Голландское проникновении и утверждение на территории Индонезии в первой половине XVII века. Презентация на тему «Культура Индонезии Западноевропейская культура XVII века

Индонезия – это страна, находящаяся на множестве тропических островов. Каждый индонезийский остров имеет свою уникальную культуру, архитектуру, народ и традиции. В Индонезии есть все – джунгли, тропические леса, озера, действующие вулканы и, конечно же, райские пляжи. В Индонезии Вы встретите дружелюбных жителей, а также сможете увидеть восход Солнца над красивейшими буддистскими храмами.

География Индонезии

Индонезия расположена в Юго-Восточной Азии и Океании. Индонезия – это архипелаг, в состав которого входят более 17,5 тысяч островов Индийского и Тихого океанов, включая Калимантану, Суматру, Яву, и Новую Гвинею (обитаемы только 6 тысяч из них). Индонезия граничит с Малайзией, Восточным Тимором и Папуа-Новой Гвинеей. Другие близлежащие страны – Сингапур, Филиппины, Палау и Австралия. Общая площадь этой страны – 1 919 440 кв. км.

Значительную часть территории островов, входящих в состав Индонезии, занимают горы. Самая большая местная вершина – гора Пунчак-Джая на острове Новая Гвинея, высота которой достигает 4 884 метра.

Географическое положение Индонезии обуславливает, что в этой стране очень сильная сейсмическая и вулканическая активность. т.е. в Индонезии часто происходят землетрясения и извержения вулканов. Однако, специальные службы уже могут предсказывать все эти катаклизмы. Вообще, в Индонезии сейчас насчитывается около 150 активных вулканов, включая «знаменитые» Кракатау и Тамбора.

На острове Калимантану есть три самые большие реки Индонезии – Махакам, Барито и Капуас.

Столица

Столица Индонезии - Джакарта, в которой сейчас проживают более 9,7 млн. человек. Археологи утверждают, что поселение людей на месте современной Джакарты существовало уже в I веке нашей эры. Однако, сам же город официально был основан в 1527 году.

Официальный язык

Официальный язык в Индонезии – индонезийский, относящийся к австронезийской языковой семье.

Религия

Более 88% населения Индонезии являются мусульманами (в основном мусульманами-суннитами). Еще около 8% населения этой страны относят себя к христианам.

Государственное устройство Индонезии

Согласно действующей Конституции 1945 года, Индонезия – это парламентская республика. Ее глава – Президент, избираемый на 5 лет.

Парламент в Индонезии двухпалатный – Народный консультативный конгресс, состоящий из Совета народных представителей (560 депутатов) и Совета представителей регионов (132 депутата). Парламент страны имеет право объявить импичмент президенту.

Главные политические партии в Индонезии – «Демократическая партия», партия «Голкар»», «Дем-я партия борьбы Индонезии», «Партия справедливости и благоденствия», и «Партия национального мандата».

Климат и погода в Индонезии

Климат в Индонезии экваториальный с элементами субэкваториального. Вообще, в Индонезии очень жарко и влажно. Среднегодовая температура воздуха составляет +27,7С. Среднегодовое количество осадков – 1 755 мм. Сезон дождей в этой стране приходится с октября по апрель. Однако, дожди бывают и в т.н. «сухой сезон».

Некоторые путешественники любят отдыхать в Индонезии и в сезон дождей (октябрь-апрель). В это время дожди в Индонезии идут обычно вечером не больше 2 часов. Все остальное же время Индонезия очень гостеприимна. В этот сезон, как правило, цены на отели в Индонезии гораздо меньше, чем в сухой сезон.

На Суматре и Яве сезон дождей длиться с ноября по март (дожди выпадают во второй половине дня). Лучшее время для поездки на Яву или Суматру – май-сентябрь.

На острове Бали сезон дождей приходится на октябрь-март. Однако, на Бали между тропическим душем очень много солнца и яркого голубого неба. Поэтому на Бали можно отдыхать и в сезон дождей. Лучшие же месяцы для поездки на Бали – с мая по август.

Остров Сулавеси, удивительное место для пляжного отдыха, имеет две противоположные климатические зоны. На юго-западе этого острова период муссонов продолжается с октября по март, а на севере – с июня по июль. На побережье Сулавеси температура воздуха может достигать +34С, а в середине острова, на возвышенности - +24С.

Средняя температура воздуха на острове Бали:

Январь - +26С
- февраль - +26С
- март - +27С
- апрель - +27С
- май - +28С
- июнь - +27С
- июль - +27С
- август - +27С
- сентябрь - +27С
- октябрь - +27С
- ноябрь - +27С
- декабрь - +27С

Океан в Индонезии

Берега индонезийских островов омывают теплые воды Индийского и Тихого океанов.

Средняя температура моря возле острова Бали:

Январь - +29С
- февраль - +29С
- март - +29С
- апрель - +28С
- май - +28С
- июнь - +28С
- июль - +27С
- август - +27С
- сентябрь - +27С
- октябрь - +27С
- ноябрь - +27С
- декабрь - +27С

Реки и озера

На некоторых индонезийских островах есть много рек. Самые большие реки протекают по острову Калимантану (это реки Махакам, Барито и Капуас). На острове Суматра находится крупнейшее вулканическое озеро на Земле – озеро Тоба.

История Индонезии

На территории Индонезии предки современных людей жили уже во времена нижнего палеолита (яванский обезьяночеловек и флоресский человек). Примерно 45 тыс. лет назад на территории современной Индонезии появился человек разумный. Причем Индонезию заселяли представители негроидной и монголоидной рас.

Первые государства в Индонезии существовали уже в IV веке н.э. - Кутай и Тарума, а позже – Шривиджая. На все эти государства большое влияние оказывала Индия и буддизм.

В XIII века достигает свого расцвета империя Маджапахит. В это же время в Индонезии начинает распространяться ислам.

Европейцы в Индонезии появились в начале XVI века. Это были португальские мореплаватели. Затем на Индонезию стали претендовать голландцы, образовавшие в 1602 году Нидерландскую Ост-Индскию компанию. В это время на территории современной Индонезии существовало несколько государств, среди которых следует выделить султанат Матарам. Постепенно эти государства становились колонией Нидерландов.

В 1811 году Индонезия стала колонией Великобритании. Однако, после окончания Наполеоновских войн Великобритания вернула Индонезию Нидерландам.

В первой половине XX века индонезийцы образовывают несколько политических партий (например, Коммунистическая партия Индонезии и Национальная партия).

Весной 1942 года Индонезия (Нидерландская Ост-Индия) была захвачена японскими войсками. Оккупация японцами Индонезии продолжалась до августа 1945 года. Именно в августе 1945 года была провозглашена независимость Индонезии. Однако Нидерланды не захотели расставаться со своей колонией, и развязали военные действия. Боевые действия закончились только в 1950 году. Президентом страны был избран Сукарно.

В марте 1968 года Народный консультативный конгресс избрал президентом Индонезии Сукарто, который раньше командовал сухопутными войсками.

С 2004 года президент Индонезии избирается прямым всеобщим голосованием.

Культура

Современная культура Индонезии представляет собой результат взаимодействия традиций разных народов, которые живут в этой стране. Кроме того, заметное влияние на индонезийскую культуру оказали португальские торговцы и голландские колонисты.

В повседневной жизни индонезийцы руководствуются принципами взаимной помощи («gotong royong») и обмена мнением («musyawarah»), что помогает прийти к согласию («mufakat»).

Индонезийское искусство находится под очень сильным религиозным влиянием. Традиции знаменитых танцевальных драм Явы и Бали восходят к индуистской мифологии (в них можно заметить влияние индуистских эпосов «Рамаяна» и «Махабхарата»).

В Индонезии туристам мы рекомендуем обязательно увидеть местные фестивали, которые проводятся повсеместно и практически каждый месяц. Самые масштабные из них – фестиваль Галунган на Бали, представления «балета Рамаяны» на Яве, Праздник молчания на Бали, буддистский фестиваль Весак в Боробудуре, Пасхальный парад на острове Ларантука.

Кухня

Основной продукт питания в Индонезии – рис, однако, в восточной части страны распространен картофель, кукуруза, саго и маниока. Естественно, что очень большую часть в индонезийской кухне занимает рыба и различные морепродукты (устрицы, креветки, омары, крабы, кальмары). Кроме того, индонезийскую кухню невозможно представить без кокоса (из него делают масло, а мякоть добавляют во многие блюда).

Что касается мяса, то в Индонезии популярна говядина и мясо птицы. Свинину можно найти только в китайских ресторанах или в тех районах, где живет мало мусульман.

Традиционные индонезийские блюда – «nasi goring» (жареный рис), «mie goring» (жареная лапша), и «gado-gado» (овощи с яйцами в арахисовом соусе).

В Индонезии очень много самых разнообразных экзотических фруктов (джекфрут, дуриан, папайя, ананас и манго).

Традиционный алкогольный напиток в Индонезии – вино tuak, которое делают из пальмового красного сахара. Однако, большинство индонезийцев пьют черный чай, т.к. ислам запрещает алкоголь.

Достопримечательности Индонезии

Будьте уверены, что путешественникам в Индонезии не скучно. Конечно, отдыхать на пляжах под индонезийским небом, - это огромное удовольствие. Но ведь иногда хочется побывать и в интересных местах. Таких интересных достопримечательностей в Индонезии очень много. В десятку лучших индонезийских достопримечательностей, на наш взгляд, могут войти следующие:


Города и курорты

Самые большие индонезийские города - Сурабая, Бандунг, Медан, Тангеранг, Бекаси, Депок, Палембанг, Семаранг, Макасар, и, конечно же, Джакарта.

Благодаря своему географическому положению в Индонезии есть отличные условия для отдыха. Туристы уже давно оценили такие острова в Индонезии, как, например, Бали и Ломбок. Однако, некоторые другие индонезийские острова предлагают возможности для прекрасного отдыха ничуть не хуже. Советуем обратить внимание на острова Папуа, Лембонган, Сулавеси, Суматра, Калимантан, Ява.

Практически каждый отель в Индонезии предлагает спа-услуги. Вообще, многие утверждают, что самые лучшие спа-процедуры делают именно в Индонезии. Особенно разнообразны спа-программы на острове Бали.

Традиционные индонезийские спа-услуги включают в себя молочную ванну («Mandi susu»), которая считается ванной красоты принцесс Явы, «Mandi luhur», «цветочные ванны» (в теплую воду добавляют лепестки жасмина, гардении, гибискуса, магнолии), которые, как правила, являются заключительным этапом спа-сессии.

Кроме того, в индонезийских спа применяется обертывание в травы (используется, чтобы удалить примеси из организма и вылечить пятна на коже), а также традиционный массаж.

Сувениры/покупки

Из Индонезии в качестве сувениров обычно привозят изделия из бамбука и кокоса (например, корзины, коврики), деревянные ложки, миски, статуэтки, раскрашенные церемониальные маски, ткани «батик» и «икат» (а также, например, скатерти из этих тканей), куклы Ваянг, традиционный музыкальные индонезийские инструменты («гамелан», барабаны, бамбуковые флейты), чай.

Часы работы учреждений

Государственные учреждения:
Пн-Пт: 08:00-16:00

Считается, что самые первые жители индонезийского архипелага пришли из Индии или Бирмы. В 1890 году, в Восточной Яве были найдены окаменелости питекантропа (homo erectus), возрастом приблизительно 500 000 лет. Более поздние мигранты ("малайцы") приехали из южного Китая и Индокитая, и начали населять архипелаг приблизительно в 3000 до н.э. Мощные группы, типа буддистской империи Срайвиджая и индусского королевства Mataram, появились на Яве и на Суматре к концу 7-ого столетия. Последнее значимое королевство, основанное индусами, было Majapahit в 13-ом столетии. Последующее распространение ислама на архипелаге в 14-ом столетии вынудило Majapahits отступить в 15-ом столетии к Бали.

Индонезия включает в себя полный диапазон разнообразных обществ и культур. Однако, образование, средства массовой информации и политика национализма, которую во всю проводило правительство, создали определенную индонезийскую национальную культуру. Отличительная кухня Индонезии и ее ремесла, сразу же вынесли ее на международную арену.

Батик, искусство наложения воска на ткань и последующее создание красочных и драматических картин, производится повсюду в Индонезии, а центром этой деятельности является Джакарта на Яве. Другие формы ремесел представлены такими видами, как ikat - ткань специального плетения из разукрашеных ниток; songket - шелковая ткань с золотыми или серебряными нитями; и крис - художественные работы, часто украшенные драгоценностями. Яванские wayang - марионеточные пьесы и гамелан - гипнотическая музыка, составленная главным образом из ударных инструментов - также популярные артистические формы.

На большинство блюд индонезийской кухни оказали влияние китайцы, но некоторые блюда в Паданге на Суматре, являются действительно исконно индонезийскими. Везде, куда бы вы не путешествовали в Индонезии, вы увидете продавцов закусок, типа картофеля, сладких орехов, бисквитов или фруктов. Рис - основа каждого блюда, он кладется в суп или подается на гарнир, учавствует в салатах и маринадах. Разнообразие тропических фруктов повергло бы в обморок любого продавца зелени из Европы. Это и яблоки со вкусом крема, дурио, гуавы, джак-фрукты, манго, папайя, стар-фрукты и рамбутаны.

Социальные и религиозные обязанности, в течение долгого времени, сформировали специальный кодекс поведения, который называют адат или традиционный закон. Ислам - преобладающая религия архипелага, она немного разбавлена элементами индусского буддизма, адата и анимизма. В Яве есть сотни мест, где сконцентрирована духовная энергия, которую, по поверьям, могут поглощать последователи. Несмотря на длинный колониальный период, попытки миссионеров преобразовать индонезийское население в христиан, ни к чему не привели.

13. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

(XVII – XIX ВВ.)

13.1. Западноевропейская культура XVII века

Социальные изменения, которые произошли в эпоху Возрождения, подготовили переход западнлевропейского общества к новому состоянию, к новой ступени развития культуры. Этот переход осуществлялся через буржуазные революции. В конце XVI века произошла первая буржуазная революция в Нидердандах, в результате которой на севере страны возникла буржуазная республика Голландия, а юг страны, получивший название Фландрия, оказался под протекторатом Испании. В середине XVII века произошла Английская буржуазная революция, в ходе которой был казнен в 1649 г. король Карл I. В этих странах установился новый буржуазный строй. Быстро преодолевались феодальные формы хозяйства, стремительно развивались индустриальное производство и предпринимательство. Все это сформировало уникальную культуру, выделившую Европу из всего остального мира. Поэтому начавшийся период получил название Новое время.

Однако, в большинстве стран Европы в XVII веке господствовали позднефеодальные отношения, а формой правления был абсолютизм. Образцом такого правления была Франция. Церковь активно противостояла новым веяниям в идеологии и культуре. Движение контрреформации наиболее сильным было в Италии и Испании. Одновременно в Европе получает распространение протестантизм, который стал духовно-нравственной основой Нового времени. Новое мировоззрение сказалось и на религиозных представлениях. Зарождается деизм – представление о Боге как каком-то средоточии разума, Бог перестает быть творцом мира.

Пересматриваются взгляды на общество и государство. Английский философ Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.) впервые представил государство не как

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

божественное создание, а как результат сознательной деятельности людей. Основной формой правления он считал абсолютную монархию. Свои взгляды он изложил в книге «Левиафан». Нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.) развил учение Гоббса о государстве, но высшей формой власти считал демократическое правление и выдвинул идею о праве человека на свободу.

В Новое время начинает стремительно развиваться наука: сначала – математика и механика, затем естествознание. С этого времени наука опирается на наблюдение, опыт, научный эксперимент. В XVII веке начали возникать научные организации – научные общества и Академии наук. Так, в 1635 году была создана Французская Академия, а в 1660 году – Лондонское Королевское общество.

В астрономии Галилео Галилей и Иоган Кеплер развили и обосновали гелиоцентрическую теорию Коперника, установили законы движения всех тел,

в том числе и небесных. И. Ньютон, Г. Лейбниц и Р. Декарт создали математические методы, позволившие точно определить и рассчитать различные явления. Паскаль, Бойль, Мариотт, Торричелли начали изучение жидкостей и газов, а Декарт и Ньютон начали разработку теории света. Изобретение микроскопа способствовало развитию биологии. Важными изобретениями прикладной науки было изобретение маятниковых часов Гюйгенсом, телескопа и микроскопа Галилеем.

В XVII веке была открыта Австралия, что завершило эру великих географических открытий.

Развитие точных и естественных наук дало толчок развитию философии, которая развивалась в тесной связи с наукой. Родоначальником английского материализма был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626). В своем трактате «Новый Органон» он провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой и предложил реформу научного метода познания, основой которого

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

считал обращение к опыту. Философия Бэкона оказала огромное влияние на философию эпохи Просвещения, предложенная им классификация знаний была воспринята французскими энциклопедистами.

В истории западноевропейского искусства XVII век является времен расцвета национальных художественных школ Фландрии, Голландии, Испании, Франции. Однако искусство этого периода характеризуется и рядом общих черт. Расширение представлений об окружающем мире приводит к отказу от антропоцентризма, характерного для культуры Возрождения. Теперь на только человек, но и окружающий его мир становятся предметом изображения в литературе и искусстве. В живописи появляются новые жанры: пейзаж, натюрморт, изображение животных, бытовой и исторический жанр. Дальнейшее развитие получает портрет, который возник в эпоху Возрождения. Важным моментом в развитии западноевропейского искусства в XVII веке явилась смена последовательного развития мировых художественных стилей на их параллельное развитие. Если до этого в Европе романский стиль сменился готическим, а затем на смену ему пришел стиль Возрождения, то в XVII веке почти одновременно возникают и развиваются большие мировые стили – барокко и классицизм, которые носят наднациональный характер, и охватывают разные виды искусства. В связи с этим можно наблюдать сочетание этих стилей в разных видах искусства, особенно в архитектуре.

Барокко. Ведущим стилем в искусстве XVII века было барокко. Этот стиль возник в Италии в конце XVI века. Затем барокко получает развитие и в других странах, где были сильны феодальные отношения и католическая церковь Фландрии, Испании, Германии. Он нашел свое отражение в архитектуре, скульптуре, живописи, музыке.

Искусство барокко было направлено на поддержку католической церкви в ее борьбе с Реформацией и поэтому оно стремилось воздействовать на чувства людей. Однако искусство барокко достаточно противоречиво. С одной стороны,

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

оно прославляло феодальную знать и католическую церковь, а с другой в нем проявлялись новые, прогрессивные представления о безграничности и изменчивости мира, интерес к окружающей человека среде и к природе.

Для архитектуры барокко характерна постройка грандиозных дворцов и церквей, создание городских и парковых ансамблей. Все здания отличались монументальностью и криволинейными очертаниями, интерьеры украшались лепкой, резьбой, позолотой, многоцветной скульптурой, колоннами, живописными плафонами (потолками), которые создавали иллюзию бесконечного пространства.

В XVII веке архитектура барокко получает наибольшее развитие в Риме. Самым тесным образом архитектура была связана со скульптурой, которая украшала фасады и интерьеры церквей, вилл, городские дома, парки, надгробия, фонтаны. В барокко иногда трудно разделить работу архитектора и скульптора. Выдающимся итальянским архитектором и скульптором был Джованни Лоренцо Бернини (1598 – 1680 гг.). Главное его творение – колоннада на площади собора св. Петра в Риме. Он оформил королевскую лестницу в Ватикане, создал в Риме фонтан Тритона на площади Барберини и фонтан Четырех рек на площади Нанова.

В архитектуре Франции, Англии, Германии в XVII – в начале XVIII вв. наблюдалось сочетание барокко и классицизма. Значительными постройками во Франции в XVII века были Лувр (архитектор Перро) и загородная резиденция французских королей Версаль (архитекторы Л.Лево и Ж.Ардуэнг-Мансар). В Англии ведущим архитектором 2 полов. XVII – начала XVIII вв. был К.Рэн. Самое значительное его произведение – собор Св.Павла в Лондоне. В Германии XVII век представлен знаменитыми постройками: Цвингер (или Цитадель) – часть большого ансамбля для праздников под открытым небом в Дрездене; одноэтажный дворец Сан-Суси в Потсдаме. В этих постройках элементы барокко вынесены на фасады зданий.

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Живопись барокко представлена картинами на религиозный, мифологический и аллегорический сюжет, парадными портретами и натюрмортами. В картинах реальность сочетается с фантазией, религиозность – с подчеркнутой чувственностью. Картины барокко отличаются яркостью красок и монументальностью фигур.

Наибольшее развитие живопись барокко получила во Фландрии. Основными заказчиками произведений искусства являлись дворяне, высшее бюргерство и католическая церковь. Выдающимся фламандским художником был Питер Пауль Рубенс (1577 – 1640 гг.). Его живопись обладает национальными особенностями. В картинах преобладает жизнеутверждающее начало, отсутствует мистика и экзальтация. Писал картины на религиозный («Водружение креста», «Снятие с креста») и мифологический («Похищение дочерей Левкиппа», «Битва греков с амазонками») сюжеты. Большое внимание уделял портрету («Автопортрет с женой Изабеллой Брандт», «Портрет камеристики», «Елена Фоурмен с детьми»). Творчество Рубенса оказало большое влияние на развитие западноевропейского искусства, особенно XIX века.

Видным представителем фламандской школы XVII века был также Антонис ван Дейк (1599 – 1641 гг.) В его творчестве значительное место занимают картины на мифологический и религиозный сюжет («Сусанна и старцы», «Св. Иероним», «Мадонна и куропатками»). Но главным жанром ван Дейка становится портрет. Он пишет портреты прелатов церкви, аристократов, богатых бюргеров. В 1632 г. художник уезжает в Англию и становится основателем школы портретного искусства в этой стране (портрет Карла I на охоте; портрет Томаса Уортона).

В музыку в XVII веке постепенно начинают проникать светские мотивы, возникают новые жакры. В рамках стиля барокко была создана опера. Одну из первых опер написал итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567 –

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

1643 гг.). Самое известное его произведение опера «Орфей» (1606 г.), в которой впервые в музые передана глубина человеческих чувств. Стиль барокко просуществовал в западноевропейской культуре до середины XVIII века.

Классицизм. В середине XVII века в Италии возникает новое направление в культуре – классицизм, который просуществовал в западноевропейской культуре до 30-х годов XIX века. В течении этого времени классицизм прошел несколько этапов развития и пережил весьма значительные изменения. В XYII веке этот стиль наиболее ярко проявился в дворянской культуре Франции. Классицизм нашел отражение в архитектуре, литературе и театре, изобразительном искусстве.

Характерной чертой классицизма является обращение к традициям античности и Высокого Возрождения. Идеология классицизма сформировалась под влиянием философии Рене Декарта (1596 – 1650 гг.), который считал, что идеал прекрасного вечен и неизменен, и он уже воплощен в произведениях античности и Высокого Возрождения. Мастера классицизма не стремились показать окружающую действительность и конкретных людей. Они создавали облагороженный мир, идеальные образы. Сюжетом для их произведений служила античная история, мифология и Библия.

Большое развитие в рамках классицизма получили литература и театр. Официальным направлением в литературе Франции классицизм был признан с момента образования в 1635 г. в Париже Академии литературы. Во второй половине XVII века начинается новое развитие французского театра. В частности, в 1680 г. возник театр «Комеди Франсез».

Литература классицизма делилась на высокие (трагедия, ода, эпопея) и низкие (комедия, басня, сатира) жанры. Сюжетам «высоких» жанров были мифология, исторические события, государственная жизнь, героями – монархи, полководцы, мученики за веру. Драматический конфликт трагедий – это борьба между общественным долгом и личными чувствами. Родоначальником

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

классицизма в литературе Франции стал Пьер Корнель (1606 – 1684 гг.), автор трагедий «Сид», «Гораций», «Эдип» и др. Корнеля считают создателем французского театра. Также известным драматургом этого периода был Жан Расин (1639 – 1699 гг.), который написал трагедии «Андромаха», «Береника», «Федра» и др.

Авторы «низких» жанров стремились показать жизнь людей среднего класса и поэтому комедии писали живым языком, без излишнего пафоса. Большое влияние на развитие мировой драматургии оказала творчество Мольера (настоящее имя Жан Батист Поклен, 1622 – 1673 гг.), знаменитого комедиографа и актера. В своем творчестве сочетал классицизм и традиции народного театра. Создал жанр социально-бытовой комедии, в который высмеивал сословные предрассудки дворян, ограниченность буржуазии, ханжество и лицемерие церковников, скупость, тщеславие. Пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Тартюф, или Обманщик» вошли в золотой фонд мировой драматургии.

Известным автором басен был французский поэт Жан Лафонтен (1621 – 1695 гг.), который в своем творчестве опирался на античные традиции (басни Эзопа), использовал так называемый животный эпос. В его произведениях абсолютная монархия и аристократическое общество сравнивались с царством кровожадных и хищных зверей. В это время свои знаменитые сказки написал Шарль Перро (1628 – 1703 гг.). Его сборник «Сказки матушки Гусыни» включает сказки «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Золушка», «Кот в сапогах».

В XVII в. классицизм постепенно начинает проникать в культовую архитектуру. Архитекторов занимает проблема соотношение ансамбля дворца и парка. Наиболее ярко эти идеи воплотились в строительстве Версаля – загородной резиденции французских королей. Для всех построек характерно

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

четкость и геометрическая правильность зданий, регулярная планировка, обращение к античному ордеру.

Основоположником классицизма в живописи был французский художник Никола Пуссен (1594 – 1665 гг.), писавший картины на мифологические и литературные темы. Строгая уравновешенность композиции, культ природы и преклонение перед античностью – характерные черты его творчества. Наиболее известные картины «Смерть Германика», «Танкред и Эрминия», «Пейзаж с Полифемом», цикл «Времена года».

В середине XVII века во Франции была основана Академия живописи и скульптуры, которая дала возможность государству управлять искусством. Также важную роль в художественной жизни Франции сыграла королевская Мануфактура Гобеленов, где создавались предметы прикладного искусства: мебель, драгоценная утварь, шпалеры и др.

Реализм в живописи. В XVII веке стиль реализм сформировался только в живописи. Первым реалистическим течением был «караваджизм», названый по имени итальянского художника Микеланджело Меризи де Караваджо (1573 – 1610 гг.). Стремился показать окружающую действительность, стал основателем бытовой живописи и натюрморта в искусстве Италии. В своих картинах изображал простых людей и даже изгоев общества («Лютнист», «Игроки», «Вакх»). Большое место в его творчестве занимают картины на религиозный сюжет («Евангелист Матфей с ангелом», «Признание апостола Матфея», «Положение во гроб»), но по трактовке сцен они больше похожи на бытовую живопись, чем на религиозную.

Наиболее ярко реалистические тенденции проявились в живописи Голландии и Испании. Победа буржуазного строя и кальвинизма в Голландии прервала развитие монументально-декоративного искусства. Но спрос на произведения искусства был очень большим. Заказчиками выступали частные лица и поэтому предпочтение отдавалось небольшим станковым картинам.

Раздел III КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Наиболее популярными жанрами были портрет, в том числе и групповой, бытовой жанр, пейзаж, натюрморт и изображение животных. Хотя протестантская церковь отвергала религиозную живопись, картины на религиозную тему создавались. Но по сравнению с католицизмом они имели другой характер: мистика вытеснялась реалистической трактовкой сюжета и эти картины сближались с бытовой живописью.

Одним из крупнейших художников-портретистов Голландии был Франс Хальс (ок.1580 – 1666 гг.). В его групповых портретах выражены чувства товарищества, равноправия, свободы («Стрелковая гильдия»). Для индивидуальных портретов характерны демократизм, наполненность жизнью и движение («Смеющийся кавалер», «Цыганка»).

Вершиной голландского искусства XVII века является творчество Рембрандта. Его произведения получили всемирное признание. Харменс Ван Рейн Рембрандт (1606 – 1669 гг.) был живописцем, рисовальщиком, офортистом. Писал портреты («Автопортрет с Саскией на коленях», «Читающий Титус»), групповые портреты («Анатомия доктора Тульпа», «Ночной дозор», «Синдики»), философско-религиозные и мифологические картины («Флора», «Даная», «Возвращение блудного сына»). Полное признание творчество Рембрандта получило лишь в XIX веке.

Вдающийся испанский художник XYII века Диего Родриго де Сильва Веласкес (1599 – 1660 гг.) был придворным живописцем испанского короля. Большое место в его творчестве занимают портреты членов королевской семьи и придворных. Самым известным является групповой портрет «Менины» («Фрейлины»), на котором Веласкес изобразил себя. Мировое признание получил портрет папы Иннокентия X, в котором художнику удалось передать жесткий характер этого человека. Веласкес стал родоначальником исторического жанра в западноевропейской живописи («Сдача Бреды»).

Местные жители принадлежат к малайской общине, но с большим разнообразием местных этнических групп, стекавшихся сюда со всей Индонезии в поисках работы и лучшей жизни.
Даже если Батам является мульти-этническим островом, он всё ещё мусульманский с Малайской культурой.
И в жизни, и в церемониях используются религиозные и мистические элементы, выраженные в музыке и других формах культуры. Некоторые из самых популярных традиционных танцев это: Jogi Dance - уникальный танец Батама, Zapin Dance, в котором ярко выражено арабское влияние, Persembahan Dance, которым приветствуют дорогих гостей, и Ronggeng Dance, когда гостей приглашают присоединиться к танцу и песне.
The Mak Yong drama – это танцевальное и песенное представление, рассказывающее о стране под названием "Riuh". Страной управлял мудрый и знаменитый король, который, к своему удивлению и ужасу однажды признался, что его принцесса родила животное, названное «Siput Gondang» (Гондангская Улитка). Очень этим расстроенный он повелел отнести новорожденного в джунгли. Через несколько лет он узнал, что животное выросло и просит, чтобы его доставили в королевский дворец. К его удивлению и радости, он увидел прекрасную принцессу, которую назвал Putri Siput Gondang (принцесса Siput Gondang). А празднования этого события длились 7 дней и 7 ночей.
Но также и другие культуры вошли в состав Батамского союза, и в центре искусств "Padepokan Seni" в Секупанге, Вы можете увидеть полотна и рукотворные изделия собранные со всей Индонезии, а также различные виды представлений, которые проходят каждый день специально для туристов и посетителей. Другой центр искусств в Секупанге называется "Desa Seni". Здесь представлено искусство индонезийской деревни, главная цель которого поддерживать, возрождать и поддерживать культуру Индонезии, а также чтобы создать Институт Культуры, где квалифицированные инструкторы будут организовывать различные шоу и курсы.

Считается, что самые первые жители индонезийского архипелага пришли из Индии или Бирмы. В 1890 году, в Восточной Яве были найдены окаменелости питекантропа (homo erectus), возрастом приблизительно 500 000 лет. Более поздние мигранты ("малайцы") приехали из южного Китая и Индокитая, и начали населять архипелаг приблизительно в 3000 до н.э. Мощные группы, типа буддистской империи Срайвиджая и индусского королевства Mataram, появились на Яве и на Суматре к концу 7-ого столетия. Последнее значимое королевство, основанное индусами, было Majapahit в 13-ом столетии. Последующее распространение ислама на архипелаге в 14-ом столетии вынудило Majapahits отступить в 15-ом столетии к Бали.

Индонезия включает в себя полный диапазон разнообразных обществ и культур. Однако, образование, средства массовой информации и политика национализма, которую во всю проводило правительство, создали определенную индонезийскую национальную культуру. Отличительная кухня Индонезии и ее ремесла, сразу же вынесли ее на международную арену.
Батик, искусство наложения воска на ткань и последующее создание красочных и драматических картин, производится повсюду в Индонезии, а центром этой деятельности является Джакарта на Яве. Другие формы ремесел представлены такими видами, как ikat - ткань специального плетения из разукрашеных ниток; songket - шелковая ткань с золотыми или серебряными нитями; и крис - художественные работы, часто украшенные драгоценностями. Яванские wayang - марионеточные пьесы и гамелан - гипнотическая музыка, составленная главным образом из ударных инструментов - также популярные артистические формы.

На большинство блюд индонезийской кухни оказали влияние китайцы, но некоторые блюда в Паданге на Суматре, являются действительно исконно индонезийскими. Везде, куда бы вы не путешествовали в Индонезии, вы увидете продавцов закусок, типа картофеля, сладких орехов, бисквитов или фруктов. Рис - основа каждого блюда, он кладется в суп или подается на гарнир, учавствует в салатах и маринадах. Разнообразие тропических фруктов повергло бы в обморок любого продавца зелени из Европы. Это и яблоки со вкусом крема, дурио, гуавы, джак-фрукты, манго, папайя, стар-фрукты и рамбутаны.

Социальные и религиозные обязанности, в течение долгого времени, сформировали специальный кодекс поведения, который называют адат или традиционный закон. Ислам - преобладающая религия архипелага, она немного разбавлена элементами индусского буддизма, адата и анимизма. В Яве есть сотни мест, где сконцентрирована духовная энергия, которую, по поверьям, могут поглощать последователи. Несмотря на длинный колониальный период, попытки миссионеров преобразовать индонезийское население в христиан, ни к чему не привели.

Культура Индонезии самобытна и многолика; многочисленные народы страны хранят традиции, уходящие корнями в седую древность. Эти традиции были развиты и обогащены на протяжении веков благодаря встречам с носителями, иных культур: индийцами и арабами, персами и китайцами, португальцами, голландцами, англичанами и другими народами. Новые культурные ценности были органически переработаны и синтетически включены в комплекс культур многих индонезийских народов. И хотя для Индонезии характерно весьма значительное культурное разнообразие, культуры отдельных народов имеют немало общих черт, объясняемых общностью происхождения и сходными условиями развития.

В Индонезии различаются две крупные этнокультурные области - западная и восточная. Первая охватывает Большие 30ндские острова и остров Бали. Она заселена представителями южно-азиатской расовой группы и отличается значительно более высоким уровнем развития, чем восточная. Обычно, когда ученые говорят об «исконной индонезийской культуре», то имеют в виду комплекс общих черт, свойственных жителям западной области, где сосредоточено подавляющее большинство населения. Для этой области характерны раннее развитие орошаемого земледелия (рисоводство), разведение быков и буйволов, а у немусульманских народов - также и свиней, ряд общих черт как в материальной культуре (свайные жилища, лодки с балансиром, аналогичные типы орудий труда), так и в социальной и духовной (наличие родовой и общинной организации, аними-

Стические представления и культ предков, театр теней, оркестр гамелан, батикование).

Восточная область занимает Молуккские, Малые Зондские острова и ИрианДжая. Она заселена народами, принадлежащими к восточноиндонезийской и папуасско-меланезийской расовым группам. Население восточной области выращивает клубнеплоды и добывает саго, оно заметно отличается по своей общественной организации и духовной культуре от населения запада страны. Вместе с тем в западной части Индонезии есть анклавы, представляющие культуру восточной области, и наоборот.

Народы Явы и Мадуры.

Яву называют «сердцем И мозгом страны». Многое в жизни яванцев типично и для любого индонезийца. Культура яванцев, самого крупного народа не только Явы, но и всей Индонезии, достигла высокого развития уже в середине 1 тысячелетия. Яванский язык - это древнейший письменный язык страны. Его особенность - существование нескольких стилей, или форм, обращения. Эти стили сложились в период средневековья и отражали глубокое феодальное расслоение общества. Самый распространенный стиль - нгоко, т. е. «простой язык», имеющий наиболее богатый словарный состав; на нем говорят лица, равные по социальному положению и возрасту, а также старшие при обращении к младшим. Белее вежливый стиль кромо используется младшими при обращении к старшим. Есть и другие стили языка.

Яванец - исконный земледелец. Главной сельскохозяйственной культурой является рис. Вся Ява - это огромное рисовое поле, разделенное дамбочками переходами на бесчисленные квадраты, треугольники, полоски. Поле пашут легким деревянным плугом с металлическим сошником и без отвала. Тягловой -силой служат буйволы или быки. Иногда на поле выгоняют, стадо буйволов, и они «перепахивают» землю ногами. Самое распространенное орудие труда - мотыга. Стебли риса срезают особым ножом, называемым ани-ани: это деревянная, размером в ладонь пластина с небольшим металлическим лезвием, вставленным в ее край. У яванuев 9/10 полей занято продовольственными культурами и лишь 1/10 - техническими.

Флегматичные буйволы и ленивые быки, неторопливо тянущие плуг или сонно лежащие в каком-нибудь мелком водоеме, белесые горбатые зебу, запряженные в повозки, - обычная картина в деревне. В некоторых районах для перевозки грузов разводят маленьких, чуть больше пони, лошадей. Почти в каждом хозяйстве есть куры, утки, гуси.

Население прибрежных районов занимается рыболовством. Лодки простые: чаще всего это долбленка на 2-4 человека с одним или двумя балансирами, расположенными по бокам; есть и более крупные, сшитые из досок лодки человек на двадцать. Широко развито рыбоводство.

Яванцы - прекрасные мастера во многих видах ремесел. Всемирной славой пользуются яванские ткани - ба тики. На белую ткань мастерица наносит сложный рисунок. С помощью специальных заполненных растопленным воском крошечных воронок с носиками разного диаметра. Затем ткань опускают в краситель, вынимают из него, высушивают, соскабливают часть воска и погружают в другой краситель. Операцию повторяют столько раз, сколько тонов хотят получить. Изготовление куска многокрасочного батика занимает около месяца. Орнамент прежде имел строго канонизированное значение. В последнее время набивные ткани, и особенно машинный батик, в большом количестве ввозимый из Европы, вытесняют это древнее искусство.

Балийцы.

«Жемчужиной из жемчужин» называют в Индонезии Бали. Этот небольшой остров (его площадь в 5 раз меньше площади Крыма) славится красотой природы и необычайно яркой национальной культурой своего двухмиллионного населения. Ростом балиец немного выше яванца, кожа его чуть светлее; женщины-балийки стройнее яванок, чему немало способствует распространенный на Бали и поныне старинный обычай ношения грузов на голове. Вся жизнь балийского крестьянина, так же как и яванского, связана с возделыванием риса. Спускающиеся террасами по склонам гор рисовые поля-савахи - наиболее примечательная черта балийского пейзажа. Балийцы занимаются, кроме того, животно-водством, птицеводством, а также выращиванием цветов для светских и религиозных праздников.

Деревня - это зеленый островок среди многоцветного моря рисовых полей. Усадьбы огорожены каменными или глинобитными стенами, так что улицы представляют собой сплошную линию оград, из-за которых видны лишь крыши построек. Каждое хозяйство - это комплекс зданий под двускатными соломенными или пальмовыми крышами. На

"участке находится несколько жилых построек: для хозяина и хозяйки дома, их детей, родителей; много и хозяйственных сооружений. Все постройки свайные. Самое почитаемое место - семейный храм, посвященный духам предков и богам, кроме того, есть еще несколько святилищ и жертвенников.

Балийцы почти повсеместно носят батиковые каины и саронги, хотя сами батик не выделывают, а ввозят его с Явы. Традиционно верхняя часть тела у мужчин и женщин обнажена, но в последнее время женщины постепенно оставляют этот обычай. Девушки нередко носят волосы распущенными. Праздничные наряды удивительно торжественны: здесь и парча, и батик, и шелк, и драгоценные украшения, и традиционные крисы; на голове у женщин - короны и диадемы из цветов. Особую прелесть женским прическам придают цветы магнолии.

Общинная организация сохранилась на Бали значительно лучше, чем на Яве; называется она также деса. Для нее характерно наличие многих подразделений, выполняющих строго определенные функции. Важнейшую роль играет субак традиционная организация владельцев савахов, пользующихся водой из одного общего источника и совместно решающих все вопросы землепользования и орошения.

Народы Суматры.

Иной культурный мир на Суматре; особенно в районах, не испытавших влияния яванцев и сундов, т. е. за пределами Палембанга и его окрестностей и вне прибрежных районов Южной Суматры. Весь восток Суматры и острова близ ее восточного побережья заселены малайцами. Языки малайцев Суматры и Малайзии практически тождественны и грамматически, и лексически, разница в лексике составляет менее 10% словарного состава; этнографические различия между двумя группами малайского этноса также невелики; тесно переплетена и их политическая история.

Индонезийские малайцы - земледельцы рисоводы. В отличие от яванцев они сеют рис преимущественно на суходольных полях - ладангах. Лишь по берегам и в устьях рек устраиваются орошаемые поля. Довольно большое место в их хозяйстве занимают плантационные культуры: каучуконосы, кофе, табак, масличная, кокосовая и саговая пальмы, а также гамбир, из которого получают дубильный экстракт. В прибрежных районах главным занятием населения является рыболовство, которое особенно развито на берегах Малаккского пролива этой «рыбной базы» Индонезии. По всей стране славятся палембангские ткани, особенно парчовые. Палембангские и джамбийские кузнецы и ювелиры соперничают в мастерстве с яванскими. Почти в каждой деревне есть свои плотники-судостроители, изготовляющие разнообразные прау - лодки.

Народ Калимантана.

На протяжении последнего тысячелетия западное и восточное побережья Калимантана были постепенно освоены малайцами, оттеснившими коренное население – даяков – в глубь острова. На южном побережье на, малайско-яванской основе с примесью даякских, бугских и арабских компонентов сформировался народ банджары. Даяки сейчас населяют внутренние районы Калимантана и лишь кое-где занимают прибрежные районы. С жизнью этих воинственных лесных народов европейцы стали знакомиться только около 100 лет назад. Даяки - название собирательное, обозначающее множество родственных народностей и племен. Сами себя они чаще называют по имени реки, близ которой живут. Особую группу составляют пунаны - немногочисленные племена охотников и собирателей, кочующие в глубинных районах северо-восточного Калимантана. По уровню социально-экономического развития они ниже даяков, но выше суматранских кубу.

Основа хозяйства даяков - подсечно-огневое земледелие (не считая небольшой группы охотников и собирателей). Лес валят сообща, причем начинают эту работу с вершины холма, чтобы падающие стволы сокрушали своей тяжестью другие деревья, растущие ниже по склону. Затем растительность сжигают и по пожогу сажают рис в лунки, сделанные сажальным колом. Поле пропалывают, охраняют от грызунов и птиц. Урожай собирают, срезая стебли ножичками яванского типа. Удобрения не вносятся, поэтому через 2-3 года поле истощается; его оставляют на 3-4 года и выжигают новое. После трех-четырех циклов земля оскудевает настолько, что участок покидают уже на 12-15 лет. Помимо риса даяки выращивают кукурузу, просо, клубнеплоды, овощи, бобовые культуры. Однако в отличие от остальных полностью земледельческих народов Индонезии жизнь даяков всецело связана с лесом. И не только потому, что здесь" они делают свои подсеки, охотятся на кабанов и оленей. Лес также дает даякам продукты для обмена: ротанг, смолы, камфору, мед диких пчел, съедобные фрукты, разнообразную ценную древесину. Отдельные районы расселения даяков связаны между собой главным образом реками, по которым передвигаются в лодках-долбленках.

Народы Сулавеси.

На Сулавеси живет несколько сравнительно крупных народов, создавших свою государственность много столетий назад, имеющих богатую литературу и исповедующих мусульманство или христианство. Это прежде всего мусульманские народы - буги и макасары; к ним приближаются по уровню социально-экономического развития христианизированные народы Северного Сулавеси, особенно минахасы. И здесь же, на Сулавеси, встречаются племена охотников, собирателей, ранних земледельцев, стоящие на весьма низком уровне экономического и общественного развития.

Из всех народов Сулавеси в истории Индонезии наибольшую роль сыграли буги и, мaкacapы. Занимаясь земледелием и рыболовством, они в прошлом были также отличными мореходами и держали в своих руках торговлю пряностями: путь в Восточную Индонезию, к «Островам пряностей», лежал через Макасарский пролив, мимо государств бугов и макасаров. Отношения феодального типа начали складываться здесь еще в ХУ в. В XVII-XVIII вв. бугские и макасарские вожди со своими военными дружинами нередко на долгие годы захватывали власть в султанатах на востоке Суматры, в малайском Джохоре, а также в ряде районов Восточной Индонезии. С приходом португальцев и голландцев торговле и мореходству этих народов был нанесен непоправимый ущерб.

У бугов и макасаров имеется богатая литература, для которой прежде использовалась особая система письма. Литература эта включает исторические хроники, героические поэмы, объединенные в цикл «Ла Галиго» по имени главного героя. Интересны свадебные обычаи, сочетающие мусульманскую и традиционную обрядность. Например, во время брачного торжества несколькими стежками сшивают одежду жениха и невесты, а также связывают их волосы и накидывают сверху платок, что должно символизировать единство; официальная же часть церемонии совершается мусульманским священнослужителем. И буги и макасары очень любят петушиные бои, устраиваемые по любому праздничному поводу.

Народы Малых Зондских и Молуккских островов.

Эти два района Индонезии - подлинный этнографический калейдоскоп. Здесь, даже на небольших островах, живет иногда несколько десятков народов; одни из них многочисленны, другие насчитывают всего несколько сот человек. Когда-то всех жителей Молукк объединяли под одним названием «альфуры» (от арабо-испанских слов, означающих «дикий», «яростный»). Сейчас все эти народы называют либо их этнонимами, либо по острову обитания. Уровень социально-экономического и культурного развития народов Восточной Индонезии очень различен. Здесь есть и пахотные земледельцы, и охотники, и собиратели. Некоторые народности и племена подверглись значительному влиянию со стороны более развитых народов Индонезии. Например, на сасаков острова Лом бок немалое влияние оказали балийцы; народы Флореса и Тимора испытали воздействие бугов, минангкабау, малайцев. Другие же восточноиндонезийские народы вплоть до настоящего времени живут, в условиях относительной изоляции. Обошло многие районы Восточной Индонезии и воздействие европейцев. В антропологическом отношении эта территория весьма пестра.

Народы Ириан-Джая.

Ириан-Джая, как и соседнее государство Папуа Новая Гвинея, представляет собой уникальный в современную эпоху пример, когда численно значительное население еще живет в массе своей в условиях, близких к каменному веку. Основные жители Ириан-Джая - папуасы делятся на большое количество племен; численность же их языков и диалектов не менее 200.

Папуасы - земледельцы и охотники. Они выращивают таро и ямс, а в горах батат, в болотистых береговых районах добывают саго. Охотятся главным образом на кабанов. Занимаются также рыболовством. Их орудия труда весьма примитивны: обработку земли производят заостренными кольями, а также каменными мотыгами, повсеместно используются каменные топоры, тесла, ножи. Однако в последнее время все более входят в быт ввозимые с других островов Индонезии металлические орудия. Прибрежные папуасские племена делают отличные лодки с балансирами, часто украшая корпус лодки резьбой и раскрашивая его. Помимо оседлых папуасов-земледельцев есть полуоседлые папуасские племена. Незначительное число папуасов работает на предприятиях 110 добыче полезных ископаемых и в качестве прислуги у живущих в ИрианДжая европейцев и индонезийцев. Заняты они и в сфере обслуживания в возникших здесь городках.

Папуасская деревня состоит из мужского дома, где живут все мужчины (кроме маленьких мальчиков), и нескольких «семейных» хижин, где живут их жены, а также незамужние сестры и маленькие дети. Хижины свайные, прямоугольные в плане, стены их сделаны из коры, пол - из бамбука, крыши - из пальмовых листьев. В сухих районах, где нет поблизости опасных пресмыкающихся, хижины строят прямо на земле. Во внутренних районах встречаются круглые хижины со стенами из досок, врытых концами в землю, а также хижины на раскидистых деревьях. Спят папуасы на высоких нарах. Ночью бывает холодно, и в хижинах разводят огонь.

Вся одежда папуасов - это пояс из коры и спускающиеся до колен передник или юбка из растительных волокон; у прибрежных папуасов вместо передника раковина или скорлупа кокосового ореха. Женщины стригут волосы коротко и даже бреют их; мужчины, напротив, очень ухаживают за" своей пышной курчавой шевелюрой: расчесывают волосы, смазывают их пальмовым маслом, всячески украшают. Украшение одновременно преследует и ритуальные цели. Мужчины протыкают нос и уши и в сделанные отверстия вставляют кабаньи косточки или бамбуковые пластинки. При совершении обряда инициации многие папуасы выжигают или вырезают каменным ножом рубцы на теле.

Архитектура и скульптура.

Основные памятники индонезийской древности сохранились преимущественно на Яве. Это многочисленные индуистские и буддийские храмы, называемые чандu. Для большинства из них характерны небольшие размеры, гармоничное слияние архитектуры и скульптуры, умелое использование ландшафтных особенностей. Безымянные строители, не зная извести и цемента, плотно укладывали камень к камню, скрепляя их с помощью «замка» - соединения выступа одного камня с выемкой другого.

Более всего знаменит грандиозный храм Будды - чанди Боробудур, построенный в конце VIII - начале IX в. Исторические превратности привели к тому, что храм был заброшен, частично засыпан землей, буйная тропическая растительность целиком скрыла его. Лишь в 1814 г. Боробудур был вновь обнаружен и освобожден от наслоений веков, а в 1907 - 1911 гг. подвергся капитальной реставрации. Храм сооружен вокруг естественного холма, обложенного каменными блоками, и имеет – вид ступенчатой пирамиды, квадратной в плане.- Ступени пирам иды - это галереи, опоясывающие монумент. Сторона основания монумента 123 м, высота около 32 м; прежде, когда существовал венчавший его шпиль, общая его высота превышала 40 м. Храм не имеет внутреннего пространства; он образован пятью нижними прямоугольными и тремя верхними концентрическими галереями, обращенными к окружающим рощам и полям, к расположенным невдалеке горам и ярко-синему небу тропиков.

Основные черты современного культурного развития.

Если в прошлые столетия Индонезия ощутила разнообразные культурные влияния, шедшие из восточных стран, а затем испытала сильное воздействие европейской культуры, преимущественно голландской, то после достижения независимости, и особенно после 1965 г., она подверглась интенсивному влиянию буржуазной американской и японской культуры. Модернистские тенденции затрагивают прежде всего сферу материальной культуры, отчасти - манеру поведения, особенно же заметны они в способах проведения досуга. Вместе с неизбежными и полезными техническими новшествами приходят и многие отрицательные явления, свойственные буржуазной культуре.

Главное направление культурного развития Индонезии после провозглашения республики - воспитание у всех народов страны идеи «единой индонезийской нации», подчеркивание выдающейся роли, которую играли народы Индонезии в прошлом, и призыв к созданию прекрасного будущего. Индонезийские средства массовой информации и искусство подчинены этой задаче. В целом такое направление культурной политики страны, сбросившей унижавшее ее иностранное господство, прогрессивно. Некоторые наблюдаемые иногда крайности ультранационалистического порядка не уничтожают главного: у народов страны проснулось общенациональное самосознание, они стали чтить свою историю, культуру, героев. Вместе с тем в Индонезии происходит укрепление национального самосознания отдельных наций и народностей страны, желающих участвовать в общественной и культурной жизни Индонезии на равноправной основе.

Культура Индонезии

Архитектура

К древнейшему периоду относятся остатки мегалитических сооружений, обнаруженные на всей территории Индонезии (I тысячелетие до н. э. - первые века н.э.). Самые значительные из них - на плато Пасемах (Юго-Западная Суматра). Это менгиры, дольмены, террасные ступенчатые надмогильные сооружения. Средневековый период характеризовался появлением в архитектуре своеобразной культуры, явившейся результатом синтеза местных традиций и привнесенных из Индии индуистско-буддистских элементов зодчества. В VIII - XV веках к ведущим типам архитектуры относились чанди (в которых сочетались функции храма и мавзолея), ступа, стамбха (мемориальная колонна, Суматра), вихара (монастырь, Ява, Суматра), а в XV - XVI веках чандиобразные постройки (Восточная Ява), гопура, меру (Бали). По традиции широко использовалась орнаментика (каламакара и др.) и каменная скульптура. К наиболее известным храмовым комплексам относятся: на Центральной Яве (VIII - X вв.): Диенг, Боробудур, Мендут, Прамбанан, Каласан; на Восточной Яве (XI - XV вв.): Травулан, Панатаран, Сингасари; на Суматре - Паданг-Лавас; на Бали - Бесаких, Гуа Гаджах (“Слоновая пещера”). Особенностью архитектуры Явы позднего средневековья и начала нового времени было строительство дворцов-крепостей местных правителей - кратонов (Джокьякарта, Суракарта, Чиребон).

Крушение империи Маджапахит и распространение ислама привели к упадку индуизированной культуры. Типичным культовым сооружением стала мечеть. Она, как правило, представляла собой кубическую постройку под крутой крышей (иногда в несколько ярусов), увенчанную шпилем, реже - “луковицей”, с пристроенным минаретом. Одной из старейших является деревянная мечеть в Демаке (1478). Своеобразна мечеть в Кудусе (XVI в.), красный кирпичный минарет которой перестроен из чанди. Изящны мечети Байтурахан в Семаранге, Бенгкок (XVII в.) в Медане, Джами Тамбора в Джакарте. Гражданские постройки этого времени - преимущественно дворцы местных правителей - кратоны.

В колониальный период внедрялись привычные для колонизаторов архитектурные формы и методы строительства. Возводились форты и другие оборонительные объекты (форт Роттердам в Уджунгпанданге, XVI в.; форт Мальборо в Бенгкулу, XVI - XVII вв.; форт де Кок в Букиттингги, 1825 г.; Медан Гарнизун в Медане, 1873 г.; остатки крепости Батавия в Джакарте, 1619 г.), торговые фактории и инженерные сооружения - каналы, молы, дамбы, причалы, пакгаузы. Города, основанные голландцами, закладывались по регулярному плану с церковью и ратушей в центре (здание ратуши в Джакарте, 1626 г.), но в дальнейшем развивались стихийно. Характерным был принцип городского районирования по расовому и этническому признаку (голландские, китайские, туземные кварталы). Получил распространение голландский тип каменного одноэтажного дома на высоком цоколе с красной черепичной крышей и ромбовидными окнами (районы Глодок и Джатинегара в современной Джакарте). Строились культовые здания - пышные католические соборы в псевдоготическом стиле (кафедральный собор XVII в. в Джакарте, архитектор Хулсвиф), более скромные протестантские церкви.

В конце XVIII - первой половине XIX вв. появились постройки в стиле “классический ампир” - дворец генерал-губернатора (ныне президента) в Джакарте (1826) и его летние резиденции в Богоре и Чибодасе; здание Национального музея в Джакарте (1868) и др. С конца XIX в. стали воздвигаться здания нового типа (банки, вокзалы, музеи), расширялась городская застройка, строились порты (Танджунг-Приок, 1877-83 гг.; сурабайский порт - с участием русского инженера-строителя И.Т. Благова). В начале XX в. получают распространение сооружения в стиле “тропический модерн” (здание бывшего медицинского училища Стовия в Джакарте, технологический колледж в Бандунге).

В период независимости (после 1945 г.) были приняты меры к упорядочению городского планирования и застройки (Джакарта, Джокьякарта, Бандунг). Характерным стало создание крупных архитектурных ансамблей с применением бетона, стекла, стали: университетские городки, спортивные комплексы, большие жилые районы, города-спутники, отели, универмаги и торговые центры, аэропорты, культурно-развлекательные центры. Украшением Джакарты стали центральная площадь Мердека с величественной стелой-монументом высотой 137 м, в основании которой находится исторический музей, с памятником Дипонегоро (автор - итальянский скульптор Кобертальдо) и поющими фонтанами (1962 - 75), крупнейшая в ЮВА мечеть Истиклал (архитектор Силабан, 70-80-е гг.), здание парламента, Дворец конгрессов (созданы с участием скульпторов Г. Сидхарта и Сунарьо, художников А.Д. Пирус, Приянто, Т. Сутанто, 60-70-е гг.). Современная архитектура страны отражает типические черты мирового зодчества и местные традиции.

Народная архитектура представлена различными типами жилищ: хижинами (Ириан, Тимор), легкими каркасными свайными домами, большими общинными “длинными домами” даяков Калимантана, домами с седловидными крышами высокого выноса у тоба батаков и минангкабау на Суматре, традиционными яванскими домами с пирамидальным потолком, изображающим мировую гору Меру.

Изобразительное искусство

Древнейшие памятники изобразительного искусства Индонезии - наскальные рисунки-петроглифы и росписи, выполненные красками из местных минералов и растений (главным образом в восточной части страны от Калимантана до Ириан-Джая - пещеры Абба, Сосорра и др.): изображения людей, животных, особенно рыб, черепах и птиц, лодок, символов луны и заходящего солнца. В живописи отражаются тотемические и магические мотивы, космологические представления древних индонезийцев и тесная связь их жизни с морем. Некоторые образы (в частности, лодки) сохраняются в дальнейшем в форме крыш домов, головных платков и т. п.

Образцом древнего изобразительного искусства являются также орнаментика и скульптурная пластика мегалитов, представленные в районе Пасемах на Южной Суматре: статуарные изображения животных (буйволов, слонов) и человеческих фигур с мечами и шлемами, покрытые орнаментом каменные саркофаги.

Большого совершенства достигла обработка бронзы. В период донгшонский культуры это предметы культа: церемониальные топорики (кельты), вазы, фигуры предков, ритуальные барабаны (принадлежали заклинателям дождя) с орнаментом зооморфного и антропоморфного характера. Найденный на о-ве Бали огромный барабан “балийская луна” украшен изображением человеческого лица с большими, широко раскрытыми глазами и с мочками, оттянутыми серьгами. Позднее с приходом индуизма и буддизма (VII - XIII вв.) появляются лампады, подносы, колокольчики с растительным узором и статуи Будды и бодхисатв в стиле Амаравати, облик которых (статичность поз, бесстрастность взора, округлость линий) отражал яванскую концепцию трансцендентального мира. Индийские культурные каноны заимствовались путем органической ассимиляции их с местными элементами. Высоким мастерством отличаются каменная пластика и рельефы архитектурно-культурных комплексов чанди Боробудур, Прамбанан, Панатаран. Образцы изобразительного искусства позднего средневековья отмечены нарастанием декоративности, динамизмом композиций и упрощенно-графической трактовкой образов (как в театре теней ваянге). Развитие получила керамическая скульптура (находки у Травулан) и искусство вырезания ритуально-театральных масок.

Приход ислама с его канонами, запрещавшими изображение человека и животных, привел к упадку изобразительного искусства на большей части территории Индонезии, ограничив его главным образом орнаментикой. Преемственность древних художественных традиций сохранилась лишь в театре теней и некоторых его разновидностях (например, в ваянг бебер) и искусстве резьбы по дереву (у племен с анимистическими верованиями и в Джепаре). Только на о-ве Бали традиции избразительного искусства не прерывались: осталась школа каменной и деревянной скульптуры, художественной резьбы, живописи. Несмотря на проникновение современного западного искусства, культура Бали в своей основе демонстрирует приверженность традиционным канонам: ограниченность сюжетных линий, приемов изображения (скованный, формальный стиль, отсутствие экспрессии), используемых красок.

Киноискусство

Киноискусство начало развиваться до провозглашения независимости. Первый фильм “Лутунг Касарунг” (по одноименной сунданской легенде) появился в 1927 году, его поставили голландцы Г. Крюгер и Ф. Карли. В 1930 году Г. Крюгер поставил первую звуковую картину “Ньяи Дасима”. В дальнейшем кинопромышленность была в значительной степени монополизирована китайским капиталом (кинокомпания братьев Вонг, “Ява филм компани”, “Тан филм компани” и др.). В этот период преобладали фильмы развлекательного характера на сказочные и исторические сюжеты, а также семейные мелодрамы. В ряде лент нашла отражение индонезийская действительность: “Рис” (1935, реж. М. Франкен), “Яркая луна” (1937, реж. А. Балинк), “Сити Нурабая” (1941, реж. Ле Тек Сви). Большую популярность завоевали артисты Раден Мохтар, Рукия Картоло. В 1941 году было поставлено уже 28 картин. Во время японской оккупации и в период борьбы против англо-голландской интервенции постановщиками стали и сами индонезийцы, но число картин резко сократилось (две в 1948 году). Однако к 1952 году уже имелось 13 киностудий, которые выпустили на экраны 62 картины. Ведущую роль играло объединение “Перфини”, основанное в 1950 году режиссером Усмаром Исмаилом. Начало съемок первого фильма “Перфини” “Кровь и молитва” 30 марта 1950 года отмечается в Индонезии как День национального кино. Развитию неигрового кино способствовало создание в 1950 году государственной кинокорпорации ПФН. В картинах национального кинематографа вплоть до середины 60-х гг. превалировала патриотическая тематика (режиссеры Усмар Исмаил, Асрул Сани). Среди актеров известность получили Р. Исмаил, Бамбанг Херманто, Сукарно М. Нур, Панджи Аном, актрисы Читра Деви, Мила Кармила, Фарида Арьяни.

Политические события, связанные с Движением 30 сентября 1965 года негативно сказались на положении кинематографа: ряд деятелей подверглись репрессиям, производство сократилось до 6-12 фильмов в год. Спад был преодолен лишь к середине 70-х гг., когда было принято постановление, обязывающее импортеров на пять ввозимых фильмов производить один индонезийский, и создана национальная прокатная организация “Перфин” (1975). В 70-80-е гг. в кино доминировали салонные и исторические мелодрамы, комедии, фильмы ужасов. Однако и среди них встречались картины высокого гуманистического звучания, в которых находили отражение проблемы современного общества (“Велорикша и нищая” Вима Умбоха, 1978). Любопытны по своей стилистике фильмы выпускников ВГИК Ами Приено (“Джакарта, Джакарта”, 1977; “Декабрьские воспоминания", 1977) и Шаманджаи (“Атеист”, 1974; “Картини”, 1982), а также Тегуха Карьи (“Ноябрь 1928”, 1979; “Мать”, 1986). В начале 80-х гг. появилась серия кукольных фильмов о деревенском мальчике “Си Уньил” (пост. Кунаин Сухардиман).

В Индонезии около 2 500 кинотеатров, в год создается до 70 художественных фильмов, импортируется более 200. Функционирует Академия кинематографии (основана в 1977 году), ежегодно (с 1973 года) проводятся кинофестивали. В видеопрокате находится 17 220 национальных и 106 342 иностранных фильмов.

Литература

Этническое родство большинства народов Индонезии, общность их исторических судеб и многовековые культурные контакты обусловили определенное единство как фольклора, так и литературного процесса в целом.

В зарождении (не ранее VIII в.) письменной литературы формирующую роль сыграла древнеиндийская (санскритская) литература индуистского и меньше буддистского комплексов. В измененном виде индийские мифы из “Махабхараты” и “Рамаяны” проникли также в фольклор многих народов. Позже подобную трансформацию претерпели предания о подвижниках ислама и героях арабской и персидской литературы.

В отличие от фольклора, бытовавшего на родном языке каждого этноса, для средневековой письменной литературы характерно наличие двух основных языков - яванского и малайского. Первый использовался в яванской культурной зоне (Ява, Мадура, Бали и Ломбок), населенной, помимо яванцев, сундами, балийцами, мадурцами и сасаками. Второй - в малайской культурной зоне, включающей все другие острова, а исторически - и территорию нынешней Малайзии. В создании традиционной литературы на малайском языке принимали участие не только этнические малайцы и минангкабау, но и аче, буги, макасары, отчасти батаки, а также жители Молуккских, некоторых Малых Зондских островов и др.

Все перечисленные народы в XVIII - XIX вв. (а эпизодически и ранее) обращались также к письменному творчеству на родных языках, тогда как словесное искусство других этносов не выходило за пределы устной фольклорной стадии.

С середины XIX - в начале XX вв. в местных литературных произведениях появляются просветительские тенденции. Одновременно зарождается пресса и городская литература на “низком” (вульгарном) малайском языке. В первой половине XX в. отдельные литераторы пользовались в публицистике и художественном творчестве и голландским языком, отчасти также претендовавшим на роль языка межнационального общения.

Будучи наиболее развитой и динамичной, общенациональная индонезийская литература окончательно утверждает себя уже после обретения Индонезией независимости (1945). Письменная словесность на местных языках также претерпевает существенные изменения. Двуязычие, характерное для большинства жителей страны, до некоторой степени проявляется и в литературе, причем отдельные современные писатели создают произведения как на общенациональном индонезийском, так и на своих (“материнских”) языках.

Музыка

Традиционное музыкальное искусство составляет значительную часть звуко-музыкального творчества индонезийских народов. Это оркестры гамелан, ансамбли ангклунгистов, сольное пение тембанг, разнообразные театрально-танцевальные стили (спектакли театра ваянг, топенг и др., танцы бедайя, легонг и т.п.), представленные как городскими профессиональными труппами, так и сельскими любительскими коллективами. Взаимодействие с западными музыкальными традициями началось с проникновения португальцев и голландцев (XVI - XVII вв.). В католических миссиях распространялась хоровая музыка культового типа, приобрели популярность духовые оркестры военных гарнизонов. Наиболее явно синтез местных традиций с западной субкультурой наблюдался в городском популярном творчестве. На территории современной Джакарты уже в XVI - XVII вв. начинают складываться гибридные жанры, формы и стили музыки, объединявшие западноевропейские и азиатские традиции. Типична в этом отношении вокально-инструментальная традиция крончонг, восходящая к раннему колониальному периоду. В XVIII - начале XX вв. в городах возникают оркестры популярной музыки, включающие как местные, так и заимствованные виды инструментов: духовые оркестры танджидор (в составе труб, тромбонов, кларнетов, валторн, а также ребаба, барабана бедуг, гонга кеданг); т. н. китайские ансамбли Батавии - гамбанг кромонг (с нач. XIX в., включали китайские, сунданские, малайские, португальские инструменты); позднее - оркестры, сопровождавшие пение крончонг и др.

После 1945 года активно развиваются система концертной практики, институты западного типа, в том числе учебные (Национальный совет по делам искусств; Комитет по вопросам музыкального искусства в Джакарте; Академия музыки; Центр индонезийского ваянга, который с 1969 года готовит специалистов, ведет научные исследования, устраивает выставки, лекции, выпускает специальный бюллетень). Характерная для Индонезии традиция детского творчества поддерживается современными коллективами, выступающими на концертной эстраде (Национальный детский балет, детская музыкальная группа “Секандунг” и др.). С развитием индустрии индонезийского кино формируется вокальный стиль дангдут, получивший широкое распространение как в городской, так и в сельской среде.

Среди известных индонезийских композиторов - Исмаил Марзуки (1914-58), Гесанг (р. 1915), Супратман (1903-38), Корнел Симанджунтак (1920-46), К.Р. Т. Мадукусума (1895-1972), Н. Ситуморанг (1908-69), С. Ситомпул (1904-74), К.Р. Т. Варсодининграт (1882-1975). Среди традиционных музыкантов: В. Бератха (р. 1924), И. Ньоман Калер (1892-982), Коко Косвара (р. 1915), Тиханг Гултом (1896-1970).

Танец

Благодаря изолированности отдельных островов многие танцы в Индонезии сохранили свои оригинальные ритуальные формы. Очень разнообразны костюмы, стили музыкального аккомпанемента, техника и пластика движений - от строгих придворных драм Центральной Явы, использующих сложную полифоническую музыку, до архаичных ритмических танцев в Ириан-Джая. Классический танец сложился в XIII - XIV вв. при дворах яванских правителей на основе синтеза анимистических ритуалов и индуистско-буддистских канонов и до начала XX в. оставался аристократическим. Танцовщицы отбирались только из знатных семей, близких к кратонам Суракарты и Джокьякарты. Характерной особенностью классического танца является своеобразное сочетание чопорности и грации поз и движений, призванных отразить утонченность придворных вкусов. Двигаясь в соответствии с заданными хореографическими образцами, танцовщицы часто застывают, фиксируя позы, с опущенными глазами. Медленные ритмические движения, позы медитации, мелодия гамелана, аккомпанирующего танцу, оказывают на зрителя гипнотическое воздействие. Важное значение в яванском классическом танце придается движениям рук, ног, головы и корпуса, языку жестов. Требуются годы тренировок, чтобы добиться владения телом, которое демонстрируют испонительницы танцев бедайя или серимпи. Многие яванские классические танцы повествуют о борьбе богов, принцев и героев. Вторая по значимости школа классического танца - балийская сложилась на основе мистериальных действий под влиянием индийских и яванских канонов. Танцовщицы движутся зигзагообразно по кругу, руки согнуты на уровне плеч локтями вверх, голова втянута. Неожиданная смена направления движений, выверенность резких шагов - особенность балийской хореографии. Почти все балийские танцы - сюжетные, многие из них включают пантомиму и клоунаду (баронган, легонг). Исполняются они, как правило, на открытой площадке около храма (пура) или в нем во время религиозных церемоний либо праздников.

Весьма многообразны народные танцы, в том числе на темы сельского труда, исполняемые на праздниках урожая: ранггук (Джамби), агилис (Мадура), бунчис (Западная Ява), курунг-курунг (Южный Калимантан), пакарена (Южный Сулавеси); ритуальные танцы: сангхьянг дедари (Бали), санджанг (Баламбанган), и др.; танцы, выражающие характер и повадки зверей и птиц: барабах инданг (Западная Суматра); танцы, демонстрирующие воинский дух, доблесть и героизм: барис (Бали), емблек, куда кепанг (Ява), ледохаву (о. Саву), леко сено (о. Тимор); современные массовые танцы: пендет, джангер (Бали), джогет (повсеместно), гандрунг (Баньюванги), кету тилу (Ява); стилизованные под танец боевые единоборства (пенчак силат); танцы с ярко выраженным мусульманским колоритом: саман (Аче), джапин (Южный Калимантан, Риау).

Классические и народные танцы получают развитие в постановках современных хореографов (Кусумакесово создал в 1961 году театр танца “Рамаяна”; художник Багонг Кусудиарджо основал в 1958 году труппу в Джокьякарте). Хореографическая подготовка осуществляется в Консерватории музыки и танца в Денпасаре, Академии музыки и танца в Суракарте, в школе Багонга Кусудиарджо и в школе “Кридо Бекса Вирама” в Джокьякарте, в Институте художественного образования в Джакарте.

Театр

Наибольшее развитие сценическое искусство получило в яванской культурной зоне. Основной формой традиционного театра, связанного с древними театрализованными ритуалами и культами, является ваянг. Разновидности: ваянг кулит, или ваянг пурво (теневой театр плоских кожаных кукол); ваянг клитик (театр плоских деревянных кукол); ваянг голек (театр тростевых объемных деревянных кукол); ваянг бебер (театр представления картин, нарисованных на полотне); ваянг вонг или ваянг оранг (театр живого актера); ваянг топенг (театр масок). Для первых трех видов характерно вербальное начало, для двух других - хореография и пантомима.

Все виды ваянга объединяет общность сюжетов, связанных с мифологическим или мифо-историческим циклом (местные версии “Махабхараты” и “Рамаяны”, циклы о Панджи, Дамар Вулане, Менакджинге, Чалон Аранге и др.), и типологии героев, стилизация образов и напряженность действия. Общим является присутствие ведущего - даланга: в ваянг кулит и ваянг голек он манипулирует куклами, произносит диалоги, поясняет ход событий; в ваянг топенг и ваянг бебер он руководит музыкантами и певицами-танцовщицами, выступления которых, не имеющие отношения к сюжету, создают соответствующее настроение у зрителей; в ваянг вонг, где артисты сами поют и произносят диалоги, он поясняет ход событий, делает подношения богам перед началом спектакля. Необходимым атрибутом всех видов ваянга является кайон или гунунган - декоративная заставка в форме листа, символизирующая мировую гору (Меру) или мировое древо. Она устанавливается до начала и после окончания спектаклей, а также во время перерывов и в моменты смены действий и одновременно может служить декорацией (изображать дерево, гору, огонь и т. д.).

Самым популярным является ваянг кулит, каноны которого оказали влияние и на другие разновидности ваянга: актеры в ваянг вонг, например, танцуют, имитируя движения плоских кожаных кукол. Среди ведущих трупп ваянга - “Сривидари”, основанная в 1895 году в Суракарте китайским антрепренером Ган Кимом.

Наиболее известной формой традиционного театра за пределами яванской культурной зоны является майонг (архипелаг Риау). В XIX в. в городах получили распространение зрелища, типологически близкие к таким европейским театральным жанрам, как водевиль и мелодрама. Это - малайская опера бангсаван, или комеди-стамбул, сунданская сандивара, яванские лудрук и кетопрак, джакартский ленонг. Большое место в них занимают шутовская интермедия, песни и танцы, не имеющие прямого отношения к основному сюжету. Темы пьес заимствованы из хроник, легенд, сказок (“Тысяча и одна ночь”), городских повестей конца XIX в. (“Ньяи Дасима”, “Си Чонат”), популярных европейских романов. Позднее появились оригинальные пьесы (Анджар Асмара и др.). Большую известность в 30-е гг. XX в. имела джакартская труппа “Мисс Чучих” (сандивара), в 40-е гг. - “Опера Дарданелла” (комеди-стамбул). В настоящее время популярны “Лудрук Мандала” и “Сри Мулат”.

Первые драматические постановки появились в начале XX в. и были осуществлены в основном в школьных театрах. В это же время стала развиваться драматургия на индонезийском языке. В конце 20 - начале 30-х гг. значительные драматургические произведения создают такие индонезийские писатели, как Рустам Эффенди, Мухаммад Ямин, Сануси Пане, Армайн Пане. В годы японской оккупации и борьбы с голландской интервенцией получили известность труппы, возглавлявшиеся Усмаром Исмаилом и Анджаром Асмарой. В 50-е гг. выступили Утуй Татанг Сонтани, Абу Ханифа, Ахдиат Картамихарджа, Ситор Ситуморанг, В.С. Рендра, Агам Виспи, Бахтиар Сиагаан, Моттинго Буше. Для лучших пьес, созданных в этот период, характерны демократизм, социальный пафос, поиски новых путей развития театрального искусства.

В современной национальной драматургии преобладают сюрреалистические и неоэкспрессионистические тенденции (Арифин С. Нур), драма абсурда (Путу Виджая) и философские пьесы (Ф.К. Марта). Ставятся трагедии Софокла, Шекспира, Шиллера, пьесы Чехова, Гоголя, Брехта, Камю, Бекета, Ионеско. Многие из них адаптированы к местным условиям. Основные театры и труппы сконцентрированы в Джакарте. Среди них “Театр Кома” (рук. Н. Раинтиарно), “Театр Кечил” (рук. Арифин С. Нур), “Театр Мандири” (рук. Путу Виджая), “Театр Популер” (рук. Тегух Карья), “Лисендра Буана” (рук. Чок Хендру), “Театр Лембага” (рук. Сеномбунг), “Театр Саджа” (рук. Икранегара), “Театр Септембер” (рук. Али Шахаб). Большой известностью пользуется джокьякартский “Бенгкел Театр” (рук. В. С. Рендра). Значительное развитие получило движение университетских и других любительских полупрофессиональных театров. В 70 - 80-е гг. частым явлением стали театральные фестивали, проводимые Культурным центром Джакарты в Парке Исмаила Марзуки. Основной центр подготовки кадров для театра - Национальная академия театра, созданная Усмаром Исмаилом в 1955 году.

Информация об Индонезии

Практическая информация об Индонезии: Общая информация об Индонезии:
В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные