Александр башлачев личная жизнь. Александр башлачев биография. Издания стихов и песен

Похоронен
  • Ковалёвское кладбище
Страна Профессии автор-исполнитель , журналист , поэт Годы активности - Инструменты гитара Жанры авторская песня , бард-рок , фолк-панк Псевдонимы СашБаш bashlach.chat.ru Медиафайлы на Викискладе

Алекса́ндр Никола́евич Башлачёв (27 мая 1960, Череповец - 17 февраля 1988, Ленинград) - русский поэт , рок-бард, автор и исполнитель песен . Один из представителей советского андеграунда .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Абсолютный вахтер- Башлачев

Субтитры

Биография

Незнакомый молодой поэт должен приходить в литературу не с гладким чемоданчиком аккуратно подогнанных стихов, а с мешком, набитым острыми гвоздями, которые выпирают в разные стороны и задевают меня и ранят, и его боль становится моей болью.

Он говорит об окружающем меня знакомом мире знакомыми словами, но расположенными в необычных сочетаниях, отчего конструкция этого мира предстаёт передо мной объёмной. Он открывает мне многослойный смысл явлений и такие глубины, под которыми не пустота, а новый смысл. Тогда, поражённый его зоркостью, я кричу, плачу вместе с ним и вместе с ним ликую, потому что его мир становится как бы моим.

Так я воспринял стихи А. Башлачёва, поэта незнакомого, но истинного, сказавшего своё слово с подлинным вдохновением и неугасающей болью.

Александр Башлачёв родился 27 мая 1960 года в Череповце в семье начальника участка теплосилового цеха - Николая Алексеевича Башлачёва и преподавателя химии Нелли Николаевны .

После окончания школы в 1977 году пробует поступить на журфак Ленинградского университета им. Жданова , однако не поступает из-за отсутствия публикаций. Тем не менее, во время приезда Башлачёв знакомится с будущим журналистом Леонидом Парфёновым .

В 1977-1978 годах работал художником на Череповецком металлургическом комбинате . В 1978-1983 годах учился в Свердловске в УрГУ на факультете журналистики. После университета вернулся в Череповец, где год проработал в газете «Коммунист».

В сентябре 1984 года в Череповце познакомился с Артемием Троицким , по приглашению которого отыграл серию «квартирников » в Москве и Ленинграде .

В марте 1985 года состоялось его первое публичное выступление в Ленинграде вместе с Юрием Шевчуком в 6-й аудитории Ленинградского ветеринарного института (пр. Московский, 99). Этот концерт проходил сразу после III фестиваля Ленинградского рок-клуба , поэтому получил название «Четвёртый день фестиваля». Запись этого концерта была издана под названием «Кочегарка » .

На следующий год окончательно поселился в Ленинграде, там он вступил в Рок-клуб . С помощью того же Фирсова с марта 1986 года официально трудоустроен в котельной «Камчатка» . В июне 1987 года на Пятом Ленинградском фестивале получил приз «Надежда».

Июнь 1987 - выступление на пятом Ленинградском рок-фестивале в ЛДМ, выступление на рок-фестивале в Черноголовке .

Август 1987 - съёмки в фильме «Барды покидают дворы» (Киев), от участия в котором в процессе работы отказался.

Смерть

Дискография

  • 1989 - Время колокольчиков () - запись сделана в январе 1986-го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле «Мелодией». Альбом содержит песню с одноимённым названием .
  • 1990 - Всё будет хорошо () - запись сделана в январе -го во время однодневной сессии, состоявшейся на квартире администратора московской рок-лаборатории Александра Агеева, Башлачёв спел 24 песни. Фрагмент издан на виниле Московской Рок-Лабораторией и студией «Метадиджитал».
  • 1990 - Третья столица (), (2CD) - запись сделана 30 мая 1985 года в Ленинграде в домашней студии Алексея Вишни. Звукорежиссёр: Алексей Вишня .
  • 1992 - Таганский концерт (3), (2CD) - запись сделана Андреем Зачёсовым 22 января 1986 года в театре на Таганке .
  • 1994 - Вечный пост - записано в мае 1986 года в студии группы «Звуки Му » на даче Александра Липницкого (Москва, Николина гора). Звукооператор - Вячеслав Егоров «Аквариум» .
  • 1994 - Лихо (2CD) - записано 20 января 1986 года в домашней студии Александра Агеева (Москва).
  • 1995 - Кочегарка (Четвёртый день Третьего фестиваля) - записано 18 марта 1985 года с Шевчуком . Расширенная часть концерта Александра Башлачева выпущена в 1997 году под названием...В городе Пушкина и рок-н-ролла...
  • 1996 - II - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Марины Тергановой и Александра Несмелова (Москва) в апреле 1985 года.
  • 1996 - IV - записано Олегом Замовским у себя дома во Владимире в июне 1986 года, Татьяной Ниловой и Юрием Морозовым в студии Дома Радио (Ленинград) для документального фильма Петра Солдатенкова «Барды покидают дворы или Игра с Неизвестным» (Киностудия им. Довженко, Киев) в июне 1987 года и Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года.
  • 1998 - Первый концерт в Москве - записано Артемием Троицким в Москве 20 октября 1984 года на квартире у Сергея Рыженко .
  • 1998 - I - записано Виктором Алисовым и Игорем Васильевым в домашней студии в Москве 17-19 сентября 1984 года, на домашнем концерте в Череповце летом 1984 года и Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде в сентябре 1985 года.
  • 1998 - III - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 4 октября 1985 года.
  • 1998 - V - записано Игорем Васильевым дома у Александра Агеева (Москва) 20 января 1986 года, Марком Копелёвым на концерте в Новосибирске 21 декабря 1985 года и летом 1986 года, предположительно в Ленинграде.
  • 1998 - VII - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова (Москва) 14 января 1988 года и на домашнем концерте у Марины Тимашевой (Москва) 29 января 1988 года. Запись известна также под названием «Последний концерт».
  • 1999 - Чернобыльские Бобыли на краю света - запись сделана Сергеем Фирсовым 15 августа 1986 года на бытовую аппаратуру. Гитара, вокал - Александр Башлачёв; гитара - Андрей Шаталин ; клавиши - Павел Кондратенко ; бас, перкуссия - Святослав Задерий
  • 2002 - VI - 1, 2, 7 - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте в Москве в октябре 1986 года. 3-6 - записано Борисом Переверзевым на домашнем концерте у Артемия Троицкого в Москве 15 января 1986 года. 8-11 - записано Олегом Ковригой на домашнем концерте у Егора Егорова в Москве 14 января 1988 года. 12, 13 - записано Кириллом Кувырдиным у себя дома в Москве 5 июля 1987 года. 14 - записано на выставке Митьков в Ленинграде в июле 1987 года; губная гармошка - Борис Гребенщиков. 15-20 - записано Сергеем Фирсовым у себя дома в Ленинграде 22 августа 1986 года.
  • 2006 - «Семь кругов беспокойного лада», первый трибьют Александру Башлачёву. Создан по инициативе Святослава Задерия (основатель группы Алиса), примечателен участием Константина Кинчева.
  • 2014 - «Серебро и слёзы », трибьют-альбом , посвященный памяти Александра Башлачёва, записанный в 2010 году и выпущенный в ноябре 2014 года . В проекте участвовали многие известные рок-музыканты России и постсоветского пространства, большинство из которых лично знали Александра. Автором идеи и почти всех аранжировок является Дмитрий Ревякин и его группа Калинов мост , они же записали большую часть аккомпанемента .

Краткая хронология записей

Названия «официальных» альбомов даны жирным шрифтом. В скобках римская цифра (I -VII ) указывает, в какой сборник антологии вошли песни из данного альбома.
  • 1984, сентябрь - «Ещё в Череповце» (или летом) (I )
  • 1984, 17октября - Первая «студийная» (запись В. Алисова и И. Васильева, Москва, Кленовый бульвар) (I )
  • 1984, 20 октября - Первый концерт в Москве (у Сергея Рыженко)
  • 1984, ноябрь - «Песни шёпотом» (I )
  • 1984, ноябрь - «Толоконные лбы» (запись В. Алисова и И. Васильева, Москва, Кленовый бульвар
  • 1985, январь - Первый концерт в Ленинграде (у Павла Краева)
  • 1985, 18 марта - СашБаш & Шевчук «Кочегарка I» (Ленинград)
  • 1985, 18 марта - СашБаш & Шевчук «Кочегарка II» (В городе Пушкина и RnR)
  • 1985, апрель - У Александра Липницкого (Москва, Каретный ряд)
  • 1985, 19 мая - У Владимира Кузнецова (Москва, Ясенево)
  • 1985, 30 мая - Третья столица (Ленинград, студия Алексея Вишни)
  • 1985, 21 декабря - Концерт для Новосибирской Ассоциации Рокеров (V )
  • 1986 - Концерт у Кати (Башлачёв и Олеся Троянская)
  • 1986, 20 января - Лихо 2CD (Москва, студия Александра Агеева)
  • 1986, 20 января - Время колокольчиков/Складень/Посошок (запись Агеева, по альбомам) (IV , V )
  • 1986, январь - Таганский концерт 3LP, впоследствии переиздан как 2CD
  • 1986, май - Вечный пост (Николина Гора, на даче у Липницкого).
  • 1986, 15 августа - СашБаш & Алиса. Чернобыльские бобыли на краю света
  • 1986, 22 августа - Квартирник у Фирсова (Задерий и Башлачёв) (VI )
  • 1986, 5 декабря - Квартирник на Кантемировской (Москва)
  • 1987, 24 мая - Концерт в ДК Ильича
  • 1987, 7 июня - V фестиваль рок-клуба (Ленинград)
  • 1987, июнь - Барды покидают дворы (для фильма) (Киев) (IV )
  • 1987, 5 июля - У «Киры» - Кирилла Кувырдина (Москва) (VI )
  • 1987, 8 июля - На открытии выставки Митьков (Ленинград) (VI )
  • 1988, 14 января - Концерт на «Речном вокзале» (Москва)
  • 1988, 29 января - Последний концерт у Марины Тимашевой (Москва) (VII )

Видеография

Память

Музей

Памятники

Файл:Мемориальный бюст А. Башлачёва в Г. Череповец.jpg

Бюст А. Башлачёва на стене здания череповецкой филармонии

Фестивали и концерты

  • 21 февраля 1988 года [ ] состоялся первый концерт памяти Александра Башлачёва.
  • 27 мая 2010 во Дворце культуры металлургов Череповца прошёл первый фестиваль «Сашин День», посвящённый 50-летнему юбилею Александра Башлачёва. Организатор - общественный деятель Светлана Кунина.
  • В феврале 2011 года страница музея появилась на сайте Творческого движения «Палитра N» .
  • 27 мая 2011 во Дворце культуры строителей Череповца состоялся второй фестиваль «Сашин День». Глава города Олег Кувшинников объявил, что в дальнейшем фестиваль «Сашин День» будет проходить ежегодно при поддержке администрации города.
  • 27 мая 2012 состоялся концерт «Рок-Череповец», организатор и спонсор - мэрия Череповца. Данное мероприятие не является преемником фестиваля «Сашин День».
  • 26 мая 2013 состоялся «Рок-Череповец»-2 в Ледовом дворце Череповца. Учредитель и спонсор - череповецкая мэрия.
  • 25 мая 2014 состоялся «Рок-Череповец-2014» с участием земляка Башлачева - Николая Носкова , финской группы Face of God, Full pockets, Мармеладъ и другие. В отличие от предыдущих концертов, ведущим был не Артемий Троицкий, а Александр Липницкий.
  • 24 мая 2015 состоялся рок-фестиваль «Время Колокольчиков», посвящённый юбилею Александра Башлачева, в котором приняли участие солист череповецкой группы «Рок-Сентябрь» Олег Хакман, группы «Ключевая», «Пилот», «Сурганова и оркестр», «Крематорий», «Калинов мост» и её лидер Дмитрий Ревякин , «Чайф». Исполнители представили трибьют песен Александра Башлачева.
  • 27 мая 2015 фестиваль был проведен в Москве под первоначальным названием «Сашин день». Организатор - общественный деятель Светлана Кунина. Фестиваль был проведен на частные пожертвования, которые собирались через площадку Planeta.ru . Главному спонсору фестиваля была подарена акустическая гитара с автографами мэтров, поддержавших фестиваль: Бориса Гребенщикова , Вячеслава Бутусова , Юрия Шевчука , Константина Кинчева , Олега Сакмарова , Федора Чистякова , Севы Новгородцева .

Музыкальные посвящения

Пусть сегодня никто не умрёт

И он снова будет петь о любви,
И каждый дом ему будет рад,
И он возьмёт зубную щётку,
Откроет дверь и закроет окно,
Ведь: «любовь - это поезд Свердловск-Ленинград - и назад!»

«Разные люди», 19??

Что касается Башлачёва, мы с ним приятельствовали. Его смерть оставила незаживающую рану. Это, пожалуй, одна из первых потерь в моей жизни, то есть я терял друзей, а близкого по оружию человека я потерял впервые. Поэтому в „Шестом лесничем“ есть песня, которую я посвятил ему, чтобы хоть как-то попытаться вытащить его из той депрессии, в которую он попал. Песня называется „Солнце за нас“. Не удалось. Он решил, как решил, поэтому уже больше двадцати лет его нет с нами.

  • в песне Александра Логунова „Бди, брат“ есть строчка, посвящённая Башлачёву.
  • У группы „Немного нервно“ в песне „Ты и твои женщины“ - строчка „Нет у меня ни Башлачева, ни Летова, Ни змеиного яда, ни дверей восприятия.“ .
  • в песне „Жизнь красивая“ из альбома „Прозрачный“ (группа „ДДТ“») есть строчка, посвящённая Башлачёву. («Я узнал тебя в час рождения яблок, листьев, гуманных замыслов, и в башлачёвское наводнение я найду ещё пару главных слов»)
  • Юрий Наумов, посвятил песню «Ночной Полёт» Башлачёву:

Ночной Полёт (часть 2я)

Шаг из окна...
Жажда весны больше сна;
и я взлетел над ледовым безумьем,
над нервным сплетением
каменных тел.

«Юрий Наумов»

  • Памяти А. Башлачёва также посвящены песни:
    • «Некому берёзу заломати» - Дмитрий «GARM» Левин [ ]
    • «Русское поле» - Максим Касьянов
    • «Поплачь о нём» из альбома «Не беда» группы Чайф
    • «Прощание» - Сергей Калугин (группа «Оргия Праведников»)
    • «Памяти Александра Башлачёва» - Александр Щербина
    • «Зимняя баллада» - группа «Гудвин и Банда-на»
    • «Патроны» - Николай Макеев (группа «М4») [ ]
    • «Дороги» и «Просвистела» - Юрий Шевчук (группа «ДДТ») (упоминается в фильме «Время ДДТ »)
    • «Казак» и «Вымыты дождём» - Дмитрий Ревякин (группа «Калинов мост»)
    • альбом «Парашют Александра Башлачёва» Ермена Анти (Адаптация)
    • Александр Васильев («Сплин ») на концертах признаётся, что песню «Летела жизнь» посвятил Башлачёву
    • «Крик» - Константин Кинчев (группа «АлисА»)
    • Альбом «Стыд и срам», песня «Про чертиков» - Яна Дягилева [ ]
    • «Вороны» - Эдуард Старков (группа Химера)
    • «Памяти А. Башлачёва» - группа «Записки Неизвестного»
    • «Памяти Александра Башлачёва» - исполнитель Decorator
    • «В тесте» - группа Серебро
    • «СашБаш» - Алексей Витаков
    • «Разведчик» - НАТЕ!
    • «Памяти Александра Башлачева» - Максим Цепелев (группа «Дети одной реки»)
    • «Ложь» - Ольга Ступина
    • «Штурмуя небеса» - Lounа
    • «Сумерки» - Алиса

Поэтические посвящения

  • Стихотворение Янки Дягилевой «А. Б.»
  • Стихотворение Александра (Шамана) Красовского «Памяти Башлачева»
  • Стихотворение Николая Стародубцева (Звездодуб) «Манифест удивлённых»

Театр

В ноябре 1988 года в Читинском театре-студии «Под старой люстрой» поставлен музыкальный спектакль «Прими свою вину» по песням Башлачева.

Библиография

  • Башлачёв А. Н. Посошок: Стихотворения / Вступ. ст. и составление А. Житинского . - Л.: Лит. изд.-ред. агентство «Лира», 1990. - 78 с. ISBN 5-85490-001-7
  • Башлачёв А. Н. Стихи / Примеч. А. Каменцевой и др. - М., 1997. - 189 c.
  • Башлачёв А. Н. Как по лезвию. - М.: Время, 2005. - 254 с. (Поэтическая библиотека) ISBN 5-9691-0059-5
(Переизд.: М.: Время, 2007. ISBN 978-5-9691-0065-7)

Литература

  • Наумов Л. А. Александр Башлачёв: человек поющий. - СПб.: Амфора, 2010. - 439 с. ISBN 978-5-367-01398-6
  • Наумов Л. А. Александр Башлачёв: человек поющий. Второе издание - СПб.: Амфора, 2013. - 543 с. ISBN 978-5-367-02389-3
  • Наумов Л. А. Александр Башлачёв: человек поющий. Третье издание - М.: Выргород, 2016. - 608 с. ISBN 978-5-905623-06-6
  • Наумов Л. А. Александр Башлачёв // В серии «Легенды нашего рока» - СПб.: Амфора, 2014. - 94 с. ISBN 978-5-367-03403-5
  • Горбачев О. А. Александр Башлачёв: стихи, фонография, библиография. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2001. - 217 с. ISBN 5-87049-205-X
  • Гавриков В. А. Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачёва: дис. … кандидата филологических наук. - Елец, 2007
  • Глинчиков В. С. Феномен авторской песни в школьном изучении: А. Галич , В. Высоцкий , А. Башлачёв. Диссертация кандидата педагогических наук. - Самара, 1997
  • Белоногова А. В. Живой (статья в книге посвящений «Ставшему ветром») - М.- Спб, 2011, при содействии издательства «Поматур», ISBN 978-5-91832-020-4
  • Ярко А. Н. Вариативность рок-поэзии: на материале творчества Александра Башлачёва: дис. … кандидата филологических наук. - Тверь, 2008
  • А. Голев. Знак кровоточия. Александр Башлачёв глазами современников. - СПб.: Лимбус Пресс, 2011. - 469 с. ISBN 978-5-8370-0570-1
  • Александр Башлачёв: исследования творчества / сост.: Л. Н. Дмитриевская. - М.: Русская школа, 2010. - 144 с. ISBN 978-5-91696-008-2
  • Гавриков В. Русская песенная поэзия XX века как текст. Брянск: ООО «Брянское СРП ВОГ». 2011. - 634 с.
Дополнительная литература
  • Алексеев А. С .

Обаятельный поэт, внутренний мир которого хорошо прослеживается в стихах и песнях, стал одним из ярких представителей советского андеграунда. Александр Башлачев (или, как звали его друзья, СашБаш) почти не расставался с гитарой, на которой научился играть еще в школьные годы. Любимый инструмент рокера и барда остался с мужчиной и после смерти – друзья положили гитару в могилу талантливого исполнителя.

Детство и юность

Александр Башлачев родился в городе Череповец 27 мая 1960 года. Вскоре после рождения сына в семье появился второй ребенок - девочка Лена. Родители, учительница химии и работник теплосилового цеха, много времени проводили на работе, поэтому дети были предоставлены самим себе.

Александр рано научился читать, а первое стихотворение, по собственному признанию, сочинил уже в 3 года. Несмотря на явный музыкальный талант, ребенок не посещал музыкальную школу. Такое решение мальчик принял сам, признавшись маме, что жалеет детей, вынужденных ходить на занятия.

Однажды классная руководительница Башлачева предложила школьникам выпустить альманах. Так началось увлечение Александра журналистикой. Мальчик писал стихи для любительского издания, помогал одноклассникам со статьями и руководил процессом сбора материала.


Александр Башлачев с сестрой

В старших классах, когда увлечение стихотворным жанром временно угасло, Саша увлекся прозой. За попытки составить своеобразное описание будней девятиклассника друзья прозвали мальчика летописцем. Рукопись юноши не сохранилась – Башлачев лично сжег материал, так как стеснялся своих ранних работ.

После получения аттестата Александр уехал в Ленинград поступать в университет. Первые два тура на факультет журналистики Башлачев преодолел без труда. Проблемы начались, когда приемная комиссия потребовала показать опубликованные статьи абитуриента. Школьного альманаха оказалось недостаточно. Провалившись, Александр возвращается в родной город.


Чтобы не тратить год впустую, Башлачев устраивается на Череповецкий металлургический завод. Работая художником, Александр параллельно выпускает собственные статьи в газете «Коммунист». А по вечерам молодой человек осваивает писательское ремесло в школе юного журналиста.

Через год Башлачев делает еще одну попытку поступить в высшее учебное заведение. Опыт и талант юноши оценили по достоинству. В 1978 году Александр становится студентом Уральского государственного университета Свердловска.

Музыка

Учеба дается Александру настолько легко, что юноша почти не посещает лекции. Вместо зубрежки Башлачев проводит время в Череповце, где вместе с музыкальной группой «Рок-сентябрь» пишет песни и выступает на фестивалях. Сам Александр не выходит на сцену, отдавая предпочтение сочинению песен и организации выступлений.


Получив диплом, поэт возвращается в уже знакомый «Коммунист». Но теперь работа в редакции только угнетает мужчину. Идейные статьи, которые не приносили творческого удовлетворения, соседствуют в жизни Башлачева с альтернативной музыкой.

В 1984 году группа «Рок-сентябрь» распалась, и терпение поэта закончилось. Александр увольняется из газеты и отправляется в Москву, чтобы развеяться и определиться с планами на будущее. Там в гостях у старого знакомого Башлачев знакомится с . Под влиянием друзей поэт перебирается в столицу, где каждый вечер, благодаря новым связям, исполняет собственные песни на квартирниках.


Пиратские записи импровизированных концертов разлетелись по Советскому Союзу, сделав Башлачева известной личностью. Посетители камерных выступлений поэта утверждали, будто мужчина настолько отдавался музыке, что после завершения концерта руки музыканта часто оказывались в крови – поэт стирал пальцы в кровь.

Мужчина постоянно менял тексты собственных песен. Довольно часто во время выступления Александр на ходу исправлял последние строчки в композициях «Некому березку заломати» и «Как ветра осенние».

Александр Башлачев исполняет песню «Все от винта»

Первое выступление на большой сцене состоялось в Ленинграде в 1985 году. Вместе с мужчины исполнили собственные хиты в зале ветеринарного училища. В этом же году Башлачев окончательно перебирается в Ленинград, где принимает активное участие в жизни рок-тусовки.

Домашние концерты были полны зрителей, но на телеэкраны творчество Башлачева не пропускали. Подобное отношение к его творчеству сильно расстраивало музыканта.


В 1985 году Башлачев впервые женится. Брак, заключенный с Евгенией Камецкой, был фиктивен. Знакомая Александра согласилась на свадьбу, чтобы музыкант получил ленинградскую прописку. Женщина, с которой в этот период СашБаша связывали близкие отношения, - Татьяна Авасьева.


Вскоре после свадьбы на другой возлюбленная поэта родила сына Ваню. Из-за тяжелого заболевания мальчик умер, прожив всего несколько месяцев. После потери ребенка отношения пары закончились.

В мае 1986 года в гостях у знакомой Александр знакомится с Анастасией Рахлиной. Поклонница творчества Башлачева зашла в гости к подруге, где столкнулась с музыкантом. Бурный роман прервала смерть поэта. Спустя пару месяцев после похорон Анастасия родила сына Башлачева – Егора.

Смерть

Последние часы жизни поэт и музыкант провел в квартире своей первой жены Евгении Камецкой. Молодые люди сохранили приятельские отношения и часто проводили квартирники на территории девушки. Утром 17 февраля 1988 года Евгению разбудили представители органов, сообщив о смерти Башлачева.


По версии следствия, мужчина выбросился из кухонного окна. Друзья и близкие Александра не сомневаются, что музыкант мог добровольно уйти из жизни. Несмотря на общительность и хорошее настроение, Башлачев страдал от одиночества. К тому же на протяжении последнего года Александр почти не выходил из творческого кризиса.

Талантливого музыканта похоронили на Ковалевском кладбище в Санкт-Петербурге. Могилу кумира поклонники обозначили деревцем, которое украсили колокольчиками. Несмотря на статус самоубийцы, друзья Башлачева добились разрешения на отпевание Александра в соборе.

Дискография

  • 1989 – «Время колокольчиков»
  • 1990 – «Все будет хорошо»
  • 1990 – «Третья столица»
  • 1992 – «Таганский концерт»
  • 1994 – «Вечный пост»
  • 1994 – «Лихо»
  • 1995 – «Кочегарка»
  • 1998 – «Первый концерт в Москве»
  • 1999 – «Чернобыльские Бобыли на краю света»
  • 2006 – «Семь кругов беспокойного лада» (требьют-альбом)
  • 2016 – «Серебро и слезы» (требьют-альбом)

17 февраля 1988 года погиб Александр Башлачев. Из окна восьмого этажа он шагнул в вечность, оставив своим поклонникам песни, которые тектоническим разломом выделяются среди равнины русской рок-музыки.

1. Языковой дар

Башлачев сам не понимал, насколько он одарен. То, что поражало его окружающих, для него было совершенно естественным. У него было редкое языковое чутье, которое проявлялось уже в детстве. Саша очень рано научился читать, хотя никто его этому специально не учил, не зная английского языка, переводил англоязычные тексты, хорошо читал по-польски. Природной языковое чутье редко его подводило, по корням слов он легко угадывал их значение и бегло переводил тексты зарубежных групп. Именно из-за хорошего чувства языка Башлачев успешно работал в газете "с поэтическим названием "Коммунист". Писал полные метафор тексты на производственную тематику.

2. Музыкальный слух

У Башлачева был уникальный музыкальный слух. Александр Измайлов, с которым СашБаш учился в институте, вспоминал, что Башлачев, который никогда до этого не играл на фортепиано, просто сел и начал на слух подбирать аккорды, он чувствовал музыку каким-то внутренним чутьем. Мать музыканта вспоминала, что в детстве Саша говорил ей, что больше всего сочувствует тем детям, которых насильно водят в музыкальную школу, поэтому она не повела его учиться музыке. Поразительно, но Башлачев умел извлекать музыку даже из простой папиросы, на которой он играл как на губной гармошке, а также мастерски играл на двуручной пиле.

3. Рок-музыкант?

Был ли Башлачев рок-музыкантом? Формально - по кругу общения - да, но стихи Башлачева все-таки ближе к поэзии, чем к рок-н-ролльным текстовкам. Музыкальная составляющая песен Башлачева не отличается виртуозностью исполнения. Скорее это бешеная, первобытная энергетика, камлание и безудержный напор. Современники как один вспоминают, как Башлачев разбивал руки в кровь о струны, пел с пеной у рта, забываясь и уходя в некое экстатическое состояние. Стихи Башлачева уходят своими корнями в русскую народную поэзию, они лежат в области поэтической традиции русского Севера. По воспоминаниям, когда Башлачев писал тексты, он часто даже не прописывал слова, писал только начальные буквы, поэтическая стихия рвалась из него сплошным потоком, СашБаш только направлял её в русло ритма. По мнению Бориса Гребенщикова, Бог дал Башлачеву "много и сразу". Справиться с такой ношей было непросто.

4. Свистопляска

"Большая музыкальная карьера" Башлачева началась в сентябре 1984 года, когда Леонид Парфенов привез в Череповец Артемия Троицкого. Башлачев Троицкого поразил. Он сразу же пообещал организовать концерты в Москве и Питере. Через пару недель Башлачев приехал в Москву и закружился в череде "квартирников". Кроме выступлений перед рок-братией, Башлачев отметился также у Александра Градского и Аллы Пугачевой. С Градским "не срослось", хотя именитый музыкант признал за Башлачевым несомненный талант, отметив филигранность текстов. Пугачевой Башлачев понравился, она даже позвала послушать "череповецкого мальчишку" режиссера Марка Захарова, жившего этажом ниже.

Башлачев произвел на столичную публику неизгладимый эффект. Все признавали за ним несомненную гениальность. Возможно, это Башлачева и надломило. Он не был готов к такому призванию, к восхищению и "заглядыванию в рот". Пока он кружился в свистопляске концертов, посиделок "за стаканом" (в разных смыслах), его поэтический талант все меньше стал пробиваться наружу. Его это угнетало. Он говорил про постоянную внутреннюю работу, которая не находит выхода на бумаге. Песни писались все реже, Башлачев стал болезненно реагировать, когда его спрашивали о творчестве. Слава свалилась на него неожиданно. Он оказался в одном кругу с "небожителями", о встрече с которыми мог только мечтать. Постоянное бытовое неустройство, бесприютность только подчеркивали диссонанс между признанием и суровой реальностью.

5. "Ведьма"

В орбиту Башлачева заносило разных людей. Некоторые из них были откровенно деструктивными. К такому типу можно отнести Ирину Линник. Внучка физика-академика Владимира Линника, Ирина занималась научной работой, геологией, но продолжалось это недолго. В 1980-1990-х годах Линник принимала активное участие в тусовке ленинградских рок-музыкантов. На её даче в Комарово бывали многие известные рокеры, в том числе Борис Гребенщиков, Всеволод Гаккель, Святослав Задерий, Константин Кинчев. По воспоминаниям современников, помимо места для концертов и ночёвок, Линник предоставляла гостям различного рода галлюциногенные вещества - "грибочки", "травку". Тем и жила.

С октября 1986 года Башлачёву негде было жить и он переехал на дачу Ирины. Как вспоминает Анастасия Рахлина: "Я туда приезжаю. Они сидят. Какой-то чувак с буддийскими колокольчиками… Ирина играет на пиле. Саня сидит со специально расстроенной гитарой, и они камлают таким образом. При этом зима, люди спать ложатся на рассвете, а просыпаются, когда солнце уже зашло. Недолго и чокнуться… Его там накрыло будьте-нате". Долго Башлачев на даче Линник не прожил, но Константин Кинчев вспоминал, что в тот период СашБаш сильно изменился, постоянные злоупотребления сказались на нем не лучшим образом. Из окна он выпрыгнул через год.

Ирина Линник сыграла свою роль в биографии ещё одного русского рок-музыканта. В 1992 году её чуть не убил лидер группы "Ноль" Фёдор Чистяков, у которого она даже снималась в клипе "Настоящему индейцу". Своё нападение музыкант объяснял тем, что Ирина - ведьма. В итоге Чистяков загремел в сумасшедший дом, а после стал Свидетелем Иеговы. Ирина не успокоилась до сих пор. Четыре года назад ФСКН собрало богатый урожай на её участке в Комарово - 1247 кустов конопли.

6. "Камчатка"

Было в Питере культовое место - "Камчатка". Котельная, через которую прошли лучшие кадры русского рока. Здесь работал Цой, основатель "Алисы" Слава Задерий. Сюда захаживал БГ, Кинчев, Сергей Курехин. Числился кочегаром здесь и Александр Башлачев. Работал Башлачов, по большей части, формально. В то время ещё была в силе статья за тунеядство, запись в трудовой уберегала от неприятностей с представителями закона. Однажды Башлачев все же решил поработать, захотел стать "настоящим кочегаром". Как раз ударили морозы, Башлачеву пришлось серьезно "попахать". Когда пришли сменщики, СашБаш сидел замученный и сказал: «Я не кочегар, я просто сумасшедший поэт».

7. Последний полет

16 февраля СашБаш был у Вячеслава Егорова. Когда он уходил, то на обычное "пока" ответил: "Я не прощаюсь". 17 февраля он должен был сниматься в фильме "Город". Съемочная группа уже снимала один из планов сцены с Башлачевым, дублер СашБаша сидел спиной к камере, когда на площадку пришла Марьяна Цой и сказала: "Не ждите". Александр Башлачев выпрыгнул из окна восьмого этажа. Судя по расстоянию от стены дома, это был именно прыжок. При жизни Башлачев не раз говорил, что хотел стать ветром... СашБаш был похоронен под Ленинградом на Ковалевском кладбище: 3 квартал, 3 участок. Похороны организовывала Марьяна Цой. На кладбище, несмотря на большое количество народа, стояла звенящая тишина. Не было рыданий и традиционных речей. На гроб положили гитару. По иронии судьбы, это была не гитара Башлачева, свою он отдал в ремонт. Комья земли упали на струны, гитара запела и замолкла. Уже навсегда. О смерти Башлачева сообщила "Русская служба Би-Би-Си". Отечественная пресса молчала.

Алексей Рудевич


Биография
Александр Николаевич Башлачёв родился 27 мая 1960 года в г. Череповеце Вологодской области, в простой семье. Отец его, Башлачев Николай Алексеевич (1936 г.р.), работал на Череповецком металлургическом заводе в теплосиловом цеху, начальником участка. Мать, Башлачева Нелли Николаевна - в школе рабочей молодёжи №4, преподавателем химии.
В период с 1967 по 1977 Александр учился в средней школе города Череповца. В 1977 году пошёл работать на Череповецкий металлургический комбинат, художником. Но уже в 1978 году уволился и поступил в Уральский государственный университет в Свердловске, на факультет журналистики. Во время отдыха часто ездил домой в Череповец, где помогал местной группе Рок-Сентябрь и писал для них тексты.
В 1983 году появляются первые известные песни. "Грибоедовский вальс" - одна из первых его сочинений, спетых им самим. В этом же году Башлачёв закончил учёбу в университете и вернулся на родину, в Череповец. Поработав в местной молодёжной газете "Коммунист", он написал немало проблемных статей о рок-н-ролле.
В мае 1984 года Башлачёв посетил питерский рок-фестиваль, где, по слухам, купил себе гитару. В этом же году в сентябре на квартире у своего друга Леонида Парфёнова познакомился с опальным в ту пору музыкальным критиком и журналистом Артемием Троицким, где чуть позже показал ему свои песни. Троцкого очень заинтересовало творчество Башлачёва и он пригласил его сначало в Москву, а потом в Питер на квартирники. В Петербурге Александру Башлачёву понравилось и он решил здесь остаться. "В Москве можно жить, а в Лениниграде стоит жить!" - говорил поэт. После этого Башлачёв играет множество квартирников по всей стране и особенно в Питере, но не появляясь на публике.
В марте 1985 года в зале медицинского училища состоялось первое публичное выступление, где он вместе с Юрием Шевчуком спел несколько песен на неофициальном концерте, которые в 1995 году будут изданы фирмой "Manchester Files" на совместном альбоме под названием "Кочегарка". В 1985 году на студии Алексея Вишни в Ленинграде записал альбом "Третья столица". В 1886 он переезжает в Ленинград, где вступает в местный рок-клуби устроился работать в знаменитой котельной "Камчатка".
Январь 1986 года необычайно активный концертный месяц, в течении которого были произведены две записи, впоследствии рассматриваемые издателями как студийные - запись на домашней студии А.Агеева и запись концерта в Театре на Таганке.
В апреле 1986 года на домашней студии А.Липницкого на Николиной горе был записан альбом "Вечный Пост". Оригинал, которого Башлачёв затёр в октябре того же года. В мае, в Череповце была написана последняя из сохранившихся песен - "Вишня"
В начале 1987 года Башлачёв дал несколько квартирных концертов. В период с марта по май Александр снимается в документальном фильме А.Учителя - "Рок". Но неожиданно для всех в процессе съёмок отказывается от своей роли и из фильма вырезаются все кадры с участием Башлачёва.
С 3 по 7 июня в Питере проходил пятый рок-фестиваль, на котором учавствовал Александр Башлачёв и где получил приз "Надежда". Некоторые кадры, снятые во время выступления Башлачёва вошли в уже упомянутый фильм "Рок". После этого Башлачев появился на фестивале в подмосковной Черноголовке, принял участие в работе над фильмом Петра Солдатенкова "Барды проходных дворов" (или "Барды покидают дворы", в прокате назывался "Игра с неизвестным"), однако по неясным причинам в последний момент отказался сниматься. В августе поэт написал последнюю свою песню, которая, к сожалению, не сохранилась. К сожалению, предпринятая тогда же попытка профессионально записать Башлачева для пластинки на ленинградском отделении «Мелодии» так и не удалась.
В последний год своей жизни он явно испытывал внутренний кризис, причины которого остались не до конца ясны. Возможно, это была неадекватность восприятия. Он совершал неоднократные попытки самоубийства (одну из них - накануне пятого рок-фестиваля).
В начале 1988 в настроении Башлачева, казалось, наступил просвет: он дал несколько концертов в Москве и запланировал свои новые выступления. Последним был концерт на квартире Марины Тимашевой, 29 января. Но, к сожалению, 17 февраля 1988 года Александр Николаевич Башлачёв, по возращению в Петербург, покончил с собой, выбросившись с девятого этажа квартиры на проспекте Кузнецова, где он тогда жил. Очевидно, что решение это было принято не под влиянием момента, а стало результатом мучительного выбора. Похоронен под Питером на Ковалевском кладбище
За короткий промежуток времени Башлачев создал более шестидесяти песен, принадлежащих к его «золотому запасу». Хотя на формирование его стиля и поэтического языка, без сомнений, повлияла песенная поэзия Высоцкого и Галича, песни Гребенщикова и Науменко, поэтические эксперименты начала века и древнерусская эпическая поэзия, Башлачев создал свой собственный художественный мир.
В 1991 петербургское издательство «Новый Геликон» выпустило единственное на сегодня собрание песен и стихов Башлачева «Посошок». Начиная с 1989 вышло более двух десятков пластинок, кассет и компакт-дисков с записями Башлачева.
Он стал одним из наиболее значительных явлений в отечественной рок-музыке. В его многослойных, полных неожиданных ассоциаций, парадоксального юмора и виртуозной игры словами, смелых рифм и сложных размеров стихах-песнях причудливо переплелись архаика и современность, былинные сюжеты и реалии рок-бытия, высокая трагедия и откровенное скоморошество

Летящий Башлачёв
«давай попробуем обойтись без протокольной анкеты: когда родились, когда намерены скончаться...»
Саша Башлачёв

Вот прямо сейчас я собираюсь залезть в жизнь чужого, мёртвого и, наверное, хорошего человека и даже поэта – Александра Башлачёва.
Мало того! Я собираюсь хорошенько в ней покопаться, затем взять скальпель и кое-что вырезать, а затем набить собственными суждениями и превратить все эти жизненные факты, даты и прочие обрывки в какое-то подобие чучела жизни – словом, то, что у нас называется биографией. И сразу возникает вопрос, а какое, собственно, отношение я имею к человеку, которого зарыли на Ковалёвском в промёрзшую ленинградскую землю в год моего рождения и день Советской Армии?
В самом деле, вот, например, когда князь Феликс Юсупов захотел написать о смерти Распутина, того самого Гришки, которого он травил, стрелял и всячески топил, то вопрос о его отношении был ясен. Но вот какое отношение имеет СашБаш к Славе Чешу - уже вопрос. Попробую ответить.

Сашу Башлачёва я никогда сознательно не слушал. Он был для меня один из тех гениев, которых уважаешь, но слушать не можешь совершенно – так что в жизни я сознательно не поставил себе ни одной его песни. Но! Башлачёв в нашей музыке явление почти космическое – даже «не слушая» его песен, от них, да и вообще от всей его фигуры никуда не уйти. Так, под башлачёвский «Влажный блеск» в исполнении Снайперов я впервые попал в постель к девушке, с которой потом встречался больше года – рекорд для меня небывалый. Этажом ниже, в той же общаге где тогда и стояла эта самая постель, однокурсник насиловал мои уши «Временем колокольчиков». Он рассказывал про СашБаша даже на раскопках, где мы вскрывали готские могильники. Башлачёв не покинул моей ноосферы и тогда, когда я выпустился и стал работать. Моим «шефом» и напарником на «высотке» случайно оказался страстный фанат Баша, подсадивший меня на «Подвиг разведчика» и «Грибоедовский вальс».
Про Башлачёва с восторгом рассказывали совсем зелёные юнцы и олдовые неформалы, а когда я возвращался домой, в плеере про него пел Летов и «Разные люди». Да и кто про него не пел? Мне кажется, больше ни о чьей жизни и гибели не пелось русскими рокерами столько раз. После смерти Саши Башлачёва, вокруг него стремительно «выкристаллизовался» один из самых мощных «биографических мифов» в русском роке, предвосхитивший мифы Янки Дягилевой и Виктора Цоя.

Как по мне – если ты рождаешься спустя полгода после чьей-нибудь смерти, и, если, вырастая, ты сознательно не слушаешь музыки этого человека и даже стихов его не читаешь, а потом – бааац, и оказывается что его поэзия, музыка, сама ткань его жизни пронизывает мир в опасной близости от тебя – о таком человеке стоит написать.
Человек этот родился в мае, 27 числа в Череповце, недалеко от Вологды. Его отцом был Николай Алексеевич Башлачёв - начальник участка теплосилового цеха Череповецкого металлургического комбината, матерью – Нелли Николаевна - учитель химии в Школе рабочей молодёжи №4. Школу-десятилетку Саша закончил в 1977 году… Стоп.

С того ли я начинаю? Вряд ли для того, кто, упав из окна восьмого этажа, лежал, под низким февральским небом на проспекте Кузнецова имеет большое значение год окончания школы. А для вас? Имеет ли это значение для вас, моих читателей? Абзац стандартной биографии. Год и место рождения. Школа. Сухие, мёртвые строки. Что же мы узнаём отсюда? Ничего.
Нет, мне больше хочется попробовать врубится в «миф» Башлачёва. Что это за миф такой? Откуда взялся? Если вы читали Сашины биографии чуть серьезнее пулемётной очереди из дат, то, наверное, встречались и с мнением об «обреченности» поэта, «проживании» им песен, особом, башлачёвском «тексте смерти», «трагической ауре», по выражению Троицкого. Было там и о том, что Башлачёв-де был особым медиумом-шаманом, проводящим «высшие истины». Многие о чём-то таком заговорили после его гибели. Людей интересовала и глубинная сущность СашБаша и его характер – вещи, которые датами не объяснишь. Поэтому-то, наверное, стандартной биографии – учился-родился-женился здесь не получится – придётся разбираться, что он был за человек такой – Саша Башлачёв.

Налётчик был бывалый ас
О Сашином детстве сказать мне особо нечего. Разве что…
Налетчик был бывалый ас:
Он вывел самолет из пике,
И самолет пришел домой,
Как будто ехал коммюнике.

Первый стих, точнее кусочек стиха. Первый из сохранившихся. Автору тут года три-четыре. Обратите внимание на эту деталь – «ехал коммюнике». Саша, понятно, вообще не имеет представления, что значит это слово, но смело вставляет «коммюнике» в стих. А что? Ритмика-то соблюдена! Кстати, через год маленького Сашу впервые поведут к психиатру – из-за способности верно перемножать в уме большие числа.
Школьных воспоминаний о нём практически нет – вынужден оставить на откуп вашему воображению его первые драки и влюблённости. Впрочем, кое-что о его влюблённостях сказать можно, хотя и по более поздним воспоминаниям. Например, СашБаш тогда предпочитал один тип девушек – длиннолицых, худеньких и длинноволосых, причём непременно с русыми волосами.

В 1977 г., после школы Саша работал на Череповецком металлургическом комбинате. Художником. Рисование вместо физической работы, впрочем, стало для него характерным – он рисовал «кося» военку, рисовал и отлынивая от работ в колхозе. В 1978 г. он поступает в УрГУ, на журфак. По воспоминаниям Марины Паршуковой, однокурсницы он тогда заметно нервничал, поскольку поступал второй раз. Значит в первый – в 1977 г. на экзаменах он провалился, и его кто-то устроил на комбинат – перекантоваться до новой абитуры. В абитуре он был примерно на год старше других, невысокий, тонкий и худощавый юноша, влюблявший в себя буквально всех вокруг. Он сильно выделялся – «каблуковыми» ботинками, джинсовым прикидом, длинной гривой вьющихся волос и золотой фиксой взамен выбитого зуба.

Идут переходные звери
Учёба давалась Саше легко, окружающие любили его. Витя Мещеряков, экс-однокурсник вспоминал, что «отказать ему было просто невозможно!». Таня Халяпина позже говорила: «Сашка был настолько лапа! Ни один эпизод, связанный с ним, не вспоминается с негативом». Саша Башлачёв тогда это ещё не «человек поющий», но, скорее по выражению Задерия «человек-праздник».
Особенностью СашБаша в УрГУ стала проявившаяся впоследствии и в творчестве страсть к мистификациям. Так, по воспоминаниям Соловьёва Саша со своим другом Измайловым выдумали целое течение вокруг вымышленного художника – Льва Давыдовича Перловича. Они уверяли всех, что Перлович ровесник Пушкина, известный художник-параллелепипедист и каждый день рисовали «его картины». Параллелепипеды, уложенные друг на друга - полотно «Любовь», шесть кирпичей на верёвках – картина «И я бы мог» - по ремарке Пушкина на казнь декабристов. По другим воспоминаниям, среди них был «кирпичинный клин» - «Летят перелётные птицы», и нестройный караван параллелепипедов на плоскости – «Идут переходные звери». Единственной непараллелепипедной работой «Перловича» был шар на картинке «Падла!». Башлачёв, по-видимому, рисовал, Саша Измайлов был «гидом» - рассказывал о композиции, её тонком равновесии, цветовых гаммах, поясняя, что если «кирпичики» нарисованы синим – перед вами работы голубого периода, а если использовано несколько цветов, то речь шла о синтезе или эклектике.

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные