Официальная биография. Биография ирины дорофеевой Белорусская певица дорофеева

Ирина Дорофеева родилась на Купалье – 6 июля 1977 года в Могилеве. Профессиональную музыкальную карьеру Ирина начала в 12 лет, став солисткой могилевского вокально-инструментального ансамбля «Радуга» под управлением Нелли Бордуновой, которая была помощником и учителем на пути к успеху на эстраде.

И первые достижения не заставили себя ждать. В 1989 году Ирина победила на Первом Республиканском конкурсе молодых исполнителей. Участие в конкурсе молодых исполнителей фестиваля белорусской песни и поэзии «Молодечно-94» принесло ей не только звание лауреата, но и приглашение Василия Раинчика стать солисткой легендарного ансамбля «Верасы». Во время работы в «Верасах» в репертуаре Ирины появились первые песни, написанные специально для нее.

С 1997 года по май 1999 года Ирина Дорофеева работала солисткой Государственного концертного оркестра Беларуси под управлением Михаила Финберга. Со своими новыми песнями Ирина вместе с оркестром участвовала в многочисленных концертах и фестивалях, самыми значительными из которых считает юбилейный концерт оркестра на Международном фестивале искусств «Славянский базар-97», выступления на Красной площади в честь празднования 850-летия г. Москвы, празднование дней города Минска, авторские вечера народного артиста СССР композитора Евгения Глебова, народного поэта Беларуси Рыгора Бородулина, композиторов Олега Елисеенкова и Владимира Сорокина.

С большим интересом Ирина Дорофеева участвовала в проекте «Мастерская белорусской песни» Леонида Прончака. Целью этой акции ставилось возрождение интереса к белорусскому языку и белорусской песне. В этот период репертуарная палитра Ирины пополнилась джазовой программой. В 1998 году вместе с джазовым трио Аркадия Эскина Ирину можно было услышать на V Международном фестивале джазовой музыки «Минск-98» и в джазовой панораме на «Славянском базаре в Витебске-98».

С 1996 года до настоящего времени Ирина Дорофеева работает с продюсером Юрием Савошем – он является художественным руководителем и главным организатором творческого процесса при подготовке сольных проектов и гастролей певицы. Юрий Савош – автор многих песен из репертуара певицы («Тайна грэшнага спаткання» и «Рано или поздно», «Пульс маіх хвілін» и «Так бывает», «Гэта ноч» и многих других). На сегодняшний день Юрий Савош с Ириной Дорофеевой издали альбомы: «Рэдкi госць» (1998 год), «Рано или поздно» (2000 год), «Каханачка» (запись, 2003 год), «Пульс маiх хвiлiн» (2003 год), «Как в первый раз» (запись, 2003 - 2006 год), «Хочу быть мечтой» (2007 год), а также выпустили МР-3 альбом, в который вышло более 100 песен певицы, в том числе не издававшиеся ранее.

Ирина Дорофеева не единожды участвовала в международных конкурсах и фестивалях, успешно представляя белорусскую музыкальную культуру. В 1998 – 1999 годах Ирина стала лауреатом пяти музыкальных конкурсов – "Золотой шлягер-98", "Вильнюс-99", "Discovery-99" в Болгарии, "Витебск-99" на фестивале "Славянский базар в Витебске", "Украинской эстрадной песни имени В.Ивасюка" в Киеве. И по выступлениям Ирины за пределами родины иностранная публика, возможно, представляла себе Беларусь, знакомилась с ее песенным наследием и традициями.

Ирина Дорофеева является одним из наиболее гастролирующих исполнителей Беларуси, певица часто выступала с концертами за пределами Беларуси. В 2001 – 2002 годах коллектив под руководством Юрия Савоша «Театр песни Ирины Дорофеевой» организовал социально-гуманитарную акцию «Энергия нового поколения молодой Беларуси в новом тысячелетии». За два года Ирина объехала с концертами всю Беларусь: буквально на каждой площадке в каждом районе, даже в крупных деревнях, где были залы от 250 мест, давали концерты. Всего в ходе акции прошло 435 концертов по всей стране, на которых побывало около 1,5 миллионов человек. Из всех выступлений более 165 концертов были благотворительными. Ирина стремилась приехать с концертом к каждому. Благотворительные выступления проводились для детей, оставшихся без опеки родителей, для инвалидов, военнослужащих, жителей деревень, потерпевших от аварии на Чернобыльской АЭС.

При этом проведение тура не стало препятствием для пополнения репертуара. Скорее наоборот – за два года акции «Энергия нового поколения молодой Беларуси в новом тысячелетии» программа концертов Ирины Дорофеевой обновлялась почти полностью несколько раз, появлялись новые песни. В это же время были поставлены зрелищные концертные номера с Государственным ансамблем танца Беларуси и проектом Евгении Павлиной «Звезды гимнастики».

Лучшие дня

В 2004, 2005 годах Ирина Дорофеева в качестве солистки и ведущей концертных программ участвовала в гастрольных турах Президентского оркестра Республики Беларусь. Концерты прошли в 25 городах страны с неизменным успехом. В 2005 – 2006 годах в гастрольных концертах Ирина выступала в сопровождении группы «DALI». В январе 2007 года получил сценическое воплощение еще один музыкальный проект Ирины Дорофеевой – концерт «Рождество в кругу друзей», который в последующем планируется проводить регулярно.

С 2004 года «Театр песни Ирины Дорофеевой» ежегодно реализовывает беспрецедентную акцию – гастрольный тур «Под мирным небом». В период уборки урожая коллектив выступает прямо в поле, на любых открытых площадках. Как правило, в день проходит по два-три концерта – днем для работников села, для тех, кто трудится на земле, в перерывах между жнивом в поле, на зернотоках (здесь Ирина выступает на любой импровизированной сцене) и вечером на центральной площади города с большими постановочными концертами и неизменно «живым» звуком. В целом год проводится около 50 таких выездных концертов, и завершается акция на республиканском празднике «Дожинки».

Ирина Дорофеева своими творческими достижениями и активной концертно-гастрольной деятельностью доказала способность осуществить любой музыкальный проект, показала, что белорусская музыка занимает равное место в европейской музыкальной культуре. Ирина искренне любит свой народ и свой язык: основу ее репертуара составляют песни на белорусском языке, и исполняет их Ирина всегда с удовольствием. Она стремится развивать интерес молодежи к традиционному песенному искусству Беларуси.

Большие постановочные сольные программы национального уровня Ирина представила в октябре 1999 года в КЗ «Минск» - «Моя любовь», и в ноябре 2003 во Дворце Республики – «Каханачка». В создании и проведении концерта «Моя любовь» участвовали лучшие творческие силы страны – Государственный концертный оркестр Беларуси под управлением Михаила Финберга, Государственный ансамбль танца Беларуси, вокальная группа «Камерата», музыканты Аркадий Эскин и Николай Неронский.

Фолк-модерн шоу-программа «Каханачка» знаменовала 10-летие творческой деятельности Ирины Дорофеевой, и даже в своем названии подчеркивала «белорусскость» певицы и ее отношение к жизни и любви. Концерт шел в сопровождении Президентского оркестра Республики Беларусь и лидеров белорусской хореографии – Государственный ансамбль танца Беларуси, танцевальная группа под управлением Светланы Гутковской, шоу-группа «Pops Foundations», балет «Эос». Весь концерт был записан на цифровых носителях, были изданы аудио- и видеоверсия программы под тем же названием – «Каханачка».

24 июня у стен Мирского замка было показано беспретендентное шоу «Купалье Ирины Дорофеевой: фестиваль стихий», в котором приняло участие более 400 артистов различного жанра, помогавших певице воссоздать картину древнеславянского праздника. Концерт был воистину европейского масштаба. На нем присутствовал Глава государства и более 120 000 зрителей.

Ирина Дорофеева успешно участвует в телепроектах и телевизионных съемках: работала телеведущей в программах «Большой завтрак» и «Планета развлечений», в настоящее время ведет тележурнал «Союз», который выходит в 13:15 на телеканале ОНТ в Беларуси и на телеканале ТНТ в России; снимает клипы на свои песни. Последними на сегодняшний день видеоработами стали клипы на песни «Хочу быть мечтой» (режиссер Алена Адамчик) и «Сердце земли моей» (режиссер Владимир Янковский), «Девушка на берегу» (режиссер Альберт Хамитов). Об Ирине был снят документальный музыкальный фильм «Мгновение» (режиссер Анастасия Суханова). А по результатам гастрольного тура «Энергия нового поколения молодой Беларуси в новом тысячелетии» оператор Алла Ткаченко и режиссер Ирина Томашевская создали фильм «Дороги Ирины Дорофеевой», который рассказал о беспрецедентной акции певицы и показал гостеприимство и открытость белорусов, красоту белорусской земли, в декабре 2007 года вышел документальный фильм о гастролях Ирины Дорофеевой и её Театра «Песни под мирным небом» (режиссер Александр Вавилов, оператор Алла Ткаченко). Всего у певицы снято 17 клипов. Кроме того, были выпущены видеоверсии концертов «Моя любовь» и «Каханачка». Планируется и издание на CD и DVD и концерта «Купалье Ирины Дорофеевой».

Ирина Дорофеева также работает педагогом по вокалу в Белорусском государственном университете культуры и ведущим мастером сцены в «Театре песни Ирины Дорофеевой». С 2007 года играет одну из главных ролей в спектакле по пьесе Андрея Курейчика «Осторожно, женщины Парижа!» в Могилевском областном театре драмы и комедии имени Дунина-Мартинкевича в г. Бобруйске, где спектакли проходят с неизменным аншлагом.

Ирина Дорофеева планирует и далее продвигать и пропагандировать белорусскую песню и белорусскую культуру. В настоящее время Ирина активно сотрудничает с деятелями эстрадного искусства зарубежных стран. Давние дружеские отношения Ирина поддерживает с заслуженным артистом Украины Александром Пономаревым, который неоднократно признавался лучшим певцом года в Украине. Он автор многих мелодичных песен, которые Ирина Дорофеева и Александр Пономарев с удовольствием исполняют в дуэте на фестивалях, где они вместе участвуют.

Успешно сотрудничает Ирина с российским композитором Кимом Брейтбургом, который уже написал для нее 8 песен, среди которых – романтическая «Девушка на берегу», лирическая песня о Беларуси «Сердце земли моей» (она исполняется в дуэте с Русланом Алехно), а также современные «форматные» песни для слушателей разного возраста «Маленькая зима», «Немного красивых слов», «Ангел мой», «Я мало знаю о любви», «Это неизбежно». Работает Ирина и с сербским певцом и композитором Желько Йоксимовичем (обладатель гран-при конкурсов исполнителей «Золотой шлягер-98», «Славянский базар в Витебске-99», 2 место на «Евровидении-2004»). Песни Желько Йоксимовича высоко оцениваются самими исполнителями и хорошо принимаются публикой.

Указом Президента Республики Беларусь от 5 июля 2007 года № 309 Ирине Дорофеевой присвоено почетное звание Заслуженная артистка Республики Беларусь.

Ирина Дорофеева родилась на Купалье – 6 июля 1977 года в Могилеве. Профессиональную музыкальную карьеру Ирина начала в 12 лет, став солисткой могилевского вокально-инструментального ансамбля «Радуга» под управлением Нелли Бордуновой, которая была помощником и учителем на пути к успеху на эстраде.

И первые достижения не заставили себя ждать. В 1989 году Ирина победила на Первом Республиканском конкурсе молодых исполнителей. Участие в конкурсе молодых исполнителей фестиваля белорусской песни и поэзии «Молодечно-94» принесло ей не только звание лауреата, но и приглашение Василия Раинчика стать солисткой легендарного ансамбля «Верасы». Во время работы в «Верасах» в репертуаре Ирины появились первые песни, написанные специально для нее.

С 1997 года по май 1999 года Ирина Дорофеева работала солисткой Государственного концертного оркестра Беларуси под управлением Михаила Финберга. Со своими новыми песнями Ирина вместе с оркестром участвовала в многочисленных концертах и фестивалях, самыми значительными из которых считает юбилейный концерт оркестра на Международном фестивале искусств «Славянский базар-97», выступления на Красной площади в честь празднования 850-летия г. Москвы, празднование дней города Минска, авторские вечера народного артиста СССР композитора Евгения Глебова, народного поэта Беларуси Рыгора Бородулина, композиторов Олега Елисеенкова и Владимира Сорокина.

С большим интересом Ирина Дорофеева участвовала в проекте «Мастерская белорусской песни» Леонида Прончака. Целью этой акции ставилось возрождение интереса к белорусскому языку и белорусской песне. В этот период репертуарная палитра Ирины пополнилась джазовой программой. В 1998 году вместе с джазовым трио Аркадия Эскина Ирину можно было услышать на V Международном фестивале джазовой музыки «Минск-98» и в джазовой панораме на «Славянском базаре в Витебске-98».

С 1996 года до настоящего времени Ирина Дорофеева работает с продюсером Юрием Савошем – он является художественным руководителем и главным организатором творческого процесса при подготовке сольных проектов и гастролей певицы. Юрий Савош – автор многих песен из репертуара певицы («Тайна грэшнага спаткання» и «Рано или поздно», «Пульс маіх хвілін» и «Так бывает», «Гэта ноч» и многих других). На сегодняшний день Юрий Савош с Ириной Дорофеевой издали альбомы: «Рэдкi госць» (1998 год), «Рано или поздно» (2000 год), «Каханачка» (запись, 2003 год), «Пульс маiх хвiлiн» (2003 год), «Как в первый раз» (запись, 2003 - 2006 год), «Хочу быть мечтой» (2007 год), а также выпустили МР-3 альбом, в который вышло более 100 песен певицы, в том числе не издававшиеся ранее.

Ирина Дорофеева не единожды участвовала в международных конкурсах и фестивалях, успешно представляя белорусскую музыкальную культуру. В 1998 – 1999 годах Ирина стала лауреатом пяти музыкальных конкурсов – «Золотой шлягер-98», «Вильнюс-99», «Discovery-99» в Болгарии, «Витебск-99» на фестивале «Славянский базар в Витебске», «Украинской эстрадной песни имени В.Ивасюка» в Киеве, В 2008 году стала обладательницей Гран При на 1-ом фестивале Российской песни в Зеленой Гуре (Западная Польша). И по выступлениям Ирины за пределами родины иностранная публика, возможно, представляла себе Беларусь, знакомилась с ее песенным наследием и традициями.

Ирина Дорофеева является одним из наиболее гастролирующих исполнителей Беларуси, певица часто выступала с концертами за пределами Беларуси. В 2001 – 2002 годах коллектив под руководством Юрия Савоша «Театр песни Ирины Дорофеевой» организовал социально-гуманитарную акцию «Энергия нового поколения молодой Беларуси в новом тысячелетии». За два года Ирина объехала с концертами всю Беларусь: буквально на каждой площадке в каждом районе, даже в крупных деревнях, где были залы от 250 мест, давали концерты. Всего в ходе акции прошло 435 концертов по всей стране, на которых побывало около 1,5 миллионов человек. Из всех выступлений более 165 концертов были благотворительными. Ирина стремилась приехать с концертом к каждому. Благотворительные выступления проводились для детей, оставшихся без опеки родителей, для инвалидов, военнослужащих, жителей деревень, потерпевших от аварии на Чернобыльской АЭС.

При этом проведение тура не стало препятствием для пополнения репертуара. Скорее наоборот – за два года акции «Энергия нового поколения молодой Беларуси в новом тысячелетии» программа концертов Ирины Дорофеевой обновлялась почти полностью несколько раз, появлялись новые песни. В это же время были поставлены зрелищные концертные номера с Государственным ансамблем танца Беларуси и проектом Евгении Павлиной «Звезды гимнастики».

В 2004, 2005 годах Ирина Дорофеева в качестве солистки и ведущей концертных программ участвовала в гастрольных турах Президентского оркестра Республики Беларусь. Концерты прошли в 25 городах страны с неизменным успехом. В 2005 – 2006 годах в гастрольных концертах Ирина выступала в сопровождении группы «DALI». В январе 2007 года получил сценическое воплощение еще один музыкальный проект Ирины Дорофеевой – концерт «Рождество в кругу друзей», который в последующем планируется проводить регулярно.

С 2004 года «Театр песни Ирины Дорофеевой» ежегодно реализовывает беспрецедентную акцию – гастрольный тур «Под мирным небом». В период уборки урожая коллектив выступает прямо в поле, на любых открытых площадках. Как правило, в день проходит по два-три концерта – днем для работников села, для тех, кто трудится на земле, в перерывах между жнивом в поле, на зернотоках (здесь Ирина выступает на любой импровизированной сцене) и вечером на центральной площади города с большими постановочными концертами и неизменно «живым» звуком. В целом год проводится около 50 таких выездных концертов, и завершается акция на республиканском празднике «Дожинки».

Ирина Дорофеева своими творческими достижениями и активной концертно-гастрольной деятельностью доказала способность осуществить любой музыкальный проект, показала, что белорусская музыка занимает равное место в европейской музыкальной культуре. Ирина искренне любит свой народ и свой язык: основу ее репертуара составляют песни на белорусском языке, и исполняет их Ирина всегда с удовольствием. Она стремится развивать интерес молодежи к традиционному песенному искусству Беларуси.

Большие постановочные сольные программы национального уровня Ирина представила в октябре 1999 года в КЗ «Минск» - «Моя любовь», и в ноябре 2003 во Дворце Республики – «Каханачка». В создании и проведении концерта «Моя любовь» участвовали лучшие творческие силы страны – Государственный концертный оркестр Беларуси под управлением Михаила Финберга, Государственный ансамбль танца Беларуси, вокальная группа «Камерата», музыканты Аркадий Эскин и Николай Неронский.

Фолк-модерн шоу-программа «Каханачка» знаменовала 10-летие творческой деятельности Ирины Дорофеевой, и даже в своем названии подчеркивала «белорусскость» певицы и ее отношение к жизни и любви. Концерт шел в сопровождении Президентского оркестра Республики Беларусь и лидеров белорусской хореографии – Государственный ансамбль танца Беларуси, танцевальная группа под управлением Светланы Гутковской, шоу-группа «Pops Foundations», балет «Эос». Весь концерт был записан на цифровых носителях, были изданы аудио- и видеоверсия программы под тем же названием – «Каханачка».

24 июня 2007 года у стен Мирского замка было показано беспретендентное шоу «Купалье Ирины Дорофеевой: фестиваль стихий», в котором приняло участие более 400 артистов различного жанра, помогавших певице воссоздать картину древнеславянского праздника. Концерт был воистину европейского масштаба. На нем присутствовал Глава государства и более 120 000 зрителей.

Ирина Дорофеева успешно участвует в телепроектах и телевизионных съемках: работала телеведущей в программах «Большой завтрак» и «Планета развлечений» (СТВ), с сентября 2007 года является ведущей тележурнала «Союз», который транслируется еженедельно на канале ОНТ (Беларусь) и российских каналах ТРО и Рен-ТВ.
В настоящее время Ирина Дорофеева работает с группой «Форс-минор» (Дмитрий Пенкрат, Валерий Башков, Дмитрий Парфенов, Дмитрий Броновицкий), в составе которой в качестве солисток работают певицы Инга, Екатерина Муратова, Елена Березина. За последние 2 года Ирина Дорофеева со своим коллективом неоднократно представляла Беларусь в Венесуэле, Польше, Азербайджане, Армении, Украине, России, Латвии, Литве.Свою новую концертную программу, в которую вошли песни, написанные российскими авторами К. Брейтбургом, М.Таничем, А. Пахмутовой, Н. Добронравовым, К. Кавалеряном, С. Сашиным, Е. Муравьевым, Э. Мельник, а так же сербским композитором Ж. Йоксимовичем, певица в своей Беларуси показала около 300 раз.

СПРАВКА . Участок - 14 соток; дом - 206 квадратных метров; 1-й этаж - прихожая, холл, гостиная, кухня, санузел, хозблок; 2-й этаж - две спальни, санузел, гардеробная; отопление - печь-камин и газовое (плюс бойлер). Средняя жировка зимой - около 100 рублей, летом - около 50 рублей.

Дом я построила в 12-ти километрах от минской кольцевой в деревушке Дзержинского района, где уже 20 лет живут мои друзья - продюсер Юрий Савош с семьей. Мне хотелось обустроить свое гнездышко поблизости, но моя мечта зрела 20 лет, - улыбается Ирина Дорофеева, открывая ворота.

Заливисто кричат соседские петухи, громким лаем встречает гостей рыжий, под стать дому, мохнатый пес Санчо - смесь двортерьера с чау-чау. Эффектную рыжую будку - копию дома певицы - соорудил для любимца семьи папа Ирины.


Стройка началась 6 лет назад. Я всем занималась сама: от закупки материалов до дизайна интерьера. Сама все придумывала, благо много путешествую, наблюдаю, идеи рождаются сами собой. Многое в процессе стройки придумывалось на ходу: какая будет мансарда, балкончик, крыша…

Стройка длилась три года, и вот уже три года я занимаюсь дизайном интерьера. Я около 10 лет давала по 130-150 концертов в год, на износ, очень устала: концерты, университет, постановки мюзиклов, строительство дома отнимали все силы и средства.

Я вдруг поняла, что не могу купить себе новый наряд, не говоря про украшения или элементарные вещи в быту - все средства уходили на строительство! И я в приказном порядке сказала себе «стоп!». Крыша есть, стены есть, остальные проблемы решим по мере поступления.

Родители меня поддержали и два года назад продали квартиру в Могилеве и переехали в мой еще недостроенный дом, чтобы помогать и вести хозяйство. Первое время даже жили в походных условиях: без кухни и шкафов.

«В моем доме почти все белорусское»


- Как определялись с размером дома?

Однажды мне очень понравился один дом. И так получилось, что предварительный проект этого дома мне подарили. Позже архитектор из Дзержинского района адаптировал проект под мои пожелания. Я решила, что в доме должно быть две спальни - моя и гостевая, сейчас в ней живут родители. По поводу детской на тот момент не думала, понимала, что есть возможность предусмотреть и ее, если понадобится. В перспективе это дом для жизни, куда я перееду, но сейчас для меня он, скорее, дом на выходные.

- Вопрос коммуникаций - электроэнергии, отопления, канализации - решен?

У меня местная канализация, есть вода, газовое отопление, строители сделали теплые полы. Приобрела печь-камин, которая может обогреть весь первый этаж. В то же время хмурыми холодными вечерами будет приятно любоваться на огонь. Сразу скажу, что в моем доме все белорусское: от стройматериалов до мебели. Из импортного - только бытовая техника и система отопления, фрагмент итальянской плитки на кухне и две стены обоев в спальне.

- Что оказалось самым сложным?

Самое сложное - начать, поэтому сначала приехали родители и посадили туи (улыбается ). Я ездила за ними в Гродненскую область, купила совсем малюсенькие, зато 176 штук. Теперь по периметру участка возвышается уже подросшая живая изгородь.

Самые трудные работы были связаны с фундаментом, выравниванием участка. Поскольку почва глинистая, пришлось ставить дом на сваи. Когда сама вникаешь, закупаешь необходимое, создается впечатление, что на этом этапе просто закапываешь деньги в землю.

Были проблемы и со строителями: приехали заливать фундамент - не получается, оказалось, что команда не очень профессиональная. И с опалубкой не могли разобраться, и залили что-то вкривь и вкось… Новой бригаде строителей пришлось переделывать.

За стройматериалами ездила сама: и на рынок, и к производителям. Зато без магазинных наценок. Спасибо моему продюсеру Юрию Савошу, который разбирается в стройке, - с его стороны была колоссальная помощь. Кстати, он в комсомольские годы руководил большой стройкой в городе Гагарин Смоленской области.

- С финансовой точки зрения все было просто?

Не совсем - тратила все свои сбережения, одалживала. Кухню купила в рассрочку на полгода, потом так получилось, что продлили ее еще на три месяца. Холодильник тоже в рассрочку, еще выплачиваю.

Помогали родители, я давно мечтала перевезти их из Могилева в Минск, чтобы чаще видеться. Когда я уехала из дома более 20 лет назад, можно сказать, что родители меня потеряли (улыбается). Поэтому они продали квартиру и переехали в мой недостроенный дом. Оставили лишь небольшую дачу под Шкловом, с пасекой - сейчас как раз там.

Они многое делают своими руками: сами соорудили в доме гардеробную, под будущей террасой - погреб. Мама создала еще один шедевр - большую красивую клумбу. В прошлом году мы высадили луковицы тюльпанов, в этом мама решила действовать глобально, сказала, что люди ходят мимо, знают, что здесь живет Ирина Дорофеева, поэтому и вид должен быть достойным (улыбается ).

«Я живу по закону трех Н: нет ничего невозможного»

Я очень люблю кованые изделия, поэтому в доме много разных кованых акцентов, часть купила в Вертилишках на ярмарке мастеров, куда ездила с концертами. Стены частично оклеены обоями, частично отделаны декоративной штукатуркой. Я очень хотела, чтобы на втором этаже были мансардные окна, много света и небо над головой. Кто-то продумывает шкафы, полочки, секции. У меня, наоборот, много свободного пространства: чем больше воздуха и света - тем лучше.



- А как решились на эффектную розовую кухню? Она похожа на домик Барби…


Да, моя крестница зашла, ахнула и спросила: «Ирина, ты что, блондинка?» Я ответила, что, наверное, на кухне - да (смеется ). Но согласитесь, цвет не совсем розовый, в нем много оттенков: и розовый, и лиловый, и теплые кремовые нотки. Началось все с темно-фиолетовых балок на потолке, неожиданно они получились именно с таким отливом. Под них выбирали плитку, затем уже заказывали кухню. И я не жалею, в доме должны быть яркие акценты. Притом что по жизни люблю приглушенные пастельные тона и дом сделала именно таким.

- Многие жалуются, что отопление дома, особенно зимой, - дорогое удовольствие. Действительно так?

У нас тепло регулируется в каждом помещении, а благодаря печке-камину весь первый этаж можно отапливать дровами. Пол с подогревом дает равномерное тепло по всему первому этажу. Это не только функционально, но и экономно. Батареи на втором этаже, как и температуру пола, можно регулировать отдельно.

- А почему на полу первого этажа - каменная плитка, а на втором - дерево?

Моя Дафна (щенка той-терьера Ирине подарили на 35-летие. - Ред. ) не может бегать по дереву, только по пористому камню или ковру - там, где есть сцепление с ее маленькими лапками и коготками. Поэтому гостиная первого этажа - это ее территория. А поскольку я люблю уютное дерево - то второй этаж для души: полностью из сосны. Конечно, изначально думала про дуб, но это были бы другие деньги.улыбается ). Чудо реставраторов!

Я строила дом по принципу: жить по средствам, исходя из возможностей. Самое дорогое в доме - это сам дом: стены и крыша. Конечно, хотелось дом из качественных пород древесины, но зачастую покупала то, что по «красной цене». При этом я живу по закону трех Н: нет ничего невозможного.

Есть еще хорошая фраза: «Как получилось - значит, так и хотели». Потому что если переживать за каждую щербиночку - а вначале так и было - никаких нервов не хватит. В этом смысле стройка меня очень закалила, я стала понимать, что нельзя переживать по мелочам, все равно самые важные в жизни вещи - это здоровье и благополучие близких.

Татьяна Шахнович. Фото Дмитрия Ласько

Ирина Дорофеева… Смешанное чувство вызывает у меня эта певица. Она словно красная линия, по которойпроходит граница пристрастий моих соотечественников. Не только музыкальных, но и иных, окрашенных во вполне определенную цветовую гамму. И потому получается, что Беларусь у нас с ней разная. Хотя и одна и та же, и половину её мы изъездили с благотворительными концертами.

Странно все получается… Я называю это правилами игры, по которым надо жить белорусскому исполнителю, чтобы гладко вписываться в государственные концерты в поддержку. Получать звания, благодарности и представительные делегации, обнаруживающие интерес к твоему творчеству.

Пожалуй, Ира преуспела в этом лучше других. Она теперь лицо страны. Доброе, симпатичное, но для меня неизменно задрапированное в сине-васильковый народный костюм, словно сошедший с глянцевых открыток, напечатанных для заезжих туристов.

Товар на экспорт, который мы почему-то используем для потребления внутри. И от этого парадокса у нас изжога и устойчивый позыв к чему попроще и поближе. Хоть убей, не привязывается ко мне ни одна дорофеевская песня и с утра в голове крутится кто угодно - Михалок, Шаркунова, Вронская, даже «Топлесс», но только не лицо страны…

Не дорос, не осознал?

Ира, почему тебя нет на сайте «Одноклассники»? Сейчас злободневная тема - многие исполнители используют его для поднятия своей популярности, ревностно сравнивая количество друзей и одобрительных записей на своих форумах…

У меня элементарно нет времени, чтобы висеть еще и на этом сайте. Хватает того, что читаю о себе на других.

- Представляю, что о тебе пишут…

Хорошего, думаю, все равно больше, чем плохого. Я вообще на глупые выходки и высказывания стараюсь не реагировать. Делаю вид, что не слышу этого и не вижу.

- Трудно держать себя в руках?

Думаю, не труднее чем тем, кто меня провоцирует. Они же только это и ждут, чтобы я ввязалась в драку. Но такого удовольствия никому доставлять не собираюсь.

- А жаль… Тема «Дорофеева - лицо Беларуси» вызывает большой прилив энтузиазма у твоих коллег по цеху.

Но разве в этом есть что-то плохое, когда товарищи по сцене высказывают мнения на сей счет? С удовольствием, пусть и не самым большим, прочитаю их в прессе.

Другое дело, я не могу позволить себе комментировать чужие высказывания и обсуждать своих коллег. В Беларуси не так много профессиональных артистов, нам поддерживать надо друг друга. Тем более мне в моем статусе (улыбается).

- Слухи, что ходят в народе, тебя интересуют?

Ну и что говорят?

Как бы это лучше выразиться… Типа того, что ты с… Нет, пожалуй, лучше всего сказать, что у тебя есть некая особенная связь с нашим президентом…

Я могу не отвечать на этот вопрос. Имею право, да?

Оно-то конечно так, да после этого народ еще крепче уверует в силу слуха. «Так, а что ей отвечать-то, если и так все ясно?» Эх, право, как славно было бы, если бы ты р-раз и на него ответила… Вот так вот коротко и наотмашь…

Думаю, что наш президент очень талантливый и умный руководитель и неслучайно пришел ко мне в студию, чтобы лишний раз подчеркнуть значимые и видные достижения, ибо…

Ира, все это мы уже слышали и читали.. Ты расскажи, как на самом деле все бывает. Ведь в этом, по существу, ничего такого нет… Даже и позавидовать тебе бы многие белорусские женщины смогли… Дама сердца мужчины номер 1 - это жесть.

Ну что за глупости ты говоришь…

Согласен. Похоже, у нашего президента дети вообще появляются путем непорочного зачатия. Во всяком случае, никто официально не может сказать, кто мама его третьего сына…

А тебе, собственно, какое дело?

Интересно. До какого-нибудь Саркози, скажем, мне дела нет. К французам только одна претензия - чтобы нашу Герасименю к себе не увезли после Олимпиады. А вот насчет своего президента я всегда интересуюсь.

Но есть какие-то границы, согласись…

Согласен. Кстати, по этому поводу к тебе следующий вопрос. Как расцениваешь тот факт, что статья в неизвестной никому московской газете о грядущей свадьбе Путина и Кабаевой вызвала ажиотаж мирового информационного уровня? Гораздо более сильный, чем победа той же Алины на Олимпиаде или назначение Владимира Владимировича новым премьером. Почему народ так зажигается от подобных новостей?

Может быть потому что людям хочется обсуждать житейские темы, личную жизнь… А у меня сугубо положительный образ. Вообще-то надо придумать что-то эдакое…

Так я ж и предлагаю из сугубо патриотических, прошу заметить, соображений. Например, смотри, я как бы спросил, а ты как бы…

Нет, Сережа, я не такая…

Ну ясно - старая песня. Знаешь, мне кажется этот образ сугубо положительной «шчырай», как у нас говорят, героини, надоел и самой Ирине Дорофеевой.

Я могу быть разной - если надо, то и жесткой. Были в жизни и достаточно принципиальные решения, когда я рвала отношения с сильными мира сего. Говорила то, что думаю и чувствую. Возможно, им было это неприятно слышать, но что поделать, если это правда.

Бывало, не очень тихо уходила из каких-то музыкальных коллективов и или заходила, открыв дверь ногой, если считала это нужным.

- А ты во многие кабинеты можешь зайти, открыв дверь ногой?

Мне это сейчас и не нужно на самом деле.

- Ну да, со статусом - лицо Беларуси многие вопросы легко решаются сами по себе…

Знаешь, за столько лет работы я заслужила столько уважения, что со мной можно и встретиться и без всяких статусов.

- Как вообще родилась эта идея - назначить тебя лицом страны?

Ни для кого не секрет, что 13 февраля минувшего года Александр Григорьевич посетил нашу студию, и у него родилась такая идея. Что на каком-то этапе молодые артисты должны продвигать имя нашей страны своими песнями. Нужно ведь не только в Беларуси выступать, но еще и интегрироваться в ближнее и дальнее зарубежье.

- Почему именно ты стала лицом?

Наверное, на этот вопрос ответят и мои песни, и тот вклад, который я внесла в белорусскую музыкальную культуру.

Раньше к нам не было такого внимания, особенно со стороны чиновников. Скажем, есть статусные артисты - «Песняры», «Верасы», «Сябры», а молодежь много лет упирается, бьется и остается незамеченной - та же Инна Афанасьева, например. И народ помаленьку начинает переживать - какие еще надо устроить концерты, чтобы дали звание заслуженной артистки.

А я получаюсь первопроходцем… Нас ведь раньше в зарубежные поездки не брали!

- А что, у вас есть поездки за рубеж? В Венесуэлу, что ли?

Ну не только… По странам СНГ - часто приходят письма в Министерство культуры,приглашают к себе…

Это как назад в будущее. И звания и расположение министерства культуры - мне почему-то кажется, что в современной жизни эти мерила популярности исполнителя должны отсутствовать. Есть талант - сможешь прокормить себя сам. «Ляпис Трубецкой» неплохо зарабатывает и без правительственных концертов. Да и прогибаться не надо.

Так и я себя неплохо чувствую. Просто у каждого свой творческий имидж. Все не должны передвигаться строем и в одном направлении.

Но мне кажется, что как раз тебе и приходится так ходить. День единения - на сцену, день объединения - на сцену, день милиции - туда же.

Поверь, во всех выступлениях есть наша инициатива, и никто нас никуда не загонит без нашего согласия.

- Тебя прельщают западные площадки?

Конечно. Как и любого артиста.

- Все стремятся на «Евровидение» - это что, самый прямой туда путь?

Эта вещь меня уже не интересует. Переболела. Даже смотреть неинтересно.

Отчего такой уничижительный комментарий к нашему отбору? Кажется, ты в нем пару раз неудачно участвовала… Да и в «Серебряном граммофоне» лавров, прямо скажем, не снискала…

Все эти белорусские отборы чрезвычайно субъективны, и ты сам это знаешь. Насчет голосования тоже сильно сомневаюсь. В таких ситуациях люди очень часто не дозваниваются. Я имею в виду «Евровидение».

Что касается «Серебряного граммофона», то вообще нечего обсуждать. Там все было понятно с самого начала - но у меня напрочь отсутствовало желание собирать специальную команду людей, которая каждую неделю станет старательно посылать sms в точно установленное время. ОНТ само ведь в итоге от этого голосования отказалось.

- Ну а почему команду не собрать и не сразиться в честном бою с более изобретательными конкурентами?

А смысл? Это ведь никак не влияет на любовь и признание у людей. Если кто-то месяцами лидировал в хит-параде, это совсем не означает, что на его концерты ходят люди. Утешать же таким образом свое самолюбие - по-моему, это занятие для начинающих музыкантов.

Наших артистов сближает, когда кто-то из них побеждает на белорусском отборе и едет потом на финальный тур Евровидения? Вы болеете за него?

К сожалению, люди так устроены, что когда один из них возвышается над массой, то внутри остается осадок. Но я рада, что переросла этот момент ревности. Наверное, стала старше и мудрее. И сейчас вместе со своим продюсером выбрала тактику поддержки начинающих артистов. Давайте дружить, помогать пробиться, выйти на какую-то ступень. Например, за Руслана Алехно я искренне болела - он отличный парень и…

- Про него, кстати, тоже сказали, что была предрешена еще с самого начала…

Ну и что в этом плохого?

А что в этом хорошего? Почему-то всегда, когда нам надо кого-то выбирать, уже известно заранее, кто победит… На первом отборе вне конкуренции была Подольская, но кто-то решил, что надо попробовать сельский вариант. Не прокатило…

Однозначно говорить о дуэте «Александра и Константин» трудно. Мне, например, показалось, что в их песне было больше каких-то ирландских напевов, чем наших. И ещехочется, чтобы на «Евровидении» у белорусских исполнителей хоть немного присутствовал национальный колорит - в звучании инструментов, языке, одежде, хоть чем-то, но отличались. Глупо пытаться петь как негры и так же глупо надеяться, что мы сделаем это лучше.

- Какое еще есть замечание по нашей эстраде?

Народ предпочитает идти по пути удешевления. Мол, лучше мы не будем брать на концерт балет и музыкантов. Зачем с кем-то делиться деньгами, заработаем все сами, любимые и талантливые. Но я таких людей не понимаю - все, кто помогает производить тебе качественный музыкальный продукт, должны и получать адекватно.

Лицу страны хорошо - оно обласкано властью, госзаказами и зарубежными гастролями, а другим представителям творческого цеха как сыскать хлеб насущный?

Так пусть работают. Пиарятся. Почему я должна думать за всех? Мне в жизни ничего с неба не падало…

Беседа грозила пойти на второй круг, и тут очень кстати к нам присоединился продюсер Дорофеевой Юрий Савош.

Не знаю, о чем вы говорили, но не сомневаюсь, что обсуждали тему «лица Беларуси» - она сейчас всех журналистов интересует. На самом деле Ирина готова была стать им еще 5 лет назад, когда записала свои 150 песен о белорусском народе, родине, на родном языке, о вещах, которые помогли ей сформироваться…

Человек вложил всю энергию и творчество в свою страну. Так же когда-то сделал и Владимир Мулявин. Но у него последователей не оказалось…

У нас вообще парадоксальная ситуация - мы напрочь игнорируем своё и преклоняемся перед какой-нибудь Бритни Спирс.

Так давайте экспортировать Иру на запад. Или это не вы сами решаете, а какие-то специально обученные люди? Возможно, из администрации президента?

Чтобы Иру экспортировать, надо вложить огромные средства. Думаю, десятки миллионов долларов.

Для благородной цели - показать Западу, что мы честные, чистые душой и вдобавок хорошо поём - сумма небольшая.

Ну а кто будет этим заниматься? Частный капитал? Вряд ли. За пределами страны эти деньги в Беларусь не возвращаются. Если говорить о государственных средствах, то их лучше вложить в трактор «Беларус».

- Так приятно, что вы думаете о лучшем использовании народных денег, но карты-то у вас в руках…

Ну, какие карты? Слоган «лицо Беларуси» к Ире прикрепили журналисты. Пока в это верили только мы, он существовал лишь в нашем окружении. Когда поверили другие, он шагнул в массы. Разумеется, не без участия главы государства.

Все наши инициативы - это собственные контакты. Почему, скажем, возник проект с лицом Ирины на продукции кондитерской фабрики «Слодыч»? Появляется идея - мы друг другу ничего не платим, но создаем нечто такое, что интересно и вам, и нам. Вот и сотрудничаем.

Получается «лицо Беларуси» - это любительская акция, вами же и придуманная? А мы-то, дураки, поверили, что это только начало… Что потом - дай срок с портретом Дорофеевой начнут выходить велосипеды, холодильники, самосвалы и т.д.

Для нас главное, чтобы выходили новые песни.

Народу немного другое надо. Я очень люблю Иру, но ее песни про реченьки и зязюленьки нравятся мне не очень сильно…

Дорофеева: Просто ты не дорос еще.

Савош: Мы никогда не ставили вопрос так - давайте вырежем лицо Дорофеевой и вставим его куда-то. Лицо Беларуси - это только ее творчество. Не ноги, не фигура и не грудь.

- А на фигуре Иры я бы сделал акцент… Ничего такая…

Савош: Может быть, кто-то мечтает, чтобы получилась принцесса, но для этого должна быть другая работа. Не наша.

Для этого парламенту надо принять закон. Скажем, как во Франции. На какой-то период они всегда устанавливали национальную героиню. Катрин Денев, Мирей Матье… Сейчас какая-то молоденькая девушка - супермодель, я про это читал в газете. И под эту программу выделяются бюджетные деньги.

- А когда Александр Григорьевич приезжал, вы ему эту тему не рассказали?

Зачем? Мы об этом и не мечтаем.

- Любая нормальная женщина мечтает стать героиней, разве не так?

Дорофеева: Матерью - героиней…

Так получается, вы не настоящие герои?

Дорофеева: Время расставит все на свои места, не переживай. Мне еще рано говорить об этом.

Так вот что я вам скажу - украли вы у людей мечту. Даже те, кто к вам плохо относился, все равно восхищались тем, как ловко Дорофеева и Савош все устроили. А выясняется - «дайте нам денег на творчество» и никаких новых и захватывающих историй для тех, кто вами уже было озаботился со стороны критического конструктивизма. Скучно, братцы…

Савош: Если за эту тему взяться, то над вылепливанием подобного барельефа надо корпеть с утра и до вечера. У нас на это точно нет времени. На сегодняшний день Ира записала 200 песен. Надо успеть еще 300. Пока у нее молодая и хорошая энергия.

- Жуткий какой у вас план… А потом-то что?

Савош: Потом будем нянчить своих внуков. А они будут петь Ирины песни.

Не знаю, почему-то не манит меня эта перспектива, тревожно мне за наших внуков. На прощание лицо Беларуси протягивает мне свой новый диск, который вот-вот появится на прилавках музыкальных магазинов. «Послушай и сам убедись, что в этих песнях другая, не совсем привычная Дорофеева».

Я слушаю. Честно и прилежно. А потом все-таки ставлю Шаркунову.

«Бежать», «Утонем», «Сорваться и вниз» - в одних только названиях песен восходящей звезды белорусской эстрады при желании можно услышать миллион пессимистических ноток и призыв черт знает к чему, но отчего-то ее песни поселяются в моем сердце легко и надолго. Они понятны, просты и, кажется, написаны про Шаркунову точно так же, как про любого из нас. Вместе с ней мы удивимся, заплачем, испугаемся и от души порадуемся удаче - большой любви, которую Аня в чисто женском чувственном порыве не постесняется выставить напоказ. Ей легко - она не Лицо и, надеюсь, никогда им не станет.

Наши символы эпохи - бездушные полубоги, человеческие слабости которых охотно скрывают продюсеры и пресс-службы. Они должны нас куда-то вести, выпускать умные декреты, давать положительные интервью и стахановскими темпами записывать новые песни о старом.

Они невероятно искренни в своем неустанном желании светить 24 часа в сутки, и это их единственное человеческое чувство, которое мы безоговорочно примем на веру…

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные