Образ катерины в пьесе гроза краткое содержание. Образ и характеристика Катерины в пьесе «Гроза» Островского с цитатами. А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Пожалуй, мало какое произведение того времени, да и среди произведений самого автора Островского, могли вызывать столько бурных споров, чем пьеса «Гроза».

Отчаянный поступок Катерины Кабановой, переступившей черту жизни и смерти, вызывает, как сочувственное понимание, так и резкое неприятие. Одного мнения нет, и быть не может.

Характеристика героини

Любимая и балованная дочь купеческой семьи, Катерина выходит замуж за Тихона, переворачивая свой мир с ног на голову. На примере ее родителей и новой семьи мы видим, насколько разным может быть патриархальный уклад: показным и демонстративным (что скажут соседи? что подумают знакомые?), либо глубоким и душевным, потаенным от чужих глаз.

Свою лепту в то, как сложилась судьба этой женщины, вносит отсутствие полноценного образования. По рассказам Катерины свои знания она почерпнула из рассказов матери и отца, а также богомолок и странниц. Вера людям и восхищение сотворенным Богом миром - вот ее главные черты. Тяжелой работы Катерина не знала, любила ходить в церковь, казавшуюся ей сказочным храмом, где ее ждут ангелы.

(Кирюшина Галина Александровна в роли Катерины, сцена Малого театра )

Безоблачное и счастливое детство быстро сменяется безрадостным замужеством. Добрая, наивная и очень религиозная девушка впервые столкнулась с неприкрытой ненавистью к окружающим людям. В новой семье уже нет места ангелам и радости. Да и само замужество происходит вовсе не по любви. И если Катерина надеется полюбить Тихона, то Кабаниха - так называют все вокруг ее свекровь - не оставляет ни шанса ни сыну, ни невестке. Быть может Тихон и стал бы тем, кто сделал бы Катю счастливой, да только под крылом матери он не ведает таких чувств, как любовь.

Встреча с Борисом дарит несчастной женщине надежду, что жизнь еще может перемениться и стать лучше. Черная атмосфера дома подталкивает ее взбунтоваться и попытаться побороться за свое счастье. Отправляясь на свидание, она понимает, что совершает грех. Это чувство не оставляет ее ни до, ни после. Твердая вера в Бога и осознание порочности совершенного поступка толкают Катерину признаться во всем мужу и свекрови.

Образ героини в произведении

(Сцена из драмы )

Пораженный, но в глубине души понимающий свою жену, Тихон не осуждает ее. Только самой Катерине от этого не легче. Самой простить себя намного труднее. Быть может и хотела она признанием облегчить свои душевные метания, да только не вышло. Прощение ей не нужно. Сама мысль вернуться в дом для нее становится тождественной смерти, только не мгновенной, а долгой, мучительной, неизбежной. По религиозному канону самоубийство - смертный грех, который нельзя простить. Но и это не останавливает отчаявшуюся женщину.

В мыслях Катя часто представляет себя птицей, душа ее рвется в небеса. Жить в Калинове ей невмоготу. Влюбившись в Бориса, совсем недавно прибывшего в город, она воображает, как они вместе покинут ненавистный город. Любовь видится настоящим и таким близким спасением. Да только для исполнения мечты нужно обоюдное желание…

(Фрагмент из драматической постановки )

Встретившись на берегу Волги с Борисом, Катерина испытывает жесточайшее разочарование. Когда-то такой прекрасный молодой человек решительно отказывается забрать с собой замужнюю женщину, нанося ей своим отказом последний удар в сердце. Катя не хочет быть больше камнем преткновения в своей семье, продолжать влачить безрадостное существование, день за днем ломать свою душу в угоду свекрови.

А выход вот он - совсем рядом, нужно только сделать шаг с обрыва в воды Волги. И гроза ей кажется самым что ни на есть указанием свыше. То, о чем Катя когда-то только смутно размышляла, боясь признаться самой себе в греховных помыслах, оказалось самым простым выходом. Не найдя своего места, поддержки, любви, она решается сделать этот самый последний шаг.

– это натура не податливая, не гнущаяся. В ней сильно развита личность, в ней много силы, энергии; ее богатая душа требует свободы, широты, – она не хочет тайком «воровать» у жизни радости. Она способна не согнуться, а сломаться. (См. также статью Образ Катерины в пьесе «Гроза» – кратко .)

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль. Серия 1

Воспитание Катерина получила чисто национальное, выработанное еще древнерусской педагогикой Домостроя . Все детство и юность жила она взаперти, но атмосфера родительской любви смягчала эту жизнь, – к тому же и влияние религии препятствовало её душе зачерстветь в удушающем одиночестве. Напротив, – неволи она не чувствовала: «жила – ни об чем не тужила, точно птичка на воле!». Катерина ходила часто по церквам, слушала рассказы странниц и богомолок, слушала пенье духовных стихов, – жила беззаботно, окруженная любовью и лаской... И выросла она прекрасной, нежной девушкой, с тонкой душевной организацией, большой мечтательницей... Воспитанная на религиозный лад, она жила исключительно в кругу религиозных представлений; её богатая фантазия питалась только теми впечатлениями, которые почерпала из жизни святых, из легенд, апокрифов и тех настроений, которые переживала она во время богослужения...

«...до смерти я любила в церковь ходить! – вспоминала она впоследствии свою юность в разговоре с мужниной сестрой Варварой. – Точно, бывало, я в рай войду... И не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Маменька говорила, что все, бывало, смотрят на меня, что со мною делается! А, знаешь, в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет и в этом столбе ходит дым, точно облака. И вижу я, бывало, девушка, ночью встану – у нас тоже везде лампадки горели, – да где-нибудь, в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходить, – упаду на колени, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу!»

Из этого рассказа видно, что Катерина была не просто религиозным человеком, – она знала минуты религиозного «экстаза», – той восторженности, которой богаты были святые подвижники, и примеры которой найдем мы в изобилии в житиях святых... Как и они, Катерина зрела «видения» и чудесные сны.

«А какие мне сны снились Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные...И все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнут... И горы, и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся!»

Из всех этих рассказов Катерины явствует, что она – не совсем обыкновенный человек... Её душа, сдавленная старинным строем жизни, ищет простора, не находит его вокруг себя и уносится «горе», к Богу... Много таких натур в старое время уходило в «подвижничество»...

Но иногда и в отношениях к родным прорывалась энергия её души, – она не шла «против людей», но, возмущенная, протестуя, она уходила тогда «от людей»...

«Такая уж я зародилась горячая! – рассказывает она Варваре. – Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!..

Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Из этих слов видно, что спокойная, мечтательная Катерина знает порывы, с которыми трудно справиться.

В русской литературе истинно русский образ женщины (Аполлон Григорьев).

Образ Катерины Кабановой в драме «Гроза»

Детство героини определяет ее характер:

«Жила..,точно птичка на воле», «работать не принуждала», «у нас полон дом был странниц и богомолок», «И до смерти я любила в церковь ходить!», «…ночью встану… и молюсь до утра» .

Принципиально, что Островский выбирает персонаж в купеческой среде, как более патриархальной, чуждой новым веяниям, это обуславливает силу протеста героини и драматизм конфликта.

Характер Катерины

Драматург подчеркивает следующие черты в образе этой героини:

  • сила характера

«Такая я уж зародилась, горячая!», «А уже коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь»;

  • правдивость

«Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу»;

  • долготерпение

«Уж я лучше буду терпеть, пока терпится».;

  • поэтичность

«Отчего люди не летают?»;

  • религиозность

«Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится»,

отношение к измене как греху, к самоубийству как греху

  • суеверие (боязнь грозы как божьей кары).

Катерина в образной системе пьесы

Героиня противостоит в пьесе и в то же время сопоставима с ними:

  • противостояние Катерины и Кабанихи определяет главный внешний конфликт пьесы (противостояние веяний нового и патриархальных устоев — Домостроя);
  • сила характера героини противостоит характеру героев, Тихона и Бориса, как людей, смирившихся с властью самодуров

«к Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду, и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы» —

Борис и Тихон — образы-двойники;

  • Катерина оказывается противопоставлена и тем, кто выражает протест «темному царству» — Варваре и Кудряшу. Однако они приспосабливаются к жизни

(Варвара обманывает, потому что без обмана нельзя, Кудряш ведет себя так же, как Дикой) до поры до времени, а потом бегут. Сопоставление: Катерина — Варвара-Кудряш — молодое поколение, противостоят «темному царству». Противопоставление: Варвара и Кудряш более свободны, Варвара не замужем, Катерина — замужняя женщина.

  • образ Кулигина сопоставим с образом Катерины, так как он тоже протестует против нравов Калинова

(«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»),

но протест его выражается исключительно словесно.

Наша презентация о Катерине:

  • стремление полюбить мужа,
  • отказаться от встречи с Борисом,
  • чувство вырывается наружу, встречи с Борисом,
  • гнет греха, гроза, признание,
  • невозможность жить в доме Кабановых после признания,
  • борьба между понятием греха самоубийства и отсутствием выхода,
  • гибель.

Средства создания образа Катерины

Они подчеркивают ее исключительность, например, в речи персонажа, где много поэтических слов, особенно сильно это проявляется в монологах героини.

Историческая значимость появления русского женского характера в образе Катерины в литературе второй половины ХIХ века — предвестие необходимости перемен в социальной жизни России.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Все свежее, молодое, талантливое гибнет в мрачной атмосфере изображённого Островским в «Грозе » города Калинова . Оно чахнет от насилия, злобы, от мертвой пустоты этой жизни. Слабые спиваются, порочные и мелкие натуры побеждают деспотизм хитростью и изворотливостью. Для натур же прямых, светлых, наделенных неутомимым стремлением к иной жизни, неизбежен трагический конец при столкновении с грубыми силами этого мира.

А. Н. Островский. Гроза. Спектакль

Этот исход становится неизбежным для Катерины, главной героини «Грозы ». Воспитанная в отцовском доме, по условиям того времени взаперти в комнатах родного дома, девочка росла, окруженная любовью в собственном своеобразном мирке. Мечтательная по натуре, она находила выход для смутных влечений детской души в религиозных созерцаниях и грезах; она любила церковные богослужения, жития святых, рассказы богомолок о святых местах.

Любовь к природе слилась у неё с религиозными представлениями и мечтаниями; в душе у неё горит какой-то религиозный восторг, как у Жанны д"Арк в детстве : по ночам она встает и жарко молится, на рассвете она любит в саду молиться и, плакать в смутном, бессознательном порыве. Душевные силы скопляются в ней и побуждают, зовут ее к каким-то жертвам и подвигам. Ей снятся сны о чудесной красоты странах, и невидимые голоса поют ей из вышины. В то же время она обнаруживает силу, прямоту и самостоятельность характера.

И эта-то девушка, полная светлых душевных сил, попадает в грубую атмосферу дома купчихи Кабановой , женой её слабохарактерного, забитого и приниженного сына, Тихона. Сперва она привязалась к мужу, но его вялость, забитость и вечное его желание уйти из родительского дома и забыться во хмелю – оттолкнули от него Катерину. В доме самодурки Кабановой стали все реже посещать Катерину религиозные её видения; она стала томиться и скучать. Встреча с племянником купца Дикого, Борисом, решила её судьбу: она полюбила Бориса так, как было свойственно её натуре – сильно и глубоко.

Катерина долго борется с этой «греховной страстью», вопреки уговорам дочери Кабановой, Варвары. Но в конце концов, гнетущее чувство одиночества, тоска и пустота существования в доме. Кабановой и страстная жажда жизни в молодой душе Катерины разрешают её колебания. В своей борьбе она ищет помощи у мужа, но тот уезжает из опостылевшего материнского дома, где ему и жена не мила. Сознание того, что она преступила какую-то нерушимую заповедь, не оставляет Катерину; она не может спокойно отдаться любви, как Варвара, хитрить и скрываться. Катерину грызет сознание виновности, жизнь её вся замутнена; чистая по натуре, она не может жить в обмане, во лжи, в преступных радостях.

Полная мучительных сомнений и жажды сбросить с себя что-то нечистое, омыть какое-то пятно, однажды в грозу, под раскаты грома всенародно кается в грехах, давая выход своей возмущенной совести. Жизнь в доме Кабановой после покаяния становится совершенно невыносимой. Доведенная до отчаяния, видя, что спасения ждать больше не откуда, Катерина бросается в Волгу и погибает.

Катерина задумана Островским как положительный образ, с цельным, смелым, решительным и свободолюбивым характером и в то же время светлым, любящим, созидательным, исполненным глубокой поэзии. Он всячески подчеркивает ее связь с народом. При всем развитии действия Островский говорит о победе Катерины над темным царством.

Жизнь Катерины в родительском доме была схожа в отношении быта с домом Кабановых, те же странницы с их рассказами, чтение житий святых, посещение церкви. Но эту «бедную содержанием жизнь она восполняла своим душевным богатством».

Весь рассказ о жизни Катерины проникнут большой нежностью к прошлому и ужасом перед настоящим: «Таково хорошо было» и «я у вас завяла совсем». И самым ценным, утраченным теперь, было ощущение воли. «Я жила точно птичка на воле», «...что хочу, бывало, то и делаю», «матушка меня не принуждала». И на замечание Варвары, что быт дома родителей Катерины похож на их быт, Катерина восклицает: «Да здесь все как будто из-под неволи». Удивительно просто, искренне, так, как чувствует, без единого украшающего слова рассказывает Катерина: «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью».
Церковь и религия с юности заняли большое место в жизни Катерины.

Выросшая в патриархальной купеческой семье, она не могла быть иной. Но ее религиозность отличается от обрядового фанатизма Диких, Кабаних не только своей искренностью, но и тем, что все, связанное с религией и церковью, она воспринимала прежде всего эстетически. «И до смерти я любила в церковь ходить! Точно бывало я в рай войду».

Церковь насытила образами ее фантазии и сны. Глядя на солнечный свет, льющийся из купола, она видела в нем поющих и летающих ангелов, «снились ей храмы золотые».
От светлых воспоминаний Катерина переходит к тому, что она переживает сейчас. Катерина глубоко искренна и правдива, она хочет все рассказать Варваре, ничего не утаить от нее.

С характерной для нее образностью, стремясь как можно точнее передать свои ощущения, она рассказывает Варваре: «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то; кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уже не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду».
Все эти образы свидетельствуют о богатстве душевной жизни Катерины.

Сколько тончайших нюансов зарождающегося чувства передано в них. Но когда Катерина пытается осмыслить то, что происходите ней, она опирается на понятия, воспитанные у нее религией; проснувшееся чувство она воспринимает сквозь призму своих религиозных представлений: «Грех у меня на уме... не уйти мне от этого греха». И отсюда предчувствие беды: «Перед бедой перед какой-нибудь это...», «Нет я знаю, что умру» и т.д.

Религия не только наполнила своими образами ее фантазии и сны, она опутала ее душу страхом - страхом «геенны огненной», страхом греха. Смелая, решительная Катерина, не боявшаяся даже грозной Кабанихи, не боявшаяся смерти - боится греха, везде ей мерещится лукавый, гроза ей представляется наказанием божьим: «Мне умереть не страшно, а как подумаю, что вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговора-то - вот что страшно».

Катерине присуще постоянное стремление куда-то, жажда справедливости и правды, неумение терпеть обиды. Не случайно в качестве примера проявления своего горячего сердца она вспоминает случай из раннего детства, когда ее кто-то обидел, и она уехала на лодке: «...дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять».

Наряду с горячностью и решительностью Катерины Островский показывает ее чистоту, неопытность, девичью застенчивость. Услышав слова Варвары: «давно уже я заметила, что ты любишь другого человека», Катерина пугается, ей страшно, быть может, потому, что то, в чем она не смеет себе признаться, стало явным. Ей хочется услышать имя Бориса Григорьевича, ей хочется узнать о нем, но она не спрашивает об этом. Робость заставляет ее только поставить вопрос: «Ну так что ж?» Варвара высказывает то, в чем Катерина сама боится себе признаться, в чем она обманывает себя. То она стремится доказать себе, что любит Тихона, то она и думать не хочет о Тихоне, то она с отчаянием видит, что чувство сильнее ее воли, и эта неодолимость чувства кажется ей страшным грехом. Все это необыкновенно выразительно отражается на ее речи: «Не говори мне про него, сделай милость, не говори! Я его и знать не хочу. Я буду мужа любить». «Разве я хочу об нем думать; да что делать, коли из головы нейдет. Об чем ни задумаю, он так и стоит перед глазами. И хочу себя переломить, да не могу никак».


Стремясь победить свое сердце, она все время апеллирует к своей воле. Путь обмана, такой обычный в темной царстве, неприемлем для Катерины. В ответ на предложение Варвары: «А по-моему делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», Катерина отвечает: «Не хочу я так. Да и что хорошего. Уж я лучше терпеть буду пока терпится»; или «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь». «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь».


Катерина не хочет лгать, Катерина не знает компромиссов. Слова ее, необыкновенно решительно, энергично сказанные, говорят о ее цельности, безудержности, способности идти до конца.

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные