Сочинение на тему: Катерина - луч света в темном царстве в пьесе Гроза, Островский. Катерина — луч света в темном царстве (Вариант: Тема совести в русской литературе) Образ катерины луч света в темном царстве

Катерина - луч света в темном царстве - сочинение.

План

1. Драма А.Островского «Гроза ». Актуальность конфликта.

2. Катерина Кабанова - главная героиня пьесы:

А) отношения с Кабанихой;

б) отношения с Тихоном;

В) отношения с Борисом.

3. «Отчего люди не летают…»

А.Островский в своей пьесе «Гроза» представил социально-бытовую драму XIX века на примере семейства Кабановых. Автор предлагает читателю острый конфликт двух «миров». Старый мир представлен суровыми устоями дома Кабановых. Его обитатели воспитаны «Домостроем». А новый мир - чистой и честной Катериной, которая не смогла смириться с «кабановскими» правилами. Много критики и замечаний выдержала драма А.Н.Островского. Но она изменила в корне отношение литературы к драматическому произведению.

Один из критиков того времени - Николай Добролюбов - написал по пьесе «Гроза» статью «Луч света в темном царстве». В ней он описывает характер Катерины и нарекает ее «лучом света», борющимся с «темными силами». Катерина - честная девушка. Она скромна, чиста и религиозна. В «темном царстве» Кабановых ей душно. Все в этом доме держится на лжи, об этом говорит и сама Кабаниха.

Свекровь донимает Катерину, не дает ей проходу. Она учит ее, как нужно вести себя в мужнином доме. Кабанова очень властная женщина. Все в доме ей подчиняются - и муж, и сын, и дочь, и невестка. Она держит под контролем все, что происходит в семье. Тиранство - ее главная черта. Катерина не перечит свекрови, живет в послушании, но Кабаниха постоянно ее обижает. Тихон тоже живет под гнетом. Он уезжает из дома с удовольствием, чтобы только не видеть и не слышать собственной матери.

Тихон оставляет Катерину одну, не думая о том, каково ей будет в доме свекрови-тирана. Молчаливый, послушный, равнодушный Тихон не спасает жену от грубости матери. Это приводит Катерину к полному безверию в семейную жизнь.

Борис - единственная надежда Катерины. Он отличается от других жителей Калинина. Но тоже находится в зависимости родственника Кабановых - Дикого. Богатство и состоянии привлекают его больше. Испытывая искренние чувства любви, Катерина в отсутствие мужа проводит время с Борисом. Она почти счастлива. Но надежды не оправдались - Борис уезжает и не зовет Катерину с собой. Что делать бедной девушке, когда рядом не оказывается ни опоры, ни поддержки? Ни одной родной души? Катерина решается на очень серьезный шаг - самоубийство. Был ли у неё другой выход из сложившейся ситуации? После того как Катерина признается мужу и Кабанихе в с своем грехе, жизнь становится невыносимой. Осознавая все больше свой тяжкий «проступок», Катерина выбирает «не жизнь» жизни в неволе. Казалось бы, религиозность героини не позволяет поступать именно так. Но что является большим грехом? Жизнь в душном, несправедливом мире или все-таки смерть?

Гибель Катерины - это вызов «темному царству», не способному дать человеку любовь и надежду. Вызов миру, не умеющему мечтать. Монолог героини «Отчего люди не летают так, как птицы?..» раскрывает ее душу. Катерина мечтает быть свободной. Она с радостью вспоминает свои годы до замужества. И там - в том девичьем мире - ей было хорошо. В доме же Кабановых девушка погибает. Она не смиряется с грубостью и нечестностью, она не становится Кабановой. Она находит покой в церкви. Она остается «лучом света в темном царстве». Смерть Катерины - это победа над темными силами, которые не смогли сломить чистой души.

Катерина – луч света в темном царстве.

План.

  1. Освобождение женщины от семейного рабства – один из злободневных вопросов конца 50-х годов 19 века.
  2. Катерина – «луч света в темном царстве».
    1. Место образа Катерины среди образов драмы.
    2. Жизнь Катерины в родительском доме, ее мечтательность.
    3. Условия жизни Катерины после замужества. Катерина в доме Кабановых.
    4. Желание любви и преданности.
    5. Сила любви Катерины.
    6. Честность и решительность
    7. Добролюбов о характере Катерины.
    8. Самоубийство – протест против темного царства
  3. Добролюбов об идейном смысле образа Катерины

Самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых – это уже значит, что близок конец «Темного царства».

Эпиграф: «Характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», - составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и всей нашей литературы» . Н.А.Добролюбов.

В своих произведениях Островский раскрывает темы освобождения женщины от семейного рабства – это один из злободневных вопросов 50-х годов 19 века. Женщина 50-х годов, вследствие векового угнетения, бессильна перед самодурством и является жертвой «темного царства».

Образ Катерины – это образ вольной птицы – символа свободы. Но вольная птица попала в железную клетку. И она бьется и тоскует в неволе: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», - вспоминает свою жизнь у матери: «Отчего люди не летают, как птицы? – говорит она Варваре. – Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». В драме Катерина есть воплощение «русской живой натуры». Она предпочитает умереть, чем жить в неволе. «В ней виден протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный под пыткой домашних и над бездной, в которую бросилась Катерина. Ее сильная натура терпит только до поры до времени. «А уж коли мне очень здесь опостынет, – говорит она, - так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» В образе Катерины воплотилась «великая народная идея» - идея освобождения.

Выделение Катерины среди образов «темного царства» составляется в ее открытом характере, смелости, прямоте. «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу», - говорит она Варваре, которая пытается ей внушить, что без обману в их доме не прожить. Характер Катерины проявляется в ее простодушном рассказе о своей детском возрасте и о жизни в родительском доме.

Катерина рассказывает Варваре, как они ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, гуляли по саду, как опять беседовали с богомолками и сами молились. «И до смерти я люблю в церковь ходить! Точно бывало я в рай войду, и не вижу никого и время не помню, и не слышу, когда служба кончается». Живя вольной птицей у матери, Катерина любила мечтать. «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы, и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то будто я летаю, так и летаю по воздуху».

В доме Кабановых жизнь Катерины проходила также, как и у матери, разница была в том, что у Кабановых все это делалось как будто из-под неволи.

Чувство любви Катерины сливается с тоской по воле, с мечтой о настоящей человеческой жизни. Катерина любит не так, как жалкие жертвы «темного царства». На слова своего возлюбленного: «Никто и не узнает про нашу любовь», - она отвечает: «Пусть знают все, все видят, что я делаю» И она во имя своей любви вступает в неравный бой с «темным царством».

Религиозность Катерины – это не гнет Кабанихи, а скорее всего детская вера в волшебные сказки. Катерине свойственны религиозные предрассудки, заставляющие молодую женщину воспринимать любовь как смертный грех. «Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная. Плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это не хорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю!»

Характер Катерины «сосредоточенно-решителен, неуклонно верен естественной правде, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». В этой-то целостности и внутренней гармонии, способности всегда быть самой собою, ни в чем и никогда самой себе не изменяя, и состоит неодолимая сила характера Катерины.

Убивая себя, совершая с точки зрения церкви великий грех, Катерина думает не о спасении своей души, а о любви, которая открылась ей. «Друг мой! Радость моя! Прощай!» - это последние слова Катерины. Самоубийство может быть в самых исключительных случаях, когда никакие формы борьбы невозможны. Ее решимость умереть, лишь бы не быть рабой выражает, по словам Добролюбова, «Потребность возникшего движения русской жизни».

Добролюбов об идейном смысле образа Катерины сказал: «Самый сильный протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых – это уже значит, что близок конец «Темного царства».

Перед вами отличное сочинение по произведению «Гроза» А.Н. Островского. Это сочинение на тему «Катерина – луч света в темном царстве».

Текст сочинения

В пьесе «Гроза» А.Н. Островский поставил один из актуальнейших вопросов своего времени — освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение.

Центральное место в пьесе занимает судьба Катерины: история ее замужества, жизнь в доме Кабановых, любовь ее и тоска по воле. По складу своего характера Катерина резко выделяется из той среды, в которую она попала. В этой исключительности и своеобразии характера героини и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую должна была пережить в «темном царстве » Диких и Кабановых.

Катерина – натура поэтически-мечтательная. Образ птицы часто возникает в ее сознании:

«Отчего люди не летают! отчего люди не летают, так, как птицы?.. Мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…»

Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, промелькнувших так незаметно, Катерина сама рассказывает Варе о том, как сформировался мир ее чувств и настроений. Тогда, в родительском доме, она жила, «точно птичка на воле ». Ласки матери, которая в ней «души не чаяла », уход за любимыми цветами, которых у Катерины было «много-много », вышивание по бархату — вот круг тех ежедневных впечатлений, под влиянием которых сложился ее внутренний мир. Впечатлительная от природы Катерина жадно прислушивалась к рассказам странниц и богомолок. В результате в ней сильно развились воображение, фантазия, религиозная мечтательность. Жила Катерина замкнутым внутренним миром, погружаясь порой в какие-то сны наяву, подобные сказочным видениям.

«…B солнечный день из купола светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано в сад уйду… упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу…» — рассказывает она Варваре.

Катерина обладает пылкой и страстной душой.

«Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!…»

Катерина способна не только на смелые поступки, но и на полный разрыв с опостылевшей ей жизнью.

«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

И вот Катерина попадает в семью Кабановой, в атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая, с его волшебным миром грез и видений, Катерина попадает и обстановку «темного царства ». Естественно, что конфликт между «темным царством » и душевным миром Катерины оказался неизбежным.

Положение Катерины осложняется еще и тем, что ее выдали замуж за человека, которого она не знала и любить не могла, как ни старалась она ему быть верной и любящей женой. Попытки Катерины найти отзыв в сердце мужа разбиваются о рабскую приниженность и недалекость Тихона. Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встал новый человек, непохожий на всех окружающих, с душой, схожей с ее собственной, и с настроениями, близкими ей самой. Любовь к Борису стала смыслом ее существования. Катерина и в любви особенная. Она готова на все для любимого человека, переступая даже те понятия о грехе и добродетели, которые были для нее священными. Внутренняя чистота и правдивость не позволяют ей лгать в любви, обманывать, притворяться. «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!… Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? » — заявляет она Борису. Катастрофа наступает именно потому, что Катерина не хочет и не может таить своего греха. Обостренная борьба чувства и долга кончается тем, что несчастная женщина публично, на городском бульваре, кается перед мужем. Скоро происходит и развязка драмы: самоубийство героини, которая проявила свой отчаянный, хоть и бессильный, протест против «темного царства ».

В ее трагическом конце, по словам Добролюбова, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина «.


Русская литература многообразна, она наполнена разными по характеру и внешности героями. Одни из них хорошие, другие плохие, чувственные и чёрствые, однозначные и спорные. Некоторые обременены переживаниями и заботами, иные же беспечны и беззаботны. Существуют такие персонажи, которые вызывают скуку и безразличие, но есть и те, которые вызывают заинтересованность и пробуждают в читателях мысли, сотрясают убеждения, тем самым подрывая их, и именно такие образы влекут за собой многочисленные споры не только между знаменитыми писателями и критиками, но и между простыми людьми.

Одним из таких персонажей в русской литературе является Катерина Кабанова, главная героиня пьесы А.

Н. Островского «Гроза». Её образ вызывал и продолжает вызывать много различных споров и дискуссий. Мнения критиков и литературоведов настолько противоречивы, насколько противоречив и неоднозначен поступок Катерины. Как, например, в статьях А. Н. Добролюбова и Д. И. Писарева - двух замечательных классиков русской литературной критики. Ведь один из них называет главную героиню «лучом света в тёмном царстве», а другой «полоумной мечтательницей».

Рассмотрим сначала критические статьи Добролюбова «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве». Так как критик являлся революционным демократом, он считал равенство естественным состоянием человечества, а угнетение – следствие ненормального устройства. Добролюбов говорит, что образ Катерины - воплощение «сильного русского характера», решительности и цельности, ничего нет в этом характере на вид лишнего, всё идёт изнутри него; всякое впечатление осмысляется в нём и затем становится частью него. Но как объясняет критик решительный поступок Катерины, её самоубийство? В этой выходке, по его мнению, заключается пугающий вызов самодурной силе, а во всём образе Катерины можно увидеть протест, доведенный до крайности, провозглашенный и над домашним насилием, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина и воплощение «великой народной идеи» - идеи освобождения и независимости.

Теперь же перейдём к рассмотрению статьи Писарева «Мотивы русской драмы». Этот критик рассуждает с позиции «мыслящего реалиста». Он глух к душевным и нравственным переживаниям героини, считая их следствием нелепости Катерины, по его мнению, женщина начинает терзаться угрызениями совести и доводит себя до полусумасшествия. Писарев пишет, что во всех действиях и чувствах Катерины заметна прежде всего резкая разница между причинами и следствиями. Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она каждую минуту кидается из крайности в крайность; сегодня она чувствует спебя виноватой за то, что делала вчера, и одновременно сама не знает, что будет делать завтра; она постоянно путает и свою жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутав всё, что было у неё под руками, она решает покончить со всем самым глупым средством, самоубийством, которое является совершенно неожиданным даже для нее самой. По мнению Писарева, героиня ненормально реагирует на повседневные мелочи. В итоге, критик делает вывод, что Катерина относится к «карликам и вечным детям», которые ничего нового сделать не могут. Поэтому он не согласен с мнением Добролюбова, увидевшего в Катерине героический русский характер и «луч света в тёмном царстве».

Чьё же мнение мне ближе? Добролюбова или Писарева? Думаю, я не могу согласиться ни с одним из них. Катерина знала, что не выдержит порицания Кабанихи, бессильность и страх своего мужа, Тихона, отвращение всех калиновцев. Что ей оставалось делать? Было ли самоубийство героини протестом? Сомневаюсь. Был ли это решительный поступок? Безусловно, но он был сделан в отчаянье и безысходности. Был ли он совершён из-за слабости? Возможно. Но можем ли мы судить бедную Катерину Кабанову, наказавшую саму себя?

Обновлено: 2018-12-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Сочинение по литературе на тему:

Катерина – луч света в темном царстве.

А.Н. Островский – выдающийся драматург, написавший большое количество произведений. В большинстве своем – пьес. Все они посвящены теме купечества и дворянства. В них он описывал современное общество: невежественное и покорное. Причем эти определения адресованы двум абсолютно противоположным сторонам. Как, например, в драме «Гроза», которой я посвящаю свой рассказ.

Надо сказать, что герои в пьесе разделились на две половины. Одна половина – «темное царство», вторая – Катерина. На первый взгляд, первая половина имеет значительный перевес, но я думаю, что это не так. Катерина – герой крайне сложный, в отличие от невеж и невежд, окружающих именье Кабанихи. Но чем же она именно отличается от своего окружения?

Думаю, что все дело в ее идеализации мира и восприятия всего, что произошло с ней после замужества. Но ведь идеалов не бывает! Ни в чем и никогда! Я считаю, что Катерина была человеком неподготовленным. Ведь и она воспитывалась в купеческой семье. Но та жизнь сильно отличалась от жизни настоящей, той, которая проходила в доме Кабанихи. Здесь она столкнулась с ложью, ненавистью и несправедливостью.

Сама Катерина говорила, что жила дома, как птичка, и не тужила ни о чем, но после того, как вышла замуж, безуспешно билась о стену непонимания свекрови.

В родительском доме всегда было много приближенных к церкви. Это и сделало Катерину религиозной и духовной. С детства знала, что такое грех и как не привести к нему. На мой взгляд, излишняя религиозность сделала её чувствительной и ранимой. Катерина также умела слушать: и полезные вещи, и даже бред полусумасшедшей барыни.

Дома Катерина мечтала о настоящей любви, о взаимопонимании. Ведь она хотела быть мужниной женой. Но, к сожалению, судьба не предоставила ей возможности найти ее. По законам современности она была выдана замуж за совершенно незнакомого ей человека. По сравнению с Диким и Кабанихой ее муж (Тихон) оказался бесхарактерным человеком.

Она не теряет надежды обрести настоящую любовь. И все поступки, которые совершает впоследствии, она совершает во имя любви. И даже вступает в неравную схватку с «темным царством».

Можно ли сказать, что эта война проиграна? Думаю, что нет. Ведь Катерина смогла сохранить нравственность, волю и разум. Она не поддалась натиску общества Кабанихи. Конечно, самоубийство – самый страшный грех, и я ни в коем случае ее не оправдываю. Но в данном случае это был единственный выход.

Катерину можно считать «лучом света», ведь она была единственным человеком, который хотел если не искоренить, то хотя бы попытаться изменить общество домостроя. Я считаю, что своей непокорностью она смогла «осветлить» это «темное царство».

Парфенов К.

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные