Урок внеклассного чтения по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие". ««Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…») А зори здесь тихие почему такое название

Ответ от Бу[новичек]
В повести Бориса Васильева “А зори здесь тихие... ” трагические действия происходят на мало кому ведомом 171-м разъезде, в лесу, в стороне от которого немцы круглосуточно бомбят Мурманскую дорогу. Название повести является полной противоположностью событиям самой повести. До символа, и героического и трагедийного одновременно, возвышается подвиг старшины Васкова и пяти девушек-зенитчиц.
Сильное эмоциональное впечатление, которое эта повесть производит при первом чтении, еще более возрастает, когда начинаешь читать ее аналитически. Оказывается, она чрезвычайно коротка: немногим больше тридцати журнальных страниц! Это значит (поскольку содержание ее видится огромным) , что в данном случае лапидарность произведения соответствует глубинной специфике искусства: автор остановил наше внимание лишь на тех моментах действительности, которые общеинтересны и способны взволновать каждого лично, и до минимума свел элемент безлично-информационный.
Максимальное раскрытие возможностей человека в своем деле, которое вместе с тем и одновременно является народным делом, - таков смысл обобщения, извлекаемого нами из истории страшной и неравной борьбы, в которой победили раненный в руку Басков и погибшие все до одной его девушки, которым еще только предстояло узнать радость любви, материнства.
“Одно знал Басков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать...
И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Вас-ков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия”. Таким образом, небольшая по числу страниц повесть Б. Васильева дает большие основания для многоаспектного и серьезного разбора идейно-художественных достоинств современной советской литературы.
Но здесь о ней говорилось лишь в связи с тем, что книги о войне убедительно раскрывают такой секрет нашей победы в Великой Отечественной войне, как массовая инициатива советских людей всюду, где бы им ни довелось сражаться, - выковывая ли победу в тылу, сопротивляясь захватчикам в плену и в оккупации или воюя на фронте.
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле.
“А зори здесь тихие... ” Эта повесть Бориса Васильева произвела на меня сильное впечатление. Она поразила своей глубиной и важностью поднятых проблем.
Интересна манера писателя: он нигде не обрушивает потока слов в адрес героев, не дает их прямых характеристик, как бы желая, чтобы мы сами разобрались в них.
Повесть заставляет над многим задуматься. Самое главное в ней - она не оставляет нас равнодушными.

Ответ от Бу[новичек]
В повести Бориса Васильева “А зори здесь тихие... ” трагические действия происходят на мало кому ведомом 171-м разъезде, в лесу, в стороне от которого немцы круглосуточно бомбят Мурманскую дорогу. Название повести является полной противоположностью событиям самой повести. До символа, и героического и трагедийного одновременно, возвышается подвиг старшины Васкова и пяти девушек-зенитчиц.
Сильное эмоциональное впечатление, которое эта повесть производит при первом чтении, еще более возрастает, когда начинаешь читать ее аналитически. Оказывается, она чрезвычайно коротка: немногим больше тридцати журнальных страниц! Это значит (поскольку содержание ее видится огромным) , что в данном случае лапидарность произведения соответствует глубинной специфике искусства: автор остановил наше внимание лишь на тех моментах действительности, которые общеинтересны и способны взволновать каждого лично, и до минимума свел элемент безлично-информационный.
Максимальное раскрытие возможностей человека в своем деле, которое вместе с тем и одновременно является народным делом, - таков смысл обобщения, извлекаемого нами из истории страшной и неравной борьбы, в которой победили раненный в руку Басков и погибшие все до одной его девушки, которым еще только предстояло узнать радость любви, материнства.
“Одно знал Басков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать...
И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Вас-ков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия”. Таким образом, небольшая по числу страниц повесть Б. Васильева дает большие основания для многоаспектного и серьезного разбора идейно-художественных достоинств современной советской литературы.
Но здесь о ней говорилось лишь в связи с тем, что книги о войне убедительно раскрывают такой секрет нашей победы в Великой Отечественной войне, как массовая инициатива советских людей всюду, где бы им ни довелось сражаться, - выковывая ли победу в тылу, сопротивляясь захватчикам в плену и в оккупации или воюя на фронте.
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле.
“А зори здесь тихие... ” Эта повесть Бориса Васильева произвела на меня сильное впечатление. Она поразила своей глубиной и важностью поднятых проблем.
Интересна манера писателя: он нигде не обрушивает потока слов в адрес героев, не дает их прямых характеристик, как бы желая, чтобы мы сами разобрались в них.
Повесть заставляет над многим задуматься. Самое главное в ней - она не оставляет нас равнодушными.

Тема урока: ”У войны не женское лицо…”

Цели:
1. Обучающая: обучение анализу идейного содержания художественного произведения через применение ИКТ; расширение знаний о биографии и творчестве Б.Васильева; формирование осознанных умений и навыков работы с текстом.
2. Развивающая: развитие критического и творческого мышления учащихся; совершенствование навыков анализа произведения; развитие навыков литературоведческого.
3. Воспитывающая: формирование положительных, нравственных ориентаций, чувство любви к Родине, желание ее защитить.
Подготовка к уроку: класс заранее делится на 6 групп, каждая из которых работает с текстом и выбирает материал, связанный с биографией героев.
Наглядность:
1. Портрет Б.Васильева
2. Книги Б.Васильева о войне
3. Слайды
4. Кадры из фильма Ростоцкого «А зори здесь тихие…». 1972 год.
Ход урока:
I. Эпиграф к уроку.
Рождественский «Реквием» «Помните…» (читает наизусть ученик)
II. Объявление темы:
65 лет отделяют нас от Дня Победы, за это время родилось и вошло в силу не одно поколение, все меньше и меньше остается солдат Великой Отечественной. Но память не должна потускнеть. Она передается, как формула крови, от отцов к детям, к внукам и правнукам. И каждый, кто рождается на этой земле, будет помнить об этой войне. Невозможно переоценить воспитательное значение литературы о Великой Отечественной войне. Романтика подвига, драматизм испытания стойкости и силы человека в бою – все это нашло отражение в повести Б.Васильева “А зори здесь тихие…”
III. Биография Б.Васильева (рассказ ученика)
IV. Б.Васильев назвал свою повесть “А зори здесь тихие…”. Тихие зори стали часом бессмертия для 5 девушек. У каждой из них – своя судьба, свой суровый счет к фашистам. Было дано задание по группам собрать всю имеющуюся в книге информацию о героях этой повести. Вспомним их поименно. Следует рассказ о:
Лизе Бричкиной
Соне Гурвич
Галке Четвертак
Жене Комельковой
Рите Осяниной
V. Беседа по вопросам:
1. Почему для раскрытия своего замысла автор выбирает именно такие типы героинь?
Можно ли считать, что в повести есть собирательный образ женщины на войне? Что объединяет всех этих девушек?
Женя Комелькова – яркая красота;
Рита Осянина – ярко выраженное чувство долга;
Соня Гурвич – поэтичность, хрупкость, незащищенность;
Лиза Бричкина – близость к природе, сердечность;
Галя Четвертак – неуёмность фантазии;
2. Можно ли назвать героической смерть каждой из девушек? (Просмотр кадров из фильма.) Сравните гибель Риты Осяниной и Жени Комельковой с гибелью остальных девушек.
3. Образы всех девушек объединяет образ старины Васкова. Что вы скажете о нем? Как относится к нему автор? (рассказ обязательно сопровождается цитированием текста)
4. Каков трагедийный смысл гибели героинь повести? Философские раздумья автора совпадают с раздумьями главного героя повести старины Васкова о несовместимости с войной женщины. (зачитываются размышления Васкова о гибели девушек)
5. Как вы понимаете название повести? Как помогает автору раскрыть смысл названия произведения пейзаж?
6. Кому адресована повесть Б.Васильева? (отвечая на данный вопрос, проанализируйте эпилог)
7. Вы также соприкоснулись вживую с защитниками нашей Родины, посетили на дому ветеранов Великой Отечественной войны, и я бы хотела, чтобы это тоже прозвучало на уроке. (следует рассказ учеников о ветеранах)
VI. Вывод: Подвиг каждой из героинь особенно весом и значителен, потому что они женщины, предназначенные самой природой дарить и продолжать жизнь на земле. Они погибают, защищая ценой своих едва начавшихся жизней свободу и будущее своей страны.

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ Б. ВАСИЛЬЕВА

«А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ»

Оформление класса. Выставка книг Б. Васильева. На доске записаны стихи Ю. Друниной:

На столе ваза с живыми цветами, плакат со словами «Никто не забыт, ничто не забыто».

Цель урока. Познакомить учащихся с повестью «А зори здесь тихие». Особый упор сделать на то, что понятия женщина и война - несовместимы, что женщина создана природой для того, чтобы быть матерью, воспитывать детей, быть женой, оберегать и сохранять свой дом, свою семью. Показать героизм девушек, истоки беззаветного служения Родине.

Вопросы к уроку заранее были даны за 2 недели.

  1. Как вы думаете, почему повесть названа «А зори здесь тихие»?
  2. Где и когда происходит действие?
  3. Назовите главных героев повести.
  4. Как ведётся повествование в первых главах?
  5. Есть ли в повести широкие батальные сцены? Почему?
  6. Дайте характеристику Федота Евграфовича Васкова.
  1. С какой целью автор вплетает в ткань повести биографии девушек?
  2. Расскажите о каждой девушке (Рите Осяниной, Жене Комелько-вой, Гале Четвертак, Лизе Бричкиной, Соне Гурвич):
  1. как они попали на фронт;
  2. как они погибают;
  3. что их всех объединяет?

9. Как вы считаете, совместимы ли понятия женщина и война, де
вушка и война?

10. Каков основной идейный смысл произведения?

  1. Изменилось ли ваше отношение к войне после прочтения повести?
  2. Какие страницы, эпизоды вам бы хотелось прочитать ещё раз и почему?
  3. Есть ли в повести описания природы и какова их роль в развитии сюжета произведения?
  4. Расскажите о своих близких, родственниках, близких знакомых, которые были участниками Великой Отечественной войны.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя.

Совсем недавно мы говорили с вами о героизме и патриотизме русских солдат во время Отечественной войны 1812 года. Упоминали о том, что истоки этого героизма - в беззаветной любви к Родине, к своему народу.

И каждый из центральных (положительных) героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир» доказал своими делами и поступками, что он вправе называться героем.

Сегодня мы перенесёмся во времени от 1812 года ровно на 130 лет, то есть в 1942 год. Но проблемы, о которых мы будет говорить, те же.

  1. Как должен поступить человек, когда пришла беда на его землю?
  2. В чём истоки героизма?
  3. Что такое героизм? Все ли на него способны?
  4. Совместимы ли понятия женщина и война?

Звучит песня «Священная война». (Муз. А. В. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача).

Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории нашего государства. Испытания, выпавшие на долю народа, как бы приостановили естественный ход истории. Война в который раз показала свою бесчеловечность, жестокость.

Ясно, что литература не могла остаться в стороне от событий, в которых решалась судьба страны.

Тема Великой Отечественной войны заняла одно из ведущих мест в литературе послевоенных лет. И сейчас она продолжает быть актуальной. Многие писатели сами прошли трудными дорогами войны.

Великое множество книг написано о войне. Не оставляют равнодушными произведения К. Симонова и Ю. Бондарева, В. Кожевникова и Г. Бакланова, В. Быкова и В. Распутина, многих других. Мы видим войну, то нарисованную крупным планом, как будто с птичьего полёта, то какой-нибудь окопчик, где собирались бойцы, чтобы перекурить. Мы ви- дим генералов и рядовых, разведчиков и пехотных лейтенантов, героев и дезертиров.

Да разве можно перечислить всё великое разнообразие литературы о войне...

Сегодня мы поговорим о повести Б. Васильева «А зори здесь тихие». Но вначале немного о самом писателе.

  1. Сообщение ученика о биографии Б. Васильева.
  2. Замысел повести (сообщение ученика)

Борис Васильев вспоминает: «Замысел повести родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив 10 класс, в первые дни войны. Точнее 8 июля 1941 года. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на своё первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мёртвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага...

Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог.

4. Комментированное чтение и разбор повести по вопросам.

1) Как вы думаете, почему повесть названа «А зори здесь тихие...?»

Чтение эпилога, стр. 97.

Вывод учителя. Слишком дорогой ценой досталась эта тишина. Они все хотели жить, но погибли, чтобы люди могли сказать: «А зори-то здесь тихие». Неизмеримо высока цена тишины - пять молодых женских жизней брошено в пучину смерти... Но смертны ли они?

Звучит песня «Журавли» (муз. Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова)

2) Где и когда происходит действие повести?

Май 1942 г. 171 разъезд, где-то между Мурманском и Ленинградом.

3) Назовите главных героев повести:

Старшина Васков Федот Евграфович, Рита Осянина, Женя Комель-кова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, Соня Гурвич.

4) Как ведётся повествование в первых главах повести?

Звучит песня «В лесу прифронтовом» (Муз. М. Блантера, слова М. Исаковского). На фоне музыки зачитываются стр. 3-7.

Таким образом, первые главы повести рисуют почти идиллическую картину мирного военного быта. Война где-то вдали; здесь же, на 171-м

разъезде, тишина и безделье. Патриархальным образом устроился превратившийся в «писателя» комендант разъезда старшина Васков.

Прибытие на разъезд в распоряжение старшины девушек-зенитчиц ещё более настраивает читателя на весёлый лад. Складывается комическая, озорная ситуация - и Васильев щедро вводит в повествование юмористические штрихи, подшучивая над незадачливым и простодушным комендантом, тщетно пытающимся в сложившихся обстоятельствах действовать по уставу.

Васкову, впрочем, не до смеха - его авторитет командира ежеминутно подвергается испытаниям, и всё происходящее он склонен воспринимать как нелепый сон, неуместную и обидную шутку.

  1. Есть ли в повести широкие батальные сцены? Почему?
  2. Дайте характеристику Ф. Е. Васкова.

а) Истоки образа (сообщениеученика). Б. Васильев вспоминает:
«Мне придётся вновь вернуться в воспоминания раннего детства,

которое прошло в Смоленске». В пожарной команде города служил угрюмый, молчаливый человек - дядя Миша. Даже с нами, детьми, говорил немногословно, без улыбки. Он чинил наши санки, коньки, делал игрушечные ружья. Однажды, весной, в разлив, вытащил из реки двух тонувших детей. Простудился и умер... Когда его хоронили, все дети Смоленска шли за его гробом. Шли дворами. В этот день драк между мальчишками не было. Много позже, уже в полковой школе, встретился мне на редкость несимпатичный старшина...»

б) коротко расскажите историю жизни Васкова;

в) как ведёт себя Васков с девушками.

Обобщение учителя. Васков, бесспорно, наиболее удавшийся герой повести - его стержень и фундамент. Хотя Васков сначала фигура больше комическая, но это комизм особого рода, ситуативный, так как в самом герое нет ничего смешного и могущего спровоцировать даже улыбку. Он жертва обстоятельств, и жертва невинная.

Хмурому старшине Федоту Евграфовичу Васкову немногим более 30 лет. Но в глазах окружающих - и не только девушек, бойцов его отряда - он старичок, «пенёк замшелый», «медведь глухоманный». Стариком чувствует себя и сам Васков, оглядываясь на прожитые годы.

С 14 лет он кормилец в семье. А в армии он уже давно. После семейной драмы и смерти сына он помрачнел, замкнулся, перестал улыбаться, но не озлобился на мир, не стал мизантропом и женоненавистником. В угрюмом старшине неисчерпаемый запас душевного тепла, вот только

разглядеть эту «вторую» натуру Васкова нелегко - жизнь его обожгла и серьёзно потрепала, напоила горечью обид и утрат.

Комментированное чтение (стр. 66 гл. 9, стр. 74 гл.10, стр. 79 -гл.11, стр. 87-гл. 12)

Васков с честью выполнил свой долг перед Родиной. Всё, что в его силах, сделал он для того, чтобы уберечь от смерти своих насмешливых юных красноармейцев, с которыми он за время труднейшей экспедиции сросся душой, исполняя и командирские, и отцовские обязанности. Вот только тщетными оказались все его усилия, энергия, огромный жизненный опыт.

Одна за другой гибнут девушки-зенитчицы. Гибнут и по своей вине, и по воле случая, царствующего на войне, и в обстоятельствах безнадёжных, в которых уцелеть почти немыслимо, равнозначно чуду.

«Они жили единой жизнью, но смерть у каждого была своя», - размышляет Васильев в романе «В списках не значился», и эти слова ещё больше уместны в повести о старшине Васкове и пяти девушках-зенитчицах, где каждая смерть воспринимается не просто как утрата, «как непоправимое, чудовищное и противоестественное событие. Ведь гибнут девушки, у которых ещё только началась жизнь, рожденные для мира, для счастья, для любви...»

7) Ребята, давайте зачитаем самые трагические страницы повести -
о гибели девушек.

Читают подготовленные ученики на фоне приглушённой музыки, например, песни «Тёмная ночь». Муз. Н. Богословского, ел. В. Агатова.

Лиза Бричкина, гл.8 - утонула в болоте; Соня Гурвич, гл.8 - пошла за кисетом Васкова, и её убили; Галя Четвертак, гл. 11 - испугалась и выбежала к немцам; Женя Комелькова, гл.13 -увела немцев от Осяниной, фашисты расстреляли её в упор;

Рита Осянина, гл. 14 - тяжело ранена, выстрелила себе в висок.

Звучит песня «Берёзы» муз.М. Фрадкина, ел. Л. Ошанина.

Короткие сообщения учащихся о каждой из девушек.

Обобщение учителя. Итак, мы подходим к самому главному. К истокам подвига. И это не простой вопрос. На войне были всякие. Сильные, мужественные, отдавшие свои жизни... Были, к сожалению, и другие - трусы, предатели...

Девушки обладали силой духа. А это зависит от предшествующей жизни человека.

У писателя Амлинского есть прекрасные строки, что педагог-скульптор лепит человека. Так вот всё дело в том, что из человека вылеплено. В том, что в него заложено. От того, с чем пришёл он на фронт, с чем подошёл к испытанию смертью. Чтобы человек умер достойно, нужно перестать чувствовать только себя и жить только собой, своим миром.

О Рите Осяниной в книге написано: «Она не жалела себя...» (гл.14). Может быть, в этом «том, что было куда важнее, чем она сама» и ответ на вопрос? Девушки ненавидят фашистов, вторгшихся в нашу землю. И, умирая, думают о живых. С одной стороны, чёрная ненависть к фашизму, ко всему злу на земле, а с другой стороны, любовь к ближнему, желание любым путём защитить его, помочь, заплатив даже жизнью. И поэтому человек остался человеком. И поэтому человек победил зверя.

Смерть - абсолютная катастрофа для человека, когда кроме себя, для него ничего нет в мире. Таков, например, Рыбак из повести В. Быкова «Сотников»: «Появилась возможность жить. Всё остальное потом». И совсем по-другому встречает смерть человек, у которого есть то, что «важнее, чем он сам, что находится вне его и по отношению к чему есть у него высшие обязанности».

9) Как вы считаете, совместимы ли понятия женщина и война?

Анализ отдельных сцен гл. 9, 10, 11 и др.

Сам Б. Васильев говорит об этом так: «Женщина для меня - это воплощённая гармония жизни. А война всегда дисгармония. И женщина на войне - это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений».

Обобщение учителя. Конечно, эти понятия несовместимы. Женщина создана природой для того, чтобы быть матерью, воспитывать детей, быть женой, оберегать и сохранять свой дом, свою семью.

Но если на землю приходит война, отцы, мужья и сыновья уходят на смерть, женщина не может остаться в стороне, не может быть равнодушной. Так было и в годы Великой Отечественной войны. Русские женщины всегда были самоотверженными. Они наравне с мужчинами воевали на фронте и все тяготы жизни и труда взвалили на свои плечи в тылу.

Звучит песня «Случайный вальс». Муз. М. Фрадкина, ел. Е. Долматовского.

Заключительная часть урока. Выводы и обобщения учителя.

Мы не видели войны, но должны знать о ней. Наше счастье было завоёвано очень дорогой ценой. И поэтому мы обязаны помнить о тех пяти девчонках из повести Васильева «А зори здесь тихие», которые пошли защищать свою Родину.

Разве им носить мужские сапоги и гимнастёрки, разве им держать в руках автоматы? Конечно, нет. Но они пошли навстречу фашистским головорезам. Они не испугались и не растерялись, ценою своей жизни выполнили свой долг перед Родиной.

Как вы думаете, страшно ли на войне? Поэт Юлия Друнина, тоже участница Великой Отечественной войны, пишет:

Я только раз бывала в рукопашном, Раз наяву и тысячу во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.

Да, они совершали подвиг. Они умирали, но не сдавались. Сознание своего долга перед Родиной заглушало и чувство страха, и боль, и мысли о смерти. Значит, не безотчётное это действие - подвиг, а убеждённость в правоте и величии дела, за которое человек сознательно отдаёт свою жизнь. Девушки и тысячи других воинов понимали, что они проливали свою кровь, отдавали свои жизни во имя торжества справедливости и ради жизни на земле. Вот такие люди и победили фашизм.

Звучит песня «День Победы», муз. Д. Тухманова, ел. В. Харитонова.

Примечание. Страницы глав, использованных на уроке при чтении и анализе, указаны по тексту издания: Б. Васильев «А зори здесь тихие». - Роман-газета для подростков. -М., 1988.

С. Ф. Бахтин,

учитель русского языка и литературы МКОУ «Реконструкторская СОШ» Волгоградской

(II вариант)
Васильев Борис Львович родился 21 мая 1924 года в семье командира Красной Армии в городе Смоленске на Покровской горе. Член КПСС с 1952 года. Добровольцем ушел на фронт. Отец его был кадровым командиром. В 1969 году Б. Васильев написал повесть “А зори здесь тихие...”, в 1974 году - роман “В списках не значился”, которые посвящены теме Великой Отечественной войны.
Современная проза о войне примечательна многообразием тем и жанров. Но при всем этом разнообразии авторских подходов и стилей особого внимания заслуживает единство современной советской литературы о войне в той ее части, которая раскрывает секреты нашей победы, объясняет причины и истоки подвига народа.
Интересно отметить, что за последнее время появилось много книг о войне, герои которых вынуждены действовать в особо трудных условиях: то в условиях внезапного окружения, то сдерживая отчаянный натиск врага. То есть писатели создают образы людей, которые перед лицом страшной опасности, как “при свете дня”, раскрывают душевные качества, воспитанные в них новым строем, - именно те, которые и определили победоносный исход войны.
Это прежде всего - максимальная отдача сил, вызванная ясным и неукоснительным пониманием своего личного долга, где бы ни оказался боец.
В повести Бориса Васильева “А зори здесь тихие...” трагические действия происходят на мало кому ведомом 171-м разъезде, в лесу, в стороне от которого немцы круглосуточно бомбят Мурманскую дорогу. Название повести является полной противоположностью событиям самой повести. До символа, и героического и трагедийного одновременно, возвышается подвиг старшины Васкова и пяти девушек-зенитчиц.
Сильное эмоциональное впечатление, которое эта повесть производит при первом чтении, еще более возрастает, когда начинаешь читать ее аналитически. Оказывается, она чрезвычайно коротка: немногим больше тридцати журнальных страниц! Это значит (поскольку содержание ее видится огромным), что в данном случае лапидарность произведения соответствует глубинной специфике искусства: автор остановил наше внимание лишь на тех моментах действительности, которые общеинтересны и способны взволновать каждого лично, и до минимума свел элемент безлично-информационный.
Максимальное раскрытие возможностей человека в своем деле, которое вместе с тем и одновременно является народным делом, - таков смысл обобщения, извлекаемого нами из истории страшной и неравной борьбы, в которой победили раненный в руку Басков и погибшие все до одной его девушки, которым еще только предстояло узнать радость любви, материнства.
“Одно знал Басков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать...
И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Вас-ков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия”. Таким образом, небольшая по числу страниц повесть Б. Васильева дает большие основания для многоаспектного и серьезного разбора идейно-художественных достоинств современной советской литературы.
Но здесь о ней говорилось лишь в связи с тем, что книги о войне убедительно раскрывают такой секрет нашей победы в Великой Отечественной войне, как массовая инициатива советских людей всюду, где бы им ни довелось сражаться, - выковывая ли победу в тылу, сопротивляясь захватчикам в плену и в оккупации или воюя на фронте.
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами, бороться за мир - обязанность всех живущих на Земле.
“А зори здесь тихие...” Эта повесть Бориса Васильева произвела на меня сильное впечатление. Она поразила своей глубиной и важностью поднятых проблем.
Интересна манера писателя: он нигде не обрушивает потока слов в адрес героев, не дает их прямых характеристик, как бы желая, чтобы мы сами разобрались в них.
Повесть заставляет над многим задуматься. Самое главное в ней - она не оставляет нас равнодушными.

(III вариант)
“А зори здесь тихие...” - это повесть о войне. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. На одном из железнодорожных разъездов службу несут бойцы отдельного зенитно-пулеметного батальона. Эти бойцы - девушки, а командует ими старшина Федот Евграфыч Басков. Сначала это место было тихим уголком. Девушки иногда по ночам стреляли по самолетам. В один день случилось нечто непредвиденное. Появились немцы. Преследуя их в лесу, девушки во главе с Васковым вступают с ними в неравный бой. Они гибнут одна за другой, но ярость и боль, желание отомстить помогают Вас-кову победить.
Вся повесть написана легко, разговорным языком. Благодаря этому лучше понимаешь мысли героев и то, что они делают. На фоне ужасных событий мая 1942 года этот разъезд выглядит курортом. Сначала это действительно было так: девушки загорали, устраивали танцы, а ночами “азартно лупили из всех восьми стволов по пролетающим немецким самолетам”.
В повести шесть основных героев: пять девушек-зенитчиц и старшина Васков.
Федоту Васкову тридцать два года. Он закончил четыре класса полковой школы, а за десять лет дослужился до старшинского звания. Васков пережил личную драму: после финской войны его бросила жена. Своего сына Васков вытребовал через суд и отправил к матери в деревню, но там его убили немцы. Старшина всегда чувствует себя старше своих лет. Он исполнителен.
Младший сержант Рита Осянина вышла замуж за “красного командира” в неполные восемнадцать лет. Своего сына Алика она отправила к родителям. Ее муж геройски погиб на второй день войны, а Рита узнала об этом только через месяц.
Соня Гурвич - сирота. Ее родители, скорее всего, погибли в Минске. Она в это время училась в Москве, готовилась к сессии. В отряде она была переводчицей.
Галя Четвертак не знает своих родителей. Ее подкинули в детский дом. Привыкнув окружать все таинственностью, она заставила поволноваться из-за этого. Галя говорила всем, что ее мама - медицинский работник. Я считаю, что это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность.
Лиза Бричкина была дочерью лесника. Однажды к ним в дом отец привел гостя. Лизе он очень понравился. Он обещал устроить ее в техникум с общежитием, но началась война. Лиза всегда верила, что завтрашний день наступит и будет лучше, чем сегодня.
Женя Комелькова, первая красавица разъезда, выросла в хорошей семье. Она любила развлекаться, и в один прекрасный день влюбилась в полковника Лужина. Он-то и подобрал ее на фронте. У него была семья, а Женьку за связь с ним отправили на этот разъезд.
Однажды девушек перевели с передовой на объект (разъезд). Рита попросила послать туда именно ее отделение, потому что оттуда было легче добираться до города, где жили ее родители и сын. Возвращаясь из города, именно она обнаружила немцев.
Майор приказал Васкову догнать диверсантов (Рита видела двоих) и убить их. Именно в этом походе и разворачивается основное действие повести. Васков помогает девушкам во всем. Во время остановки на перевале между ними царят дружеские отношения.
Появляются немцы. Оказывается, что их шестнадцать человек. Васков отправляет Лизу обратно на разъезд. Первой умерла Лиза Бричкина. Она утонула в болоте, возвращаясь на разъезд: “Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила”. Она до последнего мгновения верила, что завтра наступит и для нее.
Соню Гурвич застрелили, когда она вернулась за забытым кисетом Васкова.
У Гали Четвертак не выдержали нервы, когда она сидела со старшиной в дозоре.
Риту Осянину ранило гранатой, и Женя погибла, отводя от нее немцев. Рита, зная, что ее рана смертельна, выстрелила себе в висок.
Вместе с автором переживаешь эти смерти и боль Васкова, сумевшего победить.
Повесть написана очень живо, понятно. На фоне войны показаны оптимистически настроенные девушки. Победа Васкова символизирует победу русских над немцами. Тяжело давшуюся, полную потерь победу.
В конце повести, в эпилоге, Борис Васильев показывает пару героев - Альберта Федотыча и его папу. По-видимому, Альберт - это тот самый Алик, сын Риты. Федот Басков усыновил его," мальчик считает его настоящим отцом.
Это значит, что, несмотря на все трудности и лишения, русский народ жив и будет жить.
Очень интересно изображение природы. Красивые виды, нарисованные автором, оттеняют все происходящее. Природа как бы смотрит на людей с сожалением, участием, как бы говоря: “Неразумные дети, остановитесь”.
“А зори здесь тихие...” Все пройдет, а место останется тем же. Тихим, безмолвным, красивым, и только будут белеть мраморные могильные плиты, напоминая о том, что уже прошло. Это произведение служит великолепной иллюстрацией к событиям Великой Отечественной войны.
Эта повесть меня очень поразила. Первый раз я ее читала, сидя с носовым платком в руке, потому что удержаться невозможно. Именно из-за этого сильного впечатления, так запомнившегося мне, я и решила написать об этом произведении. Основная идея этой повести - непобедимость людей, сражающихся за свободу Родины, за правое дело.

(IV вариант)
Недавно я прочла повесть Бориса Васильева “А зори здесь тихие...”. Необычная тема. Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит одной книги, если вспоминать только одни названия книг о войне. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.
Я, как и все мои ровесники, не знаю войны. Не знаю и не хочу войны. Но ведь ее не хотели и те, кто погибали, не думая о смерти, о том, что не увидят больше ни солнца, ни травы, ни листьев, ни детей. Те пять девчонок тоже не хотели войны!
Повесть Бориса Васильева потрясла меня до глубины души. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галя Четвертак. В каждой из них я нахожу немного от себя, они мне близки. Каждая из них могла бы быть моей мамой, могла рассказывать мне о прекрасном, учить жить. А я могла бы оказаться на месте любой из них, потому что мне тоже нравится вслушиваться в тишину и встречать такие вот “тихие-тихие зори”.
Я даже не знаю, кто из них мне ближе. Они все такие разные, но такие похожие. Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она - центр их мужества, она - цемент подвига, она - Мать! Женька... Женя, Женечка, веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюр, отчаянная и уставшая от войны, от боли, от любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Соня Гурвич - воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура - “прекрасная незнакомка”, вышедшая из томика стихов Александра Блока. Лиза Бричкина... “Эх, Лиза-Лизавета, учиться бы тебе!” Учиться бы, повидать бы большой город с его театрами и концертными залами, его библиотеками и картинными галереями. А ты, Лиза... Война помешала! Не найти тебе своего счастья, не писать тебе лекций: не успела увидеть все, о чем мечтала! Галя Четвертак, так и не повзрослевшая, смешная и неуклюже детская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты... стать новой Любовью Орловой.
Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь. Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты - усилие воли и выстрел в висок; у Жени - отчаянная и немного безрассудная, она могла бы спрятаться и остаться в живых, но не спряталась; у Сони - удар кинжалом в поэзию; у Гали - такая же болезненная и беспощадная, как она сама; у Лизы - “Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны...”.
И остается старшина Басков, о котором я еще не упомянула, один. Один среди боли, муки; один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Впятеро больше у него теперь сил. И что было в нем лучшего, человечного, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его “сестричек”.
Как сокрушается старшина: “Как же жить-то теперь? Почему это так? Ведь не умирать им надо, а детей рожать, ведь матери - они!” Поневоле навертываются слезы, когда читаешь эти строки.
Но надо не только плакать, надо и помнить, потому что мертвые не уходят из жизни тех, кто их любил. Они только не стареют, оставаясь в сердцах людей вечно молодыми.
Почему же все-таки именно это произведение памятно мне? Наверное, потому, что писатель этот - один из лучших писателей нашего времени. Наверное, потому, что Борис Васильев сумел повернуть тему войны той непривычной гранью, которая воспринимается особенно болезненно. Ведь мы, и я в том числе, привыкли сочетать слова “война” и “мужчины”, а здесь женщины, девушки и война. Васильев сумел так построить сюжет, так все связать воедино, что трудно выделить отдельные эпизоды, повесть эта - единое целое, слитное. Прекрасный и неразделимый памятник: пять девушек и старшина, вставшие посреди русской земли: леса, болот, озер, - против врага, сильного, выносливого, механически убивающего, который и по числу значительно превышает их. Но они не пропустили никого, стояли и стоят, вылитые из сотен и тысяч похожих судеб, подвигов, из всей боли и силы русского народа.
Женщины, русские женщины, победившие войну и смерть! И каждая из них живет во мне и других девчонках, просто мы не замечаем этого. Ходим по улицам, говорим, думаем, мечтаем, как они, но наступает миг, и мы ощущаем уверенность, их уверенность: “Смерти нет! Есть жизнь и борьба за Счастье и за Любовь!”

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные