные качества членов семьи Ростовых - абсолютная искренность, доверчивость, естественные движения души. Не случайно и мать, и дочь носят одно имя - этим подчёркивается их близость. А об отце, графе Илье Андреевиче, Толстой скажет: “Он - сама распущенная доброта”. Чуткая, отзывчивая, восторженная и ранимая Наташа, наделённая счастливым даром “читать тайное” людей и природы; очаровательный в своей наивности и душевной щедрости Петя; открытый, прямодушный Николай - все они уна­следовали от родителей способность к сочувствию, сопереживанию, соучастию. Ростовы - настоящая семья, в которой царят мир, согласие, любовь.

Незаурядностью привлекают к себе Болконские. Отец, Николай Андреевич, “с блеском умных и молодых глаз”, “внушающий чувство почтительности и даже страха”, энергичен и деятелен. Он почитал только две людские добродетели - “деятельность и ум” и постоянно чем­нибудь был занят, в том числе воспитанием и обучением детей, не доверяя и не поручая последнего никому. У сына, Андрея, отец вызывает восхищение своим острым аналитиче­ским умом и обширными, глубокими знаниями. Он сам - так же, как и его сестра Марья, - наделён гордостью и чувством собственного достоинства. Марья и Андрей отлично понимают друг друга, во многом обнаруживают единство взглядов, их связывает не только кровное родство, но и настоящая дружба. Впоследствии по-отцовски требовательной будет княжна Марья к своим детям, в Николеньке станет видеть продолжение любимого брата, а старшего сына назовёт Андрюшей.

“Душевные сокровища” открывает писатель в любимых своих героях. Не зря Пьер, размышляя о том, что одобрил бы Платон Каратаев, ставший для Безухова идеалом доброты и совестливости, говорит Наташе: “Одобрил бы нашу семейную жизнь. Он так желал видеть во всём благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас”.

В пьесах А.П. Чехова «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад» мы не видим благополучных - даже внешне - семей. До крайности напряжены отношения Константина Треплева с матерью - известной провинциальной актрисой Аркадиной («Чайка»). Герои не могут, да и не стараются понять друг друга, а в порыве гнева способны дойти до прямых оскорблений: “скряга”, “оборвыш”. Мечтают вырваться из омута обывательской жизни провинциального городка сестры Прозоровы («Три сестры»), но суждено ли этой мечте сбыться?
“В Москву! В Москву!” - эти слова, как заклинание, звучат в течение всей пьесы, но это лишь слова, а не действия. Действует же в семье только один человек - Наташа, вздорная мещанка, прибравшая к рукам и безвольного мужа, и весь дом - наследственное гнездо Прозоровых. Распадается семья Раневских–Гаевых («Вишнёвый сад»): уезжает в Париж, забрав у дочери последние деньги (ведь именно Ане прислала пятнадцать тысяч “ярославская бабушка”), Раневская; вынуждена пойти “в экономки” приёмная дочь Раневской Варя, так и не дождавшаяся предложения от Лопахина; собирается держать экзамен на учительницу и затем работать Аня. Но, пожалуй, самое драматичное то, что “забыли” в опустевшем доме больного Фирса, несколько десятилетий служившего этой семье верой и правдой, и что гибнет под топором новых хозяев старый вишнёвый сад, который тоже в течение столетий был словно членом семейства, а теперь вот его бросили без помощи, оставили, как и преданного господам Фирса, умирать...

“Рождённые в года глухие пути не помнят сво­его. // Мы, дети страшных лет России, забыть не в силах ничего” - так пишет в начале ХХ века Александр Блок, словно предвещая те испытания, которые выпадут в течение столетия на долю Родины и народа, на долю множества семей… Но это сюжет для другой консультации.

  1. (46 слов) Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель» становится счастливым, когда, наконец, приобретает новое пальто. Новая шинель – это чуть ли не единственное, чего он так искренне желал. Поэтому герой чувствует себя полноценным членом общества в тот момент, когда его мечта исполняется. Обычная шинель принесла Башмачкину большое счастье.
  2. (43 слова) Счастливого персонажа мы найдем и в романе Пушкина «Евгений Онегин». Это поэт Владимир Ленский. Всю душу он вкладывал в свои стихи, а занятие любимым делом, тем более, творчеством, делает человека счастливым. Кроме того, его окрыляла взаимная любовь, в которой он видел идеал.
  3. (43 слова) Вспоминая концовку поэмы Пушкина «Руслана и Людмилы», читатель понимает, что прошедшая через препятствия любовь – это счастье. Несмотря на все трудности и преграды, стоящие на пути у влюбленных, герои обретают друг друга. Счастливы не только они, но и мы, когда получаем благополучный финал.
  4. (44 слова) Золушка из одноименной сказки Шарля Перро терпела насмешки и оставалась в стороне, пока ее сестры купались в роскоши. Но героине посчастливилось встретиться с Крестной Феей, организовавшей ей судьбоносную встречу на балу. Бедная девушка и принц женятся, и влюбленные остаются счастливыми до конца жизни.
  5. (52 слова) Счастье подразумевает любимое существо рядом, и не всегда это человек. В рассказе Тургенева «Муму» немой Герасим становится счастливым только тогда, когда с ним находится верная собачка по кличке Муму. Молчаливый герой вынужден избавиться от животного по приказу барыни, и расставание с животным делает его несчастным, ведь именно собака приносила радость Герасиму.
  6. (54 слова) Иногда для счастья не хватает одного элемента, как персонажам сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Гудвин исполняет заветные желания пугало Страшилы, даруя ему мозги, Железного Дровосека, получившего сердце, и Трусливого Льва, желавшего смелости. В конце сказки выясняется, что единственное, чего не хватало героям – веры в себя, но, получив, чего они хотели, они стали счастливыми.
  7. (56 слов) Счастье у каждого свое. Если вспомнить сказку Джеймса Барри «Питер Пэн», то мы увидим, что главный герой наслаждается детством. Мальчик, который не хочет взрослеть, живет на острове Нэвэрлэнд, который посещают другие персонажи – девочка Венди Дарлинг и ее братья. Герои возвращаются домой, а Питер Пэн предпочитает вечное детство, потому что именно так он чувствует себя счастливым.
  8. (50 слов) С самого детства мы верим, что счастливый финал ждет честных, умных и порядочных персонажей. Так и происходит в комедии Фонвизина «Недоросль». Свое счастье находит благоразумная, добродетельная Софья, когда офицер Милон спасает ее от Простаковой. Влюбленные обретают друг друга, а отрицательные герои только могут встать на путь к долгожданному счастью.
  9. (55 слов) Счастья хочется и неоднозначным, пугающим одним обликом героям, таким, как монстр Виктора Франкенштейна из романа Мэри Шелли. Чудовище ученого несчастно по причине своего одиночества, поэтому он просит Виктора создать ему невесту. Но ученый понимает, какими последствиями это грозит миру, и отказывается. Оставшись без единой попытки обрести счастье в мире, монстр и становится жестоким убийцей.
  10. (53 слова) Счастье – это исполнение заветных желаний. Все, чего хотел младший сын мельника из сказки Шарля Перро «Кот в сапогах», он добился благодаря необычному коту в сапогах, который достался герою в наследство от отца. Предприимчивый напарник помогает персонажу обрести титул, уважение короля, замок, богатство и любовь прекрасной принцессы. Поначалу расстроенный герой становится счастливым, исполняя мечты.
  11. Примеры из жизни

    1. (42 слова) Я чувствую себя счастливой в окружении родных людей. Ощущая, что они поддерживают меня, я понимаю, что в мире царит гармония. Человек, который может обратиться за советом к родителям и получить помощь, уже счастлив. Семья – не единственный, но главный элемент большой картины счастья.
    2. (41 слово) Если посмотреть танцевальные шоу, то можно увидеть не только соревнования за первенство и танцы участников, но и эмоции танцоров от участия в проектах. Большинство отмечают, что танец для них – это жизнь, и возможность заниматься любимым делом уже делает человека счастливым.
    3. (54 слова) Одна девушка рассказала мне, как она побывала в Индии и встретила там маленького мальчика. Увидев его светящийся взгляд на шоколадку, которую держала в руках моя подруга, она решила поделиться с ним сладостью. Заметив его реакцию, она подарила мальчику всю шоколадку, потому что в тот момент он улыбался, как самый счастливый ребенок на свете.
    4. (41 слово) Знакомый говорил мне, что не может представить свою жизнь без путешествий. Как только наступают каникулы, он стремится купить билеты в разные уголки мира. Поездки дарят ему незабываемые впечатления. Моря и достопримечательности разных стран воодушевляют его, и он чувствует себя счастливым.
    5. (48 слов) Если взрослого человека сложнее сделать счастливым, то ребенок не так уж много хочет от жизни. Отводя детей в парк развлечений, взрослые приводят их в волшебный мир. Американские горки, колесо обозрения, тиры – все это может вызвать у ребенка непередаваемые эмоции. По его лицу будет видно, что он счастлив.
    6. (49 слов) С самого детства мультфильмы учат нас главным вещам и раскрывают секреты непростого мира с помощью любимых персонажей. В продолжении оригинального мультфильма «Король Лев» акцентируется внимание на поиске счастья суриката Тимона. Счастливым он становится, лишь обретая настоящий дом в джунглях и верных друзей — кабана Пумбу и львенка Симбу.
    7. (41 слово) Моя подруга говорила, что счастье – это верные друзья. Когда мы поздравляли ее в день рождения и устраивали неожиданный сюрприз, лицо именинницы сияло настоящим счастьем. Подруга радовалась тому, что нужные люди всегда с ней. А мы были счастливы сделать ей приятное.
    8. (57 слов) Мой сосед по парте рассказывал мне, что обожает ездить на дачу. Там у него много друзей, знакомых, и вообще, деревня ассоциируется со свежим воздухом, которым не подышишь в шумном городе. Звуки природы позволяют ему оставаться со своими мыслями наедине, и так он находит душевное равновесие. Приезжая к себе на дачу, он будто перезаряжается и становится счастливым.
    9. (53 слова) Наша учительница рассказывала нам, как в студенческие годы увлеклась интересными рассказами, романами и повестями. Чтение отвлекало ее от внешних проблем, ей казалось, что книги погружают ее в особенный мир, каждая страница которого радужно приветствует юную читательницу. Для нее хобби стало счастьем, поэтому она решила пойти на педагогический факультет, чтобы открывать счастье другим.
    10. (48 слов) Счастье – совокупность отдельных категорий, состоящих из жизненных ценностей, воспоминаний и приятных моментов. Но оно у каждого свое. Передать на словах мои эмоции, когда на день рождения мне подарили электрогитару, наверное, невозможно. Это была моя мечта, которую исполнили мои родители. Настраивая новый музыкальный инструмент, я чувствовала себя самой счастливой.
    11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Разделы: Литература

Тип: повторительно-обобщающий урок в 9 классе.

Урок проводится после изучения творчества А. Н. Островского, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого.

Общая тема: проблема счастья.

Цели: обобщить и систематизировать знания по изученным произведениям; познакомить с высказываниями о счастье; научить делать выводы, находить главное; познакомить с толкованиями слов; выяснить позицию критиков по отношению к героям; понимать литературно-художественное произведение и персонажи не только как “отражение жизни”, но и как воплощение особенностей авторского видения мира и человека; прийти к пониманию философского понятия “счастье”; выявить степень усвоения материала; развивать творческое мышление; научить ставить жизненные цели, воспитывать нравственные качества личности учащихся.

Заранее класс поделен на 4 группы, в соответствии с автором и его произведением каждая готовила свое домашнее задание.

План.

1. Вступительное слово учителя.
2. Основная часть урока.
2.1. А. Н. Островский “Свои люди – сочтемся!”.
2.2. Н. А. Некрасов “Кому не Руси жить хорошо”.
2.3. Ф. М. Достоевский “Бедные люди”.
2.4. Л. Н. Толстой “Юность”.
3. Вывод. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.
4. Домашнее задание.

1. Вступительное слово учителя. Сегодня мы обобщим знания по изученным произведениям авторов, живущих в одно время (II половине XIX века), в одной стране (России), но освещавших жизнь разных слоев населения: купечество, крестьянство, мелкое чиновничество, дворянство; творивших в разных родах литературы: эпосе, лирике, драме. Мы поговорим о самом главном, объединявшем не только творчество А. Н. Островского, Н. А. Некрасова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, живущих в позапрошлом веке, но и нас с вами, поговорим о понятии, волнующем во все времена.

Посмотрите на доску, на ней записаны афоризмы, выражения известных людей, определите тему урока, о чем будем рассуждать. (О счастье. )

“Перед лицом иных несчастий невозможно быть счастливым”.
Ж. Лабрюйер

“Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, – быть полезным и иметь спокойную совесть”.
Л. Н. Толстой

“Суть несчастья в том, чтобы хотеть и не мочь”.
Б. Паскаль

“Кто за счастье борется, к тому оно и клонится”.
Русская народная пословица

Запишите тему урока в тетрадь.

Что значит жить счастливо? (Ответы учеников )

На другой половине доски вы видите слова, имеющие отношение к счастью: любовь, благовоспитанность, достижение цели, счастье. Свяжите их между собой, что у них общего? (Счастье не может быть без любви, благовоспитанности, достижения целей ).

Несмотря на то, что у этих слов много общего, каждое из них является ключевым изученных нами произведений.

2. Основная часть урока.

Сегодня вы исследователи творчества драматурга А. Н. Островского, поэта Н. А. Некрасова, писателей Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого. Каждая группа выбирает себе одно из понятий, близкое исследуемому произведению. (Островский – достижение целей, Некрасов-счастье, Достоевский – любовь, Толстой – благовоспитанность.)

2.1 А. Н. Островский. Каждый герой комедии защищает свои интересы, идет к достижению своей цели. Все ли достигли ее? Кто добился своего? (Своего добился Подхалюзин, обманув хозяина Большова, и всех, кто ему помогал, обещая деньги, и женился на Липочке. ) Посмотрим эпизод из этой пьесы. (Инсценировка.)

Счастлив ли Подхалюзин? По-своему, да, но он сделал несчастными других, пусть даже нечестных, грубых и невежественных, как он. Но невозможно быть счастливым, если кто-то страдает. Из афоризмов, записанных на доске, найдите подходящий и запишите в тетрадь. (“Перед лицом иных несчастий невозможно быть счастливым” Ж. Лабрюйер. )

2.2 Н. А. Некрасов. Кто же может быть счастлив? При анализе “Пролога” поэмы Н. А. Некрасова мы выяснили, что счастливого среди крестьян, по мнению мужиков, быть не может. А что о слове “счастье” говорится в словаре? (Ответ подготовленного ученика. ) Но о “мужицком счастье” автор размышляет в главе “Счастливые”. К мужикам подходили люди говорили, что они счастливы. Кто они? (Один ученик зачитывает портрет этих людей, а другой – в чем счастье. )

Некрасов показал крестьян, безропотно принимающих жизненные законы, “народное счастье” оказывается мимолетным. Но вместе с тем в поэме автор рисует другие крестьянские типы, с которыми связан мотив протеста. Кто они? (Яким Нагой, Ермила Гирин, Матрена Тимофеевна, Савелий. ) Именно их народ прославил счастливыми, почему? Что в основе народного представление о счастье? Богатство, о котором мечтал Подхалюзин и другие? (Умение сострадать, человеколюбие, добро, правда, честность. ) Какой афоризм подходит этой теме? (“Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека, – быть полезным и иметь спокойную совесть” Л. Н. Толстой. )

2.3. Ф. М. Достоевский . В чем заключалось счастье для героя романа Достоевского “Бедные люди” Макара Девушкина? Стремился ли он быть полезным? (Да, ведь он очень любил Вареньку, и в этой любви есть известная жертвенность. ) Дома исследователи произведения Достоевского должны были подобрать высказывания критиков о любви Макара Девушкина и крылатые выражения известных людей. Что вы нашли? (Звучат ответы учащихся. ) Докажите, что Макар Девушкин любил Вареньку примерами из текста. (Учащиеся зачитывают отрывок из последнего письма. )

Макар Девушкин вызывает у нас жалость, мы не можем назвать его счастливым, скорее несчастным. Какой подойдет афоризм? (“Суть несчастья в том, чтобы хотеть и не мочь”,– Б. Паскаль. ) Почему не состоялось счастье Девушкина? (Ответ ученика словами Гроссмана “...это чистая и самоотверженная душа, пламенеющая любовью и состраданием, но обреченная на гибель в окружающем ее бессердечном мире насилия и всеобщей купли-продажи”. )

2.4. Л. Н. Толстой. Любовь Макару Девушкину дает понятие о самоуважении, средство духовного прозрения, но он не поднялся на новую ступень духовного развития. Л. Н. Толстой в своих произведениях поднимает проблему стремления к усовершенствованию героя, его нравственных поисков.

Герой повести “Юность” Николай Иртеньев однажды достал лист бумаги с тем, чтобы расписать свои обязанности на год. Разделил их на три рода: к самому себе, к ближним, к Богу. Но их оказалось много, поэтому сшил тетрадь и написал сверху: “Правила жизни”. Домашним заданием группы исследователей повести Л. Н. Толстой было составить эти правила, опираясь на произведение и собственное мнение. (Звучат и комментируются ответы учащихся. ) Какой афоризм запишем в тетрадь? (“Кто за счастье борется, к тому оно и клонится”, – русская народная пословица. )

3. Вывод. Заключительное слово учителя. Подведение итогов. На примере произведений писателей II половины XIX века мы поговорили о важнейшей проблеме занимавшей все человечество, – счастье. Размышлять можно долго, так как тема нескончаемая и обширная.

Когда же человек может быть счастлив, что для этого он должен делать? (Бороться за счастье, любить, стремиться к самосовершенствованию, трудиться во благо, не желать зла другим и т. д.)

4. Домашнее задание. Дома напишите сочинение-рассуждение о счастье, взяв за основу один из афоризмов, записанных во время урока, на примере одного из произведений.

Спасибо всем за работу, урок окончен, будьте счастливы!

Тема: Счастье – это …..

Аннотация работы
Урок литературы в 10 классе по творчеству Л.Н.Толстого, А. И. Куприна, И.А. Бунина. На основе прочитанных произведений раскрыть понятие счастье: каким видят его герои, счастливы ли они. Вывесит свою формулу счастья. Работа организуется с применением технологии развития критического мышления. Учащиеся умеют составлять кластеры, синквейн, отзыв, самостоятельно ставить цели урока и его этапов, самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, владеют навыками исследовательской деятельности, что находит применение при подготовке к данному уроку, имеют представление о нравственных ценностях, являющихся ориентирами поступков и мыслей героев произведения; они владеют навыками анализа текста, необходимыми для осознанного осмысления произведений. На уроке находит применение интеграция в философию, самопознание, музыку

Тип урока: урок - исследование .

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение
и письмо, используемые на данном уроке: составление кластера, синквейн, отзыв.
Фазы урока: вызов, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия .
Тема: Счастье – это …..

Цель урока: развитие критического мышление учащихся, умения самостоятельно формулировать гипотезы и выводы, вырабатывать собственное мнение, собственную точку зрения на основе осмысления различного опыта, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно, аргументировать свою точку зрения.
Задачи:

Закрепить умение самостоятельно подбирать дополнительный материал по теме, совершенствовать у учащихся знания в области литературы, музыкального искусства ;

- развивать навыки монологической речи; выразительного чтения, совершенствовать навыки исследовательской деятельности,умение составлять кластеры, синквейн, отзыв

Формировать понятия счастье, любовь, нравственные поступки, способствующие воспитанию личности;

Оформление:

1презентация 2 плакат- цветок 3 смайлики (для оценивания ощущений от урока)

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность учеников

примечание

Добрый день! Солнышко приветствует нас. Улыбнёмся!

1 Слайд Солнце

I. « Мозговой штурм»:

    Что такое счастье?

Ответы: Счастье- это……

Слайд №2

1 Стадия вызова

Музыка

Просто ли вам было ответить на вопрос о счастье?

Тогда попробуем ощутить его..

Тренинг для учеников: закройте глаза и представьте, что вы дотрагиваетесь до счастья.

1Что вы ощущаете, прикасаясь к нему.

    Какого счастье цвета?

3Какого счастье размера?

4Какое счастье на вкус?

Спасибо! Можете открыть глаза.

Вот какие ответы даёт на данные вопросы поэт

Сложно, так сразу ответить.

Дают ответы с закрытыми глазами

Чтение стихотворения

Что такое счастье?

Музыка №1

Слайд 3

II. Целеполагание.
Планирование

Оценка на каждом этапе

Свободное письмо

Сегодня вместе с вами попытаемся ответить на этот вопрос, вернее раскрыть значение и, основываясь на мнение других, выработать собственное

Ребята, вам даны высказывания известных людей, объёдинённые общим ключевым словом, оно пропущено, попробуйте его восстановить. Прочитайте

Личное счастье невозможно без счастья других.
Н.Г.Чернышевский.
Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими.
Ж. Ламетри.
Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон

Познакомьтесь с другими высказываниями, с каким из них созвучно ваше , Выскажите своё мнение по данному высказывание как понимают счастье, счастливый человек философы . Что общего в них?

это ключевое слово счастье.

Каждая группа читает и дает пояснения высказыванию. (устно)

Счастье для философов - это когда человек

Слайд№4

Реализация плана

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. Д. Дидро

Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца. Ш.деКостер Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем. Гёте?

Счастье, быть счастливым человеком:…. Когда делаешь приятное. Делать людей счастливыми, дарить счастье, осуществлять радость.Счастье для философов - это когда человек заботится о близких, когда он дружелюбный, весёлый, общительны.)

Слайд№ 5

Слово учителя

Наверное, счастье у каждого своё, но никто не станет спорить, что есть и общие корни этого состояния.

Попытаемся определить самые важные понятия

С какими понятиями ассоциируется слово счастье?

Вот, оказывается, в такие простые и понятные определения облекается огромное слово – счастье

Заполняют: … Выделяют самые важные понятия :

состояния – добро, справедливость, любовь, сострадание… мир семья дружба любовь

Слайд 6

заготовки кластеров

Оценку дают ученики по группам

Выделив самые важные понятия, остановимся на таких как семья, дружба и любовь

У вас есть заготовки кластеров, они не заполнены, ваши предложения, что можно исследовать, чтобы развить своё пониманию счастья.

мы постараемся почувствовать через время и расстояния пути поиска счастья литературными героями, с которыми мы п ознакомились, прочитав произведения Л. С. Толстого , А. И. Куприна, И.А. Бунина

Вспомним, как определяет счастье Л.Н. Толстой Докажем мысль писателя.

Мысль семейная в романе «Война и мир». Идеал семьи. Что же тогда,по мнению Толстого, является истинной, настоящей

семьей?

Обратиться к литературе

В ходе урока записывают или запоминают моменты, важные для заполнения кластера

Л.Н. Толстой утверждал:

Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь

Сообщение учащихся + презентация

В чем заключается счастьекаждой семьи? Какие понятия являются важными?

Слайд 7

Две позиции

Дискуссия

Т Толстой считает, что нет семейного

счастья а там, где нет взаимопонимания,

традиций, единения.Болконские и Ростовы – э то больше, чем семьи, это целые жизненные у клады. На примере этих семей Толстой

доказывает свою мысль о том, что только

семья развивает в человеке лучшие чувства- л любовь, милосердие, самоотдачу.

Но Толстой в романе противопоставляет с семьи, но что е объединяет их всех?

З Изменились ли в наше время представление о с счастливой семье?

Курагины, Друбецкие - многое в них отрицает Толстой. Две позиции

Забота о детях и их будущее

Мнение детей: Семья – это мир, в котором царят любовь, взаимопонимание. Это дети. Это дом, в котором тепло и уютно, в котором нет понятия «я», а есть «мы».

Презентация

Слайд 8

Сообщение учащихся

Семья важна для человека, но случается так, что понимание человек находит у других. Чужой человек становится близким, именно ему доверяет свои тайны, проблемы. Мы говорим о дружбе.

Выступления по теме

Дружба в жизни героев

Дает ли им дружба ощущение счастья

Презентация

Слайд 9

Даёт ли любовь ощущение счастья?

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Эти слова созвучны с мыслями, которые возникают при знакомстве с историями любви в произведениях Куприна. Попытаемсяраскрыть это загадочное слово и ответить на вопросы, возникшие у одного из героев Куприна: А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»? ...такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость

Прослушайте историю любви Желткова из повести Куприна « Гранатовый браслет»

Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться

Выступления ребят по теме, беседа-дискуссия

Любовь в жизни героев Куприна :

Счастливы ли герои в любви

Куприн «Олеся»

Олеся – Иван Трофимович

Вера Николаевна – Желтков

Герои Бунина

«Солнечный удар», «Тёмные аллеи»»

Чтение письмаЖелткова (индив.задание)

Куприн «Гранатовый браслет»

Вера Николаевна – Желтков

Работа в группе - доказать

Любовь трагедия.сумасшествие, счастье

Слайд 10

Слайд 11

Музыка: Бетховен

Соната для фортепьяно

Слайд 12

Вывод: , несмотря на весь их трагизм.

Слайд 13

Музыка

Кластер, постер

Как представляют счастье герои Куприна, Толстого. Бунина

Работа в группе. Кластер Защита.. Презентация кластера. Чтение наизусть стихотворений (Бунин + самостоятельно подобранные стихи о счастье)

музыка

Д/З Напишите эссе о счастье +Пожелания

Видео «Дорожите счастьем, дорожите!» (Э.Асадов.)

Оценивание

Дайте оценку вашим ощущениям, настроению, чувствам, которые вы испытываете по окончанию нашего общения. Перед вами смайлики, передающие разное состояние.

Учащиеся соответственно своих ощущений прикрепляют под смайликами стикеры

музыка

Смайлики

Приложение 1:

1группа

1 Личное …. невозможно без счастья других.

Н.Г.Чернышевский.

Согласны ли вы с ними?

Д. Дидро

Ш.де Костер

И.В.Гёте

2 группа
1 …. увеличивается оттого, что им делишься с другими.

Ж. Ламетри.

2 С каким из данных высказываний созвучно ваше?

Как понимают счастье , счастливый человек философы?

Согласны ли вы с ними?

Каждый даст свой ответ на листочке, затем,обсудив, выберите более точное,на ваш взгляд, и озвучьте.

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Д. Дидро

Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца.

Ш.де Костер

Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

И.В.Гёте

3 группа

1Стараясь о ….. других, мы находим своё собственное.

Платон

2 С каким из данных высказываний созвучно ваше?

Как понимают счастье, счастливый человек философы?

Согласны ли вы с ними?

Каждый даст свой ответ на листочке, затем,обсудив, выберите более точное, на ваш взгляд, и озвучьте.

Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей.

Д. Дидро

Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца.

Ш.де Костер

Человек живёт настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

И.В.Гёте

Приложение 2:

1 Мы знакомы с точкой зрения Л.Н.Толстого о счастье. Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь

с возможностью делать добро людям

Докажите, что оно верное. Как понимают счастье в каждой семье?

(дополнения к сообщениям)

2 Для Толстого идеал семьи – Ростовы, положительно относится к Болконским. Но отрицает жизненный уклад Курагиных и Друбецких

Попробуйте опровергнуть его мнение:

1группа – Курагины

2 группа – Друбецкие

3 группа - Изменились ли в наше время представление о семейном счастье?

3 Является ли дружба составляющим понятия счастье?

Счастливы в дружбе князь Андрей Болконский и граф Пьер Безухов?

(дополнение к сообщеиям)

Национальная литература обязана быть социальной и полезной обществу.
И она обязана выделять проблемы общества и помогать обществу в их преодолении, помогать обществу развиваться… Общество состоит из ячеек, называемых семьями и здоровье всего общества определяется здоровьем отдельных семей.

Семьи как темы в русской классической литературе 19 века нет. Соответственно невозможно говорить и об описании семейного счастья… Пушкин сам стал жертвой семейного скандала, Странно было бы читать про гармоничные семьи у холостых Лермонтова и Гоголя. У Лермонтова в «Маскараде» трагедия. Гоголь в « Женитьбе» как обычно, с фирменной издёвочкой, постарался сделать невозможным само создание семьи. Достоевский проигрывал деньги жены в казино и определенно был и сам несчастен, и доставлял страдания семье, Тургенев странно приживался возле семьи Полины Виардо…

Или писатели не понимали важности простого изображения счастливой семьи, или у них не было мотивов и таланта для выполнения этой миссии.

Семейные хроники изобразил Лев Толстой в романах «Война и мир» , «Анна Каренина». Ему и принадлежит известная фраза «Все счастливые семьи счастливы одинаково. Каждая несчастная семья несчастна по-своему». Фраза и известная, и расхожая. Если есть только один некий вариант семейного счастья, то почему бы не сказать, кто этот идеальный вариант описал до тебя и отдать должное такому человеку. А если до тебя никто этого не сделал, то … сделай сам такой образцовый шаблон, если у тебя есть талант… И чтобы школьники писали сочинения на тему: Какой я вижу счастливую семью по роману классика… Или: Каким должен быть образцовый муж на примере повести...
То есть просто дать позитивный пример в удобном формате, и всё… А иначе, через демонстрацию сотен вариантов несчастных семей, вывести вариант счастливой – невозможно. Более того, эти отвратительные отношения обеляются и становятся примером для подражания. Семейная жизнь 19 века почему-то ассоциируется через кошмарный домострой, расписанный Островским в "Грозе", откуда один выход - утопиться. Вот и распадается почти половина семей на первом году брака. Говорят, подсознание не воспринимает частицу «не». И если говорить - не делай так! - то хочется поступать именно так. То есть просто надо показать правильный вариант вместо негатива.
Очевидно, семейное счастье - это (тихая) радость близкой женщины.
Счастливую семью надо и создать, и уметь защищать свое счастье.
На мой взгляд, писатели 19 века не справились с задачей, не дали путей гармонизации семьи и общества, открыли путь общественному недовольству и, в конце концов, революциям начала двадцатого века, которые осуществлялись, как правило, несчастными и недовольными людьми, смутно представлявшими, чего они хотят…

Приложение (22.11.2010): один из вариантов счастливой семьи я создал, правильно закончив повесть Тургенева Ася.

Приложение2 (24.11.2010) и все-таки наши учителя стараются, как могут, пытаясь показать правильные семейные ценности: но опять же, Толстой время событий опрокидывает назад на 60 лет назад, описывая семьи примерно 1810-1815 годов, это всё равно что мы бы учились семейным отношениям на примере событий 1945 года... а наши потомки изучали бы это в 2140 году...

Приложение3 (6.1.2011) Опросы на тему: Есть ли счастье или счастливая семья в классической литературе? http://otvet.mail.ru/question/40089231/
http://otvet.mail.ru/question/40091438/
Приложение4 (13.11.2011) Рецепты создания семейного счастья на Прозе.ру от Елены Неменко

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные