Гуманисты и их произведения. Гуманизм русской классической литературы. Возрождение, основные этапы












Термин гуманизм возник от названия круга наук, которыми занимались поэтически и художественно одаренные люди: «studia humanitatis» Это науки, которые изучали все человеческое в противоположность «studia divina» - то есть теологии, изучавшей все божественное






Гуманисты прославляли: -Земную жизнь -Человеческие радости -Воспевали красоту, разум, духовную свободу -Высмеивали невежество и жадность -Главным достоинством человека считали добродетель Гуманисты прославляли: -Земную жизнь -Человеческие радости -Воспевали красоту, разум, духовную свободу -Высмеивали невежество и жадность -Главным достоинством человека считали добродетель






2. Писатели - гуманисты В начале 16 века развернулись острые столкновения гуманистов с церковной схоластикой, которую гуманисты высмеивали в сатирических произведениях Схола́стика (греч. σχολαστι κός учёный Scholia - школа) систематическая греч. средневековая философия средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов университетов


Эразм Роттердамский() Нидерландский писатель Прославился сатирическим произведением «Похвала глупости»: -Глупость с кафедры сама себе произносит похвалу -В современном обществе все становятся дураками среди дураков -Отстаивал достоинство человека, который сам должен избрать свой жизненный путь -Был противником войн


«Какая разница между стариком и ребенком, если не считать того, что первый изборожден морщинами и насчитывает больше дней от рождения? Те же белые волосы, беззубый рот, малый рост, пристрастие к молоку, косноязычие, болтливость, бестолковость, забывчивость, опрометчивость. Коротко говоря, они во всем подобны друг другу. Чем более стареют люди, тем ближе они к детям, и, наконец, словно настоящие младенцы, не испытывая отвращения к жизни, не сознавая смерти, уходят они из мира»


«Без меня никакое сообщество, никакая житейская связь не были бы приятными и прочными: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин -- раба,служанка -- госпожу, учитель -- ученика, друг -- друга, жена -- мужа, квартирант -- домохозяина, сожитель - - сожителя, товарищ -- товарища, ежели бы они взаимно не заблуждались, не прибегали к лести, не щадили чужих слабостей, не потчевали друг друга медом глупости»


Франсуа Рабле () Французский писатель Написал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»: -Изобразил представителей французского общества -Описал идеальное общество, где господствует свобода личности






3. Гуманизм в общественной жизни В 16 в. люди пытались понять, как и по каким законам развивается общество Макиавелли в трактате «Государь»показал образ реального, а не идеального правителя: -Хитрый -Лицемерный -Жестокий -беспринципный Никколо Макиавелли ()


Государю «необходимо уметь управляться и с человеком, и со зверем», ибо «для того чтобы обойти капкан, нужно быть лисой, и львом – чтобы обойти капкан, нужно быть лисой, и львом – чтобы устрашить волков» Макиавелли не оправдывал этих качеств Он отражал реальность


При английском короле Генрихе 8 занимал должность лорда- канцлера Сочинил «Утопию»(место, которого нет) Томас Мор ()


«Утопия»: «На Утопии есть 54 города; все они большие и великолепные. По языку, нравам, установлениям, законам они одинаковы; расположение тоже у всех одно, одинаков у них, насколько это дозволяет местность, и внешний вид. Утопийцы работают на всех, никто не имеет собственности. Общество обеспечивает каждому изобилие…и предоставляет ему досуг для свободного развития ума.Дисциплина… :установленные часы работы, совместное принятие пищи; каждый человек с охотой следует этому»


« Подлинная свобода состоит в том, чтобы иметь над собой полную власть» Призывал воспитывать в ребенке добро, любовь к науке Мишель Монтень()


Задание: Параграф 4 Ответить на вопросы: -Что такое Возрождение -Что такое гуманизм -Каково отличие человека Возрождения от человека Средневековья -Почему в эпоху Возрождения усилился интерес к античной философии -Какие вопросы вы хотели бы задать гуманистам?

В Италии стоит отметить Петрарку (который считается первым гуманистом), Боккаччо, Лоренцо Валла, Пикоделла Мирандола, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, затем гуманизм распространяется и вдругих европейских странах одновременно с движением Реформации. Многие великие мыслители ихудожники того времени внесли свой вклад в развитие гуманизма - Монтень, Рабле (Франция), Шекспир,Бэкон (Англия), Л. Вивес, Сервантес (Испания), Гуттен, Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский и другие.

Второй вариант

Центральная идея гуманизма в ренессансном значении этого понятия состояла в том, чтобы с помощью гуманитарного образования и практики актуализировать заложенные в человеке способности и возможности. Содержание гуманистического опыта сводилось к экспликация античного культурного наследия, которое рассматривалось деятелями Возрождения как образец для подражания.
Для гуманизма характерна убежденность в самодостаточности человека, вера в его способность самому, без посторонней помощи развить свои потенции.
Наиболее известные представители ренессансного гуманизма: Франческо Петрарка, Данте Алигьери.

Основные черты философии гуманизма
* Критика схоластической философии.
* Изменение стиля и содержания философствования.
* Переводы и комментарии к античным текстам, популярное их изложение на национальных языках.
* Эстетизация и морализация как отличительные черты философствования.

Франческо Петрарка (1304-1374)
Считается создателем новой европейской лирики, автором сонетов, посвященных Лауре. Средневековой схоластической образованности противопоставлял гуманистическую, основывающуюся на новой филологической культуре, на свободном отношении к текстам. Для Петрарки характерна обращенность к внутреннему миру человека, его страстям и борениям. Петрарка критиковал аскетизм, писал о гармонии духовного и телесного в человеке.

Данте Алигьери (1265-1321)
Известен как автор знаменитой "Божественной комедии". Ему принадлежат глубокие философские обобщения о сущности и предназначении человека в мире. Картина мира, представленная в комедии, содержит элементы антропоцентристского мировоззрения. Человек, по Данте, есть результат соединения природного и божественного начал, существо принадлежащее двум мирам. Поэтому им руководят две цели, два предназначения: следовать заповедям Бога и выполнять земное призвание. Данте был первым, кто представил человека как высоко духовное и самоценное существо, обладающее самостоятельной земной значимостью.

Вопрос. 13. Бесконечная Вселенная Н. Коперника и Дж. Бруно. Гелиоцентризм

Приведенные выше положения противоречат принципам аристотелевской физики, основанной на различении высшего - надлунного и низшего - подлунного миров. Николай Кузанский разрушает конечный космос античной и средневековой науки, в центре которого находится неподвижная Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую революцию в астрономии, устранившую геоцентризм аристотелевско-птолемеевской картины мира. Вслед за Николаем Кузанским Николай Коперник (1473–1543) пользуется принципом относительности и на нем основывает новую астрономическую систему.



Характерная для Николая Кузанского тенденция мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного) была результатом пантеистически окрашенного сближения Бога с миром, Творца с творением. Эту тенденцию еще более углубил Джордано Бруно (1548–1600), создав последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Бруно опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Коперника. Согласно учению Коперника, Земля, во-первых, вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Коперником в центр мира. Таким образом, Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Как и Николай Кузанский, Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее «подобной бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли по сравнению с размерами Вселенной исчезающе малы.

Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос. Снимая, далее, границу между Творцом и творением, он разрушает и традиционную противоположность формы - как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного - с другой. Бруно, таким образом, не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось Богу, а именно активный, творческий импульс. Он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «Бог в вещах».



Неудивительно, что учение Бруно было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению и был сожжен на костре.

Новое понимание соотношения между материей и формой свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI - начала XVII века, как Г. Галилей и Б. Кавальери.

В 7 классе история как предмет открылась вам с новой стороны, ведь, изучая 15 век, вы узнали не только о различных войнах и внутреннем развитии экономики государств, но и развития человеческой мысли, пробуждения интереса к познанию природы и самих себя.

Развитие гуманизма

Гуманизм - это система взглядов на окружающую действительность, в центре которой находится человека, интересующийся работой законов, по которым работает окружающий мир. Основной объект исследования - человеческие чувства.

Говоря кратко, с вступлением Европы в эпоху Возрождения, у людей начинают формироваться гуманистические взгляды на мир. Первым о значении гуманизма в воспитании будущих поколений заговорил итальянец Витторино де Фельтре. Он создал детскую школу, где занятия проводились на открытом воздухе и которая была доступна детям любых сословий.

Другую модель обучения детей предложил Эразм Роттердамский. В своем трактате «О приличии детских нравов» он изложил мысли о том, что во время беседы плохим тоном считается чесать нос, зевать, поднимать брови. Сформированные им правила легли в основу современных правил общения между людьми.

Рис. 1. Эразм Роттердамский.

Характерным для эпохи Возрождения стала критика повседневных вещей. Гуманисты смотрели на мир по-другому. Стремление получить образование получило массовость, а люди, дающие знания, стали пользоваться уважением.

Великие гуманисты Европы

Многие знаменитые ученые 15-17 веков являлись гуманистами. Ими было написано множество работ, сведения о которых отразим в таблице Великие гуманисты Европы.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Томас Мор.

Томас Мор в своей «Золотой книжечке», которая носит и второе название – “Утопия” детально описал модель идеального государства, которое расположено на острове и насчитывает 54 города (как в Англии). Во главе государства стоит монарх, ограниченный конституцией, а все важные вопросы решаются Народным Собранием.

Рис. 3. Гаргантюа и Пантагрюэль.

Общим для гуманистов было пробуждение в человеке желания принести пользу людям и отказаться от бесцельного существования. Многие из них высказывали идеи построения идеального государства и переходу к идеальному общественному строю. Эти идеи в будущем будут подхвачены и развиты социалистами.

«Надо стремиться не выигрывать битвы или завоевывать земли, царствовать или копить богатства, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах» – писал Монтень в своих трудах.

Что мы узнали?

Появление великих гуманистов в Европе повлекло за собой формирование новых мировоззренческих идей, которые изменили средневековое общество, сформировав человека Нового времени.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 1377.












Термин гуманизм возник от названия круга наук, которыми занимались поэтически и художественно одаренные люди: «studia humanitatis» Это науки, которые изучали все человеческое в противоположность «studia divina» - то есть теологии, изучавшей все божественное






Гуманисты прославляли: -Земную жизнь -Человеческие радости -Воспевали красоту, разум, духовную свободу -Высмеивали невежество и жадность -Главным достоинством человека считали добродетель Гуманисты прославляли: -Земную жизнь -Человеческие радости -Воспевали красоту, разум, духовную свободу -Высмеивали невежество и жадность -Главным достоинством человека считали добродетель






2. Писатели - гуманисты В начале 16 века развернулись острые столкновения гуманистов с церковной схоластикой, которую гуманисты высмеивали в сатирических произведениях Схола́стика (греч. σχολαστι κός учёный Scholia - школа) систематическая греч. средневековая философия средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов университетов


Эразм Роттердамский() Нидерландский писатель Прославился сатирическим произведением «Похвала глупости»: -Глупость с кафедры сама себе произносит похвалу -В современном обществе все становятся дураками среди дураков -Отстаивал достоинство человека, который сам должен избрать свой жизненный путь -Был противником войн


«Какая разница между стариком и ребенком, если не считать того, что первый изборожден морщинами и насчитывает больше дней от рождения? Те же белые волосы, беззубый рот, малый рост, пристрастие к молоку, косноязычие, болтливость, бестолковость, забывчивость, опрометчивость. Коротко говоря, они во всем подобны друг другу. Чем более стареют люди, тем ближе они к детям, и, наконец, словно настоящие младенцы, не испытывая отвращения к жизни, не сознавая смерти, уходят они из мира»


«Без меня никакое сообщество, никакая житейская связь не были бы приятными и прочными: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин -- раба,служанка -- госпожу, учитель -- ученика, друг -- друга, жена -- мужа, квартирант -- домохозяина, сожитель - - сожителя, товарищ -- товарища, ежели бы они взаимно не заблуждались, не прибегали к лести, не щадили чужих слабостей, не потчевали друг друга медом глупости»


Франсуа Рабле () Французский писатель Написал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»: -Изобразил представителей французского общества -Описал идеальное общество, где господствует свобода личности






3. Гуманизм в общественной жизни В 16 в. люди пытались понять, как и по каким законам развивается общество Макиавелли в трактате «Государь»показал образ реального, а не идеального правителя: -Хитрый -Лицемерный -Жестокий -беспринципный Никколо Макиавелли ()


Государю «необходимо уметь управляться и с человеком, и со зверем», ибо «для того чтобы обойти капкан, нужно быть лисой, и львом – чтобы обойти капкан, нужно быть лисой, и львом – чтобы устрашить волков» Макиавелли не оправдывал этих качеств Он отражал реальность


При английском короле Генрихе 8 занимал должность лорда- канцлера Сочинил «Утопию»(место, которого нет) Томас Мор ()


«Утопия»: «На Утопии есть 54 города; все они большие и великолепные. По языку, нравам, установлениям, законам они одинаковы; расположение тоже у всех одно, одинаков у них, насколько это дозволяет местность, и внешний вид. Утопийцы работают на всех, никто не имеет собственности. Общество обеспечивает каждому изобилие…и предоставляет ему досуг для свободного развития ума.Дисциплина… :установленные часы работы, совместное принятие пищи; каждый человек с охотой следует этому»


« Подлинная свобода состоит в том, чтобы иметь над собой полную власть» Призывал воспитывать в ребенке добро, любовь к науке Мишель Монтень()


Задание: Параграф 4 Ответить на вопросы: -Что такое Возрождение -Что такое гуманизм -Каково отличие человека Возрождения от человека Средневековья -Почему в эпоху Возрождения усилился интерес к античной философии -Какие вопросы вы хотели бы задать гуманистам?

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные