Сочинение на тему «Разум и чувства. Сочинение на тему: Разум и чувства в романе Тургенева «Отцы и дети Любовная линия в романе


Каждый человек руководствуется не только тем, что говорит ему разум, но и тем, что подсказывает сердце. Некоторые больше верят чувствам, другие - рассудку. Ярким примером второго типа людей является (этот официально-деловой глагол в сочинении лучше не употреблять) герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Васильевич Базаров.
Базаров - представитель демократической части русского общества 60-х годов 19 века. В это время в России обостряются противоречия между революционно настроенными демократами и дворянами. Задача И. С. Тургенева - наиболее правдиво и естественно воссоздать образы тех и других. Главная проблема романа, безусловно, конфликт двух поколений. Характерные черты нового поколения воплощены в образе Базарова. Взгляды героя уже сложились, и он действует в соответствии со своими принципами, играющими главную роль в его жизни. Базаров - нигилист, то есть человек, который «не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Действительно, герой всегда верен себе и имеет собственную точку зрения по каждому вопросу, в том числе и по вопросу любви (неудачное сочетание, лучше написать - «в том числе и о любви»).
Это чувство обычно мало контролируется разумом, все же Базаров твердо уверен, что любовь можно рассматривать только с точки зрения простой физиологии: не бывает «таинственных отношений между мужчиной и женщиной», не существует «загадочных взглядов» исходя из анатомии человеческого глаза (грамматическая ошибка: взгляд не может существовать исходя из чего-либо). Он не верит в любовь, отрицает ее, считает «романтизмом, чепухой, гилью и художеством». Герой полагает, что к женщине надо относиться просто: если можешь добиться толку - не отступай, если нет, то оставь все как есть. В то же время Базаров - «охотник до женщин», что подтверждается его отношениями с Фенечкой. Это просто легкий флирт, ничего не значащее увлечение, мимолетная любовная интрига. К подобным развлечениям герой готов всегда, они его веселят, но никогда не затрагивают душу. Это вполне устраивает Евгения Васильевича.
А впрочем, к женщинам Базаров относится весьма цинично (фактическая ошибка, связанная, по-видимому, с неточным пониманием значения слова «циничный»), что иногда даже задевает или озадачивает окружающих, но героя это не очень беспокоит. Почему же Базаров так пренебрежителен, категоричен и всегда смотрит на женщин сверху вниз? Возможно, он имел дело с совершенно неразвитыми, далеко не изящными женщинами (речевая ошибка: изящество женщины относится к ее внешнему виду и никак не связано с ее развитием), а следовательно, неспособными сильно заинтересовать его.
Какому же испытанию подвергает героя судьба? На пути свободомыслящего нигилиста появляется женщина с гибким умом и твердым характером. Анна Сергеевна Одинцова получила немало уроков от жизни, познала тяжесть людской молвы и все же сумела достойно выйти из поединка с обществом и вести спокойное существование, вполне удовлетворявшее ее.
На мой взгляд, с самого начала эти люди были несовместимы. Две такие сильные, неординарные личности всегда старались бы взять верх друг над другом. И все же в первое время чувства побороли разум.
Базаров изменился. Он начинал нервничать в присутствии Анны Сергеевны: «Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам, а глаза его бегали по углам». Герой стал меньше разговаривать с Аркадием, и вообще его начало посещать ощущение «новизны», причиной которого было чувство, мучившее и бесившее героя. Однако он никак не хотел признать, что влюблен. Да и мог ли, учитывая свои принципы?
И все же вначале сердце говорило громче теории. Проповедуя принцип отворачиваться от женщины, если становится очевидным, что не добьешься с ней «толку», Базаров не смог отвернуться от Одинцовой. Не признавая ничего романтического, Евгений открывал романтика в самом себе и ловил себя на «постыдных» мыслях. Нигилистическая теория оказалась низвергнутой, она медленно начинала давать трещинуи в итоге разлетелась на куски, которые невозможно было собрать (стилистическая ошибка: ложная красивость, связанная с неудачной, немотивированной метафорой). Еще недавно Базаров усмехался над (грамматическая ошибка: можно насмехаться над кем-либо) Павлом Петровичем, посвятившим всю жизнь трагической и безответной любви, и вот неровен час (речевая ошибка: словосочетание обозначает «а вдруг», «мало ли что может случиться» и по смыслу в данном контексте не подходит) все эмоции и чувства (речевая ошибка: эмоции и чувства - одно и то же) героя, так долго разрывавшие его, выплескиваются наружу: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».
К чему же привело крушение принципов? К счастью? К изменению мировоззрения? Нет! Ведь Одинцова не любила по-настоящему Базарова. Да, она о нем думала, его появление тотчас оживляло ее, она охотно разговаривала с ним. Более того, Анна Сергеевна не хотела, чтобы он уезжал, в какой-то мере скучала по нему. И все же это была не любовь.
Видя состояние Базарова после его признания в любви, ей стало «и страшно, и жалко его» (грамматическая ошибка: деепричастный оборот должен относиться к тому же действующему лицу, что и сказуемое, а действующего лица в данном безличном предложении быть не может). И наконец, в самом конце романа героиня признается сама себе, что не то бы она почувствовала, увидев больного Евгения Васильевича, если бы действительно любила его. А ведь смерть Базарова тоже, может быть, связана с несостоявшейся любовью.
Мне искренне жаль Базарова, но, с другой стороны, я уважаю Одинцову за ее искренность и силу характера, потому что верю, что если она и способна была любить, то только такого сильного и умного человека, как Базаров. Но, вероятно, это не сделало бы ее счастливой. Поняв это вовремя, она избавила себя от лишних страданий. (Автор отклоняется от темы.) А вот Базаров не смог осознать это (непонятно - что?), не смог увидеть, что из-за своего чувства, которое было намного серьезней и глубже чувства Одинцовой, он рано или поздно стал бы зависимым от женщины и должен бы был отказаться от всего, во что верит. А вот этого, наверное, он бы не мог выдержать.
Таким образом, теория Базарова опровергнута. Любовь существует, она может заставить человека страдать, ей можно посвятить жизнь. Наверное, Базаров слишком долго жил, не отступая ни на шаг от своих принципов, и однажды он должен был в каких-то из них разочароваться. Но разочарование было слишком жестоким.
Разочарование в любви - часто встречающийся в русской классической литературе мотив. Его испытывали Чацкий и Онегин, Печорин и Андрей Болконский. Но никому из них не приходилось при этом бороться не только с обстоятельствами, но и с самим собой, и в этой борьбе тем яснее выступает сила личности героя Тургенева.

---
В основном тема сочинения раскрыта. Следовало бы подробнее написать о взаимоотношениях героев. Речевые ошибки и недочеты содержания немногочисленны. Оценка - «хорошо» .

Существуют вопросы, волнующие человечество на протяжении многих столетий: что важнее – разум или чувства? Кажется, ответ лежит на поверхности. Ведь главное отличие человека от животных в том, что он наделён разумом, может расставлять приоритеты и рационально мыслить. А что же такое разум? Я думаю, что разум - это способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания. И в то же время человек наделен чувствами, которые намного глубже, серьёзнее, сложнее, чем у других живых существ. А что же такое чувства, и какие из них свойственны только человеку? На мой взгляд, чувства (эмоции) – это способность переживать что-либо, откликаться на жизненные впечатления, сочувствовать чему-либо. А человеку свойственны еще и муки совести, сострадание, милосердие, зависть, ненависть. Только он может испытывать восторг, истинное наслаждение, любуясь закатом солнца или утренним нежно-голубым небом, произведением искусства, плакать, слушая музыку.

Так что же из них важнее: разум или чувство? Может быть, они одинаково необходимы человеку? Это вопрос, скорее, философский, поэтому к нему неоднократно обращались писатели-классики. Не остался в стороне от этой проблемы известный русский писатель И.С. Тургенев. В своём романе «Отцы и дети» он показывает главного героя, Евгения Базарова, который оказался перед выбором между разумом и чувством.

Евгений Базаров по своим убеждениям – нигилист: он отрицает всё, кроме науки, не верит в вещи, которые нельзя объяснить с научной точки зрения. Поэтому он не понимает, как, по его мнению, взрослый человек, отец семейства, Николай Петрович Кирсанов, читает стихи, восторгается природой. Когда герой борется со своими чувствами, он не унижается до жалости, поэтому вызывает у меня сочувствие и уважение. Особенно меня потрясли две сцены в романе: сцена объяснения с Одинцовой и сцена прощания с ней. Здесь перед нами не холодный, расчётливый человек, а романтик, человек, тонко чувствующий, умеющий по-настоящему любить, прощать, заботливый сын, жаль только, что понял он всё это так поздно. Таким образом, получается, что человек, который в своей жизни руководствуется в основном разумом и мало доверяет своему сердцу бывает несчастлив. А если слушать только своё сердце, можно ли избежать ошибок в жизни?

Ответ на этот вопрос можно найти, прочитав роман Л.Н. Толстова «Война и мир». Для меня весьма интересным оказался образ главной героини романа Наташи Ростовой. Впервые мы видим ее доверчивой, по-детски непосредственной, влюбленной во всех. В романе хорошо показано становление личности главной героини и ее превращение из маленькой наивной девочки в молодую влюбленную девушку. Ей не свойственны бесконечные поиски смысла жизни, как, например, Пьеру Безухову или Андрею Болконскому. Главное для Наташи Ростовой – это переполняющие ее чувства. Но можно ли жить, руководствуясь только чувствами, слушая сердце, не принимая во внимание разум? Мне кажется, тоже нет. Для главной героини любовь – единственный смысл жизни, и эта любовь её чуть не погубила. В стремлении к любви она не выдерживает разлуки с Андреем Болконским и трудностей, возникших с его семьей; встречает и увлекается Анатолем Курагиным, предавая свои чувства к князю Андрею. Эта истории не принесла главной героини ничего, кроме раскаяния и глубоких страданий. Получается, что можно наделать немало ошибок, руководствуясь лишь чувствами, не думая о последствиях своих поступков. А где же «золотая середина» и есть ли она вообще? Я думаю, что есть люди, которые умеют подчинять свои чувства разуму.

Навсегда осталась в моей памяти героиня романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Маша Миронова, которая живёт, руководствуясь разумом и чувством. Несмотря на то, что главная героиня любит Петра Гринёва, она не соглашается стать его женой без благословения родителей, так как понимает, что они не будут счастливы, если пойдут против воли родителей жениха. Лишь познакомившись с семьёй Гринёва, пройдя через серьёзные испытания, доказав на деле свою любовь к Петру, Маша Миронова заслуживает уважение его родителей, и к ней приходит долгожданное счастье.

Так чем же должен руководствоваться человек, совершая тот или иной поступок? Разумом? Или чувством? На примере судеб героев, можно сделать вывод, что разум и чувство должны быть в гармоничном единстве. Но это в идеале. А в жизни чаще всего приходится выбирать что-то одно, и от того, что же выбрал человек, зависит его дальнейшая судьба.

В этом отрывке мы видим описание чувств, возникших между героями романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» — Базаровым и Одинцо-вой. В данном эпизоде романа описывается чувство Базарова к Одинцо-вой, мучившее и бесившее его. Мы видим душевные переживания Базаро-ва, который, полюбив Одинцову, не находит себе места, пытается владеть своими чувством, которое бесит и мучит его. Почему же это происходит? Ответ — во внутренней сущности этого человека, в его убеждениях и взглядах на жизнь. Ответом на вопрос «Почему»? является то, что Базаров нигилист. Мы знаем о его независимом характере, уме, самоуверенности, самостоятельности и его взглядах на отношения между мужчиной и жен-щиной, которые Базаров называл «художеством». Любовь в понимании База-рова ничего не значила, он не понимал и не знал этого чувства. По убеж-дению Базарова, любовь — это чувство, которое можно контролировать. Никому не нужна трата столь драгоценного времени, считает Базаров, да он просто и не верит в любовь, в великую силу любви. Но герой встречает Одинцову, и все его мировоззрение рушится, все его убеждения теряют свою силу и аргументацию. Встреча с Анной Сергеевной Одинцовой изменила Базарова, «перевернула». Материал с сайта

Базаров пытается держать себя в руках, но даже Аркадий замечает пе-ремены в своем друге. Евгений не может открыть свою тайну Аркадию, ведь он должен быть для него примером, примером силы и стойкости во всем. Ни при каких обстоятельствах Базаров не может и не хочет отсту-питься. Независимость и гордость Одинцовой влекут Базарова настолько, что, кажется, он вот-вот про все забудет. Базаров — очень сильный по на-туре человек, любой может позавидовать его самообладанию, но, с одной стороны, нигилизм, а с другой, — такая прекрасная и гордая Анна Серге-евна. Сердце Базарова рвется к любви, но внутренний голос твердит, что нужно уйти. Он не может уйти, и это бесит его, а чувство, которое он не в силах открыть, только мучает его. Каждый раз наедине с Анной Сергеев-ной Базаров открывает в себе романтика, чувствуя, что чувства переполня-ют его. Но при встречах с Одинцовой осуждает ее аристократические за-машки, спорит с ее убеждениями, с которыми в глубине души согласен. И снова хочет ее обнять… Это бесконечное противоречие немыслимо, не дает Базарову покоя. Разум и сердце в непримиримой борьбе. Разум побе-ждает, но герою романа от этого не легче. Скорее, наоборот. Все его взгля-ды и убеждения не имеют теперь смысла, и герой романа понимает, осоз-нает это. И это-то мучит и бесит его. Земная человеческая любовь оказа-лась сильнее убеждений нигилиста, и это невыносимо сознавать Базарову.

Таким образом, я считаю, что Базарова мучит и бесит зарождающееся чувство к Одинцовой, потому что он не может высвободить его, открыть-ся, так как понимает, что нигилист в нем все же сильнее, чем романтик, а ведь именно это состояние скованных чувств и причиняет ему боль.

Выпускное (итоговое) сочинение-рассуждение по теме: Разум и чувства.

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые нуждаются друг в друге. Душа человека очень сложна. Бывают ситуации, когда чувства преобладают над разумом, а иногда разум берет вверх над чувствами. Не зря Люк де Клапье Вовенарг говорил: «Разуму не постичь надобностей сердца». Ведь действительно человек при всем желании не способен управлять настоящими чувствами, которые затмевают противоречащий им разум.

Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…». Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова. Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение. Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.

Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд. Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось.

Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.

Тот, кто с удовольствием посещал уроки литературы во время обучения в школе, обязательно помнит произведение И. С. Тургенева «Отцы и дети» и его главного героя, Евгения Базарова. Наверняка большинство читателей на вопрос, кто он такой, ответят, что этот персонаж - нигилист. Однако чтобы вспомнить, каково было большинству из нас понадобится некоторое время, чтобы извлечь из памяти то, что было прочитано. Кто-то познакомился с этим произведением пять лет назад, а кто-то - двадцать пять. Что ж, попробуем вспомнить вместе, что говорит Базаров о любви.

Любовь и нигилизм

Анна Сергеевна Одинцова

Все представления Евгения о любви меняются после того, как он знакомится с Чувство к этой женщине врывается в его сердце и берет верх над разумом. Оно противоречит всем его Отношение к любви Базарова идет вразрез с его представлениями о том, как должно быть.

Анна Сергеевна привлекает внимание Евгения на бале, он любуется красотой и статью этой прекрасной женщины, но спрашивает о ней с напускной небрежностью.

Отношения Базарова и Одинцовой

Анна Сергеевна тоже слегка заинтересовалась Евгением. Она приглашает его погостить в Никольское, свое имение. Базаров принимает это приглашение, эта женщина интересует его. В Никольском они проводят много времени, гуляя по окрестностям. Они много беседуют друг с другом, спорят. Евгений Базаров в глазах Одинцовой - очень интересный собеседник, она видит в нем умного человека.

А что же наш герой? Надо сказать, что после поездки в Никольское любовь в жизни Базарова перестает быть лишь тем, что не поднимается выше уровня физиологии. Он по-настоящему полюбил Одинцову.

Трагедия нигилиста

Итак, в душе Базарова произошла перемена, которая опровергает все его теории. Его чувство к Анне Сергеевне глубокое, сильное. Первоначально он пытается отмахнуться от этого. Однако Одинцова вызывает его на откровенный разговор во время прогулки по саду и получает признание в любви.

Базаров не верит в то, что чувство Анны Сергеевны к нему взаимно. Тем не менее любовь в жизни Базарова поселяет в его сердце надежду на ее расположение к нему. Все его мысли, все стремления теперь связаны с одной-единственной женщиной. Базаров хочет быть только с ней. Анна Сергеевна предпочитает не давать ему надежду на взаимность, выбрав душевное спокойствие.

Отвергнутый Базаров тяжело переживает. Он отправляется домой, пытаясь забыться в работе. Становится понятно, что прежнее отношение к любви Базарова навсегда осталось в прошлом.

Последняя встреча

Главному герою было суждено встретиться со своей любимой еще раз. Будучи смертельно больным, Евгений отправляет посыльного за Анной Сергеевной. Одинцова приезжает к нему с доктором, но она не бросается к нему в объятия. Она просто испугалась за Базарова. Евгений умирает на ее руках. К концу жизни он остается абсолютно одиноким. Базаров отвергнут всеми, только пожилые родители продолжают беззаветно любить своего сына.

Итак, мы видим, насколько сильно поменялось отношение к любви Базарова, когда он встретил свой женский идеал в лице Анны Сергеевны. Трагедия этого героя оказалась очень похожа на любовные разочарования, которые испытывал, вероятно, каждый. Мы встречаем человека, которого считаем идеальным, но он оказывается недосягаем по каким-то причинам. Мы страдаем от недостатка внимания, не замечая, что близкие люди готовы отдать очень многое ради нас. К концу жизни Базаров наконец начинает понимать силу родительской любви: «Таких людей, как они, в нашем свете днем с огнем не сыскать». Однако такое важное понимание приходит к нему слишком поздно.

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные