Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе М. Горького "На дне"). Что говорил Бубнов о правде в пьесе Горького "На дне"? На дне горький 3 правды в произведении

Три правды в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса «На дне» (1902) является, пожалуй, самой известной драмой М. Горького. Это произведение можно назвать социально-философской драмой, поскольку в ней остро поставлены важнейшие вопросы, касающиеся человеческого существования.
На мой взгляд, главным среди них является вопрос о правде – ее сущности, роли в жизни человека, многогранности и неоднозначности этого явления. На протяжении всей пьесы герои мучительно решают, что для них важнее – реальность или иллюзии, правда или ложь.
Все они «бывшие люди», которые когда-то вели «нормальный» образ жизни – имели работу, семью, друзей. Но, по разным причинам, эти герои попали на «дно жизни» - в ночлежку. Горький подчеркивает, что теперь социальные различия между его персонажами стерты, остались просто люди с их характером и мировоззрением, с их индивидуальной точкой зрения на мир и человека.
Именно с такой позиции каждый их героев высказывает свое мнение относительно роли правды в жизни. Так, Актер, Анна, Наташа, Настя, а также Васька Пепел и Клещ предпочитают не суровую правду, а жизнь в собственных иллюзиях: «Очень против правды восставал... так и надо! Верно - какая тут правда? И без нее – дышать нечем...»
Именно иллюзии помогают им сохранять веру в лучшее будущее, в чудесные изменения, которые помогут этим персонажам стать более счастливыми.
А в этом герои очень нуждаются, ведь каждый из них утратил что-то очень важное в жизни: Актер - возможность творить на сцене, слесарь Клещ - постоянную работу, молодая женщина Настя - любовь.
Реальное положение «верующих» находится в ужасающем контрасте с их надеждами. Все вокруг говорит о беспочвенности их веры. Об этом ночлежникам постоянно напоминают «неверующие» соседи. К ним относятся скептик Бубнов (главным образом), Барон и Сатин. Эти герои с удовольствием разоблачают иллюзии страждущих спасения: «Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие - прикрываются ею...»
Таким образом, с самого начала пьесы проблема правды рассматривается как конфликт правды мечты и правды реальности. Обостряется и усугубляется этот конфликт с появлением в ночлежке странника Луки.
Этот герой отличается огромной добротой и любовью к людям, искренним уважением и состраданием к ним: «…а разве можно человека эдак бросать? Он - каков ни есть - а всегда своей цены стоит...»
Лука считает, что жизнь человека нужно облегчать, и помочь в этом может доброе слово и надежда, подаренная или вовремя поддержанная в человеке. Девиз этого героя: «Во что веришь, то и есть...»
И оказывается, что этот странник с его жизненной философией крайне необходим ночлежникам – они нуждаются в утешении и ободрении для того чтобы продолжать бороться за жизнь или принять свою участь со смирением. Именно Лука помогает Анне смириться с ее убогой жизнью и скорой смертью: «Ничего! Отдохнешь там!.. Потерпи еще! Все, милая, терпят... всяк по-своему жизнь терпит...» Именно он возрождает в Актере надежду на выздоровление. Именно он поддерживает Настю, проявляя к ней уважение: «Уважьте человеку... не в слове - дело, а - почему слово говорится? - вот в чем дело!»
И мы видим, что до вынужденного ухода Луки самочувствие ночлежников заметно улучшается: у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше, кое-кто уже делает первые шаги по пути к обретению человеческого достоинства. Лука сумел вдохнуть в людей веру и надежду, согрел их души своим сочувствием. Даже циник Бубнов изменился под его воздействием – в конце пьесы он приглашает соседей разделить с ним трапезу.
Но после ухода странника ночлежники очень быстро вновь утрачивают свою веру, а Актер, не выдержав суровой реальности, даже кончает жизнь самоубийством. Виноват ли в этом Лука? В определенной степени, да. Он не смог увидеть - ночлежники настолько слабы и забиты, что не способны самостоятельно поддерживать веру в лучшее, свою надежду. Однако в их слабости Лука не виноват – он искренне пытался облегчить жизнь своих временных соседей.
Эту искренность чувствует в герое и Сатин: «Старик - не шарлатан! Что такое - правда? Человек - вот правда! Он это понимал...» Этот персонаж убежден (и во многом это мысли самого Горького), что самая главная ценность в жизни - человек, его душа, его чувства, его жизнь. Человек прекрасен, когда свободен в своих проявлениях, когда имеет возможность реализовать себя в полной мере. Тогда он подобен Богу: «Человек…это звучит гордо!»
Именно из гуманистических соображений Сатин утверждает, что человека не нужно унижать ложью, он достоин лишь правды: «Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека!» И в этих его словах звучит громкий призыв к кардинальным социальным переменам в России.
Какова же позиция самого Горького относительно проблемы правды? На мой взгляд, позиция его неоднозначна. Думаю, писатель считал, что в современных ему социальных условиях, учитывая склонность русского человека «плакаться, но ничего не делать», правда нужнее, чем сострадательная ложь. Придет другое время и сострадание станет одной из важнейших ценностей человеческого общества. Но пока, говорит Горький, перед людьми стоят другие задачи, и лжи в современной жизни не может быть места.
Таким образом, в пьесе «На дне» автор остро поставил одну из важных социально-философских проблем – проблему правды и лжи в жизни человека. Писатель постарался раскрыть этот вопрос многосторонне – показать несколько противоположных точек зрения, две антагонистические правды – правду реальности и иллюзии. Но, кроме них, в драме присутствует и третья правда – мнение самого автора, который попытался найти компромисс между мнениями своих персонажей, выявить в них рациональное зерно и максимально приблизиться к истине.

Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX - начале XX века, когда история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается утраченной. Многие писатели того времени обращались к теме человека, старались найти истину, понять предназначение человеческой жизни. Одним из таких писателей был и Максим Горький.

Свои представления о человеке писатель раскрывает уже в первых романтических произведениях. Первый рассказ Горького - "Макар Чудра" - был опубликован в 1892 году, затем последовали другие рассказы о "босяках": "Дед Архип и Ленька" (1894), "Челкаш" (1895), "Коновалов" (1897), "Мальва" (1897). Главные герои этих рассказов - бродяги, "бывшие люди", но вопреки литературной традиции, они изображены не как отверженные, "униженные и оскорбленные", а как люди, которые сами отвергли общество с его моралью и социальными законами. Эти герои презирают мещанскую тягу к покою и сытости, любое ограничение свободы. Это вольнолюбцы, которым "хоть голодно, да свободно". "Босяки" горды, веселы, они ненавидят страдание, у них нет страха перед жизнью, зато есть чувство собственного достоинства. Поэтому вор Челкаш выглядит гораздо привлекательнее жадного крестьянина Гаврилы.

В то же время автор-рассказчик не скрывает того, что уровень самосознания этих "босяков" невысок. Только некоторые из них начали по-настоящему задумываться о собственной судьбе и смысле жизни человека ("Коновалов"). Но "тяжесть их дум увеличивалась слепотой их ума". Кроме того, Горький прекрасно видел опасность безграничного своеволия таких людей, трагизм их одиночества. Н. Минский писал по этому поводу: "Горький изображает не просто босяков, а каких-то сверхбосяков и сверхбродяг, проповедников какого-то нового провинциального ницшеанства... Правым оказывается сильнейший, потому что он большего требует от жизни, а виноват слабый, потому что он постоять за себя не умеет. Нужно сознаться, что в нашей литературе, насквозь пропитанной учением о любви и добре, такая яркая проповедь права сильного является довольно новой и рискованной".

Поиски правды жизни писатель продолжал на протяжении всего творческого пути. Этот поиск нашел отражение в образах героев многих более поздних его произведений. Но наиболее остро спор о правде жизни звучит в пьесе "На дне". Особенность этого произведения заключается в том, что свою правду имеют все персонажи. И каждый из них открыто говорит о своей правде. Бубнов утверждает правду факта, Лука проповедует правду утешительной лжи, Сатин отстаивает правду веры в Человека. Чья же правда на самом деле является истинной?

"Все так родятся, поживут и умирают. И я помру, и ты... Чего жалеть", - в этих словах Бубнова заключена приземленная, мещанская идеология, правда Ужа и Дятла, правда Барона и Клеща. Бубнов не способен понять правды таких людей, как Сатин. Не доступны для него и рассказы Луки о людях, которые верили в праведную землю: "Все выдумки... тоже! - восклицает он. - Хо! Хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо!" Он сводит "возвышающий обман" до "низких истин". Он признает только правду фактов и жестоких законов жизни.

Барон признает только правду прошлого, поэтому он равнодушен к миру, весь оставаясь в прошлом. Прошлое - вот его единственная правда. Но что дала она ему? "Ты рассуждаешь... - говорит он Сатину, - ... это, должно быть, греет сердце... У меня нет этого... я - не умею!.. Я, брат, боюсь... иногда... трушу... Потому - что же дальше?.. Никогда и ничего не понимал я... Мне кажется, что я всю жизнь только переодевался... зачем? Не помню! Учился - носил мундир дворянского института...а чему учился? Не помню... Женился - одел фрак, потом - халат... а жену взял скверную... Прожил все, что было, - носил какой-то серый пиджак и рыжие брюки... а как разорился? Не заметил... Служил в казенной палате... мундир, растратил казенные деньги - надели на меня арестантский халат... И все... как во сне... А... ведь зачем-нибудь я родился... а?" Барон не верит в иллюзии. Но и вера в правду фактов в конечном итоге не приносит ему удовлетворения, не показывает ему смысла жизни. В этом - его основная трагедия.

Подобен Бубнову и Барону Клещ, Он не хочет иллюзий: он добровольно взвалил на себя правду реального мира. "На что мне она - правда? Чем я виноват?.. За что же мне правду? Жить нельзя... Вот она - правда!.." Он гордится тем, что он рабочий человек, и потому к обитателям ночлежки относится с презрением. Хозяина же он ненавидит и всей душой стремится вырваться из ночлежки. Но и его ждет разочарование. Смерть жены подкосила Клеща, лишила его веры в правду, какая бы она ни была. "Работы нет... силы нет! Вот правда! Пристанища... нету! Издыхать надо... вот она, правда!.. На что мне она, правда?.."

Этой идеологии противопоставляет свою правду Лука. Он призывает всех уважать человека: "Человек, каков он ни есть, всегда своей цены стоит". Позиция Луки - идея сострадания, идея деятельного добра, возбуждающая веру в человека, способную повести его дальше. Он пропагандирует идею личного усовершенствования и даже возвышенного обмана.

Но в представлениях Луки поражают нотки приспособленчества и двойственности, которые он облекает в форму идеи о свободе сознания человека: на вопрос Пепла, есть ли Бог, Лука отвечает: "Коли веришь, - есть; не веришь, - нет... Во что веришь, то и есть..."

Таким образом, он не обманывает людей, он искренне верит в них, верит в свою правду. Вопрос только в том, что правда эта, оказывается, может быть разной - в зависимости от самого человека. "Человек - вот правда. Он это понимал!" - так трактует идеологию Луки Сатин. И при всем различии во взглядах он восхищается стариком: "Он - умница!.. Он... подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету..." Именно под влиянием взглядов Луки, под влиянием разговоров с ним Сатин впоследствии произнес свой монолог о человеке: "Человек - свободен... он за все платит сам, и потому он - свободен!"

Сатин доказывает, что "человек выше сытости", что у человека есть высокие цели, есть более высокие потребности, чем забота о том, чтобы быть сытым: "Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми. Не в этом дело! Человек - выше! Человек выше сытости!"

У Сатина независимый характер. Он не боится хозяина ночлежки. Он может иногда показаться циничным: "Дай мне пятак, - обращается он к Актеру, - и я поверю, что ты талант, герой, крокодил, частный пристав". Так же цинично звучит его реплика в ответ на сообщение Барона о смерти Актера: "Эх... испортил песню... дурак". Такая позиция обусловлена разочарованием героя в самой жизни. Он уже ни во что не верит. Он считает свою жизнь и жизнь остальных обитателей законченной: "Дважды убить нельзя". Но ему на самом деле не чуждо сострадание, он хороший товарищ, окружающие относятся к нему с симпатией.

Именно монологи Сатина подводят итог всему происходящему и формулируют этическую позицию автора: "Человек - вот правда!.. Кто слаб душой... и кто живет чужими соками - тем ложь нужна... А кто сам себе хозяин... кто независим и не ждет чужого - зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев... Правда - бог свободного человека". Он выражает авторскую уверенность в том, что "Человек... это звучит гордо! Надо уважать человека!"

Правда Луки взбудоражила обитателей ночлежки. Однако ложью, утешительством нельзя помочь никому, даже людям "дна", утверждает Горький. Правда Луки, сталкиваясь с реалиями жизни обитателей ночлежки, с правдой Бубнова, Барона, Клеща, приводит к трагическим последствиям. Повесился Актер, когда понял, что чудесная лечебница для "организмов" - выдумка Луки.

Душевный кризис переживает Настя. Всплеск иллюзий заслоняет истинное положение вещей от несчастных обитателей ночлежки, что в итоге ведет к полному крушению их надежд, и тогда начинается цепная реакция трагедий (избиение Наташи Василисой, арест Пепла, убившего в драке Костылева, потрясение потерявшего все Клеща и т. д.). Постижение истины "Все - в человеке, все для человека" завораживает Сатина и других героев пьесы. Тем мучительней для них несовместимость этого открытия с реальностью...

Таким образом, в пьесе "На дне" М. Горький стремился не только к тому, чтобы изображением ужасной действительности привлечь внимание к участи обездоленных людей. Он создал по-настоящему новаторскую философско-публицистическую драму. Содержание будто бы разрозненных эпизодов мастерски организовано им в общую картину трагического столкновения "трех правд" о жизни. Это заставляет нас думать и делать определенные выводы. Если позиция Барона, Клеща и Бубнова для нас неприемлема, то с позициями Луки и Сатина мы можем и согласиться, и поспорить.

Все дело в том, что в образе Сатина с его несомненной правдой - правдой человека - перед нами предстает образ человека будущего. Его высокие идеи носят пока еще только декларативный характер. Тогда как Лука, несмотря на двойственность идей, подтверждает свои убеждения делом. И потому является больше человеком настоящего. И Лука, и Сатин стремились открыть людям настоящую правду - правду человеческой личности. Но пока мир не будет готов к пониманию этой правды - человечество будет обречено на гибель.

Пьеса «На дне», вышедшая в свет в 1902 году, считается наиболее известной драмой М. Горького . В этом произведении автор затронул один из важнейших вопросов русской литературы – вопрос о человеке и его месте в обществе. Затронута и проблема гуманизма, столько актуальная на начале XX века. Именно в это время в стране происходили события, при которых ценность человека была утрачена. Даже самые уважаемые люди могли оказаться «на дне». Так и герои пьесы, когда-то бывшие уважаемыми людьми, теперь находят себя в убогой ночлежке.

Одним из наиболее раскрытых вопросов в произведении «На дне» является вопрос о правде, её сущности и роли в жизни каждого человека. На протяжении всей пьесы герои спорят о том, что важнее: правда или ложь, суровая реальность или иллюзии. Почти все постояльцы на каком-то этапе высказывают свое мнение о правде. Так, например, девица легкого поведения Настя , Актер , больная чахоткой Анна и некоторые другие персонажи предпочитают пребывать в иллюзиях. Ведь, правда итак суровая, и без нее дышать тяжко. Таким образом, они сохраняют в душе веру в лучшее будущее, в котором они смогут стать счастливыми.

Конфликт мечты и реальности обостряется с появлением странника Луки . Этот герой отличается искренней добротой, состраданием и любовью к людям. Его жизненная философия просто необходима этим потерянным людям. Он быстро понимает, что они нуждаются в одобрении и утешении. Так, умирающей Анне он говорит, что на том свете ее ждет лучшая жизнь. Пьяницу Актера убеждает в существовании лечебницы, где полностью излечивают от алкоголизма. Мечтательной Насте говорит, что если она верит в существование большой и чистой любви, то обязательно ее встретит. Ваське Пеплу советует поехать на заработки в Сибирь.

Таким образом, с приходом Луки настроение многих постояльцев улучшается. У них появляется надежда на светлое будущее. Однако с его неожиданным уходом все опять становится как прежде, а Актер, не выдержав суровой реальности, кончает жизнь самоубийством. Сатин видит в этом вину старика и его «утешительной лжи». У Сатина своя правда. Он предпочитает говорить неприглядную правду, дабы не принижать человека и не ущемлять его свободу. Он верит в культ человека, который сам может себя реализовать. А утешение доброй ложью подобно унижению. Ложь – для рабов и их хозяев, а Человек должен быть горд. Такова точка зрения Сатина – в прошлом умного и образованного телеграфиста.

Другую форму правды высказывает персонаж Бубнов – бывший владелец красильной мастерской, ныне картузник, живущий в долг. В связи с определенными обстоятельствами, он стал скептиком и фаталистом. Ничего положительного в себе хранить сознательно не хочет и считает, что именно «на дне» проявляется настоящий характер человека, когда стираются все социальные различия. Бубнов уверен, что человек рождается для смерти и зачем тогда его жалеть. Ведь все умрут. В его позиции каждый человек в этом мире лишний. Он отрицает как себя, так и других. Таким образом, для более эффективного решения острых социально-философских проблем, автор попытался рассмотреть их с разных точек зрения.

В ведущемся споре о человеке особенно важны три позиции – Бубнова, Луки и Сатина. Позиция Бубнова фаталистична. Человек бессилен что-либо изменить в своей судьбе. Отсюда – равнодушие не только к чужому страданию, но и к собственной судьбе. По его мнению все люди – «лишние» , так как в мире властвуют безжалостные законы, управляющие человеком и господствующие над ним. Люди плывут по течению, как щепки, бессильные что-либо изменить. Правда Бубнова – это правда внешних обстоятельств жизни. Лука – самый сложный образ в пьесе. Именно с ним связан основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? » Лука – носитель идеи сострадания в пьесе. Он сознает: есть «люди» и есть «человеки» . Слабым («людям») нужна поддержка: в надежде, в вере, в силе другого. Ибо вера и надежда – мощнейший стимул всех человеческих деяний. Анне Лука облегчает муки ухода из жизни, в Актера и Пепла вселяет надежду на возможность изменить жизнь к лучшему. Но с другой стороны, после исчезновения Луки обретенная людьми надежда оказывается не только иллюзией, но и превращается в полную свою противоположность, что приводит героев пьесы к катастрофе. Людям же сильным духом («человекам») , тем, кто находит опору в себе самом, не нужны ни жалость, ни успокоительная ложь. Они сами творят свою судьбу, свое счастье и свое несчастье. Таким образом, философия Луки включает в себя и христианское долготерпение, и чуткость к чужому страданию, и трезвый реализм. Но главное – она обращена к доброму в душе каждого человека. Это доброе пробуждает в нем стать лучше. Сатин является выразителем другой жизненной позиции: «Все – в человеке, все – для человека. Существует только человек, все остальное дело его рук и мозга» . Человека надо уважать, считает Сатин, жалость только унижает. Но кто сам Сатин? Шулер, человек, живущий заведомой ложью, абсолютно равнодушный к людям, презрение к ближнему, проповедующий нетрудовую философию (для чего работать? для сытости? – «Человек выше сытости») . Образованный, умный, сильный Сатин мог бы вырваться со «дна» жизни, но не хочет этого сделать. Идея «Свободного человека» , - как и идея Луки, превращается в свою полную противоположность – в идею своеволия, и Сатин становится невольным идеологом зла, превращая его в форму существования на земле и оправдывая его. Но слова о человеке, имя которого звучит гордо, Горький вложил все-таки в его уста. Не было в пьесе другого героя, способного произнести столь важные для драматурга слова о сильном и гордом человеке. Оба героя, несомненно, связаны принципом парности, не случайна и символика имен. Сатин ассоциируется с Сатаной, а вот Лука – от лукавого, но это так же имя одного из четырех евангелистов. «Лука. Ты.. . лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат.. . такая уж лечебница устроена для пьяниц.. . Человек – все может, лишь бы захотел.. . Смерть – она все успокаивает.. . она для нас ласковая.. . Помрешь – отдохнешь.. . А хорошая сторона – Сибирь? Золотая страна. Человека приласкать - никогда не вредно.. . Человек должен уважать себя. Все ищет – найдет.. . Кто крепко хочет – найдет! » «Сатин. Ложь – религия рабов и хозяев.. . Правда – бог свободного человека! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит.. . гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть.. . не унижать его жалостью.. . уважать надо! Работа? Сделай так, чтобы работа была мне приятна – я, может быть, буду работать.. . Когда труд – удовольствие, жизнь хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство! » Таким образом, в пьесе нет однозначного ответа на вопрос: «что лучше: истина или сострадание? » Горький выражает и уверенность, что только истина в состоянии спасти человечество, и понимание значимости сострадания в жизни людей.

В пьесе М. Горького «На дне» поднимается множество глубоких и философских тем. Герои показывают разные точки зрения на проблемы бытия. Основной конфликт в столкновении трех различных правд: факта, утешения и лжи и веры.

Первую правду - правду факта - представляет Бубнов. Он предпочитает высказывать свои мысли прямо и точно, опираясь на проверенные знания. Бубнов не любит людей и не собирается жалеть их, но верит, что у каждого есть свое предназначение. Человеческое взаимопонимание, поддержка или гуманизм ему чужды. Его правда прямолинейна и черства, так как он убежден, что врать бессмысленно, ведь все люди рано или поздно умрут. Он не будет подбирать слова, стараться смягчить речь, чтобы не обидеть человека. Основной принцип Бубнова - говорить все как есть.

Вторая правда - это правда Луки. Этот человек учит окружающих состраданию, утешению, способности принять и услышать другого. Он помогает людям обрести веру в бога и в себя, пережить тяжелые жизненные ситуации, справится с трудностями. Он лжет почти всем жителями ночлежки, но делает это во благо. Лука убежден, что надежда, пусть даже лживая, даст людям сил улучшить свою жизнь. Правда же, для него не всегда хороша, ведь ей можно ранить и окончательно лишить человека смысла существования. Лука считает, что без некоторой лжи люди могут не выдержать жизненных испытаний. Кроме того, он уверен, что именно вера, а не факты, придает людям сил.

Третий герой, высказывающий свое мнение на эту тему, - Сатин. Именно на его мысли стоит обратить особое внимание, так как через него свои мысли высказывает Горький. Основа его мыслей в вере в человека. Сатин убежден, что человек меняет этот мир, создает новые законы, контролирует основные процессы. Для него человек - высшее существо. Он считает, что правду нужно уважать и высказывать. Для него ложь - основа существования мира рабов и хозяев. В то же время, правда необходима для свободного человека. Он спорит с Лукой, считая, что человека нужно не жалеть, а уважать.

Три правды в пьесе Горького - это три противоположных точки зрения на мир. Бубнов убежден в силе прямолинейных фактов, которые нужно высказывать без стеснения и страха. Лука выступает за мягкий подход и обман во благо, если тот дает надежду и веру в светлое будущее. Сатин верит лишь в человека, его силу и свободу. Такие разные точки зрения раскрывают тему максимально глубоко и помогают читателю самому решить, кого из героев поддержать.

Вариант 2

Пьеса А. М. Горького «На дне» является одним из сильнейших драматических произведений того времени. Эта пьеса касается главных вопросов существования человечества, его восприятия мира.

В пьесе описаны эпизоды из жизни людей, живущих в одной ночлежке. Каждый из них когда-то кем-то был, и вот теперь они оказались на «дне». Некоторые из них живут в иллюзорном мире, некоторые просто плывут по течению, но среди них встречаются и те, кто готов отстаивать свою правду.

Однажды неизвестно откуда, в ночлежке появился Лука, ничем не приметный снаружи, но своим понятием о жизни всколыхнувший души людей. С виду добрый и сострадательный человек, но невозможно понять, что у него на душе, о себе он рассказывает мало и неохотно, вместе с тем пытается влезть в душу каждого человека. Ему интересно абсолютно всё: и отчего плачет над книгой Настя, и почему так себя ведёт Василиса, ему до всего есть дело. Своими словами он пытается каждому помочь, ободрить, поддержать, успокоить. Это его правда, Лука считает, что его философия необходима людям. Он вселил постояльцам ночлежки веру в будущее, заставил по-другому взглянуть на жизнь, и ушёл также внезапно, как и появился. И что это дало людям? Горькое разочарование несбыточных надежд, а слабохарактерный Актёр и вовсе лишил себя жизни.

Другая правда у Бубнова. Скептически ко всему относящийся, он отрицает всех, и себя, в том числе. Его правда в том, что социальные различия не играют никакой роли, все они смываются, как краска с рук, казалось бы въевшаяся навсегда. Опустившись на «дно» жизни, все становятся одинаковыми, как родились голенькими, так и умрут, как бы не старались приукрасить себя при жизни. Бубнов не признаёт никакой жалости, ни к кому, и ни к чему, все окружающие для него равноценны и лишние, как и он сам.

Правда Сатина состоит в возвеличивании человека, жалость Луки для него неприемлема, он считает, что жалость только унижает человека, а в его понятии: «Человек-звучит гордо!». Он восхищается человеком, как сильной и волевой личностью, способной перекроить весь мир по своему разумению. Сатин убеждён, что сила человека в нём самом, не нужно ни на кого надеяться, и никого жалеть, гордый человек способен на всё.

Его правда и в рассуждениях о работе, где Сатин утверждает, что если труд для человека будет доставлять удовольствие, то и жизнь его будет приятной, а если будешь работать по обязанности, то снова станешь рабом, рабство унизительно, гордый и свободолюбивый человек должен стремиться к достижению высших целей.

Пьеса Горького заставляет каждого человека задуматься о собственном существовании, и самому решить, как жить в этом мире. Все эти три персонажа правы по-своему, что говорит о том, что единой правды нет, и быть не может. Каждый человек индивидуум, и каждый судит по-своему, оценивая правду этих героев.

Конечно, каждый должен обладать добротой и человеколюбием, состраданием, но при этом не унижая человеческого достоинства, и иметь в себе силы противостоять несправедливости и жестокости.

Сочинение 3

Пьеса Максима Горького «На дне» – это драма, рассказывающая о жизни людей, по разным причинам оказавшихся на самом дне жизни. Когда-то у них была достойная работа, положение в обществе, семьи… Сейчас же их жизнь – это выживание в ночлежке, в грязи и пьянстве, без денег, среди таких же, как они. Каждый из героев переживает это падение по-своему, но ярче всего выражены мнения трёх персонажей, три столкнувшиеся друг с другом правды.

Первая – это правда Бубнова, бывшего владельца красильной мастерской, а ныне картузника с долгами. Из-за ссоры с женой, изменившей ему, Бубнов остался ни с чем, и это, бесспорно, наложило отпечаток на его отношение к жизни. Отсутствие чувства сострадания к человеку, неверие в людей и в себя самого, сухое констатирование фактов, прямолинейность – вот его принципы. Бубнов не желает лучшего в этой жизни, ведь «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты…». Для этого человека в жизни нет смысла, заняв своё место на самом дне, он неотвратимо и спокойно идёт к смерти.

Вторая правда принадлежит страннику Луке, который появляется ненадолго, озарив тёмные углы ночлежки лучиком света, и снова исчезает в никуда. Старец добр ко всем без исключения, он искренне сопереживает каждому герою пьесы в его беде. Актёру рассказывает о существовании лечебницы, в которой лечат пьянство бесплатно, Ваську Пепла зовёт переехать в Сибирь, где жизнь хороша, умирающую Анну успокаивает, что в загробном мире её ждут умиротворение и спокойствие, поддерживает романтические надежды Насти найти своего суженого. «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все - черненькие, все - прыгают...» – вот жизненный принцип Луки. Он даёт людям шанс, позволяет поверить в себя в самой тяжёлой ситуации. Ведь каждый человек заслуживает почувствовать уважение к себе, обрести веру. Да, читателю пьесы становится ясно, что Лука врёт, но это ложь во благо. Ложь, давшая людям надежду.

Своя правда у Сатина, карточного шулера, бывшего когда-то образованным телеграфистом. Он не согласен с Лукой, что людей нужно жалеть. По его мнению, в каждом человеке есть сила, с помощью которой он может добиться всего, чего пожелает, изменить не только свою жизнь, но и мир вокруг себя. Слова Сатина «Человек – звучит гордо!» прославились на все времена. Уважать себя, никого не жалеть, ни на кого не надеяться. Этот персонаж не приемлет лжи, говорит людям только правду, какой бы жестокой она не была. Увы, эта правда не приносит людям счастья, а лишь возвращает от иллюзий, навеянных Лукой, на бренную землю.

Пьеса Горького «На дне» заставляет читателя задуматься, кто же прав в этом споре, чья правда верна? Пожалуй, однозначно на этот вопрос не ответить, ведь каждый герой и прав, и не прав по-своему. Без сомнения, человеколюбие и сочувствие важны в нашем мире, без них люди станут жёстким и ожесточёнными. Но не меньшую роль играет искренность и честность по отношению к людям. Важно, чтобы в любой жизненной ситуации человек оставался человеком.

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные