Почему фотографируют покойников. Фотографии мертвых на память: странности викторианской эпохи. Ну, разве не заметно, что этого ребенка кто-то держит у себя на коленях


После изобретения дагерротипа в конце 19 века, фотография начала стремительно вытеснять дорогую и не столь реалистичную живопись. В период викторианской эпохи вокруг семейных фотографий сложились весьма странные практики. Пожалуй, самой странным из них стал обычай фотографировать умерших людей непосредственно в контексте их обычной жизни. Впрочем, странным это выглядит с точки зрения современного человека - для нас кажется естественным, что умершие находятся за границами нашего предметного мира. Мы избегаем физического контакта с мертвыми, мы прячем факт смерти от детей (считая что они будут чересчур "переживать" или получат "травму"), мертвые внушают нам страх и ужас. Иными словами, умерший человек - это Чужой, образ пугающий и активно вытесняемый на периферию общественного внимания: в фильмы ужасов, в кошмары, в комиксы. Современная культурная матрица явно тяготеет к бессмертию: образы совершенного, божественного тела, которое не страдает и не болеет, не испытывает боли и не умирает, явно пропагандируются всей мощью современных медиа. Фокус внимания - на юных и здоровых. Гонку вооружений заменила гонка совершенства: невероятными темпами развивается косметология и отрасли хирургической медицины. Цель - одна: омоложение тела. Морщины, старость, умирание - все это немного постыдно, неуместно. Достаточно открыть любой глянцевый журнал, включить телевизор, посмотреть любую программу - их героями и основными действующими лицами будут люди, лишенные физических недостатков, с идеальной на вид кожей, зачастую немножко даже как бы не вполне материальные.
История показывает нам совершенно другое отношение к смерти.
Умерший традиционно был неотъемлемой частью мира, в котором он жил. Его тело хоронили (в очень многих культурах) - поблизости от того места, где он жил. С ним разговаривали, как с живым, с ним прощались, призывали и оплакивали, его провожали, трогали и одевали. Некоторое время умерший находился среди живых и его права на имущество, на одежду и на постель сохранялись, он никого не пугал, но некоторое время был частью мира живых. То, что для современного человека выглядит как "глумление", для вполне морального и религиозного человека викторианской эпохи было поучительным и трогательным христианским жестом по отношению к умершему. При том, что подавляющая часть современных визуальных образов с точки зрения викторианского человека является абсолютно "неприличным" и немыслимым. Обнаженные тела, поцелуи, прямые выражения страсти и похоти - все это было под строжайшим моральным запретом и резко осуждалось. Доходило до того, что считалось крайне неприличным статусной даме совершать какие-то телодвижения в момент, когда муж реализовал свой супружеский долг.
Интересно, что эмансипация политической борьбы, выражения чувств, женщин, секса, расы и труда на протяжении последнего столетия привела частично к обратным процессам: дискриминации смерти, а также вытеснению на обочину социальных трендов визуальных изображений смерти, болезни, старости, уродства.

Мода на посмертные фотографии началась в викторианскую эпоху и окончательно выродилась вместе с самой кровавой войной ХХ века.

Младенцы и дети
Надо сказать, что детская смертность была очень высокой и посмертная фотография зачастую была единственным напоминанием об ушедшем ребенке.
Живые дети зачастую фотографировались вместе с умершим братом или сестрой. Мертвым часто открывали глаза. Активно использовали белила и румяна, чтобы придать живой вид. В руки вставляли букетики цветов. Одевали в лучшие костюмчики.
Была еще отдельная мода ставить умерших в положение стоя - для этого применялись металлические специальные держатели, невидимые зрителю.

Умершему часто придавали положение естественного сна.


В окружении братьев и сестер.

Умершая сестра, по-видимому.

В окружении любимых кукол.



Умершая девушка с букетом

Семейные портреты






На этой фотографии - умершая девушка.

Фотографии с гробом

Король Баварии Людвиг II - истинный герой Вагнера.

Взрослые

Джон О"Коннор был сфотографирован через 2 года после смертии за 5 дней до захоронения.

Устройство с помощью которого тело умершего человека фиксировалось стоя.

При расследовании преступлений, связанных с убийствами, са­моубийствами, дорожно-транспортными происшествиями, наруше­ниями правил техники безопасности и другими, часто главным объ­ектом исследования является труп. Фотографическая фиксация места происшествия по данным категориям уголовных дел имеет особое значение для расследования. Фотосъемка таких мест про­исшествий помимо общих закономерностей имеет и свои отличи­тельные особенности, поскольку особое внимание при осмотре уделяют исследованию всех обстоятельств, связанных с обнару­жением трупа либо его частей, установлением причин смерти. При осмотре места происшествия методами и средствами фотографии фиксируют:

Место обнаружения трупа (частей трупа);

Возможные или установленные пути следования на это место погибшего, преступника, пути ухода с него;


Положение трупа и размещение окружающих его предметов и следов;

Позу трупа и состояние участка, на котором он находится на период осмотра;

Состояние одежды, повреждения на одежде и теле трупа, по­ложение предметов, которые могут указать на причину смерти;

Следы крови, выделений человеческого организма, связан­ные струпом;

Орудия убийства или средства, которые могут являться при­чиной смерти;

Предметы, вещи, оставленные преступником или принадле­жащие потерпевшему;

Следы рук, обуви, частей тела или одежды, оставленные пре­ступником, иные изменения, произведенные в окружающей обста­новке.

Общее представление о месте обнаружения трупа, границах осматриваемого участка дает ориентирующая съемка. На местно­сти труп или его части и вещественные доказательства, относя­щиеся к данному событию, часто обнаруживают на значительном расстоянии друг от друга. Ориентирующую съемку в таких случаях обычно ведут с возвышений. В кадр включают ориентиры, позво­ляющие точно установить место проведения следственного дейст­вия. Выбор направлений съемки должен обеспечивать наглядность размещения узловых элементов на месте происшествия относи­тельно друг друга (вехи - указатели на ориентирующих и обзор­ных снимках); способствовать отражению других, характерных для данного события обстоятельств - возможных или установленных путей следования на место погибшего или преступника, удален­ность места от жилых построек, дорог и др. Место обнаружения трупа и материальных следов преступления, неразличимые из-за мелкого масштаба, скрытые складками местности, кустарником и т. п., обозначают при съемке вехами-указателями.

При обнаружении трупа в помещении информация об обстоя­тельствах преступления может находиться как в самом здании, так и на прилегающей к нему территории. Поэтому на ориентирующих и обзорных снимках отражают размещение здания на местности; возможные пути следования к нему; следы перемещения (доставка или вынос) трупа; обстановку в помещении; на узловых - место и способ проникновения преступника в помещение, обнаруженные следы и предметы как в помещении и на самом здании, так и на прилегающей к нему территории.


Общее положение трупа фиксируют, ориентируясь относи­тельно ближайших неподвижных предметов (дерева, стены и т. п.). Направления съемки и их число определяют особенности рельефа местности, условия обзора места обнаружения трупа. Наиболее точную связь всех элементов на месте обнаружения трупа дает крестообразная съемка под углами, близкими к 45° к оси трупа. Ес­ли условия съемки не позволяют выполнить эти рекомендации, поло­жение трупа фотографируют с направлений, имеющих наибольший обзор, обеспечивая минимально возможные искажения пропорций тела. Дистанция до объекта несколько превышает расстояние, не­обходимое для узловой съемки. Предпочтение отдают верхним точкам. В случаях, когда для дела могут иметь значение точные данные о дистанции между предметами обстановки, используют методы измерительной фотографии.

Позу трупа фиксируют крупным планом и, в первую очередь, без изменения его положения. Признаки, свидетельствующие о ином положении трупа к моменту осмотра, в процессе съемки сле­дует подчеркнуть. Например, след волочения отображают с точки, передающей на снимке его начало и конечное положение трупа. Если эту информацию невозможно передать на одном снимке, применяют круговое или линейное панорамирование. Трупы, засы­панные землей, снегом, закрытые различными предметами, фото­графируют в том виде, в каком они были обнаружены. После из­влечения и освобождения от посторонних предметов фиксируют их положение и состояние. Съемку можно вести и по мере освобож­дения трупа от маскирующих элементов. Фотографируют и предме­ты, использованные для сокрытия трупа.

Позу лежащего трупа фиксируют с трех направлений: сбоку - с противоположных сторон, перпендикулярно его оси и сверху. Точ­ки съемки размещают против середины трупа под углом 45° к по­верхности пола (земли). Не рекомендуется съемка со стороны го­ловы и ног, особенно с близких расстояний, так как при этом пропорции тела сильно искажены. При съемке с верхних точек оп­тическую ось объектива направляют перпендикулярно плоскости расположения трупа. При небольшом наклоне оси фотокамеры перспективные искажения исправляют трансформацией изобра­жения при печати. В небольших по размерам помещениях позу трупа передают способом линейного панорамирования. Панораму составляют из двух кадров, выбирая направления съемки напротив груди и колен трупа.


Иногда для съемки возможна лишь одна точка, например, при обнаружении трупа в шкафу, ящике и т. п. В этом случае дополни­тельную информацию о позе трупа дают снимки, получаемые после извлечения, особенно если его состояние осталось неизменным. Обязательна после извлечения трупа съемка места, где он нахо­дился.

Позу сидящего трупа по возможности фиксируют с 3-х, 4-х сто­рон. Например, труп у стены фотографируют спереди и с двух бо­ковых сторон. Уяснению обстоятельств расследуемого события способствует съемка с верхней точки, с которой отображается по­ложение предметов около трупа.

Позу висящего трупа фотографируют спереди и сзади. На­правления съемки выбирают на уровне его пояса. Для укрупнения плана или при съемке с небольших дистанций применяют линейное вертикальное панорамирование. Особо фиксируют место крепле­ния веревки, положение петли на шее трупа, вид узла и его осо­бенности. После снятия петли фотографируют странгуляционную борозду, показывая ее расположение и особенности. На отдельном снимке фиксируют форму и особенности завязывания узла. Харак­терные особенности позы трупа, например, согнутые и касающиеся пола ноги, связанные руки, расстояние до пола или ближайшей опоры и т. п., передают в более крупном масштабе с боковых, верх­них, нижних точек.

Самостоятельным объектом съемки являются руки трупа, когда они связаны; на них имеются следы, указывающие на самооборону или возможную причину смерти; в них зажаты какие-то предметы, например, кусок ткани, пуговица и т. п. Сначала фиксируют их со­стояние на момент осмотра. Затем кисти рук распрямляют и фото­графируют имеющиеся на них повреждения. Руки с зажатыми в них предметами фотографируют таким образом, чтобы на снимках бы­ли видны эти предметы. Фотографируют и сами предметы после их извлечения детальным планом.

Части расчлененного трупа фотографируют на месте их обна­ружения в том виде и в той упаковке, в которой обнаружены. Сначала фиксируют состояние упаковки, затем каждую из частей отдельно. Если части трупа составляют единое целое, то их фотографируют вместе.


Особое внимание при съемке уделяют отображению состоя­ния одежды на трупе и повреждений (их формы, особенностей, трупных пятен). Направление съемки и дистанцию подбирают с учетом передачи этих особенностей. При большом числе повреж­дений положение каждого из них отмечается указателем. Если по­ложение трупа не позволяет отобразить все характерные особен­ности одежды и повреждений, то прибегают к дополнительной съемке. Так, состояние одежды и характер повреждений на груди у ничком лежащего трупа фотографируют после его переворачивания.

Повреждения на одежде и теле трупа (огнестрельные, холод­ным оружием) фотографируют при увеличении, достаточном для отображения их особенностей. При наличии оставшихся в ранах ножей и других предметов их положение фиксируют относительно участков тела, где они находятся. После извлечения предмета фо­тографируют и само повреждение, и предмет.

Предметы, расположенные на трупе или рядом с ним, фотогра­фируют, применяя узловую, а затем и детальную съемку. При не­обходимости после фиксации предметов, следов на одежде и теле трупа и рядом с ним фотографируют его ложе, концентрируя вни­мание на объектах, которые могут иметь значение вещественных доказательств и указать на причину смерти.

Большое значение уделяют отображению на снимках следов крови. По их расположению, форме можно судить о месте и позе потерпевшего в момент ранения, о направлении движения после нанесения раны, о высоте, с которой падали капли крови и др. При их наличии фиксируют взаимное расположение пятен, размеры, характер и форму.

Лицо неопознанного трупа фотографируют по правилам опозна­вательной фотографии.

Раны, ссадины, кровоподтеки, трупные пятна с течением непро­должительного времени меняют цвет. Дополнительную информацию о свойствах таких объектов получают с помощью цветной фото­графии. На месте обнаружения трупа ее применяют, когда сложно описать цветовые оттенки предмета, например одежды; если цвет является идентификационным признаком объекта.

C изобретением дагеротипа (предка фотоаппарата) в середине XIX века особую популярность получили посмертные фотографии усопших людей. Родные и близкие покойного нанимали фотографа, чтобы тот запечатлел мертвого человека на память и оставил снимок в качестве сувенира. Что это: дурная прихоть или мистическая примета?

Посмертные фотографии и их предназначение

История

В те времена детская смертность была большой проблемой, поэтому на сохранившихся посмертных фотографиях можно часто увидеть ребенка. Люди, как правило, умирали не в больницах, а дома. Подготовкой погребения обычно занималась семья умершего, а не ритуальные организации. В такие дни прощания и нанимался фотограф.

В викторианскую эпоху было иное отношение к смерти. Люди того времени остро испытывали разлуку и потерю, но само тело умершего не вызывало страх и ужас. Смерть была чем-то обыденным, даже среди детей. Обычно младенцев и малышей постарше не успевали фотографировать при жизни. Распространенная скарлатина или грипп отправляли на тот свет огромное количество детей. Поэтому посмертная фотография была вполне адекватным способом сохранения памяти о человеке.

Чтобы нанять фотографа с дагеротипом, требовались серьезные денежные средства. Обычно такую услугу заказывали состоятельные семьи. Несовершенный дагеротип требовал выдержки и долгой неподвижности фотографируемого. Но в случае с обездвиженным и бездыханным телом процесс в разы упрощался и приносил солидную прибыль фотографу. Если живые родственники изъявляли желание сфотографироваться вместе с усопшим, то получались размазанными на снимке, зато труп выглядел идеально четко.

Особенности

Умершим любили придавать непринужденные позы: будто они живые, но отдыхают или спят. Поэтому детей размещали не только в гробах, но и на диванах, в колясках, на стульях. Ребенка наряжали, делали ему красивую прическу, окружали любимыми игрушками или даже домашними животными. Чтобы тело сохраняло положение, его могли посадить на колени родителей.

Развитие посмертной фотографии вылилось в своеобразное искусство. Был разработан специальный штатив, фиксирующий тело в нужной позе. Чем выше мастерство фотографа, тем живее выглядел на снимке усопший. Фотографы применяли и другие ухищрения, например, рисовали глаза на закрытых веках, подкрашивали щеки румянами, кадрировали фотографии лежащего вертикально, имитируя стоячее положение.

А был ли смысл?

Уже к началу XX века популярность посмертных фотографий пошла на спад

Посмертные фотографии являются предметом изучения и достоянием исторических коллекций, ведь самые качественные и необычные снимки стоят баснословных денег.

Необычное искусство в те времена заставляло лишний раз переосмыслить жизнь и смерть. Среди великих людей, которые были сфотографированы посмертно, можно назвать Виктора Гюго, а самый известный фотограф мертвецов – Надар (Гаспар Феликс Турнашон).

Любопытно и то, что посмертная фотография породила альтернативный стиль, когда живые притворялись мертвыми. Такая культура появилась из-за упомянутого выше несовершенства дагеротипа. Невозможность моментальной съемки и необходимость долгого позирования вынуждала создавать образы умерших.

В музее Мировой погребальной культуры имеется необычная экспозиция: Фотографии Pos-mortem или посмертная фотография.

Посмертная фотография (англ. Post-mortem photography) - обычай фотографирования недавно умерших людей, появившийся в XIX веке с изобретением дагеротипа. Такие снимки были привычным делом в конце позапрошлого века, а в настоящее время являются объектом изучения и коллекционирования.

Фотографии post-mortem служили не столько напоминанием о смертности, сколько своеобразным сентиментальным сувениром в память об усопшем. Особенную популярность получило фотографирование умерших детей и новорождённых, поскольку уровень детской смертности во времена Викторианской эпохи был весьма высок, и такие снимки иногда были единственными портретами детей, оставшимися семье на память.

Пик популярности посмертной фотографии пришёлся на конец XIX века, однако, позднее пошёл на убыль и вскоре был полностью вытеснен изобретением моментальной фотографии, получившей большее распространение и популярность, хотя некоторое продолжение традиции прослеживалось и в XX веке.

Ранние посмертные фотографии изображали лицо умершего крупным планом или тело целиком, реже в гробу. Умерший фотографировался таким образом, чтобы создать иллюзию глубокого сна, а иногда ему придавали непринуждённые позы, имитирующие живого человека.

Детей обычно размещали в колясках, на детских стульчиках или диванах, в окружении любимых игрушек, кукол. Общепринятым также было фотографирование всей семьи или ближайших родственников, чаще матери, братьев или сестёр, вместе с умершим. Такие постановочные снимки выполнялись как в доме умершего, так и в ателье фотографа.

Фотографии умерших детей были особенно драгоценны для родителей, потому что при жизни их почти не снимали или не снимали совсем. А так у родителей хоть что-то оставалось.

Тогда таких фото никто не боялся, они никого не отталкивали, даже очень маленькие дети не боялись не только фото, но и самих покойных родственников...

Существовал обычай фотографировать усопшую женщину и срезать локон ее волос. Этот снимок вместе с локоном помещали в медальон и носили на груди. Снимки делали в доме, где лежал усопший, в похоронном бюро и на кладбище...

Взрослым на посмертных фотографиях традиционно придавали сидячую позу. Нередко окружающее пространство пышно украшалось цветами. Для придания жизненности фотограф поверх закрытых глаз на снимке изображал открытые, а на более ранних снимках наносили немного розовой краски в область щёк.

На более поздних посмертных снимках всё чаще умершие изображаются в гробах, на снимке при этом запечатлеваются все родственники, знакомые и близкие, присутствовавшие на похоронах.

Традиция делать и хранить такие снимки до сих пор сохраняется в некоторых странах Восточной Европы.

Практически в каждой семье в России были такие снимки, но потом их стали уничтожать, теперь почти не найдешь. Рвали и выбрасывали картинки с мертвецами потому, что уже не помнили этих людей, а семейные ценности, например, память рода – уходили в прошлое.

Здесь мертвы все трое, но выглядят как живые. Мужчине именно для этого всунули в руку скрученный лист бумаги. Это придает ему «дополнительную живость».

И здесь тоже мертва вся семья. Иногда мертвым женщинам распускали волосы для того, чтобы не было видно штатива, при помощи которого труп удерживался в стоячем положении.

Штатив для посмертного фото.

Фотографии мертвых родителей с мертвыми детьми.

Эта фотография спорная. Есть сведения, что здесь жива только женщина. Но это неподтвержденные данные.

Эту девушку переехал поезд. И потому она сфотографирована так, будто сидит за высоким столом. На самом деле у трупа просто нет нижней половины.

На фотографии мертвая девушка стоит справа

Сегодня существует большое количество постоянно пополняющихся коллекций посмертных фотографий викторианской эпохи. Томас Харрис, нью-йоркский коллекционер, так объясняет свою страсть. «Они (фотографии) успокаивают и заставляют задуматься о бесценном даре жизни»...

Одной из наиболее известных коллекций посмертной фотографии является архив Бёрнса. Всего там содержится более четырех тысяч фотографий. Снимки именно из этого архива были использованы в фильме «Другие».

Еще один способ увековечить память об усопшем, который использовали в прошлом и по сей день - посмертная маска или посмертный слепок лица или руки умершего. вы можете прочесть на нашем сайте и узнать в Музее мировой погребальной культуры.

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в соцсетях!

Изобретение дагерротипа в 1839 году сделало портретную живопись гораздо более распространенным явлением, так как многие из тех, кто не мог позволить себе заказ портрета, могли позволить себе сидеть на фотосессии. Этот более дешевый и быстрый метод также предоставил среднему классу средства для увековечения памяти умерших близких.

The invention of the daguerreotype in 1839 made portraiture much more commonplace, as many of those who were unable to afford the commission of a painted portrait could afford to sit for a photography session. This cheaper and quicker method also provided the middle class with a means for memorializing dead loved ones.

Посмертная фотография была очень распространена в девятнадцатом веке, когда » смерть произошла в доме и была вполне обычной частью жизни. Эти фотографии служили на память об умершем. Это было особенно распространено среди младенцев и маленьких детей; уровень детской смертности Викторианской эпохи был чрезвычайно высок, и посмертная фотография могла быть единственным изображением ребенка, который когда-либо был в семье.

Post-mortem photography was very common in the nineteenth century when «death occurred in the home and was quite an ordinary part of life. These photographs served as keepsakes to remember the deceased. This was especially common with infants and young children; Victorian era childhood mortality rates were extremely high, and a post-mortem photograph might have been the only image of the child the family ever had.


1. Contrary to being creepy, these death photographs were meant to serve as mementos of the deceased loved one.
Вопреки тому, чтобы быть жутким, эти фотографии смерти должны были служить памятью умершего любимого человека.


2. Because of that, many photographers tried to make their subjects look alive.

Из-за этого многие фотографы старались, чтобы их объекты выглядели живыми.
3. Photographers employed a variety of tricks to make their subjects look more life-like.

Фотографы использовали различные трюки, чтобы сделать свои объекты более похожими на жизнь.
4. One of the most common ways they did this was posing people with their favorite things (like this man in a chair with his dogs).

Один из самых распространенных способов, которым они это делали, — позировать людям со своими любимыми вещами (например, этот человек в кресле со своими собаками).

5. Or this girl here with her toys.

Или эта девушка со своими игрушками.
6. Sometimes, photographers would try to make it appear like the dead person was sleeping.

Иногда фотографы пытались сделать вид, что мертвый человек спит.

7. Here, the dead girl on the end is being propped up with a special device.

Вот, мертвая девушка на конце подпирается специальным устройством.
8. Notice the way the photographer has positioned the man’s arm in order to support the head?

Заметил, что фотограф расположил руку, чтобы поддержать голову?
9. Notice the odd position of the curtain behind the boy? It’s likely there was someone behind it holding the boy’s head up.

Обратите внимание на странное положение занавески за мальчиком? Скорее всего, за ним кто-то держал голову мальчика.
10. Here this little girl is sitting sideways on the chair so that the device propping her up is hidden.

Здесь эта маленькая девочка сидит боком на стуле, так что устройство подпирая ее вверх скрыта.

11. She almost looks alive in this picture.
На этой фотографии она выглядит почти живой.
12. See anything strange about the background? This girl is sitting on someone’s lap. The person held her in place while the photo was taken.

Видишь что-нибудь странное на заднем плане? Эта девушка сидит на чьих-то коленях. Человек держал ее на месте, пока делалась фотография.
13. In this photograph, the girl standing in the middle is the deceased. The photographer attempted to make her look more alive by drawing on her pupils.

На этой фотографии девушка, стоящая посередине, — покойная. Фотограф попытался сделать ее более живой, нарисовав на ее зрачках.
14. Other times it wasn’t possible to make their subjects look alive.

В других случаях было невозможно заставить их подданных выглядеть живыми.
15. It was common for family members pose with their dead loved ones for these photographs.

Это было обычным для членов семьи позировать со своими умершими близкими для этих фотографий.
16. You can tell it must have been difficult for the living families members. The pain in these parents’ faces as they hold their dead child is obvious.

Вы можете сказать, что это должно быть трудно для членов семьи. Боль на лицах этих родителей, когда они держат своего мертвого ребенка, очевидна.
17. Imagine how difficult it must have been to pose with a dead loved one. At the time, the photography process was slow and you could not move while the photo was being taken.

Представьте, как трудно было позировать с мертвым любимым человеком. В то время процесс съемки был медленным, и вы не могли двигаться во время съемки.
18. In this photo you can see the dead girl is more in focus than her parents, as they moved while the photograph was being taken.

На этой фотографии вы можете видеть, что мертвая девушка находится в фокусе больше, чем ее родители, когда они двигались во время съемки.

19. There is just something about her eyes in this photo.

На этой фотографии есть что-то в ее глазах.
20. This one is pretty obvious.

Это довольно очевидно.
21. Not sure which one here is the deceased.

Не уверен, кто из них здесь покойный.

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные