Секреты древних мастеров. Как возродить и сохранить традиции народов России. Корреспондент тюменской «Комсомолки» проверил свои знания на этнографическом диктанте Над ними танк, их памятник солдатский

    Тульская область присоединилась ко Всероссийской просветительской акции Большой этнографический диктант. Как туляки писали этот тест, смотрите .

    А если вы хотите сами попробовать ответить на вопросы теста, то вот сами вопросы:

    1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России согласно Конституции Российской Федерации является:

А) Президент РФ

Б) Государственная Дума Федерального Собрания РФ

В) Многонациональный народ РФ

Г) Конституционный Суд РФ

2. Россия исторически сложилась как многонациональное государство. Определите, какая территория первой добровольно вошла в Российское государство, если известно, что Республика Хакасия празднует в этом году 290-летие в составе России, а Республика Саха (Якутия) - 385-летие.

А) Республика Ингушетия

Б) Республика Хакасия

В) Республика Саха

Г) Удмуртская Республика

3. Деревянное зодчество имеет многовековую историю в России и, благодаря искусным мастерам, известно далеко за ее пределами. Недаром древнейшая русская обитель, основанная в X веке на Афоне, носит название «Ксилгургу», что значит «древодел», «плотник». Шедевры деревянного зодчества сохраняются в музеях под открытым небом во многих регионах нашей страны: в Иркутской области - в «Тальцах», недалеко от Великого Новгорода - в «Витославицах», в Архангельской области - в «Малых Корелах». В каком регионе расположен всемирно известный музей-заповедник «Кижи»:

А) Республика Карелия

Б) Удмуртская Республика

В) Москва

Г) Севастополь

4. Соотнесите названия священных писаний или сводов священных текстов, а также вида храмов с традиционными религиями России (ответ запишите в формате А-1-IV, Б-2-III и т.д.):

А) Христианство 1) Трипитака I) церковь

Б) Ислам 2) Таназ II) ступа

В) Буддизм 3) Библия III) синагога

Г) Иудаизм 4) Коран IV) мечеть

5. 65 лет назад Расул Гамзатов написал поэму «Солдаты России» о героическом экипаже танка Т-34, совершившем подвиг при освобождении Крыма от немецко-фашисткой оккупации в апреле 1944 года. Погибший экипаж состоял из семерых русских и представителя одного из народов Северного Кавказа - Героя Советского Союза Магомед-Загида Абдулманапова. Ниже приведен отрывок из поэмы:

Спят в Симферополе в могиле братской

Семь русских и_____, мой земляк.

Над ними танк, их памятник солдатский,

Еще хранит следы былых атак,

И благодарно вывела страна

На мраморной плите их имена.

Какое слово пропущено?

А) чеченец

Б) аварец

В) ногаец

Г) даргинец

6. Многие просветители России, проявлявшие заботу о развитии национальных языков, в то же время стремились приобщить народы к общероссийской культуре и истории, учили любви и к малой, и к большой Родине-России. Среди них можно назвать великого просветителя чувашского народа Ивана Яковлева, башкирского народа - Мифтахетдина Акмуллу. Для алтайцев и телеутов много значит имя Михаила Чевалкова. Определите, сыном какого народа является просветитель Каюм Насыри:

А) ингуши

Б) татары

В) удмурты

7. В Якутске в 2005 году был открыт необычный памятник семье, олицетворяющий дружбу якутов и русских. В скульптурной композиции представлены: отец - русский землепроходец и казачий атаман, мать - якутская красавица Абакаяде Сючю, их сын Любим. Назовите имя отца семейства - великого русского землепроходца:

А) Семен Дежнев

Б) Витус Беринг

В) Николай Миклухо-Маклай

Г) Петр Семенов-Тянь-Шанский

8. Аппаз Илиев является старейшим человеком России. 1 марта 2017 года ему исполнился 121 год. В своем недавнем интервью, отвечая на вопрос, что сегодня главное для жителей многонациональной, многомиллионной России, долгожитель сказал: «Россияне должны всегда говорить правду, жить по справедливости, тогда польза будет. Если сегодня будете жить по правде, тогда и завтра будет нормальная жизнь. Сегодня у нас в стране справедливый правитель, берите из этой ситуации все хорошее». В родном селе старейшего человека живут 43 семьи, и все носят одну фамилию - Илиевы. Назовите регион, где расположено это село:

А) Нижегородская область

Б) Алтайский край

В) Оренбургская область

Г) Республика Ингушетия

9. Известно, что на выдающегося русского поэта А. С. Пушкина большое влияние оказала его няня Арина Родионовна, которая, по одной из версий, имела финно-угорское происхождение и была родом из деревни Лампово в Ингерманландии. Укажите, в каких регионах в настоящее время проживают ингерманландцы:

А) Удмуртская Республика

Б) Республика Карелия

В) Санкт-Петербург, Ленинградская область

Г) Калининград

10. В XX веке в нашей стране среди мастеров народных ремесел, считавшихся прежде «мужицкими», появились выдающиеся мастера женщины. Первой женщиной Дагестана, посвятившей себя ювелирной обработке металла, стала Манаба Омаровна Магомедова. Первой женщиной-гравёром на Чукотке - Вера Аромке Эмкуль. Первой художницей по палехской лаковой миниатюре - Софья Михайловна Голикова (Вакурова). Назовите известный народный промысел, в котором работала Мария Алексеевна Сычева (Угловская) - первая женщина, посвященная в секрет нанесения рисунков из специального сплава по металлу:

А) дымковская игрушка

Б) художественная резьба

В) великоустюжское чернение по серебру

Г) напайная филигрань

11. «Иван Федорович Крузенштерн - человек и пароход» - всем известные слова почтальона Печкина из любимого детского мультфильма. Под командованием адмирала И. Ф. Крузенштерна было совершенно первое русское кругосветное путешествие. Иван Федорович впервые нанес на карту большую часть побережья Сахалина и описал быт и нравы коренных жителей этого острова. Кто они :

Б) удмурты

В) лезгины

12. Татарские мастерицы изготавливали матерчатые нагрудники изю (или изу) для женской одежды, искусно украшая их шелковыми и золототкаными лентами. Изю носили только замужние женщины. Для какой цели:

А) для защиты от ветра

Б) скрыть грудной разрез женского платья

В) только чтобы показать достаток

Г) исключительно как украшение

13. Один из самых известных военных летчиков Великой Отечественной войны, лакец по отцу и крымский татарин по матери, в 25 лет стал дважды Героем Советского Союза. Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета, провёл 150 воздушных боев, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолетов противника. Назовите его имя:

А) Александр Покрышкин

Б) Владимир Коккинаки

В) Алексей Маресьев

Г) Амет-Хан Султан

14. Танцы каждого народа России внесли вклад в культуру нашей страны. В то же время в народном творчестве есть немало общего, например круговые танцы: у бурят - это ёхор, у осетин - симд, у русских - хоровод. А как называется похожий танец у лезгин?

А) карагод

В) ялли яр

Г) барыня

15. В годы Отечественной войны 1812 года французская армия называла представителей этого народа «северными амурами» за их виртуозную стрельбу из лука. О ком идет речь?

Ф) чеченцы

Б) карелы

В) башкиры

Г) русские

16. Одним из самых известных собирателей русских сказок был Александр Николаевич Афанасьев. Им было опубликовано более 70 статей, посвященных исследованию сказочных преданий русского народа, в том числе «Дедушка домовой», «Зооморфические божества у славян», «Поэтические предания о светилах небесных». Кроме того, А. Н. Афанасьев издал сборник «Народные русские сказки». Укажите, сколько сказок вошло в этот сборник:

17. Алтайские народные сказители, кайчы, сопровождают свое повествование аккомпанементом необычного инструмента, напоминающего домру - топшура. Этот инструмент изготавливается из цельного куска священного для алтайцев дерева - кедра. Из чего делают струны для данного инструмента (выберите из списка ниже правильный вариант):

А) из кишок животных

Б) из крапивы

В) из кожи

Г) из конского волоса

18. В традиционной кухне многих народов России есть напитки из кислого молока: у татар, башкир, калмыков, алтайцев и других - катык, айран, кумыс; у чеченцев и ингушей - йетшура. А как называется кисломолочный напиток в традиционной русской кухне:

Б) варенец

В) йогурт

Г) суорат

19. Оборона этой крепости - с утра 22 июня и до сентября 1941 года - пример бесстрашия, доблести и героизма советских людей. Установлено, что здесь насмерть стояли воины более 30 национальностей, демонстрировавшие верность дружбе народов нашей многонациональной Родины. О какой крепости идет речь :

А) Кронштадтская крепость

Б) крепость Орешек

В) Петропавловская крепость

Г) Брестская крепость

20. Известно, что указом Петра I впервые на русский язык были переведены священная книга мусульман Коран и жизнеописание пророка Мухаммеда. А чьим указом Коран впервые был издан типографским способом на государственные средства:

А) Екатерины II Великой

Б) Ивана IV Грозного

В) Владимира Великого

Г) Ярослава Мудрого

21. Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский, многие годы провел на Дальнем Востоке России, путешествовал на собаках и на оленях по северным землям. Кротостью и приветливостью он заслужил любовь алеутов, коряков, чукчей и тунгусов, строил для них школы, сам учил детей, впервые исследовал быт и традиции этих коренных народов. Укажите город, одним из основателей которого являлся святитель и название которому он дал:

А) Владивосток

Б) Благовещенск

В) Владимир

Г) Москва

22. Традиционно одним из самых массовых и популярных праздников, которые широко отмечаются на тульской земле, является Троица. В Суворовском районе Тульской области на Троицу принято «крестить кукушку». Это означает:

А) печь пироги

Б) ловить жаворонков

В) жарить яичницу

Г) плести корзины

23. В XIX веке в Московской губернии весьма популярным элементом одежды были калижки, которые являлись:

А) разновидностью рубашки

Б) легкой обувью из бересты

В) вязаной шапкой

Г) коротким тулупом

24. Назовите имя собирателя народных песен в Воронежской губернии, организатора первого русского народного хора:

А) Митрофан Ефимович Пятницкий

Б) Игорь Александрович Моисеев

В) Михаил Борисович Турецкий

Г) Виталий Григорьевич Костомаров

25. Православные святые Петр и Феврония являются покровителями семьи и брака. С каким городом была связана их жизнь:

А) с Владимиром

Б) с Муромом

В) с Суздалем

Г) с Москвой

26. О русской эмали финифти, известной с Х века, восторженно отзывались еще в средневековой Европе. Сегодня это «огненное письмо» - одно их уникальных ремесел современного …

А) Мышкина

Б) Рыбинска

В) Ростова Великого

Г) Переславля-Залесского

27. До наших дней дошла традиция сжигать на Масленицу соломенную куклу - символ древнеславянского божества. Укажите одно из названий этой соломенной куклы:

А) Кострома

В) Мокошь

28. В Чернском уезде Тульской губернии на праздник Вознесения крестьяне пекли особые лепешки, смазанные яйцами. Как назывались эти лепешки?

А) лесенки

В) пирожки

Г) сырники

29. О рязанских говорили - «косопузые», оттого что за поясом у них всегда был некий предмет. Какой?

«Забыв родной язык - я онемею,

Утратив русский - стану я глухой».

А) Танзиля Зумакулова

Б) Габдулла Тукай

В) Расул Гамзатов

Г) Коста Хетагуров

Накануне Дня народного единства, 3 ноября, жители 84 регионов России и 11 стран СНГ написали Большой этнографический диктант. Его участниками стали и гатчинцы.

Международная культурно-просветительская акция впервые была проведена в прошлом году. Инициатором Большого этнографического диктанта выступила Удмуртская Республика, ее идею поддержали в 85 субъектах страны, и, в результате, в акции приняли участие около 40 тысяч человек. Их положительные отклики помогли дать инициативе развитие. В 2017 году к проведению Большого этнографического диктанта подключилось федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, которое способствовало тому, чтобы акция получила статус международной.

Главная цель культурно-просветительской акции – оценить этнографическую грамотность граждан и привлечь внимание к этнографии как науке, занимающей важное место в гармонизации межэтнических отношений.

По всей России и на территории стран-участниц 3 ноября открылись более 2500 площадок для проведения диктанта. Если в 2016 году в Ленинградской области было организовано восемь площадок, то в текущем году проверить свои этнографические знания можно было уже на 23 площадках, среди которых Дом дружбы Ленинградской области, Ленинградская областная универсальная научная библиотека, общеобразовательные школы муниципальных районов.

В Гатчинском районе, как и в прошлом году, акция прошла в Гатчинском педагогическом колледже им. К.Д. Ушинского. Диктант написали 50 человек. Помимо студентов Гатчинского педагогического колледжа, принявших участие в тестировании, Большой этнографических диктант писали обычные горожане. Так, пенсионерка Валентина Смирнова призналась, что акция пришлась ей по душе, несмотря на сложные вопросы.

Если исторические события Древней Руси еще вспомнила, то вопросы, посвященные народам Кавказа, оказались, непосильными, - сказала она.

Тем не менее, Валентина Викторовна уверена, что ответила правильно, как минимум, на половину вопросов.

Выпускница педколледжа Светлана Кадочникова, находясь на восьмом месяце беременности, также решила присоединиться к культурно-просветительской акции.

Во время беременности настолько расслабилась, что решила устроить себе мозговой штурм. Поняла, что многого не знаю про свою страну. Значит, есть куда стремиться, в какой области получать недостающие знания, - сказала Светлана.

Студент 2-ого курса факультета прикладной информатики педколледжа Даниил Печугин прошел тестирование, чтобы проверить себя.

Надеюсь, что половина ответов будет верной. Там, где не знал верный вариант, старался размышлять логически, - признался он.

Его мысль поддержала куратор площадки Большого этнографического диктанта в Гатчинском педагогическом колледже им. К.Д. Ушинского , педагог Наталья Швидкая.

Вопросы действительно сложные. Но, имея даже общие знания по истории и географии, можно было попытаться угадать правильный ответ методом исключения, - считает она.

Большой этнографический диктант проходил в течение 45 минут, во время которых участникам предстояло выполнить 30 тестовых заданий. Вопросы состояли из двух групп – общие вопросы и десять вопросов для жителей конкретного региона, где проходило тестирование. Так, жителям Северо-Запада необходимо было ответить, в каком регионе находится музей-заповедник «Кижи», назвать художественный промысел по нанесению рисунков из специального сплава по металлу , в секреты которого впервые была посвящена женщина – Мария Алексеевна Сычева (Угловская).

Директор Гатчинского педагогического колледжа им. К.Д. Ушинского Марина Воронцова отметила, что подобные диктанты помогают учителям по возможности корректировать учебную программу, чтобы углублять те или иные знания студентов. Кстати, одновременно с началом акции стартовало он-лайн тестирование на сайте Большого этнографического диктанта, в ходе которого можно было проверить свои знания, не выходя из дома.

Каждый участник акции получил памятный сертификат о прохождении Большого этнографического диктанта. Итоги акции будут подведены ко Дню Конституции Российской Федерации 12 декабря. Результаты и правильные ответы на задания будут опубликованы на сайте www.miretno.ru .

Это было пятьдесят лет назад.

Маленький пароходик плыл по реке Сухоне из губернского города Вологды в уездный город Великий Устюг. Бойко шлепали плицы колес, пароходик обгонял попутные и обходил встречные буксиры с лесом, сплоченным по-местному, "ершом", уступами. Пароходик высаживал крестьян на пристанях у деревень и набирал новых пассажиров.

Капитан заметил высокого юношу, который бродил по палубе и, любуясь, смотрел на проплывающие берега, а иногда вынимал альбом и рисовал.

Путешествуете? - спросил он, когда молодой художник оказался возле него.

Как вам сказать?.. - улыбнулся юноша. - Путешествую, потому что плыву и наслаждаюсь природой. Но, в общем-то, я возвращаюсь на родину.

Вы местный? - удивился капитан.

У юноши был вид жителя большого города, а не далекой окраины.

Возле Великого Устюга есть деревня Кузнецово. Там я и увидел свет, там живут и мои родители. Учусь я в художественном училище. И еду на каникулы... - Он снова улыбнулся. - А путешествовать я люблю. Вот поживу в родной деревне, потом загляну к друзьям в Великий Устюг. Кроме того, есть одна мечта. Живу возле Сухоны, а знаю ее только вот так, с парохода. Хочется сесть в Тотьме на лодочку и до Великого Устюга проплыть не торопясь. Останавливаться, где захочется, рисовать, просто любоваться. Уж очень красивые здесь места!

Вы и в самом деле художник! - сказал с необычной для него ласковостью капитан. Он не мог отнестись равнодушно к человеку, который любит родную Сухону.

Юношу звали Евстафием - это имя нередко встречается на севере. А мать, отец и друзья переиначили на польский лад - Стасик. И фамилию Стасик носил тоже вроде бы польскую - Шильниковский. Но полдеревни у них звались Шильниковскими и объяснялось это просто: предки оказались выходцами из соседнего села Шильникова. Другая половина деревни - Кузнецовские, а жители неподалеку расположенного села Угол именовались Угловскими.

Стасик любил красоту во всем - в природе, картинах, лицах, зданиях, сказках. Не меньше любил он и путешествовать, - может быть, потому, что во время поездок и пешеходных блужданий чаще любуешься восходом и закатом солнца, мечтаешь, глядя на облака, где воздвигаются замки и бушуют белые бури, встречаешь случайного собеседника - соседа по ночлегу, который вдруг расскажет такую красивую бывальщину, что вовек ее не забудешь.

Вечером, после долгого пути, Стасик Шильниковский увидел родной город, Великий Устюг, - белые дома на крутом берегу, колокольни древних церквей, монастырские стены, за которыми некогда скрывались от врагов посадские люди. Недалеко - устье Юга, реки, соединяющейся с Сухоной и образующей Двину. Усть-Юг, Устюг, - вот откуда пошло название города.

Основанный еще в XII веке выходцами из Ростова-Ярославского и Суздаля, город уважительно именовался Великим Устюгом. Не раз здесь собирались рати для далеких походов, и сам город часто становился жертвой разгромных набегов - то татар, то камских болгар, то своих же родичей-новгородцев.

Город лежал на важных торговых путях из Москвы и Новгорода на восток. С гордостью вспоминали о своем великоустюгском происхождении знаменитые путешественники-землепроходцы Семен Дежнев и Ерофей Хабаров, первооткрыватель Камчатки Владимир Атласов. В то время говорили:

"Без устюжан в Сибири никакому делу не бывать".

Но порой жителям Великого Устюга и самим приходилось платить дань - десятки тысяч белок, сотни соболей. Город опустошали весенние наводнения, пожары лишали жителей крова, частые неурожаи заставляли голодать.

Все пережил Великий Устюг: и беды свои и славу свою. К концу XIX века путешественники уже не писали, как раньше, что "город Устюг в числе наилучших городов не только Архангелогородской, но и в других губерниях находящихся, почитаться может". Нет, стал он маленьким, тихим уездным городком. И только немеркнущая красота, созданная еще предками и хранимая современниками, осталась в старинной архитектуре да в народных художественных промыслах. Самый знаменитый из них - северная чернь.

Об этой черни неожиданно и зашла речь у Стасика Шильниковского, когда он разговаривал с приятелями, встречавшими его на пристани.

Вот уж, кажется, и все новости сообщены: о том, кто из друзей приехал на лето домой, кто навсегда покинул Великий Устюг и перебрался в столицу, кого постигло несчастье - пожар.

И вдруг один приятель сказал Стасику:

Да! Ведь ты всегда интересовался чернью. Помнишь мастера Чиркова Михаила Павловича? К нему приезжали какие-то англичане и предлагали пятнадцать тысяч. Открой, говорят, секрет черни.

А он что? - спросил Стасик Шильниковский. Ему не хотелось, чтобы даже часть славы Великого Устюга уплыла куда-то за моря.

Отказался! - со счастливым смехом, сам радуясь такому исходу необычного дела, ответил приятель.

Стасик Шильниковский действительно всегда интересовался северной чернью.

Чернь - это своеобразный способ украшения серебра. Мастер берет металлическую пластинку для брошки, чарку, солонку и гравирует, вырезает на них узор. Но это еще только ползаботы. Надо сделать так, чтобы выгравированный рисунок отлично выделялся, стал черным и этот цвет не сходил. Выгравированный узор покрывают для этого черной кашицей - смесью смолотого в порошок и смоченного водой состава: серебра, свинца, меди, серы, поташа, буры и соли. Серебряный предмет с узором накаляют, черневая смесь, наложенная на него, плавится, заполняет углубления - бороздки гравировки - и припаивается к серебру. Лишнюю чернь счищают, шлифуя, и на серебре остается красивый черный рисунок, который невозможно уже уничтожить.

Посмотришь - как будто прежняя серебряная пластинка, прежняя ложка, а от черневого рисунка она стала нарядной, узорной. Ее и в руках-то держать приятно!

Кажется, известен состав - возьми и сделай. Но создание черни - это тайна немногих. Все дело в том, как смешать, в какой пропорции, в какой последовательности и когда перестать плавить. Мастера, которым досталась эта тайна, передаваемая из поколения в поколение, берегли ее пуще глаза.

Золотые и серебряные украшения с чернью делали на Руси давно. Когда близ Смоленска археологи раскапывали древние погребения в кургане, названном "Черная могила", они нашли там вещи, выполненные тысячу лет назад: перстни, нож, оковы для турьих рогов - и все с чернью. Особенно красивой оказалась отделка турьих рогов, из которых в то время пили вино как из кубков. Можно увидеть фигуры людей, орла, борющихся драконов, собак, волка, петуха. Об уменье русских мастеров приготовлять чернь писали с завистью немецкие историки X века.

Серебряные черниговские перстни и украшения турьих рогов с чернью эпохи Святослава и церковные черненые предметы Киевской Руси хранятся в музеях. Они остались памятниками уже исчезнувших художественных ремесел. Но великоустюгские ювелиры - граверы, черневики, позолотчики - сумели до наших дней донести удивительное мастерство.

Возник и закрепился этот промысел в Великом Устюге потому, что через город, лежащий на большом торговом пути, не только везли из Сибири серебро, но и создали здесь большие склады этого драгоценного металла. Сырье оказалось под рукой, а умельцев-художников на Руси всегда отыскать нетрудно.

В XVIII веке изделия великоустюгских мастеров черни особенно славились. Существовала в городе фабрика братьев Поповых, выпускавшая, как тогда писали, "разные курьёзные вещи" с черневым украшением и металлическое литье с разноцветной эмалью - так называемую "финифть". В старинных бумагах можно найти упоминания о многих искусных мастерах. Одного из них, Климшина, даже вызвали в Москву - учить тамошних златокузнецов. Прославились также Жилины, Гущины, Моисеев и другие. Про мастера Михаила Наводчикова рассказывают целую историю. Этот устюжанин умел делать очень красивые табакерки из серебра с чернью. Но друзья, надумавшие поездить по белу свету, уговорили его, и он вместе с известным путешественником Берингом отправился в Сибирь искать новые земли. Испокон веков молодежь тянется к неизведанному. Путешественники обнаружили неизвестные дотоле острова. Карта с обозначением этих островов потребовалась в сенат. Вот тут-то опытному устюгскому граверу Наводчикову и пригодилось его умение: он отлично начертил карту.

Стасик Шильниковский не забыл рассказа об англичанах, пытавшихся купить секрет черни, и, когда обосновался в Великом Устюге, решил зайти к мастеру Михаилу Павловичу Чиркову. Отец рассказывал Стасику, как Чирков стал гравером и черневиком.

По матери Чирков приходился внуком известному в середине прошлого века великоустюгскому мастеру Михаилу Ивановичу Кошкову, человеку непомерной гордости, но и удивительного таланта.

Кошков являлся единственным в те времена мастером, владевшим тайной "черни вечной прочности". В девятнадцать лет он уже работал самостоятельно и имел мастерскую. За свою долгую, восьмидесятилетнюю жизнь Кошков создал много красивых изделий. Петербургские, московские и местные богачи часто просили его сделать либо серебряную посуду с чернью, либо стопки, либо перстни. Кошков даже выполнял заказы трех русских императоров.

Приехал в Великий Устюг какой-то великий князь, и захотелось ему побывать у старого мастера - об удивительной работе Кошкова знали и в столице.

А чернь не отлетит? - спросил важный гость, рассматривая готовую брошку.

Он не понимал, что этим сомнением наносит кровную обиду мастеру.

Кошков исподлобья посмотрел на князя, молча взял серебряную брошку с уже нанесенным на нее черневым узором, положил на наковальню и с размаху ударил молотком. Он бил, не жалея сил. Великий князь видел, что брошка расплющивалась, становилась длиннее и шире. К его величайшему изумлению, равномерно увеличивался и черный рисунок.

Мастер отер рукавом лоб, покрытый каплями пота, и протянул князю брошку. Ни единого кусочка черни не выпало, а рисунок расплылся во все стороны.

Так Кошков наглядно показал, что такое его "чернь вечной прочности".

Немало других великоустюгских мастеров, тоже работавших с чернью, старались узнать секрет Кошкова, но старик не прельщался на деньги и молчал даже во хмелю, если его пытались споить в расчете, что авось да он проговорится.

Миша Чирков попал в обучение к деду, но несладко ему пришлось. Ведь тогда, хоть ты чужой, хоть родной, все равно шел ученик к мастеру в кабалу, в услужение. Сейчас уже нет в живых людей, которые могли бы рассказать о том, как в прежнее время учили. Но в архиве сохранились интересные документы - свидетели прошлого. Вот, например, одно из "договорных писем", направленных в Великоустюгскую цеховую управу серебряного ремесла. Оказывается, отданный "для совершенного обучения серебряному черневому мастерству" мальчик обязан был как хозяину, "так и домашним его быть верну, послушну и почтительну и тому серебряному черневому и белому ремеслу обучаться прилежно и до... срока... прочь не отходить... и без дозволения из дому его никуда не отлучаться". Хозяин же брался обучать ремеслу, платить за ученика "подушные", то есть налог, "а притом обувать и платьем одевать. Шапку, рукавицы, а летом шляпу и рубашку и подобувки... иметь свои и тем быть довольну".

Вот так же пришлось "тем быть довольну" и Чиркову, поступившему учеником к деду.

В первые годы ему и времени не оставалось смотреть на работу мастера. Как было заведено для учеников, носился он на побегушках, помогал по дому.

То и дело слышалось:

Мишка, опять воды нет! А ну живо к колодцу!

Мишка, а ну раздуй самовар!

Мишка, где тебя нечистая носит! Беги за водкой в кабак!

И парень вертел колодезное колесо и тянул воду, щепал лучину, бегал за водкой и, пользуясь старым хозяйским сапогом, как мехами, раздувал полузатухшие угли в самоваре. Хозяин считал, что самовар на столе обязательно должен "петь".

Только пообвыкнув малость, ученик стал в свободные минуты приглядываться к тому, что делал дед.

Начало работы для Кошкова являлось таинством, событием огромного значения. К мастерству он относился с трепетным уважением. Несколько дней постился, шел в баню и уж только после этого, запершись в комнате и проверив, плотно ли закрыты двери и даже ставни на окнах, приступал к составлению черни. Он долго смешивал составы - "колдовал", как говорили завистники.

Зато, когда Кошков брал в руки резец, он сам звал внучонка:

Поглядывай, малый!

И малый "поглядывал".

Так прошло восемь лет. За это время Кошков убедился, что внук расторопен и трудолюбив. Он сказал: "Будешь подмастерьем!"

Положил жалованья восемь рублей в месяц. А потом решил, что именно Михаиле Чиркову, а не кому-нибудь другому передаст секрет мастерства и тайну черни. И передал, взяв клятву, что малый языком зря болтать не станет, а во благовременье научит, в свою очередь, самого достойного из тех, кого встретит.

С тех пор в Великом Устюге два мастера владели секретом "черни вечной прочности" - старый и молодой.

После смерти деда трудно пришлось Чиркову. Не всегда мог он найти заказы: ведь обычно работу выполняли из серебра заказчика. Волей-неволей приходилось идти на уступки купцам, делать вещи по их вкусу и против своей воли - все больше шаблонные цветочки.


Е. Шильниковский. Стопка "Золотой хмель"

Ну, да ведь кто платит, тот и музыку заказывает.

Зато когда Чирков мог делать то, что ему хотелось, что подсказывал его вкус и опыт, он создавал удивительные произведения: ножи, ложки, табакерки. Как и прежние великоустюгские граверы, он часто на браслетах, салфеточных кольцах, линейках изображал родной город и делал это вдохновенно, с любовью. Располагал на драгоценных предметах самые известные здания - церкви, монастыри, красивые дома, рисовал набережную, реку Сухону. Чирков умышленно увеличивал горки и овраги, а задний план давал несколько условно, примерно так, как это делали на старых гравюрах. Этим приемом он хотел подчеркнуть, что Великий Устюг город старинный, исторический.

Чирков рисовал и вырезал символические фигуры, охотничьи и нравоучительные сцены, заимствуя их из разных книг того времени.

Иногда, как это тоже было принято в Великом Устюге, Чирков золотил фон. А чтобы золото не слишком сияло, чеканил его мелкими точками, приглушая цвет.

Вот к этому-то известному в городе мастеру и собрался Евстафий Шильниковский.

Домик у старого мастера стоял, как тогда говорили, "во второй частине" - на северной окраине города. Молодого студента-художника Чирков встретил приветливо. Да он и вообще-то отличался гостеприимством, добродушием и веселостью - не в пример своему гордому деду.

Решил заглянуть, - объяснил свое появление Шильниковский. - Хочу спросить: правда ли, нет ли, что англичане предлагали вам пятнадцать тысяч за секрет черни? А?

Чирков усмехнулся, погладил бородку, снял очки, которые надевал во время работы, неторопливо набил табаком неразлучную трубку, пыхнул дымком и сказал:

Ну, хоть не пятнадцать, а десять - вот это верно. Еще могу добавить: с собой в Англию жить звали. А как это я продам то, что своим искусством добыли деды и прадеды? Как от своей Сухоны, из родных мест уеду? Чудаки!

Чирков вынул из ящика браслеты. Один, с видом Великого Устюга, показался Шильниковскому особенно хорош. Этот мотив очень любил выполнять и Кошков.

Вынул Михаил Павлович и чайные ложечки с выведенным чернью цветочным орнаментом.

На том, собственно, первая встреча и закончилась. Собирался Шильниковский и еще наведаться, да все как-то оказывалось недосуг. Второй раз они повидались уже после революции, в конце двадцатых годов. При участии Михаила Павловича Чиркова в Великом Устюге создали артель чернения по серебру. Евстафий Шильниковский к тому времени уже закончил обучение в Академии художеств по классу знаменитого художника-гравера Василия Матэ и успел поработать в Великоустюгском отделе народного образования инструктором по изобразительному искусству. Он писал плакаты, резал гравюры на линолеуме для местной газеты, писал декорации для городского театра. Человек энергичный, он успевал всюду и работал в полную силу.

Как-то встретился он с Михаилом Павловичем Чирковым.

Евстафий Павлович, я ведь теперь художественный руководитель артели,- сказал старый гравер.- Не сделаете ли несколько рисуночков для нас?

Шильниковский знал, что мастера в артели нередко заимствовали узоры из разных журналов и поэтому в стиле получился разнобой, несоответствие одной части рисунка другой. С этим следовало бороться.

Соображу что-нибудь на досуге! - с готовностью ответил Шильниковский.

Через несколько дней он принес четыре цветочных рисунка, строго выдержанных в великоустюгских традициях: на черном фоне - серебряные цветы в узорном окружении острых листьев.

Чиркову они понравились, и он пустил рисунки в производство.

И не думал тогда Евстафий Павлович, что это и станет его призванием, началом большой работы, а все, что он делал до того, окажется только подготовкой к настоящему делу.

Потом еще раз произошла встреча.

Из Китая получен большой заказ. Для народных нужд, - сообщил Чирков.

Любопытства ради Шильниковский поинтересовался заказом. Оказалось, надо сделать много столовых и чайных ложек для Синцзяня, северо-западной провинции Китая. Даже там знали о мастерах Великого Устюга.

Евстафий Павлович подумал: а ведь это интересно! Можно использовать китайские мотивы, которые привлекали Шильниковского еще во время учения в Академии художеств, - дать крупные цветы, бабочки, более смело сочетать чернь и серебряные узоры.

И он согласился на предложение Чиркова, обещав представить эскизы.

"Коготок увяз - всей птичке пропасть!" - шутил потом Евстафий Павлович. Но художник не пропал, а, наоборот, нашел себя. Вот уж истинно не знаешь, где найдешь, где потеряешь! Помог богатый опыт, полученный Шильниковским в мастерской знаменитого гравера Матэ. Впрочем, многие сложные задачи приходилось решать, основательно поломав голову,- у прикладного декоративного искусства есть особенность: надо учитывать, что украшается бытовая вещь, имеющая практическое назначение.

Евстафий Павлович приглядывался к артели "Северная чернь". Конечно, Чирков большой мастер, но он уже стал уставать: семь десятков лет не шутка.

Мало-помалу художественное руководство артелью переходило к Евстафию Павловичу Шильниковскому. Дела оказалось хоть отбавляй: разрабатывать рисунки к новым вещам, готовиться к выставкам, и отечественным и заграничным, учить молодежь.

Евстафий Павлович с уважением отнесся к традициям велико-устюгского черневого искусства. Он знал, что мастера любили вплетать в узор цветы, изображать пейзаж, а то даже и сценки. Как не вспомнить панораму Великого Устюга или картинки, навеянные иллюстрациями из старых книг?

Иногда получались и срывы и неудачи, но Шильниковский все-таки выбрал верное направление. После работы над китайскими вещами он создал рисунки к пушкинским сказкам, басням Крылова, "Коньку-горбунку". Заинтересовали его и современные северные мотивы, тем более что другой художник, Михаил Дмитриевич Раков, в своих рисунках уже дал великоустюгским граверам несколько северных тем.

Советы Чиркова Шильниковский выслушивал внимательно. А старый мастер говорил:

Отделывать надо каждую форму. Штрих делай четкий и определенный.

Не сразу далась техника Евстафию Павловичу. Чирков смотрел иногда, как трудится Шильниковский, и требовал:

Дай-ко я сам сделаю.

Евстафий Павлович любовался свободной манерой мастера и, как говорится, наматывал себе на ус.

Всемирные выставки в Париже и в Нью-Йорке принесли большой успех и артели и Шильниковскому: оттуда пришли медали и дипломы.

Евстафий Павлович работал с удовлетворением и даже радостью. Происходил интереснейший процесс: воспитанник Академии художеств стал душой художественного народного промысла, кустарной ювелирной артели.

И еще в одном проявились черты нового: в том, как распорядился секретом черни Михаил Павлович Чирков.

Жила в Великом Устюге девочка Маша Угловская. Ей едва исполнилось тринадцать лет, когда она подошла к мастеру Амосову, одному из тех, кто знал секрет черни, хотя и не самый лучший.

Что тебе, пигалица? - добродушно спросил мастер.

Научите меня чернь составлять, - выпалила девочка.

Тебя?! - удивился Амосов.

Он смотрел на девочку, не понимая. А не шутит ли она, подговоренная кем-нибудь из недоброжелателей? Среди старых мастеров по-прежнему сохранилось "секретничанье": они скрывали все, что касалось техники производства.

Увидев, что девочка говорит искренне и всерьез, Амосов ответил:

Не было еще того, чтобы девки и бабы чернь понимали. Иди, не гневи меня.

И Маша ушла от Амосова, хотя ей казалось обидным, что в советское время мастер говорил с ней так. В артель она все-таки устроилась. Училась гравировать - сначала на меди, потом на серебре. Упорная и способная, она старалась делать все как можно лучше. Гравер обязан хорошо рисовать - после работы она часами просиживала с карандашом и бумагой, изучая и перерисовывая старинные узоры, ходила в местный музей, где хранились работы Кошкова и Чиркова.

Михаил Павлович Чирков часто подумывал: кто же воспримет от него секрет "черни вечной прочности"? Росли у него два сына и две дочери. Девушки вышли замуж - им не до серебра и черни, у них другие интересы. А сыновья... Горько было Чиркову признаться, что ни Костя, ни Коля по-настоящему не оценили отцовского таланта и не собирались стать художниками-граверами. Им ли оставлять секрет? Дед завещал: "Передай самому достойному". И Михаил Павлович тоже считал: "Тут надежный человек нужен".

Подкатывался, правда, позолотчик Корсаков, тоже из мастеров старого закала, вроде Амосова. Самолюбие, не позволяло ему спросить у Чиркова, и он уговаривал девушек, подручных старого гравера:

Вы припустите мне своей чернью, а Михаилу о том не сообщайте.

А те ничего не скрыли от Чиркова. Михаил Павлович отчитал позолотчика:

Не совестно ты живешь, Егор. Сам добивайся, а молодых в грех не впутывай.

Машу Угловскую Чирков уже заприметил. Его не смущала, как Амосова, мысль о том, что чернение - это не женское дело. Напротив: ему казалось, что у девушек даже больше усидчивости, аккуратности, точности - всех тех качеств, которые особенно нужны для изготовления черни.

В артели заговорили, что пора бы кого-то прикрепить к Михаилу Павловичу для передачи секретов составления и плавки черни. Чирков согласился с этим и сразу назвал:

Машу Угловскую.

Никто не возражал. Машу уже успели узнать и полюбить. На общем собрании по всем правилам утвердили эту кандидатуру. Понимали мастера, что передача секрета - событие немаловажное.

Два месяца учил Михаил Павлович девушку.

Он брал пластинки меди и свинца, плавил их в тигельке, превращал в порошок. Велел запоминать, сколько для первого раза полагается брать серы и как после этого добавлять серебро. Потом учил частями снова засыпать серу.

Маша старалась отличить по цвету: не готово ли?

Не отличишь, не пытайся: красная и красная. А вот если густеет, значит, перекипать начинает.

Надо, чтобы чернь была гладкая, без морщинок и особенно без "мориночек" - мелких дырок, будто наколотых иголкой. И надо, чтобы с чернью легко работалось: мастеру должно быть удобно.

С маху-то ее составят,- поучал Чирков,- наложат, примутся напильником ровнять, а она пластами отпадает. Передержишь на огне - тоже плохо: не плавится и не ложится на изделие.

Через два месяца Угловская уже самостоятельно составляла и плавила чернь. На общем собрании членов артели ей присвоили звание мастера,- это стало праздником и для Чиркова. А ему до конца жизни установили почетную персональную пенсию. Он сидел тогда в зале и вспоминал свои восемь лет учения у деда, зуботычины и ругань. В памяти возникало и то, как колол он дрова и месил тесто, бегал за полбутылкой подмастерьям и как ему приходилось "тем быть довольну". Да, другие времена - другие песни!

А ведь верно, песни были другие. Мария Алексеевна Угловская стала заведовать производством, потом ее выбрали руководить артелью. Когда вышла замуж и решила уехать в Москву, Угловская-Сычева обучила хорошего гравера Манефу Дмитриевну Кузнецову. Та, в свою очередь, тоже подготовила смену: рассказала о секретах молодой мастерице Гале Фатеевой. Как и ее учитель, Угловская-Сычева говорила, что "по времени тут рассчитать нельзя", что "по цвету не отличишь", а надо следить за густотой и что следует бояться морщинок и "мориночек".

"Запевалой" новых песен все-таки следует считать Чиркова: с его легкой руки женщины в Великом Устюге завладели тайнами "черни вечной прочности".

Каждое утро, придя в большое двухэтажное здание "Северной черни", Евстафий Павлович отправляется в обход по комнатам. В секторе заготовки он смотрит, как делают из серебра крышки для портсигаров, стопки, кубки, кольца и брошки. Взглянет на полировку вещей и на то, как граверы, расположившиеся в двух больших залах, вырезают рисунок. Великоустюгские цветы, конечно, еще сохранились в рисунках - традиции не стоит забывать, цветы красивые,- но появились новые сюжеты: виды Москвы - Кремль, памятники Минину и Пожарскому, темы "Изобилие", "Мир" и другие, близкие и понятные советским людям. Манера же, стиль остались великоустюгские - те, которые вырабатывались веками.

У трех печей горят керосиновые факелы - мастерицы держат изделия щипцами, накладывают деревянной лопаткой чернь. За две-три минуты она плавится на огне и быстро застывает. Двадцать девушек снимают лишнюю чернь напильниками, чтобы потом другие мастерицы подчищали грифелем. Отдельные места, где того требует рисунок, золотят. Затем наступает очень ответственный процесс - "вторая выснимка": убирают лишнее золото и ненужную чернь. Теперь остается только отполировать, и драгоценные предметы готовы.

На столах и полках - тысячи подстаканников, портсигаров, пудрениц, ложек, стопок, солонок, брошек, колец, ручек для ножей и вилок. Вещи подготовлены к отправке во все концы страны и за границу. Если посмотреть в лупу на каждую вещь, то возле знака пробы, отмечающего качество серебра, можно увидеть и две маленькие, с маковое зернышко, буковки "СЧ". Это значит "Северная чернь" - марка фабрики.

Шильниковский идет к себе в светлую комнату с большими окнами - пора кончать еще один рисунок.

Евстафий Павлович работает, склонившись над листом бумаги, а мысли не дают покоя - директор говорит: подыщите хороших, способных паренька или девушку, пошлем учиться в Москву - будет со временем смена художественному руководителю. Ох, как это верно! Пожалуй, некоторые рисунки выглядят уже старомодно. Нужно учитывать новые вкусы. У Евстафия Павловича есть кое-кто на примете. "Показать-то я все, что знаю и умею, покажу" - думает он.- Но обязательно и расскажу: и о фабрике братьев Поповых, и о Кошкове, и о Чиркове, и о том, чего сам добился".

Великое это счастье - взять красоту, рожденную народом, и вернуть ее народу же. В этом - вечная прочность искусства.

  1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России согласно Конституции Российской Федерации является (выберите из списка ниже один правильный вариант)
    1. Конституционный Суд Российской Федерации
    2. Президент Российской Федерации
    3. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации
    4. многонациональный народ Российской Федерации
    показать Ответ: многонациональный народ Российской Федерации
  2. Россия исторически сложилась как многонациональное государство. Определите последовательность добровольного вхождения перечисленных ниже территорий в Российское государство, если известно, что Республика Хакасия празднует в этом году 290-летие в составе России, а Республика Саха (Якутия) – 385-летие.
    1. Республика Ингушетия
    2. Республика Саха (Якутия)
    3. Республика Хакасия
    4. Удмуртская Республика
    показать Ответ: 4 - 2 - 3- 1
  3. Деревянное зодчество имеет многовековую историю в России и, благодаря искусным мастерам, известно далеко за ее пределами. Недаром древнейшая русская обитель, основанная в X веке на Афоне, носит название «Ксилургу», что значит «древодел», «плотник». Шедевры деревянного зодчества сохраняются в музеях под открытым небом во многих регионах нашей страны: в Иркутской области –в «Тальцах», недалеко от Великого Новгорода – в «Витославлицах», в Архангельской области – в «Малых Корелах».

    В каком регионе расположен всемирно известный музей-заповедник «Кижи»
    (выберите из списка ниже один правильный вариант)?

    1. Республика Карелия
    2. г. Севастополь
    3. Удмуртская Республика
    4. г. Москва
    показать Ответ: Республика Карелия
  4. Соотнесите названия священных писаний или сводов священных текстов, а также виды храмов с традиционными религиями России
    (ответ запишите в формате А – 1; Б – 2 и т д.):
    А. Ислам
    Б. Буддизм
    В. Иудаизм
    Г. Христианство
    1. Трипитака, ступа
    2. Коран, мечеть
    3. Танах, синагога
    4. Библия, церковь
    показать Ответ: А - 2, Б - 1, В - 3, Г - 4.
  5. 65 лет тому назад Расул Гамзатов написал поэму «Солдаты России» о героическом экипаже танка Т-34, совершившем подвиг при освобождении Крыма от немецко-фашистской оккупации в апреле 1944 года. Экипаж танка состоял из семерых русских и представителя одного из народов Северного Кавказа - Героя Советского Союза Магомед-Загида Абдулманапова. Ниже приведен отрывок из этой поэмы: Спят в Симферополе в могиле братской
    Семь русских и ___???___ , мой земляк.
    Над ними танк, их памятник солдатский,
    Еще хранит следы былых атак,
    И благодарно вывела страна
    На мраморной плите их имена.

    Вставьте пропущенное слово (выберите из списка ниже один правильный вариант):

    1. чеченец
    2. аварец
    3. даргинец
    4. ногаец
    показать Ответ: аварец
  6. Многие просветители России, проявлявшие заботу о развитии национальных языков, в то же время стремились приобщить народы к общероссийской культуре и истории, учили любви и к малой, и к большой Родине – России. Среди них можно назвать великого просветителя чувашского народа Ивана Яковлева, башкирского народа –Мифтахетдина Акмуллу. Для алтайцев и телеутов много значит имя Михаила Чевалкова.

    Определите, сыном какого народа являлся просветитель Каюм Насыри

    1. татары
    2. манси
    3. ингуши
    4. удмурты
    показать Ответ: татары
  7. В г. Якутске в 2005 году был открыт необычный памятник семье, олицетворяющий дружбу якутов и русских. В скульптурной композиции представлены: отец – русский землепроходец и казачий атаман, мать – якутская красавица Абакаяде Сючю, их сын Любим.
    Назовите имя отца семейства - великого русского землепроходца
    (выберите из списка ниже один правильный вариант).
    1. Николай Миклухо-Маклай
    2. Петр Семенов-Тянь-Шанский
    3. Семен Дежнев
    4. Витус Беринг
    показать Ответ: Семен Дежнев
  8. Аппаз Илиев является старейшим человеком России. 1 марта 2017 года ему исполнился 121 год. В своем недавнем интервью, отвечая на вопрос, что сегодня главное для жителей многонациональной, многомиллионной России, долгожитель сказал:«Россияне должны всегда говорить правду, жить по справедливости, тогда польза будет. Если сегодня будете жить по правде, тогда и завтра будет нормальная жизнь. (…) Сегодня у нас в стране справедливый правитель, берите из этой ситуации все хорошее». В родном селе старейшего человека живут 43 семьи, и все носят одну фамилию – Илиевы.

    Назовите регион, где расположено это село
    (выберите из списка ниже один правильный вариант).

    1. Нижегородская область
    2. Оренбургская область
    3. Республика Ингушетия
    4. Алтайский край
    показать Ответ: Республика Ингушетия
  9. Известно, что на выдающегося русского поэта А.С. Пушкина большое влияние оказала его няня Арина Родионовна, которая, по одной из версий, имела финно-угорское происхождение и была родом из деревни Лампово в Ингерманландии. В настоящее время ингерманландцы проживают в основном в России.
    Укажите, в каких регионах (выберите из списка ниже два правильных варианта).
    1. г. Калининград
    2. Удмуртская Республика
    3. г. Санкт-Петербург, Ленинградская область
    4. Республика Карелия
    показать Ответ: 3, 4.
  10. В ХХ веке в нашей стране среди мастеров народных ремесел, считавшихся прежде «мужскими», появились выдающиеся мастера – женщины. Первой женщиной Дагестана, посвятившей себя ювелирной обработке металла, стала Манаба Омаровна Магомедова. Первой женщиной-гравёром на Чукотке – Вера Аромке Эмкуль. Первой художницей по палехской лаковой миниатюре – Софья Михайловна Голикова (Вакурова).
    Назовите известный народный промысел, в котором работала Мария Алексеевна Сычева (Угловская) – первая женщина, посвященная в секрет нанесения рисунков из специального сплавапо металлу
    (выберите из списка ниже один правильный вариант).
    1. напайная филигрань
    2. художественная резьба по кости
    3. великоустюжское чернение по серебру
    4. дымковская игрушка
    показать Ответ: великоустюжское чернение по серебру
  11. «Иван Федорович Крузенштерн – человек и пароход» – всем известные слова почтальона Печкина из любимого детского мультфильма. Под командованием адмирала И.Ф. Крузенштерна было совершено первое русское кругосветное путешествие. Иван Федорович впервые нанес на карту бльшую часть побережья Сахалина и описал быт и нравы коренных жителей этого острова.
    Укажите их среди народов, перечисленных ниже
    (выберите из списка ниже два правильных варианта).
    1. удмурты
    2. нивхи
    3. лезгины
    показать Ответ: нивхи, айны.
  12. Татарские мастерицы изготавливали матерчатые нагрудники изю (илиизу) для женской одежды, искусно украшая их шелковыми и золототкаными лентами. Изю носили только замужние женщины.
    Для какой цели (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. только, чтобы показать достаток
    2. для защиты от ветра
    3. исключительно как украшение
    4. скрыть грудной разрез женского платья
    показать Ответ: скрыть грудной разрез женского платья
  13. Один из самых известных военных летчиков Великой Отечественной войны, лакец по отцу и крымский татарин по матери, в 25 лет стал дважды Героем Советского Союза. Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета, провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.
    Назовите его имя (выберите из списка ниже один правильный вариант).
    1. Амет-Хан Султан
    2. Владимир Коккинаки
    3. Алексей Маресьев
    4. Александр Покрышкин
    показать Ответ: Амет-Хан Султан
  14. Танцы каждого народа России внесли уникальный вклад в культуру нашей страны. В то же время в народном творчестве есть немало общего, например, круговые танцы: у бурят – это ёхор, у осетин – симд, у русских – хоровод.
    А как называется похожий танец у лезгин (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. ялли яр
    2. карагод
    3. барыня
    показать Ответ: ялли яр
  15. В годы Отечественной войны 1812 года французская армия называла представителей этого народа «северными амурами» за их виртуозную стрельбу из лука. О ком идет речь (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. русские
    2. карелы
    3. башкиры
    4. Кчеченцы
    показать Ответ: башкиры
  16. Одним из самых известных собирателей русских сказок был Александр Николаевич Афанасьев. Им было опубликовано более 70 статей, посвященных исследованию сказочных преданий русского народа, в том числе «Дедушка домовой», «Зооморфические божества у славян», «Поэтические предания о светилах небесных». Кроме того, А.Н. Афанасьев издал сборник «Народные русские сказки».
    Укажите, сколько сказок вошло в этот сборник (выберите из списка ниже один правильный вариант).
    1. 60000
    показать Ответ: 600
  17. Алтайские народные сказители, кайчы, сопровождают свое повествование аккомпанементом необычного инструмента, напоминающего домбру – топшура. Этот инструмент изготавливается из цельного куска священного для алтайцев дерева – кедра.
    Из чего делают струны для данного инструмента (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. из кожи
    2. из конского волоса
    3. из крапивы
    4. из жил и кишок животных
    показать Ответ: из конского волоса
  18. В традиционной кухне многих народов России есть напитки из кислого молока: у татар, башкир, калмыков, алтайцев и других – катык, айран, кумыс; у чеченцев и ингушей - йетшура.
    А как называется кисломолочный напиток в традиционной русской кухне (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. суорат
    2. варенец
    3. йогурт
    показать Ответ: варенец
  19. Оборона этой крепости – с утра 22 июня и до сентября 1941 года – пример бесстрашия, доблести и героизма советских людей. Установлено, что здесь насмерть стояли воины более 30 национальностей, демонстрировавшие верность дружбе народов нашей многонациональной Родины.
    О какой крепости идет речь (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. Брестская крепость
    2. Кронштадтская крепость
    3. Петропавловская крепость
    4. крепость Орешек
    показать Ответ: Брестская крепость
  20. Известно, что указом Петра I впервые на русский язык были переведены священная книга мусульман Коран и жизнеописание пророка Мухаммеда.
    А чьим указом Коран впервые был издан типографским способом на государственные средства (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. Екатерины II Великой
    2. Ивана IV Грозного
    3. Владимира Великого
    4. Ярослава Мудрого
    показать Ответ: Екатерины II Великой
  21. Святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский многие годы провел на Дальнем Востоке России, путешествовал на собаках и на оленях по северным землям. Кротостью и приветливостью он заслужил любовь алеутов, коряков, чукчей и тунгусов, строил для них школы, сам учил детей,впервые исследовал быт и традиции этих коренных народов.
    Укажите город, одним из основателей которого являлся святитель и название которому он дал (выберите из списка ниже один правильный вариант).
    1. Благовещенск
    2. Москва
    3. Владимир
    4. Владивосток
    показать Ответ: Благовещенск
  22. «Самоед», «Джигит», «Калмык», «Якут» – это:
    1. исторические названия судов Российского морского флота
    2. названия поселений
    3. названия народных танцев
    4. способы завязывания морских такелажных узлов
    показать Ответ: исторические названия судов Российского морского флота
  23. Остров Белый находится в Карском море и является самой северной территорией Ямало-Ненецкого автономного округа. Для ненцев он издавна является священным. Ставить чум и брать на остров женщин запрещалось: согласно местным поверьям, этого очень не любит хозяин острова Сэр Ирик.
    На русский язык Сэр Ирик переводится как (выберите из списка ниже один правильный вариант):
    1. Белый Царь
    2. Белый Старик
    3. Белый Ветер
    4. Белый Охотник
    показать Ответ: Белый Старик
  24. Православные святые Петр и Феврония являются покровителями семьи и брака. С каким городом была связана их жизнь (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. с Владимиром
    2. с Муромом
    3. с Суздалем
    4. с Москвой
    показать Ответ: с Муромом
  25. С какого из древних городов Крыма началось распространение христианства на Руси (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. Корсунь (Херсонесское городище в г. Севастополе)
    2. Кафа (г. Феодосия)
    3. Пантикапей (г. Керчь)
    4. Керкинитида (г. Евпатория)
    показать Ответ: Корсунь (Херсонесское городище в г. Севастополе)
  26. Представители этого народа выкапывали себе жилище на склоне холма или горы, делая вход-коридор со стороны реки. Такая постройка называлась «карамо» и нередко в нее можно было заплыть только на лодке.
    Для представителей какого народа характерны такие постройки (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. осетины
    2. якуты
    3. селькупы
    4. татары
    показать Ответ: селькупы
  27. В Нижегородской области расположено озеро Светлояр, с которым связана легенда о Китеж-граде.
    По берегам озера с XVII века селились (выберите из списка ниже один правильный вариант):
    1. марийцы
    2. удмурты
    3. русские
    4. татары
    показать Ответ: русские
  28. Это культовое сооружение было возведено в 1823 году в Москве на территории Татарской слободы в память о героизме воинов-мусульман, проявленном ими в Отечественной войне 1812 года. В 1939 году оно было закрыто, а вновь открылось в 1993 году.
    Назовите его (выберите из списка ниже один правильный вариант).
    1. Комплекс мечетей Инам и Ярдям в Отрадном
    2. Храм Христа Спасителя
    3. Покровский ставропигиальный женский монастырь
    4. Московская историческая мечеть
    показать Ответ: Московская историческая мечеть
  29. Военный топограф Владимир Клавдиевич Арсеньев и охотник, коренной житель Уссурийского края, Дерсу Узала, прошли вместе многие километры тайги и стали добрыми друзьями. В.К. Арсеньев написал о своем проводнике две книги: «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала».
    Кем по национальности считал себя Дерсу Узала (выберите из списка ниже один правильный вариант)?
    1. русским
    2. греком
    3. чеченцем
    4. гольдом
    показать Ответ: гольдом
  30. Кто автор строк:
    «Забыв родной язык – Я онемею. Утратив русский – стану я глухой» показать Ответ: Танзиля Зумакулова

Внимание! Если вы ещё не прошли диктант, но хотите это сделать, сначала пройдите тест на сайте miretno.ru (это доступно до 23:59 5 ноября), а уже потом читайте, как с ним справились белгородцы.

Кристина Кравцова, студентка БГИИК:

Фото Натальи Малыхиной

«Самый сложный вопрос для меня был о народных ремёслах, которые считались мужскими. В определённый момент женщины стали осваивать и такие промыслы.

Нужно было назвать народный промысел, в котором прославилась Мария Сычёва . Были даны варианты ответов: дымковская игрушка, художественная резьба по кости, чернение и напайная филигрань. Я долго думала между вторым и третьим вариантом, выбрала второй (на самом деле Мария Алексеевна руководила артелью по велокоустюжскому чернению серебра – прим. ред.) .

Лёгкие вопросы были в начале о Конституции. Ещё сразу же ответила на вопрос о том, какую крепость обороняли с июня до сентября 1941 года. Это, конечно же, Брестская крепость».

Владимир Меренков, рабочий «Белэнергомаша»:

Фото Натальи Малыхиной

«Лёгкими показались вопросы о современной истории нашего государства. Сложными для меня были те, которые связаны с народами нашей страны. Пока я обо всех народах не так много знаю.

Нужно всегда заниматься саморазвитием, а участие в образовательных акциях способствует этому. Подготовиться к этнографическому диктанту сложно: никогда не угадаешь, о чём будут вопросы. Интуиция и смекалка – главные помощники.

В прошлом году у меня было 80 баллов. Посмотрим, как в этот раз получится».

Виктория Селихова, студентка БГИИК:

Фото Натальи Малыхиной

«Мне было сложно отвечать на вопросы о северных народах, потому что я о них практически ничего не знаю. Задания о нашем регионе показались лёгкими, потому что в институте мы изучаем традиции Белгородчины (девушка учится на режиссёра – прим. авт.) .

Очень интересно узнать историю не только своего края, но и других мест. Мне кажется, каждый человек должен быть образован и в этой области. Стыдно не знать историю нашей страны.

Если честно, я никак не готовилась: всё, что ответила, это мои знания. Сегодня я узнала много нового о других народах. Так что это полезный опыт».

Татьяна Якунина, преподаватель народного пения БГИИК:

Фото Натальи Малыхиной

«Мне, к сожалению, не хватило бланка для участия, но я пришла поддержать своих студентов. После диктанта они поделились, какие вопросы вызвали затруднение.

Например, вопрос о Семёне Дежнёве . Мало, кто знает, что в Якутске его семье стоит памятник, который является символом дружбы якутов и русских. В вопросе говорится, что глава семейства – русский первопроходец и казак, а участники должны назвать его имя.

Ещё сложный вопрос был про народные танцы: мы в основном изучаем местную хореографию, знакомимся с традициями соседних регионов. Танцы других районов мы проходим в общих чертах. Поэтому не каждый смог ответить на вопрос о том, какой круговой танец был у лезгин».

Илья Романов, студент БелГУ:

Фото Натальи Малыхиной

«Мне очень нравятся такие акции: всегда участвую и проверяю свои знания. Я учусь на географическом факультете, поэтому мне особенно интересно.

Лёгкими мне показались сказочные вопросы: например, надо было определить родину Снегурочки. Думаю, многие знают, что это Кострома.

Были вопросы, которые связаны с удмуртами и карелами, о которых не так много людей знают что‑нибудь. Но мне кажется, что цель диктанта, как раз познакомить с такими народами. Было бы здорово, если бы организаторы выпускали потом книжку, которая подробно бы рассказывала о затронутых темах.

С заданиями было интересно работать: во многих были подсказки прямо в тексте вопроса. Так что даже у человека, который плохо знаком с темой, был шанс ответить. Конечно, 45 минут мало для 30 заданий, хотелось чуть больше подумать. Но я надеюсь, я хорошо справился».

Алексей Дегтярь, студент БГИИК:

Фото Натальи Малыхиной

«Сейчас молодёжь мало интересуется историей страны: студенты плохо знают, например, о тех народах, которые живут на Сахалине.

Мне было легко отвечать на вопросы о Великой Отечественной войне. Были интересные вопросы о народных костюмах: нужно было сопоставить, как одеваются разные народы. Ещё мне понравился вопрос про нашу мифологию о Бабе-яге и кикиморе. Сложным для меня было определить, о каком народе написаны стихотворные строки.

Я долго сидел над заданиями диктанта. Не хотелось сделать много ошибок, но думаю, они есть и результат будет средний. Все результаты анонимны, так что это проверка знаний для себя».

Записала Наталья Малыхина

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные