Биография. Стендаль - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Романы и повести

Фредерик Стендаль (настоящее имя — Анри Бейль, 1783-1842) родился в Гренобле. Его мать умерла, когда мальчику было всего семь лет. Отец был известным и состоятельным адвокатом, имел обширную практику, не оставлявшую времени для общения с сыном. Образованием и воспитанием Анри занимался католический священник. Видимо, педагогом он был неважным, и вместо интереса к религии у будущего писателя появились к ней лишь презрение и ненависть. Зато его привлекали труды философов-просветителей Дени Дидро и Поля Гольбаха. Знакомство с ними совпало по времени с Великой французской революцией (1789-1799), и это стало подлинной школой его интеллектуального взросления.

Настало время учиться в Париже, и Анри отправился в знаменитый колледж Эколь Политекник. Однако уже в Париже его мнение относительно своего жизненного поприща резко изменилось, и в 1805 году Анри Бейль поступил на военную службу. Он был готов идти в огонь и в воду за императором Наполеоном, однако воевать ему не пришлось. Поначалу будущий писатель служил в штабе, а позже — интендантом. Он подробно описывал в толстых тетрадях, что приключалось с ним во время походов. Судьба привела его в Москву. Возможно, именно здесь он впервые задумался над исторической справедливостью, видя, как красивый старинный город горит, не желая повиноваться захватчикам. С Москвы началось падение Наполеона, и прежде убежденный бонапартист впервые почувствовал, что теряет доверие к императору. Позже он писал в записках о Наполеоне: «Главное стремление Наполеона было унизить гражданское достоинство человека...»

После низложения Наполеона и возвращения к власти династии Бурбонов Стендаль переезжает в Италию. Во Франции с тех пор он бывал только наездами. Военной пенсии не хватает на достойную жизнь, и Бейль старается выхлопотать консульскую должность. Однако это удалось ему не сразу. В 1821 году в нескольких городах происходят восстания революционеров-карбонариев. Стендаля выслали из австрийских владений Суеверной Италии. Только в 1881 году он становится французским консулом в Чивитавеккье, папских владениях близ Рима. Во Франции в это время начал править король Луи Филипп, которого, несмотря на полученную от него консульскую должность, Стендаль называл «королём шулеров».

В Италии Стендаль изучал искусство, музыку, писал романы и новеллы. Здесь были задуманы «История живописи в Италии », «Рим. Флоренция. Неаполь », «Прогулки по Риму », новеллы «Итальянские хроники ». Роман «Пармская обитель » также был задуман и частично написан в Италии. Читатели обратили внимание на трактат «О любви » (1822), в котором любовь — всего лишь объективно изучаемое явление. Раз так, проявления любви можно классифицировать. Стендаль выделил четыре вида: любовь-страсть, любовь-влечение, физическая любовь и любовь-тщеславие.

Знаменитый роман «Красное и черное » был опубликован в 1830 году. При жизни Стендаль не пользовался известностью. Отчасти так получилось из-за того, что у него была страсть к псевдонимам: сегодня выявлено более ста псевдонимов, под которыми скрывался Анри Бейль! Однако псевдоним Стендаль навсегда останется подлинным именем великого французского писателя. В 1840 году Бальзак написал «Этюд о Бейле». Он называл Стендаля замечательным художником и утверждал, что понимать его способны только самые возвышенные и утончённые умы. Сам Стендаль сознавал, что время его популярности ещё не пришло, и часто говорил, что оно наступит в конце XIX века (в 80-х годах) или в 30-х годах XX века.

До конца жизни писатель напряжённо работал. Умер в Париже от апоплексического удара.

СТЕНДАЛЬ Фредерик (настоящее имя - Анри Бейль, 1783-1842) - французский писатель, один из основоположников французского реалистического романа XIX в. Р. в Гренобле в буржуазной семье, почти все члены которой (за исключением деда - вольтерьянца, оказавшего огромное влияние на маленького Анри) отличались консервативными убеждениями и не скрывали своей ненависти к революции. В значительной мере именно благодаря этому, бунтуя против нелюбимого отца, С., еще мальчик, демонстративно заявил себя «якобинцем и патриотом». В 1799 он уехал в Париж для поступления в политехнический ин-т, некоторое время служил в военном министерстве, затем отправился вместе с армией Бонапарта в Италию. С этого времени С. - на военной службе и в постоянных разъездах (вместе с войсками Наполеона он побывал и в России), что не помешало ему усиленно заниматься самообразованием. После падения Наполеона С. поселился в Италии (в Милане), откуда в 1821 его выслало австрийское правительство как заподозренного в карбонаризме. Между 1814 и 1817 он написал книги по музыке и живописи: «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи в Италии» и книгу о своих путешествиях по Италии «Рим, Неаполь, Флоренция». С 1821 по 1830 С. жил в Париже и сотрудничал в английских журналах как литературный и художественный критик. За этот период в Париже им напечатаны были книги: «О любви» (De l’amour, 1822), «Жизнь Россини» (Vie de Rossini, 1824), «Прогулки по Риму» (Promenades dans Rome, 1829) и «Арманс» (Armance, 1827) - первый роман С. Победа Июльской революции и установление буржуазной монархии открыли С. возможность поступить на государственную службу: его назначили французским консулом в Триест, а затем в Чивитта-Веккью. Последние 12 лет жизни С. были наиболее плодотворными в его лит-ой деятельности. В течение этого периода вышли его знаменитый роман «Красное и черное» (Le rouge et le noir, 1831), «Итальянские хроники» ((Chroniques italiennes), «Ченчи» (Les Cenci), «Ванина Ванини» (Vanina Vanini), «Виттория Аккорамбони» (Vittoria Accoramboni), «Аббатиса из Кастро» (L’Abbesse de Castro), и др.), «Мемуары туриста» (Memoires d’un touriste) (два тома путевых очерков, 1838), «Пармский монастырь» (La Chartreuse de Parme, 1839), - роман, написанный уже в Париже. Далеко не все произведения С. были опубликованы при его жизни: в частности - автобиография писателя, «Жизнь Анри Брюлара» (Vie de Henri Brulard) и неоконченный, но ничем не уступающий «Красному и черному» и «Пармскому монастырю» роман - «Красное и белое» - увидели свет лишь сравнительно недавно.
С. был прекрасно знаком с французской материалистической философией XVIII и нач. XIX в. В частности большое влияние на творчество С. оказало учение Гельвеция о человеческих страстях как основной движущей силе в «нравственном мире», в общественной жизни человека. Достаточно определенны были и общественно-политические воззрения С. В эпоху Реставрации он оставался верен бонапартизму и своей ненависти к старому порядку. Июльскую революцию он восторженно приветствовал; чиновник монархии Луи-Филиппа, он отнюдь не закрывал глаз на то, что представлял собою «июльский режим». Беспощадное разоблачение Июльской монархии представляет собою недоконченный «Люсьен Левен» (Красное и белое). Впрочем, и о бонапартизме С. следует говорить с осторожностью: для Стендаля Наполеон был прежде всего сыном революции, ее наследником, огнем и мечом навязывавшим феодальной Европе принципы 1789. В диктатуре Бонапарта он приветствовал ее буржуазно-прогрессивную сущность. В «Красном и черном», в «Пармском монастыре», в «Люсьене Левене» С. критиковал современную ему действительность с точки зрения не осуществленных буржуазией идеалов «третьего сословия»; нормой, критерием оценки действительности для него были идеалы революционной буржуазии.
Эпоха, в которую возникает и развивается литературная деятельность С., была временем ожесточенной борьбы между «романтиками» и «классиками». С самого начала С. самым решительным образом стал на сторону всего того жизненного и прогрессивного, что нес с собою романтизм, и прежде всего радикальный романтизм. С. опирается на Шекспира в своей борьбе против отживших литературных канонов, восхищается страстностью и свободолюбием поэзии Байрона и т. д. Естественность, свобода, народность и другие близкие им лозунги демократического романтизма и воспитали С. как художника-реалиста.
Реализм С., точно так же как и реализм Бальзака, имеет много черт, условно говоря - «романтических», хотя они свойственны не только романтикам. Здесь и необычайно сильные, потрясающие «страсти», бурные душевные движения, сложная, зачастую просто авантюрная фабула, фабула необычайных событий и трудных положений, в к-рые попадают герои, и т. д. и т. п. Не в пример поздним реалистам и писателям натуралистической школы С. скуп на описания, на детализацию бытовых вещей и явлений. Его сдержанность объясняется не презрением к реалистическому изображению быта и обстановки, а резкой оппозицией пышному и реторическому описательству современных ему романтиков шатобриановского типа. Но конечно реализм С. - это не тот «реализм детали», первым подлинным мастером которого был Флобер. Для его реализма прежде всего характерно глубокое понимание общественных процессов, к-рые происходили в современной ему действительности. Романы С. - политические и исторические, но политическими и историческими делает их в первую очередь то, что в сложности сюжетных перипетий, в расстановке и психологической обрисовке персонажей нашли свое отражение основные противоречия той действительности, которая окружала Анри Бейля. Судьба «страстного героя», судьба Жюльена, судьба Фабриция - трагичны, потому что С. великолепно понял то, что было непонятно его современникам - неизбежность конфликта, гибельного для «героической единицы». Именно поэтому С. является одним из тех немногих, кто в своем художественном творчестве опережал свое время. Герои С. живут напряженно, неистово, «страстно», их требования к жизни огромны, их эмоции бурны, они резко и активно реагируют на сопротивление «среды». Его Жюльен Сорель, Фабриций дель Донго, Люсьен Левен должны рассматриваться как представители буржуазного индивидуализма. Недаром С. увлекался ренессансными темами в своих «Итальянских хрониках», где разрабатывается та же трагическая тематика «сильных страстей». Трагическая и кровавая история семейства Ченчи привлекала его не столько экзотикой жестоких деяний, преступлений и т. п., сколько «сильными страстями» людей итальянского Возрождения. Здесь якобинский и просветительский гуманизм С. как бы обращается к своему первоистоку - гуманизму ренессансному. И одновременно в людях Ренессанса ищет С. мощи и цельности характеров, которых нехватает буржуазному человеку XIX ст. Буржуазная действительность эпохи подъема буржуазии и возникновения капиталистического общества создает характеры, индивидуальности, активно бросающиеся на свой страх и риск в борьбу за самоутверждение, за место под солнцем (тема честолюбия у С.). Но то же буржуазное капиталистическое общество, та же действительность ставит роковые препятствия свободному проявлению личности, свободной игре ее благородных страстей. Буржуазная практика либо уничтожает лучшее буржуазного человека, либо коверкает, искажает это лучшее, и «характер», «страсть», «активность» становятся злыми и вредоносными.
Один из наиболее общих моментов в конструкции буржуазного реалистического романа почти на всем протяжении его истории от Сервантеса через Филдинга, через Бальзака и Флобера до Пруста - это противопоставление «героя» и «общества», проверка второго первым, критика общества через поведение героя. У С. этот момент особенно заострен. В «Красном и черном», «Пармском монастыре», «Люсьене Левене» существуют как бы две взаимоотносящиеся и взаимопроникающие, но своеобразно обособленные сферы: «сфера социальной практики» и «сфера романтического героя». Первая охватывает все многообразие и конкретность действительности, о которой в данном случае идет речь. В ней, в этой «сфере практики», оперируют, как в своей среде, как у себя дома, все враги главного героя, все отрицательные персонажи: здесь плетутся все интриги, здесь группируется и организуется все «сопротивление среды», все то, что мешает герою реализовать свои претензии к жизни. Именно здесь и обнаруживается вся глубина стендалевского понимания вещей и отношений эпохи. В «Красном и черном» - это дом и вся среда де ля Молей, монархический заговор и все, что с ним связано, характеристики политических деятелей Реставрации и католического духовенства. В «Пармском монастыре» - это показ придворной среды, это «венценосный злодей», «просвещенный» монарх, герцог Эрнест-Рануций, это фискал и палач Расси, это все мерзости разлагающегося абсолютизма: безудержный произвол полиции, продажность суда, ничтожество прессы, тирания правительста. В «Люсьене Левене» разоблачены аристократы, «осколки разбитого вдребезги» мертвого феодализма; затем в романе показан Париж эпохи Июльской монархии. Здесь проходит служебная карьера Люсьена, перипетии которой показывают бессилие, трусость и ничтожество министров Луи-Филиппа, раскрывают всю систему «политической игры», основанную на мошенничествах, подкупах и провокации. В этом недоконченном романе характерна отчетливость, с к-рой осознана С. и показана читателю классовая сущность Июльской монархии: в ряде сюжетных ситуаций подчеркнута зависимость премьер-министра от отца Люсьена (банкир Левен); цепь этих ситуаций достойно венчает великолепная сцена аудиенции, данной королем старику Левену. То, что может быть названо «сферой романтического героя» - это центральные персонажи романов (в «Красном и черном» - Жюльен Сорель, в «Пармском монастыре» - Фабриций дель Донго, в «Люсьене Левене» - сам Люсьен) со всей их молодостью, обаянием, страстной любовью к избраннице, страстным честолюбием; близкие им персонажи, возлюбленные героев, например герцогиня Сансаверина, Клелия, содействующие герою лица, напр. граф Моска в «Пармском монастыре». Для этих персонажей, как и для героев «практической сферы», полностью действительна социальная характеристика, классовые мотивировки поведения; они делают то же дело, что и отрицательные персонажи: Моска - министр самодержавного герцога, банкир Левен - один из заправил июльского режима. Все же они как бы над «практикой», выше ее. Что касается главного героя, то он выделен из среды, из общества с особой демонстративностью. Конечно, Жюльен Сорель - это «юноша из низов», пробивающий себе дорогу, стремящийся сделать карьеру в закрытом для него обществе эпохи Реставрации; конечно, Фабриций - итальянский нобиле и кандидат в князья церкви; конечно, Люсьен Левен - банкирский сын, молодой буржуа, конквистадором вступающий в жизнь. Но существенно в них не это. Существенно то, что отличает их от действительности: исключительный ум, пленяющее всех очарование, ловкость и главное - способность к «страстной жизни». Любовные переживания и авантюры Жюльена, Фабриция, молодого Левена по-особому значительны: они больше, чем что-либо иное, освобождают стендалевского героя от абсолютной обусловленности окружающей его средой, превращают в идеального «естественного человека» и тем самым заостряют критическую установку романов С.: здесь «естественный человек», «страстный характер» особенно резко противопоставляется практической сфере, и авторский суд над нею оказывается особенно беспощадным. Вот почему даже само участие в этой общественной практике меньше загрязняет Жюльена Сореля, Люсьена Левена и Фабриция, чем Моску или банкира Левена: Жюльен Сорель служит монархистам, Люсьен - лицемерит, притворствует среди аристократов Нанси и принимает участие в политических махинациях бюрократов июльского режима, - они пользуются самыми низменными методами самоутверждения, но все время остаются внутренне свободными от «практической сферы»; они не копошатся в ней, а используют ее, они - люди Ренессанса, для них не писаны нормы, они сами - норма. И потому же бескорыстная страсть любви оказывается сильнее таких низводящих их страстей, как честолюбие и завоевательные инстинкты (в широком смысле слова). Мы не знаем, каким был ненайденный конец «Люсьена Левена», и можем только констатировать, что образ Люсьена развивался по тем же направлениям, по тем же линиям, что и образы Жюльена и Фабриция. Однако нельзя не отметить, что Люсьен Левен в бо`льшей степени буржуа, человек XIX столетия. Есть в его «внешней истории» ряд черт, роднящих ее с биографиями преуспевающих карьеристов Бальзака: этим Люсьен резко отличается и от Фабриция, аристократа, романтически-отвлеченного «страстного человека», и от плебея и демократа Жюльена. Вместе с тем конечно из этого не следует, что С. амнистировал здесь буржуазную действительность.
Наоборот, еще раз, по примеру «Пармского монастыря» и «Красного и черного», показав с беспощадной правдивостью мракобесие и гниль феодальной реакции (монархисты и аристократы Нанси), Стендаль разоблачил буржуазную общественную практику (Париж и провинция Июльской монархии).
Идеологией радикального гуманизма проникнуты также и сочинения С. об искусстве, гл. обр. «История живописи в Италии» (где, в частности, С. один из первых стремится вскрыть социальную закономерность в истории искусства) и «Салон 1824 г.» (где С. выступил в защиту романтизма как «новой школы», одушевленной принципами естественности, свободы и народности). То же найдем мы и в его путевых впечатлениях - записках об Италии: «Рим, Неаполь, Флоренция», где С. изучает итальянский характер, культуру, даже пейзаж как стихию благородной естественности; записки С. об Италии проникнуты также глубочайшей симпатией к итальянцам как нации, угнетенной австро-венгерским феодализмом, жаждущей освобождения; книга эта недаром рассматривалась австрийскими властями как враждебная и крамольная, несмотря на всю ту осторожность в политических высказываниях, к-рую вынужден был проявлять ее автор. Наконец в том же духе гуманизма выдержан трактат С. «О любви». Он представляет собою исследование психологии и нравов, заостренное в защиту свободы и естественности чувства против извращающих его условностей и предрассудков.
Несмотря на романтическую исключительность героя, творчество С. наряду с «Человеческой комедией» Бальзака - величайшее достижение французского реализма XIX в., высшая ступень его, какой оно не достигало впоследствии ни у Флобера, ни у Золя или других представителей натуралистической школы. Более того, превращая своего героя в норму, в критерий оценки, С. становится на ту точку зрения, с которой ему удается выявить всю уродливость современной ему буржуазной действительности.
Мимо творческого наследия С. не может пройти ни создающаяся на советской почве литература социалистического реализма, ни революционная литература Запада, стремящаяся к подлинно правдивому отображению противоречий современного капитализма и поисков революционного выхода из этих противоречий.Библиография:

I. Большинство произведений Стендаля издано в изд-ве Michel Levy в 1853-1855 (18 тт.); Oeuvres completes (edition definitive...), 35 vls, ed H. Champion, с 1912 (издание еще не закончено). По-русски: Собрание сочинений, под общей ред. А. А. Смирнова и Б. Г. Реизова, изд. «Время» - Гослитиздат, Л., 1933-1937 (вышли тт. I-IV, VI-IX).

II. Sainte-Beuve C. A., Causeries du lundi, tom IX, Paris, 1857-1862; Его же, Nouveaux lundis, t. III, Paris, 1867-1872; Taine H., Essais de critique et d’histoire, P., 1858; Barbey d’Aurevilly J. A., Les oeuvres et les hommes, IV, P., 1865; Zola e., Les romanciers naturalistes, Paris, 1881; Lemaitre J., Les contemporains, 4-e serie, Paris, 1889; Taine H., Derniers essais de critique et d’histoire, Paris, 1894; Faguet e., Politiques et moralistes du XIX-e siecle, 3-e serie, P., 1900; Его же, Propos litteraires, t. III, P., 1905; Barbey d’Aurevilly J. A., Romanciers d’hier et d’avant-hier, P., 1904; Melia J., Les idees de Stendhal, P., 1910; Его же, Stendhal et ses commentateurs, Paris, 1911; Martineau H., L’itineraire de Stendhal, Paris, 1912; Blum L., Stendhal et le Beylisme, P., 1914; Martino P., Stendhal, P., 1914 (нов. изд., 1934); Paupe A., La vie litteraire de Stendhal, P., 1914; Delacroix H., La psychologie de Stendhal, P., 1918; Arbelet P., La jeunesse de Stendhal, 2 vls, Paris, 1919; France A., Stendhal, Abbeville, 1920; Martino P., Sur les pas de Stendhal en Italie, 1924; Lasserre P., Des romantiques a nous, 5 ed., Paris, 1927; Valery P., Essai sur Stendhal, 1928; Thibaudet A., Stendhal, P., 1931; Le Breton A., Le Rouge et le Noir de Stendhal, P., 1933; Цвейг Ст., Стендаль, в кн.: Собр. соч. С. Цвейга, т. VI, 2-е изд., Л., 1929; Скафтымов А., О психологизме в творчестве Стендаля и Л. Толстого, в сб.: Литературные беседы, вып. II, Саратов, 1930; Виноградов А. К., Три цвета времени (М.), 1931 (биографич. роман о Стендале); Реизов Б. Г., Стендаль, в кн.: Французский реалистический роман XIX века. Сб. ст. Под редакцией В. А. Десницкого, изд. ГИХЛ, Л. - М., 1932; Реизов Б., Работа Стендаля над «Пармским монастырем», «Литературная учеба», 1934, № 2; Его же, Как Стендаль писал «Историю живописи в Италии», «Звезда», 1935, № 2; Его же, Стендаль и война (Батальные сцены «Пармского монастыря»), «Звезда», 1935, № 1; Бальзак О., Анри Бейль (де Стендаль), «Лит. критик», 1936, кн. 1 (о романе «Пармский монастырь»; здесь же ответное письмо С. на эту статью); Лукач Г., Бальзак - критик Стендаля, «Литературный критик», 1936, кн. 1.

III. Paupe A., Histoire des oeuvres de Stendhal, P., 1904; Cordier H., Bibliographie Stendhalienne, P., 1914; Jourda P., etat present des etudes stendhaliennes, Paris, 1930; Royer L., Catalogue du Musee Stendhal, Grenoble, 1934.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Стенда́ль

(Stendhal) (настоящие имя Анри Мари Бейль; 1783, Гренобль – 1842, Париж), французский писатель.

Автор «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1817), трактата «Расин и Шекспир» (1823-25), воспоминаний, очерков, новелл «Ванина Ванини» (1829), «Аббатиса из Кастро» (1839) и романов «Люсьен Левен» (1834-36), «Ламьель» (1839-42, не окончен, опубл. в 1889), лучшие из которых «Красное и чёрное» (1831) и «Пармская обитель» (1839). Стендаль принимал участие в военных кампаниях Наполеона. Взятие Бастилии, казнь Людовика XVI, Бородинская битва и пожар Москвы, переправа через Березину – все эти события оказали огромное влияние на его творчество: действие «Красного и чёрного» происходит в последние годы Реставрации – 1826–30 гг., а роман «Пармская обитель» показывает исторические перемены в австрийской Ломбардии после вторжения армии Бонапарта. Всё написанное Стендалем до 1830 г. было подготовкой к созданию «Красного и чёрного»: в трактате «О любви» (1822) он даёт анализ этого чувства, выделяя его разновидности (склонность, плотская любовь, страсть и т. д.); в романе «Арманс» (1827) появляется герой – одарённый юноша, борющийся с кознями света, и формируется аналитический слог. В основу романа легло заимствованное из «Судебной газеты» описание уголовного преступления, которое писатель сделал «историко-философским исследованием общественного строя буржуазии в начале XIX века» (А. М. Горький). Создавая «хронику XIX века» (жанровый подзаголовок романа), автор проводит своего героя Жюльена Сореля по трём пластам французского общества времён Реставрации: провинциальный городок, семинария, дом парижского вельможи.


Жюльен становится новым для французской литературы героем, он – порождение своего времени, в котором «цивилизация» борется с «природой» (разум с чувствами). «Красное и чёрное» – это окрашенные кровью времена Революции и Империи и период чёрного «безвременья» Реставрации; красный мундир и чёрная сутана; это цвета рулетки, связанные с темой удачи, выбора. В «Пармской обители» Стендаль открывает новый способ изображения войны, высоко оценённый Л. Н. Толстым, О. де Бальзаком.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "Стендаль" в других словарях:

    Фр. Stendhal Сод … Википедия

    - (Анри Мари Бейль) (1783 1842 гг.) писатель Архитектурный облик здания, который вызывает у нас чувство, соответствующее его назначению, это и есть стиль. Будем трудиться, потому что труд это отец удовольствия. В любви страсти совершенное счастье… … Сводная энциклопедия афоризмов

    Стендаль. СТЕНДАЛЬ (Stendhal) (настоящее имя Анри Мари Бейль) (1783 1842), французский писатель. Книга Расин и Шекспир (1823 25) первый манифест реалистической школы. Психологическим мастерством, трезво–реалистическим изображением общественных… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Предлагаем познакомиться с жизнью и творчеством великого писателя. Свои творения он подписывал "Стендаль". Биография этого писателя, как и его произведения, интересует сегодня многих. Однако далеко не все знают, что настоящее его имя было Писатель пытался иногда присвоить себе дворянский титул, подписываясь порой как "Анри де Бейль". Вероятно, так поступил бы и Жюльен Сорель, знаменитый герой его романа.

Происхождение Стендаля

Из семьи солидных буржуа происходил Стендаль, биография которого отразилась в созданных им произведениях. В Гренобле, в адвокатской конторе, служил его отец. В 1783 году на свет появился будущий писатель. Его мать умерла через 7 лет, оставив на воспитание отцу и тете Серафи своего сына. Стендаль ненавидел обоих. Отец его был мнительным, суровым и черствым человеком. Стендаль был обязан своим ранним образованием священникам. Это стало главной причиной его антиклерикализма. В противостоянии с отцом и духовными наставниками сформировался характер писателя.

Характер и личность Стендаля

Очень самовлюбленным, импульсивным, чувственным, критичным и недисциплинированным быль Стендаль. Биография его интересна не только событиями в жизни, но и внутренним миром этого писателя. Знавшие его близко люди говорили, что он был скрытен, любил одиночество и уединение. Стендаль обладал тонкой и ранимой душой. Ненависть к тирании была одной из главных черт его характера. При этом Стендаль сомневался в освободительных движениях. Он сочувствовал карбонариям и даже помогал им, однако не верил в то, что деятельность их приведет к положительным результатам. Не было единства между угольщиками: одни грезили о республике, другие мечтали видеть монархию в своей стране.

Обучение в Центральной школе и время, проведенное в Париже

Дед со стороны матери, по профессии врач, поощрял его увлечение литературой. Это был человек с хорошим художественным вкусом. Когда Стендалю исполнилось 13 лет, его отправили учиться в Центральную школу, находившуюся в Гренобле. Здесь он весьма отличился в математике. Ему даже пророчили обучение в парижской Политехнической школе на инженера. В 1799 году Стендаль прибыл туда, на следующий день после государственного переворота, после которого Наполеон стал властителем Франции. Бейль, забыв о намерении получить профессию инженера, бросился очертя голову в имперскую авантюру, обуявшую страну. Дарю, дальний родственник будущего писателя, позднее ставший государственным секретарем, был в большой милости у Наполеона. Он добился для Стендаля церковной должности, которую тот занял при военном штабе. Однако работа эта оказалась для него чересчур скучной. Молодой Анри, которому только исполнилось 17 лет, на следующий же год получил знание сублейтенанта. Его отправили в Италию. В ту пору там располагалась французская армия.

Жизнь в Италии

Бейль не знал ничего об этой стране, которая стала для него впоследствии второй родиной, а также местом действия одного из самых известных и крупных его романов. Юношу восхищало здесь все: живопись Корреджо, музыка Чимарозы, итальянская опера. Итальянский темперамент он также находил привлекательным. Он казался ему более решительным, страстным и менее цивилизованным, чем французский. Италия, в особенности Милан и Рим, настолько полюбилась Бейлю, что он даже захотел высечь следующие слова на своем могильном камне: "Энрико Бейль, миланец". Бейль влюблялся в местных женщин. С этого времени частная жизнь его стала летописью в основном любовных приключений.

Государственная служба

Очень деятельными были последующие годы. Стендаль, биография и творчество которого нас интересуют, в 1806 году снова поступил на службу, заняв административный пост в оккупированном французами Брунсвике. Здесь он начал учить немецкий язык. Стендаль был вхож в хорошее общество. Уважение, окружавшее его, льстило ему, однако он порядком скучал. Бейль в дальнейшем много путешествовал по Австрии и Германии. Его послали в Вену с правительственной миссией. Также он отправился в Россию вслед за императором. В России Бейль стал очевидцем Бородинского и Смоленского сражений. Присутствовал он и при пожаре Москвы. Затем он отступал в Западную Европу вместе с французской армией. Рушилась держава Наполеона, и Бейль покинул Францию, когда пал Париж. Он понял, что закончилась его карьера в кругах власти.

Возвращение к литературной деятельности

Государством теперь управляли Бурбоны. Бейль возвратился к литературной деятельности. С этого момента он стал известен как Фредерик Стендаль. Краткая биография его этих лет отмечена созданием множества произведений. Написанные в 1820-х годах его сочинения были довольно многообразны. Среди них были и жизнеописания великих композиторов (в 1817 году - книга "Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио", в 1824 - "Жизнь Россини"); и трактат 1812 года "О любви"; и "История живописи в Италии", написанная в 1817 году; и "Прогулки по Риму" 1829 года.

Кроме того, он публиковал в журналах Лондона и Парижа различные статьи. Такова сокращенная биография Стендаля этих лет. От случайных заработков зависела его жизнь во Франции, Англии и Италии.

Перевод в Чивитавеккью

На трон в 1830 году был возведен монарх-буржуа. Теперь перед Стендалем открылась возможность снова заняться государственной службой. Тогда же, в 1830 году, он стал консулом в Триесте. Здесь австрийским властям не по вкусу пришлась его репутация радикала. Стендаль был переведен в папское государство, в Чивитавеккью. Ему определили более скромное жалование, чем раньше. Зато отсюда было рукой подать до любимого Рима.

Ухудшение здоровья и дальнейшая биография Стендаля

Кратко мы рассказали о том, почему Стендаль вынужден был довольствоваться должностью консула, находясь далеко от родины. Он оставался в этой должности до конца жизни, хотя ему и приходилось часто отлучаться на долгое время из-за слабого здоровья. Из-за него он нередко брал длительный отпуск и возвращался на родину. Один из них продолжался целых три года (с 1836 по 1839 год). Особенно тяжелыми были последние годы жизни этого писателя. Еще в юности он заразился сифилисом. Эта болезнь давала о себе знать слабостью и невозможностью полноценно работать.

Романы "Красное и черное" и "Красное и белое"

В последний год царствования Карла X был создан роман "Красное и черное". В 1831 году, к моменту публикации этой книги, она уже успела устареть, по крайней мере в отношении критики Бурбонов. Однако имя Стендаля сегодня связано, прежде всего, именно с этим романом. Он был создан на основе реальных событий в 1830 году. Литературоведы долго не могли ответить на вопрос, почему автор дал такое название своему произведению. Оба этих цвета напоминают о смерти, кровопролитиях и трагедии. А сочетание черного и классного ассоциируется также с обивкой гроба. На трагический финал настраивает читателей уже само название произведения.

Через 5 лет после создания этого романа Стендаль написал "Красное и белое". Не случайно сходство названий двух произведений. Кроме того, содержание и заглавие нового романа объясняют в некоторой степени заголовок предыдущего. Скорее всего, под черным цветом автор подразумевал вовсе не смерть, а низкое происхождение Жюльена Сореля, главного героя. Белый же указывал на элиту, представителем которой был главный герой 2-го романа, Люсьен Левен. А красный - символ тревожного времени, в которое жили два этих персонажа.

Новые произведения

Стендаль в течение следующих десяти лет создал 2 автобиографических произведения: в 1832 году - "Мемуары эгоиста", в 1835-36 - "Жизнь Анри Брюлара", в 1834-35 гг. - роман "Люсьен Левен", оставшийся незаконченным. Не желая снова рисковать консульской должностью, он не решился публиковать свои сочинения при жизни. В 1839 году был издан второй шедевр Стендаля (после "Красного и черного") - "Пармская обитель". Это история интриг и приключений, происходящих в Италии.

Возвращение в Париж и смерть

Писатель в 1841 году снова приехал в Париж, где у него произошел инсульт. Однако он продолжил сочинять до самой своей смерти, диктуя свои произведения. Записывать их самостоятельно уже не мог Стендаль. Биография его заканчивается мартом 1842 года, когда он умер от удара после длительной болезни. Скончался Стендаль в Париже.

К какому направлению в литературе относится писатель Фредерик Стендаль?

Биография, которую вы только что прочитали, дает общее представление о жизни Стендаля. А каковы же особенности его творчества? Давайте ответим и на этот вопрос. Долгим был путь этого писателя к известности. Стендаль говорил, что он пишет свои произведения "для немногих счастливчиков". Он предсказывал, что не ранее 1880-го года к нему придет слава. И Стендаль оказался прав. Возможно, самая большая его неудача заключалась в том, что он не вписывался в тот или иной литературный стереотип, существовавший в его время. Стендаля отделяла от авторов 18 века любовь к героям-себялюбцам, таким как Наполеон. Однако его нельзя было назвать и писателем-романтиком. Этому автору недоставало как сентиментальности Ламартина, так и эпического размаха Гюго. Только тогда, когда эти фигуры покинули литературный пьедестал, стало понятно, в чем заключается истинное величие интересующего нас писателя, - в психологическом реализме. Благодаря ему на весь мир прославился Стендаль.

Биография, краткое содержание произведений этого автора, критические статьи о нем - все это и сегодня интересует множество ценителей его творчества. Безусловно, Стендаль является одним из классиков французской литературы. Для того чтобы поближе познакомить читателя с ним, нами и была создана приведенная выше биография Стендаля. Хронологическая таблица жизни и творчества, которой в некоторых учебниках ограничивается информация о нем, не дает представления о его личности, упускает многие значимые подробности. Биография, с которой вы только что познакомились, избавлена от этих недостатков.

Подлинная слава пришла к автору «Красного и черного» лишь после его смерти. При жизни Стендаля книги его читали мало. Однако творчество этого прозаика ценили такие мастера слова, как Бальзак, Гете, Байрон, Пушкин. Биография писателя Стендаля изложена в этой статье.

Ранние годы

Анри-Мари Бейль родился в 1783 году в семье, принимавшей всерьез губительные дворянские и церковные предрассудки, которые оправдывали классовые привилегии. Католицизм весьма почитался отцом будущего писателя. Сам же Анри-Мари Бейль, повзрослев, возненавидел церковь.

Итак, создатель «Красного и черного» родился в семье зажиточных буржуа. Из детских воспоминаний он вынес образы двух домов. Первый был неприятный, с темными лестницами и невыносимой обстановкой. Второй - светлый, уютный. Первый дом принадлежал отцу Анри-Мари Бейля. Второй - деду будущего писателя, доктору Ганьону.

Шерюбен Бейль - отец нашего героя - сделал карьеру, имел хорошее положение в обществе. Служил прокурором, адвокатом в парламенте, что приносило ему неплохой доход. Он был душой и телом предан «старому режиму». Анри-Мари Бейль - единственный представитель своего уважаемого рода - стал республиканцем, в чем некоторую роль сыграл вышеупомянутый дед по материнской линии. Ганьон был человеком передовых взглядов, именно он познакомил внука с творчеством Вольтера и других просветителей. Доктор обладал редким педагогическим талантом.

В 1794 году улица, на которой находился родной дом будущего автора «Пармской обители» и других замечательных произведений, была переименована в честь Руссо - писателя, который здесь когда-то останавливался еще в шестидесятые. Бейль-старший был человеком далеко не праздным. Работал не покладая рук с семнадцати лет, одновременно учился, сдавал экзамены по праву, и только к 34 годам женился. Но речь не о нем, а о его гениальном сыне, который в детстве пережил тяжелую трагедию - смерть матери. Это событие стало ключевым в его жизни.

Смерть матери сделала из Анри безбожника и антиклерикала. Кроме того, ее уход спровоцировал неприязнь к отцу. Впрочем, Стендаль никогда не любил своего родителя, о чем не раз писал в своих мемуарах. Шерюбен практиковал довольно жесткие методы воспитания, любил его больше как продолжателя своей фамилии, нежели как сына.

Ненавистный учитель

Первым наставником Анри стал Жан Райан. Впрочем, до него был еще Пьер Жубер, но тот быстро умер. Райан был иезуитом, давал мальчику уроки латыни, заставлял читать Библию, чем вызвал еще большую неприязнь к церкви. «Он был маленьким, худым человеком с лживым взглядом», - одно из высказываний Стендаля о своем учителе.

Детство писателя пришлось на то время, когда церковь еще имела немалый вес в политике и общественной жизни. Райан преподносил своему ученику теории мироздания. Но только те, что были утверждены церковью, а они с наукой не имели ничего общего. На его уроках мальчик откровенно скучал. «Я становился злым, мрачным, несчастным», - так о своем детстве рассказывал французский писатель Стендаль. Только образованный и начитанный дед Ганьон пользовался расположением юного Анри.

С ранних лет Анри-Мари Бейль читал очень много. Он тайно проникал в отцовскую библиотеку и брал с самой верхней полки очередную «опасную» книгу. Стоит сказать, что среди запрещенной литературы значился и «Дон Кихот». В чем заключалась опасность произведения Сервантеса, сложно сказать. Возможно, книга великого испанца не соответствовала нравам католической церкви. Отец грозился изъять книгу о хитроумном идальго. Дед тем временем втайне советовал мальчику почитать Мольера.

Математика

В школе, расположенной в родном городе, Бейль освоил только латынь. По крайней мере, писатель так утверждал в своих воспоминаниях. Дополнительно занимался философией, математикой, логикой.

В 1799 году Бейль уехал в столицу, где намеревался продолжить образование. Смыслом жизни для него еще за несколько лет до переезда стала математика. Во-первых, поступить в Политехническую школу означало уехать из ненавистного отцовского дома. Во-вторых - математика лишена двусмысленности. Стендаль, книги которого стали с детства ненавидел лицемерие. Но в Политехническое училище он не поступил. Произошел государственный переворот, который увлек молодого человека в водоворот совсем других событий.

Париж

В ноябре 1797 году во Франции произошел переворот. Директория была лишена власти. Новое правительство возглавил Наполеон. Это событие ознаменовало конец революционного периода. Был установлен деспотический режим, Бонапарт объявил себя Первым Консулом. Анри Бейль, как и тысячи других молодых людей, был немало обеспокоен грандиозными историческими событиями.

По приезде в Париж он поселился в общежитии от Политехнического училища и уже спустя несколько дней понял, что столица ему ненавистна. Его раздражали многолюдные улицы, несъедобная пища, отсутствие привычных пейзажев. Бейль осознал, что учеба в парижском заведении его влекла лишь потому, что он видел в этом способ бежать из родительского дома. А математика была лишь средством. И он передумал поступать в Политехническое училище.

Бейль поступил на службу в действующую армию - в драгунский полк. Влиятельные родственники выхлопотали молодому человеку назначение в северную часть Италии. Эту страну будущий писатель полюбил всем сердцем.

Драматургия

Вскоре Бейль разочаровался в политике Наполеона. В 1802 году он подал в отставку и уехал в Париж, где прожил три года. В столице плотно занялся самообразованием: изучал философию, историю литературы, английский язык. В этот период у него появилась мечта стать драматургом. К слову, любовью к театральному искусству им овладела еще в отрочестве, во время проживания в отцовском доме. Однажды в его родной город с гастролями приехала парижская труппа. Анри не только не пропускал ни одного спектакля, но еще и влюбился в столичную актрису. Выслеживал ее, томился, грезил о встрече с ней, словом, познал неразделенную любовь.

Возвращение в армию

«Вторым Мольером» Бейль не стал. К тому же в Париже он снова влюбился, и опять в актрису. Будущий Стендаль последовал за ней в Марсель. А в 1825 году вернулся на службу в армию, что позволило ему побывать в Германии, Австрии. В походах офицер интендантской службы находил время на написание заметок. Часть из них была утеряна при переправе через Березину.

Удивительно, но боевого опыта у Стендаля не было. Только опыт наблюдателя, который впоследствии пригодился ему в литературном творчестве. Он побывал в Смоленске, Орше, Вязьме. Стал свидетелем Бородинского сражения. Видел горящую Москву.

Италия

После падения Наполеона герой сегодняшнего повествования уехал в край, где чувствовал себя всегда счастливым и одухотворенным. В Милане он провел семь лет. Здесь Стендаль написал свои первые произведения, среди них «История живописи в Италии». В это время он увлекался творчеством известного немецкого искусствоведа и даже взял псевдоним в честь его родного города.

В Италии Бейль сблизился с республиканцами. Здесь же встретил Матильду Висконти - женщину, которая оставила его душе глубокий след. Она была замужем за польским генералом. К тому же рано умерла.

В двадцатые годы в Италии начались преследования республиканцев, среди которых было немало друзей Стендаля. Ему пришлось вернуться на родину. которая была установлена на севере Италии, вызывала в нем острую неприязнь. Позже Стендаль отразит события, свидетелем которых стал в 20-е годы, в книге «Пармская обитель».

Творчество Стендаля

Париж встретил писателя неприветливо. Во французскую столицу уже проникли слухи о его связях с итальянскими республиканцами. Тем не менее он регулярно печатал свои произведения, хотя и под чужим именем. Автор этих заметок был определен лишь спустя сто лет. В 1823 году были опубликованы очерки «Расин и Шекспир», «О любви». К тому времени Стендаль приобрел репутацию остроумного спорщика: он посещал регулярно.

В 1827 году в свет вышел первый роман Стендаля - «Арманс». Было также создано несколько произведений в реалистическом духе. В 1830 году писатель завершил работу над романом «Красное и черное». Об этом произведении более подробно рассказано ниже.

Государственная служба

В 1830 году во Франции была установлена Положение Стендаля изменилось к лучшему: он поступил на службу в качестве консула в Триесте. Позже его перевели в Чивитавеккию, где он проработал до последних дней своей жизни. В этом небольшом портовом городе французскому литератору было одиноко и скучно. Чиновничья рутина мало времени оставляла на творчество. Впрочем, он нередко наведывался в Рим.

Во время продолжительного отпуска, проведенного в Париже, Стендаль написал несколько заметок и завершил свой последний роман. Его творчество привлекло знаменитого романиста Бальзака.

Последние годы

Относительно причины смерти писателя есть несколько версий. Согласно одной из них, Стендаль умер от сифилиса. Известно, что он долгое время болел, в качестве лечебных средств использовал иодид калия и препарат ртути. Порою он был настолько слаб, что не мог писать. Версия о сифилисе подтверждений не имеет. Стоит сказать, что до начала XX века диагностику этого недуга еще не разработали.

В марте 1842 году писатель потерял сознание на улице. Через несколько часов скончался. Скорее всего, Стендаль умер от инсульта. Похоронен классик мировой литературы на кладбище Монмартр.

Список произведений Стендаля:

  • «Арманс».
  • «Ванина Ванини».
  • «Красное и черное».
  • «Пармская обитель».

В этот перечень, конечно, не вошло огромное количество статей, посвященных искусству. Писатель выразил свое эстетическое кредо в работах о творчестве Шекспира, Расина, Вальтера Скотта.

«Красное и черное»

Вопрос о символичности цветов, вынесенных в заглавие, и по сей день открыт. Наиболее распространенное мнение: сочетание красного и черного означает выбор между карьерой в церкви и армии. В основе произведения - история, прочитанная Стендалем в газете. Книга «Красное и черное» приобрела широкую известность только в конце XIX века.

«Пармская обитель»

Роман опубликован в 1839 году. В начале произведения автор описывает восторг итальянцев, вызванный освобождением от Габсбургов, в чем главную роль сыграли соотечественники писателя. Но вскоре на севере страны начинаются преследования вольнодумцев и изменников, одним из которых является главный герой. В романе немало батальных сцен. Автор показал войну во всей ее абсурдности, что для того времени стало литературным новаторством.

Уделом Стендаля была посмертная слава. Его друг и душеприказчик Ромен Коломб в 1850-е годы предпринял полное издание его произведений, включая журнальные статьи и переписку. С этого времени Стендаль вошел во французскую литературу как один из самых крупных ее представителей.

Школа французских реалистов 50-х годов признала его вместе с Бальзаком своим учителем; И.Тэн, один из вдохновителей французского натурализма, написал о нем восторженную статью (1864); Э.Золя считал его представителем нового романа, в котором человек изучен в глубокой связи его с общественной средой. Началось научное изучение Стендаля, главным образом его биографии. В 1880-егоды появляются в свет его автобиографические произведения, черновые наброски, незаконченные повести, которые Р.Коломб не включил в свое издание. Уже в XIX веке его романы переводятся на многие языки.

В России Стендаля оценили очень рано, раньше, чем на его родине. На "Красное и черное" обратили внимание А.С.Пушкин и некоторые его современники. Весьма положительно отозвался о нем Л.Толстой, которого особенно поразили военные сцены "Пармского монастыря". Горький считал его одним из крупнейших мастеров европейского романа. В Советской России были переведены на русский язык все произведения Стендаля, вплоть до незаконченных отрывков, а его романы и новеллы переиздавались десятки раз. Основные его произведения переведены на многие другие языки стран бывшего СССР. Стендаль у нас, несомненно, является одним из самых любимых иностранных писателей.

Анри Мари Бейль родился на юге Франции, в городе Гренобле. Отец Стендаля, Шерюбен Бейль, адвокат при местном парламенте, и дед, Анри Ганьон, врач и общественный деятель, как и большая часть французской интеллигенции XVIII века, были увлечены идеями Просвещения. Отец имел в своей библиотеке "большую энциклопедию наук и искусств" составленную Дидро и Д-Аламбером, и увлекался Жан-Жаком Руссо. Дед был поклонником Вольтера и убежденным вольтерьянцем. Но с началом Французской революции (1789) их взгляды сильно изменились. Семья обладала достатком, и углубления революции испугало ее. Отцу Стендаля пришлось даже скрываться, и он оказался на стороне старого режима.

После смерти матери Стендаля семья надолго облеклась в траур. Отец и дед впали в набожность, и воспитание мальчика было передано священнику, скрывавшемуся под гостеприимной кровлей Бейлей. Этот священник, аббат Ральян, о котором Стендаль с возмущением вспоминал в своих мемуарах, тщетно старался привить своему воспитаннику религиозные взгляды.

В 1796 году Стендаль поступил в открывшуюся в Гренобле Центральную школу. Задачей этих школ, учрежденных в некоторых провинциальных городах, было ввести в республике государственное и светское обучение, чтобы заменить им прежнее - частное и религиозное. Они должны были вооружить молодое поколение полезными знаниями и идеологией, соответствующей интересам складывающегося буржуазного государства. В Центральной школе Стендаль увлекся математикой и по окончании курса был отправлен в Париж для поступления в Политехническую школу, готовившую военных инженеров и артиллерийских офицеров.

Но в Политехническую школу он так и не поступил. Он приехал в Париж через несколько дней после переворота 18 брюмера, когда молодой генерал Бонапарт захватил власть в свои руки и объявил себя первым консулом. Тотчас же начались приготовления к походу в Италию, где вновь восторжествовала реакция и установилось австрийское владычество. Стендаль был зачислен сублейтенантом в драгунский полк и отправился к месту службы в Италию. В армии он прослужил больше двух лет, однако, ему не пришлось участвовать ни в одном сражении. Затем он подал в отставку и 1802 году вернулся в Париж с тайным намерением стать писателем.

Почти три года Стендаль прожил в Париже, упорно изучая философию, литературу и английский язык. В сущности, только здесь он получает свое первое настоящее образование. Он знакомится с современной французской сенсуалистической и материалистической философией и становится убежденным врагом церкви и всякой мистики вообще. В то время когда Бонапарт готовил себе императорский престол, Стендаль на всю жизнь возненавидел монархию. В 1799 году, во время переворота 18 брюмера, он был доволен тем, что генерал Бонапарт "стал королем Франции"; в 1804 году коронация Наполеона, ради которой в Париж прибыл папа римский, кажется Стендалю очевидным "союзом всех обманщиков".

Лучшие дня

Между тем приходилось думать о заработке. Множество начатых Стендалем комедий остались незаконченными, и он решил добывать средства к существованию коммерцией. Прослужив около года в каком-то торговом предприятии в Марселе и почувствовав навсегда отвращение к торговле, он решил вернуться на военную службу. В 1805 году опять начались непрерывные войны с европейской коалицией, и Стендаль был зачислен в интендантство. С этого времени он непрерывно разъезжает по Европе вслед за армией Наполеона. В 1806 году он вступает вместе с французскими войсками в Берлин, в 1809-м - в Вену. В 1811 году он проводит отпуск в Италии, где задумывает свою книгу "История живописи в Италии". В 1812 году Стендаль по собственному желанию отправляется в армию, уже вторгшуюся в Россию, вступает в Москву, видит пожар древней русской столицы и бежит вместе с остатками войска во Францию, надолго сохранив воспоминания о героическом сопротивлении русских войск и доблести русского народа. 1814 году он присутствует при занятиях русскими войсками Парижа и, получив отставку, уезжает в Италию, находившуюся тогда под австрийским гнетом.

Он поселяется в Милане, в городе, полюбившемся еще в 1800 году, и живет здесь почти безвыездно около семи лет. Как наполеоновский офицер в отставке, получает половинную пенсию, которая позволяет ему кое-как просуществовать в Милане, но недостаточна для жизни в Париже.

В Италии Стендаль печатает свое первое произведение - три биографии: "Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио" (1814).

В 1814 году Стендаль впервые знакомится с романтическим движением в Германии, главным образом по книге А.В.Шлегеля "Курс драматической литературы", только что переведенной на французский язык. Принимая мысль Шлегеля о необходимости решительной литературной реформы и борьбы с классицизмом ради более свободного и более современного искусства, он, однако, не сочувствует религиозно-мистическим тенденциям немецкого романтизма и не может согласиться со Шлегелем в его критике всей французской литературы и просвещения. Уже с1816 года Стендаль увлекается поэмами Байрона, в которых видит выражение современных общественных интересов и социального протеста. Итальянский романтизм, возникающий приблизительно в это же время и тесно связанный с итальянским национально-освободительным движением, вызывает его горячие симпатии. Все это получило сое отражение в следующей книге Стендаля - "История живописи в Италии" (1817), в которой он наиболее полно изложил свои эстетические взгляды.

Одновременно Стендаль печатает книгу "Рим, Неаполь и Флоренция" (1817), в которой пытается характеризовать Италию, ее политическое положение, нравы, культуру и итальянский национальный характер. Чтобы сделать эту картину целой страны яркой и убедительной, он набрасывает живые сценки современного быта и пересказывает исторические эпизоды, обнаруживая блестящий талант повествователя.

С 1820 года начались преследование итальянских карбонариев. Некоторые итальянские знакомые Стендаля были арестованы и заключены в австрийские тюрьмы. В Милане царил террор. Стендаль решил вернуться в Париж. В июне 1821 года он прибыл на родину и сразу погрузился в атмосферу бурной политической и литературной борьбы.

В это время во Франции вновь с необычайной силой началась реакция. Преданное королю министерство Виллеля проводило мероприятия, глубоко возмущавшие либералов. Пользуясь куцыми "свободами", представляемыми конституцией, либералы вели борьбу в палатах, в печатях, на сценах театров. В оппозицию переходили деятели и органы печати, еще недавно верные королю. В 1827 году после выборов, давших большинство либералам, правительство Виллеля ушло в отставку. Но Карл X не хотел уступать и решил совершить государственный переворот, чтобы полностью восстановить абсолютизм. В результате чего в Париже вспыхнула революция, сбросившая за три дня старую монархию.

Стендаль остро интересовался происходившей во Франции политической борьбой. Реставрация Бурбонов вызвала его негодование. Приехав в Париж, он открыто принял участие в борьбе либералов с реакцией.

В Париже жизнь была дороже, чем в Милане, и Стендаль должен был ради заработка заниматься поденной литературой: писать мелкие статьи для французских и английских журналов. Он едва находил время для того, чтобы писать роман.

Первым его произведением, напечатанным после возвращения в Париж, была книга "О любви" (1822). Книга эта представляет собою психологический трактат, в котором Стендаль пытался характеризовать различные виды любви, распространенные в тех или иных классах общества и в различные исторические эпохи.

Во время реставрации во Франции шел спор между классиками и романтиками. Стендаль принимал участие в этих спорах, напечатав две брошюры "Расин и Шекспир" (1823 и 1825). Брошюры обратили на себя внимание литературных кругов и сыграли свою роль в борьбе двух литературных направлений.

В 1826 году Стендаль писал свой первый роман - "Арманс"(1827), где изображает современную Францию, ее "высший свет", праздную, ограниченную в интересах, думающую только о своих выгодах аристократию. Однако и это произведение Стендаля несмотря на свои художественные достоинства, не привлекло внимание читателей.

То был один из самых трудных периодов в жизни Стендаля. Политическое состояние страны повергло его в уныние, материальное положение весьма трудное: работа в английских журналах прекратилась, а книги не давали почти никакого заработка. Личные дела приводили его в отчаяние. В это время ему предложили составить путеводитель по Риму. Стендаль с радостью согласился и за короткий срок написал книгу "Прогулки по Риму" (1829) - в форме рассказа о путешествии в Италию небольшой группы французских туристов.

Впечатления от современного Рима легли в основу повести Стендаля "Ванина Ванини, или некоторые подробности относительно последней венты карбонариев, раскрытой в Папской области". Повесть вышла в свет в 1829 году.

В том же году Стендаль начал писать свой роман "Красное и черное", который сделал его имя бессмертным. Роман вышел в свет в ноябре 1830 года с датой "1831". В это время Стендаля уже не было во Франции.

В среде зажиточной буржуазии господствует корысть и желание подражать высшим классам, - самобытные и политические нравы можно найти только среди народа. Страсти можно заметить, только когда они прорываются в каком либо поступке, караемом законом. Вот почему в глазах Стендаля "Судебная газета" является важным документом для изучения современного общества. Интересующую его проблему он нашел в этой газете. Так возникло одно из лучших произведений Стендаля: "Красное и черное". В подзаголовке романа стоит "Хроника XIX века". Под этим "веком" следует понимать период Реставрации, так как роман был начат и в основном написан до Июльской революции. Термин "Хроника" обозначает здесь правдивое повествование об обществе эпохи Реставрации.

Замечательно характеризовал этот роман М.Горький: "Стендаль был первым литератором, который почти на другой день после победы буржуазии начал проницательно и ярко изображать признаки неизбежности внутреннего социального разложения буржуазии и ее туповатую близорукость".

28 июля 1830 года, в день Июльской революции, Стендаль с восторгом увидел на улицах Парижа трехцветное знамя. В истории Франции наступила новая эра: к власти пришла крупная финансовая буржуазия. Стендаль быстро разгадал в новом короле Луи-Филиппе обманщика и душителя свободы, а прежних либералов примкнувшим к Июльской монархии, считал ренегатами. Тем не менее, он стал хлопотать государственной службе и вскоре стал консулом Франции в Италии, сперва в Триест, а потом в Чивита-Веккию, морской порт поблизости с Римом. В этой должности Стендаль оставался вплоть до своей смерти. Большую часть года он проводил в Риме и часто уезжал в Париж.

В 1832 году он начал свои мемуары о пребывании в Париже с 1821 по 1830 год - "Воспоминание эготиста", в 1835 - 1836-м - обширную автобиографию, доведенную только до 1800 года - "Жизнь Анри Брюлара". В 1834 году Стендаль написал несколько глав романа "Люсьен Левен", который также остался незаконченным. В это же время он заинтересовался случайно найденными им старыми итальянским хрониками, которые решил обработать в небольшие повести. Но и этот замысел получил осуществление только через несколько лет: первая хроника "Виттория Аккорамбони", появилась в 1837 году.

Во время длительного отпуска в Париже Стендаль напечатал "Записки туриста" - книгу о своих путешествия по Франции, а еще через год вышел в свет роман "Пармский монастырь", в котором отразилось его великолепное знание Италии (1839). Это было последнее напечатанное им произведение. Роман, над которым он работал последние годы своей жизни, "Ламьель", остался незаконченным и был издан через много лет после его смерти.

Мировоззрение Стендаля в общих своих чертах сложилось уже в 1802 -1805 годы, когда он с великим увлечением читал французских философов XVIII века - Гельвеция, Гольбаха, Монтескье, а также их более или менее последовательных преемников - философа Дестюта де Траси, создателя науки о происхождении понятий, и Кабаниса, врача, доказывавшего, что психические процессы зависят от процессов физиологических.

Стендаль не верит в существование бога, в религиозные запреты и в загробную жизнь, отвергает аскетическую мораль и мораль покорности. Он стремится каждое понятие, которое встречает в жизни и в книгах, проверять данными опыта, личным анализом. На основе сенсуалистической философии он строит и свою этику, вернее, он заимствует ее у Гальвенция. Если существует лишь один источник познания - наши ощущения, то следует отвергнуть всякую мораль, не связанную с ощущением, не выросшую из него. Желание славы, заслуженного одобрения других, по мнению Стендаля, - один из самых сильных стимулов поведения человека.

Впоследствии взгляды Стендаля эволюционировали: некоторое безразличие к общественным вопросам, характерное для него в эпоху Империи, сменилось пылким интересом к ним. Под влиянием политических событий и либеральных теорий во время Реставрации Стендаль стал думать, что конституционная монархия является неизбежным этапом на пути от деспотизма Империи к Республике и т.д. Но при всем том политические взгляды Стендаля оставались неизменными.

Характерная особенность современного французского общества, полагал Стендаль, - лицемерие. В этом вина правительства. Это оно принуждает французов к лицемерию. Никто во Франции уже не верит в догмы католицизма, но всякий должен принимать вид верующего. Никто не сочувствует реакционной политике Бурбонов, но все должны ее приветствовать. Со школьной скамьи приучается лицемерить и видит в этом единственное средство существования и единственную возможность спокойно заниматься своим делом.

Стендаль был страстным ненавистником религии и особенно духовенства. Власть церкви над умами ему казалось самой страшной формой деспотизма. В своем романе "Красное и черное" он изобразил духовенство как общественную силу, борющуюся на стороне реакции. Он показал, как воспитывают будущих священников в семинарии, прививая им грубо утилитарные и эгоистические идеи и всеми средствами привлекая их на сторону правительства.

Воздействие творчества Стендаля на дальнейшее развитие литературы было широко и много образно. Причина этой мировой славы заключается в том, что Стендаль с необычайным проникновением вскрыл основные, ведущие черты современности, раздирающие его противоречия, борющиеся в ней силы, психологию сложного и беспокойного XIX столетия, все те особенности взаимоотношений человека и общества, которые были характерны не для одной только Франции.

С глубокой правдивостью, делающей его одним из крупнейших реалистов, он показал движение своей эпохи, освобождающейся от уз феодализма, от господства капиталистической верхушки, пробивающейся к еще смутным, но неизбежно влекущим демократическим идеалам. С каждым романом возрастал размах его изображений, и общественные противоречия представали в большой сложности и непримиримости.

Излюбленные герои Стендаля не могут принять те формы жизни, которые сложились в XIX веке в результате революции, приведшей к господству буржуазии. Они не могут примирится с тем обществом, в котором феодальные традиции уродливо сосчитались с восторжествовавшим "чистоганом". Проповедь независимости мысли, энергии, отвергающей нелепые запреты и традиции, героического начала, которое пытается пробиться к действию в косной и грубой среде, скрыто присутствует в этом революционном по своей природе, захватывающе правдивом творчестве.

Вот почему и теперь, через столько лет после смерти Стендаля, его произведения читают во всех странах миллионы людей, которым он помогает понимать жизнь, ценить правду и бороться за лучшее будущее. Вот почему и нашим читателем он признан как один из крупнейших художников XIX века, внесшим неоценимый вклад в мировую литературу.

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные