Победа в разных видах искусства. Образы борьбы и победы в искусстве. с греческой скульптурой Ники Самофракийской - богини победы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюлячинского района Тюлячинская средняя общеобразовательная школа

Сценарий урока

музыки

5-й класс

Тема урока:

«Образы борьбы и победы в искусстве»

подготовила учитель музыки

1 квалификационной категории

Хабирова Светлана Петровна

Тема II полугодия : «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока : «Образы борьбы и победы в искусстве»

Тип урока : урок сообщения и усвоения новых знаний

Цель : Создать условия для осознания общности и специфики разных видов искусства в создании образов борьбы и победы.

Планируемые результаты обучения:

Научить анализировать и обобщать многообразие связей музыки и скульптуры. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении. Углублять понимание музыкального искусства и его проникновение в жизнь человека.

Предметные: Сформировать представление о специфике отражения образов борьбы и победы в симфонии № 5 Бетховена. совершенствовать навыки анализа музыкальных и живописных произведений. показать взаимосвязь музыки с изобразительным искусством; закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности.

Метапредметные: Развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, способность к эмоционально - чувственному восприятию, формировать мыслительную деятельность учащихся.

Личностные: воспитывать целеустремленность, стремление преодолевать трудности в разных жизненных ситуациях, быть ориентированными на проявление интереса к культурному наследию.

Технологии : деятельностного подхода,проблемного обучения (поисковый метод), развивающего обучения (вовлечение обучаемых в различные виды деятельности), критического мышления.

Методы и приемы : интерактивные (работа в группе), словесный, наглядный, размышления о музыке, индукции и дедукции, эмоциональной драматургии, сравнительный анализ, обобщение.

Формы урока: фронтальная, индивидуальная, парная

Музыкальный материал:

Бетховен. Симфония № 5, 1 часть

Бетховен. Симфония № 5, 3 часть

Бетховен. Симфония № 5, 4 часть

Я. Дубравин. Мы в доме одном живем.

Визуальный ряд:

Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская»

Лисипп «Геракл, борющийся со львом»

Микеланджело «Юный раб», «Бородатый раб»

П. Корин «Александр Невский»

Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ».

Комплексно – методическое обеспечение: синтезатор, ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, ноты к музыкальному произведению.

Ход урока:

Эпиграф:

«Музыка должна высекать огонь из

души человеческой»

(Людвиг ван Бетховен)

1.Орг момент. Музыкальное приветствие.

2.Мотивация учебной деятельности. Давайте вспомним, ребята над какой темой мы с вами работаем с начала 2 полугодия? (музыка и изо)

Правильно, на протяжении нескольких уроков мы говорим с вами о родстве изобразительного искусства с музыкой. Какие выразительные средства объединяют эти искусства? (темп, ритм, динамика, жанр, строение…)

Чтобы перейти к теме нашего урока, сначала я прочитаю вам стихотворение В. Урина, а вы попробуйте определить о ком говорится в нем?

Стих В. Урина

Когда своё достоинство мы раним

И, как бы болью горечь познаём,

Препятствие беседует с желаньем

Как ветер с возникающим огнём.

И это дерзкий ветер, как награда,

Чтобы ещё сильнее запылав,

Ты не боялся, где решиться надо,

И сознавался, если ты не прав.

Пусть кажется – нелепая затея,

Но лучше сделать, а потом жалеть,

Чем ничего не сделать, сожалея,

И в трудности при жизни умереть!

(Ответы детей.)

Да, здесь говорится о людях решительных, отважных, которые не боятся трудностей, смело смотрят «ветру в лицо». Одним словом, о героях, готовых бороться и побеждать.

Итак, тема нашего урока «Образы борьбы и победы в искусстве» (презентация)

Я хочу сейчас пригласить вас в музей, где представлены работы авторов. живших в разное время, но их объединяет общая тема борьбы. В роли искусствоведов будут ваши одноклассники.

На экране

1.Крылатая богиня Победы «Ника Самофракийская»

Неизвестному автору удалось мастерски передать естественный порыв движения. Богиня запечатлённая, в лёгком стремительном шаге вперёд, кажется, не замечает резких и сильных порывов ветра. Высеченная из мрамора, она предназначалась для установки на высокой отвесной скале маленького острова Самофрака. Его жители хотели, чтобы крылатая богиня Ника всегда напоминала им об одержанной победе над флотом ассирийского царя. Образ открывает зрителю возможность ещё и ещё раз пережить радость победы, ощутить силу ветра и безбрежность морских просторов.

2. Скульптор Лисипп «Геракл, борющийся со львом».

В скульптуре с удивительным мастерством передан страстный накал поединка не на жизнь, а на смерть. Мы видим решающий момент этой борьбы, когда Геракл своей могучей рукой сжимает шею льва. Зверь задыхается, пытается освободиться, впивается когтями в тело героя, но силы уже покидают льва.

3.Микеланджело «Восставший раб» .

Статуя является вершиной скульптурного творчества Микеланджело, олицетворяет героическую борьбу человека за свое освобождение. Мы видим прекрасного и сильного юношу, пытающегося разорвать путы. Скульптура передает предельное напряжение сил, отчаянный порыв к свободе.

4.Следующее произведение- картина работы живописца Павла Корина «Александр Невский».

Это произведение Корин нарисовал в годы. Великой Отечественной войны в 1942-1943 гг. Велика была вера художника в мужество и стойкость советского народа. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси.

Картина представляет прославленного военачальника в шлеме и рыцарских латах, с огромным мечом в руках, стоящего на страже земли русской. Образ доблестного рыцаря-патриота овеян духом борьбы за свободу Родины. Уверенная горделивая постановка фигуры, грозное лицо полководца передают чувство величайшей стойкости русского народа.

5.Эжен Делакруа «Свобода ведущая народ». Долгой и сложной была работа над картиной. Смысловым центром картины становится фигура Свободы – прекрасной женщины с трёхцветным знаменем в руке. В едином порыве она увлекает за собой восставших, придавая силы раненому солдату, воодушевляя на подвиг детей и взрослых.

Учитель:

От красок шумно и светло,

Картины воздух обступили.

Мы музыку сюда введём,

Чтобы они заговорили.

В нашем музее представлен необычный портрет великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена – памятник Бетховену в г. Вене.

Проблемный вопрос : Почему среди прочих изображений здесь представлена фигура композитора?

Сегодня мы будем слушать музыку Бетховена и определим каков его герой.

Слушание фрагмента III части Симфонии №5 Бетховена.

(Работа в парах) Задание. Ответьте на вопросы:

1.Кто или что представляет из себя главный герой симфонии?

2.Каким вы его представляете?

3.Что с ним происходит в этой части симфонии?

(В герое борются два человека – слабый и сильный, с одной стороны-тревога, сомнение, жалобные интонации, у виолончелей и контрабасов в низком регистре, с другой – повелительная, резкая, призыв к действию, маршевые интонации, у труб и деревянных духовых).

Музыку этой симфонии композитор определил как тему своей судьбы. А о главном мотиве, открывающим симфонию №5 сам Бетховен сказал «Так судьба стучится в дверь». (Показ интонации Бетховена).

Судьба… Что означает это слово? В каких случаях мы обращаемся к нему? Что имеем в виду?

Д.: Жизненные испытания, трудности, преодоление. Судьба может быть счастливой, а может стать горькой долей.

Необычна и судьба самого композитора.

Учитель: Что вы знаете о судьбе Бетховена?

Сколько раз судьба грозно и трагически стучала в его дверь: обездоленное сиротское детство, одиночество, униженное положение музыканта – слуги… И в молодые годы может быть самый страшный удар судьбы – болезнь и глухота.

Действительно, в годы написания симфонии Бетховен стал абсолютно глухим, однако композитор преодолевает удары судьбы. В ответ на её вызов он бросается в битву со всей силой своего могучего духа и действительно берёт, по его собственному выражению, «судьбу за глотку», создавая одно за другим произведения, полные волевого порыва, радости жизни и веры в светлые идеалы.

Борьбе со всеми несправедливостями мира посвятил свою 5-ю симфонию Бетховен. Главный замысел его музыки: «через борьбу – к победе, через тернии – к звездам».

Об этом и рассказывает нам Пятая симфония. Но прежде, как вы понимаете симфонию? В музыкальном искусстве много жанров – опера, балет, концерт, романс… С чем симфонию можно соотнести, например, в литературе?

Д.: Симфония похожа на большой рассказ, повесть, роман, в жизни героев происходит что-то очень значимое, порой драматичное.

У: Сейчас мы слушали фрагмент её третьей части, представляющий своего рода героический центр симфонии.

Но что было до этого? О чём поведал Бетховен в первой части симфонии? Открывает её тема-эпиграф, о которой композитор сказал: «Так судьба стучится в дверь!»

Какая должна быть музыка, рисующая образ судьбы? Какими, по вашему мнению, средствами можно воплотить образ судьбы? Какой вы её слышите?

Предположения учащихся

Реальный вариант

Характер

Грозная. мрачная, сильная. страшная

Интонации

маршевые

Медные духовые, струнные

Динамика

Форте, фортиссимо. Нарастание динамики

Портрет человека

Мужественный, борющийся,сопротивляющийся

Кто побеждает

У: Как думаете, чем закончится борьба героя с судьбой? Ответить на вопрос поможет главная тема 4 части симфонии. Передайте в дирижерском жесте характер образа этой музыки.

Слушание IV части симфонии. (Дирижирование в характере музыки)

У: Что мы услышали в музыке, какую атмосферу?

Д : Победу, праздник, ликование, гордость, величие. мелодия победного, песенно – маршевого характера, фанфары медных духовых инструментов.

Подведение итогов.

У: Почему музыка Бетховена может звучать в нашем музейном зале? Что ее роднит со всеми произведениями искусства, представленными здесь?

(образ преодоления, победы, торжества)

Удалось ли Бетховену воплотить замысел симфонии (: «через борьбу – к

победе, через тернии – к звездам»)?

У.: Подумать только, уже два столетия живёт эта музыка, волнует людей. В чём её сила воздействия? Что находят в ней люди?

Д .: Самих себя! Наверное, каждому человеку предстоит пережить трудности, испытания, может быть неуверенность в себе и даже отчаяние. Люди находят в музыке Бетховена героя, которому хочется подражать, быть похожим на него.

И конечно, нам всем в жизни необходимы любовь и поддержка, тепло и забота близких людей, друзей, все то, о чем поется в песне «Мы в доме одном живем», которую мы с вами сейчас и исполним.

Исполнение песни «Мы в доме одном живем»

Рефлексия.

Что у вас вызвало затруднение на уроке?

Что понравилось на уроке?

Что нового вы узнали на уроке??

Какую музыку хотели бы услышать (исполнить) еще раз?

Домашнее задание : нарисовать образ героя симфонии или героя песни, чтобы выразить свое отношение к музыке, прозвучавшей на уроке.

Ученица 6в класса МБОУ "СОШ№5" г.Канаш Ч.Р. Володина Валерия

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре. В этой работе можно поближе познакомиться с произведениями различных искусств, в которых воспеваются их подвиги, а также вспомнить песни военных лет, ведь наше поколение зачастую не знают те песни, которые пели, отправляясь на фронт или после боя, наши деды и прадеды.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки российской федерации
ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И. Я. Яковлева»
Факультет художественного и музыкального образования

Кафедра теории, истории, методики музыки

«МУЗЫКАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ШКОЛЬНИКА»

Выполнила работу ученица 5в класса

МБОУ «СОШ№5» г.Канаш Ч.Р.

Володина Валерия

Руководитель: учитель музыки

Демина Н.Е.

2015г.

О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства: литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре. Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство русского человека. До наших дней дожили древние былины, воспитывающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселяющие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражении.

Я не случайно выбрала тему доклада «Образы борьбы и победы в искусстве». Мне было интересно узнать о героях Отечества, поближе познакомиться с произведениями различных искусств, в которых воспеваются их подвиги, а также вспомнить песни военных лет, ведь наше поколение зачастую не знают те песни, которые пели, отправляясь на фронт или после боя, наши деды и прадеды.

Русские композиторы, художники, поэты очень часто обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины.

Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Почему?

На эти вопросы я и постараюсь ответить.

С древних времен со всех концов на Русь нападали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

Я предлагаю сегодня вспомнить музыкальные произведения, с которыми мы встречались на уроках музыки, посвященных теме защитников Родины.

Итак, и в музыке, и в живописи, и в литературе есть много примеров воплощения образа героизма, победы, но разными средствами, ведь каждое искусство говорит своим языком. Главным персонажем былин, картин и музыкальных сочинений является защитник земли русский-богатырь. Кто такие богатыри?

Богатыри - персонажи былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги религиозного или патриотического характера. В исторических записях и летописях сохранились указания на то, что некоторые события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси, на заставе. Эти образы были воспеты в произведениях литературы.

Кто же обращался к этому образу в музыкальном и изобразительном искусствах? Конечно, каждый русский человек знаком с картиной В.Васнецова «Богатыри», которую художник писал почти 20 лет.

А в музыке к образу богатырской удали обратился русский композитор А.П. Бородин в своей симфонии № 2. После того, как композитор показал свой шедевр друзьям, композиторам «Могучей кучки», музыкальный критик В. Стасов тут же назвал ее «львицей». М.Мусоргский представил в симфонии славянский героический образ,

но Стасов, подумав, предложил Бородину название «Богатырской симфонии», композитор не стал возражать против такого толкования его замысла, и симфония осталась с ним навсегда. Давайте послушаем несколько строк этой героической музыки. (слушание). Что же изобразил композитор в музыке симфонии? В первой теме я представила сбор, игры, сражения богатырей, а во второй – слышна безмерная их любовь к родной земле.

Не только русские композиторы обращались в своем творчестве к героическим образам. «Симфония №3» немецкого композитора Л.В. Бетховена рождалась в самое тяжелое время жизни композитора, связанного с потерей слуха. Он нашел радость в своем искусстве, воплотив величественный замысел Третьей симфонии, которую, по словам его учеников, он первоначально посвятил Наполеону, но узнав о том, что тот провозгласил себя императором, «разорвал титульный лист с посвящением сверху донизу и швырнул на пол». В дальнейшем эта симфония получила название «Героическая». Симфония пронизана мощ-ной динамикой образов борьбы и поражений, торжествующей радости и героической смерти, пробуждающихся сил. Их движение завершается ликующим победным торжеством. (Слушание симфонии №3)

Идея героической защиты Родины, народного патриотизма - одна из ведущих в русском искусстве. Как же она отразилась в опере?

Опера “Иван Сусанин” вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы является подвиг русского крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью, который пожертвовал своей жизнью для спасения Родины, Отечества. В арии Сусанина «Ты взойдешь, моя заря» слышатся глубокая скорбь, душевная боль и в то же время мужество русского человека.

(Слушание Арии Сусанина)

Примером образов борьбы в музыке является так же опера А.Бородина «Князь Игорь», в основе сюжета которой лежит замечательный памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». Опера писалась в течение 18 лет, но так и не была завершена. После смерти Бородина, его друзья, композиторы А.Глазунов и Н.А. Римский – Корсаков дописали и инструментовали большую ее часть. Слово о полку Игореве» повествует о походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича на половцев. Из тщеславия он захотел добиться победы без помощи других князей и потерпел поражение. Осуждая междоусобные распри, неизвестный создатель поэмы страстно призывал русских князей к единению. Эпический склад оперы проявляется в героических музыкальных образах, в неторопливом, как в былинах, течении действия. Игорь в опере близок по духу к образам былинных богатырей. В его Арии «Ни сна, ни отдыха» - мы видим многогранный портрет героя; здесь запечатлены и горестные думы о судьбе родины, и страстная жажда свободы. (слушание Арии Игоря).

Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую бы не затронула война.

С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми.
Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Эти слова из поэмы «Василий Теркин» Александра Твардовского говорят о том, что в песнях военных лет люди черпали душевные силы. Воевал весь наш народ, воевала и песня.

Какие же песни были написаны на войне или о войне?

Это, конечно, известная каждому русскому человеку песня -гимн, в которой слышится призыв к борьбе профессора Б.А.Александрова «Вставай, страна огромная, вставай, на смертный бой». Песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы до стен рейхстага в Германии.

«Эх, дороги». Песня – воспоминание о пройденных дорогах войны.

Песня «В землянке» - первая лирическая песня в годы войны. Она стала необычайно популярной на фронте и в тылу. В годы войны песню исполняли Л.Утесов, Л. Русланова – знаменитые певцы прошлых лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых.

Говоря о песнях военной тематики, нельзя не вспомнить одну из популярных песен – песню «Катюша», Матвея Исааковича Блантера и Михаила Васильевича Исаковского. Это песня о любви, которая укрепляла веру в победу, вселяла бодрость, помогала солдатам выполнять свой долг. Но не только в песне жила Катюша, ее именем народ ласково окрестил грозное оружие, наводящее ужас на врага. Это были реактивные гвардейские минометы. Песня приобрела мировую известность.

Более полувека прошло после окончания войны. Все меньше остается в живых тех, кто «ковал» великую победу. В годы войны наша страна потеряла многих и многих сыновей и дочерей. Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников отечества, это нашло отражение и в песнях. Эти песни – свидетели тех героических лет.

В годы войны наша страна потеряла многих сыновей и дочерей, которые могли бы жить вместе с нами, воспитывать своих внуков и правнуков. Я сейчас попрошу всех встать и почтить минутой молчания память тех, кто погиб в годы ВОВ. (минута молчания).

Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодию и слова:
Этот День Победы порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах… - никто не остается равнодушным. Все вы, наверное, догадались, о какой песне я говорю. Это песня «День Победы», Давида Тухманова и В. Харитонова, которую ветераны войны считают своей фронтовой. Я предлагаю исполнить песню всем вместе. (Исполняем).

Спасибо за внимание!

«Список использованных источников информации».

  1. Сайт «Бельканто. Классическая музыка, опера и балет».

http://www.belcanto.ru/igor.html

  1. Программа «Музыка. 5-7 классы» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Статья « КОГДА ГОВОРЯТ ПУШКИ, МУЗЫ НЕ МОЛЧАТ».

Министерство образования и науки РФ Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №23 им. Б.А. Кучера»

Сценарий урока

музыки

5-й класс

Тема II полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока:

«Образы борьбы и победы в искусстве»

подготовила учитель музыки

ГБОУ «СОШ №23 им. Б.А. Кучера»

Волкова Лариса Ивановна

Севастополь

2016г

Тема семестра: «Музыка и изобразительное искусство»

Тема урока: «Образы борьбы и победы в искусстве»

Планируемые результаты обучения :

Предметные : - помочь учащимся выявить общие и отличительные черты в героической музыке славянского и западноевропейского композиторов, показать взаимосвязь музыки с изобразительным искусством; закрепить знания учащихся о некоторых средствах музыкальной выразительности; Повысить уровень компетенций в вокально-хоровой работе: одновременное вступление и снятие по жесту учителя, чистоту интонирования, ритмическую точность при исполнении песни «Крым» муз. и сл. А. Ермолова. ; Эмоционально воспринимать героическую музыку, соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями.

Личностные :- Формировать чувство любви уважительного отношения к русской музыке и музыке западноевропейских композиторов, интерес к героической истории. Воспитывать художественно-эстетический вкус и культуру восприятия произведений искусства. Воспитать эмоционально-ценностное отношение и интерес к классической музыке и к искусству, и воплощенных в них героическихобразов. Метапредметные : - Развивать критическое, образное, рефлексивное мышление, способность к эмоционально - чувственному восприятию, совершенствовать навык работы с разными источниками информации. Формировать художественное восприятие музыки, умение эстетически подходить к любому виду деятельности.

Задачи урока: Раскрыть образный строй одной из самых знаменитых симфоний – Симфонии №5 Людвига ван Бетховена. Проследить за творческим процессом сочинения музыки композитором, особенностями её симфонического развития.

УУД (универсальные учебные действия).

Познавательные – Сформировать знания о героической музыке, об особенностях музыки русской богатырской музыки и героической музыки Бетховена.

Регулятивные – уметь самостоятельно поставить цель работы, обдумать замысел, выработка внимания, саморегуляции, дисциплинированности;

Коммуникативные – уметь обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, обсуждать результаты работы;

Личностные – ответственно относится к учебе, иметь мотивацию к учебной деятельности; быть сориентированными на проявление интереса к культурному наследию. Формировать чувство любви и уважительного отношения к героической музыке.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Технологии: интегративные, интерактивные, компьютерные.

Методы и приемы: интерактивные (работа в группах), словесный, наглядный, размышления о музыке, индукции и дедукции, метод забегания вперед и вовращения к пройденному, эмоциональной драматургии, сравнительный анализ, обобщение, элемент игры, прием коллективных ответов.

Музыкальный материал:

1. Песня «Крым» музыка и слова А. Ермолова.

2. Л. В. Бетховен. Симфония №5 (I -я часть).

3. А. Бородин. Симфония №2 «Богатырская» (I -я часть).

Визуальный ряд:

4. В.М.Васнецов. Картина «Богатыри».

Оборудование: фортепиано, доска, карточки – оценки, CD , телевизор.

Мультимедийное оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, DVD .

Эпиграф:

«Музыка должна высекать огонь

из души человеческой»

(Л. В. Бетховен)

Ход урока

    Организационный момент.

    Музыкальное приветствие

Добрый день вам, добрый день

В мире музыки, фантазии и песен,

Добрым будь, смелым будь,

И с искусством в волшебный путь.

III . Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока.

У:- Вспомните: над какой темой мы с вами работаем с начала II полугодия?

Д:- Тема «Музыка и изобразительное искусство»

У: - Правильно! На протяжении нескольких уроков мы говорим о родстве изобразительного искусства с музыкой, и убеждаемся в том, что музыка действительно способна отображать не только то, что мы слышим, но и то, что мы видим и чувствуем.

У.: Какие выразительные средства объединяют эти искусства?
Д.: Темп, ритм, динамика, жанр, строение…
У:- Как вы считаете, что такое «героический поступок»?

Д:- Поступок, свойственный герою, готовый к подвигу.

У:- Сегодня мы продолжим разговор о героических образах в разных видах искусства.

IV . Актуализация опорных знаний.

У:- посмотрите на эту репродукцю на доске (слайд №2), (обращаю внимание на репродукцю картины).

У:- Кто изображен на этиой репродукции?

Д:- на репродукции изображены богатыри.

У:- Можем ли мы назвать их героями?

Д:- Да

У:- Какую симфонию мы слушали на предыдущем уроке?

Д:- Симфонию №2 «Богатырскую» А.Бородина. (слайд №3)

У:- К какой музыке она принадлежит - к программной или непрограммной?

Д:- Она программная.

У:- Послушайте еще раз экспозицию « Богатырской симфонии» и скажите, какие образы возникают в вашем воображении, когда вы слушаете эту музыку?

Д:- богатырские, мужественные, героические.

У : - С какой картиной она ассоциируется?

Д:- «Богатыри». В.М.Васнецова.

V .Слушание музыки. У : Перейдем к теме сегодняшнего урока и запишем её в тетрадь.
Ребята, много лет назад, во время Второй мировой войны чешский писатель Юлиус Футчик, будучи фашистским заключенным, тайно от своих истязателей писал книгу, в которой несколько раз упоминал музыку Л. В Бетховена. Как вы думаете, почему это происходило?
Д.: Может быть потому что музыка Бетховена ему нравилась?
У.: Мы пока оставим этот вопрос без обсуждения, а перейдем к следующему…
«О, душа моя, ныне – Бетховен с тобой!»

Ученик : - Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в немецком городе Боне. Родные Людвига обладали музыкальными способностями: так, его дед играл на скрипке и пел в хоре придворной капеллы князя, наместника Бонна. Здесь же в качестве певца-тенора работал и отец композитора Иоганн ван Бетховен. Свой музыкальный талант Людвиг стал проявлять очень рано и отец сам занимался развитием таланта маленького музыканта, но делал это очень неумело и жестоко. Часто возвращаясь с веселой вечеринки ночью он поднимал Людвига с постели, заставлял играть, если же сын отказывался – его наказывали. Такие «уроки музыки» должны были подавить желание маленького Бетховена заниматься музыкой, но в музыке он находил своего самого верного друга. Спустя годы он заставил говорить о себе как о замечательном музыканте, но умирает мать и все заботы по воспитанию двух младших братьев ложатся на его плечи… Семья Бетховеных переживает нелёгкие времена безденежья, однако Людвиг сопротивляется судьбе и выстаивает. Новое испытание к нему приходит тридцатилетнем возрасте – это нарастающая глухота и безответная любовь, но и этими испытаниями он справляется. Единственной отрадой в своей жизни теперь Бетховен видит в музыке. Он ее любит, он ей предан как самой достойной из женщин на земле. Умер великий композитор в 1827 году в совершенном одиночестве, и последними его словами были: «Я слышал грозу… Утро».
Учитель: -- Симфония №5 посвящена судьбе земли, судьбе человечества. «Почему я пишу? То, ЧТО у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот потому-то я и пишу», – говорил Бетховен.
Ребята, я прошу обратиться к вопросам-заданиям на нашей доске.
Нашей целью сегодня будет «расшифровать» музыку Бетховена: попытаться понять, о чем он нам рассказывал музыкой и описать всё это.
Итак, письменно ответьте на вопросы:

    Кто, или что представляет из себя главный герой симфонии? Каким вы его представляете?

    Что с ним происходит в этой части симфонии?

Слушание 1 части Симфонии №5 Людвига ванн Бетховена.

Слушание (выборочно) детских мини-сочинений.

У.: Ребята, давайте определим главную идею первой части симфонии (ведь это только начало рассказа), запишем ее графически и постараемся придумать к ней свои слова.

В ходе работы у нас сочинялось следующее: – Кто это здесь, что за герой? – Кто это здесь, кто ты такой? Дети пришли к утверждению, что главный персонаж – несомненный Герой, который многое перенес и продолжается сопротивляться действительности как сам Бетховен.

У.: Бетховен пишет эту симфонию в 1902 году, всё чаще испытывая глухоту, его предаёт любимая девушка – Джульетта Гвиччарди, которая предпочитает не только более богатого человека, но и, как она считает, более талантливого музыканта! Глухота! Бедность! «Я схвачу судьбу за глотку!» – кричит Бетховен. Идеи революции в Европе становятся для него родственными «Свобода, равенство, братство!». И в отличие от Наполеона, Бетховен этим идеалам не изменял!
А музыкальную тему, к которой мы только что сочиняли свои слова, Бетховен называл «Так судьба стучится в дверь».

Учитель:- Героические образы музыки Бетховена часто сравнивают со скульптурой итальянского художника Микеланджело «Восставший раб» и греческой скульптурой Ники Самофракийской – богини победы. Как вы думаете, почему это происходит, что связывает изобразительное искусство и музыку Бетховена?

(Репродукции в учебнике «Музыка» Сергеевой-Критской 5 класс, страница122).

Дети отвечают на вопросы устно, а после – заполняют самостоятельно таблицу, служащую сравнительным анализом выразительных средств музыки и ИЗО.

Устный анализ работы в таблице не проводится, так как это проверочное задание.

Учитель :- Ребята! Незадолго до первой мировой войны газеты всего мира сообщили о трагической гибели огромного океанского парохода “Титаник”. В открытом море “Титаник” наскочил на плавающую ледяную гору-айсберг и затонул. (Слайд №12).

В первые же минуты катастрофы обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей, находящихся на пароходе…

И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра. Они вышли со своими инструментами в руках, расселись в таком порядке, как всегда сидели на концертах, и заиграли…

Как вы думаете, что? - Музыку Бетховена

Они играли Третью симфонию Бетховена. Героическую симфонию героического композитора. Симфонию великого музыканта, чья жизнь и чьё творчество были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. Они обрушивались на него с первых и до последних дней его жизни.

Смертельно раненный “Титаник” погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество.

Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей тело корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.

Слушание 1 части Симфонии №3 Людвига ван Бетховена (фрагменты) .

У.: Совсем недавно японский ученый Масару Эмото сделал замечательное открытие. Об этом даже создан фильм «Послания воды: тайные коды кристаллов льда». Он доказал, что вода всё понимает и даже сама может многое рассказывать. Для воды можно исполнить музыку, а после этого её нужно заморозить в жидком азоте и рассмотреть удивительные получившиеся кристаллы под микроскопом. Вода может чувствовать и понимать разную музыку от рок-музыки до молитвы. А вот как вода видит Симфонию №5 Людвига ван Бетховена. Оцените…

VI .Физминутка:

У :- Представьте, что я – солдатский старшина. Я приглашаю своего помощника, и предлагаю провести физминутку.

У: - Под какую музыку ходили солдаты?

Д : - Под марш.

У:- Как ходили солдаты, как рахмахивали саблей в бою? Помаршируем немного и мы вместе с помощником, помашем саблями.

VII . Вокально-хоровая работа.

У:- Ребята, совсем скоро мы будем отмечать 2-ю годовщину нашей Крымской вены ? Сколько героизма потребовалось нашим людям, чтобы отстоять свою волю- жить так, как хочет народ.

У: - На предыдущем уроке мы выучили песню о нашем Крыме.

У: Кто её написал?

Д:- композитор А. Ермолов. (Слайд № 15 ).

У:- Сегодня мы продолжим работу над песней.

Обратите внимание на характер песни.

У:- Как нужно её исполнять?

Д:- Энергично, весело, бодро.

У:- Но не крикливо.

Исполнение песни.

(Исполнение песни классом стоя )

У: - Удалось ли вам выразить все свои чувства?

Д:- Да.

У.: Ну что ж, мы сегодня неплохо потрудились, давайте подведем итог и ответим устно на вопросы-задания в карточках.

    Почему так популярна Симфония №5 Бетховена? Какое значение она имеет для современников?

    Смогли ли мы определить, «что на сердце» у Бетховена?

    Бетховен в этом сражении с судьбой оказывается побежденным или победителем?

    Что может связывать искусства разных временных исторических периодов?

    Что вам понравилось сегодня на уроке?

    Что из выполненного получилось хорошо?

    Что нужно было бы доделать?

    Какое отношение имен работа Масару Эмото «Послания воды. Тайные коды кристаллов льда» к Симфонии №5 Бетховена?

И последний мой вопрос на сегодня! Мы наш урок начали с книги чешского писателя-антифашиста Юлиуса Футчика, который был арестован гестапо, но чудом выжил. Какое значение для него имела музыка Бетховена?

Фрагмент главы 4 из книги Юлиуса Футчика «Репортаж с петлей на шее»

Майское интермеццо 1943 года. Сегодня Первое мая 1943 года. И дежурит тот, при ком моно писать. Счастье! Какое счастье быть в этот день снова хотя бы на минуту коммунистическим журналистом и писать о майском смотре боевых сил нового мира!
Не жди рассказа о развевающихся знаменах. Ничего подобного не было. Сегодня было все намного проще. Здесь всего лишь несколько коммунистов – мужчин и женщин. Да, не меньше, ибо это смотр сим, которые сейчас проходят под ураганным огнем и превращаются не в пепел, а в сталь. Это смотр в окопах во время битвы. А в окопах нет парадности, там носят полевую форму. Все это ты чувствуешь по таким мелочам… Не знаю, поймешь ли ты меня, товарищ, когда прочтешь мои слова, если ты даже не пережил всего сам. Постарайся понять. Поверь, в этом была сила.
Утренний привет из соседней камеры: сегодня оттуда выстукивают два такта из Бетховена торжественнее, настойчивее, чем обычно, и стена передает их тоже в ином, необычном тоне.
Мы стараемся одеться получше. И так во всех камерах.
К завтраку мы уже в полном параде…

VIII . Вывод урока.

У:- Сегодня на уроке мы сравнили произведения визуального и музыкального искусства.

У:- Какие средства выразительности помогли нам почувствовать героические образы в музыке?

Д:- Темп, динамика, вид, лад, мелодия, ритм.

У: - Помогла ли нам музыка визуально увидеть образы героев?

Д:- (Да, помогла)

У:- Вдохновляя друг друга мы вместе можем создавать настоящие грандиозные произведения!

Выход детей под музыку из класса.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Образы борьбы и победы в искусстве Людвиг ван Бетховен Симфония №5 Урок музыки в 5 классе по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. Автор: Изотова Светлана Владимировна, учитель музыки ГБОУ СОШ №303 Санкт-Петербурга Образы борьбы и победы в искусстве. Людвиг ван Бетховен Симфония №5

2 слайд

Описание слайда:

Посвящение Бетховену Где брал он эти сумрачные звуки Сквозь плотную завесу глухоты? Соединенье нежности и муки Ложащееся в нотные листы. Касаясь верных клавиш лапой львиной И встряхивая гривою густой, Играл не слыша ноты ни единой, Глухою ночью в комнате пустой. Текли часы и оплывали свечи Шло мужество наперекор судьбе. А он всю совесть муки человечьей Рассказывал лишь самому себе. И убеждал себя и верил властно, Что и для тех, кто в мире одинок, Есть некий свет, рожденный не напрасно, А музыка- бессмертия залог. Большого сада шорохи и скрипы Вели свой разговор сквозь полусон. И слушали в окне раскрытом липы Все то, чего не слышал он. Луна над городом встает все выше, И глух не он, а этот мир вокруг, Который вещей музыки не слышит, Рожденной в счастье и в горниле мук. Всеволод Рождественский

3 слайд

Описание слайда:

Людвиг ван Бетховен 1770-1827 В его творчестве классическая музыка достигла своей вершины и открыла перспективы развития симфонизма в 19 веке. Стиль Бетховена - ГЕРОИКО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ - монументальный плакатный, лозунговый. Вывел симфонию из салонного исполнения на ораторский уровень, с большим революционным пафосом. Современник событий Великой Французской буржуазной революции конца 18 века, провозгласившей СВОБОДУ, БРАТСТВО И РАВЕНСТВО ЛЮДЕЙ, он запечатлел в музыке, что творцом этих преобразований является народ, простой человек. Ведущий жанр творчества Бетховена – СИМФОНИЯ. «Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет, не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности»

4 слайд

Описание слайда:

Симфония Сонатно-симфонический цикл Часть1 Сонатнаяформа Экспозиция Allegro ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ (Г.П),СВЯЗУЮЩАЯ ПАРТИЯ (С.П.), ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ (П.П.), ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПАРТИЯ (З.П.) Разработка Развитиеразличныхтемэкспозиции Реприза ГЛАВНАЯ ПАРТИЯ (Г.П),СВЯЗУЮЩАЯ ПАРТИЯ (С.П.), ПОБОЧНАЯ ПАРТИЯ (П.П.), ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПАРТИЯ (З.П.) Часть 2 Andante(Adagio) Трехчастная форма (А- В- А) Часть 3 Menuetto(Scherzo) Трехчастная форма (А- В- А) Часть4 Allegro Сонатная форма.

5 слайд

Описание слайда:

Симфония №5 . 1804-1808 «От мрака к свету, через борьбу к победе» «Так судьба стучится в дверь» Главная партия I часть – сонатное аллегро Тембр Ритм Интонация Побочная партия

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

III часть – СКЕРЦО Интонация ФОРМА Ритм Тембр Темп III и IV части исполняются без перерыва

8 слайд

Михайлова Татьяна
Урок музыки в 5 классе «Образы борьбы и Победы в искусстве»

Урок в 5 классе

Название : Образы борьбы и победы в искусстве

о солдате» муз. В. Соловьёва-Седого, сл. М. Матусовс-

Дидактические : Учить учащихся анализировать музыкальное произведение с

помощью средств музыкальной выразительности на

примере увертюры «1812 год» . Формирование истори-

ческого самопознания и достоинства. Создание художест-

венного образа в песне «Баллада о солдате» .

Развивающие : Развивать творческое воображение , логическое мышление.

Нравственные : Воспитывать чувство коллективизма, уважение к истории

своего народа, патриотизм.

Тип урока : комбинированный

Форма проведения : урок-диалог

Жанр урока : урок-размышление

Оборудование : - портрет П. И. Чайковского;

Иллюстрации к увертюре «1812 год» ;

- наглядность : музыкальный термин «увертюра» ;

Аудиозапись с музыкальным произведением ;

- раздаточный материал : листы для творческого задания, для

игры «Почта» , для «мозгового штурма» .

Искусство – это грандиозная

память нравственного, эмоционального

опыта человека.

Д. Шостакович

Музыка – бездонный источник для

ума и сердца.

Ход урока

Сегодня мы с вами совершим путешествие в историческое прошлое нашей страны и поможет нам в этом музыка русского композитора XIXв. П. И. Чайковского. А именно увертюра «1812 год» .

Что это за дата в истории русского народа? (Ответы детей) .

Мы знаем, что слово «увертюра» означает… (Ответы детей : музыкальное вступление к опере , балету.)

А вот эта увертюра является самостоятельным музыкальным жанром , то есть звучит отдельным произведением, независимым, представляя нам рассказ о тех давних событиях. П. И. Чайковский очень образно изобразил противоборствующие силы с помощью главных песен обоих государств… (Ответы детей : гимнов) .

Во Франции – это «Марсельеза» .

Играю мелодию «Марсельезы» .

А образ русского народа , я думаю, вы услышите сами.

Итак, мы неоднократно говорили о том, что музыка обладает силой воздействия на человека. Давайте прослушаем увертюру, и вы поделитесь своими впечатлениями об этом произведении.

Слушание увертюры.

Проведение «Мозгового штурма»

на слово «увертюра» .

Я рада, что вы услышали в музыке торжественность , праздничность и это не случайно, так как эта увертюра была написана в честь открытия храма Христа Спасителя. Наверное, поэтому в музыке П . И. Чайковский очень ярко изобразил звучание колокольного звона - символ христианской веры, который издавна возвещал о чём? (Ответы детей : о времени для труда и отдыха, бодрствования и сна, веселья и скорби).

Как вы думаете, о чём говорил этот звон – о празднике или о несчастье? (Ответы детей : о несчастье, звучал набат) .

Вспомните, где звучала тема французской армии – в начале, в середине или в конце увертюры? (Ответы детей : в начале увертюры) .

Чем эта музыка сопровождалась ? Что этим хотел сказать композитор? (Ответы детей : слышны пушечные выстрелы, говоря о том, что французская армия наступает).

Какой главной песней России того времени была представлена тема русского народа?

Играю мелодию «Боже, царя храни»

Что это за мелодия? (Ответы детей) .

Как можно назвать те моменты в жизни, когда звучит гимн? Какие это ситуации? (Ответы детей : в самые ответственные, важные моменты для людей и страны).

Для чего звучит гимн? (Ответы детей : для того, чтобы испытать либо чувство гордости за страну, либо для того, чтобы собраться с силами , с духом и сделать очень важное дело).

И, кстати, историческая справка. Современный гимн, претерпев изменения в тексте, был написан в 1944г. во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Поэтому так ощутимо в его мелодии стремление мощным потоком объединить миллионы сердец в борьбе за справедливость .

И тем более гимн «Боже, царя храни» нужен был нашим солдатам идти в бой за кого? (Ответы детей : за Бога, Россию, царя) .

И легендарному полководцу М. Кутузову, который в ходе этой войны принял сложное решение – отступить, отдать Москву, но не просто отдать, а сжечь её. Для чего, как вы думаете? (Ответы детей) .

Отступить необходимо, так как силы были неравные. Надо было восполнить армию и людьми, и боеприпасами и дать решительный отпор французам. Это решающее сражение произошло на Бородинском поле. Этот исторический факт хорошо описан в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» , а также в поэме М. Лермантова «Бородино» , которому в этом году исполняется 200 лет со дня рождения.

Повторное слушание с дифференцированным

творческим заданием. (Дети работают в группах :

рисуют музыкальную линию , сочиняют стихотво-

рение, пишут сенканы).

По окончании слушания дети представляют свои

Группам предлагается задать друг другу вопросы.

(Проводится игра «Почта» )

(Учитель задаёт свой вопрос всему классу : - Я считаю, что эта музыка , современной молодёжи не нужна. Она ей не интересна. А как считаете вы? Докажите. (Ответы детей) .

И сейчас, я хочу обратиться к эпиграфу . (Читаем все вместе эпиграф) .

Как вы его понимаете? (Ответы детей) .

И у меня к вам последние вопросы. Кто является главным человеком на любой войне? Без кого не было бы победы в сражениях ? Кто выносит на своих плечах все тягости военного времени? (Ответы детей - солдат) .

Исполнение песни «Баллада о солдате» .

Проводится индивидуальное и групповое

оценивание.

В качестве домашнего задания я попрошу вас узнать, в каких произведениях искусств отражается тема войны 1812 года.

Приложение

,Музыкальная линия” или ,Цветная линия”

Содержание игры заключается в том, что дети слушают музыкальное произведение , делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке . При повторном слушании произведения детям предлагается нарисовать линию, которая соответствовала бы мелодической линии этого произведения, и обосновать свой выбор. На последующих этапах можно использовать цветные карандаши, чтобы ярче показать настроение и характер, при этом просить детей обосновывать свой выбор цвета и линии.

Правила написания сенкана :

Тема – 1 существительное;

Описание темы - 2 прилагательных;

Действие, которое происходит – 3 глагола или 3 слова с одним глаголом;

Мое отношение – фраза из 4-х слов;

Синоним к теме – 1 слово.

Игра «Почта»

. «Почта» - игра используется в качестве закрепления пройденного материала. Ребята могут самостоятельно, либо по рядам, либо в группах написать вопросы на листах бумаги, положить их либо в шапку, либо в конверт, а «почтальон» или посыльный разносит их по классу , передавая ребятам из других групп, после чего каждая группа сообща обсуждают ответ на полученный вопрос и отвечает. Для роли посыльного или почтальона можно привлекать слабых детей. Как вариант, дети могут сделать из бумаги самолётики, на которых пишут вопрос и запустить их в сторону другой группы.

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные