Основные стадии прогнозирования и верификации результатов прогноза. Моделирование объектов прогнозирования. Виды прогнозов. Этапы прогнозирования Прогнозирование как процесс этапы прогноза в аптеке

Все формальные процедуры прогнозирования предусматривают перенос прошлого опыта в неопределенное будущее. Таким образом, все они построены на предположении, что условия, породившие полученные ранее данные, неотличимы от условий будущего. Исключение составляют только те переменные, которые точно распознаны моделью прогнозирования. Например, если кто-то строит прогноз показателей производительности служащих, исходя только из множества оценок, выставленных им при испытаниях в процессе приема на работу, то он, очевидно, предполагает, что показатель производительности каждого работника зависит только от них. В действительности же подобное предположение о неразличимости прошлого и будущего не выполняется в полной мере. Поэтому полученный прогноз будет неточен, если только он не будет модифицирован на основании оценки, выполненной составителем прогноза.

Осмысление того, что аппарат прогнозирования оперирует данными, порожденными естественными событиями, приводит к определению следующих пяти этапов в процессе прогнозирования.

  • 1. Сбор данных
  • 2. Редукция или уплотнение данных
  • 3. Построение модели и ее оценка
  • 4. Экстраполяция выбранной модели (фактический прогноз)
  • 5. Оценка полученного прогноза

Этап 1, сбор данных, предполагает получение корректных данных и обязательную проверку того, что они верны. Этот этап часто является наиболее сомнительной частью всего процесса прогнозирования и в то же время наиболее сложен для проверки, поскольку последующие этапы с одинаковым успехом могут производиться с использованием данных, как соответствующих изучаемой проблеме, так и не соответствующих ей. Всякий раз, когда возникает необходимость получить в организации определенные данные, их сбор и проверка обязательно сопровождаются множеством различных проблем.

Этап 2, редукция или уплотнение данных, часто оказывается необходимым, так как для выполнения прогнозирования может быть собрано как слишком много исходных данных, так и слишком мало. Некоторые данные могут не иметь прямого отношения к рассматриваемой задаче, а будут лишь снижать точность прогнозирования. Другие данные могут соответствовать проблеме, но только в контексте некоторого конкретного исторического периода.

Этап 3, построение модели и ее оценка, состоит в подборе модели прогноза, наиболее соответствующей особенностям собранных данных в смысле минимизации ошибки прогноза. Чем проще модель, тем лучше она будет воспринята менеджерами фирмы, ответственными за принятие решения, и тем выше будет их доверие к полученному прогнозу. Часто следует отдавать предпочтение не более сложному подходу к прогнозированию, предлагающему немного больше точности, а более простому, понятному руководителям компании. Когда выбранный метод получает поддержку у менеджеров, то и результаты прогнозирования активно ими используются. Из сказанного очевидно, что оценка непременно должна применяться в процессе выбора. Поскольку в этой книге обсуждается значительное число различных моделей прогноза наряду с областью их применимости, мы надеемся, что после изучения предложенного материала возможности читателей в отношении подбора моделей прогнозирования и правильной их оценки, несомненно, возрастут.

Этап 4, экстраполяция выбранной модели, предусматривает фактическое получение требуемого прогноза, поскольку необходимые данные уже собраны и, возможно, редуцированы, а соответствующая модель прогноза определена. Часто для проверки точности получаемых результатов применяется прогнозирование на недавно прошедшие периоды, для которых исследуемые величины уже известны. Наблюдаемые ошибки затем определенным образом анализируются. Эта процедура обсуждается ниже, приописании этапа 5.

Этап 5, оценка полученного прогноза, состоит в сравнении вычисленных величин с действительно наблюдаемыми значениями. Для этой цели часть наиболее свежей фактической информации обычно исключается из множества анализируемых данных. После того как модель прогноза будет подобрана, выполняется прогноз на эти периоды и полученные результаты сравниваются с известными наблюдаемыми значениями. Некоторые процедуры прогнозирования предусматривают суммирование абсолютных значений ошибок и представляют либо эту сумму, либо частное от деления ее на число прогнозируемых значений, представляющее собой значение средней ошибки прогноза. Другие процедуры используют сумму квадратов ошибок, которая затем сравнивается с аналогичными числами, полученными для альтернативных методов прогнозирования. Некоторые процедуры отслеживают и отмечают величину пределов ошибки за период прогнозирования.

Основной целью анализа объекта прогнозирования, как указывалось, является разработка его прогнозной модели. В литературе понятие модели трактуется весьма широко. Этим термином называют такие понятия, как математическое описание процесса или объекта, алгоритмическое описание объекта, формулу, определяющую закон функционирования объекта, графическое представление объекта (процесса) в виде графика или блок- схемы.

В строгом смысле модель определяется как «явление, предмет, установка, знаковое образование или условный образ (описание, схема и т. д.), находящиеся в некотором соответствии с изучаемым объектом и способные замещать его в процессе исследования, давая информацию об объекте». В прогностике это понятие специфично и более узко. Прогнозная модель - модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и путях достижения этих состояний. Таким образом, цель прогнозной модели - получение информации не об объекте вообще, а о его будущих состояниях.

Это определяет особенности построения и проверки адекватности прогнозных моделей. При их построении и оценке невозможно осуществить прямую проверку соответствия модели и оригинала в связи, так как модель должна относиться к будущим состояниям объекта. При этом либо самого объекта в настоящий момент не существует (проектируемый объект), либо он существует, но неизвестно, какие изменения могут с ним произойти в будущем.

Классификация моделей управления, наиболее типичных в указанных выше областях, выгладит следующим образом: функциональные модели; модели физических процессов; экономические модели; процедурные модели.

Функциональные модели описывают функции, выполняемые основными составными частями системы или управляемого процесса. Эти модели обычно составляются в начале проведения исследования системы или модельного эксперимента. Правильнее было бы назвать, такие модели структурно-функциональным и. Строится структурно-функциональная модель в виде схемы. Функции чаще всего описываются дополнительно в словесной форме.

Модель физического процесса определяет математические зависимости между переменными физического процесса производства. Это могут быть технологические параметры процесса: температура, давление, расход топлива, скорость проката, усилие прессования, процентное содержание вещества в смеси и т. д. В соответствии с характером изучаемого процесса такие модели могут быть непрерывными и дискретными во времени, детерминированными и статистическими, а по способу получения информации - аналитическими и экспериментальными.

Экономические модели определяют зависимость между различными экономическими показателями процесса или системы и различного рода ограничениями, накладываемыми на экономические показатели, критерии, позволяющие оптимизировать процесс в экономическом плане. Они могут, как и модели физических процессов, иметь вид формул, уравнений, а также алгоритмической записи, если аналитическое представление процесса затруднительно. Этот класс моделей можно, в свою очередь, подразделить на плановые модели и производственные.

Плановые модели служат целям оптимизации разрабатываемых планов развития системы. К ним относятся и модели прогнозирования, которые направлены на формулирование вероятных альтернатив развития системы с целью выбора оптимального планового решения. Плановые экономические модели призваны обеспечить количественную оценку различных вариантов плана в соответствии с заложенным в модель критерием оптимальности.

Производственные модели определяют взаимосвязи экономических показателей с параметрами процесса в ходе его развития. Они предназначаются для оперативного управления функционированием системы. При этом, как правило, формулируется математическое или алгоритмическое описание целевой функции, определяются способы ее оперативного расчета и оптимизации в различных внешних условиях.

Экономические модели в зависимости от масштабов моделируемого процесса подразделяют на макро- и микроэкономические. Мак-, роэкономические модели относятся к процессам на уровне общегосударственной экономики, к задачам планирования и управления отраслями и к решению межотраслевых проблем. Наиболее распространенной формой макроэкономических моделей являются балансовые модели планирования. Микроэкономические модели касаются проблем планирования и управления на уровне предприятий или этапов процесса создания больших технических систем.

Процедурные модели описывают операционные характеристики систем, т. е. порядок и содержание управленческих воздействий. Наиболее важными в этом классе моделей, представляющими особый интерес для системы оптимизации процессов и автоматизации управления, являются информационные модели. Кроме них к этому классу можно отнести модели режимов и обеспечения безопасности работы. Информационные модели определяют структуру информационных потоков в системе, содержание, формат, скорость обработки информации, точки возникновения и потребления информации, основные этапы ее прохождения и контроля за ней. Процедурные модели режимов и обеспечения безопасности работы описывают действие, изменяющее состояние системы (пуск, остановка, изменение нагрузки и т. д.), а также совокупность правил и ограничений, налагаемых на функционирование систем по условиям безопасности. Характерным для последнего типа моделей является включение в схему модели человека-оператора. Он выполняет функции контроля режимов работы и принятия решений, предупреждающих срыв или аварийную ситуацию.

Классификация моделей зависит не только от сущности моделируемого процесса, но и от методического аппарата, который положен в основу модели. Очевидно, что в данном аспекте классификация прогнозных моделей будет совпадать с классификацией методов прогнозирования. В этой связи можно отметить специфический вид прогнозных моделей - экспертные модели. Они предполагают формальное описание процедур функционирования, представление объекта моделирования в виде процесса, специальные формулы и алгоритмы для обработки экспертных оценок. Однако сама процедура генерации этих оценок является творческой, неформальной.

Основными принципами социального прогнозирования являются следующие:

системность прогнозирования, требующая взаимоувязанности и соподчиненное™ прогнозов объекта прогнозирования и прогнозного фона и их элементов с учетом обратных связей;

согласованность - согласование нормативных и поисковых прогнозов различной природы;

вариативность - разработка вариантов прогноза, исходя из особенностей рабочей гипотезы, цели прогноза и вариантов прогнозного фона;

непрерывность - корректировка прогнозов по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования;

верифицируемость - определение достоверности, точности, обоснованности прогнозов;

рентабельность - повышение экономического эффекта от использования прогноза над затратами на его разработку.

Различают следующие виды прогнозов: поисковый, содержанием которого является определение возможных состояний объекта прогнозирования в будущем;

нормативный, содержанием которого является определение путей и сроков достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем;

комплексный, содержащий элементы поискового и нормативного прогнозов;

интервальный, результат которого представлен в виде доверительного интервала характеристики объекта прогнозирования для заданной вероятности осуществления прогноза;

точечный, результат которого представлен в виде единственного значения характеристики объекта прогнозирования без указания доверительного интервала;

оперативный, с периодом упреиедения для объекта прогнозирования до одного месяца;

краткосрочный, с периодом упреждения для объекта прогнозирования от одного месяца до одного года;

среднесрочный, с периодом упреждения для объекта прогнозирования от одного года до пяти лет;

долгосрочный, с периодом упреждения для объектов прогнозирования от пяти до пятнадцати лет;

дальнесрочный, с периодом упреждения для объекта прогнозирования свыше пятнадцати лет;

многомерный, содержащий несколько качественных или количественных характеристик объекта прогнозирования;

одномерный, относящийся к Земле и человечеству в целом; общегосударственный, относящийся к государству в целом.

К параметрам прогнозов относятся:

период основания прогноза - промежуток времени, на базе которого строится ретроспекция;

точность прогноза - оценка доверительного интервала прогноза для заданной вероятности его осуществления;

достоверность прогноза - оценка вероятности осуществления прогноза для заданного доверительного интервала;

обоснованность прогноза - степень соответствия методов и исходной информации объекту, целям и задачам прогнозирования;

ошибка прогноза - апостериорная величина отклонения от прогноза, от действительного состояния объекта или путей и сроков осуществления прогноза.

Этапами прогнозирования являются:

предпрогнозная ориентация - совокупность работ, предшествующих разработке задания на прогноз и включающих определение объекта, цели и задач прогнозирования, а также периода основания и периода упреждения прогноза;

задание на прогноз - документ, определяющий цели и задачи прогноза и регламентирующий порядок его разработки;

прогнозная ретроспекция - исследование истории развития объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью получения их систематизированного описания;

прогнозный диагноз - исследование систематизированного описания объекта прогнозирования и прогнозного фона с целью выявления тенденций их развития и выбора моделей и методов прогнозирования;

прогнозная проспекция - разработка прогноза по результатам прогнозного диагноза;

верификация прогноза - оценка достоверности и точности или проверка обоснованности прогноза;

корректировка прогноза - уточнение прогноза на основании его верификации и дополнительных данных;

синтез прогноза - разработка системного прогноза.

Чистые риски. Причины и факторы риска. Риск на различных этапах маркетингового цикла . Допустимый, неизбежный и недопустимый (чрезмерный) риск. Цена риска . Коэффициент риска. Понятие управления рисками в маркетинге. Задачи управления рисками. Прогнозирование рисков. Страхование рисков . Методы снижения уровня риска диверсификация , страхование, информационная обеспеченность , использование достижений НТП. Роль человеческого фактора в управлении рисками . Стохастический характер ряда рисков.  

Построение КП связано с большими сложностями. Если бы удалось предсказать положение КП для всех плановых периодов в течение, например, ближайших 10 лет, то можно было бы достаточно уверенно предсказывать экономический результат за этот период. Все стадии освоения ресурсов ГРР, разбуривание, обустройство и эксплуатация имеют долгосрочный характер. Следовательно, совокупность ресурсов (запасов) на каждом из этих этапов есть результат предшествующей деятельности, отражающей уровень потребности в нефти, геологические, налоговые и экономические условия производства на перспективу. Состояние ресурсной базы на современном этапе характеризуется истощением основных месторождений, что, в свою очередь, влияет на формирование объектов и структуры потребления нефти и газа. Таким образом, значения КП являются функцией таких параметров, как потребность в нефти уровень затрат и цен, наличие и качество открытых запасов. Варианты добычи отражают один или несколько сценариев в отношении возможных значений технико-экономических показателей в прогнозируемом периоде. Источник неопределенности возникает из-за невозможности точной оценки качества запасов нефти (газа), а также достоверного прогнозирования цен на длительный период.  

Создание информационных систем, обеспечивающих сбор и подготовку информации , способствует решению задач по прогнозированию, планированию и распределению газа с учетом проведения многовариантных расчетов. На этом этапе развития решаются также задачи оперативного регулирования запасами  

Все это накладывает своеобразный отпечаток на современное прогнозирование на всех этапах, начиная с постановки задачи и кончая конкретными расчетами.  

Взаимодействие между предприятием и вузом должно начинаться еще на этапе, предшествующем учебному процессу, что существенно повышает эффективность деятельности обоих участников взаимодействия. Прогнозирование и учет перспективных потребностей в работниках интеллектуального труда позволят предприятию своевременно реагировать на тенденции развития отрасли и действовать адекватно складывающейся ситуации. Задача вуза - помочь предприятию развиваться согласно требованиям времени и конъюнктуры рынка , а предложенный нами инновационный подход позволяет сделать это.  

В данном издании рассматриваются особенности экономического прогнозирования и планирования национальной экономики ведущих стран мира и России, методологические подходы к управлению национальной экономикой и роль отдельных методов в данном процессе, этапы эволюции рыночных отношений , особенности экономических моделей хозяйствования. Особое внимание уделяется структурно-функциональному и комплексному подходу при решении сложнейших задач прогнозирования и планирования.  

Прогнозирование - важнейший этап системы управления национальной экономики , так как любое управленческое решение по своей сути является реализацией результата прогноза. В связи с этим гипотезы, на которых основаны прогнозы, должны быть ясно сформулированы.  

На этапе прогнозирования формируются возможные цели развития как на общенациональном, так и отраслевом и региональном уровнях управления. Прогнозы на федеральном, отраслевом и региональном уровнях учитывают и результаты прогнозных исследований, проводимых частными организациями и корпорациями.  

На этапе прогнозирования формируются возможные цели развития как на общенациональном, так и отраслевом и региональном уровнях управления. Прогнозированием занимаются государственные подразделения различного у ровня, Центральный банк страны, специализированные коммерческие фирмы, частные промышленные, банковские, страховые и торговые корпорации. Прогнозы на федеральном, отраслевом и региональном уровнях учитывают и результаты прогнозных  

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - ОСНОВНОЙ ЭТАП УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ  

На этапе прогнозирования разрабатывается комплекс прогнозов в вариантной постановке. Варианты прогнозов могут отличаться намеченными целями  

Таким образом, если этапы ретроспективного анализа и прогнозирования носят сугубо научный характер, то этап выработки концепции, политики государственных органов имеет преимущественно политический характер, и выбранный вариант развития СЭС страны не обязательно бывает рациональным по чисто экономическим критериям.  

Ввиду сложности использования системы экономических индикаторов и индексов в прогнозировании некоторые исследователи считают этот подход (или метод) больше искусством, чем наукой. Поэтому на первый план выдвигается умение и опыт исследователя, хорошее знание им закономерностей развития экономики в целом и ее особенностей на данном этапе.  

Я. Тинберген выделил четыре стадии (этапа) прогнозирования  

Однако чаще всего проблемы появляются на практике. Если государство проводит активную структурную политику и в то же время существует четкая шкала предпочтений относительно отраслевой структуры экономики , а характер распределения экономической деятельности по регионам при этом практически не имеет значения, то отраслевые расчеты должны выполняться на втором этапе прогнозирования, региональные - на третьем. В этом случае в региональном прогнозировании учитываются ограничения, обусловленные решениями, принятыми на отраслевом уровне.  

Напомним, что в схеме не отражены региональные прогнозы, включение которых расширит систему прогнозов и увеличит число стадий (этапов) прогнозирования.  

На различных этапах прогнозирования, особенно при анализе объекта прогнозирования, его классификации и моделировании, а также при выявлении функций объекта может применяться метод аналогий и ассоциаций. Он предназначен для активизации творческого мышления и получения дополнительной информации об исследуемом объекте при поиске новых идей и решений. Метод включает в себя два типа приемов активизации творческого мышления и получения информации об исследуемом объекте, т.е. средств анализа и синтеза информации при поиске идей для решения поставленных задач.  

В условиях ограниченного финансирования решения любой социально-экономической проблемы оценка соотношения желаемого и действительного становится существенной. Прогнозирование как элемент управления не приносит сразу каких-то материальных результатов. В то же время затраты на каждый его этап должны быть строго регламентированы. Для получения наилучшего из возможных по критерию стоимости решения применяют метод функционально-стоимостного анализа.  

В качестве вспомогательного творческого элемента при прогнозировании метод может успешно применяться на всех этапах, особенно в условиях неопределенности и при возникновении тупиковых ситуаций, когда другие способы не позволяют получить удовлетворительный результат.  

Процесс прогнозирования на основе имитационного моделирования включает в себя несколько основных этапов  

Второй этап - выделение существенных факторов, влияющих на объект прогнозирования  

Вторая группа проблем, занимающих центральное место в работе, связана со спецификой конкретной энергосырьевой политики, которую проводят арабские прогрессивные государства, находящиеся на этапе национально-демократической революции,- мировые экспортеры жидкого топлива. Как центральное звено в их общенациональной стратегии хозяйственнрго и социально-культурного Строительства, а также в качестве внешнеполитического инструмента нефтяная политика формируется с учетом разнообразных многочисленных параметров, макроэкономических и отраслевых, испытывая одновременно воздействие целого ряда неэкономических факторов. Возможно более полный охват этого сложного комплекса причинно-следственных связей - важнейшая гарантия глубины его анализа и надежности прогнозирования. Эти элементы несомненно нуждаются в систематизации. Но излишняя схематичность, увлеченность моделированием иногда опаснее чрезмерной осторожности в обобщениях. Нередко аналогичные, а порой и идентичные объективные предпосылки служат основой принципиально различных сырьевых стратегий, что весьма наглядно прослеживалось в Ираке 60-х и Ливии на рубеже 70-х годов. Это еще раз убедило автора в необходимости особого внимания к социально-классовым истокам нефтяной политики, при прочих равных условиях зачастую определяющим ее характер, как и характер субъективных факторов вообще. Тот же момент существенно повлиял на выбор стран - основных предметов изучения в данной работе.  

Слабаяинтеграциясдругимисистемами. Этапы постановки целей и проверки результатов должны сочетаться с другими мерами, например, прогнозированием, составлением бюджета и иными процессами.  

Прогнозирование управленческих решений наиболее тесно связано с планированием. План и прогноз представляют собой взаимодополняющие друг друга стадии планирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления. Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления. Сроки, объемы работ, числовые характеристики объекта и другие показатели в прогнозе носят вероятностный характер и обязательно предусматривают возможность внесения корректировок. В отличие от прогноза план содержит однозначно срок существования события и характеристики планируемого объекта. Для плановых разработок используется наиболее рациональный прогнозный вариант.

Прогнозные разработки являются составной частью комплексный целевых программ.

При разработке прогнозов можно выделить следующие этапы:

– подготовка к разработке прогноза;

– анализ ретроспективной информации, внутренних и внешних условий;

– определение наиболее вероятных вариантов развития внутренних и внешних условий;

– проведение экспертизы;

– разработка альтернативных вариантов;

– априорная и апостериорная оценка качества прогноза;

– контроль хода реализации и корректировка прогноза.

1. На стадии подготовки к разработке прогноза должны быть решены следующие задачи:

– подготовлено организационное обеспечение разработки прогноза;

– сформулировано задание на прогноз;

– сформированы рабочая и аналитическая группы сопровождения;

– сформирована экспертная комиссия;

– подготовлено методическое обеспечение разработки прогноза;

– подготовлена информационная база для проведения прогноза;

После того, как принято решение о разработке прогноза, необходимо определить исполнителей, которым разработка будет поручена. С одной стороны, это группа работников, которой поручается организационное обеспечение разработки прогноза, с другой – это группа специалистов, которая должна обеспечить методическое и информационное его сопровождение.

Качественный экспертный прогноз может быть разработан лишь в том случае, если он хорошо подготовлен, если в его разработке задействованы компетентные специалисты, если использована достоверная информация, если оценки корректно получены и обработаны.

Задание на разработку прогноза должно быть четким, однозначно понимаемым как экспертами, так и сопровождающими разработку прогноза специалистами.

Прогнозирование носит итеративный характер, что означает одновременное исследование и прогнозирование объекта на любой стадии подготовки управленческого решения.

В состав экспертной комиссии приглашаются специалисты, профессионально знакомые с объектом экспертизы.



Если требуется многоаспектная оценка объекта, либо оцениваться должны разнородные объекты и для этого нужны специалисты различной профессиональной ориентации, то экспертная комиссия должна быть сформирована таким образом, чтобы в ее состав входили специалисты, способные профессионально оценить все основные аспекты прогнозируемой проблемы.

Разработка прогноза должна быть проведена методически грамотно, применяемые методы должны соответствовать характеру прогнозируемой ситуации и информации, которую предстоит получить, проанализировать и обработать.

Методическую подготовку процесса прогнозирования должна осуществлять аналитическая группа, в состав которой входят специалисты, обладающие профессиональными знаниями и опытом проведения прогнозных разработок.

Разработка прогноза должна быть четко регламентирована. Рабочая группа должна подготовить необходимую документацию, в состав которой входят официально оформленное решение о проведении прогноза, состав экспертной комиссии (комиссий), график разработки прогноза, контракты (трудовые соглашения) со специалистами, привлекаемыми для его разработки, и т. д.

Специалисты, работающие над прогнозом, должны быть обеспечены всей необходимой информацией об объекте прогнозирования. Естественно, что при разработке прогноза ее всегда недостаточно (идеальная, но, к сожалению, нереальная ситуация, когда точно известно, что будет происходить в будущем), и, чем полнее информация об объекте прогнозирования, тем более качественным может быть подготовленный прогноз.

Нередко полезным может оказаться специально подготовленный аналитической группой аналитический обзор по прогнозируемой проблеме.

При работе над прогнозом, особенно если это многовариантный прогноз, приходится иметь дело с большими объемами информации, которая к тому же должна анализироваться и обрабатываться в соответствии с используемой технологией разработки прогноза.

Поэтому без использования современной вычислительной техники и, прежде всего, ПК со специально подготовленными базами данных, модулями ввода, анализа и обработки информации, нередко работающими в режиме автоматизированного рабочего места (АРМ), автоматической распечатки отчетов о проделанной работе, промежуточных и конечных результатах, содержащих и сам прогноз, эффективная работа над прогнозом, удовлетворяющим современным требованиям, как правило, невозможна. Использование НИТ для решения задач научно-технического прогнозирования в значительной мере снижает объемы трудовых затрат на сбор и подготовку исходных данных, позволяет сконцентрировать усилия прогнозистов на содержательной части этого процесса.

2. При анализе ретроспективной информации об объекте прогнозирования предполагается четкое разделение количественной и качественной информации.

Количественная информация, если она достаточна и надежна, используется для расчетов по экстраполяции динамики изменения прогнозируемых параметров, по определению наиболее вероятных тенденций их изменения.

Качественная информация классифицируется, систематизируется и служит основанием для оценок экспертов и наряду с количественной информацией используется для разработки экспертных прогнозов.

Для успешной разработки прогноза необходимы анализ внутренних условий объекта прогнозирования, содержательный анализ их особенностей и динамики развития.

Если имеется количественная информация, характеризующая внутренние условия объекта прогнозирования, то она также анализируется.

Если разработаны математические, имитационные, аналоговые и иные модели функционирования объекта прогнозирования и изменения внутренних условий, то в них вводятся необходимые данные и на их основании производятся расчеты, позволяющие оценить наиболее вероятные изменения внутренних условий объекта прогнозирования.

В частности, если объектом прогнозирования является организация, то к числу внутренних условий объекта прогнозирования может относиться ее внутренняя среда, включающая сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, организационная культура, управление функциональными процессами.

При разработке прогноза внешних условий внешней среде функционирования объекта прогнозирования должно уделяться не меньшее внимание, чем внутренней.

При этом информация также должна быть подразделена на количественную и качественную, т.е. информацию, содержащую точные численные оценки, и информацию описательного характера. В зависимости от вида информации используются соответствующие методы ее получения, анализа и обработки.

В случае, если объектом прогнозирования является организация, то внешние условия могут быть подразделены на общее внешнее окружение и непосредственное деловое окружение организации.

Общее внешнее окружение не связано непосредственно с организацией и отражает состояние общества, экономики, природной среды.

Непосредственное деловое окружение организации создают потребители, поставщики, деловые партнеры, конкуренты, административные органы, деловые объединения и ассоциации и т. д.

Задачей анализа внутренних и внешних условий объекта прогнозирования является выявление основных действующих сил и механизмов, определяющих развитие объекта прогнозирования в период, соответствующий периоду прогнозирования.

3. Определение наиболее вероятных вариантов развития внутренних и внешних условий объекта прогнозирования является одной из центральных задач разработки прогноза. От того, насколько верно они будут определены, зависят точность разрабатываемого прогноза и эффективность решений, принимаемых на его основании.

На этом этапе разработки прогноза на основании анализа внутренних и внешних условий и всей имеющейся информации об объекте прогнозирования, информации в результате работы экспертной комиссии предварительно определяется перечень возможных альтернативных вариантов изменения внутренних и внешних условий.

После их предварительной оценки из перечня исключаются те альтернативные варианты, реализуемость которых в прогнозируемый период сомнительна или же вероятность их реализации ниже предварительно установленного порогового значения.

Оставшиеся альтернативные варианты подвергаются более углубленной оценке с целью определения альтернативных вариантов изменения внутренних и внешних условий, осуществление которых наиболее вероятно.

Каждый из отобранных наиболее вероятных альтернативных вариантов изменения внутренних и внешних условий функционирования объекта прогнозирования детально прорабатывается и представляется для разработки альтернативных вариантов прогноза при каждом из отобранных альтернативных вариантов изменения условий функционирования объекта прогнозирования.

Основными этапами прогнозирования являются:

1) выявление потребностей на рынке. Начальным этапом экономического прогноза является определение на рынке социально-экономического заказа общества либо иерархической совокупности таких заказов, если речь идет о многопрофильном прогнозе. В самом общем плане социально-экономический заказ характеризуется тем, что помимо детерминированных потребностей общества в отдельных продуктах он определяет и ограничения ресурсов, которые общество может затратить, а предприятие – выделить на удовлетворение этих потребностей;

2) учет взаимосвязи между выявленными элементами «потребность – ресурсы»;

3) разработка технических прогнозов, непосредственно связанных с объектом экономического прогнозирования, выявление и конкретизация потребностей рынка в нововведениях, которые являются составной частью рыночной конъюнктуры;

4) разработка прогнозов относительно области возможных путей производства и развития самого объекта прогнозирования (рис. 1.1), исходя из выявленных на первом этапе конкретных потребностей, содержащихся в социально-экономическом заказе и механизме рынка;

5) разработка путей реализации прогноза производства в рамках верхнего предела затрат, указанных в заказе при разработке прогноза.

6) дальнейшая конкретизация полученных прогно­зов и расчетов (в результате итеративных процедур) в области соответствующих возможных путей техническо­го и экономического развития, необходимых ресурсов, хозяйственных распоряжений относительно реализации поставленной задачи.

Рис. 1.1 Связь технического и экономического прогнозов

Указанная последовательность этапов построения технико-экономических прогнозов предотвращает неоправданные потери предприятия и облегчает поиск оптимальных вариантов экономического и тех­нического развития. Взаимосвязь технических и экономических прогнозов, помогает определить новые возможности предприятия и по­требности рынка.

Экономические прогнозы могут разрабатываться для предприятия в целом, отдельных его цехов или видов продукции. В каждом случае используются определенные методы и конкретные показатели. Наиболее общими показателями, которые должен определять прогноз, являются:

· вероятность достижения поставленной цели в рамках рассматриваемого в прогнозе направления;

· капитальные вложения , необходимые на программу в целом и на каж­дый год прогнозируемого периода;

· затраты труда (в человеко-годах/часах) в каждом году прогнозиру­емого периода с выделением затрат по категориям профессий;

· текущие издержки производства в каждом году прогнозируемого пе­риода с выделением издержек на различных стадиях жизненного цикла изделий;

· прибыль предприятия .

Прогнозирование предполагает исследование еще не существующего объекта. Этот познавательный феномен требует, с одной стороны, философского осмысления с точки зрения категорий диалектики, а, с другой стороны, формулирования основных методологических принципов, способных служить конструктивной основой для разработки прикладных методов прогнозирования.

Успехи практического прогнозирования вызвали в 1970-х годах широкий поток методологических исследований. Этому способствовало и появление новой области исследования – глобальной проблематики, связанной с рассмотрением мировых ресурсных, экологических, демографических, продовольственных и других проблем, требующих как философского, так и конкретно-практического осмысления.

В развитых странах бум прогностических исследований продолжается и в настоящее время.


Появились специальные издания, посвященные вопросам прогнозирования. Под феномен прогнозирования подводятся различные методологические исследования, отражающие позиции различных философских школ. Провозглашено появление новой области знаний – футурологии – науки о будущем. Прогнозирование, прежде всего, связано с развитием объекта исследования.

Значительный вклад в теорию прогнозирования внесли советские ученые. Конкретная проблематика теории прогнозирования нашла отражение в создании специального понятийного аппарата и общих принципов исследований будущего. Научная теория прогнозирования использует специфические гносеологические категории, порожденные своеобразием познавательной ситуации при прогнозировании, и формулирует основополагающие методологические принципы научного прогнозирования.

Наиболее общим методологическим вопросом, на который должна ответить теория прогнозирования, является вопрос о самой возможности научного предвидения путей развития общества в его различных аспектах – социальном, экономическом, политическим, научно-техническом и т.д. Если исследования настоящего и прошлого позволяют выявить устойчивые связи и отношения и на их основе сформулировать объективные законы развития, то с помощью этих законов возможно и научное предвидение. Другими словами, существование объективных законов развития определяет принципиальную возможность прогнозирования, которая может быть реализована по мере вскрытия этих законов наукой. Это наиболее общее положение теории прогнозирования говорит также о том, что судить о будущем можно, только экстраполируя вычисленные к моменту прогноза тенденции развития, т.е. прогноз основан на настоящем. Будущие события, не связанные со знанием о настоящем, не могут быть предметом научного прогнозирования.

Изучая настоящее и прошлое объекта, исследователь строит его образ, а при теоретическом обобщении – абстрактную модель, относительно которой формулируются тенденции и законы развития. С помощью экстраполяции выявленных

тенденций строится идеальных образ будущего, не существующего в настоящее время объекта, который и является предметом изучения при прогнозировании. Следует подчеркнуть, что создание такого идеального образа носит целенаправленный характер, отражающий задачи прогноза по определению будущих ситуаций и возможных проблем, которые должны быть ориентиром при решении конкретных задач сегодняшнего дня.

Научное прогнозирование предполагает построение теории развития объекта исследования, в которой должны найти свое отражение все ее основные функции – описательная, объяснительная и предсказательная. Здесь прогнозирование выступает как необходимый элемент теоретического знания, без которого теория не имеет практической ценности. Вместе с тем, являясь неотъемлемой составной частью теории, предвидение выступает как относительно самостоятельная форма научного познания, имеющая свою специфику и присущие только ей закономерности. Это положение особенно наглядно проявляется в вопросе выбора критерия истинности теории. Если объект реально существует, то состоятельность той или иной теории проверяется путем сопоставления результатов теории с соответствующими показателями развития объекта. Иными словами, теория проверяется практикой. При прогнозировании эта классическая формула не работает, так как никакой практики, т.е. реального объекта, еще не существует.

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные