Межличностный механизм социализации. Социально-педагогические механизмы социализации. Механизмы и процессы социализации

Существует несколько механизмов социализации. Для начала давайте рассмотрим те, которые относятся к социально-психологическим:

В данном случае мнение классика психоанализа Зигмунда Фрейда на механизмы социализации личности частично совпадает, но и частично отличается. Давайте разберемся. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации, а точнее – имитацию , идентификацию , чувство стыда и чувство вины .

Он считал, что имитация – это осознания попытка ребенка копировать модель поведения, а идентификация – это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные моменты социализации, так как они нацелены на усвоение определенного типа поведения. В отличие от двух предыдущих механизмов социализации, чувство стыда и чувство вины , по мнению Фрейда, являются негативными, так как они подавляют и запрещают определенные образцы и формы поведения.

Великий американский социолог, один из создателей экономической социологии Нейл Смелзер, в свою очередь, акцентировал внимание больше внимание на другом, а именно:

  • стадия подражания и копирования , на протяжении которой дети неосознанно проявляют формы поведения родителей или других окружающих взрослых;
  • игровая стадия , на протяжении которой дети не только подражают и копируют, но и осознают свое поведение как исполнение определенной значимой роли;
  • стадия игровых игр , на протяжении которой дети учатся понимать и распознавать, чего же именно ждет от них тот или иной человек, или даже целая группа людей.

Напоследок давайте рассмотрим более универсальную классификацию: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный механизм.

Традиционный механизм. Усвоение индивидом норм поведения, взглядов и убеждений, которые свойственны его семье и его ближайшему окружению.

Институциональный механизм. Проявляется в процессе взаимодействия индивида с разнообразнейшими организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов создавались специально для осуществления функции социализации личности, поэтому их классифицируют как специализированные. Это могут быть, например, институты системы образования. Другие же институты выполняют функцию социализации лично параллельно со своими основными обязанностями, поэтому их классифицируют как неспециализированные. Это может быть, например, армия.

Стилизованный механизм . Проявляется в рамках субкультуры, где субкультура представляет собой совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для конкретно взятой группы людей, что обусловливает соответствующий, разительно отличающийся от других, стиль жизни данной группы.

Межличностный механизм . Проявляется в социализирующем влиянии на индивида значимых для него людей в процессе их совместного взаимодействия. Значимыми лицами могут выступать в данном случае родители, учители, друзья и т.д.

Механизмы социализации

Механизмы социализации являются помощниками для социализации личности при взаимодействии с различными агентами и факторами. Механизмы социализации указывают на то, в результате каких процессов, действий происходит социализация человека. Имеются разные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, например, Габриель Тард рассматривал в качестве основного механизма социализации - подражание. Наш советский и российский психолог, педагог и основатель научной школы «феноменология развития и бытия личности» - Мухина В.С. выделяет в качестве механизмов социализации - идентификацию и обособление личности, а другой не менее известный отечественный психолог Петровский А.В. - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации, и интеграции в процессе развития личности. Взгляды разных авторов на то, как рассматривать данные механизмы, весьма разносторонни и зачастую сильно расходятся. Однако если их все подытожить, то тем не менее можно обозначить единые для всех психологические и социально-психологические механизмы социализации индивида.

Итак, к чисто психологическим механизмам относятся:

Идентификация - во взаимодействии с влиятельными лицами или группами индивид отождествляет их модель поведения, нормы, ценности со своей моделью. В процессе идентификации человек осуществляет, в основном подсознательно, психическое уподобление себя другому человеку. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям других людей, присвоению их ценностей и установок. С идентификацией тесно связан такой механизм, как интроекция. При интроекции качества и установки другого как бы «встраиваются» в структуру личности субъекта без специальной переработки, в неизмененном виде. Механизм интроекции - это путь построения собственной личности, а не просто приобретения знаний. Часто этот механизм действует подсознательно, но при самоанализе результаты интроекции становятся осознанными.

Интеллектуализация - проявляется ситуациях, когда индивид переживает страх и тревогу, «включается» и механизм интеллектуализации. Интенсивная интеллектуализация наблюдается в периоды подросткового и юношеского развития, когда возникают сильные сексуальные желания и сопровождающие их эмоции. Вместо того, чтобы предпринять какие-либо конкретные действия по разрешению конфликта индивид начинает абстрактно рассуждать о ней. Данный механизм обычно включается в тех случаях, когда человек сталкивается с жизненно важными проблемами. Чересчур интеллектуализирующий человек утрачивает полноценную эмоциональную жизнь, и видятся окружающим холодными и равнодушными.

Импринтинг - фиксация индивидом на уровне подсознания и рецепторов образов, объектов, ощущений, имеющих для него жизненную важность. Зачастую такая фиксация случается еще в младенчестве, но не обязательно, импринтинг возможен и в более позднем возрасте. Образование чрезвычайно устойчивых следов в психике после однократного переживания. Представляет собой форму очень быстрого и стойкого научения человека в некоторых ситуациях связанных с выраженным нервно-эмоциональным напряжением. Границы личного «Я» в импринтинге размыты, т.е. важны не только личностные проявления, но и система отношений со Значимыми Другими, втянутыми в ситуацию. Данный механизм может быть и благоприятным и неблагоприятным для социализации личности. Все зависит от характера реакции на возникающие характерные обстоятельства.

Подражание - имитирование стиля, поведения, манер на примере субъектов из реальной жизни или тем, которые предлагают телевидение, интернет и прочее, воспроизведение индивидами и социальными группами воспринимаемого ими поведения других индивидов и групп. Ещё Аристотель приписывал этому механизму важнейшую роль в формировании человека. За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.

Рефлексия - когда внутри индивида ведется некий диалог, где он что-то анализирует, отрицает или соглашается. Подобное общение может проводиться человеком с другими людьми, реально существующими или вымышленными, или же с разными его «Я». Это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Сублимация - механизм, впервые изученный З. Фрейдом, подразумевающий перевод всякого инстинктивного влечения, потребности или мотива, удовлетворение которых блокировано условиями ситуации, в возвышенное стремление и социально приемлемую деятельность. Сублимационные формы деятельности, как правило, являются творческими, лежащими в основе инновационных достижений.

Экзистенциальный нажим - воздействие на овладение языками (родным и иностранным) условий жизни человека, а также инстинктивное усвоение человеком социальных жизненных норм.

Среди социально-психологических механизмов социализации можно выделить следующие четыре механизма:

Традиционный механизм социализации - проявляется в усвоении индивидом стандартов поведения, норм и воззрений, которые являются традиционными для его ближайшего окружения (семья, друзья, соседи, одноклассники, коллеги). Все усвоенное фиксируется на уровне подсознания, когда основные стереотипы воспринимаются без какой-либо критики, человек запоминает их, применяя все вышеперечисленные психологические механизмы социализации, за исключением рефлексии. Традиции, обычаи, стереотипы поведения, принятые в данном окружении, могут носить как социальный, так и асоциальный характер.

Механизм социализации стилизованный функционирует исключительно в рамках той субкультуры, где живет индивид и ровно настолько, насколько эта субкультура и ее приверженцы имеют значение для него самого. Под субкультурой понимается слияние психологических, моральных признаков, специфического поведения, характерного для людей конкретной профессии, культуры, возраста. В итоге такого слияния появляется особый стиль жизни, способ мышления в группе (возрастной, социальной, религиозной, профессиональной, этнографической и т.д.).

Институциональный механизм социализации задействуется, когда индивид взаимодействует с разнообразными общественными институтами и группами, накапливая, в итоге, необходимые знания и опыт, которые помогают ему или вести себя так, чтобы его социальное поведение было одобрено обществом, либо избегать следования правилам социума без проблем и последствий для себя. Средства массовой информации, кино и Интернет как социальные институты, также воздействуют на социализацию личности и не только через передачу информации, а и через преподнесение норм поведения посредством влияния ярких положительных и отрицательных персонажей фильмов, литературы. В итоге индивид может отождествлять себя с теми или иными персонажами, примеряя на себя их образ жизни, их шаблон поведения.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе отношения человека с людьми, имеющими для него немалое значение (родители, друзья, просто уважаемые люди). Безусловно, что эти имеющие влияние личности принадлежат к какой-то организации, субкультуре, группе, но они не обязательно оказывают на индивида такое же влияние, как сама группа, организация или субкультура.

Соотношение воздействия на социализацию личности того или иного механизма зависит от его возраста, пола, принадлежности к какой-либо культуре. Всякий из механизмов социализации играет свою роль в определенной сфере социализации.

Имеет место также целый набор других механизмов, содействующих усвоению детьми социальных норм, которые также следует рассмотреть.

Среди наиболее значимых механизмов социализации следует выделить в первую очередь - подавление. Данный механизм проявляется как исключение из области сознания мыслей, влечений, чувств и желаний, которые причиняют ребенку чувства стыда, вины или душевные муки. Механизм подавления объясняет многие случаи забывания индивидом исполнения тех или иных обязанностей, которые по каким-то причинам ему не нравятся. Этот механизм в большинстве случаев осуществляется непроизвольно, но во многих случаях индивид прилогает определенные усилия, чтобы забыть какие-либо впечатления посредством переноса внимания на другие моменты. Подобный механизм произвольного подавления в психологии называется - вытеснением. Нередко индивид может ощущать чувство вины и внутренний конфликт по той причине, что его желания являются социально неприемлемыми. Причем данное чувство может быть осознанным или неосознанным. Механизмом подавления подобного чувства и разрешения конфликта между желаниями и присвоенной социальной нормой будет реакция на противоположную установку.

Следующий механизм социализации связан с тем, что индивид старается вытеснить некоторые эмоциональные составляющие каких-либо неприятных впечатлений - это механизм изоляции. В случае действия этого механизма мысль, осознается как нейтральная и безвредная для индивида. Данный механизм имеет место при разрешении людьми ролевых конфликтов, которые появляются вследствии того, что индивид вынужден играть две несовместимые роли в одной и той же ситуации. Чтобы такой конфликт был разрешен на психологическом уровне как раз и применяется механизм изоляции.

Существенное значение в процессах социализации имеет механизм самоограничения. Если индивид считает свои достижения незначительными по сравнению с достижениями других людей, то это начинает причинять ему душевную боль, а его самоуважение, при этом, сильно уменьшается. Он может даже в подобной ситуации прекратить свою деятельность. Происходит некий уход - отступление перед трудностями, ограничение своего «Я». Самоограничение оказывать влияние на всем протяжении социальной эволюции личности. Применение данного механизма в разных жизненных ситуациях вполне оправданно, так как способствует адаптации к конкретной ситуации. Тем не менее самоограничение может иметь и негативные последствия в социализации личности и ее развитии. Практический опыт свидетельствует о том, что если ребенок часто отказывается от учебных занятий, игр, то у него могут развиться стыдливость, робость, которые основываются на заниженной самооценке, а в некоторых случаях и комплексе неполноценности. Конечно, начальные усилия индивида в любой сфере деятельности не могут быть совершенными. Зачастую, не понимая своего потенциала, после первых же неудачных попыток индивид отказывается от дальнейших действий и переключается на другое дело. Причиной такого поведения может стать нетактичность, а порой и открыто издевательские замечания окружающих, в особенности значимых людей (родителей, учителей и др.). К сожалению довольно многие потенциально талантливые личности так и не смогли раскрыться из-за нетерпимого отношения окружающих к их первым неудачным шагам в чем-либо.

Сущность механизма проекции заключается в приписывании своих нежелательных черт другим людям. Данный механизм служит защитой для индивида от осознания этих же черт в себе. То есть он обращает отрицательные эмоции не против себя, а против других людей, посредством чего старается сохранить уважение к себе. Психологическая практика показывает, что люди с высоким уровнем самооценки, но с низким мнением о других проецируют на них собственные недостатки. Подобная тенденция, как правило, присуща индивидам с комплексом неполноценности или характеризуется авторитарностью.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью разных механизмов. Есть несколько подходов к рассмотрению механизмов социализации. Например, французский социальный психолог Габриэль Тард (1843–1904), считал подражание основным механизмом социализации. Американский ученый Ури Бронфенбренер (1917–2005) механизмом социализации считал прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. В.С. Мухина (р. 1935) в качестве механизмов социализации рассматривает идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский (1924–2006) – закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Концепция социализации, предложенная А.В. Петровским, рассматривает процесс социального развития личности как диалектическое единство прерывности и непрерывности. Первая тенденция отражает качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые социально-истори­ческие условия, вторая – закономерности развития в рамках референтной общности. Поэтому в его концепции две модели: в первой он описывает фазы развития личности при вхождении в новую референтную группу, во второй – периоды возрастного развития личности.

Ученый считает, что в большинстве случаев переход на новый этап развития личности не определяется внутренними психологическими закономерностями (они только обеспечивают готовность к этому переходу), а детерминированы извне социальными причинами. Даже в тех случаях, когда вступление в новый этап развития не означает вхождения в новую группу, а представляет собой дальнейшее развитие личности в развивающейся группе.

Развитие личности может быть понято в обоих случаях как закономерная смена фаз адаптации, индивидуализации и интеграции. Прохождение «макрофаз» описывает жизненный путь человека: детство (адаптация), отрочество (индивидуализация), юность (интеграция). Смена микрофаз характеризует развитие внутри каждого из возрастных периодов.

Любой период начинается фазой адаптации – усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Фаза индивидуализации вызывается противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей. Третья фаза вызывается противоречием между этой потребностью личности и стремлением группы принять только часть ее индивидуальных особенностей, которое в случае успешной социализации решается как интеграция личности и группы. Эта фаза завершает возрастной период и одновременно подготавливает переход к следующему.



А.В. Петровский считает, что если переход к новому периоду не подготовлен внутри предыдущего успешным протеканием фазы интеграции, то на рубеже между любыми возрастными периодами складываются условия для кризиса развития личности, адаптация в новой группе становится затруднительной. Согласно этой концепции выделенные закономерности характеризуют и развитие личности как результат вхождения в новую группу (в любом возрасте), и собственно возрастной аспект социального развития личности.

К психологическим и социально-психологическим механизмам социализации также относятся:

– импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Но и на более поздних этапах онтогенеза возможно запечатление образов, ощущений и т.п.;

– экзистенциональный нажим – овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами;



– подражание – следование какому-либо примеру, образцу. Это один из путей произвольного и чаще – непроизвольного усвоения человеком социального опыта;

– идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом;

– рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять внутренний диалог нескольких видов: между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

Кроме того, выделяют такие психологические механизмы социализации, как имитация, идентификация, стыд и чувство вины. Имитация – это осознанное стремление копировать определенную модель поведения, сходный механизм – подражание; стыд и чувство вины – переживание разоблачения и позора, связанное как с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей, так и с реакцией других людей.

Первые два механизма являются позитивными; последние – негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение. Доминирование негативных механизмов, наказаний может привести к защитным фиксациям. Фиксация – защитная символическая тактика поведения, которая позволяет избегать страдания. Обычно она формируется случайно при попытке справиться с затруднением и, в случае успеха, автоматически воспроизводится при актуализации сходной потребности. Когда фиксированные формы поведения оказываются неуместными, сам человек не может их изменить, а наказания только усиливают фиксацию. Так, наказание за проявление агрессивности только усиливает агрессивность. Опыт не идет на пользу. Человек не замечает противоречащих сигналов (защитное сопротивление) или неправильно их истолковывает (рационализация). Фиксации недостаточно подвижны (ригидны) и значительно осложняют социализацию.

К универсальным социально-педагогическим механизмам социализации относят:

1. Традиционный механизм социализации (стихийный) – усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознаваемом уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Эффективность этого механизма социализации проявляется и в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

2. Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными – производственными, общественными, клубными и др. структурами, а также средствами массовой коммуникации. В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально-одобряемого поведения, а также опыта имитации социально-одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение, Интернет) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Субкультура – это комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

4. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Значимые лица могут быть членами организаций и групп, с которыми человека взаимодействует, а сверстники могут выступать и носителями возрастной субкультуры. Но общение со значимыми людьми в группах или организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Влияние названных механизмов опосредствуется рефлексией – внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, коллективу сверстников, значимым людям и пр. Поэтому выделяется как специфический и рефлексивный механизм социализации человека. Рефлексия – это внутренний диалог нескольких видов (между различными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и т.д.), который происходит наедине с собой. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и самого себя.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Но соотношение роли механизмов социализации у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей различно. Например, в условиях крупного города действует институциональный и стилизованный механизмы. Для людей-интровертов важнейшим может стать рефлексивный механизм.

Процесс социализации, по мнению А.В. Мудрика, в целом можно представить как совокупность четырех составляющих:

1) стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств в жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

2) относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп (определяя обязательный минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.д.);

3) относительно социально контролируемой социализации (воспитания) – планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

4) более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни (Мудрик А.В., 2001).

Явление социализации многоаспектно. Долгое время внимание отечественных психологов привлекала главным образом социализация как воспитание в институализованных образовательных системах, в последнее время предметом серьезного изучения стали процессы, протекающие вне официальных структур, в частности – в неформальных объединениях, в стихийно возникающих группах и пр.

В глубокой древности человек включался в жизнь социума стихийным, естественным образом, органично усваивая то, что требовала от него социальная практика. В раннеклассовых обществах выделился особый период в жизни человека (детство) и специальная деятельность отдельных представителей социума по подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. в социализации появился относительно автономный процесс воспитания. На определенных этапах социально-экономического развития того или иного социума воспитание дифференцируется на семейное, религиозное и общественное.

От стихийной и направляемой социализации воспитание отличается тем, что в его основе лежит социальное действие (направленное решение проблем, сознательно ориентированное на ответное поведение партнеров и предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек вступает во взаимодействие).

Социализация – процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание – процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, т.е. ограничен местом и временем.

Результатом социализации является социализированность. Отечественный исследователь А.С. Волович (1993) на основе анализа работ западных ученых по содержанию этого понятия пришла к выводу, что социализированность понимается как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом. Социализированность определяется как результативная конформность индивида к социальным «предписаниям», вне зависимости от того, представлены ли они как соответствующие статусу ролевые ожидания, институциональные или групповые экспектации или требования коллектива к члену данного общества.

Но социализированность имеет мобильный характер в связи с изменчивостью общества. Социальные изменения могут превратить сформированную социализированность в неудачную (переезд из региона в регион, из страны в страну и т.д.), и возможность вновь достичь успеха зависит от способности личности адаптироваться к новым условиям. В связи с этим особое значение получило понятие «ресоциализация» – изменение ставших неадекватными ценностей, норм, отношений человека в соответствии с новыми социальными предписаниями. По мнению американского ученого К.К. Келли, социальное развитие человека представляет собой непрерывный процесс ресоциализации.

Поэтому ряд исследователей по-другому трактуют социализированность. Она рассматривается как усвоение личностью установок, ценностей, способов мышления и др. личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития. Такой подход американский ученый А. Инкельс называет «заглядыванием вперед». Представители этого подхода считают, что социализация будет успешной, если индивид научится ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях.

В работах М. Райли и Е. Томаса представлен еще один подход, учитывающий собственные ценностные ориентации личности. Они полагают, что сложности в социализации возникают тогда, когда ролевые ожидания не совпадают с самоэкспектациями (самоожиданиями) индивида. Ученые считают, что человеку необходимо осуществлять ролевые замещения или перестройку ценностных ориентаций, т.е. находить соответствие между своими ценностями и выполняемыми им социальными ролями, т.е. индивид должен стремиться в случае неуспеха в социализации к перераспределению самоэкспектаций и научиться оставлять предшествующие роли.

Некоторые ученые отмечают, что залогом успешной социализации можно считать формирование у человека поведенческих моделей, включающих требования и предписания. Социализированность человека должна основываться на усвоении не просто суммы различных ролевых ожиданий, а самой сущности этих требований. Так, американский психолог и педагог Л. Колберг подчеркивает, что такой тип социализированности предотвращает ролевые конфликты в будущем, в то время как конформное приспособление к своей среде в случае ее изменения делает их неизбежными.

Таким образом, в процессе и в результате социализации человек овладевает совокупностью ролевых ожиданий и представлений в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной и др.) и развивается как личность, приобретая и вырабатывая ряд социальных установок и ценностных ориентаций, удовлетворяя и развивая свои потребности и интересы.

От названных компонентов зависит успешность социализации человека, которая проявляется в балансе между его адаптированностью и обособлением в обществе.

1. Социальная педагогика как отрасль знания и как учебный предмет.

Социальная педагогика изучает социальное воспитание человека, которое осуществляется фактически на протяжении всей его жизни. Термин «социальная педагогика» был предложен немецким педагогом Ф. Дистервегом в середине XIX века, но стал активно употребляться лишь в начале ХХ века. Его появление было обусловлено следующими социокультурными процессами в Европе и Америке: 1) миграция сельского населения в города; 2) эмиграция населения в «обетованные» страны; 3) становление национальных государств; 4) утрата церковью монопольных позиций в сфере морали и воспитания.

Это привело к расширению заказа педагогике и системе общественного воспитания. В него было включено воспитание молодежи и более старших возрастных групп; а также адаптация и воспитание представителей всех возрастных категорий, не вписывающихся в социальную систему или нарушающих установленные в ней нормы.

В России социальная педагогика, зародившись в конце XIX века, получила развитие в первые десятилетия ХХ века (С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко). Но многие научные идеи не получили своего развития, и к 30-м годам социальная педагогика как научная отрасль прекратила свое существование.

В советское время понятие «социальная педагогика» в педагогической науке отсутствовало. В Педагогической энциклопедии (1968 г.) дается следующее определение: «это одно из направлений буржуазной педагогики, которое занимается изучением пограничных социально-педагогических проблем». Подобная позиция в официальной науке сохранялась до 80-х годов ХХ столетия. В 80-е – 90-е годы ХХ века социальная педагогика начинает активно развиваться.

В связи с тем, что социальная педагогика является достаточно молодой отраслью знания, ее сущность, категориальный аппарат еще находятся в стадии разработки. В настоящее время социальная педагогика рассматривается, во-первых, как наука о воспитательном влиянии социальной среды; во-вторых, как отрасль педагогики, рассматривающая социальное воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей в организациях, специально для этого созданных.

Предметом социальной педагогики выступают педагогические аспекты социализации человека, его адаптации в социуме и интеграции в общество.

Выделяют следующие задачи, стоящие перед социальной педагогикой:

Выявление основных тенденций социализации и социального воспитания личности;

Научное обоснование социализации и социального воспитания в единстве с индивидуальным развитием личности;

Разработка содержания, форм, методов и средств социальной и социально-педагогической работы;

Изучение и обобщение опыта социальной и социально-педагогической работы;

Организация и внедрение результатов научных исследований в практику социально-педагогической деятельности.

Существуют разные основания для выделения функций социальной педагогики. К ним относят: теоретико-познавательные и прикладные; общепедагогические и специфичные; описательные, объяснительные, прогностические и преобразующие и др.

Социальная педагогика как наука имеет свой категориальный аппарат: социализация, социальная адаптация, социальное воспитание, социальная работа, социально-педагогическая деятельность и др. К основным категориям относят следующие: социализация, социальное воспитание и социально-педагогическая деятельность.

Социализация – процесс усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, саморазвития и самореализации личности в обществе.

Социальное воспитание – процесс, направленный на создание условий для социального становления личности с учетом и использованием всех социальных влияний и воздействий.

Социально-педагогическая деятельность – это деятельность, направленная на оказание помощи человеку в достижении успеха в жизненных ситуациях, в установлении социально приемлемых отношений в различных институтах общества.

Социальная педагогика как отрасль педагогики в организации социально-педагогического исследования опирается, прежде всего, на общепедагогические методы исследования. Но специфика предмета и задач науки требует применения и методов исследования смежных наук (социологии, социальной психологии, психологии личности и др.): метод оценивания, педагогический консилиум, метод обобщения независимых характеристик и др.

Процесс социализации человека происходит во взаимодействии с различными факторами и агентами и осуществляется с помощью ряда так называемых механизмов. Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации.

В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности. Американский ученый У. Бронфенбреннер прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет. А.В. Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Французский социальный психолог Г. Тард считал основным механизмом социализации подражание. Н. Смелзер (США) считает важнейшими четыре психологических механизма - имитацию, идентификацию, чувство стыда и чувство вины. Первые два он определяет как позитивные, а два других как негативные.

Исходя из вышеизложенного можно выделить несколько универсальных психологических и социально-педагогических механизма социализации.

К психологическим механизмам социализации можно отнести следующие.

Экзистенциальный нажим (от лат. ех(s)istentia - существование) - влияние условий бытия человека, определяющее овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на других возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды), а также неосознаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем.

Подражание - произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми человек сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также предлагаемыми средствами массовой коммуникации.

Импринтин г (запечатление - впечатывание) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Так, запечатленный в подростковом или юношеском возрастах (а иногда и раньше) образ «прекрасной дамы» может помешать нормальным отношениям с женщинами и отрицательно сказаться в супружестве, ибо определяет завышенный уровень требований к партнерше.

Идентификация (отождествление) - эмоционально-когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, ценностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодействии со значимыми лицами и референтными группами.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные нормы, ценности, поведенческие сценарии, свойственные семье, значимым лицам, обществу сверстников, различным социально-профессиональным и этноконфессиональным слоям и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др.

Названные психологические механизмы социализации действуют в русле социально-педагогических механизмов социализации, к которым можно отнести следующие.

Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского). Общественные нравы (традиции, обычаи, привычки, стереотипы массового поведения и др.), распространенные в конкретных регионах, поселениях, социальных слоях, регулирующие поведение конкретных людей, включают в себя и просоциальные, и асоциальные, и антисоциальные (нецензурная брань, пьянство, воровство и т.д.) элементы.

Их усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатлению, некритического восприятия господствующих стереотипов (т.е. действуют импринтинг, экзистенциальный нажим, подражание, идентификация).

Эффективность традиционного механизма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения.

Институциональный механизм социализации , как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также СМИ). Накопление соответствующих знаний и опыта, социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм происходит в процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями.

В русле институционального механизма действуют все названные ранее психологические механизмы социализации.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, характерных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной, социальной, этноконфессиональной и другой группы. Но субкультура влияет на социализацию человека нестолько в той мере, сколько и в какой мере являющиеся ее носителями члены группы (сверстники, коллеги и пр.) референтны для него.

То есть в русле стилизованного механизма действуют, в первую очередь подражание и идентификация.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми для него лицами. Основу его составляет психологический механизм идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и в организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Социализация человека происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой существенно,

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные