Пейзажи известных художников пастелью. Картины пастелью

Чайковский П. - Вальс

В конце XIX века техника пастели переживает второе рождение. В 60-е годы она вышла из широкого употребления, так как главенствующее место завоевывал критический реализм и хрупкое аристократическое искусство пастели предшествующих эпох сменил более демократичный монохромный рисунок соусом.

Превосходным мастером пастели был И.Левитан. Увлечение художника пастелью совпало с его первым заграничным путешествием. Написанный в это время «Вид в окрестностях Бордигеры в Италии», пронизанный ярким весенним солнцем, пропитанный ароматом цветущих деревьев, поражает своей светозарной красочностью. Сравнение пастели с ее живописным вариантом (Левитан часто повторял в пастели свои живописные этюды) позволяет говорить о том, что художнику значительно лучше удалось в пастели сложное цветовое решение композиции


Близ Бордигеры. На севере Италии. 1890. Бумага на холсте, масло. 24 x 33 см


Вид в окрестностях Бордигеры в Италии. 1890. Бумага, пастель.

Это первая известная нам пастель Левитана.

Увлечение Левитана пастелью начинается в 1893 году. Если раньше он обращался к этой технике только в отдельных случаях, то теперь же он начинает заниматься пастелью серьезно. В 1893 году Левитан исполнил 10 пастелей, а в 1894 году - 13. Пастель настолько увлекает художника, что в этой технике выполнена треть всех известных нам работ 1894 года (13 из 36).Но уже в следующий год - три пастели, правда, среди них такие, как «Хмурый день» (ГРМ)


И «Разлив» (ГТГ).


В дальнейшем Левитан пишет пастели только время от времени. Из известных нам тридцати шести пастелей Левитана двадцать шесть приходится именно на 1893-1895 годы.

Обращение Левитана к технике пастели было связано с определенными живописными исканиями. Искания эти привели к замечательным достижениям 1895 года шедеврам «Март» и «Золотая осень».Очевидно, художник находил в технике пастели то, что позволяло ему лучше решать новые живописные задачи. Достигнув того, что он хотел в картинах и пастелях 1895 года, Левитан уже не видел далее надобности специально заниматься этой техникой. Он извлек из пастели все, что ему было нужно. И потому позже художник обращается к ней только от случая к случаю.

Из десяти пастелей 1893 года до нас дошла только одна, натюрморт - «Сирень» (собрание Т.Гельцер, Москва).

Рассмотрим технику и цветовое решение пастели. Сравнивая ранние натюрморты Левитана

Лесные фиалки и незабудки ГТГ, 1889 49x35 масло

Одуванчики. 1880-е гг 59 x 42,5 масло (Чувашская гос. худ. галерея, Чебокчары) с «Сиренью» 1893 года, мы видим в позднем произведении большее обобщение и умение увязать формы между собою. Техника пастели с ее бархатистостью фактуры и в особенности со свойственным ей методом прокладки больших цветовых пятен, по которым сверху штрихами карандаша накладывается как бы лессировочно другой цвет, - эта техника облегчала Левитану решение стоящей перед ним живописной задачи. Достигалось более декоративное решение натюрморта. Именно благодаря этим штрихам один цвет заходил на другой, стирались резкие границы между фоном и изображаемыми предметами. Эти приемы в еще более развитом виде мы находим в натюрмортах

Васильки (собрание Т.Гельцер, 1894)


Колеус (Худ.музей им. М.Нестерова, Уфа, 1894)

Белая сирень (Омский гос. музей из. ис-в, 1895 61,5x53,пастель).

Конечно, не пастельная техника сама по себе определила такое решение, но она как бы наталкивала на него художника. Именно поэтому, вероятно, Левитан так усиленно использует эту технику при создании натюрмортов, а также повторяет или варьирует в пастели этюды пейзажей, ранее написанные маслом -


Озеро Комо 1894г. Этюд для картины того же названия Картон, масло.23.8 х33


Озеро Комо2. 1894


Озеро Комо3. 1894

В лесу.. Осень. Бумага, пастель. 84 x 61.5 см, 1894 Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки

Техника пастели облегчила Левитану возможность чисто цветовой передачи тончайших оттенков света. Он смог придать большую мягкость и воздушность изображению, лучше связать между собою разные формы.Общая гамма пастели «Хмурый день» - жемчужно-голубоватая - передает ощущение проступающего изнутри сквозь тучи света. Это и придает изображению ненастного хмурого летнего дня не мрачное, а радующее душу состояние; сквозь сырость и непогоду чувствуется летнее тепло и свет. Сложное состояние природы дано не столько как «движение», сколько как единство, сложное и многообразное. Это требовало уже чисто цветового решения. Левитан и находит его в пастели.

Луг на опушке леса.1898 Бумага, пастель, 63х 49


Весна, белая сирень.


Долина реки. Осень. 1895 (или 1896?) пастель 52 х 67

Осенний пейзаж с церковью. 1890-е гг. Бумага, пастель. 62 x 48. ГРМ

Портрет Кувшинниковой


Осень. Усадьба. 1894 Бумага, пастель. 48 x 63 см

Дом в имении Турчанинивых Горка, Тверской губернии

Омский обл музей изоб искусств им. М.А.Врубеля

Превосходным мастером пастели был И.Левитан. Увлечение художника пастелью совпало с его первым заграничным путешествием. Написанный в это время «Вид в окрестностях Бордигеры в Италии», пронизанный ярким весенним солнцем, пропитанный ароматом цветущих деревьев, поражает своей светозарной красочностью. Сравнение пастели с ее живописным вариантом (Левитан часто повторял в пастели свои живописные этюды) позволяет говорить о том, что художнику значительно лучше удалось в пастели сложное цветовое решение композиции

Близ Бордигеры. На севере Италии. 1890. Бумага на холсте, масло. 24 x 33 см

Вид в окрестностях Бордигеры в Италии. 1890. Бумага, пастель.
Это первая известная нам пастель Левитана.

Увлечение Левитана пастелью начинается в 1893 году. Если раньше он обращался к этой технике только в отдельных случаях, то теперь же он начинает заниматься пастелью серьезно. В 1893 году Левитан исполнил 10 пастелей, а в 1894 году - 13. Пастель настолько увлекает художника, что в этой технике выполнена треть всех известных нам работ 1894 года (13 из 36).Но уже в следующий год - три пастели, правда, среди них такие, как «Хмурый день» (ГРМ)

И «Разлив» (ГТГ).

В дальнейшем Левитан пишет пастели только время от времени. Из известных нам тридцати шести пастелей Левитана двадцать шесть приходится именно на 1893-1895 годы.

Обращение Левитана к технике пастели было связано с определенными живописными исканиями. Искания эти привели к замечательным достижениям 1895 года шедеврам «Март» и «Золотая осень».Очевидно, художник находил в технике пастели то, что позволяло ему лучше решать новые живописные задачи. Достигнув того, что он хотел в картинах и пастелях 1895 года, Левитан уже не видел далее надобности специально заниматься этой техникой. Он извлек из пастели все, что ему было нужно. И потому позже художник обращается к ней только от случая к случаю.

Из десяти пастелей 1893 года до нас дошла только одна, натюрморт - «Сирень» (собрание Т.Гельцер, Москва).

Лесные фиалки и незабудки ГТГ, 1889 49x35 масло

Одуванчики. 1880-е гг 59 x 42,5 масло (Чувашская гос. худ. галерея, Чебокчары) с «Сиренью» 1893 года, мы видим в позднем произведении большее обобщение и умение увязать формы между собою. Техника пастели с ее бархатистостью фактуры и в особенности со свойственным ей методом прокладки больших цветовых пятен, по которым сверху штрихами карандаша накладывается как бы лессировочно другой цвет, - эта техника облегчала Левитану решение стоящей перед ним живописной задачи. Достигалось более декоративное решение натюрморта. Именно благодаря этим штрихам один цвет заходил на другой, стирались резкие границы между фоном и изображаемыми предметами. Эти приемы в еще более развитом виде мы находим в натюрмортах

Васильки (собрание Т.Гельцер, 1894)

Колеус (Худ.музей им. М.Нестерова, Уфа, 1894)

Белая сирень (Омский гос. музей из. ис-в, 1895 61,5x53,пастель).

Конечно, не пастельная техника сама по себе определила такое решение, но она как бы наталкивала на него художника. Именно поэтому, вероятно, Левитан так усиленно использует эту технику при создании натюрмортов, а также повторяет или варьирует в пастели этюды пейзажей, ранее написанные маслом -

Озеро Комо 1894г. Этюд для картины того же названия Картон, масло.23.8 х33

Озеро Комо2. 1894

Озеро Комо3. 1894

В лесу.. Осень. Бумага, пастель. 84 x 61.5 см, 1894 Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки

Техника пастели облегчила Левитану возможность чисто цветовой передачи тончайших оттенков света. Он смог придать большую мягкость и воздушность изображению, лучше связать между собою разные формы.Общая гамма пастели «Хмурый день» - жемчужно-голубоватая - передает ощущение проступающего изнутри сквозь тучи света. Это и придает изображению ненастного хмурого летнего дня не мрачное, а радующее душу состояние; сквозь сырость и непогоду чувствуется летнее тепло и свет. Сложное состояние природы дано не столько как «движение», сколько как единство, сложное и многообразное. Это требовало уже чисто цветового решения. Левитан и находит его в пастели.

Луг на опушке леса.1898 Бумага, пастель, 63х 49

Весна, белая сирень.

Долина реки. Осень. 1895 (или 1896?) пастель 52 х 67

Осенний пейзаж с церковью. 1890-е гг. Бумага, пастель. 62 x 48. ГРМ

Портрет Кувшинниковой

Осень. Усадьба. 1894 Бумага, пастель. 48 x 63 см

Чайковский П. - Вальс

В конце XIX века техника пастели переживает второе рождение. В 60-е годы она вышла из широкого употребления, так как главенствующее место завоевывал критический реализм и хрупкое аристократическое искусство пастели предшествующих эпох сменил более демократичный монохромный рисунок соусом.

Превосходным мастером пастели был И.Левитан. Увлечение художника пастелью совпало с его первым заграничным путешествием. Написанный в это время «Вид в окрестностях Бордигеры в Италии», пронизанный ярким весенним солнцем, пропитанный ароматом цветущих деревьев, поражает своей светозарной красочностью. Сравнение пастели с ее живописным вариантом (Левитан часто повторял в пастели свои живописные этюды) позволяет говорить о том, что художнику значительно лучше удалось в пастели сложное цветовое решение композиции


Близ Бордигеры. На севере Италии. 1890. Бумага на холсте, масло. 24 x 33 см


Вид в окрестностях Бордигеры в Италии. 1890. Бумага, пастель.

Это первая известная нам пастель Левитана.

Увлечение Левитана пастелью начинается в 1893 году. Если раньше он обращался к этой технике только в отдельных случаях, то теперь же он начинает заниматься пастелью серьезно. В 1893 году Левитан исполнил 10 пастелей, а в 1894 году - 13. Пастель настолько увлекает художника, что в этой технике выполнена треть всех известных нам работ 1894 года (13 из 36).Но уже в следующий год - три пастели, правда, среди них такие, как «Хмурый день» (ГРМ)


И «Разлив» (ГТГ).


В дальнейшем Левитан пишет пастели только время от времени. Из известных нам тридцати шести пастелей Левитана двадцать шесть приходится именно на 1893-1895 годы.

Обращение Левитана к технике пастели было связано с определенными живописными исканиями. Искания эти привели к замечательным достижениям 1895 года шедеврам «Март» и «Золотая осень».Очевидно, художник находил в технике пастели то, что позволяло ему лучше решать новые живописные задачи. Достигнув того, что он хотел в картинах и пастелях 1895 года, Левитан уже не видел далее надобности специально заниматься этой техникой. Он извлек из пастели все, что ему было нужно. И потому позже художник обращается к ней только от случая к случаю.

Из десяти пастелей 1893 года до нас дошла только одна, натюрморт - «Сирень» (собрание Т.Гельцер, Москва).

Рассмотрим технику и цветовое решение пастели. Сравнивая ранние натюрморты Левитана

Лесные фиалки и незабудки ГТГ, 1889 49x35 масло

Одуванчики. 1880-е гг 59 x 42,5 масло (Чувашская гос. худ. галерея, Чебокчары) с «Сиренью» 1893 года, мы видим в позднем произведении большее обобщение и умение увязать формы между собою. Техника пастели с ее бархатистостью фактуры и в особенности со свойственным ей методом прокладки больших цветовых пятен, по которым сверху штрихами карандаша накладывается как бы лессировочно другой цвет, - эта техника облегчала Левитану решение стоящей перед ним живописной задачи. Достигалось более декоративное решение натюрморта. Именно благодаря этим штрихам один цвет заходил на другой, стирались резкие границы между фоном и изображаемыми предметами. Эти приемы в еще более развитом виде мы находим в натюрмортах

Васильки (собрание Т.Гельцер, 1894)


Колеус (Худ.музей им. М.Нестерова, Уфа, 1894)

Белая сирень (Омский гос. музей из. ис-в, 1895 61,5x53,пастель).

Конечно, не пастельная техника сама по себе определила такое решение, но она как бы наталкивала на него художника. Именно поэтому, вероятно, Левитан так усиленно использует эту технику при создании натюрмортов, а также повторяет или варьирует в пастели этюды пейзажей, ранее написанные маслом -


Озеро Комо 1894г. Этюд для картины того же названия Картон, масло.23.8 х33


Озеро Комо2. 1894


Озеро Комо3. 1894

В лесу.. Осень. Бумага, пастель. 84 x 61.5 см, 1894 Курская государственная картинная галерея им. А.А.Дейнеки

Техника пастели облегчила Левитану возможность чисто цветовой передачи тончайших оттенков света. Он смог придать большую мягкость и воздушность изображению, лучше связать между собою разные формы.Общая гамма пастели «Хмурый день» - жемчужно-голубоватая - передает ощущение проступающего изнутри сквозь тучи света. Это и придает изображению ненастного хмурого летнего дня не мрачное, а радующее душу состояние; сквозь сырость и непогоду чувствуется летнее тепло и свет. Сложное состояние природы дано не столько как «движение», сколько как единство, сложное и многообразное. Это требовало уже чисто цветового решения. Левитан и находит его в пастели.

Луг на опушке леса.1898 Бумага, пастель, 63х 49


Весна, белая сирень.


Долина реки. Осень. 1895 (или 1896?) пастель 52 х 67

Осенний пейзаж с церковью. 1890-е гг. Бумага, пастель. 62 x 48. ГРМ

Портрет Кувшинниковой


Осень. Усадьба. 1894 Бумага, пастель. 48 x 63 см

Дом в имении Турчанинивых Горка, Тверской губернии

Омский обл музей изоб искусств им. М.А.Врубеля

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные