Пролог и эпилог в литературе. Пролог - это ключик к сердцу читателя Эпилог в мировой литературе

НАЧАЛО - КОНЕЦ Начальный - конечный (см.) начинать(ся) - кончать(ся) (см.) начинать(ся) - заканчивать(ся) (см.) начало - окончание (см.) начальный - окончательный начинать(ся) - оканчивать(ся) (см.) Начало дороги - конец дороги. Словарь антонимов русского языка

  • эпилог - Эпилог, эпилоги, эпилога, эпилогов, эпилогу, эпилогам, эпилог, эпилоги, эпилогом, эпилогами, эпилоге, эпилогах Грамматический словарь Зализняка
  • эпилог - орф. эпилог, -а Орфографический словарь Лопатина
  • эпилог - -а, м. 1. Заключительная часть литературного произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героев после изображенных в нем событий. «Ньюкомы» заставляют нас восхищаться вашим талантом, г. Теккерей. Малый академический словарь
  • Эпилог - (греч. epilogos, букв. - послесловие) в музыке - раздел завершающего характера, как правило, в муз.-сценич. жанрах. Представляет собой заключит. сцену, обобщающую муз.-образное содержание произв. после окончания сюжетного развития, напр. Музыкальная энциклопедия
  • эпилог - ЭПИЛОГ -а; м. [греч. epilogos] 1. Заключительная часть литературного, музыкального произведения. Э. романа. Э. оперы. 2. Завершение, конец чего-л. Э. жизни. Э. революции. ◁ Эпилоговый, -ая, -ое. Толковый словарь Кузнецова
  • эпилог - Эпи/ло́г/ [ср.: про/ло́г/]. Морфемно-орфографический словарь
  • эпилог - ЭПИЛОГ а, м. épilogue < epilogos < epi после + logos слово. 1. Заключительная часть литературного произведения. содержащая обычно краткие сведения о дальнейшей участи его героев. БАС-1. В конце <�книги>: Епилог. Соболевский Перевод. P. S. Словарь галлицизмов русского языка
  • ЭПИЛОГ - ЭПИЛОГ (греч. epilogos) - в античной и более поздней драме заключительный монолог - обращение к зрителю с поучением, просьбой о снисхождении или с итоговым разъяснением содержания; в литературе с кон. Большой энциклопедический словарь
  • эпилог - эпило́г Через франц. épilogue из лат. epilogus от греч. ἐπίλογος – то же. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • эпилог - ЭПИЛОГ, а, м. Заключительная часть литературного, музыкального произведения. Э. романа, оперы. Э. жизни (перен.: события её последних, завершающих лет). | прил. эпилоговый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • Эпилог - ЭПИЛОГ - заключительная часть, присоединеная к художественному произведению в качестве художественного дополнения и представляющая собою более или менее самостоятельное целое, - часто без обозначения... Словарь литературных терминов
  • Эпилог - (греч. epílogos, буквально - послесловие) 1) в драме обращение к зрителю в конце произведения с поучением, просьбой о снисхождении и т. Большая советская энциклопедия
  • эпилог - ЭПИЛ’ОГ, эпилога, ·муж. (·греч. epilogos, ·букв. послесловие). 1. Заключительная глава художественного произведения, знакомящая с дальнейшей участью героев (лит.). 2. перен. Конец, развязка чего-нибудь (·книж.). Удачный эпилог. Толковый словарь Ушакова
  • эпилог - эпилог м. 1. Заключительная часть литературного произведения (обычно содержащая краткие сведения о дальнейшей судьбе его героев). 2. Заключительная сцена оперы. Толковый словарь Ефремовой
  • (греч. epilogos, букв. – послесловие), заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о жизни героев спустя некоторое время после событий, показанных в сюжете (см. «Отцы и дети» И. С. Тургенева , «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского , «Война и мир» Л. Н. Толстого ). В эпилогах драматических произведений часто даётся итоговая характеристика смысла изображаемого и выражается благодарность публике («Как вам это понравится», «Генрих V», «Буря» У.Шекспира ).

    Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн .Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

    Эпилог

    ЭПИЛОГ - заключительная часть, присоединеная к художественному произведению в качестве художественного дополнения и представляющая собою более или менее самостоятельное целое, - часто без обозначения Э. Обыкновенно в эпилоге рассказывается о дальнейших событиях или состояниях того, что было изображено в законченном художественном произведении, и притом через некоторый промежуток времени, так что образуется перерыв в изложениях. Таковы, напр., эпилоги в некоторых поэмах Пушкина, романах Тургенева, Достоевского, Л. Толстого. Эпилог должен быть художественным рассказом, а не простым отчетом, напр., о позднейшей судьбе действующих в романе лиц. Это превосходно понимал Пушкин, отвечая в шутливой форме на требования некоторых друзей придать законченность своему роману «Евгений Онегин»: «Вы говорите справедливо, что странно, даже неучтиво роман, не конча, прерывать, отдав его уже в печать; что должно своего героя, как бы то ни было, женить, по крайней мере, уморить и, лица прочие пристроя, отдав им дружеский поклон, из лабиринта выслать вон». Подобным ложным пониманием художественной законченности подсказаны многие заключительные страницы произведений Тургенева, у которого наряду с таким прекрасным, могущим служить образцом, эпилогом, как в романе «Дворянское гнездо», встречаются иногда совершенно неимеющие художественного значения приписки и дополнения к предшествовавшему художественному изложению. Там, где художественная фантазия автора достигает границы, за которую она уже не простирается, лучше остановиться, чем закончить поэзию рассудочной прозой. Прав, как художник, Пушкин, оборвавший свой роман «Евгений Онегин» и Чехов, закончивший свой рассказ «Дом с мезонином» вопросом: «Где ты?», обращенным к героине. Эпилог следует отличать от нехудожественного послесловия (см. это слово).

    Иосиф Эйгес. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель ,1925

    Те, кто читает книги (ну хотя бы иногда), встречает в некоторых из них «пролог», «эпилог» или «предисловие» и «послесловие» автора. Многим людям не совсем ясна разница между этими парами понятий, поэтому мы решили написать статью, которая ответит на вопрос: эпилог в литературе - это что такое? Конечно, мы поговорим и о послесловии, и предисловии.

    Предисловие и послесловие

    Может быть, мы будем говорить очевидные вещи, но пусть уж читатель на нас не сердится. Итак, когда автор написал книгу, и его издатель просит написать к ней предисловие, то в последнем писатель может написать все, что его душе угодно.

    Например, С. Кинг в предисловии к своему сочинению «Как писать книги» пунктирно вспоминал свое детство. Иногда автор пишет также и послесловие, и снова он вспоминает не события, описанные в книге, а некоторые, возможно, технические или личные эпизоды, а возможно, реинкарнирует и воссоздает в своей памяти социокультурный контекст, который позволил книге появиться на свет.

    А если мы спрашиваем себя: эпилог в литературе - это что такое, то тут совершенно иной подход. Автор не может в форме размышлений преподнести читателю личные переживания. Когда говорят об эпилоге или прологе, то имеют в виду части литературного произведения, впрочем, не слишком обязательные составляющие.

    Пролог и эпилог

    Роман (обычно он содержит пролог и эпилог) - это цельная история. Но если автор по каким-то причинам решил, что ему нужны небольшая прелюдия к основной истории и такой же финальный аккорд, то почему бы и нет.

    Например, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского самодостаточно. История кончается признанием и обмороком Раскольникова. Но Ф. М. Достоевский хотел показать дальнейший путь героя (или героев, если иметь в виду еще и С. Мармеладову).

    Назидательный смысл эпилога в романе русского классика

    Основной вопрос здесь - эпилог в литературе: это что, зачем он нужен в конкретном произведении Достоевского. Это благодатная тема, мы можем подумать в этом направлении. С одной стороны, пролог и эпилог создают объем повествования, но с другой стороны, Достоевский не только ради перспективы сотворил эпилог.

    Как кажется, это во многом идеологический шаг. Ведь Родион Романыч страшно страдал до ссылки и обретения веры. Таким образом, русский классик показывает выход для всех отчаявшихся и заблудившихся. Конечно, по мнению Федора Михайловича, просветление жизни возможно только с Богом.

    Сам же роман, если не брать эпилог (в литературе это мы уже знаем, что такое), не дает никакого выхода и ответа человеку на его духовные поиски. А так как русская литература 19 века, по меткому определению Н. А. Бердяева, «учительная», то естественно, что Достоевский не смог победить соблазн и не указать читателю простой и понятный русскому сердцу путь к исправлению и самосовершенствованию. Кстати, большинство людей действительно находят опору в Боге, следовательно, нельзя сказать, что Достоевский так уж не прав.

    Значение слова «эпилог» было нами выяснено и тщательно исследовано. Если отливать определение эпилога в лапидарную формулу, то выйдет примерно так: это события, которые следуют после основного сюжета повествования и тематически или по смыслу к нему примыкают. Эпилог дает произведению некоторую глубину.

    Словарь антонимов русского языка

    Эпилог

    введение

    вступление

    преамбула

    предисловие

    начальная часть

    Толковый словарь русского языка (Алабугина)

    Эпилог

    А, м.

    Заключительная часть художественного произведения, где кратко сообщается о дальнейшей судьбе героев.

    * Эпилог романа. *

    Словарь музыкальных терминов

    Эпилог

    (гр. epilogos - заключение) - картина или часть акта, допол­няющая основное действие в опере, балете, кантатно-ораториальных произведениях и завершающая его (напр., эпилог в опере М. Глинки «Иван Сусанин»).

    Топонимический словарь Амурской области

    Эпилог

    руч., пп руч. Калачинского (бассейн р. Хаимкан) в Зейском р-не. Название дано при присвоении наименований безымянным водотокам в ходе прогнозной оценки на россыпное золото в 1997 г. от современного слова эпилог – «пословие, концесловие, заключение».

    Словарь Ожегова

    ЭПИЛО Г, а, м. Заключительная часть литературного, музыкального произведения. Э. романа, оперы. Э. жизни (перен.: события её последних, завершающих лет).

    | прил. эпилоговый, ая, ое.

    Словарь Ефремовой

    Эпилог

    1. м.
      1. :
        1. Заключительная часть литературного произведения, (обычно содержащая краткие сведения о дальнейшей судьбе его героев).
        2. Заключительная сцена оперы.
      2. Заключительное обращение к зрителям, объяснявшее намерение автора или характер постановки (в древнегреческой драме).
      3. перен. Конец, завершение чего-л.

    Словарь Ушакова

    Эпилог

    эпило г , эпилога, муж. (греч. epilogos, букв. послесловие).

    1. Заключительная глава художественного произведения, знакомящая с дальнейшей участью героев (лит. ).

    2. перен. Конец, развязка чего-нибудь (книж. ). Удачный эпилог.

    Шекспировская энциклопедия

    Эпилог

    традиционная просьба о прощении и аплодисментах, которую произносит в конце представления главный герой. Эпилог есть в следующих пьесах Шекспира: *"Сон в летнюю ночь", *"Как вам это понравится", *"Генрих V", *"Двенадцатая ночь" (песня), *"Конец - делу венец", *"Троил и Крессида", *"Перикл", *"Буря", *"Генрих IV, Часть вторая" и *"Все истинно" ("Генрих VIII")

    Энциклопедический словарь

    Эпилог

    (греч. epilogos), в античной и более поздней драме заключительный монолог - обращение к зрителю с поучением, просьбой о снисхождении или с итоговым разъяснением содержания; в литературе с кон. 18 в. - заключительная часть произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героев после изображенных в нем событий, а порой обсуждаются нравственные, философские аспекты изображаемого.

    Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    Эпилог

    (от греч. epi - после и logos - слово) - заключительная часть художественного произведения, в которой кратко сообщается о судьбе героев после изображенных в нем событий.

    Рб: Композиция и сюжет

    Корр: пролог

    Род: Концовка

    * "В эпилоге писатель стремится сделать особенно ощутимым... авторский приговор над изображенным" (Г.Л. Абрамович).

    "Эпилог часто встречается в драмах Б. Брехта" (В. Диев). *

    Пролог и эпилог (от греч. prologos - предисловие; epilogos - послесловие). Если смотреть на пролог и эпилог с вершины сюжета, то они оказываются на самой его периферии - как подножие горы. Однако хорошие книги читаются иначе, во всяком случае, не с середины. Первые и последние страницы для нас не менее значительны, чем кульминационные.

    Вызревшие в древнегреческом искусстве пролог и эпилог - продукт разложения синкретизма и памяти о нем. "Песни лиро-эпического характера представляются первым естественным выделением из связи хора и обряда", - отмечал А. Веселовский. Напротив, драматурги еще долго пользуются лирической и эпической поддержкой, понимая, впрочем, что это поддержка со стороны. Стремительное вращение драматической коллизии неизбежно вытесняло прямое сообщение и отношение за границы фабульного действия. Так возникли пролог и эпилог.

    Пролог и эпилог в драме

    В античной драме пролог - это звучащая по преимуществу в исполнении хора историческая, бытовая или мифологическая предыстория будущих событии, а в эпилоге закрепляется финальная расстановка сил, подводится нравственно-философский итог произведения.

    Постепенно происходило неуклонное сокращение пролога и эпилога, ослабление их роли. Если в большинстве трагедий Эсхила заключения и особенно вступления были развернутыми и многоступенчатыми, то уже древнеримские драматурги подчас обходились лишь непосредственным сценическим действием. Все чаще оно осознается как самодостаточное. Вроде бы у Шекспира эпилогов еще немало, и все же в их необходимости великий писатель явно сомневается. В дальнейшем в своей привычной статической форме эпилоги надолго исчезают из драматических сочинений, да и прологи в основном становятся внесценическими: «предисловиями», "предуведомлениями", «открытыми письмами», «разборами» пьесы Корнеля, Бомарше, Гюго снабжались уже при публикации.

    Пролог и эпилог в эпосе

    Иначе складывалась судьба пролога и эпилога в эпосе. В традиционных эпических жанрах (эпопея, героическая поэма, сказка) лирические вступления и заключения сведены к минимуму: в «Песни о Нибелунгах», например, для них хватило двух строф, первой и последней. Коротки запев и исход и в русских былинах. Они выполняют как бы орнаментальную или ритуальную функцию: «ворота открыты - ворота закрыты». Чаще всего пролог и эпилог сказителю попросту не были нужны. Рассказ замкнут на событии, он последовательно излагает одну судьбу, одно происшествие.

    В эпосе пролог и эпилог начинают утверждаться вместе с развитием индивидуального творчества. В просветительском романе (у Филдинга, Голдсмита, Чернышевского), в таком дидактическом жанре, как басня, автор стремится дать точное направление для читательского восприятия, четко установить собственную мысль. В XIX в. лирика все активнее вторгается в жанровую систему эпоса: развивается повесть с ее многообразными отступлениями от основной повествовательной линии, появляется очерк, а поэма превращается в лиро-эпическое образование. Именно в противостоянии ей и определяются теперь такие сюжетные компоненты, как пролог и эпилог. Здесь писатель высказывает то, что не может быть выражено через описание событий. Образцом поэмного эпилога является заключительное лирическое отступление о птице-тройке в первом томе «Мертвых душ» Гоголя, а пролога - авторское вступление из "Медного всадника" Пушкина. Конечно, существуют и другие формы пролога: основное действие может предваряться пейзажами (как, например, в "Крыжовнике" Чехова), обобщающим образом-символом (цветок «татарина» в «Хаджи-Мурате» Л. Толстого), притчей («Дата Туташхиа» Ч. Амирэджиби). В эпических произведениях XIX-XX вв. пролог - короткая увертюра. Он задает тон, настраивает читателя на определенную волну.

    Еще чаще и, пожалуй, осознаннее используется в эпической прозе эпилог. Особенно в русском классическом романе. Эпилогом завершается большинство крупных произведений Достоевского, Тургенева, "Обыкновенная история" Гончарова. Заметим, что исключительные отступления - такие, как «Часть вторая» "Эпилога" из "Войны и мира" Толстого - здесь сравнительно редки. Обычно в романных эпилогах перед нами все те же знакомые лица. И все-таки это не просто последующие истории. Скачок через пространство и время совершался писателями-реалистами для того, чтобы раскрыть сложность характера, непредсказуемость повеления человека, оказавшегося в новой обстановке.

    Поражают метаморфозы, происходящие в конце эпилога с Рудиным. На протяжении всего романа он бездействует, разглагольствует и рефлектирует, а затем погибает на парижских баррикадах с красным знаменем в руке. Эпилог существенно меняет сложившиеся читательские представления, он подводит к мысли о том, что решительно проявить себя Рудину мешала, очевидно, вовсе не натура, а обстоятельства.

    Прологи и эпилоги в лирике

    В литературе двух последних столетий пролог и эпилог - монополия жанров эпических, однако их можно встретить и в драматических сочинениях (в "Фаусте" Гете, "Короле на площади" Блока, «Добром человеке из Сезуана» Брехта), и даже в лирике - причем не только в лирических книгах и циклах, но и в отдельных стихотворениях.

    Поэтические формы каноничны, и поэт-новатор по-своему использует их в борьбе с инерцией читательского восприятия. Завязав разговор на привычном (для читателя-собеседника) языке, он совершает потом резкие смешения, нарушает рифменное, строфическое, сюжетное ожидание. В известном цветаевском стихотворении "Тоска по родине! Давно..." с самых первых строк нагнетается один и тот же мотив, внушается одна и та же мысль. И так вплоть до последней, десятой строфы, где происходит крутой перелом: «И все - равно, и все - едино./ Но если по дороге - куст/ Встает, особенно - рябина...» Такова концовка, в которой невысказанно, выдаваемая лишь едва дрогнувшим голосом, звучит опровергаемая тоска по родине, вполне сравнимая с эпилогом.

    "Эпилоговых" произведений особенно много в лирике Ахматовой.

    В продолжение темы:
    Аксессуары

    Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

    Новые статьи
    /
    Популярные