Сказки о животных шарля перро. Шарль Перро – кем была его Красная шапочка и за что посадили сына. Существуют самые разные версии о написании сказок Шарля Перро

Шарль Перро

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Синяя Борода

Жил когда-то человек, у которого были прекрасные дома и в городе и в деревне, золотая и серебряная посуда, кресла, украшенные шитьём, и золочёные кареты. Но, к несчастью, у этого человека борода была синяя; это придавало ему такой уродливый и страшный вид, что не находилось ни женщины, ни девушки, которая не убегала бы, завидев его.

У одной из его соседок, дамы знатной, были две дочери, дивно красивые. Он попросил выдать замуж за него одну из них и предоставил матери выбрать ту, которую она согласится за него отдать. Обе не хотели идти за него и отказывались от него одна в пользу другой, не в силах избрать мужем человека, у которого борода - синяя. Внушало им отвращение и то, что этот человек уже несколько раз был женат, а никто не знал, что сталось с его женами.

Чтобы завязать более близкое знакомство, Синяя Борода пригласил их вместе с матерью и тремя или четырьмя лучшими подругами, а также несколькими молодыми людьми, их соседями, в один из своих загородных домов, где гости пробыли целую неделю. Всё время занимали прогулки, поездки на охоту и на рыбную ловлю, танцы, пиршества, завтраки и ужины; никто не думал спать, и каждая ночь проходила в том, что гости подшучивали друг над другом; наконец всё устроилось так хорошо, что младшей дочери стало казаться, будто у хозяина дома борода уже вовсе не такая синяя и сам он - весьма порядочный человек. Как только вернулись в город, свадьба была решена.

Через месяц Синяя Борода сказал своей жене, что ему надо уехать в деревню, по крайней мере на шесть недель, ради важного дела; он просил её развлекаться во время его отсутствия; говорил ей, чтоб она позвала своих подружек, чтоб она, если ей захочется, свезла их за город; чтобы всюду она старалась вкусно есть. «Вот, - сказал он, - ключи от обеих больших кладовых, вот ключи от посуды золотой и серебряной, которую подают не каждый день; вот ключи от сундуков, где хранится моё золото и серебро; вот ключи от ларцов, где лежат мои драгоценные камни; вот ключ, что отпирает все комнаты в моём доме. А этот маленький ключ - ключ от комнаты, что в конце нижней большой галереи: открывайте все двери, всюду ходите, но входить в эту маленькую комнату я вам запрещаю так строго, что, если вам случится открыть туда дверь, вы всего должны ждать от моего гнева».

Она обещала в точности соблюсти всё то, что было ей приказано, а он, обняв жену, сел в свою карету и пустился в путь.

Соседки и подружки не стали ждать, чтоб за ними послали гонцов, а сами отправились к новобрачной - так не терпелось им увидеть все богатства её дома, потому что, пока там был её муж, они не решались посетить её - из-за его синей бороды, которой боялись. Вот они сразу же и начали осматривать комнаты, комнатки, гардеробные, превосходившие одна другую красотою и богатством. Затем они перешли в кладовые, где не могли налюбоваться множеством и красотою ковров, постелей, диванов, шкапчиков, столиков, столов и зеркал, в которых можно было увидеть себя с головы до ног и края которых, у одних - стеклянные, у других - из позолоченного серебра, были красивее и великолепнее всего, что только случалось когда-либо видеть. Не переставая завидовать, они всё время превозносили счастье своей подруги, которую, однако, вовсе не занимало зрелище всех этих богатств, ибо ей не терпелось пойти открыть внизу маленькую комнатку.

Её до того одолело любопытство, что, не приняв в соображение, сколь невежливо покидать своих гостей, она спустилась по потаённой лесенке, и притом с такой поспешностью, что раза два или три, как ей показалось, чуть было не сломала себе шею. У двери в маленькую комнатку она постояла несколько минут, вспоминая о запрете, который наложил её муж, и размышляя о том, что за это непослушание её может постигнуть несчастье; но соблазн был так силён, что она не могла победить его: она взяла ключик и с трепетом отворила дверь.

Сперва она ничего не увидела, потому что окна были закрыты. Через несколько мгновений она стала замечать, что пол весь покрыт запёкшейся кровью и что в этой крови отражаются тела нескольких мёртвых женщин, привязанных вдоль стен: все это были жены Синей Бороды, он вступал с ними в брак, а потом каждую из них убивал. Она подумала, что умрёт со страху, и выронила ключ, который вынула из замка.

Немного придя в себя, она подняла ключ, заперла дверь и поднялась к себе в комнату, чтобы хоть несколько оправиться; но это ей не удалось, в таком она была волнении.

Заметив, что ключ от маленькой комнатки запачкан кровью, она два или три раза вытерла его, но кровь не сходила; сколько она ни мыла его, сколько ни тёрла его песком и песчаным камнем, всё-таки кровь оставалась, потому что ключ был волшебный, и не было никакой возможности совсем отчистить его: когда кровь счищали с одной стороны, она появлялась на другой.

Синяя Борода вернулся из своего путешествия в тот же вечер и сказал, что получил в дороге письмо, сообщавшее ему о том, что дело, ради которого он ехал, разрешилось в его пользу. Жена его сделала всё возможное - только бы доказать ему, что она в восторге от его быстрого возвращения.

На другой день он потребовал у неё ключи, и она отдала их ему, но с такою дрожью в руке, что он без труда догадался обо всём случившемся. «Отчего это, - спросил он её, - ключа от маленькой комнатки нет вместе с другими ключами?» - «Наверно, - сказала она, - я оставила его наверху, у себя на столе». - «Не забудьте, - сказал Синяя Борода, - отдать мне его поскорее».

Наконец, после разных отговорок, пришлось принести ключ. Синяя Борода, посмотрев на него, сказал жене: «Отчего на этом ключе кровь?» - «Не знаю», - ответила несчастная жена, бледная как смерть. «Не знаете? - переспросил Синяя Борода. - А я, я знаю. Вам захотелось войти в маленькую комнатку. Ну, что ж, сударыня, вы и войдёте в неё и займёте там ваше место возле дам, которых вы там видели».

Она бросилась к ногам мужа, плача, прося у него прощения и по всем признакам искренне раскаиваясь в своем непослушании. Она, такая прекрасная и печальная, тронула бы даже и скалу, но у Синей Бороды сердце было более суровое, чем скала. «Вы должны умереть, сударыня, - сказал он ей, - и не медля». - «Если я должна умереть, - ответила она, глядя на него глазами, полными слёз, - дайте мне хоть несколько минут - помолиться Богу». - «Даю тебе семь минут, - ответил Синяя Борода, - но ни мгновенья больше».

Сказки Шарля Перро - это жестокость и голод, каннибализм и зверства, секс и трупы, а вовсе не сладенькие истории со счастливым концом

Шарль Перро появился на свет 12 января 1628 года в богатой семье. Получив хорошее образование, он стал адвокатом. Перро был одним из наиболее влиятельных придворных во времена короля Людовика XIV : король и его приближенные высоко ценили литературные и критические произведения юриста. Однако в веках Перро прославился как автор сказок - его сборник «Сказки матушки Гусыни» моментально прогремел во Франции и за ее пределами. Правда, знаменитые сказки Перро, которые нам известны в переводе (точнее, в пересказе) на русский язык, - вовсе не то, чем потчевал соотечественников автор. Оригинальные версии намного кровожаднее и «взрослее». Милые сказки, к которым мы привыкли с детства, - это добротные «переделки», пересказы, адаптированные для детского восприятия.

«Красная Шапочка»

Известная версия сказки повествует о том, как некая девочка, направляясь навестить больную бабушку, останавливается в лесу, чтобы спросить дорогу у волка. Волк ожидаемо указывает ей не вполне верное направление - с тем, чтобы самому добраться до домика бабушки быстрее девочки и полакомиться старушкой, а затем и наивной внучкой. Однако очень кстати появляются дровосеки, они и спасают бабушку и Красную Шапочку , вспоров коварному волку живот и выпустив их наружу.

В оригинальной сказке никаких спасителей-дровосеков нет. Наказанная за свое легкомыслие и наивность Красная Шапочка бесславно погибает, как и добрая старушка. Но самое интересное - в образе Волка сказочник вывел коварного незнакомца, доверять которому молодые невинные особы не должны ни в коем случае. То есть Волк - это аллегория. Не ходите, девочки и девушки, в лес, а если пойдете - не разговаривайте с незнакомцами, какие бы льстивые речи они ни вели! Вот какая мораль у этой сказки.

«Ослиная шкура»


Принцесса из этой сказки вынуждена скрыться из родного дворца, переодевшись в ослиную шкуру. А вот причина, по которой она убежала, в пересказах не упоминается. Потому что она весьма скандальна - принцессу домогался родной отец, король. Дальше сюжет напоминает «Золушку » - гонимая принцесса, вынужденная трудиться служанкой, время от времени переодевается в приличные наряды, оставленные ей крестной-феей, и выходит «в люди».

Так она знакомится с принцем, а когда тот влюбляется - девушка исчезает, оставив ему крошечного размера колечко. Принц упорно разыскивает свою возлюбленную, примеряя колечко всем девушкам королевства, но оно всем мало. Чтобы стать женой принца, девушки не щадят себя: кто-то трет собственный палец железной теркой, чтобы он уменьшился в размерах, кто-то и вовсе стачивает его напильником. В ход идут и ножи, и тиски. Кровь льется рекой...

«Спящая красавица»


На первый взгляд - вполне безобидная история. У короля и королевы родилась дочь, на ее крестины созвали всех, но позабыли пригласить злую фею. Она явилась незваной и напророчила малютке страшное будущее - в 16 лет та должна умереть от укола веретеном. Правда, после ухода злой колдуньи одна из добрых фей вносит свои коррективы - девочка не умрет, а заснет и проспит сто лет. В королевстве немедленно были запрещены веретена, однако от судьбы не уйдешь, и в день своего 16-летия принцесса все-таки уколола палец и уснула. Вместе с ней в глубокий сон погрузилось все королевство. Прошло сто лет, через местность проезжал молодой король, увидел спящую красавицу, разбудил ее поцелуем. Хэппи энд.

Оригинал гораздо суровее. Молодой король, наплевав на романтику и приличия, попросту изнасиловал бесчувственную красотку. Через положенный срок та, не приходя в сознание, родила двойню. Один из младенцев, ползая по матери, принялся сосать ее палец, уколотый шипом (не веретеном), и высосал ядовитый шип, отчего мать проснулась.

Но и это еще не все. Тот самый король-насильник, увидев, что его жертва пришла в себя, закопал в землю живьем свою жену (да, он был женат!) и женился на юной принцессе. Его мать, происходившая из племени людоедов, стала требовать, чтобы ей на ужин приготовили ее собственных внуков, а потом - и невестку. Все эти ужасы происходили в отсутствие короля, который ушел на войну. Поняв, что жалостливые слуги обманули ее, подсунув дичь вместо человечины, злая королева-мать решила сбросить невестку в чан со змеями, но угодила туда сама.

«Синяя Борода»

Настоящий хоррор. Аристократ с явными отклонениями в психике одну за другой убивает своих жен и складывает трупы в комнате собственного замка. Исследователи утверждают, что прототипом Синей Бороды стал известный французский аристократ Жиль де Рэ - он якобы калечил и убивал своих жен и детей. Впрочем, другие исследователи убеждены в том, что обвинения против Жиля были сфальсифицированы, что он никого не убивал, а во всем виноваты завистники-интриганы. Как бы там ни было, сказка про Синюю Бороду навевает неподдельный ужас даже в адаптированном варианте.


Злобный аристократ, избавившись от шести жен, решил жениться в седьмой раз - на юной дочери соседки. После свадьбы он вручил новой хозяйке замка связку ключей, строго-настрого запретив открывать одну из комнат. В его отсутствие девушка, разумеется, не совладала со своим любопытством и открыла запретную дверь.

Обнаружив там трупы предыдущих жен, она приходит в ужас. Возвратившийся муж-маньяк сразу понял, что его запрет нарушен. Он оглашает свой приговор - юная жена должна умереть. Но на выручку сестре явились ее братья - они-то и покончили со злодеем.

Шарль Перро (1628-1703) – французский писатель-сказочник, критик и поэт, был членом Французской академии.

Детство

12 января 1628 года в Париже в семье Пьера Перро родились мальчики-близнецы. Их назвали Франсуа и Шарль. Глава семейства работал судьёй в парламенте Парижа. Его жена занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, которых уже до рождения близнецов было четверо. Спустя 6 месяцев маленький Франсуа заболел воспалением лёгких и умер, а его брат-близнец Шарль стал любимчиком в семье и в будущем своими знаменитыми сказками прославил род Перро на весь мир. Помимо Шарля известным был и его старший брат Клод – великий архитектор, автор восточной фасадной части Лувра и Парижской обсерватории.

Семья была обеспеченная и интеллигентная. Дед Шарля по отцовской линии был богатым торговцем. Мама происходила из дворянского рода, до замужества проживала в деревенском поместье Вири. В детстве Шарль частенько бывал там и, вероятнее всего, оттуда черпал потом истории для своих сказок.

Обучение

Родители приложили все силы, чтобы дети получили достойное образование. Пока мальчики были маленькими, с ними занималась мама, учила их чтению и письму. Отец был очень занят на работе, но в свободное время всегда помогал жене. Братья Перро все учились в университетском колледже Бове, и папа иногда проверял их знания. Все мальчики отлично проявляли себя в учёбе, за весь период обучения не были пороты розгами, в то время это была большая редкость.

Когда Шарлю было 13 лет, его выгнали с урока за пререкание с преподавателем. Парень бросил учёбу, потому что во многом был не согласен с учителями.

Дальнейшее образование он получал самостоятельно со своим лучшим другом Борэном. За три года они сами выучили латынь, историю Франции, греческий язык и античную литературу. Позднее Шарль говорил, что все познания, которые пригодились ему в жизни, были получены именно в период самообучения с товарищем.

Достигнув совершеннолетия, Перро занимался правоведением с частным преподавателем. В 1651 году ему был выдан диплом юриста.

Карьера и творчество

Ещё во время обучения в колледже Перро написал свои первые стихи, комедии и поэмы.
В 1653 году было издано его первое произведение – поэтическая пародия «Стены Трои, или Происхождение бурлеска». Но Перро воспринимал литературу как увлечение, карьеру свою он строил совсем в другом направлении.

Как хотелось его отцу, получив диплом юриста, Шарль какое-то время работал адвокатом, но такой род деятельности вскоре показался ему не интересным. Он пошёл трудиться клерком к своему старшему брату, который к тому времени содержал архитектурное ведомство. Надо отметить, что карьеру Шарль Перро строил успешно, дослужился до советника Короля, главного инспектора построек, затем возглавил Комитет литераторов и отдел Славы Короля.

Жан-Батист Кольбер, государственный деятель и главный контролёр финансов, фактически управлявший Францией во времена Людовика ХIV, покровительствовал Шарлю. Благодаря такому покровителю в 1663 году при создании Академии надписей и изящной словесности Перро получил должность секретаря. Он добился богатства и влиятельности. Наряду с основным родом деятельности, Шарль успешно продолжал писать стихи и заниматься литературной критикой.

Но в 1683 году Кольбер скончался, и Перро стал немилостив при дворе, сначала его лишили полагающейся пенсии, а потом и должности секретаря.

На этот период приходится написание самой первой сказки о пастушке под названием «Гризель». Особого внимания этому произведению автор не уделял и продолжал заниматься критикой, написанием большого четырёхтомного сборника диалогов «Сравнение древних и новейших авторов», а также публикацией книги «Знаменитые люди Франции ХVII века».

Когда в 1694 году были изданы два следующих его сочинения «Ослиная шкура» и «Смешные желания», стало понятно, что пришла новая эра сказочника Шарля Перро.

В 1696 году напечатанная в журнале «Галантный Меркурий» сказка «Спящая красавица» в один миг стала популярной. А уже через год невероятным оказался успех вышедшей книги «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями». Сюжеты девяти сказок, вошедших в эту книгу, Перро услышал, когда кормилица его сына рассказывала их малышу перед сном. Он взял за основу народные сказки и придал художественную обработку, тем самым открыл им путь в высокую литературу.

Он сумел многолетние народные произведения привязать к современности, его сказки были написаны так доступно, что их читали люди из высшего общества и из простых сословий. Прошло более трёх столетий, а по всему миру мамы и папы читают перед сном своим детям:

  • «Золушку» и «Мальчика-с-пальчика»;
  • «Кота в сапогах» и «Красную Шапочку»;
  • «Пряничный домик» и «Синюю бороду».

На сюжеты сказок Перро поставлены балеты и написаны оперы в лучших театрах мира.
На русский язык сказки Перро впервые перевели в 1768 году. По количеству изданных произведений в СССР Шарль стал четвёртым среди зарубежных писателей после Джека Лондона, Ганса Христиана Андерсена и братьев Гримм.

Личная жизнь

Шарль Перро женился довольно поздно, в 44 года. Его избранницей стал юная, 19-летняя девушка Мари Гюшон. У них родилось четверо детей. Но брак продлился недолго, Мари умерла в возрасте 25 лет от оспы. Шарль больше не женился и сам воспитал дочь и троих сыновей.

В долине Шеврез, неподалёку от Парижа, расположены «Владения Кота в сапогах» –замок-музей Шарля Перро, где на каждом углу встречаются восковые фигуры персонажей его сказок.

(1628-1703) французский писатель, литературный критик и государственный деятель

Когда в 1697 году в Париже вышла небольшая книжка сказок, практически никто не обратил внимания на имя ее автора - Пьера Дарманкура. Немногие знали, что под этим именем скрывается Шарль Перро. Он был известным государственным деятелем, поэтому для публикации ему пришлось воспользоваться именем своего младшего сына.

Шарль Перро происходил из незнатной, но весьма обеспеченной семьи, был старшим сыном известного французского адвоката. В то время старший сын должен был унаследовать профессию отца, чтобы стать продолжателем семейного дела.

Первоначальное образование Шарль получил в иезуитской школе, где учился вместе со своим братом Пьером, позже ставшим известным поэтом и переводчиком. В школе Шарль был первым учеником по философии и литературе.

В выпускном классе братья Перро выпустили шутливую пародию на поэму Вергилия «Энеида». Однако по настоянию отца Шарлю пришлось закончить юридический факультет Сорбонны и поступить в одну из адвокатских контор.

Шарль Перро не чувствовал никакого интереса к профессии юриста. Он участвовал всего лишь в двух процессах и при первой возможности оставил адвокатское поприще. В свободное время он сочинял стихи и выступал с ними в различных домах. Вскоре о нем заговорили как об одаренном поэте. Знакомый семьи, известный французский писатель Жан Шаплен, рекомендовал Шарлю Перро тогдашнему известному министру Ж. Б. Кольберу. Перро становится членом основанной Кольбером Малой Академии - своеобразного совета по проблемам литературы и искусства.

Кольбер назначил талантливого юношу своим секретарем. Завоевав доверие министра, Шарль Перро делает следующий шаг в своей карьере - становится главой «ведомства королевских построек». В его обязанности входило наблюдение над всеми строительными работами, которые производились в Лувре, Тюильри и Версале. Тогда начал формироваться новый облик Парижа, и Шарль Перро принимает в этом косвенное участие. Вместе со своим братом Клодом он составляет проект реконструкции французских парков. Он приглашает из Италии знаменитого скульптора Л. Бернини, который становится автором скульптурной отделки Лувра.

Шарль Перро вводит и некоторые нововведения: в частности, чтобы сократить расходы, добивается решения об открытии сада Тюильри для посещения публики.

В 1671 году за заслуги перед отечеством, Перро избирают членом Французской Академии. Примерно в это же время он женится на дочери богатого купца-откупщика М. Гишон. Но их брак продолжался всего шесть лет: Мари умерла при родах, оставив Шарля Перро отцом шестерых детей.

Со временем его дом становится известным литературным салоном, в нем бывают крупнейшие писатели, художники, архитекторы. Однако в 1683 году жизнь писателя резко меняется. Неожиданно умирает покровительствовавший ему Кольбер, и Перро приходится покинуть государственную службу. С этого времени все свои силы и время он отдает воспитанию детей и литературному творчеству.

Правда, Шарль Перро продолжает активно участвовать в работе Французской Академии и даже становится ее секретарем. 27 января 1687 года он читает на заседании Академии свою поэму «Век Людовика Великого». Она вызывает ожесточенную критику сторонников подражания античности и прежде всего Н. Буало, требовавшего соблюдения чистоты жанров. В течение последующих почти двадцати лет Перро и Буало ведут ожесточенную полемику, отстаивая каждый по-своему критерии анализа литературного произведения.

Вероятно, именно в период интенсивной литературной деятельности, Шарль Перро обращается к фольклору. Отчасти его интерес можно объяснить всеобщим увлечением народным искусством.

Первоначально он обрабатывает уже имеющиеся сюжеты, использовавшиеся другими авторами. В 1691 году Шарль Перро анонимно выпускает сказку в стихах «Гризельда». Сюжет был заимствован им из новеллы Боккаччо. Появление сказки прошло совершенно незамеченным, читающая публика не увидела в ней ничего нового и оригинального. Однако вскоре Перро выпускает еще одну сказку в стихах - «Потешные желания», заимствовав сюжет из средневекового фаблио. Ее постигла та же судьба.

Шарль Перро понимает, что нужно искать оригинальный жанр, новую форму, которая могла бы увлечь читателя. Он резко меняет традиционную для сказки стихотворную форму и обращается к прозе. В 1694 году появляется сказка «Ослиная шкура», где стихи перемежаются с прозой. Сказка наконец была замечена, о ней доброжелательно отзывается даже Н. Буало.

В последующие годы Перро регулярно публикует свои прозаические сказки в журнале «Галантный Меркурий». Он мастерски обрабатывает фольклорные сюжеты, включая в них намеки на современные события.

В 1694 году, через полтора года после публикации «Ослиной шкуры», выходит его небольшая книжка из восьми сказок. Он озаглавливает ее «Сказки моей матушки Гусыни». Популярность сборника оказалась поистине невероятной.

Почти сразу после парижского выходит голландское издание. Кроме того, вышло несколько переизданий. Сказки Шарля Перро читают в аристократических гостиных и домах образованных граждан.

Секрет популярности сказок заключался в том, что они были написаны прекрасным языком, каждое предложение стилистически отточено. Перро безжалостно отбрасывает все не относящиеся к делу подробности, все, что мешает легкости чтения. В соответствии со взглядами своего времени он исключает и все страшное, что может испугать читателя. Даже людоед в сказке «Мальчик с пальчик» является отличным семьянином, а Кот в сапогах ведет себя как галантный кавалер. Но за внешней незатейливостью сюжета скрывается кропотливая работа. В предисловии к сборнику Шарля Перро прямо заявил о том, что главное в его сказках - не сюжет, а способ обработки материала. Читатель сумел оценить и тонкую авторскую иронию, сопровождающую изящные сюжетные перипетии.

Но Шарль Перро более всего был озабочен литературной полемикой. В то время практически одновременно с этим сборником графиня Д"Олнуа выпустила четырехтомное собрание своих сказок. Однако именно творчество Перро определило развитие жанра литературной сказки. А. Галлан, автор пересказа для детей сказок из «Тысячи и одной ночи», вышедшего в 1701 году, прямо написал о том, что считает его своим учителем.

Примененная Шарлем Перро система обработки фольклорных сюжетов позволила будущим сочинителям использовать мотивы волшебных, бытовых и сатирических сказок как основу для своих произведений. При этом сохранялись фантастическое начало сказки, ее внешняя структура, статическая трактовка образов героев.

Лишь со временем в повествование стали вноситься более сложные сюжетные повороты и герои получили развернутую психологическую характеристику. В 1768 году сказки Шарля Перро были впервые переведены на русский язык, с тех пор они неоднократно выходили в разных изданиях и переводах. Лучшими их иллюстраторами считаются Г. Доре и братья Траугот. Можно сказать, что сюжеты сказок Перро сейчас заместили своих фольклорных предшественников. Появилось множество их переделок и вариантов как в России, так и в других странах. Миллионы детей начинают свое знакомство со сказкой, с сочинений Шарля Перро.

Шарль Перро (1628-1703) известен в России прежде всего своими сказками. Но во Франции он был главным образом во время своей жизни высокопоставленным чиновником, а сказки были для него развлечением, досугом. Список сказок Шарля Перро постоянно пополнялся.

Воспитание

Шарль Перро родился в семье юриста, который выступал против ортодоксального католицизма, в особенности против иезуитизма. Но католичество семья исповедовала строго, пытаясь возродить истинный дух Христа. Шарль был самым младшим в семье, где кроме него было две сестры и четыре брата. Он получил хорошее образование и стал юристом. Одновременно с этим он писал стихи и поэмы, делал переводы «Энеиды». То есть тяга к литературному творчеству ему была присуща. Тогда писатель еще не знает, что его прославят народные истории, из которых теперь можно составить список сказок Шарля Перро.

Работа

Трудолюбивый молодой человек работает в министерстве финансов, и слог его писем отмечает даже сам король Людовик XIV. Тем более что в связи с бракосочетанием короля, а затем рождением дофина, он пишет оды. Он участвует в зарождении Академии изящной словесности. Впоследствии Перро будет в нее принят, станет академиком.

Но пока он еще не знает, что начнет изучать народное творчество, из которого позже будет составлен целый список сказок Шарля Перро.

Сказки

Тем временем в обществе зарождается интерес к старинным преданиям. К этим веяниям с большим энтузиазмом присоединяется и Шарль Перро. Из-под его пера постепенно выходит целый список сказок. Шарля Перро это несколько смущает - для таких безделок он слишком

Вспомним известную всем "Золушку" (1697). У бедной девочки умерла мать, и ее отец спустя некоторое время женился снова. Мачеха, любя двух своих дочерей, всю работу, особенно грязную, поручала падчерице, а уж развлекаться девушке совсем не позволяла. Когда король объявил, что приглашает всех девушек королевства на бал, то бедняжку, конечно, не взяли, а поручили много работы. Но после отъезда на бал мачехи с дочерями появилась крестная. Она была феей. Крестная одела девушку и дала ей карету и хрустальные туфельки. Но строго-настрого наказала уйти с бала, как только придет назначенное время.

Очаровательная красавица увлеклась танцами с принцем и в самую последнюю минуту опомнилась и убежала с бала, потеряв крошечную хрустальную туфельку.

Эту туфельку подобрал принц и объявил, что женится на девушке, на чью ножку эта туфелька наденется. Туфельку примеряли всем девушкам. Наконец очередь дошла до Золушки. Ко всеобщему удивлению туфелька пришлась ей впору. Но еще большее удивление вызвало то, что Золушка достала из кармана вторую туфельку. Принц вгляделся в Золушку и узнал милую незнакомку, которая его очаровала на балу. Девушку переодели и увезли во дворец, а через несколько дней сыграли свадьбу. Так счастливо заканчивается эта волшебная сказка, в которую верят и по сей день.

Сказки продолжаются

Еще какие сказки написал Шарль Перро? Список можно продолжить:

«Кот в сапогах»;
«Красная шапочка»;
«Мальчик с пальчик».

Фея, которая всех одаривает "по заслугам"

Это сказка правильно называется «Подарки феи» и написана, как и все, в 1697 году. Жила вдова с двумя дочками. Одна была вылитая мать - грубая и неприветливая, а вторая, младшая, как будто была им чужая. Девушка была милой и доброжелательной. Но мать любила ту, что похожа на нее, ленивую и грубую. Младшую дочку заставляли усердно трудиться в доме и еще ходить на дальний источник за водой. Это было и тяжело, и долго. Однажды, как обычно придя за водой, девушка встретила там убогую бедную старушку, которая попросила немного водички, чтобы напиться.

Это была фея, которая хотела узнать, какой у девушки характер. С большой охотой девушка ополоснула кувшин, набрала чистой воды и предложила старушке попить. Выпив водички, старушка сказала, что какова услуга, такой и будет награда. С каждым произнесенным девушкой словом с ее губ будет падать или драгоценный камень, или цветок. После этого фея удалилась, а девушка пошла домой, неся тяжелую воду.

Когда девушка вернулась, мать набросилась на нее с упреками за задержку. И младшая дочка стала оправдываться, а после каждого ее слова из уст падали алмаз или жемчужина. Мать выспросила, в чем дело, и отправила за водой старшую дочь. Та пошла с большой неохотой, сердясь на длинный путь. У источника она встретила богато одетую даму, которая попросила у нее воды. Довольно грубо, как будто жалея воду, девушка подала кувшин даме. Та, выпив воды (а это снова была фея, которая теперь приняла другой облик), сказала, что награда за воду девушке непременно будет. И они разошлись, каждая в свою сторону.

Мать обрадовалась появлению дочери и стала ее расспрашивать, что было у колодца. Когда старшая дочь заговорила, то из ее рта стали высыпаться жабы и змеи. Мать рассердилась на обеих дочерей, а младшую просто выгнала из дома. Идя по лесу, девушка встретила принца, который с ней заговорил. И когда девушка стала ему отвечать, то цветы и драгоценные камни так и сыпались с ее губ. Принц был изумлен и красотой, и сокровищами, которые она роняла. Он твердо решил на ней жениться и отвез к себе во дворец. Свадьба и завершила дело. А старшая дочка с каждым днем становилась все злее и злее. И стала такой противной, что мать ее выгнала из дома. Никому не нужная, она умерла.

Эти сказки знаменитый юрист частично слышал в детстве, частично расспрашивал крестьян и записывал. Вот как идут дальше сказки Шарля Перро (список):

  • «Рике-хохолок» (1697);
  • «Синяя борода» (1697);
  • «Спящая красавица» (1697).

Всего, по уверениям французов, было написано восемь сказок. Здесь перечислены все сказки Шарля Перро. Список в алфавитном порядке дан в тексте.

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные