СУЗ - Система Управления Знаниями - Наука и инновации – Росатом. «Росатом» делится знаниями – Книги – Публикации ВШЭ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики Перечень критериев критически важных знаний

Добрый день, меня зовут Глеб Смирнов. Я являюсь членом наблюдательного совета Russian Knowledge Management Solution, первого консорциума в области управления знаниями и инновациями, созданного на базе ведущих компаний из производственного сектора, а также секторов: информационных технологий, образования, работы с интеллектуальным капиталом и проектный менеджмент. Наш курс - о будущем, это взгляд вперед в контексте новой экономической реальности, где Знания стали наиболее ценным ресурсом, чем простое обладание доступом к природным ресурсам.

Эта статья показывает формальную сторону Управления знаниями. По сути сейчас я проговорю основные фокусы внимания, которые должны быть включены в современную KM систему. Конечно, по каждому элементу можно вести отдельную дискуссию не один час, поэтому только суть, только обзор, только реальный опыт ведущих российский и международных экспертов.

Из каких элементов должна состоять KM в организации?

Что имею в виду под "элементом"? Реальная рабочая практика в организации, которая может быть воспроизведена любое количество раз при соблюдении входных требований.

1. Первый блок элементов. Компетенции. Как говорилось в предыдущих блоках, основным носителем знаний является человек. Конечно же KM мыслит человека как очень сложную систему, но для работы необходимо упрощение. Поэтому когда мы говорим про компетенции, то нам необходимо сначала проделать предварительную работу: мы должны детально понимать бизнес-процессы организации и должны понимать заранее, каковы требования к квалификации персонала для реализации данных БП. Итого, мы имеем карту БП и аналогичную карту требований к компетенциям (как эта процедура реализуется - смотрите и изучайте самостоятельно, за рамками этого блока). Теперь необходимо реализовать следующий набор действий и процедур.

Сохранение КВЗ

Алгоритм работы с носителями критически важных знаний.

Порядок сохранения критически важных знаний в организации.

План-график по внедрению системы сохранения критически важных знаний

Типовая форма карты знаний организации

Типовой сценарий образовательного продукта на основе КВЗ.

Нормативный документ, регламентирующий установление требований к модели компетенций специалиста, задействованного в процессах управления корпоративными знаниями.

Проведение оценки

А как мы сможем сподвигнуть людей делиться и обмениваться знаниями, учиться у других. Как нам управлять вовлеченностью в Управление знаниями организации у сотрудников, как сделать соответствующую корпоративную Культуру?

Разработка концепции и плана мероприятий по управлению экспертными сообществами

2. Блок элементов "Контент"

Регламент административной поддержки контента НТИ.

Руководство по подготовке научно-технической документации для информационных коллекций портала НТИ.

Технология формирования классификатора НТИ.

Порядок наполнения электронной библиотеки (в соответствии с действующими ГОСТ)

3. блок "Управление интеллектуальной собственностью"

Зарубежные проекты

Международные проекты на территории Российской Федерации

Ускоритель с пучками ионов интенсивностью в 104 раз больше существующих данные о свойствах вещества при высоких концентрациях энергии и сверхвысоких давлениях для новой техники, вкл. оружейный комплекс, компьютерные методы обработки данных (GRID)

ФАИР - ускорительный комплекс для исследования тяжелых ионов (Германия, Дармштадт, 2011 - 2019)

ИТЭР – термоядерный реактор (Франция, Кадараш, 2007 - 2020)

Создание технологической базы термоядерной энергетики технологии промышленного выпуска сверхпроводников создание мощных гиратронов электротехника нового поколения

МБИР - многоцелевой исследовательский реактор на быстрых нейтронах (Россия, Димитровград, 2012 - 2019)

Новая исследовательская база для быстрой энергетики Превышает все работающие исследовательские реакторы: по мощности – 150 МВт; по нейтронному потоку - 6*1015 4 теплоносителя (газ, вода, Na, Pb)

9 стран – участников проекта 17,5 % - вклад Российской Федерации 4% - штат специалистов РФ Стоимость проекта – 1,07 млрд. евро

В 2012 году принято решение о размещении заказов в Российской Федерации на 60 млн.евро.

7 стран – участников проекта 9,5 % - вклад Российской Федерации 6% - штат специалистов РФ Стоимость проекта – 15 млрд. евро

Созданы высокотехнологичные производства в РФ для нужд зарубежных заказчиков с прогнозируемой выручкой до 50 млн.евро/год.

База для испытания новых видов топлива и материалов для реакторов на быстрых нейтронах Стоимость проекта – 16,4 млрд. рублей

Формирование, сохранение, распространение и использование знаний — важнейшая задача управления инновационной деятельностью Госкорпорации «Росатом» и её организаций.

Система управления знаниями (СУЗ), разработанная в отрасли, позволяет быстро и эффективно создать условия сохранения и эффективного использования интеллектуального капитала, необходимого для появления инновационной конкурентоспособной продукции и освоения новых рынков.

Деятельность по управлению знаниями охватывает все стадии жизненного цикла

Программы обучения

В рамках внедрения СУЗ, для подготовки квалифицированного персонала и изучения основных технологий и инструментов управления знаниями, в Госкорпорации «Росатом» разработаны обучающие курсы по управлению знаниями в атомной отрасли

  1. Семинар «Современные технологии управления знаниями в Госкорпорации «Росатом».

Программа состоит из трёх модулей:

  1. Работа с человеческим ресурсом (профессиональные сообщества)

Профессиональные эксперты, HR-специалисты, наставники, научный персонал, специалисты, связанные с обучением персонала производственным операциям, учёные секретари, члены учёных советов.

  1. Работа с контентом

Библиотекари, архивисты, исследователи в части НИОКР, специалисты, занимающиеся развитием технологических процессов на производстве.

  1. Работа с правами на РИД

Патентоведы, сотрудники отделов по работе с интеллектуальной собственностью, юристы.

  1. Бизнес-симуляция по управлению интеллектуальным капиталом

Изучение механизмов управления знаниями в Госкорпорации «Росатом» и оценка их влияния на работу организации (игровая форма проведения). Цель проведения:

  • Изучить механизмы управления знаниями в Госкорпорации «Росатом» и оценить их влияние на работу организации.
  • Донести до участников важность правильного управления знаниями:
  • Выявление и консолидация всех знаний, которыми обладает организация.
  • Оценка рисков утраты всех критически важных знаний и осуществление мер по их сохранению.
  • Извлечение и структурирование знаний.
  • Обеспечение доступности всех знаний в едином информационном поле (формализация).
  • Важность идентификации, защиты и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
  • Дистанционный обучающий курс «Современные технологии управления знаниями в Госкорпорации «Росатом».

Самостоятельное изучение методов и инструментов СУЗ.

Сохранение критически важных знаний – важнейший элемент СУЗ

Проект по сохранению критически важных знаний позволяет организациям систематически, своевременно и качественно сохранять накопленные уникальные знания и опыт экспертов. Система сохранения критически важных знаний была внедрена в научных организациях дивизиона в 2013 году. В течение 2015 года в научных организациях отрасли было выявлено более 280 экспертов-носителей критически важных знаний и около 300 соответствующих тематик. В проект сохранения критически важных знаний в 2015 году вовлечено 125 человек.

Оцифровка бумажных архивов

Специалистами АО «Наука и инновации» отработана схема оцифровки архивных материалов предприятий дивизиона (в абсолютном выражении уже оцифровано более 200 тысяч страниц). Для предприятий дивизиона организован доступ к системе «Эльзевир», сформирована система доступа предприятий дивизиона к порталу НТИ. В 2013 году был создан единый отраслевой информационный ресурс по управлению знаниями. Начиная с 2014 года корпоративная электронная библиотека (портал НТИ) объединяет 9 коллекций научно-технической информации включая мультимедийную библиотеку критически важных знаний, информационный портал Научно-технического совета Госкорпорации «Росатом». Классификация информации реализована на основе комплексного отраслевого классификатора НТИ. В отрасли созданы два мобильных центра оцифровки на базе Всероссийского ядерного центра ФГУП «РФЯЦ – ВНИИЭФ» и АО «ВНИИХТ». Задачей центров является создание индексированного электронного архива документации. Электронные архивы документации обеспечивают наиболее эффективную сохранность массивов информации и существенно экономят время научного персонала на поиск и работу с необходимым материалом. Деятельность ЦОД позволит в разы уменьшить погрешность при поиске информации в огромных массивах архивных данных и обеспечит структурированное хранение отсканированных материалов. Работа ЦОД будет осуществляться с применением высокопроизводительного оборудования, способного проводить скоростное сканирование документов различного типа, эффективно и быстро искать документы в базе уже отсканированных, интегрировать базу сканированных документов в системы документооборота и получать полнотекстовые документы после сканирования.

Социальная сеть профессиональных сообществ

Разработанная в 2013 году информационная система по управлению социальной сетью научных экспертов (ИС УКСС) успешно реализуется в 2015 году. Ключевыми результатами проекта определены:

  1. Инструменты и сервисы социальных сетей для обеспечения деятельности сообществ практиков Госкорпорации «Росатом».
  2. Формирование информационного пространства для:
    • онлайн-взаимодействия научных экспертов, накопления и структурирования знаний;
    • решения слабо структурированных и инновационных задач с привлечением широкого круга специалистов;
    • обеспечения широкого распространения информации о грантах, конкурсах, проектах и других аналогичных событиях.
ИСУПРИД

Электронная библиотека научно-технической информации

01.02.2013 , 16:19 | Пресс-служба ЗАО "Наука и инновации"

Москва, 1 февраля 2013 г. - Запущен новый (зимний) цикл публичных мероприятий в рамках проекта «Сохранение критически важных знаний». Первым событием текущего года стала открытая лекция профессора Р.Е. Кузина на тему «Ядерный топливный цикл и источники эмиссии радиоактивных отходов», прошедшая 31 января 2013 г. в ОАО «Ведущий научно-исследовательский институт химической технологии» (ОАО «ВНИИХТ»).

Выступление Р.Е. Кузина собрало более 30 молодых ученых ВНИИХТ, а также заинтересованных представителей предприятий Госкорпорации «Росатом». Видеоматериалы лекции в дальнейшем будут использованы при подготовке мультимедийной продукции по теме «Ядерный топливный цикл и источники РАО».

«Наш институт обладает огромным количеством уникальных, критических компетенций, и мы просто обязаны донести их до молодых специалистов, чтобы цепочка экспертной преемственности всегда оставалась прочной, - прокомментировал прошедшую лекцию А.Е. Егоров, директор ЗАО «Наука и инновации», управляющий по доверенности деятельностью ОАО «ВНИИХТ». -Кроме того, мы стремимся не просто передать знания: необходимо объяснить молодым ученым перспективу дальнейшего применения этого опыта, его практическую ценность. Мы хотим показать, как молодой специалист сможет завтра обеспечить семье и лично себе стабильно высокий доход, оставшись в науке и перенимая накопленный в институте и отрасли опыт вместо того, чтобы завтра уйти в какую-нибудь коммерческую фирму ради быстрого заработка».

«Формат открытой лекции удачен и эффективен, поэтому будет использоваться при реализации аналогичных программ и в дальнейшем, - отмечает В.А. Смольский, руководитель проекта во внедрению системы сохранения критически важных знаний в организациях Госкорпорации «Росатом». - Основное преимущество этого формата - интерактивность: молодые ученые получают возможность напрямую пообщаться с экспертами, стаявшими у истоков развития того или иного направления».

Проект «Внедрение системы сохранения критически важных знаний» стартовал в середине 2012 года. На сегодняшний день к нему подключены 5 пилотных организаций Блока по управлению инновациями Госкорпорации «Росатом». На 2013 год запланировано внедрение процесса во всех организациях БУИ ГК«Росатом», наполнение корпоративной библиотеки критически важных знаний на портале НТИ, проведение для специалистов Блока по управлению инновациями Госкорпорации «Росатом» обучающего семинара по организации процесса сохранения критически важных знаний.

Документы, регламентирующие порядок сохранения критически важных знаний, были разработаны с учетом рекомендаций МАГАТЭ, и собственного опыта организаций ГК «Росатом». Процесс сохранения знаний (методы выявления, оценки рисков утраты, извлечения, формализации, структурирования), а также мультимедийные продукты, использующиеся в качестве основного средства сохранения знаний, полностью разработаны специалистами НОУ ДПО ЦИПК.

О системе управления знаниями в высокотехнологичной компании мы беседовали с Лещенко Владимиром Олеговичем , начальником отдела системы управления знаниями АО «Наука и инновации» (научный дивизион Госкорпорации «Росатом»), заместителе председателя правления ассоциации «KM Альянс».


РЭУ: Каковы, на Ваш взгляд, обязательные компоненты работоспособной и успешной системы управления знаниями (СУЗ) в компании?

ЛВ: Я вижу несколько обязательных элементов успешной работы корпоративных СУЗ:

1.Поддержка топ-менеджмента

2.Наличие команды по внедрению и развитию СУЗ

3.Развитая ИТ-инфраструктура

4.Регламентированные бизнес-процессы

5.Система мотивации участников СУЗ


РЭУ: Как обеспечить жизнеспособность системы управления знаниями в условиях смены руководства/стратегии компании?

ЛВ: Если мы рассматриваем СУЗ, как бизнес-процесс компании, то такой вопрос не может возникнуть. Мы же не беспокоимся о том, будет ли работать бухгалтерия или интранет системы при смене руководства. Проектируйте СУЗ, по всем правилам проектирования бизнес-процессов и это снимет массу вопросов.


РЭУ: Если бизнес-процесс есть, то вопросов о лидерстве возникать не должно?

ВЛ : Не совсем так. Лидер безусловно должен быть. Но надо различать лидера и заказчика. Если нет заказчика, то любое лидерство на местах будет безрезультативным. Оно не найдет поддержку, ресурсов, последователей. Должен быть заказчик и заказчиков может быть несколько. Как правило, управление знаниями заказывают HR, как управление талантами, компетенциями, программой обучения и т.д. С течением времени одним из главных заказчиков становится производственный сектор, например, служба главного инженера, поскольку дефицит квалифицированных кадров именно на производстве у нас велик. Росатом начинал с научного блока. Заказчиком выступал научный дивизион, заинтересованный в коммерциализации знаний, неявных прежде всего. Из коммерциализации знаний был выстроен жизненный цикл знаний в Росатоме от появления знания до его применения\продажи. Конечный продукт Росатома, содержит в себе много элементов интеллектуальной собственности, которым необходимо обеспечивать правовую защиту. В охране нуждаются как отдельные элементы интеллектуальной собственности, так и продукт целиком, особенно это важно на международном рынке. В последствии на возможности УЗ стали обращать внимание и другие дивизионы Росатома, например, машиностроительный. Фишкой или ноу-хау управления знаниями Росатома, которые все знают, является жизненный цикл УЗ, включающий элементы интеллектуальной собственности.

РЭУ: Раскройте, пожалуйста, связь науки и УЗ.

ЛВ: Я сегодня на дискуссии увидел одну большую фундаментальную проблему – разрыв между практикой и теорией. У меня сложилось впечатление, что вузовское сообщество черпает знание о практике из книг. Возможно я не прав, но у меня сложилось такое впечатление.

Мы применяем инструменты УЗ, чтобы сблизить корпорации и студентов. Здесь роль СУЗа выступать в ином качестве. Что мы делаем? Во-первых, мы картируем компетенции как вуза, так и компании. Результаты картирования знаний позволяют заказывать вузу то, чего не хватает в корпорации.

Во-вторых, это вовлеченность студентов на старших курсах в проектные команды корпорации, чтобы они уже путем наставничества «learning by doing» учились непосредственно в корпоративном секторе. Это не практика, а инновационная проектная деятельность корпорации.

В-третьих, это участие студенческого сообщества в публикациях, в упаковке тех компетенций, практик, которые получены в компании. Зачастую ресурсов самой корпорации на это не хватает, а студенты здесь могут сильно помочь. Вопрос цифровизации – это конечно вопрос Y поколения и мы должны у них учиться, а не они у нас.

Управление знаниями как система – это очень крутой инструмент, но к сожалению, недооцененный российскими вузами. УЗ может стать местом сближения бизнеса и вузов, обеспечивающий точное соответствие подготовки студентов потребностям бизнеса и науки. Мы же все видим, что многие выпускники вузов не работают по тем направлениям, по которым проходили обучение. Это происходит потому, что студент выбрал изначально не то. Мы идем по старинке. У нас технология высшего образования осталась еще советской, в которой отсутствуют прямые заказы от корпорации. Вот здесь я вижу большую проблему.


РЭУ: Если рассматривать управление знаниями как международное движение, то куда оно идет, к чему стремится?

ВЛ: В международной повестке об управлении знаниями никто не говорит. Это мы в России только пришли к этому понятию говорим об этом. В международном сообществе говорят об управлении информационными моделями, про управление компетенциями, про управление талантами. Если говорить о трендах, то это конечно это применение в УЗ технологий искусственного интеллекта, нейросетей и т.д. Использование искусственного интеллекта с целью автоматизации типизированных процессов. Использование Big Data для принятия решений, эта тенденция приходит в крупный российский бизнес. Эффективность применения Big Data зависит от того, как будут собраны, верифицированы и классифицированы Big Data, а за это отвечает СУЗ. В современных условиях мы рассматриваем СУЗ не как самостоятельное явление, а как инфраструктуру для цифровой экономики, для управления интеллектуальной собственностью. Инфраструктура УЗ обеспечивает принятие решений на основе собранных и проверенных данных.


РЭУ: В какой бизнес-процесс компании встраивается СУЗ? Или СУЗ следует рассматривать как отдельный процесс?

ВЛ: Здесь все зависит от заказчика. Я уже говорил о том, что кто заказывает УЗ, тот и включает себе в процесс. Если это HR, то это бизнес-процесс наставничества или управления талантами. Если это инновационная деятельность, то соответственно это его бизнес-процесс. В Росатоме управление знаниями встроено как подпроцесс в разные направления бизнеса. В управлении интеллектуальной собственностью и инновационной деятельностью - это управление контентом, управление правами на РИД. У HR это - управление сообществами, наставничеством, талантами и т.д. На ранних стадиях УЗ проектировался как один бизнес-процесс. Но если вы обратитесь к современным публикациям по УЗ или в профессиональные сообщества, то вы увидите, что УЗ включен в массу других бизнес-процессов, помогающий юристам, инженерам или менеджерам по персоналу. Поэтому здесь нет универсального решения.

В идеале УЗ – это часть многих бизнес-процессов. Когда мы говорим, что это часть многих бизнес-процессов, то это автоматически переходит в категорию культуры работы организации. Человек должен ассоциировать себя с компанией. Что хорошо ему, то хорошо и компании. И наоборот. Если это осознание приходит, то мы на правильном пути. Если в культуре компании потребительское отношение, то ответ такой же. Если специалист вкладывает свое время и интеллект в компанию, то и отдача должна быть соответствующей. Это касается и вузов, кстати, тоже. А компаниям очень важно, что будет творится вузах. Мы принимаем сотрудников- выпускников вузов. Соответственно если мы принимаем сотрудников из вузов где нет УЗ, то мы получаем сотрудников без парадигмы УЗ внутри. Поэтому Росатом кровно заинтересован в том, чтобы СУЗ, которая была апробирована в компании и накоплена хорошая практика, применялась и в вузах тоже. Именно с этой целью проект был безвозмездно передан в Минобрнауки России для передачи СУЗ Росатома в образовательные учреждения страны. Мы заинтересованы в этом потому, что вузы - поставщики квалифицированных кадров.


В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные