Славянская мифология. Морской царь. Водяной царь в мифологии, фильмах и сказках для детей Царь воды океанов морей

Как тут-то в озере вода всколыбалася, Показался Царь Морской...

Былина "Садко"

В мифологическом представлении народа вода рассматривалась как особое царство со своими обитателями и владыкой.

Морской царь - повелитель всех вод, омывающих землю: морей, рек, озер и владыка над всеми подводными обитателями. Живет Морской царь в морских пучинах в хрустальном дворце. В других представлениях - во дворце из стекла, серебра, золота и драгоценных камней. Обиталище Морского царя в глубинах океана изобразил Ломоносов в "Петриаде":

В недосягаемой от смертных стороне, Между высокими кремнистыми горами, Что мы по зрению обыкли звать мелями, Покрытый золотым песком простерся дол: Столпы вокруг его огромные кристаллы, По коим обвились прекрасные кораллы. Главы их сложены из раковин витых, Превосходящих цвет дуги меж туч густых, Что кажет укротясь нам громовая буря; Помост из аспида и чистого лазуря, Палаты из одной изсечены горы; Верхи под чешуей великих рыб бугры; Уборы внутренни покров черепокожных Бесчисленных зверей во глубине возможных. Там трон жемчугами усыпанный янтарь, На нем сидит волнам седым подобный царь. В заливы, в океан десницу простирает, Сапфирным скипедром водам повелевает. Когда Морской царь веселится в своих пышных чертогах, на море разыгрывается непогода, и бушующая стихия топит корабли. В этих случаях корабельщики опускали за борт хлеб-соль, а иногда — и людей по жребию, как в былине о Садко, чтобы умилостивить Морского царя. Сказания рисуют Морского царя не только грозным властелином, но и отцом многочисленного семейства. Только нет у них с водяной царицею - "всем русалкам русалкой" - сыновей: одни дочери.

МОРСКАЯ ЦАРЕВНА

В море царевич купает коня; Слышит: "Царевич!взгляни на меня!"

Фыркает конь и ушами прядет, Брызжет и плещет и доле плывет.

Слышит царевич: "Я царская дочь! Хочешь провесть ты с царевною ночь?"

Вот показалась рука из воды, Ловит за кисти шелковой узды.

Вышла младая потом голова, В косу вплелася морская трава.

Синие очи любовью горят;

Брызги на шее, как жемчуг, дрожат.

Мыслит царевич: "Добро же! постой!" За косу ловко схватил он рукой.

Держит, рука боевая сильна: Плачет и молит и бьется она.

К берегу витязь отважно плывет; Выплыл; товарищей громко зовет:

"Эй вы! сходитесь, лихие друзья! Гляньте, как бьется добыча моя...

Что ж вы стоите смущеной толпой? Али красы не видали такой?"

Вот оглянулся царевич назад: Ахнул! померк торжествующий взгляд.

Видит: лежит на песке золотом Чудо морское с зеленым хвостом;

Хвост чешуею змеиной покрыт, Весь замирая, свиваясь, дрожит;

Пена струями сбегает с чела, Очи одела смертельная мгла.

Бледные руки хватают песок; Шепчут уста непонятный упрек...

Едет царевич задумчиво прочь. Будет он помнить про царскую дочь!

М. Ю. Лермонтов

Русские простонародные предания говорят из глубины стародавних лет о том, что все дочери Морского царя превратились в большие реки. Потому-то с ними и связаны во многих местах Руси суеверные представления — отголоски древнего обожествления вод земных. Вот что говорится о Морском царе и.его дочерях в былине "Садко".

Был Caдко беден, имел из всего добра только "гусли звончаты", с которыми хаЖивал на пиры званые, веселил народ. Сидел однаЖ-ды Садко на берегу Ильмень-озера, наигрывал на гусельках; вдруг в озере вода всколебалась - и выплыл властитель царства подводного. За игру чудесную посулил Морской царь Садко "клад из Ильмень-озера - три рыбы-золоты перья". Закинул гусельник в озеро невод, и дался ему в руки обещанный клад. Закупил на него Садко товару видимо-невидимо, стал богатым гостем-купцом господина Великого Новгорода...

Почти двенадцать лет путешествовал купец Садко, и вот как-то однажды все его тридцать кораблей замерли посреди моря, словно к воде приросли Стали корабельщики Жребий кидать: кто тот грешник, чьи грехи дерЖат суда на месте? Кого требует бросить в море Морской царь? Выпал Жребий Садко, ибо он двенадцать лет плавал по морю-океану, не отблагодарив подводного владыку, не платя ему дани-пошлины. Отпустили корабельщики Садко на доске в море, и попал он во владения Морского царя Стал играть песенник для подводного владыки. От плясок Морского царя поднялась на море буря великая. По подсказке Николая-угодника, покровителя корабельщиков, Садко порвал струны, и успокоилась морская стихия. Морской царь, Желая оставить у себя чудесного гусельника, предлоЖил ему на выбор одну из своих тридцати дочерей. Все они были как на подбор, но Садко, опять по совету Николая-угодника, выбирает Чернаву (в другом варианте - Женится на Волхве-реке). После свадебного пира Садко засыпает и просыпается на берегу реки Чернавы.

Поет и на гуслях играет Садко,

Поет про царя водяного:

Как было там жить у него нелегко

И как уж он пляшет здорово;

Поет про поход без утайки про свой,

Какая чему была чередь,

— Качают в сомнении все головой,

Не могут рассказу поверить.

Среди которых наиболее известна Чернава . Дворец Морского царя, сделанный из хрусталя, серебра, золота и драгоценных камней, помещается неопределенно: то в синем море, то на острове, то в Ильмень -озере. Когда он пляшет и развлекается - на море шторм и поднимается буря. Встречается в былинах о Садко и народных сказках, причём не только русских, но и норвежских .

Морской царь

Открытка работы Ивана Билибина
царь морей и океанов
Мифология Славянская
Местность Дно морское, Ильмень -озеро
Сфера влияния море
Пол мужской
Дети Василиса Премудрая и ещё 12 морских дев
Связанные персонажи Садко , морские девы
Атрибуты трезубец, венец [ ]
Упоминания Былина «Садко», сказки «Морской царь и Василиса Премудрая», «Морской царь и Елена Премудрая», «Скорый гонец»
В иных культурах Посейдон , Нептун , Эгир
Иллюстрации на Викискладе

Облик царя

Морской царь «имеет венец из морского папоротника; разъезжает по морям в раковине везомой морскими псами: в одной у него руке весло, знак укрощения волне, в другой же острога, знак их возбуждения» .

Вот как описал морского царя М. Ломоносов .

В недосягаемой от смертных стороне,
Между высокими кремнистыми горами,
Что мы по зрению обыкли звать мелями,
Покрытый золотым песком простерся дол:
Столпы вокруг его огромные кристаллы,
По коим обвились прекрасные кораллы.
Главы их сложены из раковин витых,
Превосходящих цвет дуги меж туч густых,
Что кажет укротясь нам громовая буря;
Помост из аспида и чистого лазуря,
Палаты из одной изсечены горы;
Верхи под чешуей великих рыб бугры;
Уборы внутренни покров черепокожных
Бесчисленных зверей во глубине возможных,
Там трон - жемчугами усыпанный янтарь,
На нем сидит волнам седым подобный Царь.
В заливы, в океан десницу простирает,
Сапфирным скипетром водам повелевает.
Одежда царская - порфира и виссон,
Что сильные моря несут ему пред трон.

М. Ломоносов, «Петрияда»

Морской царь любит повеселиться, для чего утонувших музыкантов созывает к себе во дворец, где музыканты начинают играть, а водяной царь пляшет под их музыку.

Народный образ

В былинах он сначала создает богатство Садко, а потом, когда Садко разбогател, требует его к себе в подводное царство.

Кроме былины о Садко, Морской царь играет значительную роль в сказке о Василисе Премудрой . Здесь он также хочет оставить у себя в подводном царстве героя (Ивана-царевича), но полюбившая царевича дочь морского царя, Василиса, убегает вместе с ним и спасает его от погони отца. Варианты этой популярной сказки с личностью, соответствующей русскому морскому или водяному царю, широко распространены в европейском фольклоре и на Востоке . Былинного и сказочного Морского царя следует отличать от Водяного духа , который ещё и к началу XX века занимал видное место в демонологических верованиях простонародья, особенно на севере России. Эти водяные , с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей, - совершенно отличны от былинного морского царя, который живёт в богатых палатах и изображается страстным любителем музыки .

Морской царь, изображаемый злым колдуном в сложной сказке о Василисе Премудрой, как и другие мотивы этой популярной сказки, мог войти в неё из бродячих сказаний. Личность, соответствующая ему и притом с аналогичным эпитетом «Морской король» (словен. Morski Kralj ), известна, например, в хорутанской сказке в сборнике Валявца. Наконец, водяной царь встречается и в народных заговорах , в которых исконные народные верования сильно смешаны с литературной традицией.

Предположение о финском влиянии

По предположению В. Ф. Миллера , на былинный образ Морского царя могли повлиять финские, усвоенные русским населением Севера, представления о морском боге Ахто или Ахти (фин. Ahti ), так же как на гусляре Садко - отразиться финские сказания о дивном музыканте Вяйнямёйнене . Ахти принадлежал у языческих финнов к числу великих богов, представлялся маститым старцем с травяной бородой (фин. ukko ruohoparta ) , носил эпитет царя волн (фин. aaltojen kuningas ) и владычествовал над водами и рыбами. Его богатства считаются неисчислимыми и состоят из больших кусков мифической драгоценности Сампо , упавшей с лодки музыканта Вяйнямёйнена к нему на дно морское. Вместе с Ахти царствует над водами его жена Велламо, добрая, щедрая хозяйка, благорасположенная к людям. Она соответствует нашей былинной царице Водянице , иногда помогающей Садко выбраться на Божий свет. Царя и царицу окружают толпы водяных дев - Велламон Нейот, то есть девы Велламо. Финский Ахти представляется, как и морской царь, любителем музыки и ценителем дивной игры Вяйнямёйнена. Как морской царь даёт богатый улов рыбы своему любимцу Садко, так бог Ахти загоняет рыбу в сети Вяйнямёйнена и, между прочим, щуку, проглотившую огонь (напоминающую былинную рыбу златое-перо).

По представлениям карел

Василиса Премудрая

  Жил-был царь. Поехал он однажды на борзом коне на войну, и долго его дома не было. Вот ехал он обратно с победой, и начала его томить жажда. Увидал большое озеро и решил из него напиться, только припал к воде, его кто-то хвать за бороду - и тащит. А это был Морской царь, владыка всех вод земных. Начал несчастный просить-молить, чтобы отпустил его морской властелин, но он взамен потребовал себе того, чего царь у себя дома не знает. Согласился царь, не ведая, что в его отсутствие жена родила сына.

  Прошло двадцать лет, настало время долг платить. Поплакали царь с царицею, да делать нечего - простились с сыном навек. Пришел Иван-царевич на берег морской, видит - летят двенадцать голубиц. Прилетели, ударились оземь - стали девицами несказанной красоты и побежали в море купаться. А перья их остались на берегу лежать - не отличишь от сорочек! Иван-царевич взял да украл у одной сорочку.

  Девицы воротились, одиннадцать обратились в голубиц и улетели, а двенадцатая, самая красивая, сорочки найти не может.

  Иван кричит из-за кустов:

  - Красавица, пойдешь за меня замуж, - отдам твои перышки, нет - сожгу!

  Делать нечего, она согласилась. Тогда царевич вышел и сорочку отдал. Очень он пришелся по сердцу красавице! Обменялись они обручальными кольцами, девица сказала, что она дочь Морского царя, Василиса Премудрая, а с Иваном в подводном царстве встретится, - и улетела вслед за сестрами.

  Пришел Иван в подводное царство, а властелин-то гневается, что царевич долго не приходил. Даже хотел его казнить, но царевич показал кольцо Василисы: я-де твой зять, не можешь ты меня убить! - у Морского царя и руки опустились.

  Делать нечего, сыграли свадьбу.

  - Ничего, - говорит Морской царь своим советникам, - рано или поздно я все равно Ивана сожру, а дочку так образумлю, что забудет глупости.

  Подслушала это Василиса Премудрая, и ночью они с царевичем тайком вышли из дворца, сели на резвых коней и понеслись прочь из подводного царства на святую Русь.

  Морской царь проведал про это и ринулся в погоню.

  - Слышу я людскую молвь и конский топ, - говорит Иван.

  - Это погоня за нами!

  Обратила Василиса Премудрая коней озером, царевича селезнем, а сама сделалась уткой. Прискакал Морской царь, сразу догадался, кто эти селезень с уткой, ударился о сыру землю и обратился орлом, чтобы их убить. Да не тут-то было: только разлетится сверху, а утка и селезень вдруг в воду нырнут. Орел опять разлетится, а они опять нырнут. Нипочем их не возьмешь! Устал Морской царь, махнул крылом - и полетел в свое царство несолоно хлебавши. А Иван-царевич с Василисой вышли на святую Русь и жили в стольном граде долго и счастливо.

М. Ломоносов. "Петриада"

В недосязаемой от смертных стороне,
Между высокими кремнистыми горами,
Что мы по зрению обыкли звать мелями,
Покрытый золотым песком простерся дол:
Столпы вокруг его огромные кристаллы,
По коим обвились прекрасные кораллы.
Главы их сложены из раковин витых,
Превосходящих цвет дуги меж туч густых,
Что кажет укротясь нам громовая буря;
Помост из аспида и чистого лазуря,
Палаты из одной изсечены горы;
Верхи под чешуей великих рыб бугры;
Уборы внутренни покров черепокожных
Бесчисленных зверей во глубине возможных,
Там трон - жемчугами усыпанный янтарь,
На нем сидит волнам седым подобный Царь.
В заливы, в океан десницу простирает,
Сапфирным скипетром водам повелевает.
Одежда царская - порфира и виссон,
Что сильные моря несут ему пред трон.

Верховный владыка всех вод, омывающих землю. Когда он веселится в своих пышных подводных чертогах, то разыгрывается непогода, и бушующая стихия топит корабли. Дабы умилостивить царя, корабельщики опускают за борт хлеб-соль, а случалось, и людей по жребию, как в былине о Садко .

По древним славянским преданиям, все моря и океаны - это кровь Морского царя, а реки - его дочери. Потому-то с ними и связаны во многих местах Руси суеверные представления, являющиеся отголосками древнего обожествления вод земных. Он властвует над всеми рыбами и животными, которые только водятся в морях.

Иногда в наших сказках Морской царь является в виде лютого жеребца, которого должен объездить сильномогучий богатырь. Иногда даже обращается черной тучей, которая исторгает из себя множество воды и грозные молнии. В первоначальном значении Морской царь был богом дождевых туч, которые изверглись на землю и образовали на ней моря, куда и переместился владыка вод. Образ первоначального творца и создателя мира - очевидно, Аргя (или Дива) - со временем разделился на Перуна - повелителя гроз, бога ветров Стрибога и Морского царя.

Позднейшие сказания рисуют Морского царя не только грозным властелином, но и отцом многочисленной семьи. Только нет у них с водяной царицею - "всем русалкам русалкой" - сыновей: одни дочери родятся - девы моря с рыбьим хвостом.

Как сказано в одном старинном стихе, "Окиян-море - всем морям мати ", то есть мать. К нему все реки, все моря собираются, все в него вливаются, Океан-морю поклоняются. Он отделяет Русь от "некоторых государств" и воплощает собою множество чудес и опасностей.

На берегах Океан-моря высиживает яйца чудо-птица Алконост , в самой середине его лежит

Морской царь или царь Поддонный - это знаменитый персонаж былин древней Руси, является отрицательным героем, повелителем морей, водной стихии, владелец огромных сокровищ и несметных богатств. В сказках у него есть жена Водяница и множество прекрасных дочерей. Морского царя можно встретить в таких былинах, как "Садко", "Сказка о Василисе Премудрой" и других произведениях не только русских, но и норвежских, финских, эстонских, греческих, киргисзских и старофранцузских. Морской царь - это самый непредсказуемый и интересный герой сказок, поскольку с одной стороны он считается злодеем, а с другой - ничего агрессивного и зловещего он не делает ни богатырям, ни жителям Руси.

Не стоит путать Морского царя с Водяным. Последний - это хитрый пьяница и задира с большим пузом, зеленой бородой и непривлекательной внешностью, окутанный тиной. Он пугает людей, топит купающихся, разоряет плотины и разгоняет рыб. Царь же - это благородный старец-богач, который повелевает стихией, владеет всем живым и не живым в морском мире.

Характеристика и описание персонажа

(Картина К.А. Васильева "Садко и владыка морской", 1974 )

Морской царь живет в синем море, на дне и является его повелителем. У него огромные богатства, шикарный дворец, сделанный из хрусталя, серебра и золота. Также имеет венец из морского папоротника, а разъезжает по своим владениям на раковине, запряженной морскими псами. В одной руке царь держит весло (что означает укрощение волн морских), а в другой - острогу (знак их возбуждения). Это уже говорит о том, что персонаж является героем непостоянным и противоречивым, что и выражается в его поведении и поступках: то он наделяет богатством Садко и Ивана-царевича, то требует взамен поселиться и служить у него в море.

Поддонный царь любит веселье и танцы. Когда у него праздник, то море бушует и тонут корабли. Нельзя сказать, что он специально топит лодки и губит людей, это и отличает его от других злодеев. Поэтому с полной уверенностью назвать Морского царя отрицательным нельзя: он не грабит, не убивает ради наживы, не разбойничает и не нападает.

Образ Морского царя в былинах и сказках

(Танцы и пляски в подводном царстве, зачиненные Садко, рисунок В. Перцова, 1970 )

Изначально в былинах о Садко и сказке о Василисе Прекрасной Морской царь предстает положительным героем: дарит богатства, предоставляет все желаемое, но потом просит что-то в замен. Сам же купец и царевич воспринимают эти дары, как обыденность и данность, не подозревая никакого подвоха. Так образ Поддонного царя можно сравнить с самой стихией: люди берут от природы все, воспринимая это, как должное, и не понимают, что рано или поздно может прийти час расплаты.

Также действия царя можно расценить следующим образом: за все в этом мире нужно платить, ничего не дается просто так. Так и в былине - за богатство нужно расплатиться жизнью, отплатить службой или женщиной.

Своими действиями и поступками Морской царь напоминает: будьте разумны, чтите силы природы, своих родных и близких, не забываете помогать друг друг, не давайте опрометчивых обещаний, а также учит смекалке, находчивости и смелости.

Морской царь

Морско́й царь - вымышленный персонаж, который встречается в былинах о Садко и народных сказках. В первых он носит разные названия, то царя Водяника , то Поддонного царя, то морского или заморского царя. Всюду он изображается царем, причем упоминается дворец, поддонная царица Водяница и толпы морских девиц. Жилище Морского царя помещается неопределенно: то в синем море, то на острове, то в Ильмень -озере. Морской царь владычествует над рыбами и загоняет их в неводы тех людей, которым покровительствует. В былинах о Садко он сначала создает богатство Садко, а потом, когда Садко разбогател, требует его к себе в подводное царство.

Кроме былины о Садко, Морской царь играет значительную роль в сказке о Василисе Премудрой. Здесь он также хочет оставить у себя в подводном царстве героя (Ивана-царевича), но полюбившая царевича дочь морского царя, Василиса, убегает вместе с ним и спасает его от погони отца. Варианты этой популярной сказки с личностью, соответствующей нашему морскому или водяному царю, широко распространены в европейском фольклоре и на Востоке . Былинного и сказочного Морского царя следует отличать от Водяного духа, который ещё и к началу XX века занимал видное место в демонологических верованиях простонародья, особенно на севере России. Эти водяные, с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей, - совершенно отличны от былинного морского царя, который живёт в богатых палатах и изображается страстным любителем музыки .

По предположению Вс. Миллера, на былинный образ М. царя могли повлиять финские, усвоенные русским населением Севера, представления о морском боге Ахто или Ахти, так же как на гусляре Садко - отразиться финские сказания о дивном музыканте Вяйнямёйнене (эстон. Ванемуйне). Ахти принадлежал у языческих финнов к числу великих богов, представлялся маститым старцем с травяной бородой, носил эпитет царя волн и владычествовал над водами и рыбами. Его богатства считаются неисчислимыми и состоят из больших кусков мифической драгоценности Сампо , упавшей с лодки музыканта Вяйнямёйнена к нему на дно морское. Вместе с Ахти царствует над водами его жена Велламо, добрая, щедрая хозяйка, благорасположенная к людям. Она соответствует нашей былинной царице Водянице , иногда помогающей Садко выбраться на Божий свет. Царя и царицу окружают толпы водяных дев - Велламон Нейот, то есть девы Велламо. Финский Ахти представляется, как и морской царь, любителем музыки и ценителем дивной игры Вяйнямёйнена. Как морской царь даёт богатый улов рыбы своему любимцу Садко, так бог Ахти загоняет рыбу в сети Вейнемейнена и, между прочим, щуку, проглотившую огонь (напоминающую былинную рыбу златое-перо).

Более детальное сопоставление былинного морского царя с финским богом моря, изображаемым Калевалой , и финскими сказками. Ещё, по представлениям карел Олонецкой губ., водяник (называемый ими ведэпинэ или вези-кунингуой, то есть водяной король ) живёт в озере или реке во дворце. Палаты его очень роскошны и сделаны из хрусталя, такого чистого, как первый осенний лед. Под водой у него целое хозяйство: он живёт как богатый запасливый помещик, не зная ни в чём нужды, имеет даже стада коров комолых, с короткой лоснящейся шерстью и очень сытых.

Морской царь, изображаемый злым колдуном в сложной сказке о Василисе Премудрой, как и другие мотивы этой популярной сказки, мог войти в неё из бродячих сказаний, так что едва ли пригоден для уяснения русских языческих верований. Личность, соответствующая ему и притом с тем же эпитетом Morski Kralj, известна, напр., в хорутанской сказке в сборнике Валявца. Наконец, водяной царь встречается и в народных заговорах, в которых исконные народные верования сильно смешаны с литературной традицией.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Морской царь" в других словарях:

    Встречается в былинах о Садке и народных сказках. В первых он носит разные названия, то царя Водяника (Рыбников, I, 368), то Поддонного царя (там же, III, 242), то М. или заморского царя (там же, I, 371, 377). Всюду он изображается царем, причем… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Это статья об анимационном персонаже, см. также Тритон (мифология). Царь Тритон (англ. King Triton) вымышленный персонаж, впервые появившийся в диснеевском полнометражном мультфильме «Русалочка». В оригинале его озвучил Кеннет Марс, а в русском… … Википедия

    - «Царь» (с 1912) Estonia (с 1921) Pułaski” (с 1930) Empire Penryn (с 1946) ЦАРЪ Пароход Ц … Википедия

    Запрос «Иоанн IV» перенаправляется сюда, см. Иоанн IV (значения). В летописях прозвание Грозный также употребляется применительно к Ивану III . Иван IV Грозный Иван IV Васильевич … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Царь (значения). «Царь» (с 1912) Estonia (с 1921) Pułaski” (с 1930) Empire Penryn (с 1946) ЦАРЪ … Википедия

    Пётр I Алексеевич Портрет Петра I. Поль Деларош (1838) … Википедия

    АН602 «Царь бомба» АН602 Тип: термоядерная бомба Стран … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Морской змей. Морской змей термин, которым в криптозоологии обозначают существо, упоминающееся в мифах разных народов мира и в свидетельствах очевидцев. Обычно наблюдатели приписывают… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Морской змей (значения). Морской змей существо, упоминающееся в мифах разных народов мира и в свидетельствах очевидцев. Обыч … Википедия

    Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Морской фло … Википедия

Книги

  • Морской царь и Василиса Премудрая , Анисимова О. , Красочно иллюстрированная русская народная сказка`Морской царь и Василиса Премудрая`. Из сборника А. Н. Афанасьева. Для чтения взрослыми детям… Категория: Детские книги - Детская литература Серия: Русские сказки Издатель:
В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные