Февральская лазурь текст. Сочинение по картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь Сочетание по картине февральская лазурь

Февраль является поразительным месяцем, ведь он становится последним аккордом холодной и враждебной зимы. В некоторые дни она запугивает людей вьюгами и сильными морозами, а в другие — балует привлекательными пейзажами и солнечной погодой. Игорь Грабарь написал очень красивую картину, которую назвал — «Февральская лазурь».

Известный русский художник

Наверное, каждый слышал в Советском Союзе о Грабаре. Ведь его произведение «Мартовский снег» все знали по учебникам. Он был прекрасным русским живописцем, талантливым реставратором, популярным искусствоведом. Его любили многие за красивые и необычные природные пейзажи.

Отец Игоря работал депутатом в австрийском парламенте. Появился на свет художник в Будапеште, но крещен в православии. Крестным отцом его стал дядя популярного художника Кустодиева. Он позже даже нарисует портрет Грабаря. В 1880 году мать привезет Игоря в Россию.

Художник в 1895 году отправится в Италию, назад вернется лишь в 1901, и привлекательность русской природы откроется для него в новом образе. Он передал сове потрясение в нескольких картинах:

  • «Мартовский снег»
  • «Белая зима»

История написания картины

Увидел февральскую лазурь мастер в Подмосковье, он тогда приехал погостить к художнику Мещерину в имении Дугино. Игорь солнечным утром пошел гулять, и его очень поразило состояние природы. Живописец всегда заявлял, что из всех деревьев в средней полосе России ему больше нравятся березы. В тот день одна из них привлекла его внимание, она впечатлила своим уникальным ритмическим строением веток.

Он сразу развернулся и пошел домой за холстом. За сеанс художник смог набросать с натуры эскиз своего будущего произведения. Остальные дни оказались такими же солнечными и прекрасными, поэтому Игорь взял другой холст и за 3 дня создал этюд. Затем он выкопал прямо в снегу глубокую яму и поместил в нее большой мольберт, чтобы получилось впечатление далекого леса и низкого горизонта.

Описание картины

Художник нарисовал на переднем плане березу, покрытую тонким инеем, искрящуюся и переливающуюся под солнечными лучами. За ней можно увидеть молодые березки с тонюсенькими стволами. А вот на заднем плане изображен лес, который разделяет землю и небо.

Эти белоствольные деревья написаны на фоне голубоватого снежного покрывала и практически такого же неба. Художник щедро использует такие оттенки, поскольку они несут чистоту и прохладу. Подобные цвета бирюзы, лазури и синевы являются подарком русской природы в феврале. Картина создает впечатление приближающегося праздника.

Для рисования живописец применял очень светлые цвета, чтобы получить хрустальный перезвон голубого оттенка. Это произведение напоминает полотна популярных французских импрессионистов.

Художественный стиль - это почерк мастера. Модуляции оттенков картины И. Грабаря завораживают зрителя. Бирюза неба, звенящая тишина морозного воздуха и белоствольные березы создают сказочное настроение. Снежное покрывало переливается под солнцем разноцветными искрами. Зимний пейзаж словно усыпан драгоценными камнями - такой эффект создал на холсте Игорь Грабарь. «Февральская лазурь» - описание картины обязательно должно отметить мастерство художника в применении обширного диапазона оттенков, восхищение мастера мощью русской природы.

Художник И. Грабарь

Игорь Грабарь удивительным образом умел передать цветовую гамму. Его пейзажи известны по всему миру непревзойденным стилем, фантастическими оттенками снега. Художник умел найти нужный ракурс для передачи сверкающего инея или глубоких теней пасмурного дня.

Опытный реставратор, критик, историк искусства, музейный деятель - его неутомимая энергия проникала во многие сферы жизни.

Основными жанрами для этого художника являются портрет и пейзаж. Тема русской зимы настолько увлекла Игоря Эммануиловича, что ей он посвятил многие картины. Грабарь стремился передать природу так, чтоб невозможно было отличить - где картина, а где натура.

«Мартовский снег», «Крыша со снегом», «Зимний вечер» - оттенки его полотен настолько естественны, реалистичны, что зритель погружается в волшебный мир картин художника.

В 1904 году на Подмосковной даче создал удивительный шедевр Грабарь. «Февральская лазурь» - описание картины обязательно должно рассказать о том, что на полотне изображены Эту разновидность больше всего любил Игорь Эммануилович. Во время прогулки он был поражен невероятной красотой неба, гармоничными линиями ветвей и всей композицией березовой рощи.

Работа над картиной

Над картиной «Февральская лазурь» Грабарь работал на свежем воздухе. Он объяснял это тем, что из окна краски смотрятся по-другому. Только на пленере возможно уловить всю палитру природных оттенков.

Художник вырыл траншею в снегу. Рядом он поставил зонт, перекрашенный в голубой цвет. Такие ухищрения создавали многообразие оттенков, которые художник переносил на холст. Саму же картину мастер поворачивал лицевой стороной к небу.

Цветовая насыщенность, плотный слой мазков, объемные стволы деревьев, узоры ветвей, чистая эмаль неба - таково описание картины, которую создал Грабарь. «Февральская лазурь» передает весь диапазон оттенков голубого цвета. Сапфировые тени, ультрамарин неба, переливы сиреневого цвета на снегу. Репродукция не всегда способна передать невообразимую красоту картины. Подлинник можно увидеть в Государственной Третьяковской

Грабарь, «Февральская лазурь»: описание картины

Зимний пейзаж застыл в предвкушении скорой весны. Проблески проталин, сине-сиреневые тени берез - у зрителя создается в этой березовой роще. Лазурное, по-весеннему яркое небо словно слепит глаза. Солнце явно не присутствует на картине, но его свет окутывает верхушки берез. Их узорные ветви кружат в причудливом танце, ожидая первого тепла.

Словно зачарованные, выстроились березы. Кружевной иней фантастическим образом оттеняет ветви и лазурь неба. Морозная прозрачность воздуха создает радостное ощущение. Всю прелесть, изящность отразил Игорь Грабарь. «Февральская лазурь» - описание картины повествует о потрясающей палитре красок, их созвучии.

Сочинение для 5 класса

Стиль художника настолько необычен, что его картины наполнены вибрацией свежести, прозрачности. Искрящийся снег, бесконечная синева небес побуждают к написанию своего ощущения, видения картины.

Сочинение лучше всего писать, придерживаясь небольшого плана. Тогда общей схеме будет подчинена структура текста и описание картины (Грабарь, «Февральская лазурь»). 5 класс для написания сочинения может придерживаться такого примерного плана:

  • краткие сведения об авторе картины;
  • жанровая принадлежность картины, время года;
  • предметы, изображенные на картине (расписать, что находится на переднем плане, а что - на заднем);
  • способы изображения и цветовая палитра, использованная художником;
  • с чем связано название картины;
  • общее настроение пейзажа.
  • Мое отношение к картине.
  • Как-то раз, ясным морозным февральским утром художник-пейзажист Игорь Грабарь вышел на ежедневную прогулку. Он нечаянно уронил свою палку, с помощью которой пробирался по глубокому снегу, и, нагнувшись за ней, случайно посмотрел вверх. Художник увидел зимнюю погоду и природу совершенно по-другому. Вскоре Грабарь снова пришел в лес, но уже вместе со своим другом. Они выкопали в снегу траншею как раз на том самом месте, где художник обронил свою палку.

    Грабарь улегся в эту траншею и начал писать картину, поэтому ракурс у неё такой необычный: она нарисована снизу вверх. Через две недели работа была готова. Художник назвал её «Февральская лазурь».

    На картине И. Грабарь изобразил белоствольную березовую рощу в солнечный морозный зимний день. Природа дремлет, укрывшись снежным покрывалом. Всё кругом блестит и переливается от яркого солнца: и березы, и снег, и даже небо, кажется, искрится от этого ослепительного света.

    Высоко над рощей раскинулся огромный, чистый, лазурный небосвод. Чем он дальше от нас к горизонту, тем больше светлеют краски, и вдали, над темным лесом, он становится совсем светлым, почти белёсым. Солнышко нежно озаряет высокие стройные березы. Оно обманчиво в это время года, потому что хоть и ярко сияет, но пока ещё не греет. Звенящий воздух чист и прозрачен. Вспоминается, как в такую морозную погоду он бодрит и холодом обжигает дыхание.

    Белоствольные березы такие высокие и раскидистые! Своими тонкими изящными ветвями они достают до самого неба! Большое старое дерево на переднем плане заслонило собой почти всё небо, и оно синеет сквозь ветки, словно сквозь частые белые нити. Жемчужный ствол березы слегка изогнут, будто она застыла в неслышном плавном танце. На макушках деревьев ещё сохранилось немного прошлогодних желтых, пожухлых листьев. Они чудом удержались на ветках, выдержав сильные порывистые февральские ветра. А теперь, скованные крепким морозцем, они, кажется, слегка звенят при движении воздуха.

    Лазурное небо отражается от зимнего снежного покрывала, укрывшего землю, поэтому оно кажется не белоснежным, а немного голубоватым. Березы отбрасывают на снег длинные сапфировые тени. Плотный снег вокруг деревьев слегка подтаял от их тепла. Уже совсем скоро солнце будет пригревать сильнее и здесь появятся первые проталинки.

    Вдали, за рощей, виднеется длинная изогнутая лента светлого березового леса.

    Мне очень нравится этот зимний пейзаж. От него веет морозной свежестью и в то же время явно ощущается приближение весны. Приходят на память строчки из стихотворения А. Плещеева:

    «Чиста небесная лазурь,Теплей и ярче солнце стало…».

    Природа ликует: скоро минует пора злых метелей и бурь, кончится зима, наступят теплые погожие дни, все живое проснется от долгого сна, расцветет и заблагоухает.

    В шестом классе средней школы на уроках русского языка предлагается написать сочинение по картине И. Э. Грабаря "Февральская лазурь".

    Данная статья может использоваться в качестве дополнительного материала во время подготовки к выполнению работы учениками. Биографические сведения о художнике, а также история создания картины "Февральская лазурь" пригодятся также педагогам для составления конспекта урока.

    Детство

    Игорь Эммануилович Грабарь появился на свет в Будапеште в семье, где оба родители занимались дипломатической деятельностью. В раннем детстве будущий художник вместе с отцом и матерью перебрался в Россию, в Рязанскую губернию. Там Эммануил Грабарь получил должность преподавателя французского языка в гимназии небольшого городка.

    К тому периоду относятся первые воспоминания мальчика, связанные с впечатлениями от художественного творчества. Однажды отец Игоря взял сына в гости к своему приятелю, педагогу, преподававшему в той же гимназии.

    Ребенок был настолько поражен красотой картин, выходивших из-под пера своего старшего товарища, и необычностью инструментов: кистей, мольберта и прочих, что стал упрашивать родителей подарить ему принадлежности для этого занятия. Вскоре мама и папа купили сыну желанный набор для рисования.

    Выбор жизненного пути

    Будущий автор картины "Февральская лазурь" окончил гимназию, где работал преподавателем его отец. После этого он поехал учиться в столицу. Карьера художника представлялась его родителям и ему самому несбыточной мечтой, поэтому первое образование, которое получил юноша, являлось юридическим.

    Но работать на этом поприще, ему было не суждено. Сразу же после получения диплома, он поступает в Санкт-Петербургскую Академию художеств.

    В данном учебном заведении его наставником становится выдающиеся русский живописец, талантливый педагог, воспитавший многих деятелей искусства, Илья Репин. Через несколько лет молодой человек на некоторое время переезжает в Мюнхен, где продолжает осваивать различные техники рисования.

    История создания картины "Февральская лазурь"

    Вернувшись в Россию, художник, живя в Петербурге, часто посещает своих друзей из Подмосковья. Однажды, гостя у одного из знакомых, который тоже имел отношение к изобразительному искусству, Игорь Эммануилович увлекся продолжительными прогулками в окрестных лесах. Этому способствовала мягкая, безветренная погода последнего зимнего месяца.

    В один из дней в середине февраля и был сделан набросок одного из наиболее известных полотен Грабаря. Картина "Февральская лазурь" была написана с натуры. Художник, уронивший во время прогулки свою тросточку, нагнулся, чтобы поднять ее и увидел зимние березы в голубом инее с необычного ракурса.

    Смотря снизу вверх, Игорь Эммануилович был поражен симметричностью очертаний самого русского из всех деревьев, и тем, как празднично и нарядно оно выглядит на фоне голубого снега, плавно перетекающего в небо такого же цвета. Восхищенный красотою зимнего пейзажа, Грабарь тот час же побежал в свою комнату, где сделал первый набросок будущего полотна.

    Картина, написанная в окопе

    Чтобы иметь возможность во время работы наблюдать пейзаж именно с этой точки зрения, мастеру пришлось приложить некоторые физические усилия. Он взял в подсобном помещении дома своего приятеля лопату и вырыл яму в половину человеческого роста. Когда окоп был готов, художник перенес туда мольберт, краски и другие принадлежности, необходимые для работы над картиной "Февральская лазурь".

    Температура воздуха в это время была не слишком низкая, поэтому живописец мог позволить себе проводить по нескольку часов в день на открытом воздухе. Холст он располагал не традиционным образом, а ставя его под наклоном, так, чтобы рисунок смотрел вниз под острым углом.

    Этим художник добился постоянной затененности полотна. При недостаточном освещении, краски казались ему тусклыми, и он был вынужден использовать наиболее яркие оттенки. По этой причине картина Грабаря "Февральская лазурь" обрела праздничные, сверкающие тона.

    Любимое полотно мастера

    Живописец, проживший почти 90 лет, создавший многочисленные работы различных жанров, все же, даже на склоне своих лет признавался, что считает картину "Февральская лазурь" наиболее удачным своим творением.

    На переднем плане полотна изображена береза, покрытая сверкающим инеем, обрамляющим ажурные тонкие ветви. Чуть позади стоят ее сородичи, как будто русские девицы в праздничном хороводе, в момент, когда одна из них вышла в центр круга для сольного танца.

    Описание картины Грабаря "Февральская лазурь" было бы неполным без упоминания особой роли, которую играют оттенки синего цвета, преобладающие в фоне полотна. Такими предстают перед зрителем и небо, и свежевыпавший снег. Кажется, что если бы не было леса, находящегося на линии горизонта, то невозможно было бы отличить землю от облаков. Общее настроение этого пейзажа представляется очень радостным. Как будто бы природа нарядилась, готовясь встретить праздник прихода весны. Преобладающий на этом полотне цвет представлен многочисленными его оттенками. Вверху части картины Грабаря "Февральская лазурь" небо окрашено в темные тона, а та его часть, которая находится ближе к горизонту, изображена нежно голубой.

    Научная и просветительская деятельность

    Описание картины "Февральская лазурь" наводит на мысль о том, что мастер, создавший этот шедевр, являлся большим знатоком русской и западной художественной культуры, в совершенстве владел различными техниками рисования, как классическими, так и современными. Это предположение подтверждается фактами из жизни мастера. Игорь Эммануилович занимался не только созданием живописных полотен, но и участвовал в составлении и редакции большого числа энциклопедий и пособий по изобразительному искусству. В течение долгих лет он руководил Третьяковской галереей.

    По его инициативе прошло научное исследование нескольких сотен картин. К этим полотнам были составлены подробнейшие аннотации, включающие информацию о лицах, которые изображены на них, а также о специфических приемах отдельных художников. В одном из писем Игорь Эммануилович признавался, что счастлив заниматься подобной работой из-за возможности рассматривать великие творения не на расстоянии, а находясь рядом с шедеврами.

    Настоящий патриот

    Грабаря, как человека, истинно любившего свою страну, всегда волновала ее судьба. Так, во время Великой Отечественной войны художник положил начало созданию одной из танковых колонн, перечислив значительную сумму денег на это дело.

    За эту инициативу деятель искусств получил благодарственное письмо от руководителей государства. Творческие заслуги Грабаря были отмечены многочисленными премиями и наградами.

    Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960). «Февральская лазурь» 1904

    Почетное звание Заслуженного деятеля искусств было установлено в нашей стране в 1928 году, и первым из художников его получил Игорь Эммануилович Грабарь. Действительно, заслуги его перед русским и советским искусством очень значительны. Замечательный художник и выдающийся реставратор, неутомимый исследователь и активный организатор Общества по охране памятников старины, музейный деятель - таков далеко не полный перечень той деятельности, в которой проявился талант И. Грабаря. Сам он говорил: "Как не мог я жить без искусства, так не мог дня прожить без труда".


    Автопортрет в шляпе. 1921
    Картон, масло. 65 x 51 см
    Частное собрание

    И. Грабарь служил искусству как живописец и художник, как историк искусства и как его критик. Путь его как живописца очень длинен, и немного найдется художников, которые могут показать свои работы, написанные на протяжении более чем шестидесяти лет. А И.Э. Грабарь на своей юбилейной выставке в 1951 году продемонстрировал и произведения конца прошлого века, и те, на которые были положены последние мазки перед самым вернисажем.

    Он никогда не мог просто созерцать окружающий мир и всегда стремился запечатлеть его в красках. Для И. Грабаря-художника характерны в основном два живописных жанра - пейзаж и портрет. Он открыл новый русский пейзаж, и не всякому живописцу дано счастье увидеть по-новому прежнее, показать необычное в обычном.



    Крыши под снегом. 1889
    холст,масло, 25x33.5

    Свои силы в области пейзажа И. Грабарь начал пробовать еще в конце 1880-х годов, когда им был написана "Крыша со снегом". Это полотно предвестило собой одну из основных тем пейзажной живописи И. Грабаря - тему русской зимы и русских снегов.

    Эта тема особенно сильно захватила художника в первое десятилетие нашего века, да и впоследствии не раз напоминала о себе. По словам самого И. Грабаря, он всегда стремился к "объективной правде в живописи"; ставил перед собой как учебную задачу "передать натуру до полной иллюзии, до невозможности отличить, где натура, а где холст с живописью".

    Основные ранние пейзажи И. Грабаря созданы в 1903- 1908 годы. Особенно успешным для художника оказался 1904 год, когда им были написаны такие картины, как "Грачиные гнезда", "Мартовский снег" и "Февральская лазурь". Именно эти пейзажи прежде всего и останавливали внимание зрителей на выставке "Союза русских художников" в 1904 году. Полотна И. Грабаря критика называла "едва ли не лучшими на выставке", ибо редко у кого встречается такая, "как у него, передача натуры". А ведь он тогда был молодым художником, только начинавшим свой творческий путь.

    Успех у публики и у критиков был особенно важен еще и потому, что "Союз русских художников" был в то время ведущим выставочным объединением, включавшим в свои ряды наиболее одаренных художников.


    «Февральская лазурь»
    1904г
    Холст, масло. 141 x 83 см
    Государственная Третьяковская галерея

    А писал свою "Февральскую лазурь" И. Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого полотна.
    "Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу". Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать "хоть десятую долю этой красоты".

    И. Грабарь не раз признавался, что из всех деревьев средней полосы России он больше всего любит березу, а среди берез - "плакучую" ее разновидность. И действительно, в "Февральской лазури" береза - единственная основа художественного образа. В самом облике этого дерева, в умении увидеть ее очарование в общем строе русского пейзажа сказалось радостное восприятие художником природы российского края, которое отличало И. Грабаря-пейзажиста во все периоды его творчества.

    На этот раз художник быстро вернулся домой за холстом, а потом в один сеанс с натуры набросал эскиз будущей картины. На следующий день, взяв другой холст, он стал писать с того же места этюд, который и явился всеми любимой "Февральской лазурью".

    Над этой картиной И. Грабарь работал на открытом воздухе, в глубокой траншее, которую он специально вырыл в снегу. Художник писал "Февральскую лазурь" "с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернул его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега, и он оставался в холодной тени, вынуждая... утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления".

    В "Февральской лазури" И. Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета - от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху.

    И. Грабаря называли (и сам он не отрицал этого) последним из пленэристов России. Но, освоив лучшие достижения импрессионизма, он нашел свой художественный стиль в искусстве - неповторимый и своеобразный. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно новый облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света. В этом отношении И. Грабарь продолжил и развил начала, проявившиеся еще в творчестве И. Левитана, В. Серова, К. Коровина и других выдающихся русских пейзажистов.

    Уже не раз повторялось, что И. Грабарь вошел в историю русской живописи как поэт русской зимы (хотя он писал и весну, и осень). Но зимы И. Грабаря, его березы, снег мыслимы только здесь, только в России. Художник всегда считал эту картину самым задушевным и самым радующим произведением своего зрелого творчества.

    "Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г

    В продолжение темы:
    Аксессуары

    Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

    Новые статьи
    /
    Популярные