Оно отличает профессионала от дилетанта. Школьный портфель: Профессия - дилетант. Дилетанты, в отличие от профессионалов, не боятся

Когда-то давно я написала статью о том, почему надо менять работу раз в пять-семь лет. И в одном из комментариев мне довольно логично возразили: мол, за семь лет работы человек только-только в специалиста успеет превратиться, а ему уже предлагают работу менять.

Ну работу же, адрес офиса, а не специальность! Хотя...

И вот тут я хочу поспорить, ибо это уже интересно.

Вполне возможно и такое, что человек, поменявший не только место работы, но и профессию, добьётся на новом поприще небывалых успехов.

Плохая новость

Всё дело в том, что знания сейчас устаревают очень быстро. Отсюда возникает необходимость в разнообразных курсах. То есть, в постоянном повышении квалификации и даже переподготовке. Человек, которому этим заниматься — недосуг, проигрывает. Он остаётся номинально - специалистом, но это специалист, тормозящий процесс и занимающий чужое место. И это понимают все, включая его самого.

Поэтому, если Вы не будете учиться - Вы всё равно очень скоро (через те самые пять-семь лет) потеряете себя как специалист. Учиться - неизбежно.

Хорошая новость

Как это ни противоречит (казалось бы) вышесказанному, но человек, получивший в своё время хорошее базовое образование, может переквалифицироваться на смежную (и даже не очень смежную!) специальность легко. Было бы желание - переквалифицироваться. Таких людей называют: «толковые», «легкообучаемые», «хватающие суть с полуслова». И зачастую те, кто проходит «переподготовку», оказываются более успешными, чем те, кто проходит по изучаемому предмету «повышение квалификации»...

Вредные мысли

Нет ничего вреднее мысли о том, что у тебя нет базовой «корочки» в той профессии, где ты собираешься подвизаться.

Я не хочу утомлять читателей историческими примерами, но уж поверьте мне на слово... Все значительные общественно-политические, экономические, научные и культурные сдвиги были сделаны ДИЛЕТАНТАМИ, то есть, людьми, занимавшимися делом, в котором они претерпели успех, НЕПРОФЕССИОНАЛЬНО. Это напоминает старую примету игроков: тот, кто впервые приходит на ипподром или подходит к зелёному столу, к рулетке - всегда крупно выигрывает. «Дуракам - счастье» - говорят тогда измученные теорией вероятностей игроки и продолжают тасовать карты.

Почему же им такая удача?

Дилетанты, в отличие от профессионалов, не боятся!

Им не объяснили, как трудно то, на что они замахнулись. Дилетант всегда полезет туда, где профессионал только горестно покрутит у виска пальцем. И найдёт клад, как в сказке.

Вот поэтому сообщество профессионалов так напоминает театр склочных актёров, куда как надоевших друг другу. И самые мудрые из них, профессионалов, всегда стремятся залучить в свой профессиональный коллектив - «новенького», дилетанта со стороны. Человека, который разбирается в принципе, «что к чему», и способен обучиться за несколько месяцев (дней?) нескольким новым мышечным навыкам, не более того. Нескольким новым терминам и немного другим правилам игры на той же колоде...

Вам сильно не нравится Ваше место работы?

Ещё не поздно поменять профессию. Об этом стоит задуматься всерьёз. Ведь у Вас на руках будет такой козырь, как свежее, незамутнённое видение ситуации, так называемый «незамыленный глаз». И если Вы сами (а не только Ваши боссы) сумеете использовать это естественное преимущество новичка по максимуму, и в свою же пользу - Вы станете родоначальником нового направления, изобретателем, новатором, грубо говоря, войдёте в историю. А хорошо подкованные профессионалы, получившие вместе с грузом профессиональных знаний и груз комплексов, так и останутся - вечными последователями, исполнителями, учениками...

Учителя и педагоги

Существует условное разделение школьных работников на учителей и педагогов. Конечно, это преимущественно люди, занимающиеся одним и тем же делом. Правда, в слове «педагог» слышится что-то совсем школьное, тогда как в «учителе» есть отголосок от заглавной буквы. Но разделение этих понятий важно с точки зрения акцентов, которые делаются, когда мы говорим о педагогической деятельности или учительской профессии.

В учительстве, если не понимать его вульгарно, есть все же некая иррациональность, хаос страстей. А вот педагогика, наоборот, рациональна и упорядоченна. Получается, что с детьми общаются, условно говоря, и педагоги, и учителя, то есть прообразы как бы двух стихий сразу.

С одной стороны — это яркие холерики и невротики, не способные справиться с переполняющими их эмоциями, романтики-идеалисты, проповедники, порой пожирающие свою паству, а порой приносящие себя ей в жертву. С другой — умные и не очень, малоприметные, но полезные тети и дяди, вызывающие то благодарность, то равнодушие, то раздражение.

Педагоги добросовестно трудятся и трезво оценивают свою работу по результатам. Учителя переживают на протяжении всего процесса общения с детьми. Учителя, как яркие кометы, завораживают, но и предвещают опасность. Учительская (в этом смысле) стезя — удел немногих. В учительском деле намного больше интуиции и импровизации, чем ремесла и технологий. Хороших учителей по определению мало. Они редко афишируют свои услуги: «Учу смелости», или «Обучаю искусству быть благодарным», или «Делюсь добротой, оказываю уважение, предлагаю заботу».

Профессионалы и дилетанты

Проблема профессионализма в педагогике как таковая никогда не ставилась. Считалось, что в учителя идут по призванию. О профессионализме заговорили лишь недавно.
В педагогике эти два понятия, профессионал и дилетант, накрепко связаны, и одно неотрывно от другого. Стоит нарушить баланс — катастрофа.

Корень расхождений между профессионалами и дилетантами не в том, как относиться к профессии или как работать. Главное — для какой цели. Дилетант часто вообще не ставит никаких задач, для него важнее процесс. Он работает на сверхзадачу: например, вырастить высоконравственных людей. Дилетант чаще всего не адекватен своим желаниям. Поэтому больше страдает. Его постоянная рефлексия направлена внутрь себя. Именно дилетант бывает воинственным и агрессивным, думает, что защищает детей и идеалы, на поверку же себя — от саморазрушения. Основа дилетантизма — любовь. Но и любовь к детям нередко становится лишь отражением собственного самолюбия.

Профессионал наигрался в чадолюбие, научился управлять своими эмоциями, не стесняется уже черновой неромантической работы. Он готов обслуживать детей, получать за эту работу деньги и не видит в ней свой крест и свою судьбу. Он старается делать лучше, зарабатывать больше. Профессионал покрывает всю сферу педагогической деятельности: он воспитатель, предметник, организатор, управленец. Для него главное — удовлетворить конкретный образовательно-воспитательный запрос, подобрать методику и технически грамотно исполнить. Он не питает иллюзий, лишен мессианских заморочек. Делает конкретную работу и несет конкретную ответственность за результат.

Но при этом у дилетанта на практике может лучше получаться общение с детьми, чем у профи. Ведь область человеческих отношений иррациональна и не поддается холодному вычислению с точной дозировкой нужного количества эмоций.
Профессионал — обычно педагог, человек обучающий, передающий с помощью различных средств и приемов конкретные знания. Дилетант метит в Учителя.
Профессионал индивидуализирует педагогический процесс по необходимости (тактически), дилетант — по потребности (стратегически).
Дилетантизм — особое топливо внутреннего горения. Без него далеко не уедешь. Но нужны и рельсы, строгое расписание, регулярные остановки. Кому нужен поезд, мчащийся в никуда?

Идеальный портрет: педагог с опытом, научившийся владеть собой, избавившийся от недуга «коллекционирования» детей. Он способен ясно понимать задачи и подбирать индивидуальную методику. Он не потерял любви к профессии, сохранил внутренний огонь (тот, который светит, греет, но не сжигает).
Получается идеальный образ профессионального дилетанта, который ощущает и просчитывает, любит и не сходит с ума, верит и сомневается. К нему можно лишь стремиться. Но без него во многом условный спор о дилетантах и профессионалах становится безобразной явью.
Чистое дилетантство — безответственное любительство, удовлетворение лишь своих желаний. Но чистый профессионализм в педагогике не работает: человеческие отношения, в которые вступают учитель и ученик, предусматривают комфортный эмоциональный фон; решение учебных и воспитательных задач часто возможно лишь через личность педагога, через отношение к нему. А «машинное» техническое включение чувств «по необходимости» невозможно.

Я тоскливо смотрю на кровавую мочу с ошметками слизи, оттекающую по катетеру из переполненного мочевого пузыря унылой рыжей дворняги. Меньше недели назад я выписала этого пса домой в значительно более приятном виде.

Зачем Вы отменили антибиотики?

Мы делали все, как Вы назначали, доктор! – в голосе полной женщины звенит праведный гнев. Вот только не такой уж он праведный. Лживый, прямо скажем, гневишко.

Я читала его тему. Вы отменили антибиотики, уменьшили объем подкожных инфузий и начали давать целый коктейль из травок и бог-весть-каких препаратов.

Вот они, блага прогресса. Когда животное – «сын полка», на зоозащитном форуме часто можно найти тему, посвященную его лечению, самочувствию, содержанию и, чего греха таить, сбору денег на это все.

Такой поворот беседы женщину обескуражил. Она думает, что доктор не умеет пользоваться интернетом? Или что это первое животное «с форума», которое доктор имел несчастье лечить в своей жизни? Женщина явно собирается сказать, что «да, в теме писали так, а на самом деле все как Вы назначили, доктор!», но смотрит мне в лицо и прикусывает язык. Правильно, на ложь у меня аллергия.

Вот знакомая, она много собак на ноги поставила, она сказала, что такие антибиотики слишком сильные и долго нельзя, и печень надо поддерживать, и колоть нельзя, лучше поить, а травки полезные, и еще мочегонное надо давать, и вот тут все написано, что мы давали, а он вчера лег и не встает, и не ест, и писать перестал, она сказала, что это от того, что ему назначили у вас, но мы все равно к вам приехали, ему совсем плохо, сделайте что-нибудь!

Я опускаю веки, чтобы скрыть ярость, плещущуюся в зрачках, крепко стискиваю зубы, чтобы не разораться, не послать их обратно к той знакомой, вместе с которой они самозабвенно играли «в доктора» - пусть долечивает. Я даже не комкаю лист, на котором указано два десятка бесполезных, а местами весьма вредных в случае Дика снадобий. Это потом я запрусь в кабинете и буду трясти картой и анализами пса перед носом терпеливых коллег, вопить о человеческой глупости и желании «полечить, а чем мы хуже», стенать о пропавших впустую трех неделях сложного лечения в стационаре - и меня погладят по голове, и дадут чаю и шоколадку, и скажут: «Такова жизнь!», и я, вздохнув, пойду работать. Это все обязательно будет, но позже, позже…
А сейчас вдоооох…. выыыыыдох: помни о деонтологии! Вдооох… И вообще: ты добрая и хорошая, выыыдох… терпеливая и спокойная. Вдооох… добрая, я сказала! Выыыыыдох… Вот, так-то лучше, молодец. Можешь разлепить зубы, ты уже безопасна.

Я позвоню Вам вечером по результатам анализов. Но Вы должны понимать, что все стало гораздо хуже.

Под уверения «дадада, доктор, мы Вам доверяем, нетнетнет, мы больше ничего в Ваших назначениях не изменим» я провожаю двух женщин, одна из которых не сказала ни слова за время визита, а только кивала-кивала-кивала, к выходу.

Как часто ветеринарные врачи (и человеческие, наверняка, тоже!) сталкиваются с тем, что пациента уже «полечили», в меру своего разумения, сами владельцы или их соседи и знакомые. Трудно бывает потом разобраться, где признаки первоначальной болезни, а где последствия «лечения».

Мой отец, который мог починить практически все, шипел и плевался, когда ему приносили прибор, в недрах которого уже поковырялся доморощенный умелец. Разобраться, что сломалось само, а что перепаял, пытаясь исправить, «самоделкин» - иногда бывало практически невозможно. И уж точно требовало от отца гораздо больше времени и сил, чем возвращение в строй прибора, который никто до него не чинил.

Сформулировать, что же отличает профессионала от дилетанта (помимо результата) мне помог рассказ Эльмиры Пасько «Мой Вася – профессионал»

Деревенский кот, серьезный и важный, профессионально избавлял всю округу от крыс и мышей.

В моем детстве наши кошки развлекались похожим образом. Но что для Васи было серьезной работой, то для моих городских фифочек - веселым хобби.

Вот с прогулки возвращается кошка, усаживается посреди комнаты, убеждается, что на нее смотрят все и... выпускает из пасти живую крысу. Крыса, не будь дура, тут же скрывается под шкафом, а кошка удаляется спать с чувством выполненного долга.

Вся семья двигает мебель, пытаясь загнать ошалевшую от такого приключения крысу в угол. Когда кажется, что победа близка, и бурую бестию сейчас накроют ведром или тряпкой, крыса делает отчаянный прыжок, ловко обходит метателя ведра, проскальзывает между тапок обладателя тряпки и... протискивается в щель под дверью в соседнюю комнату. Переставление мебели начинается сначала.

Через несколько часов уставшая крыса поймана и гуманно выпущена на помойку (городские, что с нас взять), мебель расставлена по местам, выспавшаяся кошка, потягиваясь и зевая, направляется к холодильнику. Весь ее вид говорит: "Ну и бедлам вы здесь устроили! Обедать будем?".

Вот оно, главное отличие профессионала от дилетанта: профессионал делает всю свою работу сам, до конца - за дилетантом всегда нужно доделывать. Профессионал приносит пользу окружающим, дилетант – головную боль и дополнительные трудности.

Заставить дилетанта доделать начатое невозможно: «Это мое хобби! - вскричит он. – Я не обязан потакать вашим желаниям!». Так однажды мы растолкали нашу кошку и сунули ее мордой в крысу, загнанную в угол: лови, мол, доведи свое дело до конца! Крыса встала на задние лапы и угрожающе зацокала зубами. Кошка посмотрела на нас с упреком: «Я?! Ловить ЭТУ?! За кого вы меня принимаете?» и гордо удалилась на диван.

Дика мне удалось-таки стабилизировать и выписать домой еще раз. Как сложилась его дальнейшая судьба, я не знаю. Я ушла в отпуск, а через некоторое время сменила место работы. Читать его тему я тоже бросила: меня охватывало чувство беспомощности при виде рекомендаций, которые пользователи форума на полном серьезе продолжали давать по лечению пса.

А я очень не люблю чувствовать себя беспомощной!

Рецензии

Как я с вами согласна - про профессионалов и дилетантов.

Единственно - многое в одном рассказе смешали.
Достаточно было упоминания об отце и этой несчастной собаки. Про котов - можно в отдельную тему - они от собаки, с которой всё началось, отвлекают. (Моё мнение, конечно, как читателя).

Мой муж - компьютерщик (с большим стажем и опытом) - тоже больше всего не любит за кем-то переделывать. Там такое могут наворочать.. как это сколько-то работало, понять нельзя.

В одном из предыдущих постов заходила речь о возможности несогласия между дилетантом и профессионалом.

У меня к этому разговору придумался пример.

Итак, под катом я приведу пример профессионала, доктора исторических наук, сотрудника МГУ, с мнением которого не согласен дилетант. Дилетантом буду я, Больдог.

Причём, дорогие друзья, я уверен, что вы в этом разногласии окажетесь на стороне дилетанта, на моей то есть. (Ну, не все, наверное, но большая часть моих оппонентов по тому разговору - наверняка.)

Да, уточню на всякий случай - пример я беру честный - то есть мнение профессионала по вопросу относящемуся к области его профессиональной компетенции (и не относящегося к области моей). Не про футбол, про историю. Причём такой вопрос, болезненный.

Итак, вот профессионал: Сахаров Валентин Александрович. Доктор исторических наук, профессор, преподаватель МГУ. Окончил факультет «Исторические архивы» Московского государственного историко-архивного института.

Вот дилетант: Больдог, то есть я.

Вот вопрос по которому я не согласен с профессионалом - это вопрос Катыни.
Доктор исторических наук, профессор и преподаватель МГУ сторонник версии, что расстреляли поляков не наши, а немцы.
А я, дилетант, считаю, что всё-таки наши.

Причём я не смогу спорить с профессионалом - мне не хватит знаний, аргументом, ничего не хватит. Если мы с ним случайно окажемся в одном купе, и заговорим про Катынь он меня ровным слоем по полу размажет - и то, если вообще до спора с дилетантом снизойдёт.

Но кто прав в этом разногласии, скажите, дорогие друзья и знакомые? (Да и просто если кто мимо проходил тоже выскажитесь если хотите.) Прав он, профессионал или я, дилетант?

Причём заметьте, я, формируя своё дилетантское мнение, всё же не монетку кидал. Я со своего невысокого шестка оценивал те факты, те аргументы, те данные, которые мне известны. И вот, пришёл к такому выводу, к какому пришёл. (Кстати, если кому интересно - решающую роль в этом сыграли несколько постов Раисы примерно полугодовой давности.)
Причём сделал этот вывод не потому, что он мне больше нравится, не под влиянием эмоций или дихотомии "наши - не наши", а как раз против эмоций, против этой дихотомии. Делая этот вывод я как бы поддерживаю другую сторону - но блин, что делать если разум говорит мне. что тут она права.

Кстати, а знаете, я рискну предположить, почему у Валентина Александровича Сахарова так не выходит. А потому что он пристрастен. И даёт пристрастию волю. Со специалистами, с профессионалами такое очень даже случается - и тогда они свой профессионализм используют не для поиска истины, а для обоснования той точки зрения, которая больше нравится, которая эмоционально ближе. Так бывает, да.

Сохранено

В одном из предыдущих постов заходила речь о возможности несогласия между дилетантом и профессионалом. У меня к этому разговору придумался пример. Итак, под катом я приведу пример профессионала, доктора исторических наук, сотрудника МГУ, с мнением которого не согласен дилетант. ...

"/>

Столб из молний, поглотив маркиза вместе с Фран, с грохотом пронзил землю.

Когда огромное облако пыли рассеялось, в центре кратера диаметром почти пять метров показалась фигура маркиза Аштона, упавшего на одно колено.

В отличии от Фран, оставшейся совершенно невредимой благодаря невосприимчивости к молнии и подходящей экипировке, про маркиза такого сказать было нельзя. Его магические орихалковые доспехи наполовину расплавились, прижигая плоть, и от его тела шёл густой дым.

Кратер оказался меньше, чем я думал, потому что в последний момент марких успел поставить лавовую стену, и ослабить мощь заклинания. За это он поплатился своей левой рукой, которую Фран, улучшив момент, отрубила. Впрочем, она уже наполовину регенерировала.

— Гхо-гхаа…

Тогда мы поняли, что лучшего момента для атаки, чем когда враг встал на одно колено, у нас может не быть. Его мертвецкие глаза смотрели в нашу сторону, будто он был готов отреагировать на всё, что бы Фран не предприняла.

Своим лавовым барьером он вынудил Фран немного отступить, но, не желая упускать удачный момент, она приготовилась к новой атаке.

Оставляя за собой шлейф из чёрных молний, она на одном дыхании устремилась к нему. Не сбавляя скорости, она обрушила на маркиза нисходящий рубящий удар.

— Открылся!

— Гхоооооооо!

Раздался громкий звук удара металла о металл.

В одно мгновение мы столкнулись мечом к мечу.

Пусть физическая сила Аштона значительно превосходила силу Фран, но стоя на одном колене он находился в очень невыгодном положении перед нападающим, да и меч мог держать только одной рукой. И защищаться ему приходится от вертикального удара Фран, набравшей при этом огромную скорость. Более того, пройдя через меч, молния повредила руку маркиза.

В итоге, столкнувшись мечами, ни один из оппонентов не смог пересилить другого. Однако, именно этой ситуации мы с Фран ожидали.

Удерживая зрительный контакт с маркизом, Фран не могла дать никакого сигнала, но она была уверена, что это и не нужно.

Потому что этой возможностью не преминули воспользоваться Элианте и остальные.

— Умриииииии!

— «Сверхзвуковой кулак»!

— «Спиральный удар»!

Элианте и остальные, не имея доселе возможности вмешаться в поединок значительно превосходящих их по силам Фран и маркиза, в ожидании удобного случая. копили силы для собственной атаки.

И теперь все эти атаки почти одновременно обрушились на маркиза. Элианте, подойдя ближе, нанесла сверхскоростной удар своим огромным мечом, покрытым энергией ки, в то время как Колберт и Зефирд справа и слева выпустили в него свои дистанционные атаки.

Атака Элианте по разрушительной мощи была сравнима с самым сильным аэро-иайдо, на которое была способна Фран.

Маркиз (А, может быть, «Маркизы»?) воистину был силён. Сверхчеловеческое тело, поразительной мощи навыки. Да и применял он эти навыки в боевой ситуации совершенно безупречно. Именно поэтому наше «Королевское искусство меча» не могло пересилить его «Священное искусство меча».

Однако, похоже, слабость у него была — и это стратегия. Так как маркиз всё-таки не прирождённый воин, то, как я сразу подумал, Фанатикс, выбирая его в качестве подконтрольного существа, совершил ошибку. Пусть на первый взгляд его грубая сила способна что угодно стереть в порошок, но чтобы победить такого неопытного оппонента, достаточно лишь одной небольшой военной хитрости.

Команда Зефирда, посмев атаковать маркиза лоб-в-лоб, погибли в мгновение ока. Думаю, что они не были готовы к сражению с противником, способным выбить щит из рук Зефирда за несколько ударов.

Кроме того, они были высокомерны, как и ожидалось от подобных им сильных людей. Так что, очевидно, теперь он нас недооценивал. И, похоже, не принял во внимание то, что Элианте и остальные всё ещё были неподалёку. Быть настолько недальновидными — это попахивает дилетантством.

— Гхаааааааа!

Три атаки, одновременно попав в маркиза, вызвали ударную волну. Конечно же, он смог защититься лишь от атаки Элианте.

— Гхах-гхаг… Мелкие рыбёшкиииии! Да кем вы себя возомнили!

Так как его шея была сломана, произносил слова он немного странно. Однако, глядя на обступивших его Элианте и остальных с неподдельной кровожадностью в глазах, впечатление он производил воистину угрожающее.

— ВСЕХ ПРИКОНЧУ!

Всё-таки он дилетант. Надо не орать «убью!», а переходить к действиям. Ведёт себя точь-в-точь как «Старший брат» Прошутто! (Прим. Переводчика — Отсылка к манге « Jojo ‘ s bizarre adventure «)

Да по сравнению с ним Фран выглядит профессионалом.

— Неважно, я сейчас тут всё залью лав…

Увы, отвлёкшись на Элианте и остальных, он на мгновение забыл о Фран. И мгновение есть мгновение.

Этого вполне достаточно для нас. Сверхчеловеческие рефлексы Фран сработали сразу, и стоило маркизу отвлечься, как она приготовилась к своему ходу. Приготовилась разрядить в него технику владыки меча.

Нам ранее не доводилось использовать техники владыки меча. Но нам был необходим способ поразить его, не совершая никаких подготовительных взмахов и не принимая никаких особых поз. Да и времени, чтобы сконцентрировать магическую энергию у нас тоже не было. Необходимо было что-то, подготовка чего займёт несколько мгновений.

Впрочем, учитывая особенности нашего противника, проблем с этим не было. Такой промежуток времени даже сложно назвать «брешью в защите». Однако, когда оба противника не уступают друг другу в мастерстве, одно мгновение — это вопрос жизни и смерти.

И благодаря этому мгновению, которое любезно подарил нам Аштон, у Фран было это время на подготовку. Как только Фран закончила свою подготовку, я телепортировал нас поодаль от него.

И из этого положения Фран применила «Технику Владыки Меча — Разрез небес». Исключая самоубийственные техники вроде «Раскрытия потенциала» и «Превращения в Бога мечей», это была сильнейшая атака в нашем арсенале.

— …»Разрез небес».

— Гху… нгха… !

Маркиз среагировал на это, благодаря «Ощущению опасности» и инстинктам владеющего священным искусством меча. Кроме того, он мог почувствовать нашу телепортацию при помощи «Ощущения присутствия». Всё, как и мы планировали.

Ведь когда маркиз выставил Искусственный Меч Фанатизма перед собой, мы смогли поразить одной техникой и его самого, и меч.

Взмах Фран в один момент разрубил Меч Фанатизма, а самого маркиза Аштона прорезал от правого плеча до левой подмышки. Казалось, что сам воздух каким-то неведомым образом разделился на две части от этого удара.

В следующий момент половина лезвия Искусственного Меча Фанатизма упала на землю. Ещё мгновение, и маркиз Аштон, мельком оглядев место ранения, взорвался фонтаном чёрной крови.

— Т, ты… Дев… чон… ка…

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные