Святой праведный иаков боровичский чудотворец. «Самый таинственный святой. Глава I. Тайна земной жизни Боровичского Чудотворца

Особой святыней Иверской обители были мощи святого праведного Иакова Боровичского. Неведомо как, неведомо откуда являются к нам Божьи вестники, дабы засвидетельствовать простую и очевидную, но столь непостижимую для нас истину праведности неприметного, неотмеченного казалось бы никакими внешними свершениями жития.

Кто именно был в кратковременном житии своем на земли благоугодивший Господу отрок, святый Иаковъ Правед-ный, именуемый Боровичским чудотворцем, кто были его родители, и откуда нетленные мощи его приплыли к Боровичскому берегу, об этом нет достоверных сказаний, ни письменных, ни устных. Есть только верование в народе, основанное на каком-то неясном предании, вызванном, кажется, домогательством любопытствующих почитателей сего утодника, будто св. Иаковъ есть тот самый отрок, сын благочестивой вдовицы от страны Иверской, которому сия благочестивая мать вручила икону Богоматери, для сохранения ее от поругания иконоборцев, и будто он, пущенный со святою иконою в море, и таким образом в жизни своей послуживший к прославлению сей чудотворной иконы Богоматери, называемой Иверскою, и после смерти своей, по чудесному устроению Божию, разделяет ныне славу ее в Иверской Валдайской обители. Но в описаниях обстоятельств явления и чудес Иверской иконы Богоматери замечается, что сын вдовицы от страны Иверской, послуживший сохранению от иконоборцев чудотворной Иверской иконы Бо-жией Матери, в довольном возрасте своем, был монахом на св. горе Афонской и там скончался; а о св. Иакове Праведном нет никакого упоминания и, следовательно, к подтверждению вышеозначенного народного верования никаких исторических памятников не имеется.

Посему о личности св. Иакова Боровичского можно говорить лишь предположительно, с боль-шей или меньшей вероятностию. Он мог быть сыном смиренных и бедных, но благочестивых, хотя в простоте сердца и скрывавших от лю-дей свое благочестие, родителей, которые прожи-вая в одном из селений Боровичского края, расположенных по берегам реки Мсты, воспи-тывали свое чадо в страхе Божиим, под непосредственным своим попечением и руководством, не мудрствуя лукаво. Но, может быть, св. Иаков уже с раннего детства имел приют в одной из скромных, находившихся также на берегу Мсты, пустынных обителей, которых в старину в Боровичском крае было довольно много, проводил время в постоянно благоговейном настроении своей юной простой души, в посте и молитве; деятельно упражняемый в возращении смирения, кротости, послушания и других христианских добродетелей, особенно приличных отроческому возрасту, он очищал сердце свое от греховных поползновений и таким образом постепенно и верно достигал тихого пристанища, небесного наследия и вечного упокоения. Возможно и то, что св. Иаков, как говорят, в свое время был простой, но усердный к делу судовщик, и принял на себя суровый подвиг юродства; скончался внезапно, убитый громом. После же такой или иной кончины, честное тело человека Божия по-христиански, хотя и в крайнем убожестве, было погребено на берегу Мсты, в полной безвестности; а впоследствии св. нет-ленные останки его, вымытые из земли весенним разлитием Мстинских вод, были занесены небесным провидением в пределы Боровичские, где и открыта о них воля Божия.

Выходить за пределы вероятности в таких предположениях не только нет достаточных оснований, но и опасно, как бы не солгать на Святого . Да, и вообще, напрасны домогательства ума человеческого в том, что сокрыла от него десница Божия. Кто возглаголет силы Господни, слы-шаны сотворит вся хвалы Его. (Пс. 105, 2)? Как древний Израиль, по немощствованию ума своего и одебелению сердца, лишен был естественного утешения узреть воочию земной прах великого вождя своего Моисея, после таинственной его блаженной кончины: так и мы, по силе нравственных немощей своих, оказались недостой-ными видать земное житие Иакова Праведного. И новозаветный Израиль мог быть неспособен оценить по достоинству неведомые подвиги угод-ника Божия, сумевшего еще в юностнем возрасте стяжать себе неувядаемый венец славы. Для нас довольно знать, что святая вера Праведника Божия и его подвиги добродетелей прославлены, наконец, явлением и открытием честных мо-щей его и различными знамениями и чудесами, и таким образом, по устроению Божию, засви-детельствованы пред лицеем всех, как бы в подтверждение той евангельской истины, что Господь, видяй втайне, воздаст яве (Мф. 6, 6). А благоговей-ный церковный песнописец, восхваляя св. Иакова, от лица церкви свидетельствует, что самым утаением своего земного отечества сей праведник уверяет нас, что послан от Бога, скудостию же одеяния своего показывает нам свою крайнюю нестяжательность на земле, как бы чрез его явственно научая нас самих презирать случайные выгоды и мимолетные удобства настоящей жизни и постигать действительную непрочность бытия нашего в сей юдоли греха и стенания и устремляться всем существом своим к вечному отечеству на небесах.

Заключим "сие малое сказание наше" следую-щими достохвальными словами любомудрствующего витии: "Поелику земное отечество, родители и место рождения угодника Божия, Иакова Праведного, утаены от нас, по неисповедимым судьбам промысла Божия, то да будет нам известно, что святые угодники Божии не земного, но горнего, отечества ищут, не земнородным, но небесным, племенем хвалятся, не плотским родителем но духовным Отцом, вездесущим и всеблагим Богом, величаются, и не в земном, но в небесном граде вечно жительствовать тщатся. И так будем твердо знать и помнить, что сей досточудный угодник Божий есть именитый гражданин великого града Сиона, Иерусалима небесного" .

Явление мощей

Мощи святого праведного Иакова Боровичского явились при селении Боровичи во вторник на Светлой седмице. Произошло это, как пишет святитель Дмитрий Ростовский, в тот год, когда «настало время прославиться святому» .

Было половодье. Шумела на Боровицких порогах Мста, со страшным грохотом ломались, наползая друг на друга, льдины.

И вдруг из ледового дыма и грохота выплыла льдина и, двигаясь на встречу течению, уткнулась в берег, саженей на сто выше Свято-Духова монастыря.

Густой туман поднимался от льдины, а когда он рассеялся, увидели жители темную, словно опаленную огнем, сосновую колоду. Это был открытый гроб с телом нетленного отрока.

Кто был родом сей угодник, где жил и где скончался, достоверных сведений нет. Местное предание говорит о том, что он был простой и усердный судовщик, принял юродство Христа ради и был убит громом.

Нет сомнения, что предание это возникло много времени спустя, а тогда, когда Мста принесла в Боровичи льдину с сосновой колодой, жители села не приняли мощей святого праведного Иакова, а оттолкнули льдину прочь, на середину реки.

Но льдина с телом святого угодника Божия снова вернулась на прежнее место, и тогда ее снова вытолкнули на речную стремнину. И в третий раз вернулась льдина. На этот раз блаженный чудотворец сам явился во cне сразу нескольким жителям Боровичей.

Отчего, будучи христианами, немилосердно гоните меня, подобного вам, христианина? - спросил он. - Если же вы это делаете лишь потому, что не знаете моего имени, то я открою его вам: я - Иаков, получивший имя cиe в честь Иакова, брата Господня.

Хотя смиренный и кроткий отрок, и не снискал при жизни славы у своих односельчан и был гоним по смерти ими, боровичане первыми явятся вскоре к нему с молитвами. Осознав увиденное в сонных явлениях, народ боровичский поспешил на берег Мсты, благоговейно изъял из воды колоду с мощами и устроил погребение в небольшой часовенке. Многие годы останки блаженного Иакова нетленно почивали под спудом, источая благодатные исцеления.

Открытия мощей

После многих знамений и чудес, совершившихся при гробе Иакова Праведного, о чем жители Боровичей в 1544 году довели о сем до сведения Новгородского архиепископа Феодосия, выразив искреннее желание в том, чтобы мощи сего нового Чудотворца, были освидетельствованы и открыты.

Владыка Новгородский назначил комиссию, состоявшую из игумена Новгородского Антонова монастыря Константина, Софийского собора священника Василия, Софийского дьякона Патрикея. Комиссия, прибыв в Боровичи, прежде всего освидетельствовала мощи Праведного Иакова, затем приступила к сбору сведений о его жизни через расспросы священников, старост, волостных людей. Из множества чудес, о которых в то время сохранились сказания, комиссия проверила шесть случаев чудесных исцелений, незадолго до того совершившихся. Комиссия составила особый акт, который был представлен архиепископу Новгородскому Феодосию, а затем митрополиту Московскому и Всея Руси Макарию. Грамотою 1545 года он предписал открыть мощи св. Иакова Праведного Боровичского чудотворца, ежегодно праздновать память его в 23-й день месяца октября, вместе с памятью апостола Иакова, коему тезоименит новоявленный угодник Божий.

23 октября 1545 года было совершено торжественное открытие нетленных мощей Иакова Боровичского и перенесение их в Свято-Духовский храм с переложением в новую раку.

На том месте, куда прибыли мощи св. Иакова, вскоре открылся целебный источник и устроена была деревянная церковь.

Перенесении св. мощей Иакова Праведного из Боровического Свято-Духова монастыря в Валдайский Иверский монастырь

Но как бы в наказание за неверие и малодушие боровичских жителей, оказанное ими во время приплытия нетленных мощей Иакова Праведного, Господь не благоволил, чтобы сие Драгоценное сокровище навсегда оставалось с ними. Святейший патриарх Никон, узнал о чудесах, свершавшихся при мощах св. Иакова Праведного, но, получив сведения о том, что они находятся в Боровичах в большом небрежении пожелал перенести св. мощи в новосозидавшуюся тогда Иверскую обитель. Перенесение это совершилось в феврале 1654 года.

Накануне переложения мощей в новую серебряную раку, патриарху Никону было сонное видение, о котором он и рассказал прибывшим вместе с ним в Иверский монастырь духовным лицам: «Увидел я великий свет на том месте, где строится св. обитель сия, и среди сего света лежащего на каком-то возвышении человека, светлого телом, только на нужных членах имущаго некия рубы; сочтя его мертвым, я приблизился к нему, дабы прикрыть наготу тела его; но приблизившись вижу у лежащего руки благословляющие, и он, как живой, складывает их на груди своей».

На следующий день, 26 февраля 1654 года, в третью субботу Великого поста, после литургии и молебна приступили к переложению мощей св. Иакова из ветхой деревянной раки в новоустроенную серебряную. Едва только открыл патриарх святые мощи, как вдруг увидел руки св. угодника Божия благословляющими точно так, как показалось ему в сонном видении; и положил он тогда руки св. Иакова на нетленные перси его так, как видел их слагаемыми во сне. Бывшие же при этом митрополит и архимандриты, слышавшие ранее о чудном сновидении патриарха, сказали ему: «Так на самом деле исполнилось то, что ты видел: вот святые мощи наги, и святые руки св. Иакова своими руками слагаешь на святые перси его». Обрядив честные мощи в новую белую камку, положили их в новую раку и покрыли драгоценными покровами, воздав им достойное поклонение.

В первой половине XIX века графиня А. Орлова-Чесменская принесла в дар Иверскому монастырю серебряную крышу для раки св. Иакова Боровичского. Размеры крыши XIX века соответствовали размерам раки изготовленной по заказу патриарха Никона в XVII веке и составляли 43 х 16 вершков (189,2 х7 0,4 сантиметров.)

21 мая 1858 года мощи были переложены в новую серебряную раку, а старинная была использована на изготовление риз для икон. Но крыша раки, подаренная А. Орловой-Чесменской, была сохранена и в 1918-1930 годах экспонировалась в Никоновском музее, устроенном в Иверском монастыре.

В 1858 году перед новой ракой была зажжена неугасимая серебряная лампада с елеем в дар св. Иакову от жителей Валдая.

Новая серебряная чеканная рака, как и прежняя, находилась в Успенском соборе, Иверского монастыря, за левым клиросом, между двумя столбами под резным позолоченном балдахином, на возвышении. В ней почивают открытыми мощи св. прав. Иакова Боровичского. На верхней части раки рельефно изображен лежащий св. Иаков. С боков представлены рельефно: собрание народа, смотрящего на явление св. мощей на льдине в водах бурной реки Мсты и перенесение св. мощей в Боровичскую церковь Св. Духа. В ногах, изображение явления св. Иакова старейшим боровичским поселянам. В голове изображен древний тропарь святому: «Божественною благодатию просветився, / и по смерти даруеши исцеление / притекающим к тебе, премудре Иакове: / темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение, / веселяще вкупе души и телеса. / Тем вси вопием: / слава Давшему ти крепость! / Слава Венчавшему тя! / Слава Действующему тобою всем исцеления!»

На нижнем карнизе раки находилась следующая надпись: «В царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича по благословению Высокопреосвященнейшего Григория митрополита Новгородскаго и С.-Петербургского устроися сия рака для честных мощей св. прав. Иакова Боровичскаго, нетленно почивающих в Валдайском Иверском монастыре, при настоятеле архимандрите Лаврентии и при наместнике отце Димитрии с братиею, усердием доброхотных жертвователей в 1858 году устр. С.-Петербург мастер. Федором Андреевым Верховцевым. 84 пробы весу серебра 149 фунтов 5 золотников» .

Продолжение следует...

Иаков Боровичский, праведный. Слово о его Святых Мощах

Особой святыней Иверской обители были мощи святого праведного Иакова Боровичского. Неведомо как, неведомо откуда являются к нам Божьи вестники, дабы засвидетельствовать простую и очевидную, но столь непостижимую для нас истину праведности неприметного, неотмеченного казалось бы никакими внешними свершениями жития.

Явление мощей

Мощи святого праведного Иакова Боровичского явились при селении Боровичи во вторник на Светлой седмице. Произошло это, как пишет святитель Дмитрий Ростовский, в тот год, когда «настало время прославиться святому».

Было половодье. Шумела на Боровицких порогах Мста, со страшным грохотом ломались, наползая друг на друга, льдины. И вдруг из ледового дыма и грохота выплыла льдина и, двигаясь на встречу течению, уткнулась в берег, саженей на сто выше Свято-Духова монастыря. Густой туман поднимался от льдины, а когда он рассеялся, увидели жители темную, словно опаленную огнем, сосновую колоду. Это был открытый гроб с телом нетленного отрока.

Кто был родом сей угодник, где жил и где скончался, достоверных сведений нет. Местное предание говорит о том, что он был простой и усердный судовщик, принял юродство Христа ради и был убит громом. Нет сомнения, что предание это возникло много времени спустя, а тогда, когда Мста принесла в Боровичи льдину с сосновой колодой, жители села не приняли мощей святого праведного Иакова, а оттолкнули льдину прочь, на середину реки. Но льдина с телом святого угодника Божия снова вернулась на прежнее место, и тогда ее снова вытолкнули на речную стремнину. И в третий раз вернулась льдина. На этот раз блаженный чудотворец сам явился во cне сразу нескольким жителям Боровичей.

– Отчего, будучи христианами, немилосердно гоните меня, подобного вам, христианина? – спросил он. – Если же вы это делаете лишь потому, что не знаете моего имени, то я открою его вам: я – Иаков, получивший имя cиe в честь Иакова, брата Господня.

Хотя смиренный и кроткий отрок, и не снискал при жизни славы у своих односельчан и был гоним по смерти ими, боровичане первыми явятся вскоре к нему с молитвами. Осознав увиденное в сонных явлениях, народ боровичский поспешил на берег Мсты, благоговейно изъял из воды колоду с мощами и устроил погребение в небольшой часовенке. Многие годы останки блаженного Иакова нетленно почивали под спудом, источая благодатные исцеления.

Открытие мощей

После многих знамений и чудес, совершившихся при гробе Иакова Праведного, о чем жители Боровичей в 1544 году довели о сем до сведения Новгородского архиепископа Феодосия, выразив искреннее желание в том, чтобы мощи сего нового Чудотворца, были освидетельствованы и открыты.

Владыка Новгородский назначил комиссию, состоявшую из игумена Новгородского Антонова монастыря Константина, Софийского собора священника Василия, Софийского дьякона Патрикея. Комиссия, прибыв в Боровичи, прежде всего освидетельствовала мощи Праведного Иакова, затем приступила к сбору сведений о его жизни через расспросы священников, старост, волостных людей. Из множества чудес, о которых в то время сохранились сказания, комиссия проверила шесть случаев чудесных исцелений, незадолго до того совершившихся. Комиссия составила особый акт, который был представлен архиепископу Новгородскому Феодосию, а затем митрополиту Московскому и Всея Руси Макарию. Грамотою 1545 года он предписал открыть мощи св. Иакова Праведного Боровичского чудотворца, ежегодно праздновать память его в 23-й день месяца октября, вместе с памятью апостола Иакова, коему тезоименит новоявленный угодник Божий.

23 октября 1545 года было совершено торжественное открытие нетленных мощей Иакова Боровичского и перенесение их в Свято-Духовский храм с переложением в новую раку. На том месте, куда прибыли мощи св. Иакова, вскоре открылся целебный источник и устроена была деревянная церковь.

Перенесение святых мощей Иакова Праведного

Но как бы в наказание за неверие и малодушие боровичских жителей, оказанное ими во время приплытия нетленных мощей Иакова Праведного, Господь не благоволил, чтобы сие Драгоценное сокровище навсегда оставалось с ними. Святейший патриарх Никон, узнал о чудесах, свершавшихся при мощах св. Иакова Праведного, но, получив сведения о том, что они находятся в Боровичах в большом небрежении пожелал перенести св. мощи в новосозидавшуюся тогда Иверскую обитель . Перенесение это совершилось в феврале 1654 года.

Накануне переложения мощей в новую серебряную раку, патриарху Никону было сонное видение, о котором он и рассказал прибывшим вместе с ним в Иверский монастырь духовным лицам: «Увидел я великий свет на том месте, где строится обитель сия, и среди сего света лежащего на каком-то возвышении человека, светлого телом, только на нужных членах имущаго некия рубы; сочтя его мертвым, я приблизился к нему, дабы прикрыть наготу тела его; но приблизившись вижу у лежащего руки благословляющие, и он, как живой, складывает их на груди своей».

На следующий день, 26 февраля 1654 года, в третью субботу Великого поста, после литургии и молебна приступили к переложению мощей св. Иакова из ветхой деревянной раки в новоустроенную серебряную. Едва только открыл патриарх святые мощи, как вдруг увидел руки угодника Божия благословляющими точно так, как показалось ему в сонном видении; и положил он тогда руки праведного Иакова на нетленные перси его так, как видел их слагаемыми во сне. Бывшие же при этом митрополит и архимандриты, слышавшие ранее о чудном сновидении патриарха, сказали ему: «Так на самом деле исполнилось то, что ты видел: вот святые мощи наги, и святые руки праведного Иакова своими руками слагаешь на святые перси его». Обрядив честные мощи в новую белую камку, положили их в новую раку и покрыли драгоценными покровами, воздав им достойное поклонение.

В первой половине XIX века графиня А. Орлова-Чесменская принесла в дар Иверскому монастырю серебряную крышу для раки Иакова Боровичского. Размеры крыши XIX века соответствовали размерам раки изготовленной по заказу патриарха Никона в XVII веке и составляли 43 х 16 вершков (189,2 х 70,4 сантиметров).

21 мая 1858 года мощи были переложены в новую серебряную раку, а старинная была использована на изготовление риз для икон. Но крыша раки, подаренная А. Орловой-Чесменской, была сохранена и в 1918–1930 годах экспонировалась в Никоновском музее, устроенном в Иверском монастыре.

В 1858 году перед новой ракой была зажжена неугасимая серебряная лампада с елеем в дар святому Иакову от жителей Валдая.

Новая серебряная чеканная рака, как и прежняя, находилась в Успенском соборе, Иверского монастыря , за левым клиросом, между двумя столбами под резным позолоченном балдахином, на возвышении. В ней почивают открытыми мощи праведного Иакова Боровичского . На верхней части раки рельефно изображен лежащий святой Иаков. С боков представлены рельефно: собрание народа, смотрящего на явление святых мощей на льдине в водах бурной реки Мсты и перенесение св. мощей в Боровичскую церковь Святаго Духа. В ногах, изображение явления Иакова старейшим боровичским поселянам. В голове изображен древний тропарь святому: «Божественною благодатию просветився, и по смерти даруеши исцеление притекающим к тебе, премудре Иакове: темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение, веселяще вкупе души и телеса. Тем вси вопием: слава Давшему ти крепость! Слава Венчавшему тя! Слава Действующему тобою всем исцеления!»

На нижнем карнизе раки находилась следующая надпись: «В царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича по благословению Высокопреосвященнейшего Григория митрополита Новгородскаго и Санкт-Петербургского устроися сия рака для честных мощей святого праведного Иакова Боровичскаго, нетленно почивающих в Валдайском Иверском монастыре, при настоятеле архимандрите Лаврентии и при наместнике отце Димитрии с братиею, усердием доброхотных жертвователей в 1858 году устроена Санкт-Петербуржским мастером Федором Андреевым Верховцевым. 84 пробы весу серебра 149 фунтов 5 золотников».

А.П. Полевиков.
«Самый таинственный святой»
(Историко-краеведческий очерк).
Боровичи, 2003.

Глава I. Тайна земной жизни Боровичского Чудотворца.

Люди любят тайны. С жадным интересом читают они ас­трологические прогнозы, книжки и статьи, написанные про­фессорами всемирных оккультных академий. Да, современ­ный человек не может обойтись без таинственного, нередко забывая, что подлинное чудо не может быть без Бога и церк­ви.

В Боровичах все началось дивно и таинственно ранним весенним утром 11 апреля 1452 года, на третий день Пасхи, в праздник Иверской иконы Божией Матери.

Ярко взошедшее солнце осветило золотистыми лучами легкие белые облака, синеву неба и берег реки Мсты у села Боровичи.

Шумно и яростно несла свои воды бурливая река, сбра­сывая с себя ледяные оковы зимы, свирепо разбивая их об острые камни своих многочисленных порогов. Огромные, покрытые пеною льдины с треском громоздились у берегов.

Мста неприветлива во время ледохода, никто не решится спустить в это время ладью в ее яростные волны. В такую пору прибивало волнами к берегу немало разбитых судов, а порою и тела утопленников.

С ужасом смотрели жители села на свою родную реку, но не величие ледохода привлекало их теперь. Новое невидан­ное зрелище заставило почти всех покинуть дома и быть на берегу.

Громадная льдина неслась по реке не по течению, а про­тив. Густой пар, как кадильный дым, поднимался над нею. Как ладья, управляемая искусной рукой опытного кормчего, пристала она к берегу.

Еще в больший ужас пришли боровичане, когда увидели на льдине сосновую колоду — открытый гроб и в нем нетлен­ное тело отрока. Казалось, дыхание смерти его не коснулось.

— Дивны дела Твои, Господи! — перекрестились они. — От­куда юноша и кто он?

— Бог про то ведает, — дали ответ старики, старшины села. — Нам теперь надо себя оберегать. Пойдет слух о прибытии к нам гроба с юношей и придется ответ держать перед воево­дою и дьяками. Отведем гроб шестами по течению реки, пусть плывет, куда ему Бог путь укажет, — решили они и оттолкну­ли от берега льдину с гробом отрока.

Льдина отплыла немного и вернулась к берегу.

Тогда боровичане отвели ее по течению реки версты за две от своего села. Гроб с телом отрока был предоставлен волнам. Бурные воды должны были унести его в течение ночи на де­сятки верст вниз по реке. Но, на рассвете следующего дня, льди­на вновь появилась вблизи села и опять пристала к берегу.

Наконец, вразумил Господь боровичан. Незнакомый от­рок явился во сне сразу нескольким благочестивым старей­шинам боровичским и сказал им: «Из-за чего вы, православ­ные христиане, немилостиво гоните от себя подобного вам христианина? Из-за чего противитесь Господу, направившему к вам тело мое? Неужели из-за того, что вам неведомо имя мое? Так знайте же, что я называюсь Иаков и наречен так в честь святого Иакова, брата Господня по плоти» 1 .

Проснувшись, старейшины поспешили сообщить друг другу о дивном сновидении. Слух об этом быстро распрост­ранился. И поняли тогда боровичане свое неразумное отно­шение к мощам неведомого отрока. Сообразили они, что нео­бычайное сновидение, явленное сразу нескольким старейши­нам, свидетельствует о святости того, кого они пытались от себя отогнать. Много горьких слез пролили при этом. Дреко­лье, которым отталкивали тело юноши, сожгли.

Поспешили старейшины вместе с народом на мстинский берег, благоговейно сняли мощи отрока Иакова с льдины и после поклонения им, погребли их тут же на берегу, а над могилой установили деревянный сруб, имевший поверх зем­ли вид небольшой часовни. В нем в резном деревянном киоте установили икону Божией Матери «Умиления».

— Теперь мы умилили Богородицу, придав земле тело Иакова — сказали старейшины села.

— Не случайно же явились мощи в праздник Вратарницы, иконы Божией Матери Иверской, которая является хранитель­ницей городов и сел, — заметили старейшины боровичские.

Долго не могли боровичане простить себе свое небреж­ное отношение к мощам праведника, приходили на место по­гребения его, просили прощения у Господа, у Богородицы и у отрока Иакова. И многие получили не только утешение, но и исцеление от своих болезней. Молва о чудесах, исходящих от мощей Иакова, распространилась по всей округе. И вот уже жители не только Боровичей и окрестных селений, но и отдаленных мест России пошли со своими бедами к новояв­ленному чудотворцу.

Прошло 93 года. После многих знамений и чудес, совер­шившихся при гробе святого Иакова, жители Боровичей ста­ли просить Новгородского архиепископа Феодосия, чтобы честные мощи праведника были открыты для всеобщего по­клонения. Ничего не знали боровичане о жизни отрока Иако­ва, о том, какими подвигами духовными заслужил он милость Господню, но после земной кончины своей прославил святой праведный Иаков свое имя великими чудесами и исцеления­ми.

И вот 23 октября (5 ноября по н. ст.) 1545 года, в день памяти святого апостола Иакова, брата Господня, произош­ло в Боровичах великое торжество. При огромном стечении народа священнослужители новгородские и боровичские, со­вершив моление во славу Святой Троицы, с подобающей че­стью открыли мощи угодника Божия Иакова, оказавшиеся совершенно нетленными 2 .

Возложили священнослужители гроб с мощами святого на плечи свои и Крестным ходом понесли их в Свято-Духов мо­настырь, недалеко от которого и явлены были эти святые мощи, переложили их в раку и установили для поклонения в соборной церкви в честь Святого Духа. Дивный отрок был причислен к лику святых Православной Церкви. А на месте захоронения св. Иакова открылся источник. Вода его исцеля­ла головные боли и глазные болезни. Над ним воздвигли де­ревянную церковь в честь иконы Божией Матери «Умиления».

И вновь потекли к мощам праведника толпы богомоль­цев, жаждущих исцеления. И всем приходящим с верою по­могал святой Иаков.

Одна благочестивая женщина именем Дария долгое вре­мя страдала тяжелой болезнью, от которой лишилась зрения. Но с верою придя к раке с мощами праведного Иакова и усердно помолившись ему, немедленно получила исцеление и от головной боли и от слепоты.

Некий священник три года страдал головными болями, до того сильными, что на одно ухо оглох. Однажды, изнемо­гая от своей болезни, священник уснул и вдруг видит во сне, что к нему кто-то подошел и, называя себя Иаковом Боровичским, спрашивает о болезни. Священник рассказал, чем он болен. Тогда Иаков, прикоснувшись к голове больного, ткнул пальцем в ухо и сделался невидим. Проснувшись, свя­щенник не ощутил никакой боли в голове, вскоре прошло иухо. Ну а после того сей священник с благодарностью совер­шил поклонение святым мощам праведного Иакова.

Много других чудес и исцелений совершилось в Боровичах но молитвам святого праведного Иакова.

Патриарх Никон слышал о чудесах, совершавшихся при мощах св. Иакова Праведного, и решил перенести их во вновь строившийся Иверский Валдайский монастырь. Перенесение это совершилось 23 февраля 1654 г. В этот день присланные от патриарха отцы: Валдайского Иверского монастыря архимандрит Дионисий, Новгородского Вяжищского монасты­ря архимандрит Евфимий и Спасского Старорусского мона­стыря игумен Феодосии, прибыв в Свято-Духов монастырь, совершили всенощное бдение и Божественную литургию. По окончании богослужения они положили честные мощи угод­ника Божия Иакова вместе с деревянною ракою в сани и со­проводили их до Иверского монастыря.

За двадцать верст до этой обители, в селе Едрово встре­тил их и до самого конца пути сопровождал Новгородский митрополит Макарий. Когда же они достигли Иверского мо­настыря, святые мощи Иакова Праведного с подобающею честью внесены были в церковь и поставлены на специально приготовленном месте. В Боровичском монастыре была ос­тавлена небольшая часть от святых мощей прав. Иакова. Она сохранялась в особом ковчежце, который был вделан в се­ребряный с позолотой оклад иконы прав. Иакова, находящейся в деревянной раке. Свято-Духов монастырь в том же году был приписан к Иверскому Валдайскому монастырю.

В Боровичах патриарх Никон решил возвести новый мо­настырь недалеко от старого, на противоположном берегу реки Мсты, и назвать его Ново-Духовым. Вначале возвели деревянные постройки, но одновременно готовились к строи­тельству каменного собора. С этой целью были построены сараи, где стали обжигать кирпич. В Ново-Духов монастырь была перенесена рака с частицей мощей прав. Иакова, и на иконах св. Иаков стал изображаться стоящим на левом бере­гу реки Мсты. Строительство собора началось в 1664 году. Строили его мастера из Иверского монастыря. Судьба пост­ройки печальна. После того, как патриарх Никон оказался в опале, недостроенную церковь приказали разобрать, а кир­пич перевезти в Свято-Духов монастырь. Так и сделали в 1672 г. От Ново-Духова монастыря не осталось и следа, а каменный собор из этого кирпича построили в древнем Свя­то-Духовом монастыре на намоленном месте. Боровичане вос­приняли это событие как одно из чудес прав. Иакова. В Боро­вичах на месте Ново-Духова монастыря началось кирпичное производство из качественных местных глин, которое впос­ледствии принесло славу городу Боровичи.

Кем был в кратковременном житии своем на земле благоугодивший Господу отрок святой Иаков Праведный, име­нуемый Боровичским чудотворцем, кто были его родители и откуда нетленные мощи его приплыли к боровичскому бере­гу? Об этом нет достоверных сведений, ни письменных, ни устных. Зато осталось у боровичан множество сказаний, пре­даний и легенд, связанных с именем этого святого.

Существует легенда, что будто св. Иаков — сын благоче­стивой вдовы, которая вручила ему икону Богоматери, на­зываемою Иверскою, для сохранения ее от поругания иконо­борцев.

Может быть, что св. Иаков уже с раннего детства имел приют в одной из пустынных обителей, которых было много в старину на берегах реки Мсты, где проводил время в посте и молитве, упражняемый в смирении, кротости, послу­шании и других христианских добродетелях. В безвестности скончался он и был погребен на мстинском берегу. Воз­можно, что древний каменный крест, найденный боровича-нами в реке, был вымыт неспокойными водами Мсты с мес­та его погребения 3 .

Можно предположить что, утаивая отечество свое зем­ное, прав. Иаков тем самым указывал на то, что послан в Боровичи Божием промыслением. Скудностью же одежды указывал на свою крайнюю нестяжательность.

Есть преданье, что св. Иаков в свое время был простой, но усердный к делу судовщик на сложном и опасном древнем водном пути, проходившем по реке Мете. Позднее принял на себя Христа ради суровый подвиг юродства и скончался мо­лодым, пораженный молнией. Как и во всяком юродивом в отроке Иакове билось горячее сердце, которое искало у лю­дей сочувствия и само давало это сочувствие людям. Впос­ледствии нетленные останки его, вымытые из земли весен­ним разливом мстинских вод, были занесены небесным про­видением в пределы боровичские.

Приверженность и любовь к храму и святым иконам всем своим юным существом показывает прав. Иаков тем, что мощи его чудесным образом как бы сами двигались к храму Божию, порою наперекор чужой воле. Этого не могло бы про­исходить помимо воли самого праведника. Если так стремился он к церкви после смерти, то уж тем более, наверное, и при жизни. О том же говорят и чудеса, совершившиеся от мощей его — они так же приводят людей к церковной жизни.

…Скрыта нам осталась Праведника жизнь,
Ясно, что пред Богом, как кристалл, он чист…
…Да и знать не надо, знает то лишь Бог,
Как достигнуть Неба Отрок в жизни смог.
Заповеди знаем, весь закон любви,
Подражай Иакову, праведно живи!
(Елена Никольская «Праведный Иаков»).

Почитателем памяти прав. Иакова был Государь импе­ратор Петр I. Видимо, это связано с тем, что Боровичи из­древле славились искусными лоцманами, которых так высо­ко ценил основатель русского флота. Своим небесным покро­вителем лоцманы почитали Иакова Праведного, утверждая даже, что в земной жизни он также был лоцманом. Есть сви­детельства, что Петр I заложил в основание Петро-Павловского собора в новой российской столице вместе с частицей мощей св. Андрея Первозванного, частицу мощей прав. Иако­ва Боровичского. Возможно, этим обстоятельством объясня­ется тот факт, что в 1714 г. Свято-Духов монастырь был при­писан к Александро-Невскому монастырю в Санкт-Петер­бурге, в зависимости от которого находился до 1730 года. Впоследствии он оставался приписным к Валдайскому Иверскому до 1764 года.

Память праведного Иакова совершается 5 ноября, на день святого Иакова, брата Господня, имя которого, как он сам открыл старейшинам, носил праведный отрок. Кроме того, в Боровичах отмечается праздник явления святых мощей прав. Иакова во вторник Светлой седмицы. В Иверском Валдайс­ком монастыре еще отмечается праздник в честь прав. Иако­ва 3 июня. В этот день до закрытия обители совершался тор­жественный Крестный ход вокруг монастыря с мощами прав. Иакова и чтимыми иконами.

Несомненно святой Иаков — самый близкий боровичанам святой. Он близок им не только по месту прославления, но еще и тем, что и доныне сохранил Господь в Боровичах частицу мощей праведника во свидетельство особой милости этому городу.

В настоящее время частицы мощей святого Иакова нахо­дятся в трех боровичских храмах, в них постоянно соверша­ются молебны и читается Акафист этому святому. Не пре­кращается поток верующих, ищущих и обретающих от свя­того помощь и исцеление.

А на месте явления мощей на берегу реки Мсты стоит теперь маленькая церковь иконы Божией Матери «Умиления», напоминая боровичанам о знаменательном событии, произо­шедшем на этом месте в давние времена, но имеющие огром­ное значение и для современной жизни.

1 Святой апостол Иаков — брат Господень был сыном прав. Иосифа, обручника Пресвятой Девы Марии. От юности своей возлюбил он строгое жи­тие: ел только хлеб, пил только воду, носил грубую одежду, спал мало, по­свящая все ночи молитве. Видя праведное и богоугодное житие Иакова, его нарекли праведным. Иаков был первым Иерусалимским епископом. Многих он обратил к Богу и наставил на правый путь. Он принял мученическую смерть за Христа. На иконах прав. Иаков Боровичский нередко изображает­ся рядом с апостолом Иаковом.

2 Мощи прав. Иакова оставались в таком же виде вплоть до их утраты в XX веке.

3 Особой святыней Боровичской земли являлся древний каменный крест, который обнаружили в 1758 г. на дне реки Мсты. Его установили в стене Троицкого (Введенского) собора и постоянно служили у креста водосвятные молебны. Установлено, что крест изготовлен в XV веке. В настоящее время этот уникальный памятник древнерусской скульптуры находится в Русском музее г. Санкт-Петербурга.

В Сказании о чудесах от мощей Иакова Боровичского сообщается, что летом 1544 г. жители Боровичей (ныне город в Новгородской обл.) обратились к Новгородскому и Псковскому архиепископу Феодосию с просьбой об освидетельствовании явленных чудотворных мощей неизвестного святого, погребенных в часовне на правом берегу реки Мсты. Архиепископ Феодосий послал в Боровичи клириков новгородского Софийского собора: священника Иоанна и диакона. Освидетельствование сопровождалось расспросами местных жителей о святом. Новгородским клирикам было рассказано местное предание, передававшееся «из роду в род», о явлении во вторник Светлой седмицы мощей, плывших в обгорелой колоде (гробе) без верха на большой льдине к Боровичам во время весеннего разлива Мсты (в севернорусской агиографии часто встречаются сообщения о вымывании мощей из земли во время весеннего половодья — см., в частности, Сказание о явлении мощей преподобных Вассиана и Ионы Пертоминских, Сказание о чудесах прп. Кирилла Вельского, Житие прп. Варлаама Важского). Мощи были погребены на правом берегу Мсты в том месте, куда их принесло водой. Следственная комиссия не выяснила, когда произошло это событие. В источниках приводятся разные даты: вторник Светлой седмицы 1452 г., пришедшийся в том году на 11 апреля (РНБ. Погод. № 629. Л. 172, XVII в.), 23 октября 1542 г. (см.: Сергий. Т. 1. С. 610) или 23 октября 1544 г. (РНБ. Археол. об-во. № 31. Л. 16 об., нач. XVIII в.). Преставление Иакова Боровичского связывают с 1452 г. (Там же) или с 1540 г. (Барсуков. Стб. 233). Длительная традиция передачи предания об Иакове Боровичском старожилами-«памятухами», существовавшая к сер. XVI в. в Боровичах, позволяет отнести явление мощей святого к XV в. В «Повести словеси…» сообщается, что мощи Иакова Боровичского плыли против течения, жители Боровичей отталкивали их от берега, однако гроб трижды приставал к одному и тому же месту. Устойчивость предания о первоначальном пренебрежении мощами Иакова Боровичского привела к тому, что коренных жителей Боровичей еще в XX в. звали «невежами» (Панченко. 1998. С. 134). После погребения мощей святой явился в сонном видении «старым людям» в Боровичах и сообщил: «Меня зовут Иаковом, ангил мой Иаков, брат Божий по плоти». Согласно более позднему местному преданию, Иаков Боровичский был отроком. В посвященных святому виршах, созданных не ранее 1657 г., он описан как юродивый отрок: «Кому подобен Иаков преблагий / Боровический, иже телом нагий. / Облече душу в добрый бисер драгий, / Днесь украшает Иверские праги. / Что луна небу, то Иаков младый» (цит. по: Некрасов И. С. Зарождение нац. лит-ры в Сев. Руси. Од., 1870. Ч. 1. С. 173; ср.: С. 54). Под влиянием сборника «Рай мысленный», в котором Слово о явлении мощей Иакова Боровичского соседствует с сочинениями об Иверской иконе Божией Матери, а также того обстоятельства, что мощи Иакова Боровичского и список Иверской иконы были главными святынями валдайского Иверского монастыря, к XIX в. сложилось предание об Иакове Боровичском как об отроке — герое Сказания об Иверской иконе Божией Матери, вместе с вдовицей прятавшем икону в Никее во времена иконоборчества (день празднования Иверской иконы — вторник Светлой седмицы — совпадает с днем явления мощей Иакова Боровичского). Прославленный в церковной службе как блаженный (Минея (МП). Октябрь. с. 589-592), Иаков Боровичский в старших посвященных ему памятниках называется праведным и преподобным, возможно, потому, что его чудотворные мощи почивали в боровичском в честь Сошествия Св. Духа на апостолов и в валдайском Иверском монастырях. В преданиях Иаков Боровичский предстает также крестьянином, судовщиком (бурлаком), который «принял Христа ради юродство и был убит громом» (Голубинский. С. 88; Секретарь. 1998. С. 272-275).

Священник Иоанн и диакон в «обыске чудес» 2 июля 1544 г. писали: «Смотрили умершаго Иакова, а он лежит в мощах: глава вся цела, и плоть его присохла к костем, око левое полно, а правое половина впало, губы обе целы, а ухо левое полно, а правое поизлежало, на обеих странах плоть личная от щек оттянулась и ис(со)хла, и на лице плоть костям прис(о)хла; рука левая по локоть с костью по запястье с телом зас(о)хла, и нохти и персты — все цело… а правая рука по локоть с костью, два перста у ней, а иные поотпали, а на перстех плоть и нохти есть; а по левой стране ребра засохли с плотью; а правыя страны ребра распалися, две ребренных кости держатца с теми грудми, а прочие уды все развалилися — лежат кости обнаженны» (ГИМ. Син. № 447. Л. 349-349 об.). В Сказании о чудесах от мощей Иакова Боровичского сообщается, как, получив «обыск чудес», архиепископ Феодосий обратился к Московскому митрополиту святому Макарию. Тот прислал грамоту, в которой предписывал создать комиссию для перенесения мощей Иакова Боровичского в новопостроенную церковь Сошествия Святого Духа в боровичском Свято-Духовом монастыре. Второй частью Сказания о чудесах от мощей Иакова Боровичского является грамота архиепископа Феодосия от 6 октября 1544 г., составленная дьяком Третьяком Федоровым, согласно которой игумне новгородского Антония римлянина монастыря Константину и священнику Иоанну вместе с другими клириками и жителями Боровичей предписывалось перенести мощи Иакова Боровичского из часовни на берегу Мсты в боровичский монастырь, положить их в раку у южных дверей Свято-Духовской церкви и устроить над мощами гробницу. Благословлялось впредь ежегодно отмечать день перенесения мощей панихидой и обедней. Как свидетельствует 3-й документ, перенесение мощей произошло 23 октября 1544 г., тогда же была освящена Свято-Духовская церковь. К сер. XVII в. мощи Иакова Боровичского почивали в Свято-Духовской церкви в деревянной раке.

У гроба святого начали совершаться чудеса, которые кратко фиксировались. Первая дополненная редакция Сказания содержит сведения о 169 чудесах, причем запись их в 1561-1582 гг. (начиная с 44-го чуда) велась погодно. Во 2-й дополненной редакции Сказания представлены за 1561-1599 гг. 42 записи, в 39 из них сообщается об исцелении от «очной» болезни, чудотворения также связаны с исцелением от болезни головы, от «сердечной» и «огненной» болезни, от «бесного» недуга, паралича и др. Чудеса происходили с жителями Боровичей, со священнослужителями близлежащих монастырей, с приписанными к новгородскому Антониеву монастырю крестьянами. В 125-м чуде 1-й дополненной редакции сообщается о разорении Боровичского монастыря и об ограблении раки Иакова Боровичского 18 и 20 февраля 1570 г. при возвращении опричного войска в Москву после похода на Новгород: «Василей Пивов грабил Боровичи и монастырь, у чюдотворца Иякова казну взял, да в третии день после Василия иные опришные с чюдотворца покров взяли, отласен черлен, а крест серебром шит, и книг грабили много, да Евангелие взяли» (ГИМ. Син. № 447. Л. 369 об.). Ровно через год в тот же день покров на раку был возвращен. В «Повести словеси…» говорится о многочисленных чудесах от мощей Иакова Боровичского — «осмьдесят и осмь седмиц» (616), правда, без указания на конкретные обстоятельства событий, поэтому можно считать, что это число носит условно-символический характер. Автор «Повести словеси…» неоднократно обращается к объяснению почитания Иакова Боровичского, который неизвестно откуда прибыл и неизвестно чем был прославлен при жизни, считая подтверждением святости многочисленные чудеса, происходящие от его мощей.

Несмотря на свидетельства о чудотворениях, Московский митрополит Макарий не позволил установить общецерковное празднование Иакова Боровичского из-за отсутствия сведений о святом. В феврале 1572 г. Новгородский архиепископ Леонид послал в Боровичи священника новгородского Розважского монастыря Трифона, священника Софийского собора Посника и диакона Димитриевской церкви Симеона с поручением проверить рассказы о чудесах от мощей Иакова Боровичского. После 2-го освидетельствования Иакова Боровичского был, вероятно, канонизирован как местночтимый святой. Служба «на принесение мощей» Иакова Боровичского встречается в списках кон. XVI в.: ГИМ. Увар. № 681; РНБ. F.I.176; БАН. Арх. Д. 140. В службе читается канон Иакову Боровичскому с азбучным акростихом, точно соответствующим акростиху 1-го канона свт. Никите Новгородскому (Смирнова (Косицкая). 2008. С. 185-186). Начальные буквы тропарей 9-й песни канона в ряде списков образуют акростих, по-видимому содержащий имя автора, — «канон Иванов». Поскольку о жизни Иакова Боровичского ничего не известно, святой в каноне прославляется в самых общих выражениях. Текстуально близки к канону Иакова Боровичского азбучные каноны на обретение мощей блж. Максима Московского, Христа ради юродивого, на перенесение мощей блгв. вел. кнг. Анны Кашинской и канон прав. Прокопию Устьянскому, Христа ради юродивому. Тропарь и кондак из службы Иакова Боровичского бытовали отдельно и переписывались в составе святцев (БАН. 34.8.34. Л. 36, сер. XVII в.) и часословов (БАН. 33.5.11. Л. 93 об., XVII-XVIII вв.).

К кон. XVI — 1-й трети XVII в. относятся первые сведения о частицах мощей Иакова Боровичского, помещенных в напрестольные кресты, которые предназначались для крупнейших храмов Новгорода: частицы мощей Иакова Боровичского были помещены в золотой крест 1599/1600 г., вложенный митрополитом Варлаамом в Софийский собор (?), и в серебряный крест 1629 г. — вклад архимандрита Феодорита в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь (НГОМЗ; см.: Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв. / Ред.-сост.: И.А. Стерлигова. М., 2008. Кат. 15, 28). В 1656 г. частица мощей Иакова Боровичского была помещена в созданный по повелению патриарха Никона Кийский крест. В 1621 г., вероятно по инициативе патриарха Филарета, память Иакова Боровичского была включена в число торжественно празднуемых в московском Успенском соборе, но до 1634 г. это празднование (по-видимому, после смерти патриарха в 1633) было отменено. Память Иакова Боровичского отмечена под 23 октября в Уставе, опубликованном в Москве в 1610 г., в «Палинодии» архимандрита Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 850), в Святцах с летописью (М., 1646. Л. 54 об.), в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В рукописи «Описания о российских святых», принадлежавшей П.И. Савваитову, содержатся сведения о праздновании памяти Иакова Боровичского в Боровичском монастыре до переноса мощей святого в валдайский Иверский монастырь: «В Бежецкой пятине, в Спаском погосте, за два девяносто поприщь от Великаго Новаграда, в Боровицком монастыри в церкви Сошествия Святаго Духа мощи чудотворца Иякова Боровицкаго лежат наверх земли, в раце древяне. Поют службу с полиелеосом» (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 233-234). В 1885 г. А.Ф. Ковалевский написал акафист Иакову Боровичскому.

В 1654 г. боровичский монастырь был приписан к валдайскому Иверскому монастырю. В 1657 г. по указу патриарха Никона мощи Иакова Боровичского были перенесены в Иверский монастырь. В Слове о перенесении мощей Иакова Боровичского в Иверский монастырь необходимость перемещения святыни объясняется тем, что «обаче ово от скудости монастырю, ово за нестроение настоятелей, никимже брегомы есть честные те мощи» (Рай мысленный. Л. 54 об.- 55 об. 1-го счета). Патриарх отправил в Боровичи архимандрита иверского монастыря Дионисия, архимандрита Вяжищского монастыря Евфимия и игумена Спасского монастыря в Старой Руссе Феодосия. Патриаршие посланцы стали свидетелями чудесного исцеления некоего иерея, на протяжении 3 лет страдавшего от головной боли и глухоты. Иаков Боровичский явился болящему в тонком сне и прикоснулся к больному уху, после чего священник исцелился. За 20 верст до Иверского монастыря, у Едрова яма, мощи Иакова Боровичского встретили сначала Новгородский митрополит Макарий, затем патриарх Никон. Патриарх стал участником 2 чудесных событий, совершившихся по молитвам к Иакову Боровичскому. Во время остановки у Едрова яма некая Мария исцелилась от слепоты. Патриарх Никон ее «испытывал», показывая источники на своей мантии и спрашивая об их цвете, на все вопросы она отвечала удовлетворительно. Второе чудо произошло 25 февраля 1657 г., во время переложения мощей Иакова Боровичского в новую, серебряную раку. Ночью накануне того дня патриарх во сне видел яркий свет на месте Иверского монастыря и на возвышении лежащее тело Иакова Боровичского: «нага», прикрытого «рубами». Патриарх приблизился, чтобы прикрыть останки, и руки святого сложились для благословения. Когда приступили к переложению мощей в новую раку, патриарх увидел, что руки святого сложены для благословения так, как ему было явлено во сне.

В Иверском монастыре мощи Иакова Боровичского открыто почивали в Успенском соборе за левым клиросом в серебряной раке под балдахином. Во время пожара в Успенском соборе 11 мая 1704 г. Иверская икона Божией Матери и мощи Иакова Боровичского были вынесены в церковь архангела Михаила и находились там до восстановления собора в 1710 г. В 1858 г. для мощей Иакова Боровичского была изготовлена новая рака. В 1670-1671 гг. в Иверском монастыре была построена деревянная церковь во имя Иакова Боровичского, которая в 1700 г. сгорела. На ее месте в северо-восточном углу монастыря к 1708 г. была возведена каменная церковь с таким же посвящением и рядом — 2-этажный корпус больничных келий. К 30-м гг. XVIII в. посвященные святому церкви действовали на московском и новгородском подворьях Иверского монастыря. Память Иакова Боровичского праздновалась в Иверском монастыре 22 мая и 23 октября, когда совершался крестный ход.

В Боровичском монастыре хранилось ребро Иакова Боровичского, для которого устроили деревянную золоченую раку. На 8 клеймах раки были изображены явление, погребение, открытие и перенесение мощей Иакова Боровичского. В монастыре над святыми воротами была поставлена деревянная церковь во имя Иакова Боровичского (упом. в описи 1658). Ок. 1664 г. храм был перенесен в основанный патриархом Никоном на левом берегу Мсты Новодухов монастырь. В сер. 70-х гг., после прекращения строительных работ в Новодуховом монастыре, Иаковлевский храм был возвращен в боровичскую обитель. После пожара 1732 г. и наводнения 1743 г. в боровичском монастыре были построены новая деревянная ограда с башнями, к востоку от Свято-Духовского собора — деревянные святые ворота с церковью во имя Иакова Боровичского. В 1778 г. Иаковлевский храм сгорел и вскоре был отстроен в камне. В 1865-1872 гг. к северу от Свято-Духовского собора был сооружен теплый трапезный храм, освященный в 1872 г. во имя Иакова Боровичского, в том же году надвратный храм переосвятили в честь Иверской иконы Божией Матери. В боровичском монастыре память явления мощей Иакова Боровичского праздновалась во вторник Светлой седмицы, 23 октября совершался крестный ход из городского собора в монастырь.

На месте первоначального погребения святого на берегу Мсты существовал колодец с целебной водой, над которым была устроена деревянная церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление». В 1806 г. церковь сгорела. В 1832 г. над колодцем возвели деревянную часовню, перестроенную в камне в 1871 г. 10 лет спустя на месте часовни воздвигли церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление», в храме хранилась часть гробовой колоды Иакова Боровичского. Чудотворения, связанные с Иаковом Боровичском, продолжались на Новгородской земле и в XIX в. Автор «Описания боровичского Свято-Духова монастыря с его окрестностями» (СПб., 1865) записал 2 чуда, связанные с обнаружением кладов по молитвам к Иакову Боровичскому. В ноябре 1863 г. боровичскому крестьянину явился «светловидный юноша» и указал на зарытый в земле клад — бочку с серебром и золотом, которую крестьянин привез затем в Боровичскую обитель. В том же году бедняк Тимофей Семёнов из деревни Новоселицы обнаружил кувшин со старинными серебряными монетами и слитками, что спасло его от разорения.

В 1919 г. Иверский монастырь был преобразован в трудовую артель, в 1927 г. закрыт. 1 февраля (или 30 марта) 1919 г. мощи Иакова Боровичского были вскрыты (обнаружены «кости, соединенные высохшими связками» — см.: Семеновский. Данные науки о мумификации трупов // Революция и церковь. 1919/1920. № 9/12. C. 42; Отчет VIII (ликвидационного) отдела народного комиссариата юстиции VIII Всероссийскому съезду советов (Сводка вскрытий «мощей», произведенных по почину трудящихся в пределах Советской России в 1918, 1919 и 1920 гг.) // Там же. С. 78). В 1947 г. была отклонена просьба Московской Патриархии о возвращении Церкви в числе древних святынь мощей Иакова Боровичского. В «Деле о мощах Иакова» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 2. № 608) записано, что 10 июля 1947 г. получены сведения об отсутствии мощей в музеях Валдая уже перед Великой Отечественной войной, «но когда и куда они изъяты, неизвестно». По другой версии, после вскрытия мощи Иакова Боровичского были возвращены в Иверский монастырь, исчезли после упразднения обители (возможно, были скрыты насельниками). После ликвидации в 1918 г. Боровичского монастыря ковчег с ребром Иакова Боровичского был передан в Успенский храм в Боровичах, в 1960 г. — в храм мц. Параскевы Пятницы, который до 1917 г. был приписным к Боровичскому монастырю. В 1937 г. была закрыта боровичская церковь в честь иконы Божией Матери «Умиление», святой источник залили бетоном, тогда же, вероятно, погибла и хранившаяся в храме святыня — фрагмент гробовой колоды Иакова Боровичского. Существовала легенда, по которой во время Великой Отечественной войны Иаков Боровичский, явившись в сонном видении одному из жителей города, обещал уберечь Боровичи от оккупации, если жители трижды обойдут город с его иконой. Три ночи подряд православные боровичане обходили городские окраины с образом святого и частицей его мощей. Фронт остановился в 70 км. от города. Частица мощей Иакова Боровичского находилась в мощевике иконы XIX в. с изображением Иакова Боровичского из Иверского монастыря. После закрытия монастыря икону передали в церковь св. апостолов Петра и Павла г. Валдая, она была похищена в 2006 г., но вскоре возвращена в храм.

В 1993 г. храм в честь иконы Божией Матери «Умиление» вернули Церкви, 23 октября 1995 г. в нем была совершена первая литургия, летом 1997 г. восстановлен святой источник. Возобновлена традиция совершать крестный ход к храму во вторник Светлой седмицы. В сентябре 2000 г. начали совершаться богослужения в трапезном храме во имя Иакова Боровичского в боровичском Свято-Духовом монастыре, в храм в честь Сошествия Святого Духа был возвращен ковчег с ребром Иакова Боровичского. Частицы мощей святого хранятся в ковчегах-мощевиках в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в псковском храме во имя блгв. кн. Александра Невского, в екатеринбургском Новотихвинском жен. монастыре. Имя Иакова Боровичского включено в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено в 1981 г. (учреждено ок. 1831).

Ист.: Акты Иверского Святоозерского мон-ря (1582-1706), собр. архим. Леонидом // РИБ. 1878. Т. 5. Стб. 50. С. 1, 2; Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 131-133; Рай мысленный / Сост.: В.С. Белоненко. СПб., 1999.

Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 431-432; Описание боровичского Св.-Духова мон-ря с его окрестностями. СПб., 1865, 18892; Зверинский. Т. 2. С. 129-130; Ковалевский И.А., свящ. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Вост. и Рус. церкви: Ист. очерк и жития сих подвижников благочестия. М., 1895. С. 197-202; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 610; Голубинский. Канонизация святых. С. 87-89, 412-413; Спасский Ф.Г. Рус. литургическое творчество: По совр. минеям. П., 1951. С. 212; Белоненко В.С. Из истории книжности Иверского Успенского мон-ря на Валдайском оз. в XVII в. // Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 197-206; он же. Из истории книгопечатания Иверского Валдайского мон-ря // Исследования памятников письм. культуры в собр. и архивах отд. рукописей и редких книг / ГПБ. Л., 1988. С. 67-76; Черторицкая Т.В. Рай мысленный // СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 309; Елеонская А.С. Русская ораторская проза в лит. процессе XVII в. М., 1990. С. 55-86; Панченко А.А. Исследования в области народного православия: Деревенские святыни Сев.-Зап. России. СПб., 1998. С. 134-135; Секретарь Л.А. Св. Иаков, Боровичский чудотворец // Где святая София, там и Новгород. СПб., 1998. С. 272-275; Максимова Д.Б. К вопросу об авторе, месте и обстоятельствах создания т. н. Косинской рукописи // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 596-601; Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и лит. деятельности патр. Никона». СПб., 2003. С. 185; Семененко-Басин И.В. Возвращение мощей святых РПЦ в 1940-х гг. // Страницы: Богословие, культура, образование. М., 2004. Т. 9. Вып. 1. С. 74-88; Смирнова (Косицкая) А.Е. Азбучные каноны рус. святым // ТОДРЛ. 2008. Т. 58. С. 174-253; Рыжова Е.А. Жития праведников в агиографической традиции Рус. Севера // Там же. С. 390-442; она же. Архитектоника рус. агиографии: Композиционный эпизод «выбор места основания мон-ря или храма». Ч. 1: Мотив «плавание святого» в контексте устной традиции // Там же. Т. 60 (в печати); Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 585-586.

Е.А. Рыжова

Иаков Боровичский - святой покровитель Боровичей August 4th, 2014

У Боровичей есть свой небесный покровитель - святой Иаков Боровичский. По мнению историка и краеведа Андрея Петровича Полевикова, Яков один из самых таинственных святых на Руси.
Особый интерес представляет предание об обретении мощей святого Якова.

Предание дошло до нас в виде рукописи XVI века, сохранившейся в Троице-Сергиевой Лавре. 11 апреля 1452 года, в праздник Пасхи, селяне увидели плывущую против течения реки Мсты льдину, от которой валил густой пар. Льдина пристала к берегу, вблизи от Свято-Духова монастыря. На льдине люди увидели лежащее в гробу тело юноши.


Испугавшись, селяне оттолкнули льдину шестами, однако она снова пристала к берегу в том же месте. И так повторялось трижды: люди отталкивали льдину с лежащим телом, надеясь, что река унесет вниз льдину со своей скорбной ношей, но тело отрока каждый раз возвращалось к людям.

Наконец, в одну из ночей, сразу нескольким знатным селянам явился во сне отрок, сказавший им следующее: «Из-за чего вы, православные христиане, немилостиво гоните от себя подобного вам христианина? Из-за чего противитесь Господу, направившему к вам тело мое? Ужели из-за неведения имени моего? Так знайте, что я называюсь Иаков; соименник св. Иакову, брату Господню по плоти».

Тело отрока Якова, явившего свое имя во сне, было торжественно погребено на берегу в деревянном срубе, имевшем вид часовни. На месте погребения благочестивого юноши начались чудесные исцеления: к могиле потянулись паломники. В царствование Иоанна IV Грозного боровичский чудотворец был причислен к лику святых.

При изъятии гроба (патриарх Никон решил перенести мощи святого в Иверский монастырь) из земли забил родник. В настоящее время на месте погребения Якова Боровичского находится небольшая каменная церковь во имя иконы Божией Матери «Умиление».

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные