Елисеев Геннадий Николаевич. Биография. Служба. Боевые действия. Награды. Звания. Память. Елисеев геннадий николаевич Елисеев геннадий николаевич

К началу 70-х годов ХХ столетия и западные, и дальневосточные воздушные рубежи Советского Союза были настолько плотно прикрыты, что все попытки иностранных самолетов-шпионов проникнуть на нашу территорию пресекались, что называется, на корню. В 1970 году на военный аэродром в Армении был даже принудительно посажен самолет американских ВВС, на борту которого находились два американских генерала и турецкий полковник. Северный вариант - из Норвегии через Кольский полуостров - тоже был заблокирован мощной системой ПВО.

И лишь юго-западные воздушные ворота со стороны Ирана не были достаточно прикрыты.

В те времена Иранским царством правил наследственный шахиншах Мохаммед Реза Пехлеви, и внутренняя, и внешняя политика которого были целиком подчинены американским интересам. Американские монополии беззастенчиво выкачивали иранские нефтяные запасы, а американская разведка рассматривала Иран как удобный плацдарм для подрывной и шпионской деятельности против СССР.

Сразу от береговой черты Каспия линия ирано-советской границы плавно уходила на север, образуя выступ площадью в тысячи квадратных километров, глубоко вклинивавшийся на территорию Советского Азербайджана. Для воздушной разведки НАТО этот географический рисунок казался в начале 70-х годов настоящей находкой. Нашим перехватчикам, поднимавшимся с аэродромов в Грузии, приходилось огибать злосчастный выступ, теряя драгоценные минуты и секунды.

28 ноября 1973 года системы ПВО зафиксировали очередное нарушение государственной границы. Цель сопровождал радиотехнический батальон, расположенный в поселке Имишлы. В воздухе же дежурили два самолёта МиГ-21. За штурвалом одного из них был 35-летний капитан, заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка 34-й воздушной армии Закавказского военного округа Геннадий Николаевич Елисеев.

Елисеев первым из наших лётчиков заметил нарушителя. Им оказался американский Фантом RF-4C с иранскими опознавательными знаками. Экипаж самолёта, как впоследствии выяснилось, составляли американский полковник Джон Сондерс и иранский саргорд Мохаммад Шокуния.

В ту пору действовала инструкция: транспортные самолеты-нарушители по возможности сажать на наши аэродромы, а боевые сбивать без какого-либо предупреждения.

Заметив цель, Елисеев пошёл на сближение. Выйдя на дистанцию прицельной стрельбы, лётчик выпустил по нарушителю две ракеты Р-3С, но Фантом выпустил тепловые ловушки, и ракеты, захватив их, пролетели в 30 метрах от самолёта и самоликвидировались.

О том, что произошло в дальнейшем, воспоминания современников разнятся. По одной версии идти на таран Елисееву приказал с земли начальник политотдела корпуса генерал-майор Останин, находившийся в тот момент на командном пункте 15-го корпуса Бакинского округа ПВО. По другой же Елисеев сначала попытался сбить Фантом при помощи авиационной пушки, но та после первого выстрела заклинила, и лётчик пошёл на таран по собственной инициативе. Была даже версия о том, то пушку на аэродроме и вовсе не зарядили, и техник, обслуживавший вооружение, после этого инцидента был осуждён и посажен.

Воздушные тараны широко применялись в Великой Отечественной, но тогда наши лётчики рубили немецкие самолёты винтами. Реактивный же таран был до этого всего один - 18 мая 1951 года в Корее Серафим Субботин, выпустив тормозные щитки, подставил свой МиГ-15 под удар Сейбра. В тот раз американец погиб, а Субботин успешно катапультировался.

Ещё один успешный таран был совершён позднее. Совершил его гвардии капитан Валентин Куляпин 18 июля 1981 года на Су-15. Он нанёс удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника Canadair CL-44. CL-44 вошёл в штопор и упал в двух километрах от границы. Экипаж нарушителя погиб, полковник запаса Валентин Александрович Куляпин жив до сих пор.


Но тогда, 28 ноября 1973, Елисеев ударил Фантом противника не крылом, а всем корпусом. МиГ-21 взорвался в воздухе. Катапультироваться Елисееву не удалось, а оба вражеских пилота, как это ни обидно, остались в живых. Они катапультировались и были задержаны пограничниками. 16 дней спустя их вернули в Иран.

В тот день, когда сбитых пилотов переправляли через границу, Генндию Елисееву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В его родном городе Волгограде именем Елисеева названа улица, на которой установлена мемориальная доска, а в грузинском селе Вазиани, возле которого рухнули обломки МиГа, Елисееву был установлен памятник, у которого грузинских школьников принимали в пионеры.

Г. Н. Елисеев - замком эскадрильи 982-го авиаполка 34-й истребительной армии Закавказского округа, капитан; пилот, совершивший самый первый таран в зарождавшейся истории реактивной авиации.

Детство.

Родился Елисеев 26.12.1937 в городе Сталинград (нынче Волгоград), рос в семье рабочего. В 1961 году вступил в ряды КПСС. После завершения обучения в средней школе, поступил в Батайское авиационное училище в 1955 году, окончил которое в 1959 году. Служил Елисеев в разных частях. Последним местом службы был гарнизон в районе грузинского города Вазиани.

Замком эскадрильи 982-го авиаполка 34-й

истребительной армии Закавказского округа, капитан.

Герой Советского Союза.

Служба. Боевые действия.

28.11.1973 капитан Елисеев находился на аэродроме Вазиани, нес боевое дежурство. В районе Муганской долины государственную границу страны нарушил самолёт F-4 "Фантом", принадлежащий иранским ВВС. По приказу с командного пункта Елисеев занял готовность № 1, а после произвел взлет на истребителе МиГ-21СМ и направился на перехват, нарушившего воздушное пространство страны самолета. Недалеко от границы он настиг "Фантом".

Истребитель МиГ-21СМ.

С земли был получен приказ: "Цель уничтожить!". Пилот произвел запуск двух ракет, но они прошли мимо нарушителя. С КП последовал приказ капитана Чёрного любой ценой продвижение противника вглубь советской территории. Елисеев ответил: "Выполняю!".

Очевидно, капитан Елисеев забыл, что его воздушная машина (единственная в полку) вооружена пушкой, и решил таранить противника. Он произвел сближение с самолётом-нарушителем и нанёс удар по его хвосту крылом своего истребителя. Тот резко пошёл вниз. Экипаж, состоявший из иранского учлёта и американского инструктора, катапультировался из поврежденного самолета и был задержан отрядом пограничников. Самолёт капитана Елисеева врезался в гору после тарана, лётчик погиб. Случилось это в 13 часов 15 минут.

Похоронен Елисеев в Волгограде на Дар-горе, на гражданском кладбище.

Звания. Награды.

Указом от 14.12.1973 за героизм и мужество, проявленные при выполнении боевой задачи, Елисееву присвоено звание Героя страны посмертно.

Память.

Одна из улиц Волгограда названа именем Героя и на ней установлена мемориальная доска. Капитан Елисеев зачислен в списки своей воинской части – Навечно. На его могиле в 1975 году сооружен памятник из полированного гранита, на котором изображен лётчик-герой. Семья Елисеева проживает в настоящее время в Минске – столице Белоруссии.

28 Ноября 1973 года вошло в историю мировой авиации. При уничтожении самолёта - нарушителя, вторгшегося в воздушное пространство СССР, был совершён первый в мире таран на реактивном сверхзвуковом истребителе.

В тот день заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка (34-я Воздушная армия, Закавказский Военный округ) Капитан Г. Н. Елисеев нёс боевое дежурство на аэродроме Вазиани. Неожиданно, в районе Муганской долины (Азербайджан), Государственную границу СССР нарушил самолёт F-4 "Фантом" ВВС Ирана. По команде с Командного пункта, Елисеев сначала занял готовность № 1, а потом взлетел на истребителе МиГ-21СМ для перехвата самолёта - нарушителя.

Елисеев настиг его уже недалеко от границы. С земли поступил приказ: "Цель уничтожить!". Елисеев пустил 2 ракеты, но они прошли мимо. С КП поступил приказ Капитана Чёрного: "Пресечь полёт противника любой ценой!". Геннадий Николаевич ответил: "Понял. Выполняю!". Это были его последние слова.


Истребитель МиГ-21СМ Капитана Г. Н. Елисеева. 982-й ИАП, осень 1973 года.

Видимо Г. Н. Елисеев забыл, что его самолёт, единственный в полку, был вооружён не только ракетами, но и пушкой. И тогда он решил пойти на таран.

Елисеев сблизился с самолётом - нарушителем и крылом своего истребителя нанёс удар по его хвостовому оперению. Тот пошёл вниз. Экипаж в составе американского инструктора и иранского учлёта катапультировался и был задержан пограничниками. Самолёт Елисеева после тарана врезался в гору, лётчик погиб. Произошло это в 13 часов 15 минут...

Это был первый в истории реактивной авиации таранный удар, но он стоил жизни и нашему лётчику.

14 Декабря 1973 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Капитану Г. Н. Елисееву посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденом Ленина, медалями.

Геннадий Елисеев родился 26 Декабря 1937 года в городе Сталинграде (ныне Волгоград), в семье рабочего. Детство и юность его прошли в родном городе. После окончания средней школы в 1955 году был призван в ряды Советской Армии и направлен в Батайское военное авиационное училище лётчиков, которое успешно окончил в 1959 году. Службу военный лётчик проходил в различных строевых авиационных частях, стал заместителем командира эскадрильи. Последним местом службы стал гарнизон в районе города Вазиани (Грузия).

Он похоронен в городе Волгограде, где его именем названа улица и установлена мемориальная доска. Навечно зачислен в списки воинской части. Семья Елисеева в настоящее время проживает в городе Минске.

    Елисеев, Геннадий Николаевич - (26.12.1937 28.11.1973) летчик истребитель, Герой Советского Союза (1973, посмертно), капитан. После окончания Батайского ВАУЛ в 1959 г. служил в ПВО. 28 ноября 1973 г. на МиГ 21СМ таранил T 33 (по другим данным F 4 "Фантом") ВВС Ирана … Большая биографическая энциклопедия

    Елисеев - Елисеев русская фамилия. Известные носители: Елисеев, Александр Васильевич (1859 1895) русский военный врач и путешественник. Елисеев, Александр Терентьевич (род. 1971) бывший латвийский футболист, нападающий. Елисеев,… … Википедия

    Корчебоков, Лев Николаевич - Лев Корчебоков Общая информация … Википедия

    Анохин, Сергей Николаевич - Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    Список Героев Советского Союза (Евграфов - Содержание 1 Примечания 2 Литература 3 Ссылки … Википедия

    Список Героев Советского Союза/Е - Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи списки и глоссари … Википедия

    Воздушный таран - Почтовая марка СССР 1943 г. с картиной ночного тарана Талалихина Таран приём авиационного боя, предназначенный для выведения из строя самолёта или дирижабля противника путём столкновения или срезания лопастями винта рулевых плоскостей (в случае… … Википедия

    Таран (воздушный) - У этого термина существуют и другие значения, см. Таран (значения) … Википедия

    1973 год в авиации - Годы в авиации XIX век … Википедия

    Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы - Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия

Пихотина Татьяна
Капитан Елисеев - подвиг в мирное время.

21 ноября 2011г. Широкая авиационная общественность России и стран Ближнего зарубежья торжественно отметит 101-ю годовщину прославленного Качинского высшего военного авиационного училища летчиков. В этом году приказом министра обороны РФ это имя возвращено из небытия и присвоено бывшему Краснодарскому высшему военному авиационному училищу летчиков. Славная авиационная традиция продолжается.

Училище было создано 21 ноября 1910г. Как Севастопольская офицерская школа авиации. В 1922г. В Севастопольскую авиашколу влились летная школа авиации №1 из г. Зарайска Московской области и бывшая Гатчинская авиашкола, созданная в 1914г. Под Санкт-Петербургом. Так Качинское училище впитало традиции двух старейших летных школ России.

В Качинском училище было аккумулировано всё то лучшее, чем располагала авиация России с первых лет своего существования.

С волнением вспоминаю и свои годы учебы в училище. Солнечным сентябрьским днем 1974г. Я, как и 250 курсантов, успешно сдавших экзамен, был зачислен на первый курс Качи. Год напряженной учебы, и уже в мае 1975-го на аэродроме близ станицы Тацинской мы приступили к полетам. С благодарностью вспоминаю своих первых летчиков-инструкторов: командира 2 авиаэскадрильи Морозовского полка подполковника Собакина, штурмана 2АЭ капитана Голубева, командира 1-го звена ст. Лейтенанта Сычёва и своего летчика-инструктора лейтенанта Алмаева. Уже тогда из уст в уста мы передавали информацию о подвиге нашего земляка, волгоградца, военного летчика капитана Елисеева, совершившего таран в мирное время.

И только через многие годы одна из центральных газет так описала подвиг нашего земляка. «Ни в одном боевом уставе не найти такого приема ведения воздушного боя - таран. Иной раз приходится слышать, что это акт отчаяния, что в горячке боя у людей теряется инстинкт самосохранения. Возможно, бывало и так. Но капитан Геннадий Елисеев в последние секунды своей жизни еще раз доказал, что таран - это прежде всего высокий акт самопожертвования».

Сразу от береговой черты Каспия линия ирано-азербайджанской границы плавно уходит на север, образуя выступ площадью в тысячи квадратных километров, глубоко вклинившийся на территорию Азербайджана. Для воздушной разведки НАТО этот географический рисунок казался в начале 70-х гг. Настоящей находкой.

К тому времени и западные, и дальневосточные воздушные рубежи Советского Союза были настолько плотно прикрыты, что все попытки иностранных самолетов-шпионов проникнуть на нашу территорию пресекались, что называется, на корню. В 1970г. На военный аэродром в Армении был даже принудительно посажен самолет американских ВВС, на борту которого находились два американских генерала и турецкий полковник. Северный вариант - из Норвегии через Кольский полуостров - тоже был заблокирован мощной системой ПВО. Прочно стоял кавказский рубеж.

И лишь воздушные ворота со стороны Ирана были приоткрыты. Самолеты-разведчики НАТО часто пересекали границу Союза в северной части выступа, «засвечивали» радиолокационные станции, ловили в эфире переговоры дежурных сил авиации и, выяснив степень их готовности, уходили в сторону моря. Нашим перехватчикам, поднимавшимся с аэродромов в Грузии, приходилось огибать злосчастный выступ, теряя драгоценные минуты и секунды.

28 ноября 1973г. Системы ПВО зафиксировали очередное нарушение государственной границы. На командном пункте 15-го корпуса Бакинского округа ПВО, куда поступил тревожный сигнал, в то время находился начальник политотдела корпуса генерал-майор Александр Останин. Вот что он рассказал корреспонденту «Труда».

В 1973 году американцы «посадили» в Иране эскадрилью истребителей F-104. И граница сразу стала беспокойной. Поэтому в тот день ни у кого не было сомнений, что цель реальная. Ее продвижение сопровождал радиотехнический батальон, расположенный в поселке Имишлы. Почему-то врезалась в память фамилия начальника станции - капитан Тёмный.

В ту пору действовала инструкция: транспортные самолеты-нарушители по возможности сажать на наши аэродромы, а боевые сбивать без какого-либо предупреждения. Командир корпуса отдает капитану Тёмному приказ уничтожить самолет противника

В это время в воздухе уже находились два истребителя нашего корпуса и еще один, взлетевший, как позже выяснилось, с аэродрома Вазиани в Грузии. Там дислоцировались части 34-й Воздушной армии Закавказского военного округа. За штурвалом миг-21 - борта 240 - капитан Геннадий Елисеев. Пункт наведения тут же просчитал, что ближе всех к цели находится именно Елисеев. Ему капитан Тёмный и передал приказ: «Цель уничтожить!».

Помню, какая гнетущая тишина стояла в помещении. Истребитель Елисеева пошел на сближение. Счет - на секунды.

Пуск первый! - доложил Елисеев. И дальше - молчок. Спустя какое-то время опять доклад: «Пуск второй!». И снова молчок.

Никто на КПП не проронил ни звука. Все понимали, что произошло. Ракета класса «воздух-воздух» взрывается, если проходит ближе 30 метров от цели. Значит - промах.

Сегодняшним сверстникам Геннадия Елисеева вряд ли понять эту его безрассудную решимость. Слишком изменился мир, в котором мы все живем. И как ни крути, доверия в нем стало больше. А тогда по обе стороны «железного занавеса» царила обстановка военного психоза, и сотни дежурных расчетов стратегических сил готовы были одним движением пальцев обрушить цивилизацию в ядерный апокалипсис. Елисеева так учили: пропустишь нарушителя - война станет ближе. Его учили: враг хитер и коварен, он только и ждет момента для удара по социалистической Родине. Рассуждать на сверхзвуковых скоростях о цене собственной жизни было некогда. И Елисеев ударил...

Тёмный еще успел подсказать: бей плоскостью крыла. Елисеев отвечает: «Вас понял!». Это были его последние слова.

Отметки самолетов на экране локатора пропали. Скорее всего, Елисеев ударил самолет противника не крылом, а как торпеда, всем корпусом. Миг-21 взорвался в воздухе. Катапультироваться капитану не удалось. А вот американские летчики уцелели. Они приземлились недалеко от границы, и их задержала тревожная группа с ближайшей заставы.

Я спросил Александра Васильевича, почему летчик не воспользовался 23-мм пушкой, которую к тому времени уже начали устанавливать на мигах этого типа. В некоторых источниках сообщалось, что после первой же очереди пушка у Елисеева отказала, а авиатехник по вооружению и техник эскадрильи впоследствии получили десять и три года тюрьмы соответственно. Останин ответил, что ничего об этом не слышал.

Тайну могла бы приоткрыть пленка с записью переговоров «земли» с бортом 240. Долгое время она хранилась в ленинской комнате радиотехнического батальона. Потом - в музее 15-го корпуса ПВО. Но после его расформирования пленка куда-то исчезла.

Звание Героя Советского Союза капитану Геннадию Елисееву было присвоено по тем временам очень быстро - 10 декабря 1973г., спустя всего двенадцать дней после его гибели.

Елисеев Геннадий Николаевич родился 26 декабря 1937г. В городе Сталинграде (ныне Волгоград) в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1961г. После окончания средней школы в 1955г. Поступил в Батайское военное авиационное училище летчиков, которое окончил в 1959г. Служил в различных местах. Последним местом службы стал гарнизон в районе города Вазиани (Грузия).

Заместитель командира эскадрильи 982-го истребительного авиационного полка (34-я воздушная армия, Закавказский ВО) капитан Елисеев Г.Н. 28 ноября 1973г. Нес свое очередное боевое дежурство на аэродроме Вазиани. Последний день своей жизни волгоградец провел достойно, совершив подвиг во имя Родины. Наш земляк, военный летчик капитан Елисеев был торжественно похоронен в Волгограде на кладбище на Дар-горе (Ворошиловский район). В Волгограде именем капитана Елисеева названа улица, на которой установлена мемориальная доска. На его могиле в 1975г. Появился памятник из полированного гранита с накладным барельефом из кованого алюминия. На памятнике изображен портрет Геннадия Елисеева и надпись: 1937-1973. Елисеев Геннадий Николаевич, Герой Советского Союза. Семья военного летчика капитана Елисеева в настоящее время проживает в городе Минске (Белоруссия).

Судьбы курсантов КВВАУЛ выпуска 1978г. Сложились по-разному. Некоторые мои однокашники переучились на новый самолет, штурмовик Су-25 и участвовали в боевых действиях в Афганистане в начале 1980-х гг. Моя 4-я летная группа, 1-го звена, 2АЭ имела также свою судьбу. В 1975г. Списали с летной работы курсанта Александра Антонова. Сергей Есенин, прослужив более 10 лет в ВВС, перевелся в МИД советником посольства по авиации. Роман Урба прослужил в ВВС до развала СССР и из Иркутской области вернулся в Вильнюс, в независимую Литву. Из всех наших выпускников 1978г., летавших в 2АЭ, до сих пор летает на штурмовике Су-25 в ВВС Белоруссии только полковник Дубовик. Я изредка прихожу к наземной экспозиции панорамы «Сталинградская битва», чтобы лишний раз взглянуть в лицо своей молодости: на площадке замерли в едином строю самолеты Л-29 и миг-21. Они давно уже не летают. Но я в это не верю…

По планам Министерства обороны РФ для летных училищ ВВС, авиабаз и центров переучивания летного состава до 2020г. Планируется закупить 130 учебных самолетов 4-го поколения Як-130. До 2015г. Все учебные самолеты Л-39, находящиеся в летных училищах ВВС РФ и центрах переподготовки летчиков, должны быть списаны. В 2010г. В Липецкий центр переучивания летного состава поступили первые 6 серийных учебных самолетов Як-130. А в этом году первые 4 серийных самолета Як-130 перелетели с авиазавода на авиабазу Качинского авиационного училища летчиков близ Борисоглебска.

По-доброму завидую летчикам и курсантам КВВАУЛ, севшим в этом году в кабину нового самолета Як-130. Эта летающая парта откроет современным курсантам перспективу к освоению истребителя 5-го поколения, который и поступит к окончанию их учебы в боевые соединения ВВС России. В добрый путь, коллеги!

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные