Русская домра. Строение домры. В родственных проектах


Домра - старинный русский 3-х или 4-хструнный щипковый музыкальный инструмент, состоящий из корпуса, грифа и головки, звук из которого извлекается с помощью медиатора.

История возникновения домры полна загадок - упоминания об этом русском народном инструменте сохранились в летописях, в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках XVI-XVII в, из которых очевидно что домра уже в ту пору была довольно распространенным инструментом на Руси.

Документальные свидетельства встречаются у витебского воеводы А. Гвагнина, который писал в 1582 г. о москвичах и русских, которые «без всякого искусства обращаются с пандурами», называя домру «пандурой» - лютнеобразным инструментом, распространенным в те времена в Европе. Этот документ - одно из подтверждений того, что домра - родственница старинных европейских струнно-щипковых инструментов.


- лютни , разновидности которой использовались с древнейших време н в культурах Египта, Хеттского царства, Греции, Рима, Болгарии, Китая, Киликии, а затем и в Персии, Армении, Византии и Арабском халифате;

На домрах, гуслях, скрипках «домрачеи», «гусельники», «скрыпотчики», «гудошники» и другие музыканты развлекали народ на всевозможных празднествах и народных гуляньях, аккомпанировали былинам, сказаниям, песням. Домра также поддерживала мелодическую линию в народных песнях.

Но всенародная любовь и популярность сыграли домре плохую службу... В середине XVII в в истории домры наступает драматический момент. Скоморохи в своих выступлениях не стеснялись поднимать социальные проблемы, которые высмеивали в достаточно вольной сатирической форме. Естественно, все это не могло нравиться и власти и церкви:
«Игрища стоят утоптаны, а церкви - пусты».

Представления скоморохов были объявлены «бесовскими игрищами». В 1648 году царь Алексей Михайлович издал знаменитый указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ»:
«А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь».

Вряд ли еще какой-либо музыкальный инструмент в истории человечества подвергался столь чудовищному истреблению. Домры жгли, ломали, уничтожали. Она была забыта на два с лишним столетия...

«Воскресла» домра только в конце XIX века благодаря талантливому музыканту Василию Васильевичу Андрееву, создателю первого великорусского оркестра, композитора и дирижера, имя которого пользуется большой и заслуженной любовью миллионов ценителей музыки.

В 1896 году в Вятской губернии был случайно найден небольшой струнный инструмент с округлой формой корпуса, который вскоре попал в руки Андрееву. Сравнив инструмент с изображениями на старинных лубочных картинах и гравюрах, и с описанием в старинных документах, Андреев предположил в нем давно разыскиваемую домру. Реабилитированная домра была включена в состав балалаечного ансамбля, а затем - в знаменитый Великорусский оркестр народных инструментов В. Андреева, в качестве основного оркестрового инструмента: группе домр была доверена мелодическая функция. По указаниям В.В. Андреева было создано семейство домр разных размеров - пикколо, малая, альт, бас и контрабас.

До середины ХХ века домра использовалась, в основном, в качестве оркестрового инструмента. В 1945 году Н. Будашкин написал Концерт для домры с оркестром русских народных инструментов g-moll.

Н.Будашкин Концерт для домры. Исп. А.Цыганков

Впервые на высоком профессиональном уровне композитору удалось подчеркнуть богатые технические и выразительные возможности инструмента, блестящую виртуозность и в то же время лиричность, задушевность тембра в неповторимом звучании домрового тремоло. С этого момента домра начинает свою «сольную карьеру» и весьма успешно двигается вперед не только как народный, но и как солирующий академический, а потом и джазовый инструмент.

Домра – известный щипковый музыкальный инструмент, который в ряде стран причислен к «народным» , в частности в России, Украине, Белоруссии. Она имеет корпус овальной формы, короткий гриф и 3-4 струны (квартовый или квинтовый строй; при этом трехструнная модификация широко распространилась только в России). Ноты 3-струнной домры: Ре (второй октавы); Ля, Ми (первой октавы), а 4-ех струнной: Ми (второй октавы); Ля, Ре (первой октавы); Соль (малой октавы).

Звук, как правило, извлекается посредством медиатора, реже подушечками пальцев. Самый характерный прием для домры – тремоло, быстрой и ритмичное «дребезжание», «дрожание». Если говорить о родственности, то ближе всего она к и . Принцип их устройства схож, но есть некоторые отличия – как конструктивные, так и в строе.

Домра по ряду причин долгое время не использовалась, и только в конце XIX века была реконструирована и воссоздана на базе «вятской балалайки», тогда появилось понятие «оркестровая домра», данный вид инструмента сохранился и по наши дни.Дети, поступая в музыкальную школу, могут выбрать класс домры и заниматься на этом инструменте: он легок, сравнительно недорого стоит, может браться домой, не будет мешать соседям; по этим причинам многие родители отдают своих юных музыкантов обучаться именно на этом музыкальном инструменте.

Краткая история происхождения

Происхождение слова «домра» очень простое: в тюркском «думбра» – балалайка, а ведь эти инструменты очень схожи конструктивно и по звуку. Изначально играли на них скоморохи (вольные шуты), примерно в XVI-XVII веках, ансамбли состояли из нескольких музыкантов, куда часто входили , волынки, бубны и пр. Интересно, что раньше ударение ставили на последний слог, получалось «домра?». Инструмент был не только ансамблевым, но и сольным, что говорит о высокой практичности и применимости.

Гонение скоморохов началось в XVII веке, когда их стали сажать в остроги или казнить за смелые шутки над боярами и духовенством. Вместе с классом вольных шутов истреблялись и их инструменты, так как они стали восприниматься народом, как что-то крамольное, опасное, запрещенное, никто не хотел хранить дома домру. При этом гусли прекрасно существовали во все времена и их не коснулись никакие расправы и репрессии. Домра же загадочным образом исчезла полностью и осталась только на лубочный картинках и фресках. Современный вид приобрел инструмент только к XX веку, об этом упоминалось выше

Из чего состоит домра

Как и многие струнные щипковые инструменты, домра состоит из корпуса и грифа, в корпусе проделано отверстие для попадания в него звука, а на грифе находятся лады, струны натягиваются при помощи системы колков, где применяется «червячная передача». Корпус имеет две основные конструктивные части – кузов (нижняя чашеобразная часть) и деку (верхняя часть). Элементы изготавливаются чаще из деревянных полос, которые склеиваются особым образом, реже – из так называемых «древесных массивов», когда стараются использовать фрагменты, где нет разрывов и трещин. Считается, что это придает звучанию характерную силу и глубину. «Дырки» в деке называют резонаторными отверстиями

Чтобы защитить корпус от ударов руки при игре, применяют «защитный панцирь», который чаще всего выполняется в черном цвете и представляет собой жесткую пластиковую или виниловую пластину. Также существует система порожков, которая поддерживает и направляет струны. За нижним порожком устанавливают подставку, цель которой поддерживать струны на определенном состоянии от корпуса, этот элемент играет важнейшую роль, так как без него вовсе невозможна игра на инструменте. Он обычно не закреплен и может быть сдвинут рукой, делать этого нельзя. Кроме натяжения струн, порожек отвечает за передачу вибрации струн корпусу, что тоже важно.

На гриф набиты металлические полоски – лады. Каждая домра особенна по-своему и имеет своеобразное количество ладов – от 18 до 30-ти. Струны крепятся в верхней части колковыми валиками: чтобы настроить струну, нужно вращать рукоятку в ту или иную сторону в зависимости от того, какой нужен звук: если более высокий – струна натягивается, для низкого звучания – «отпускается». Струны могут быть установлены разные, в зависимости от назначения инструмента и предпочтений музыканта – либо пластиковые (мягкие и податливые, но тихие и нерезкие) или металлические (жесткие, играть на них трудно, но очень звонкие, «яркие»).

Малая домра

Наверное каждый, кто хоть как-то соприкасался с музыкой, встречал такое понятие, как «малая домра». На самом деле, дело не в размерах, а в назначении.Малой называют приму , то есть солирующую домру, играющую главную роль в той или иной музыкальной композиции на концерте. Да, она отличается от остальных, мензурой, ладами, длиной, но есть и другие типы:

  • пикколо;
  • прима (малая);
  • альт;
  • тенор;
  • контрабас.

Видео

Слушать домру :

Что такое домра? Легендарная «балалайка» и «арфа» украинских кобзарей, белорусских песняров и русских сказителей уже много лет не теряет своей популярности. Домра - музыкальный инструмент, успевший за долгие годы стать национальным символом юга России, Украины и Беларуси. Активно используется тысячами артистов в записях как инструментальных мелодий, так и песенных композиций.

Что такое домра

Домра - это струнный относящийся к подгруппе народных инструментов и характерный для южнославянских народов. По своему строению домра похожа на балалайку или хомэс. Также эти инструменты объединяет стиль игры - с использованием особенного медиатора, которым задеваются струны. Такой стиль игры называется щипковым.

Домра - инструмент, использующийся для сольного исполнения каких либо текстов под аккомпанемент, реже - как часть состава ансамбля либо оркестра народных инструментов.

Как представитель семейства струнных, домра - инструмент, требующий особого подхода в освоении и использовании. Благодаря акустическим особенностям строения, в умелых руках домра способна издавать чарующие, необычные для человеческого уха звуки.

Название инструмента

Само слово «домра» было получено путем обработки нескольких слов из тюркских языков, обозначающих струнные музыкальные инструменты, например, в татарском языке есть слово dumbra, переводящееся как «балалайка». Крымско-татарский диалект имеет слово dambura - «гитара». Турецкий язык содержит в себе слово tambura, также обозначающее гитару, а казахский язык называет балалайку - dombıra. К казахскому языку очень близок калмыцкий вариант - dombr̥, также обозначающий балалайку.

История возникновения

Что такое домра? Музыкальный инструмент, который может интересовать любого, кто увлекается историей и теорией народной музыки.

Первое упоминание о музыкальном инструменте, похожем на нее, мы можем встретить в дворцовых записях XVI—XVII веков, где рассказывается о домрачеях - музыкантах, играющих на домре.

Она пользовалась популярностью у скоморохов, бродячих артистов и шутов. Так как при своей простоте и удобстве в использовании, имела хороший звук и довольно богатые тембральные возможности, что позволяло артисту без труда аккомпанировать себе во время исполнения песни или сказания.

Долгое время игра на домре считалась занятием унизительным, недостойным человека высшего и среднего сословий. Именно поэтому не существовало и единого вида домр - каждый экземпляр изготавливался кустарным домашним способом. Часто артисты сами делали себе домру или выполняли такие работы на заказ.

Вскоре домра исчезла из исторических документов, и вплоть до XIX века никто не знал о ее существовании. Связано это было с введением цензуры и активной охотой на скоморохов, кроме которых этот инструмент больше никто не использовал. С исчезновением потешных песен, как жанра, на время забылся и инструмент. Что такое домра - не знали даже потомки некогда известных сказителей.

«Второе рождение»

Лишь в начале XX века руководитель первого в СССР «Оркестра народных инструментов» Василий Андреев смог восстановить исходную форму домры, а также гипотетически восстановить ее звучание, основываясь на плохо сохранившемся экземпляре музыкального инструмента, найденного им в орловской области.

Несмотря на то, что многие музыковеды до сих пор не считают находку Андреева настоящей домрой, этим словом теперь называют все семейство музыкальных инструментов, созданных на основе его чертежей.

В настоящее время этот народный инструмент, популярен в России, Украине и Белоруссии, а также пользуется успехом за рубежом, благодаря своему экзотическому звучанию.

Для домры, как и для многих других народных инструментов, создаются концертные и камерные произведения.

Конструкция

Традиционная домра высшего качества изготавливается из различных дорогих пород дерева. Причем существуют строгие традиции изготовления инструмента. А также правила сочетания древесины в строго прописанных пропорциях.

Кузов инструмента изготавливается из белого клена и остролистой березы, подставка из редкой породы клена, дека - из ели или пихты, гриф - из лиственницы, накладка грифа - из черного дерева.

Русская домра - это инструмент, выполненный по модели Семена Ивановича Сотского, знаменитого мастера-ремесленника, хранителя русской музыкальной культуры. Модели народных инструментов, созданные им, используются в элитных мировых оркестрах с 1936 года.

Строение домры аналогично строению практически любого струнного инструмента.

Она состоит из двух частей - резонирующего корпуса и грифа. Корпус, в свою очередь, делится на звукосберегающий кузов и деку.

Разное звучание

С давних времен известны два стиля игры на домре: с медиатором и без него.

При ударе жесткой пластинкой струны инструмента имеют немного дребезжащее звучание, характерное для украинской фольклорной мелодики конца XVII века.

Белорусы же, не знавшие до конца XVI века, что такое домра и вдохновленные на ее создание западными аналогами струнных инструментов, не были склонны к игре медиатором. Они предпочитали играть щипками, получая совершенно иное звучание.

Если же при игре на домре медиатор не используется, то звучание становится мягким, плавным и объемным. Чрезвычайно схожим по тональности со звучанием акустической гитары. Такой метод игры на домре считается более академическим и используется в оркестрах народных инструментов.

Разновидности

Домра - музыкальный инструмент, имеющий малое количество разновидностей. Всего существует два его вида: трехструнная и четырехструнная домра.

Единственное отличие их проявляется в их музыкальном восприятии. Четырехструнная домра имеет большее количество тонов, а также звучание ниже на одну октаву, нежели у трехструнной версии этого инструмента.

Никаких различий в процессе изготовления, в составе материалов попросту нет. Это можно объяснить ментальными особенностями народов, создавших ту или иную версию домры.

Трехструнный инструмент получил широкое распространение на Украине, а четырехструнный - в западной Белоруссии. Там на ее конструкцию оказали существенное влияние польские струнные инструменты.

Четырехструнная домра, обладающая большими возможностями для извлечения звука, традиционно используется в оркестрах народных инструментов, а также в камерных оркестрах. Многие ведущие домрачеи предпочитают ее более древнему трехструнному прототипу именно за схожесть с бас-гитарой, которая обеспечивает более комфортную игру во время выступления.

Производство

Первое упоминание об изготовлении домры мы можем найти в летописи Савино-Сторожевского монастыря на Кубани. Монастырская писцовая книга хранит запись, датированную 1558 годом и повествующую о том, как некий мастер стал изготавливать особые балалайки со странным звукоизвлечением.

В конце XVIII века именно здесь возникает первой серийное производство народных музыкальных инструментов. На Кубани открывается «Первая гусельная мастерская», производившая домры, гусли, балалайки, гитары и другие струнные инструменты в промышленных масштабах. Заведовал этим заводом, по преданию, местный крестьянин Емельянов, сумевший не только поставить производство домр, но и изготавливать струнные инструменты высшего качества, что было отмечено даже грамотой от Императорского двора.

Домра – старинный русский музыкальный инструмент, пик популярности которого пришёлся на XVI век. Этот маленький по величине, с ярким звуком и богатыми художественными и техническими возможностями инструмент, особенно был по душе скоморохам, благодаря которым, домра и попала в гущу народной жизни.

В старину на Руси было отлично налажено цеховое производство домр. Продавались они на всех базарах и ярмарках. В Москве, например, существовал целый «домерный ряд», где закупали инструменты для царского двора. Имелась в столице и «Потешная палата», где музыкальные развлечения московских государей обслуживались специальным штатом людей – скоморохов, певцов, танцоров, исполнителей на различных инструментах. Сюда набирали талантливых музыкантов, композиторов из среды скоморохов и мастеров, изготовляющих инструменты. Здесь-то и появились новые виды домры – домришка, домра, домра басистая.

Стоит отметить, что Иван Грозный очень любил игру «домрачеев» и «гусельников». По свидетельству ряда источников, он с упоением слушал выступления этих людей и даже плясал под их музыку. Однако XVII век преподнёс домрачеям и скоморохам неприятный сюрприз: к власти в Русском государстве пришли ставленники Ватикана – Романовы, для которых русские традиции во многом были чужды. И если Михаил Фёдорович, первый из Романовых, был занят разбором последствий Смутного времени и до музыкальных дел у него просто не дошли руки, то уже у Алексея Михайловича, и ситуация, и руки сделали своё чёрное дело в истории домры.

Под давлением церковных иерархов царь начал пресекать игру на народных инструментах: сперва стали штрафовать играющих, потом «бить батоги». Но всё это только сузило масштаб народных празднеств, а не искоренило их. Только когда в окружении царя появился патриарх Никон, за домрачеев взялись серьёзно. В 1647-49 гг. Алексей Михайлович издал серию специальных актов, направленных на искоренение «язычества» и поднятие авторитета чуждой русскому народу РПЦ. В 1648 г он издал указ «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий», в котором предписывалось: если где появятся домры и другие «бесовские» инструменты, их изымать и жечь, а их обладателей арестовывать, бить, ссылать. Ослушавшихся воевод ожидала «великая опала». Примером столь суровой борьбы со скоморошеством служит всем известный прецедент, когда по велению патриарха Никона пять доверху гружёных телег с музыкальными инструментами были вывезены за Москву-реку и там публично сожжены.

Старательное исполнение царского указа, отравленного во все концы Земли Русской, привело к тому, что голос домры умолк на два столетия. Возродил же домру Василий Васильевич Андреев, по образцу струнного музыкального инструмента с овальным корпусом, найденного в 1896 году в Вятской губернии. В.В. Андреев писал: «Строй для домры я взял один из употребленных в народе – так называемый "разлад", то есть всего три струны взаимном соотношении в кварту». Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику В. Андреева, пианисту и композитору Николаю Петровичу Фомину, было создано семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра – пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая.

Для расширения диапазона домры предпринимались попытки её конструктивного совершенствования. В 1908 году по предложению дирижёра Г. Любимова мастером С. Буровым была создана четырёхструнная домра, с квинтовым строем. «Домра Прима» получила скрипичный диапазон, но, к сожалению, уступала «трёхструнке» в темброво-колористическом плане. Впоследствии также появились её ансамблевые разновидности и оркестр четырёхструнных домр.

Конструктивно домра, как и многие другие струнные инструменты, состоит из двух основных частей: полусферического корпуса и грифа. Основными частями корпуса являются кузов и дека. Кузов формируется путём склеивания семи (реже – девяти) полос дерева – клёпок. Дека закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой. На корпусе находятся кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. По центру деки, ближе к грифу, находятся семь круглых резонаторных отверстий (одно большое и шесть маленьких вокруг). Как правило, их называют «резонаторным отверстием» (для удобства речи), «голосником» или «розеткой». Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий деку от повреждений при игре. Для удобства игры и защиты деки в месте соприкосновения предплечья правой руки с корпусом может быть прикреплён подлокотник.

Между резонаторным отверстием и нижним порожком расположена подставка. Она поддерживает струны и передаёт их колебания корпусу. Гриф вставлен в корпус и закреплён в нём. Сверху на гриф наклеена накладка, в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплён верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами. Порядковый счёт их начинается от верхнего порожка. На домре малой 19-26 ладов, на остальных трёхструнных – около 19. На домре приме 24-30 ладов, на остальных четырёхструнных – около 19. На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков.

От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте. Струны домры традиционно более упругие для пальцев, чем, скажем, струны балалайки. Для игры используются стальные струны, а также синтетические. Звук извлекается при помощи медиатора.

Когда появилась домра? Откуда взялось слово «домра»?

Почему домра считается русским народным инструментом?

История создания инструмента «домра» (доступное для детей).

Описание музыкального инструмента «домра».

Основные сведения


Старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Имеет три (иногда четыре) струны, играют на ней, как правило, с помощью медиатора. Домра является прообразом русской .

Состоит из грифа с колками в верхней части и из деревянного корпуса со щитом в нижней. Также внизу крепятся струны и протягиваются до колкоимпатв.

Сведения о домре в России сохранились в старинных дворцовых записях и в лубочных картинках. Игроки на домре назывались домрачеями. Весьма вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков (под названием домр), и у татар и киргизов (под названием домра, дунбура, думбра), занесена в Россию во время монгольского ига (хотя у иных исследователей это вызывает сомнения, так как монголо-татары никогда не переселялись в русскую метрополию).

Виды домр

Трехструнные домры бывают нескольких видов: пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая. В оркестре русских народных инструментов получили распространение пикколо, малые, альтовые и басовые домры.

Устройство

Малая домра состоит из трех частей: корпуса, грифа (шейки) и головки.

Корпус имеет кузов, деку, которая закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой, кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. В середине деки находится круглое отверстие — голосник с фигурной розеткой. Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий при игре деку от царапин. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена подставка — подлокотник.

Гриф вставлен в корпус и закреплен в нем. Сверху на гриф наклеена накладка, в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплен верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами. Порядковый счет их начинается от верхнего порожка. Лады II, V, VII, X, XII и XIX отмечены белыми кружочками.

На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков.

От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте. Это место должно находиться на одинаковом расстоянии как от верхнего порожка до 12-го металлического порожка, так и от 12-го металлического порожка до подставки. На верхней части подставки делают наклейки ровные или фигурные. Фигурные наклейки служат для выравнивания строя инструмента.

Домра изготавливается из выдержанного сухого дерева. Корпус, состоящий из семи клепок, делается из клена или палисандра. Дека — из прямолинейной (резонансовой) ели. Шейка грифа склеена из трех продольных частей твердых пород дерева. Лучший материал для изготовления подставки — клен. Наклейка на подставке, а также верхний и нижний порожки делаются из черного дерева или белой кости. Кленовый навесной подлокотник крепится шурупами к обечайке корпуса. Панцирь также делается из твердой породы дерева или пластмассы. Металлическая колковая механика плотно прикреплена к головке инструмента, колки вращаются легко и плавно.

Струны изготавливаются из специальной стали и имеют различное сечение (толщину): первая — 0,30 мм (возможно 0,32 мм), вторая — 0,40 мм, третья — 0,56 мм (возможно 0,58 мм). Третья струна обвита мишурой с шелковыми нитями. Каждая струна закрепляется петлей на соответствующей ей кнопке. Затем, протянутая от кнопки через нижний порожек по углублениям в подставке и в верхнем порожке, закрепляется двумя-тремя оборотами (против часовой стрелки) вокруг основания валика колка.

Все части инструмента должны быть хорошо подогнаны. От этого во многом зависит качество его звучания.

Истиория-судьба

Судьба домры удивительна и уникальна в своем роде.

Откуда пришла, как и когда появилась домра на Руси, до сих пор остается для исследователей загадкой. В исторических источниках сохранилось немного сведений о домре, еще меньше дошло до нас изображений древнерусской домры. Да и домры ли изображены на дошедших до нас документах, или какие-то другие, распространенные в те времена щипковые инструменты, тоже неизвестно. Первые упоминания о домре обнаружены в источниках XVI века. В них говорится о домре как о довольно распространенном уже в ту пору на Руси инструменте.

В настоящий момент наиболее вероятных версий происхождения домры две .

Первая и самая распространенная версия - о восточных корнях русской домры. Действительно, схожие по конструкции и способу звукоизвлечения инструменты существовали и по сей день существуют в музыкальных культурах стран Востока. Если вам доводилось видеть или слышать казахскую , турецкую багламу или таджикский рубаб, то вы могли заметить, что все они имеют круглую или овальную форму, плоскую деку, звук извлекается посредством ударов плектра разной частоты и интенсивности. Принято считать, что все эти инструменты имели одного предка – восточный танбур. Именно танбур имел овальную форму и плоскую деку, играли на нем специальной щепочкой, выточенной из подручных материалов — плектром. Предположительно, инструмент, позже трансформировавшийся в домру, завезли либо во времена татаро-монгольского ига, либо в ходе торговых отношений со странами Востока. Да и само название «домра», несомненно, имеет тюркский корень.

Другая версия исходит из предположения, что свою родословную домра ведет от европейской . В принципе, в Средние века называли любой струнный щипковый инструмент, имевший корпус, гриф и струны. , в свою очередь, произошла также от восточного инструмента – арабского аль-уда. Возможно, на внешний вид и конструкцию домры повлияли инструменты западных, европейских, славян, например, польско-украинская и ее усовершенствованный вариант — . Как раз очень многое заимствовала непосредственно от . Учитывая, что славяне в Средние века постоянно находились в сложных историко-культурных взаимоотношениях, безусловно, домру можно также считать родственной всем европейским струнно-щипковым инструментам того времени.

Таким образом, исходя из накопленных к настоящему моменту знаний и исследований, можно сделать вывод, что домра являлась типично русским инструментом , объединившим в себе, как и многое в культуре и истории нашего государства, и европейские, и азиатские черты.

Тем не менее, каково бы ни было истинное происхождение домры, точно установлено, что инструмент с таким названием бытовал на Руси и являлся неотъемлемой частью русской культуры в XVI-XVII веках. Играли на нем музыканты-скоморохи, о чем свидетельствует также известная исследователям поговорка «рад скомрах о своих домрах». Более того, при царском дворе существовала целая «Потешная палата», некий музыкально-развлекательный коллектив, основу которого и составляли скоморохи со своими домрами, и прочими древнерусскими музыкальными инструментами. Кроме того, по мнению некоторых исследователей, домра в то время уже образовала семейство ансамблевых разновидностей. Самая маленькая и писклявая называлась «домришка», самая большая и низкая по звучанию – «домра басистая».

Известно также, что домры и исполнители на домрах – скоморохи и «домрачеи», пользовались немалой популярностью в народе. Всевозможные торжества, празднества и народные гуляния во все времена и у всех народов сопровождались песнями и игрой на музыкальных инструментах. На Руси в Средние века развлекать народ было уделом «домрачеев», «гусельников», «скрыпотчиков» и других музыкантов. На домрах, подобно , аккомпанировали народному эпосу, былинам, сказаниям, а в народных песнях домра поддерживала мелодическую линию. Достоверно известно, что было налажено кустарное производство домр и домерных струн, записи о поставках которых ко двору и в Сибирь сохранились в исторических документах…

Предположительно, технология изготовления домры была такова: из цельного куска древесины выдалбливался корпус, к нему приделывали палку-гриф, натягивали струны или жилы животных. Играли щепочкой, перышком, рыбьей костью. Сравнительно простая технология, по-видимому, позволила инструменту получить на Руси достаточно широкое распространение.

Но тут в истории домры наступает самый драматический момент . Обеспокоенные развитием светской культуры, служители церкви ополчились на музыкантов и объявили представления скоморохов «бесовскими игрищами». В результате в 1648 году царем Алексеем Михайловичем был издан указ о массовом истреблении ни в чем не повинных инструментов – орудий «бесовских игрищ ». Знаменитый указ гласит: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные сосуды… велел изымать и, изломав те бесовские игры, велел жечь». По свидетельству немецкого путешественника XVII века Адама Олеария, русским запретили инструментальную музыку вообще, а однажды несколько телег, груженых отобранными у населения инструментами, вывезли за Москву-реку и там сожгли. Гонениям подверглись и музыканты, и скоморошество в целом.

Пожалуй, такого поистине трагического поворота судьбы не случалось ни с одним музыкальным инструментом в мире . Итак, в результате ли варварского истребления и запрета, или по иным причинам, но после XVII века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят. История древнерусского инструмента здесь обрывается, и можно было бы поставить точку, но…

Домре суждено было буквально возродиться из пепла!

Произошло это благодаря деятельности выдающегося исследователя и музыканта, необычайно талантливого и неординарного человека – Василия Васильевича Андреева. В 1896 году в Вятской губернии он обнаружил неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. Предположив по его внешнему виду, что это и есть домра, он отправился к известному скрипичному мастеру С. Налимову. Вместе они разработали конструкцию нового инструмента, опираясь на форму и конструкцию найденного. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй – так выглядела реконструированная домра.

К тому моменту у Андреева уже существовал оркестр балалаек. Но для воплощения его гениальной идеи Великорусского оркестра нужна была ведущая мелодическая группа инструментов, и восстановленная домра со своими новыми возможностями идеально подходила на эту роль. В период 1896-1890 гг. В. Андреевым и С. Налимовым были сконструированы ансамблевые разновидности домры. И первые несколько десятилетий после своего нового рождения домра развивалась в русле оркестрового и ансамблевого исполнительства.

Однако почти сразу же выявились и некоторые ограничения по возможностям андреевской домры, в связи с чем предпринимались попытки ее конструктивного совершенствования. Главной задачей стало расширение диапазона инструмента. В 1908 году по предложению дирижера Г. Любимова мастером С. Буровым была создана четырехструнная домра, с квинтовым строем. «Четырехструнка» получила скрипичный диапазон, но, к сожалению, уступала «трехструнке» в темброво-колористическом плане. Впоследствии также появились ее ансамблевые разновидности и оркестр четырехструнных домр.

Интерес к домре рос с каждым годом , расширялись музыкальные и технические горизонты, появлялись музыканты-виртуозы. Наконец, в 1945 году был создан первый инструментальный концерт для домры с оркестром русских народных инструментов. Знаменитый концерт g-moll Николая Будашкина был написан по просьбе концертмейстера оркестра им. Осипова Алексея Симоненкова. Это событие открыло новую эру в истории домры. С появлением первого инструментального концерта домра становится сольным, виртуозным инструментом.

В 1948 году в Москве открывается первая в России кафедра народных инструментов при Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. Первым педагогом по домре стал выдающийся композитор Ю. Шишаков, а затем молодые солисты оркестра им. Осипова В. Мироманов и А. Александров – создатель первой школы игры на трехструнной домре. Благодаря высшему профессиональному образованию народный изначально инструмент домра за короткий срок прошел на академической сцене путь, на который инструментам симфонического оркестра потребовались столетия (ведь и когда-то была народным инструментом!).

Исполнительство на домре движется вперед гигантскими темпами. В 1974 году прошел I Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах, победителями конкурса стали выдающиеся домристы-виртуозы — Александр Цыганков и Тамара Вольская (смотрите в разделе Интервью), творческая деятельность которых на десятилетия вперед определила направление развития домрового искусства как в области собственно исполнительства, так и домрового репертуара.

Сегодня домра – молодой перспективный инструмент с огромным, прежде всего, музыкально-выразительным потенциалом, имеющий истинно русские корни и, тем не менее, поднявшийся до высот академического жанра. Какова будет его дальнейшая судьба? Слово за вами, уважаемые домристы!

Видео: Домра на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные