Славяно греко латинская академия была создана. История славяно-греко-латинской академии. Братья Лихуды в Новгороде

Если начальное образование в XVII веке за исключение м количественного роста, не претерпело сколько-нибудь значительных изменений, то в области повышенного обучения во второй половине столетия наметились новые тенденции. При некоторых московских монастырях создаются школы, где изучаются греческий и латинский языки, грамматика, риторика, диалектика и богословие.

Так, в 1639 году боярином Федором Михайловичем Ртищевым при Андреевском монастыре открывается греческая школа, в 1649 году по инициативе Симеона Полоцкого, воспитателя царских детей – Федора и Софьи открывается при Спасском монастыре школа повышенного типа, а при Чудовом монастыре в 1653 году была открыта греческая школа под руководством греческого монаха Епифания Славинецкого..

Вследствие острой необходимости людей, знающих иностранные языки, в 1679 году греком Тимофеем в Москве была создана Типографская школа, которая была одновременно и начальной школой, и училищем для подготовки переводчиков Печатного двора.

С возникновением новых типов школ формируется новая социально-профессиональная группа – учительство. Обучение грамоте становиться ремеслом, появляются первые отечественные педагогические сочинения, отражающие философско-педагогические представления о человеке, о смысле его жизни, о целях воспитания.

Первой школой повышенного типа и центром просвещения и науки восточнославянских народов, стала преобразованная братская школа – Киево-Могилянская академия (1632). Ее основателем стал киевский митрополит Петр Могила (1596 – 1647). Он провел крупную

реформу братской школы по образцу иезуитской коллегии, ввел обучение на латинском языке, сформировал 8 классов, объединив их в три отделения (младшее, среднее, старшее). В младших классах учили читать и писать, преподавали греческий, латинский, славянский, польский и немецкий языки, изучали арифметику, молитвы, катехизис, музыку и пение; в средних классах изучали поэтику, риторику, грамматику, синтаксис; в старших классах преподавались философия и богословие.

В процессе обучения большое значение уделялось активным формам и методам преподавания и учения. Проводились публичные диспуты, ставились театральные постановки и спектакли нравственного и религиозного содержания. Многие преподаватели и выпускники академии стали видными носителями и проводниками просветительских идей времен русского Просвещения XVII-XVIII веков (Феофан Прокопович, Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Стефан Яворский и мн. др.).

17. Славяно-Греко-Латинская Академия

Славя́но-Гре́ко-Лати́нская Акаде́мия - первое в России высшее учебное заведение, учреждённое в 1687 году по инициативе выдающегося педагога, просветителя и поэта, выпускника Киево-Могилянской академии Симеона Полоцкого.

По уставу академии на неё возлагались помимо собственно учительских также цензурные и даже полицейские функции, и, кроме того,юрисдикция трибунала по делам христианской веры.

Академия была создана по инициативе Симеона Полоцкого (учителя царских детей) и его последователя Сильвестра Медведева.

Первым документом Академии была «Академическая привилегия», переданная на учреждение царю Феодору Алексеевичу в 1682 году, в которой устанавливался статус Академии, равный статусам западноевропейских университетов.

Академия исторически была сформирована как всесословное высшее образовательное учреждение.

Целью создания Академии была подготовка образованных людей для государственного и церковного аппаратов.

Первыми преподавателями начавшей создаваться Академии (в её основу были положены открытая ещё в 1682 году Типографская и созданная в 1685 году Богоявленская школы) стали двое известных греческих учёных-монахов - братья Иоаким и Софроний Лихуды, прибывшие в Москву с рекомендательной грамотой от Восточных Патриархов. Обладавшие энциклопедическими знаниями, доктора Коттонианской Академии в Падуе, проповедники и мыслители, они приложили все свои силы к организации первого на Руси высшего учебного заведения. Начав в 1685 году занятия в древнем московском Богоявленском монастыре, они стали обучать поначалу лишь греческому языку, затем расширили программу, введя в неё риторику.

В конце 1686 года было начато строительство специального здания для Академии. В 1687 году туда переместились братья Лихуды со своими учениками. Этот год и принято считать годом открытия Академии. Одним из семи первых учеников был Фёдор Поликарпов.

В 1701 году Петр I придал школе статус государственной академии.

Библиотека Академии была самой обширной и лучшей в то время в России.

В первое время преподавание в академии носило схоластический характер. Преподавали грамматику, поэтику,риторику, логику и физику на латинском и греческом языках, но первостепенное значение уделялось изучению греческого языка и культуры. Прохождение курса тогда было рассчитано на 12 лет. Обучение было разделено на 8 классов или, как в то время говорили, на 8 «школ», которые включали в себя 4 низших класса: «фара», «инфирма», «грамматика», «синтаксима», два средних: «пиитика» и «риторика», два высших: «философия» и «богословие». Обучение велось круглый год.

После преобразований, проведенных Палладием Роговским в духе просветителя Стефана Яворского, в Академии стали изучать латинский язык, современные европейские языки, философию.

В низших классах шло обучение славянскому и латинскому языкам, арифметике, истории, географии, катехизису. По истечении четырёх лет ученики свободно читали и писали по-латыни. В средних классах они продолжали учить латинский язык, чтобы через два года говорить на нём, и осваивали стихосложение, литературное сочинение, красноречие и богословие. Отдельный предмет в Академии составляла поэзия.

Многие учащиеся не доучивались до старших классов, а уходили с первого же года обучения в другие школы - математические, инженерные, медицинские, так как хорошо владели иностранными языками. Учеников из бедных слоев населения отсылали за границу, чтобы «учитися языкам турецкому, арабскому и персидскому» и для «наук литературных», которые изучали во Франции. Академия стала известна в Европе, а не только в России. С 1721 года в ней стали обучаться иностранцы, которые были приравнены к русским учащимся.

В начале своего существования Академия находилась в совместном государственном и церковном управлении (как многие классические европейские университеты того времени) и готовила, главным образом, переводчиков, работников типографий (справщиков), священнослужителей, высших государственных руководителей и дипломатов, преподавателей и профессоров, причем не только для России, но и для других славянских стран.

С учреждением Академического университета в Петербурге (1725) и Московского университета (1755) лучшие профессора и преподаватели перешли в них, а также в Российскую Академию Наук, инженерные, навигацкие и медицинские школы развивать российские науку и образование, что послужило, в том числе, наряду с СПбГУ, МГУ и РАН, основанием МДА.

В 1814 году оставшихся последних трех преподавателей перевели в Троицкую Семинарию (1727) в Сергиевом Посаде, после чего Славяно-Греко-Латинская Академия прекратила существование. Таким образом, из Славяно-Греко-Латинской Академии появились Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Московская Духовная Академия, Санкт-Петербургский государственный университет и другие высшие учебные заведения России.

Возрождение академии

В начале XXI столетия активно обсуждалось в образовательных, научных, церковных и государственных кругах идея возрождения Славяно-Греко-Латинской Академии в соответствии с образовательными и научными целями, изложенными в Привилегии на Академию.

В 2010 году Славяно-Греко-Латинская Академия была возрождена как высшее образовательное и научное заведение.

18.Церковная реформа патриарха Никона XVII века - комплекс административно-канонических мер, предпринятых в Русской Церкви и Московском Государстве, и связанных с изменением богослужебной традиции в целях её унификации с современной греческой. Привела к расколу Русской Церкви на тех, кто принял (новообрядцы) и отверг реформу (старообрядцы).

Реформа началась книжной справой. В старину не было типографий, книги переписывались в монастырях и при епископских дворах особыми мастерами. Это мастерство, как и иконописание, почиталось священным и выполнялось старательно. Русский народ любил книгу и умел ее беречь как святыню. Малейшая описка в книге, недосмотр или ошибка считались большим грехом. Благочестивый народ внимательно следил, чтобы не вкрались какие-либо ошибки. Писцы обычно заканчивали рукопись смиренным обращением к читателю, чтобы те выявляли ошибки, исправляли их. И за то писцы заранее по-христиански искренно благодарили «народных редакторов». Вот почему сохранившиеся до нас многочисленные рукописи старого времени отличаются чистотою и красотою письма, правильностью и точностью текста. В древних рукописях трудно встретить помарки или зачеркивания. Замеченные в прежних книгах существенные погрешности были устранены еще до Никона, когда в Москве начал действовать Печатный двор. Иначе стало при патриархе Никоне.На соборе 1654 года было решено исправлять богослужебные книги по древним греческим и древним славянским, на самом же деле исправление производилось по новым греческим книгам, напечатанным в иезуитских типографиях Венеции и Парижа. Об этих книгах даже сами греки отзывались как об искаженных и погрешительных.

За изменением книг последовали и другие церковные нововведения. Наиболее заметными из них были следующие:

Вместо двуперстного крестного знамения, которое было принято на Руси от византийской православной церкви вместе с христианством и которое является частью святоапостольского предания, было введено троеперстное;

В старых книгах, в согласии с духом славянского языка, всегда писалось и выговаривалось имя Спасителя «Исус»; в новых книгах это имя было переделано на грецизированное «Иисус»;

В старых книгах установлено во время крещения, венчания и освящения храма делать обхождение по солнцу в знак того, что мы идем за Солнцем-Христом. В новых книгах введено обхождение против солнца;

В старых книгах в символе веры (8-й член) читается: «И в Духа Святаго Господа Истиннаго и Животворящаго»; после исправлений слово «Истиннаго» было исключено;

вместо сугубой, т. е. двойной аллилуии, которую творила русская Церковь с древних времен, была введена трегубая (то есть тройная) аллилуия;

Божественную литургию в Древней Руси совершали на семи просфорах; новые «справщики» ввели пятипросфорие, т. е. две просфоры исключили.

Никон и его помощники дерзко посягнули на изменение церковных установлений, обычаев и даже апостольских преданий русской православной Церкви, принятых при Крещении Руси. Эти изменения церковных узаконений, преданий и обрядов не могли не вызвать резкий отпор со стороны русских людей, свято хранивших древние святые книги и предания. Кроме самой порчи книг и церковных обычаев, резкое сопротивление в народе вызвали те насильственные меры, с помощью которых Никон и поддерживавший его царь насаждали эти нововведения. Жестоким гонениям и казням подвергались русские люди, совесть которых не могла согласиться с церковными нововведениями. Опасаясь утратить чистоту веры, одни предпочитали умереть, но не предать отеческое благочестие, другие покидали родные места.

"Житие протопопа Аввакума" относится к древнерусской литературе XVII века. Этот век для истории Руси был переломным, "бунташным". Одной из примет того времени стала церковная реформа патриарха Никона. Накануне реформы церковь переживала глубокий кризис. Никон мечтал о вселенской православной церкви под покровительством Руси. Но реализации этой идеи мешало различие между русскими и греческими обрядами. Патриарх настаивал на унификации обряда и требовал исправления церковных книг по греческим оригиналам.

Реформа Никона вызвала резкое противодействие защитников старых обрядов, ее следствием стал раскол православной Руси. Таким образом возникло явление старообрядчества (старообрядцами стали называть тех, кто не принял реформы Никона). Старообрядчество – самое мощное религиозное движение за всю русскую историю. Влиятельнейшим вождем его был протопоп Аввакум.

В житие Аввакум описывает свою биографию. Родился в нижегородских пределах, за Кудмою в селе Григорове в семье священника Петра. По благословению матери женился на дочери кузнеца Анастасии Марковне. В 21 год стал диаконом, в 22 священником, через 8 лет стал протопопом. На момент написания автобиографии Аввакуму было 50 лет. Будучи священником обличал скоморохов, блудодеев и бреющих бороды. Затем Аввакум сообщает о реформах Никона, когда «от дьявола житья не стало». После чего он был отправлен в Сибирь (Тобольск, Енисейск, Братск). Описывает Аввакум свое плавание в сопровождении Афанасия Пашкова по Большой Тунгуске, озеро Байкал и путешествие в Даурскую землю на Нерчу рядом с Мунгальским царством. Затем, после опалы патриарха Никона, три года возвращался в Москву. Однако в Москве Аввакум не задержался и вновь был сослан в Пустозёрье. Здесь, в земляной тюрьме, он провёл пятнадцать лет, но «остался упорен» и был в 1682 году сожжён на костре. Так, со страниц "Жития" встает образ несгибаемого борца, искренне верящего в праведность своих идей.

Архитектура России 17 века. «Московское барокко». Деревянное зодчество.

17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. На фасадах зданий появляются резные наличники и каменная резка, разноцветные изразцы.

Как и в истории всей русской культуры, XVII в. занимает особое место в развитии русского зодчества. И в этой области с большой силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов. По-прежнему подавляющее большинство построек не только в дере- внях, но и в городах возводилось из дерева. Частые пожары, среди которых были также громадные, как пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили города и села. Но взамен погибших деревянных строений быстро возводились новые. Веками сложившиеся искусство строительства из дерева достигло в

XVII в. высокого технического и художественного уровня. Выдающимся произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коломенском, построенный в 1667-1678 г.г. под руководством плотничного старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова. В деревянном зодчестве с большой силой проявилась народная ху- дожественная культура.

Появился и новый стиль «Московское барроко ». Этот стиль наиболее ярко проявил себя в тридцатилетний период с конца 17 до начала 18 веков, причем затронул он не только московский регион, но и весьма удаленную от центра периферию.

Нарышкинским данный стиль называют благодаря тому, что наиболее заметные объекты, относящиеся к нему по ряду схожих признаков, были построены по заказу боярина Льва Нарышкина, одного из родственников Петра Первого. Впервые такие черты стиля, как возведение храма лепестковой формы, расположение глав в соответствии со сторонами света, деление фасада по этажам, наличие в декоре ордерных элементов проявились при строительстве Большого собора Донского монастыря.

Нарышкинскому барокко характерны ярусность, центричность, а также равновесие и симметрия, наличие белых элементов на красном фоне. Большинство известных памятников архитектуры, относящиеся к нарышкинскому барокко, демонстрируют заимствованность форм от западноевропейских объектов архитектуры, относящихся к барокко и позднему ренессансу: это и разорванные фронтоны, и балюстрады с вазами, и спиралевидные колонны, а также геммы, раковины, маскароны, картуши.

Расцвет стиля нарышкинское барокко отмечен строительством всем известной церкви Покрова в Филях, Новодевичьего монастыря и Спасской церкви в Уборах. Колокольня Новодевичьего монастыря многими специалистами признается образцом нарышкинского стиля. Одними из последних были возведены церкви Иоанна Воина на Якиманке и Ризположения на Донской.

В живописи того времени в большей степени сохранились установившиеся традиции письма. Церковный собор 1667 г. строго регламентировал темы и образы, того же требовала придерживаться грамота царя Алексея Михайловича.

Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата Кремля, ставшая в XVII в. художественным центром страны, куда привлекались лучшие мастера. В течение 30 лет живописное дело возглавлял Симон Ушаков (1626-1686) . Характерной чертой его творчества был пристальный интерес к изображению человеческого лица. Под его рукой аскетические лица приобретали живые черты. Такова икона "Спас нерукотворный". Широко известно другое его произведение - "Насаждение древа государства Всероссийского". На фоне Успенского собора помещены фигуры Ивана Калиты и митрополита Петра, поливающих большое древо, на ветвях которого укреплены медальоны с портретами князей и царей. С левой стороны на картине стоит Алексей Михайлович, с правой - его супруга с детьми. Все изображения портретны. Кисти Ушакова принадлежит также икона "Троица", на которой появляются реалистические

детали. Симон Ушаков оказал большое влияние на развитие русской живописи.

Замечательным явлением в русском искусстве XVII в. стала строгановская школа иконописи .Получила своё название по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых, поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царских мастерских. Строгановы ввели в области иконописания разделение труда между иконописцами узкой специализации: «личник», «доличник», мастер «палатного письма», и т. п.

Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа. На фонах многих икон показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, со множеством зверей и птиц.

Наиболее известные представители:

Прокопий Чирин

Никифор, Назарий, Фёдор и Истома Савины.

Степан Арефьев

Емельян Москвитин

Особенности:

виртуозный рисунок

дробная и тонкая проработка деталей

сияющие и чистые краски

многофигурные композиции

пейзажные панорамы

19. Реформы Петра I: социально-экономические преобразования, реформы государственного аппарата и управления. А) Петр 1 родился 30 мая 1672 года в Москве. С трёх лет его начали обучать грамоте у дьяка Никиты Зотова, но систематического образования он не получил, из-за чего уже будучи взрослым писал с грамматическими ошибками. В подростковом возрасте Пётр проявил склонность к военному делу. Для своих военных игр Пётр создал два «потешных» полка. Они состояли из ребят из двух дворцовых сёл – Преображенского и Семеновского. Впоследствии «потешные» полки превратились в одноименные первые гвардейские регулярные полки, представлявшие собой внушительную военную силу. Другим любимым детищем Петра стал флот.

Б) После смерти Федора Алексеевича возникла проблема престолонаследия. По действовавшему обычаю престол должен был унаследовать сын, но детей у Федора Алексеевича не было. Кроме Фёдора у Алексея Михайловича было ещё двое детей. Старший – Иван, от первого брака и младший – Петр. Престол должен был достаться Ивану, но он, как и Фёдор обладал слабым здоровьем, а потому выбор пал на Петра. Однако такой выбор пришёлся не по нраву Милославским. В 1682 году они спровоцировали стрелецкий бунт, результатом которого стало воцарение сразу двух братьев: Петра и Ивана. Поскольку братья не достигли совершеннолетия, их регентшей стала царевна Софья.

В) Милославские, родственники царевича Ивана и царевны Софьи по их матери, усмотрели в провозглашении Петра царём ущемление своих интересов. Стрельцы, которых в Москве было более 20 тысяч, уже давно проявляли недовольство и своенравие; и, видимо, подстрекаемые Милославскими, 15 (25) мая 1682 года -выступили открыто: с криками, что Нарышкины задушили царевича Ивана, двинулись к Кремлю. Наталья Кирилловна, надеясь успокоить бунтовщиков, вместе с патриархом и боярами вывела Петра с братом на Красное крыльцо. Однако восстание не закончилось. В первые часы были убиты бояре Артамон Матвеев и Михаил Долгорукий, потом и другие сторонники царицы Натальи, в том числе два её брата Нарышкины.

26 мая выборные от стрелецких полков явились во дворец и потребовали, чтобы старший Иван признавался первым царём, а младший Пётр - вторым. Опасаясь повторения погрома, бояре согласились, и патриарх Иоаким тотчас же совершил в Успенском соборе торжественный молебен о здравии двух наречённых царей; а 25 июня венчал их на царство.

29 мая стрельцы настояли, чтобы царевна Софья Алексеевна приняла на себя управление государством по причине малолетства её братьев. Царица Наталья Кирилловна должна была вместе с сыном - вторым царём - удалиться от двора в подмосковный дворец в селе Преображенском. В Оружейной палате Кремля сохранился двухместный трон для юных царей с маленьким окошечком в спинке, через которое царевна Софья и приближённые подсказывали им, как вести себя и что говорить во время дворцовых церемоний.

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия (первоначальное название Эллино-греческая академия). Идею создания Академии высказали в 1666–1667 гг. С. Полоцкий и митрополит Паисий. Это мотивировалось необходимостью укреплять единство церкви, противостоять невежеству, в котором винили раскольников, а также потребностями в ликвидации упадка учения на "эллинском языке". План открытия высшего учебного заведения обсуждался в 1680 и 1682 гг. Смерть царя Федора Алексеевича и волнения стрельцов отодвинули на несколько лет реализацию плана.

Соучредителями Академии стали Типографское училище и школа Богоявленского монастыря. К моменту создания Академии в Типографском училище насчитывалось немногим более 200 учеников, из которых около 70 занимались греческим языком. В школе Богоявленского монастыря насчитывалось до 80 учеников; в программу входили занятия греческим, латинским и итальянским языками, которые вели братья Лихуды.

Первыми руководителями Академии были назначены братья Лихуды. В Академии насчитывалось восемь основных классов и один подготовительный. Учение отдельных школяров растягивалось на 15–20 лет. Исключали из Академии крайне редко. Академия оказалась компромиссом греческого и латинского направлений. Учредители не были последовательны в своих педагогических намерениях. В Привилегиях (указе об открытии), с одной стороны, подчеркивалось, что Академия создается, "дабы тьма невежества искоренилась", а с другой – исключалось любое свободомыслие среди учителей и учащихся: "от всяких еретиков и ересей... охранение". "Привилегии" определяли принципы деятельности Академии как инструмента государственной образовательной политики по защите православия.

Преподавание в Славяно-греко-латинской академии поначалу велось на славянском, греческом и отчасти латинском языках. Программа напоминала курс западной латинской школы. "Привилегии" предусматривали преподавание гражданских (светских) и духовных наук: богословия, славянской грамматики, латыни и греческого языка, риторики, логики, физики, диалектики, философии, юриспруденции. Светские науки преподавались в духе схоластики. Вместе с тем обсуждались иные научные толкования. В споре между приверженцами бесконечной делимости (аристотелисты) и атомистики (зенонисты) наметился некий третий подход, который приближался к идее существования физического атома.

Деятельность Лихудов в Академии длилась семь лет. Лихуды подготовили учеников, продолживших их дело: Ф. Ф. Поликарпова, II. Головина, П. Рогова. Ученики переводили на русский язык труды братьев. В результате интриг противников латино-греческого образования Лихуды в 1694 г. были отправлены в отставку, а в 1698 г. заточены в Новоспасский монастырь. Тогда же в Академии прекратилось вплоть до 1700 г. преподавание латыни. Программу стали строить на принципах, имевших в виду отказ от старорусского начетничества и латинской учености, ориентацию на греко-русскую традицию в образовании.

Академия сыграла важную положительную роль в развитии просвещения. Как пишет русский историк С. Смирнов, благодаря Академии "русские примирились с мыслью о пользе науки". Однако Академия так и не превратилась в подлинно научный центр университетского образования, встав на стражу национальной старины и православия против всяких иноземцев. Соединение славянской, эллинской и латинской традиций образования состоялось в виде умершей схоластики. Академия сделалась инструментом искоренения инакомыслия. Ей была предоставлена монополия на полноценное обучение. Семьи, заводившие без разрешения Академии домашних учителей, подвергались угрозе конфискации имущества. По словам русского историка С. М. Соловьева, Академия оказалась "страшным инквизиционным трибуналом". Образовательные задачи Академии были сведены до минимума. В конце XVII в. ее роль как центра просвещения падает; многие преподаватели Академии не справлялись со своим делом и предпочитали занятие "справщиков" в типографии.

Семеон Полоцкий.

Славяно-греко-латинская академия является первым высшим учебным заведением на Руси.

Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629-1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641-1691), которому он передал все свои бумаги, чтобы тот продолжил его дело. За два года до смерти С.Полоцкий написал так называемую Академическую привилею (Учредительную грамоту) - сочинение, в котором выдвигалась идея создания Академии, определялись ее будущие права и содержание обучения. Целью создания Академии

С. Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов. В Академии, по его мнению, должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, "семи свободным искусствам" (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии) и богословию. Учителя и ученики Академии должны были быть, по замыслу Полоцкого, подсудными только "верховному блюстителю" (ректору) и патриарху, а не обычным судебным инстанциям (прообраз университетской автономии). Обучение в Академии должно было быть бесплатным, ученики - обеспечиваться стипендиями, а престарелые учителя - пенсиями. Как учреждение, долженствующее готовить правоверных священнослужителей, Академия должна была научить блюсти чистоту религиозных помыслов. Ей Полоцкий перепоручал ведение цензуры религиозных книг, право вершить суд над отступниками от православия, контролировать деятельность иных образовательных учреждений (если они будут созданы) и даже домашних учителей. Главное место в ученых планах Академии должен был занять греческий язык - основный язык русских богослужебных книг.

В конце 1686 по патриаршему указу было начато строительство специального здания для Академии в монастыре Всемилостивого Спаса, известного под названием "Заиконоспасского" (по месту его нахождения - "за иконным рядом"). В 1687 туда переместились братья Лихуды со своими учениками. Этот год и принято считать годом открытия Академии.

Начало XVIII столетия - время петровских реформ - ознаменовало новый этап в жизни Академии: возросло число учащихся (со 150 до 600) и их наставников, увеличилась библиотека. В 1701 Петр I придал школе статус государственной академии. Преподавателей в Академию приглашали из Киева и Львова, т.к. они были знакомы с практикой западноевропейского образования.

В 1708 и 1710 были изданы два указа, предписывавшие детям духовенства учиться в "школах греческих и латинских": только окончив их, они могли рассчитывать на получение духовного чина. Но дети священников неохотно шли в обучение. Дворяне в XVIII в. не слишком жаловали Академию, т.к. в ней училось много простонародья. В 1729 половину учащихся составляли солдатские дети. Многие ученики-простолюдины подрабатывали, чтобы прокормиться, такова была участь М.В.Ломоносова.

В начале своего существования Академия, хотя и находилась в ведении церкви и ей подчинялась, была не вполне и не только духовным заведением. Она готовила, главным образом, переводчиков (Федор Поликарпов, Николай Семенов, Иван Ильинский и др.), работников типографий - "справщиков" (от слова "справить", т.е. отредактировать), преподавателей, причем не только для России, но и для других славянских стран. Однако, начиная со второй четверти XVIII в. в Академии усилился богословский уклон, а с открытием в 1755 Московского университета и вовсе стала превращаться в богословское учреждение. В последнюю четверть XVIII в. в Академии были заложены основы русской церковно-исторической науки, ограничивается влияние западноевропейской схоластики и латыни, т.к. преподавание теперь велось на русском языке. Особое внимание стало уделяться изучению Церковного Устава, был введен ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии, медицина, придавших академическому курсу полноту и многосторонность.

В результате предпринятой в начале XIX в. реформы церковного образования перед Академией раскрылись широкие горизонты. В 1814 Академия была преобразована в Московскую духовную академию, изменилось и место ее нахождения. Решением Святейшего Синода Академия была переведена из Москвы (где принадлежавшие ей помещения значительно пострадали во время пожара 1812), в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

В настоящее время в здании Славяно-греко-латинской академии располагаются факультеты Российского государственного гуманитарного университета.

Инициаторами создания Академии был просветитель Симеон Полоцкий (1629–1680), написавший Учредительную грамоту – сочинение, в котором обосновывалось идея создания Академии.

«В конце 1687 г. и Москве было открыто первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Во главе академии стояли братья Иоанникий и Софроний Лихуды , прибывшие из Греции в Москву в 1085 г. Оба брата получили образование в Падуанском университете и имели степень доктора философии. В Академии они преподавали по образцам западноевропейских университетов, придерживаясь в основном схоластической философии. Высшим авторитетом для них во всех вопросах пауки был Аристотель в средневековой, схоластико-богословском истолковании. «Мы намерены следовать Аристотелю потому, что уже несколько веков все почти Академии избрали его как бы вождем и главою философии», - писали они в предисловии к «Физике».

Но в ряде случаев Лихуды пытались отказаться от схоластических канонов, соединить теоретические положения Аристотеля с современной им жизнью. Ими написаны учебники по пиитике, риторике, логике, физике, психологии.

В 1689 г. И. Лихуд написал «Физику, или естественную философию», которая представляла собой комментарий к физике Аристотеля. Причём, критикуя справа, с богословских позиций материалистические тенденции Аристотеля, автор стремится привести свои доводы в соответствие с религией и православием, заявляя, что следует «остерегаться от всякого мудрствования, несогласного о нашей религией и православием», заимствует аргументы ин священного писания, чтобы опровергнуть учение древнегреческих философов-материалистов».

История философии в СССР в 5-ти томах, Том 1 / Под редакцией В.Е.Евграфова и др., М., «Наука», 1968 г., с. 261-262.

Прохождение курса в Академии тогда было рассчитано на 13 лет. После открытия число слушателей насчитывало 104 человека из разных сословий.

Самый известный выпускник Академии – М.В. Ломоносов .

После учреждения Академического университета в Санкт-Петербурге в 1725 году и университета в Москве в 1755 году, академия стала превращаться в Высшую богословскую школу и в 1814 году была преобразована в Московскую духовную академию и переведена в Троице-Сергиеву лавру (ныне - город Загорск).

Славяно-греко-латинская академия (1687 г.) являлась первым высшим образовательным учреждением в России. Она была создана в Москве и просуществовала до 1814 г. Рассмотрим далее, что собой представляла Греко-славяно-латинская академия.

История

В качестве инициаторов были поэт, педагог и просветитель Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев - его ученик. За 2 года до кончины первый написал "Академическую привилегию" - учредительную грамоту. В ней выдвигалась, собственно, идея о создании вуза, были определены содержание обучения и будущие права заведения. Открытие Славяно-греко-латинской академии, по мнению С. Полоцкого, позволило бы готовить образованных лиц для церковной и государственной службы.

Планы по обучению

В академии, как считал Полоцкий, должны были преподаваться польский, латинский, греческий и славянский языки, (пиитика с риторикой, грамматика, астрономия, музыка, геометрия, диалектика, философия) и богословие. Студенты и педагоги могли быть подсудны исключительно ректору - "верховному блюстителю", а также патриарху, но не традиционным судебным инстанциям. Таким образом, формировалась своего рода университетская автономия. Образование предполагалось бесплатным. При этом студентам должна была назначаться стипендия, а пожилым педагогам - пенсия.

Полоцкий разъяснял, академия. Он указывал, что заведение должно будет выпускать правоверных священнослужителей, учить студентов соблюдать чистоту религиозных идей. В функции академии кроме прочего Полоцкий включал ведение цензуры, право судить отступников. В задачи заведения должен был также входить контроль деятельности прочих образовательных учреждений и домашних учителей. Основное внимание в академии предполагалось уделять греческому языку, на котором были написано большинство богослужебных книг.

Учреждение СГЛА

Славяно-греко-латинская академия создавалась на базе Богоявленской и Типографской школ. Первыми преподавателями стали братья Софроний и Иоаким Лихуды. С рекомендательной грамотой восточных патриархов они специально прибыли в Москву. Братья обладали энциклопедическими знаниями, были докторами Коттонианской академии. Софроний и Иоаким приложили все свои силы для создания высшего духовного образовательного учреждения в России. Следует отметить, что только спустя 2 года после кончины Полоцкого его "Привилегия" (учредительный документ академии) была принята правившим тогда Еще через три года учебное заведение получило благословение от Святейшего Патриарха.

Первые занятия

Они начались в 1685 г. Первое время они проходили в Богоявленском монастыре. Братья Лихуды обучали сначала только греческому языку. Впоследствии они расширили образовательную программу и ввели в нее риторику. В конце 1866-го началось строительство отдельного здания на территории монастыря Всемилостивого Спаса, который известен как Заиконоспасский (по месту расположения - за иконным рядом). Братья Лихуды переместились в новое сооружение в году 1687. Славяно-греко-латинская академия объединяла первое время три класса: высший, средний и низший. Сначала в них обучались 104 человека. Спустя год студентов стало 163, а в 1689-м - 182.

Обучение

Курс начинали с подготовительного класса. Он именовался Русской школой. По его окончании учеников переводили. В следующем классе - Школе книжного греческого писания - они изучали латынь, славянскую и греческую грамоту. После этого студенты начинали изучение прочих предметов. На последнем курсе преподавали богословие, диалектику, риторику, физику. Братья Лихуды самостоятельно писали все учебники по предметам. За образец они принимали образовательные книги В учебники были включены работы Демокрита, Аристотеля, Кампанеллы. Присутствовали в них примеры из богословских текстов и литературных произведений.

Состав учащихся

Славяно-греко-латинская академия принимала отпрысков самых разных семей. Так, сын кабального, купца, конюха мог быть соседом ребенка церковного служащего высокого ранга или даже знатного князя. Этим учебное заведение кардинально отличалось от прочих, принимавших студентов по сословному принципу. Кроме русских учрежденная в году 1687 Славяно-греко-латинская академия обучала белорусов, украинцев, выходцев из молдаван, литовцев, крещеных татар, грузин. В списке студентов был даже македонец. Старшие ученики преподавали у младших, оказывая таким образом содействие основным педагогам. Несмотря на то, что при приеме сословный принцип не соблюдался, стипендии студенты получали различные.

История Славяно-греко-латинской академии в XVIII веке

Начало столетия ознаменовалось государственными преобразованиями Петра. Коснулись реформы и образовательной системы. В жизни академии начался качественно новый этап. Количество студентов увеличилось до 600 человек, прибавилось преподавателей, была расширена библиотека. В 1701 г. учреждению был присвоен статус государственной академии. Петр стал приглашать педагогов из Львова и Киева, поскольку они имели представление о системе западноевропейского образования. В качестве основного языка стал выступать латинский. Продолжительность обучения была установлена в 12-15 лет. Характер самого образовательного процесса стал приближаться к западноевропейской системе. Теперь академия выпускала не только богословов, но и медиков, переводчиков, госслужащих.

Дальнейшие изменения

Многие студенты не доучивались до высшего класса, а после первого же года обучения уходили в медицинские, инженерные, математические школы, поскольку знали латынь. Детей из бедных семей стали отсылать за границу. Там они обучались персидскому, турецкому, арабскому языкам, а также "литературным наукам", которые изучались в то время во Франции. Об академии стали говорить в Европе. С разрешения Синода, принятого в 1721 г., в учреждение начали принимать иностранцев. Их приравнивали к русским студентам.

В 1708 и 1710 гг. было издано 2 указа. Документы предписывали детям священнослужителей учиться в "латинских и греческих школах", и только по их окончании они могли рассчитывать на духовный чин. Однако молодые люди не проявляли энтузиазма в образовании. В этой связи с 1721 г. Синод стал требовать от священников расписки в том, что их дети окончат учебное заведение.

Академия не была популярна среди дворян, поскольку в ней было довольно много учеников из бедных семей. В 1729 г. половину студентов составляли дети солдат. Многим ученикам - выходцам из простого народа приходилось подрабатывать, чтобы обеспечить себя питанием. Такая же участь постигла и великого М. В. Ломоносова. В течение пяти лет он жил практически впроголодь, но обучение не бросил. После окончания обучения дети крестьян возвращались к своим помещикам. С 1277 г. простолюдинов перестали принимать в академию.

Действовавшая с года 1687 Славяно-греко-латинская академия имела самое обширное собрание книг в России. В ведение учебного заведения целиком и в вечное пользование была передана государственная библиотека. В академии был учрежден один из первых театров России. В основу его был положен школьный кружок, в котором Симеон Полоцкий поставил произведения "О Навуходоносоре", "О блудном сыне".

Первый официальный спектакль театра академии состоялся в 1701 г., в ноябре. Труппа ставила драму по евангельской притче о Лазаре и богаче. С этого года спектакли стали традиционными в жизни светского общества. В 1705 г. ставил трагикомедию "Владимир". Двумя годами ранее состоялся спектакль, считающийся одним из ярких за всю историю театра академии. Постановка представляла собой триумфальное действо и была посвящена взятию Нотебурга Петром. В спектакле война была изображена как борьба "русского Марса" со злыми силами. Последние были воплощены в образах "луны таврикийской" и "льва шведского". Постановка завершалась триумфальным въездом "русского Марса".

Здания в Москве

Сооружения, где располагалась созданная в году 1687 Славяно-греко-латинская академия, получили статус памятника архитектуры федерального значения. В процессе перестройки наземного перехода здания получили ряд повреждений. В 2009 г. Москомнаследие выступало за передачу сооружений академии под монастырскую функцию, существовавшую ранее. Об этом заявил председатель органа - Валерий Шевчук.

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные