Григорий Печорин из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”: характеристика, образ, описание, портрет. Значение и происхождение фамилии печорин Биография и сюжет

Михаил Лермонтов прожил короткую, но яркую жизнь, и оставил потомкам немало своих произведений. В основном, все написанное было стихотворениями и поэмами. «Герой нашего времени» — единственный законченный роман, относящийся к прозаическому жанру. Создавался он несколько лет с 1836 до 1840 года.

Вконтакте

Новаторство автора

Гений и внутренний критик, диктовавший Лермонтову обличительные и гневные строки стихов, нашел свое воплощение в романе. Произведение объединило в себе социально-психологическое направление с нравственно-философским, причем все это облечено в интересное и красивое содержание.

Такое жанровое явление было абсолютно новым в истории русской литературы. Под маской романа соединилось несколько жанровых разновидностей – путевые очерки, новелла, повесть, исповедь, дневник. Поэтому дилемма: «Герой нашего времени» повесть или роман, решается в пользу романа, с социально-философской окраской.

Важно! Несмотря на то, что традиционно источником образа главного героя считается « », роман Лермонтова стоит особняком по своему психологическому и философскому подходу. Автор не просто обрисовывает скучающего героя, но анализирует его личность со всех сторон, включая самокритику и влияние на других.

Краткий пересказ романа

Выше уже было сказано о том, что роман состоит как калейдоскопа различных по стилю и жанру частей, которые в итоге складываются в яркую картину. Предлагаем краткое содержание по главам, о чем хотел автор рассказать читателю в каждой из них, кто такой герой нашего периода времени.

«Бэла»

Знакомство с героем происходит в путевом очерке «Бэла». Офицер по долгу службы путешествует по Кавказу и встречает попутчика – штабс-капитана Максима Максимовича и вступает с ним в долгий разговор. Капитан рассказывает о сосланном под его начало офицере Григории.

Максим Максимович с первого взгляда понял необычность характера и судьбы молодого офицера, потому предчувствовал что-то неладное. Здесь читатель узнает, как звали Печорина – Григорий Александрович.

Однажды, когда русских военных пригласили на свадьбу дочери горского князя, Печорин увидел красивую княжну Бэлу и решил выкрасть девушку с помощью ее брата, гордого и завистливого мальчишки. Григорий отвлек местного героя Казбича, чтобы брат украл его коня, и за это Бэлу привезли к нему. Казбич горько плакал о пропавшем коне, который был вернее и надежнее всех.

Бэла поплакала и полюбила Печорина, но очень быстро надоела ему своей наивностью и откровенностью. От скуки героя спасала постоянная охота. В один из таких одиноких дней Бэла вышла к ручью, где ее похитил Казбич. Понимая, что не сможет уйти от погони, разбойник смертельно ранит девушку ножом и бросает. Григорий Александрович хоронит ее со слезами, но, в тоже время, с облегчением. Максим Максимович оплакивает ее как дочь. После этого отношения между Григорием и капитаном портятся. Капитана ждет перевод в другую часть, прощание проходит холодно.

«Максим Максимович»

Герои встречаются вновь. Капитан откладывает все свои дела, в нетерпении ждет старого друга, с которым пережил печальные события. Но Печорин не спешит и лениво прощается, бросая, что у всякого своя дорога.

Капитан спрашивает, что делать с бумагами Григория, которые он возит с собою несколько лет и получает ответ: «Что хотите». Расстроенный капитан дарит дневник Печорина автору и замолкает. Автор же, узнав, что Григорий умер в пути, публикует записки.

«Тамань»

Первая глава дневника – «Тамань», краткое содержание которой может быть немного скучным и выпадать из романа. Молодой офицер, путешествуя по служебным делам, останавливается в Тамани у глухой старухи. У нее есть слепой сын. Ночью, услышав, как слепой уходит, Григорий выследил как парень и девушка разгружают лодку, а утром обещает рассказать властям о контрабанде. Ночью девушка пытается скинуть пришедшего на свидание героя в воду, но не может, сбегает с контрабандистом, бросая слепого. Печорин навсегда уезжает, жалея, что вмешался и испортил их маленьких бизнес.


Самая значительная часть, краткое содержание которой напоминает роман с обязательным трагическим финалом.
События разворачиваются в Пятигорске, где офицер лечится после ранения. Дружбу водит только с циником – доктором Вагнером.

Здесь сталкивается с известным семейством Лиговских, которые отдыхают с прелестной княжной Мери. Лиговские ждут офицера в гости с нетерпением, но ему не хочется утруждать себя визитами. В Мери же влюблен старый приятель Печорина – Грушницкий, мнительный и глуповатый юнкер.

Неожиданно Григорий узнает, что с Лиговскими дружит его давняя знакомая Вера. С семейством сходится после нелепой сцены с пьяным, который приставал к княжне Мери. Спасенная девушка влюбляется в героя, который внешне спокоен и равнодушен. Грушницкий взбешен и ревнует. Юнкер решает проучить самоуверенного Печорина, вызвав его на дуэль с незаряженными пистолетами. Но Григорий все узнает в нем просыпается жестокость. Тем временем Мери покорена и признается в любви, все ждут свадьбы, а молодой человек скучает и отказывается от такой чести.

Ночью, убегая со свидания из дома Веры, он спрыгивает на балкон Мери. На земле его встречают Грушницкий с компанией. Уже утром ползут слухи, и Печорин вынужден вызвать юнкера на дуэль. Вернер выступает секундантом. Григорий настаивает на самых опасных условиях дуэли – стреляться на обрыве, чтоб даже раненый противник рухнул в пропасть и погиб. Грушницкий стреляет первым и ранит своего друга в ногу. Тот взывает к совести, а потом просит перезарядить пистолет. Грушницкий гибнет во время дуэли.

Внезапно офицер получает письмо, в котором Вера сообщает, что призналась мужу в неверности и вынуждена уехать. Бросается в погоню, загоняет до смерти коня и все же не может настигнуть женщину, которую так любил. Прослышавшее о дуэли, начальство ссылает Григория на Кавказ, княжна Мери провожает возлюбленного с ненавистью в душе.

«Фаталист»



Последняя, хотя и не менее важная, глава романа «Герой нашего времени» — краткое содержание жизненной философии Печорина.
Офицеры батальона, стоящего в станице, играли в карты. Вдруг некий Вулич, фаталист и игрок, предложил пари, веря, что судьбой заранее определена минута смерти.

Он играл с главным героем в русскую рулетку. Несмотря на то, что патрон был холостым, Григорий все же увидел тень смерти в глазах игрока. Все разошлись, а утром пришла весть, что того самого Вулича ночью зарубил шашкой пьяный казак.

Преступник заперся и теперь Печорин захотел испытать судьбу, вломился в избу через окно, но пуля лишь сбила эполет. Казака скрутили. Когда об этом случае было рассказано Максиму Максимовичу, тот пожалел офицера и поругал ружья, часто дающие осечку.

Важно! Все главы расположены в хаотичном порядке, поэтапно раскрывая личность главного героя, но не привязанные ко времени. До последней главы сложно собрать воедино и четко проследить хронологию.

Правильный порядок по датам:

  • «Тамань» — Печорин отправляется со своей военной частью на Кавказ на задание;
  • «Княжна Мери» — лечится после выполнения задания;
  • «Бэла» — попадает в ссылку за дуэль с Грушницким;
  • «Фаталист» — события происходят во время двухнедельной отлучки Григория из крепости в часть;
  • «Максим Максимович» — встреча происходит через 5 лет, после отставки Григория.

Анализ произведения

Напомним, что у романа «Герой нашего времени» автор Лермонтов, известный современникам критичным отношением к окружающим и непонятной тоской. Потребность в критике современного ему общества выливается в романе. Само название говорит, какими писатель видит даже самых ярких молодых людей.

Стоит сказать сколько лет Печорину – около 25, то есть его жизнь и карьера в самом разгаре, а молодой человек уже устал: от света, доступных и не очень женщин, игр и притворств. Однако успел приобрести вес в обществе. Но больше ему нравится шокировать людей и ставить в глупые ситуации, женщины вздыхают по нему, но Григорию скучно и даже неприятно, мужчины хотят дружбы и уважения, а он смеется и испытывает их терпение и .

Опасность и возможность смешного положения приводят Григория в состояние холодной ярости. Так, в романе дуэль Печорина и Грушницкого происходит с нарушениями и поэтому Григорий делает ее максимально опасной, чтоб наказать старого приятеля за глупую шутку. Хотя и призывает к совести, но все же убивает. После дуэли письмо Веры вызывает в сердце такой всплеск чувств, что впервые в жизни он понимает, что любит и хочет быть с этой женщиной. Но Вера уезжает с нелюбимым старым мужем, чтобы растить любимого сына и лишь просит о покое.

Осознает Григорий свою способность к разрушению и в Тамани, искренне не понимая, зачем влез в дело мелких контрабандистов. Но это осознание ничего не меняет, а продолжает влиять лишь негативно.

История встречи с Максимом Максимовичем еще больше показывает Григория: понимал, как дорог капитану, как тот скучал, но равнодушно и даже с раздражением избегает его.

Важно! Некоторые моменты позволяют провести параллель с героем романа — Николаем Ставрогиным. Видны те же холодная ярость, убийственное равнодушие и стремление удовлетворять свои малейшие капризы.

История взаимоотношений с женщинами

Мужчину наиболее ярко характеризуют любовные истории. У Григория Печорина, видимо, было не мало мелких и случайных романов, о них ничего не говорится, только подразумевается.

Из романа можно узнать только о двух историях – с княжной Бэлой и Верой. Первую Печорин хотел заполучить, увидев на свадьбе и не задумываясь о ее будущем, просто выкрал, зная, что ее нельзя вернуть обратно. Наигравшись, бросает ее, скучая. А когда девушка умирает, быстро успокаивается, считая, что это для нее лучший выход.

Вера уже была им брошена. Девушка вышла замуж за противного старика и родила ему сына, но снова попадает под влияние Григория, который снова разбивает ей жизнь. Вера в тоске, муж узнал об жены и полон презрения. Остается лишь жить ради сына. Хотя Григорий осознает, что любит, отпускает Веру.

История с девушкой из Тамани — лишь эпизод, описывающий как Григорий входит в чужую жизнь и рушит ее, едва касаясь. Княжна Мери тоже практически им уничтожена: сначала влюбил в себя, потом холодно оттолкнул.

Итак, четыре истории и столько же несчастных девушек, страдающих, опустошенных, потерянных и опороченных в обществе.

Герой нашего времени. Михаил Лермонтов

Вывод

Автор в романе размышляет о судьбе молодого человека, который имел так много: состояние, положение в обществе, успешную карьеру, любовь прекрасных девушек, но после себя оставил пустырь. А что в результате: карьера разрушена, репутация подмочена из-за скандалов, женщины все несчастны, жизнь оказывается наполнена скукой и тоской.

«Герой нашего времени» читается на одном дыхании. Жизнь офицера царской армии Григория Печорина увлекает событиями, приправленными душевными терзаниями персонажа. Автор создал образ «лишнего человека» в обществе, который не знает, в какое русло направить энергию и жизненные силы.

История создания

Необычность романа «Герой нашего времени» заключается в том, что он открыл список психологических произведений в русской литературе. Михаил Лермонтов потратил на произведение три года – история о представителе нового поколения рождалась с 1838 по 1940 годы.

Идея возникла у писателя в кавказской ссылке. Царило время николаевской реакции, когда после подавленного декабристского восстания интеллигентная молодежь потерялась в поисках смысла жизни, предназначения, способов применения своих способностей на благо Отечеству. Отсюда и название романа. Плюс ко всему, Лермонтов был офицером русской армии, прошел военными тропами Кавказа и успел близко познакомиться с бытом и нравами местного населения. Неприкаянный характер Григория Печорина раскрылся вдали от Родины, в окружении чеченцев, осетин и черкесов.

Произведение отправилось к читателю в виде отдельных глав в журнале «Отечественные записки». Видя популярность своего литературного труда, Михаил Юрьевич решил объединить части в целый роман, который напечатали в двух томах в 1840 году.


Пять повестей с собственными названиями составляют композицию, где нарушен хронологический порядок. Сначала Печорина презентует читателям офицер царской армии, близкий приятель и начальник Максим Максимыч, и только потом появляется возможность «лично» познакомиться с душевными переживаниями главного героя через его дневники.

По словам литераторов, Лермонтов при создании образа персонажа опирался на знаменитого героя своего кумира – . Фамилию великий поэт позаимствовал у спокойной реки Онеги, а Михаил Юрьевич назвал героя в честь бурной горной Печоры. Да и в целом считается, что Печорин – «расширенный» вариант Онегина. В поиске прототипов литераторы наткнулись и на описку в рукописи Лермонтова – в одном месте автор по ошибке назвал свой персонаж Евгением.

Биография и сюжет

Родился и вырос Григорий Печорин в Санкт-Петербурге. В молодости быстро забросил нудное обучение наукам и ударился в светскую жизнь с кутежами и женщинами. Впрочем, и это быстро наскучило. Тогда герой решил отдать долг Отечеству, отправившись служить в армию. За участие в дуэли молодого человека наказали настоящей службой, заслав на Кавказ в действующие войска, – это отправная точка повествования произведения.


В первой главе под названием «Бэла» Максим Максимыч рассказывает неизвестному слушателю историю, приключившуюся с Печориным и открывшую в нем натуру эгоиста. Молодой офицер умудрился даже на войне заскучать – к свисту пуль привык, а глухая деревня в горах наводила тоску. С помощью черкесского княжича, корыстолюбивого и неуравновешенного Азамата, он украл сначала коня, а затем и дочь местного князя Бэлу. Чувства к юной особе быстро остыли, уступив место равнодушию. Бездумные действия русского офицера повлекли за собой череду драматических событий, в том числе убийство девушки и ее отца.

Глава «Тамань» переносит читателя в доармейские события, когда Печорин встречается с группировкой контрабандистов, ложно приняв ее членов за людей, действующих во имя чего-то великого и ценного. Но героя ждало разочарование. Кроме того, Григорий приходит к выводу, что приносит окружению одни несчастья, и отправляется в Пятигорск к лечебным водам.


Здесь Печорин пересекается с прошлой возлюбленной Верой, до сих пор питающей к нему нежные чувства, приятелем юнкером Грушницким и княжной Мери Лиговской. Спокойная жизнь вновь не задалась: Григорий покорил сердце княжны, но отказал девушке, а затем из-за ссоры сразился на дуэли с Грушницким. За убийство юнкера молодой человек снова оказался в ссылке, но теперь уже его ставят служить в крепость, где и случилось знакомство с Максимом Максимычем.

В последней главе романа «Фаталист» Лермонтов поместил героя в казачью станицу, где за игрой в карты между участниками затевается разговор о судьбе и предопределении. Мужчины разделились на два лагеря – одни верят в предначертанность событий жизни, другие отрицают эту теорию. В споре с поручиком Вуличем Печорин заявил, что видит отпечаток близкой смерти на лице оппонента. Тот попытался с помощью «русской рулетки» доказать свою неуязвимость, и действительно – пистолет дал осечку. Однако в тот же вечер Вулич погиб от рук перепившего казака.

Образ

Герой своего времени не в состоянии отыскать сферу применения безбрежной молодой энергии. Силы тратятся на незначительные мелочи и сердечные драмы, ни от того, ни от другого общество не получает пользы. Трагедия личности, которая обречена на инертность и одиночество, – вот идейное ядро романа Лермонтова. Автор поясняет:

«…точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Григорий с юности существует «любопытства ради» и признается: «Я давно уже живу не сердцем, а головой». «Холодный ум» толкает персонажа на поступки, от которых всем только плохо. Он вмешивается в дела контрабандистов, играет чувствами Бэлы и Веры, мстит. Все это приносит сплошные разочарования и душевное опустошение. Он презирает высшее общество, в котором родился и вырос, однако именно его кумиром становится после победы в дуэли над Грушевским. И такой поворот событий еще больше удручает Григория.


Характеристика внешности Печорина передает его внутренние качества. Михаил Юрьевич нарисовал аристократа с бледной кожей и тонкими пальцами. При ходьбе герой не размахивает руками, что говорит о замкнутой натуре, а во время смеха глаза лишены веселой искры – этим автор попытался передать характер, склонный к анализу и драматизму. Причем даже возраст Григория Александровича не понятен: выглядит он на 26, а на самом деле герой отпраздновал свой 30-ый день рождения.

Экранизации

Звезда «Героя нашего времени» зажглась в кинематографе в 1927 году – режиссер Владимир Барский снял трилогию черно-белых немых фильмов, где в роли Печорина выступил актер Николай Прозоровский.


В очередной раз вспомнили произведение Лермонтова в 1955 году: Исидор Анненский представил зрителям киноленту «Княжна Мэри», в которой вжился в образ мятущегося молодого человека Анатолий Вербицкий.


Спустя 10 лет в образе Печорина предстал . Все эти картины не получили признания у критиков, посчитавших, что постановщики недостаточно раскрыли характер лермонтовского персонажа.


А следующие экранизации получились удачными. Это телеспектакль 1975 года «Страница журнала Печорина» (в главной роли ) и сериал 2006 года выпуска «Герой нашего времени» ().

Григорий Печорин фигурирует также в незавершенном романе Лермонтова «Княгиня Лиговская», но здесь герой не петербуржец, а москвич.


Сценарий для сериала, вышедшего на телеэкраны в 2006 году, написал Ираклий Квирикадзе. Работа близка к хрестоматийному первоисточнику, но главное отличие – соблюдена хронология действий. То есть, главы переставлены местами. Картина начинается с событий, описанных классиком литературы в части «Тамань», вслед идет глава «Княжна Мэри».

Цитаты

«Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается. Я глупо создан: ничего не забываю, - ничего!»
«Женщины любят только тех, которых не знают».
«Что началось необыкновенным образом, то должно так же и кончиться».
«Надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной».
«Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость».
«Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом».
«Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил».
«Завтра она захочет вознаградить меня. Я все это уж знаю наизусть - вот что скучно!»

Говоря о характеристике Григория Печорина, в первую очередь надо отметить, что автор произведения Михаил Лермонтов явно показал свое отношение к герою Григорию Печорину. Печорин не вписывается в общество, он как бы "выпадает" из него, и дело совсем не в его внешности. Действительно, Григорий Александрович Печорин симпатичный офицер, обладает острым умом, живая и кипучая натура, имеет взрывной характер. Однако сам Михаил Лермонтов, упоминая характеристику Григория Печорина, отмечает: "Это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии".

Григорий Александрович Печорин - это, безусловно, собранный воедино образ людей того времени, а именно 30-х годов XIX века.

Итак, Григорий Александрович Печорин - это, безусловно, собранный воедино образ людей того времени, а именно 30-х годов XIX века. Что можно интересного сказать о характеристике Григория Печорина?

Он ведет достаточно скучный образ жизни, ему одиноко, занять себя тяжело. Хотя одно время Печорин вращается в лучших кругах общества, однако все ему надоедает: и ухаживания за дамами, и светские забавы.

С одной стороны Григорий боится, что общество негативно повлияет на него, поэтому внутренне он сторонится его влияния, но с другой стороны Печорин не беспокоится о благе и благополучии других. Мало того, что он не ценит настоящую любовь и дружбу, так ко всему прочему главный герой Лермонтова не переживает о том, что своим поведением он губит судьбы оказавшихся рядом с ним близких людей. Этот факт, безусловно, значительно омрачает характеристику Григория Печорина.

Характеристика Григория Печорина в главе "Бэла"

По ходу чтения книги и анализа героя Лермонтова Печорина становится понятно, что Григорий Александрович Печорин пускается в безрассудства просто потому, что ему скучно. Но когда страсть приключения овладевает им, он расчетлив и готов пойти на все - пожертвовать дружбой, ранить чьи-то чувства, переломить что-то внутри себя. Например, в главе "Бэла" Печорин пылает страстью к девушке Бэле, и делает все возможное, чтобы добиться ее расположения. Кажется, что Григорий Печорин любит Бэлу, но как можно объяснить то, что он безжалостно рушит ее семью, насильно похищает девушку, толкает на безумство брата Бэлы Азамата, а затем одевает личину и пытается вызвать к себе сочувствие и жалость? Вряд ли такие действия можно объяснить настоящей любовью.

Размышляя над характеристикой Григория Печорина после прочтения этой главы, видно, что на самом деле Бэла была герою Лермонтова Печорину не нужна, она стала мимолетным утолением скуки и на время, пока он ее добивался, разогнала его тоску.

Правда, Григорий Александрович Печорин не лишен сострадания. Понимая, что Бэла ему не нужна, но ее сердце он покорил, Печорин продолжает ее обманывать, только теперь его обман заключается в том, что он, якобы, горячо ее любит.

Григорий Александрович Печорин пускается в безрассудства просто потому, что ему скучно. Но когда страсть приключения овладевает им, он расчетлив и готов пойти на все.

Выводы о характеристике Григория Печорина

Говоря простым языком о герое Лермонтова Печорине, скажем, что Печорин - плохой человек, объединяющий пороки своего поколения и современного общества. Но все же, из его поступков и образа мышления можно сделать важные выводе о нравственности людей в общем, и посмотреть сквозь призму порочного характера Григория Александровича Печорина на себя.

Григорий Печорин – главный персонаж романа. Уникальная личность, понять которую до конца не удалось никому. Такие герои встречаются в каждом времени. Любой читатель, сможет узнать в нем самого себя со всеми свойственными людям пороками и желанием изменить мир.

Образ и характеристика Печорина в романе «Герой нашего времени» помогут понять, что он за человек на самом деле. Как многолетнее влияние окружающего мира смогло наложить отпечаток на глубину характера, перевернув сложный внутренний мир главного героя.

Внешность Печорина

Глядя на молодого, симпатичного человека трудно определить, сколько ему лет на самом деле. Со слов автора не более 25, но иногда казалось, что Григорию уже за 30. Нравился женщинам.

«…был вообще очень недурен и имел одну из тех оригинальных физиономий, которые особенно нравятся женщинам светским…»

Стройный. Великолепно сложен. Атлетического телосложения.

«…среднего роста, стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение…».

Блондин. Волосы слегка завивались. Темного цвета усы, брови. При встрече с ним все обращали внимание на глаза. Когда Печорин улыбался, взгляд карих глаз оставался холоден.

«…они не смеялись, когда он смеялся…»

Редко, кто мог, вынести его взгляд, слишком тяжел он был и неприятен для собеседника.

Нос слегка вздернут. Белоснежные зубы.

«…немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны…»

На лбу уже обозначились первые морщины. Походка Печорина вальяжная, слегка ленивая, небрежная. Руки, несмотря на крепкую фигуру, казались маленькими. Пальцы длинные, тонкие, свойственные аристократам.

Одевался Григорий с иголочки. Одежда дорогая, чистая, хорошо отутюженная. Приятный аромат парфюма. Сапоги вычищены до блеска.

Характер Григория

Внешний облик Григория полностью отражает внутреннее состояние души. Все, что он делает, проникнуто точной последовательностью шагов, холодной рассудительностью, через которые иногда пытаются прорваться эмоции и чувства. Бесстрашный и безрассудный, где-то слабый и беззащитный, словно ребенок. Он весь создан из сплошных противоречий.

Григорий пообещал себе, что никогда не покажет настоящее лицо, запретив проявлять любые чувства к кому-либо. Он разочаровался в людях. Когда он был настоящим, без лукавства и притворства, они не смогли понять глубину его души, обвиняя в несуществующих пороках и предъявляя претензии.

«…все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть…»

Печорин постоянно в поиске себя. Мечется, ища смысл жизни, и не находит. Богат и образован. Дворянин по происхождению, он привык крутиться в высшем обществе, но ему такая жизнь не по душе. Григорий считал ее пустой и никчемной. Хороший знаток женской психологии. Мог вычислить каждую и понять с первых минут разговора, что она собой представляет. Вымотанный и опустошенный светской жизнью, он пытался углубиться в науку, но вскоре понял, что сила не в знании, а в ловкости и удаче.

Скука разъедала мужчину. Печорин надеялся, что на войне тоска уйдет, но ошибался. Кавказская война принесла очередное разочарование. Невостребованность в жизни привела Печорина к поступкам, не поддающимся объяснению и логике.

Печорин и любовь

Единственной женщиной, которую он любил, была Вера. Для нее он был готов на все, но быть вместе, им не суждено. Вера замужняя женщина.

Те редкие встречи, что они могли себе позволить слишком компрометировали их в глазах окружающих. Женщина вынуждена была уехать из города. Догнать любимую не удалось. Он лишь вусмерть загнал коня в попытке остановить и вернуть ее.

Других женщин Печорин не воспринимал всерьез. Они лекарство от скуки, не более. Пешки в игре, где правила устанавливал он. Скучные и неинтересные создания нагнетали на него еще большее уныние.

Отношение к смерти

Печорин твердо уверен, что все в жизни предопределено. Но это не значит, что нужно сидеть и ждать смерти. Надо идти вперед, а она сама найдет того, кто ей нужен.

«…мне нравится сомневаться во всем. Я всегда иду вперед, когда не знаю, что меня ждет. Так как страшнее за смерть ничего нет, и может случиться – и смерть не обойдешь!..»

Печорин, Григорий Александрович

Григорий Александрович Печорин

Появление
Создатель
Исполнение
Информация
Имя

Печорин, Григорий Александрович

Прозвище
Род занятий

Григорий Печорин - вымышленный персонаж, главный герой романов "Герой нашего времени" и "Княгиня Лиговская", написанных Михаилом Лермонтовым . Классический персонаж, образ человека, не нашедшего себе применения.

Биография

Родился в Санкт-Петербурге . По его словам «Обучение ему быстро наскучило». Как только он избавился от родительской опеки, он сразу начал наслаждаться всеми прелестями жизни, но они ему быстро осточертели. После этого он пошел в армию. Через некоторое время он был сослан за дуэль на Кавказ , в действующие войска. Именно этот период жизни Печорина освещен в романе. Он надеялся развеять скуку на поле боя, но через месяц привык и к свисту пуль, и к близости смерти. В первой по хронологии главе романа «Тамань» Печорин натыкается на банду контрабандистов и разрушает их систему. В этой главе к Печорину приходит мысль, что всем он несет только несчастья. После этого Печорин едет на воды в Кисловодск , где встречает своего знакомого юнкера Грушницкого, знакомую Веру, которая в него влюблена, и княжну Мери. За время своего пребывания в Кисловодске и Пятигорске Печорин влюбляет в себя княжну Мери и ссорится с Грушницким. Он убивает Грушницкого на дуэли и отказывает княжне Мери. По подозрение в дуэли его вновь ссылают, на этот раз в крепость. Там он знакомится с Максимом Максимычем.

Характер

Печорин и Онегин

Михаил Юрьевич Лермонтов описывая своего героя вдохновлялся героем Александра Сергеевича Пушкина Евгением Онегиным. Даже имя он подобрал по тому же принципу, дав своему герою фамилию по названию северной реки. В очерках Лермонтова он не раз, описавшись, называл своего героя вместо Печорина Онегиным.

Критика


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Печорин, Григорий Александрович" в других словарях:

    Печорин, Григорий Александрович ("Герой нашего времени") - Смотри также С первого взгляда ему казалось не более двадцати трех лет. Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не… … Словарь литературных типов

    Печорин, Григорий Александрович ("Княгиня Лиговская") - Смотри также Между родными назывался на французский лад просто Жоржем. Единственный сын богатых родителей, гвардейский офицер, двадцати трех лет. Наружность П. была непривлекательная; он был небольшого роста, широк в плечах, вообще нескладен и… … Словарь литературных типов

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные