Сообщение о виде искусства живопись краткое содержание. Искусство художественного отображения действительности. Виды живописи. От театрально-декорационного искусства до дизайна

В XVII веке было введено разделение жанров живописи на «высокий» и «низкий». К первому относили исторический, батальный и мифологический жанры. Ко второму причисляли приземленные жанры живописи из повседневной жизни, например, бытовой жанр, натюрморт, анималистика, портрет, ню, пейзаж.

Исторический жанр

Исторический жанр в живописи изображает не конкретный предмет или человека, а определенный момент или событие, которое имело место в истории прошлых эпох. Он входит в основные жанры живописи в искусстве. Портрет, батальный, бытовой и мифологический жанры часто бывают тесно переплетены с историческим.

«Покорение Сибири Ермаком» (1891-1895)
Василий Суриков

В историческом жанре писали свои картины художники Никола Пуссен, Тинторетто, Эжен Делакруа, Питер Рубенс, Василий Иванович Суриков, Борис Михайлович Кустодиев и многие другие.

Мифологический жанр

Сказания, древние легенды и мифы, народный фольклор - изображение этих сюжетов, героев и событий нашло свое место в мифологическом жанре живописи. Пожалуй, его можно выделить в живописи любого народа, потому что история каждого этноса полнится легендами и преданиями. Например, такой сюжет греческой мифологии , как тайный роман бога войны Ареса и богини красоты Афродиты изображает картина «Парнас» итальянского художника по имени Андреа Мантенья.

«Парнас» (1497)
Андреа Мантенья

Окончательно мифология в живописи сформировалась в эпоху Ренессанса. Представителями этого жанра помимо Андреа Мантеньи являются Рафаэль Санти, Джорджоне, Лукас Кранах, Сандро Боттичелли, Виктор Михайлович Васнецов и другие.

Батальный жанр

Батальная живопись описывает сцены из военной жизни. Чаще всего при этом иллюстрируются различные военные походы, а также морские и сухопутные бои. А поскольку эти бои часто берутся из реальной истории, то батальный и исторический жанры находят здесь свою точку пересечения.

Фрагмент панорамы «Бородинская битва» (1912)
Франц Рубо

Оформилась батальная живопись во времена Итальянского Возрождения в творчестве художников Микеланджело Буонарроти, Леонардо да Винчи, а затем Теодора Жерико, Франсиско Гойя, Франца Алексеевича Рубо, Митрофана Борисовича Грекова и многих других живописцев.

Бытовой жанр

Сцены из повседневной, общественной или частной жизни обыкновенных людей, будь-то городской или крестьянский быт, изображает бытовой жанр в живописи. Как и многие другие жанры живописи , бытовые картины редко встречаются в самостоятельном виде, становясь частью портретного или пейзажного жанра.

«Продавец музыкальных инструментов» (1652)
Карел Фабрициус

Зарождение бытовой живописи произошло в X веке на Востоке, а в Европу и Россию она перешла только в XVII-XVIII веках. Ян Вермеер, Карел Фабрициус и Габриэль Метсю, Михаил Шибанов и Иван Алексеевич Ерменев являются самыми известными художниками бытовых картин в тот период.

Анималистический жанр

Главными объектами анималистического жанра являются животные и птицы, как дикие, так и домашние, и вообще все представители мира животных. Первоначально анималистика входила в жанры китайской живописи, поскольку впервые появилась именно в Китае в VIII веке. В Европе анималистика сформировалась только в эпоху Ренессанса - животные в то время изображались как воплощение пороков и добродетелей человека.

«Кони на лугу» (1649)
Паулюс Поттер

Антонио Пизанелло, Паулюс Поттер, Альбрехт Дюрер, Франс Снейдерс, Альберт Кейп - основные представители анималистики в изобразительном искусстве.

Натюрморт

В жанре натюрморт изображают предметы, которые окружают человека в жизни. Это неодушевленные объекты, объединенные в одну группу. Такие предметы могут принадлежать к одному роду (например, на картине изображены только фрукты), а могут быть разнородными (фрукты, предметы посуды, музыкальные инструменты, цветы и т.д.).

«Цветы в корзине, бабочка и стрекоза» (1614)
Амброзиус Босхарт Старший

Натюрморт как самостоятельный жанр оформился в XVII веке. Особенно выделяют фламандскую и голландскую школы натюрморта. В этом жанре писали свои картины представители самых разных стилей, от реализма до кубизма . Одни из самых известных натюрмортов написали живописцы Амброзиус Босхарт Старший, Альбертус Иона Брандт, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Пьер Огюст Ренуар, Виллем Клас Хеда.

Портрет

Портрет - жанр живописи, который является одним из самых распространенных в изобразительном искусстве. Цель портрета в живописи - изобразить человека, но не просто его внешний облик, а еще и передать внутренние чувства и настроение портретируемого.

Портреты бывают одиночные, парные, групповые, а также автопортрет, который иногда выделяют отдельным жанром. А самым известным портретом всех времен, пожалуй, является картина Леонардо да Винчи под названием «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», всем известная как «Мона Лиза».

«Мона Лиза» (1503-1506)
Леонардо да Винчи

Первые портреты появились еще тысячелетия назад в Древнем Египте - это были изображения фараонов. С тех пор большинство художников всех времен так или иначе пробовали себя в этом жанре. Портретный и исторический жанры живописи тоже могут пересекаться: изображение великой исторической личности будет считаться произведением исторического жанра, хоть при этом и будет передавать облик и характер этого человека как портрет.

Ню

Целью жанра ню является изображение обнаженного тела человека. Период Ренессанса считается моментом возникновения и развития этого вида живописи, а главным объектом живописи тогда чаще всего становилось женское тело, которое воплощало в себе красоту эпохи.

«Сельский концерт» (1510)
Тициан

Тициан, Амедео Модильяни, Антонио да Корреджо, Джорджоне, Пабло Пикассо являются самыми знаменитыми художниками, которые писали картины в жанре ню.

Пейзаж

Главная тема пейзажного жанра - природа, окружающая среда — город, сельская либо дикая местность. Первые пейзажи появились еще в античные времена при росписи дворцов и храмов, создании миниатюр и икон. В качестве самостоятельного жанра пейзаж оформляется аж в XVI веке и с тех пор входит в самые популярные жанры живописи .

Он присутствует в творчестве многих живописцев, начиная с Питера Рубенса, Алексея Кондратьевича Саврасова, Эдуарда Мане, продолжая Исааком Ильичом Левитаном, Питом Мондрианом, Пабло Пикассо, Жоржем Браком и заканчивая множеством современных художников XXI века .

«Золотая осень» (1895)
Исаак Левитан

Среди пейзажной живописи можно выделить такие жанры, как морской и городской пейзажи.

Ведута

Ведута - пейзаж, целью которого является изобразить вид городской местности и передать ее красоту и колорит. Позже, с развитием промышленности, городской пейзаж переходит в пейзаж индустриальный.

«Площадь святого Марка» (1730)
Каналетто

Оценить городские пейзажи можно, познакомившись с работами Каналетто, Питера Брейгеля, Федора Яковлевича Алексеева, Сильвестра Феодосиевича Щедрина.

Марина

Морской пейзаж, или марина изображает природу морской стихии, ее величие. Самым известным художником-маринистом в мире, пожалуй, является Иван Константинович Айвазовский, чью картину «Девятый вал» можно назвать шедевром русской живописи . Расцвет марины происходил одновременно с развитием пейзажа как такового.

«Парусник во время шторма» (1886)
Джеймс Баттерсворт

Своими морскими пейзажами также известны Кацусика Хокусай, Джеймс Эдвард Баттерсворт, Алексей Петрович Боголюбов, Лев Феликсович Лагорио и Рафаэль Монлеон Торрес.

Если вы еще больше хотите узнать о том, как возникли и развивались жанры живописи в искусстве, посмотрите следующее видео:


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

— это один из основных видов изобразительного искусства; представляет собой художественное изображение предметного мира цветными красками на поверхности. Живопись подразделяют на: станковую, монументальную и декоративную.

— в основном представлена работами, выполненными масляными красками на холсте (картоне, деревянных досках или оголите). Представляет собой самый массовый вид живописи. Именно этот вид обычно и применяют к термину "живопись ".

— это техника рисования на стенах при оформлении зданий и архитектурных элементов в зданиях. Особенно распространена в Европе фреска - монументальная живопись по сырой штукатурке водорастворимыми красками. Эта техника рисования хорошо известна ещё со времён античности. Позже, такая техника использована при оформлении многих христианских религиозных храмов и их сводов.

Декоративная живопись — (от латинского слова от decoro - украшать) это способ рисования и нанесения изображений на предметы и детали интерьера, стены, мебель и другие декоративные предметы. Относится к декоративно-прикладному искусству.

Возможности живописного искусства особенно ярко раскрывает станковая живопись с 15 века, с момента массового использования масляных красок. Именно в ней доступно особое многообразие содержания и глубокой разработанности формы. В основе живописных художественных средств лежат цвета (возможности красок), в неразрывном единстве со светотенью, и линия; цвет и светотень разработаны и развиты техниками живописи с полнотой и яркостью, недоступной другим видам искусства. Этим обусловлено присущее реалистической живописи совершенство объёмной и пространственной моделировки, живая и точная передача действительности, возможности реализации задуманных художником сюжетов (и способов построения композиций) и другие изобразительные достоинства.

Ещё одним отличием в различиях видов живописи является техники исполнения по разновидностям красок. Не всегда достаточно общих признаков для определения. Границу между живописью и графикой в каждом отдельном случае: например, произведения, выполненные акварелью или пастелью, могут относиться и к той и к другой области, в зависимости от подхода художника и поставленных им задач. Хотя рисунки на бумаге и относятся к графике, применение различных техник рисования красками иногда стирает различия между живописью и графикой.

Необходимо учитывать, что сам семантический термин "живопись" является словом русского языка. Оно взято для использования как термин в период формирования в России изобразительного искусства в эпоху барокко . Использование слова "живопись" в то время применялось только к определённому виду реалистичного изображения красками. Но изначально оно происходит от церковной техники рисования икон, в которой использовано слово "писать" (относящееся к письменности) потому, что это слово является переводом значения в греческих текстах (вот такие "трудности перевода"). Развитие в России собственной художественной школы и наследование европейских академических знаний в области искусства, развило область применения русского слова "живопись", вписав его в образовательную терминологию и литературный язык. Но в русском языке так и образовалась особенность значения глагола "писать" в отношении письменности и рисования картин.

Жанры живописи

В ходе развития изобразительного искусства сформировались несколько классических жанров картин, которые обрели свои особенности и правила.

Портрет — это реалистичное изображение человека, в котором художник пытается добиться сходства с оригиналом. Один из самых популярных жанров живописи. Большинство заказчиков использовали талант художников, чтобы увековечить собственное изображение или, желая получить изображение близкого человека, родственника и т.п. Заказчики стремились получить портретное сходство (или даже приукрасить его) оставив в истории зрительное воплощение. Портреты различных стилей являются самой массовой частью экспозиции большинства художественных музеев и частных коллекций. Данный жанр включает в себя и такую разновидность портрета, как автопортрет — изображение самого художника, написанное им самим.

Пейзаж — один из популярных живописных жанров, в котором художник стремится отобразить природу, её красоту или особенность. Различные виды природы (настроение времени года и погоды) оказывают яркое эмоциональное влияние на любого зрителя - это психологическая особенность человека. Стремление получить эмоциональное впечатление от пейзажей сделало этот жанр одним из самых популярных в художественном творчестве.

— этот жанр во многом похож на пейзаж, но имеет ключевую особенность: на картинах изображаются пейзажи с участием архитектурных объектов, зданий или городов. Особое направление - уличные виды городов, передающие атмосферу места. Ещё одним направлением этого жанра является изображение красоты архитектуры конкретного здания - его внешнего вида или изображения его интерьеров.

— жанр, в котором основным сюжетом картин является историческое событие или его интерпретация художником. Что интересно - к этому жанру относится огромное количество картин на библейскую тему. Так как в средневековье библейские сюжеты считались "историческим" событиями и основными заказчиками этих картин была церковь. "Исторические" библейские сюжеты присутствуют в творчестве большинства художников. Второе рождение исторической живописи происходит во времена неоклассицизма, когда художники обращаются к известным историческим сюжетам, событиям из времён античности или национальным легендам.

— отражает сцены войн и сражений. Особенностью является не только желание отразить историческое событие, но и донести зрителю эмоциональное возвышение подвига и героизма. В последующем, этот жанр становится ещё и политическим, позволяя художнику доносить зрителю свой взгляд (своё отношение) на происходящее. Подобный эффект политического акцента и силу таланта художника мы можем видеть в творчестве В. Верещагина .

— это жанр живописи с композициями из неодушевлённых предметов, с использованием цветов, продуктов, посуды. Этот жанр один из самых поздних и сформировался в голландской школе живописи. Возможно, его появление вызвано особенностью голландской школы. Экономический расцвет 17 века в Голландии привёл к стремлению к доступной роскоши (картинам) у значительного количества населения. Эта ситуация привлекла в Голландию большое количество художников, вызвав острую конкуренцию среди них. Бедным художникам были недоступны модели и мастерские (люди в соответствующих одеждах). Рисуя картины на продажу, они использовали подручные средства (предметы) для композиций картин. Эта ситуация в истории голландской школы является причиной развития жанровой живописи.

Жанровая живопись — сюжетом картин являются бытовые сцены повседневной жизни или праздников, обычно - с участием простых людей. Так же как и натюрморт, получает распространение у художников Голландии в 17 веке. В период романтизма и неоклассицизма этот жанр обретает новое рождение, картины стремятся не столько отразить повседневный быт, сколько романтизировать его, внести в сюжет определённый смысл или мораль.

Марина — вид пейзажа, в котором изображаются морские виды, прибрежные пейзажи с видом на море, восходы и закаты на море, корабли или даже морские сражения. Хотя существует и отдельный батальный жанр, но морские сражения всё равно относятся к жанру "марина". Развитие и популяризация этого жанра также можно отнести к голландской школе 17 века. Пользовался популярностью в России благодаря творчеству Айвазовского .

— особенностью этого жанра является создание реалистичных картин, изображающих красоту животных и птиц. Одной из интересных особенностей этого жанра является наличие картин, изображающих несуществующих или мифических животных. Художники, которые специализирующиеся на изображениях животных называются анималистами .

История живописи

Потребность в реалистичном изображении существовала с древнейших времён, но имела ряд недостатков из-за отсутствия технологий, систематизированной школы и образования. В древности чаще можно встретить примеры прикладной и монументальной живописи с техникой рисования по штукатурке. Во времена античности, большее значение придавалось таланту исполнителя, художники были ограничены в технологии изготовления красок и возможности получить систематизированное образование. Но уже в античности сформировались специализированные знания и труды (Витрувий), которые будут основой нового расцвета европейского искусства в эпоху Возрождения. Декоративная живопись получала существенное развитие во времена греческой и римской античности (школа утеряна в средние века) уровень которой был, достигнут только после 15 века.

Роспись римской фрески (Помпеи I век до н.э.), пример уровня техники античной живописи:

"Тёмные века" средневековья, воинствующее христианство и инквизиция приводят к запретам на изучение художественного наследия античности. Огромный опыт античных мастеров, знания в области пропорций, композиции, архитектуры и скульптуры оказываются под запретом, а многие художественные ценности уничтожаются из-за их посвящения античным божествам. Возвращение к ценностям искусства и науки в Европе происходит только в период Ренессанса (возрождения).

Художникам раннего Ренессанса (возрождения) приходится навёрстывать и возрождать достижения и уровень античных художников. То, чем мы восхищаемся в работах художников раннего Возрождения, было уровнем мастеров Рима. Наглядный пример потери нескольких веков развития европейского искусства (и цивилизации) в период "тёмных веков" средневековья, воинствующего христианство и инквизиции - разница между этими картинами 14 веков!

Возникновение и распространение технологии изготовления масляных красок и техники рисования ими в 15 веке порождает развитие станковой живописи и особый вид продукции художников - цветные картины масляными красками на грунтованном холсте или дереве.

Огромный скачок в качественном развитии живопись получает в эпоху Ренессанса , во многом благодаря труду Леона Баттиста Альберти (1404-1472 гг.). Он впервые изложил основы перспективы в живописи (трактат "О живописи" 1436 г.). Ему (его трудам по систематизации научных знаний) европейская художественная школа обязана появлению (возрождению) реалистичной перспективы и естественности пропорций в картинах художников. Знаменитый и знакомый многим рисунок Леонардо да Винчи "Витрувианский человек " (пропорции человека) 1493 года, посвящённый систематизации античных знаний Витрувия о пропорциях и композиции, был создан Леонардо на полвека позже трактата Альберти "О живописи". И труд Леонардо является продолжением развития европейской (итальянской) художественной школы Эпохи Ренессанса.

Но яркое и массовое развитие живопись получила, начиная с 16-17 веков, когда стала распространенной техника масляной живописи, появились различные технологии изготовления красок и сформировались школы живописи. Именно система знаний и художественного образования (техника рисования), в сочетании со спросом на произведения искусства у аристократии и монархов приводит к бурному расцвету изобразительного искусства в Европе (период барокко).

Неограниченные финансовые возможности европейских монархий, аристократии и предпринимателей стали прекрасной почвой для дальнейшего развития живописи в 17-19 веках. А ослабление влияния церкви и светский образ жизни (помноженные на развитие протестантизма) позволили родиться множеству сюжетов, стилей и направлений в живописи (барокко и рококо).

В ходе развития изобразительного искусства, художниками сформировано множество стилей и техник, которые приводят к высочайшему уровню реализма в произведениях. К концу 19 века (с приходом модернистских течений) в живописи начинаются интересные трансформации. Доступность художественного образования, массовая конкуренция и высокие требования к мастерству художников у публики (и покупателей) порождают новые направления в способах выражения. Изобразительное искусство уже не ограничено только уровнем техники исполнения, художники стремятся внести в произведения особые значения, способы "взгляда" и философию. Что часто идёт в ущерб уровню исполнения, становится спекуляцией или способом эпатажа. Разнообразие возникающих стилей, оживлённые обсуждения и даже скандалы порождают развитие интереса к новым формам живописи.

Современные компьютерные (цифровые) технологии рисования относятся к графике и не могут называться живописью, хотя многие компьютерные программы и оборудование позволяют полностью повторять любые техники рисования красками.

Искусство – это творчество вцелом.
Какие искусства вам известны?
Литература, музыка, танец, театр, кино.

Изобразительное искусство – пространственное, не растянуто во времени. Оно требует двух- или трехмерного пространства. Хотя в наше время благодаря техническим возможностям появился вид искусства, включающий временное пространство (видеоарт).

Изобразительное искусство отражает действительность с помощью зрительных образов:
- многообразие окружающего мира;
- мысли и чувства человека.
Это способ познания окружающего и себя самого.

Для этого художник использует обобщение и воображение.

Виды изобразительного искусства:
Архитектура
Живопись
Графика
Скульптура
Декоративно-прикладное искусство
Театрально-декорационное искусство
Дизайн

Архитектура

Архитектура – это искусство постройки зданий и сооружений для жизни и деятельности людей.

Слово «архитектура» произошло от греческого «Архус» – главный, высший;
«Тектонико» - строительство.

Требует трехмерного пространства.. Имеет еще и внутреннее пространство – интерьер.

Живопись

Живопись – это вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок (темпера, масляные краски, акрил, гуашь, …).

Графика

Графика – это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные изображения. «Графо» - пишу, рисую, черчу.
Рисунки выполняются карандашом, тушью, сепией, сангиной…
Печатные изображения – гравюры, литография, ксилография, монотипия.

Графика делится на станковую, книжную и прикладную.
На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь и пастель.

Первые произведения графики – наскальные росписи первобытного искусства.
В Древней Греции графическое искусство было на высочайшем уровне – вазопись.

Скульптура

Термин произошел от латинского «sculpere» - вырезать, высекать.
В отличие от живописи и графики, в скульптуре присутствует объем.
Скульптура – это объемное изображение.

Материалы: кость, камень, дерево, глина, металл, воск…
Скульптура – один из самых древних видов искусства.
Первые скульптурные произведения являлись идолами, оберегами, изображали древних богов.
Различаются круглая скульптура (осматриваемая с разных сторон) и рельеф (высокий, средний, низкий, контррельеф).
Скульптура делится на виды: станковую и монументальную (памятники, монументы) и монутентально-декоративную (архитектурное убранство).

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)

В каждом доме живут и служат нам различные предметы. И если их коснулась рука художника, ювелира или народного умельца, то они становятся произведением декоративно – прикладного искусства. Термин появился в 18 в. от французского слова «декор» - украшение везде.
Прикладное означает то, к чему приложено умение, искусство.

Дизайн

Начиная с первобытного периода можно проследить развитие этого вида искусства.

Театрально - декорационное искусство

Этот вид искусства включает в себя создание декорации, бутафории, костюмов, грима.

ЖАНРЫ

Термин «жанр» произошел от французского – вид, род.
Первые самостоятельные жанры появились в Нидерландах в 16 веке.

Исторический
Мифологический, религиозный
Батальный
Портрет
Пейзаж
Натюрморт
Бытовой
Марина
Анималистический
Интерьер

Исторический жанр

Исторический жанр – это произведения искусства, в которых отражены реальные исторические персонажи или события.

Мифологический жанр

Мифологический жанр – это произведения искусства, в которых отражены мифологические сюжеты.

Религиозный

Батальный жанр

Батальный жанр – это произведения искусства, в которых отражены военные эпизоды.
Художник, который пишет на батальные темы, называется баталистом.

Портрет

Портрет – это изображение человека в скульптуре, живописи и графике.
Портреты, написанные художниками, доносят до нас образы людей прошедших эпох.

Пейзаж

Пейзаж – картина, в которой природа стала её главным содержанием.
Термин «пейзаж» (paysage) пришел из французского языка, что в переводе означает «природа». Как самостоятельный жанр пейзаж возник в Голландии.
Пейзажная живопись разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, в других тонко передано состояние. Еще есть фантастические пейзажи.

Натюрморт

Термин «натюрморт» произошел от французского слова, буквально означающего «мертвая природа».
Это картины, героями которых являются различные предметы обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и так далее).
Натюрморты рассказывают нам не только о вещах, но и об их владельцах, об их жизни, быте и привычках.

Бытовой жанр

Бытовой жанр – это картины, на которых отражены эпизоды из повседневной жизни людей.

Марина

Марина – это произведения искусства, на которых изображено море.
Художник, который пишет море, называется маринистом.

Анималистический жанр

Анималистический жанр – это произведения искусства, на которых изображены животные.

Интерьер

Изображение внутреннего убранства архитектурного сооружения.

Стиль искусства

Понятие «стиль» - это своеобразие, которое позволяет сразу определить, в какую историческую эпоху создано произведение.
Художественным (высоким) стилем называется направление, вовлекшее в себя все виды искусства.
Например, барокко – высокий стиль, а рококо – направление.
К великим или высоким стилям относятся классика античности, романский стиль и готика в Средние века, ренессансный стиль, обозначивший собой переходный период от Средних веков к Новому времени, барокко и классицизм в Новое время. Последним крупным стилем на рубеже XIX – XX вв. стал модерн, в котором была сделана попытка возрождения единства архитектуры, декоративного и изобразительного искусства.
Соединение нескольких видов искусства в одном произведении называют синтезом искусств.
Иначе говоря художественный стиль достигает наивысшего уровня, когда вовлекает в себя все виды искусства.
Сложившись в определенную историческую эпоху, высокие стили непрерывно преобразовывались и возрождались на следующем этапе в новом качестве. К примеру, классицизм XVII в. во Франции взял основу из античной классики, при этом он сильно отличается от неоклассицизма второй половины XVIII в. и, конечно же, от неоклассицизма как одного из направлений эклектики второй половины XIX – начала ХХ вв.

Художественный образ

Художественный образ – это форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве.

Человек стремится к совершенству, ища гармонию в мире, который его окружает. Находя прекрасное, он пытается отыскать способ, чтобы сохранить эту красоту и донести ее до своих потомков. Изобразительное искусство - один из немногих методов, изобретенных человеком еще в первобытные времена. Тогда древние люди рисовали на скалах и стенах пещер, изображая сцены жизни своего народа. Именно так в первобытном обществе начало зарождаться искусство живописи. Со временем художники научились использовать разнообразные средства и методы рисования. Появлялись новые жанры и виды живописи. Передавая накопленные знания и опыт из поколения в поколение, люди сумели сохранить картину мира в первозданном виде. И сегодня мы имеем возможность любоваться всеми частями света, разглядывая произведения художников разных эпох.

Отличие от других видов изобразительного искусства

Живопись, в отличие от иных способов передачи зрительных образов, выполняется нанесением краски на холст, бумагу или иную поверхность. Этот вид изобразительного искусства имеет необычный художественный стиль выражения. Художник, играя с воображением и оттенками красок, способен подать зрителю не просто отображение видимого мира, но, добавив от себя свежие образы, передать свое видение и подчеркнуть что-то новое и необычное.

Виды живописи и их краткая характеристика

Этот вид искусства характеризуется в зависимости от того, какие краски и материал используются. Различают разнообразные техники и виды живописи. Существует 5 основных разновидностей: миниатюрная, станковая, монументальная, театрально-декорационная и декоративная.

Миниатюрная живопись

Она начала развиваться еще до изобретения книгопечатания, в средние века. В то время существовали рукописные книги, которые мастера искусства украшали тонко прорисованными заставками и концовками, а также оформляли тексты красочными миниатюрными иллюстрациями. В первой половине 19-го века миниатюрную живопись использовали для создания маленьких портретов. Для этого художники предпочитали акварельные краски, потому что благодаря чистым и глубоким цветам и их сочетаниям портреты приобретали особое изящество и благородство.

Станковая живопись

Такое искусство живописи получило свое название благодаря тому, что картины выполняются с использованием мольберта, т. е. станка. Полотна пишутся чаще всего на холсте, который натягивается на подрамник. Также в качестве материальной основы могут быть применены и бумага, и картон, и дерево. Картина, написанная на мольберте, является полностью самостоятельным произведением. На ней могут изображать как вымышленное художником, так и фактическое во всех проявлениях. Это могут быть как неодушевленные предметы, так и люди, как современность, так и исторические события.

Монументальная живопись

Этот вид изобразительного искусства представляет собой живописные творения крупных масштабов. Монументальную живопись используют для украшения потолков и стен зданий, а также разнообразных строительных сооружений. С помощью нее художники выявляют значительные социальные и исторические события, влияющие на развитие общества и содействующие формированию людей в духе прогресса, патриотизма и гуманности.

Театрально-декорационная живопись

Данный вид используется для грима, бутафорий, украшения костюмов и декораций, помогающих раскрыть сюжет спектакля. Костюмы, грим и декорации выполняются по эскизам художника, который стремится передать стиль эпохи, социальное положение и персональный характер персонажей.

Декоративная живопись

Под ней подразумевается украшение интерьера и зданий, используя красочные панно, с помощью которых создается зрительное увеличение или уменьшение размера комнаты, иллюзия прорыва стены и т. п.

Живопись в России

Мы перечислили основные виды живописи, различающиеся особенностью использования живописцем материала для творчества. Теперь поговорим об особенностях этого вида искусства, присущих нашей стране. Россия во все времена славилась своими обширными просторами с богатой флорой и фауной. И каждый художник стремился запечатлеть на холсте всю красоту природы и передать зрителю великолепие образы.

Разнообразные виды пейзажей в живописи можно наблюдать на полотнах знаменитых творцов. Каждый из них, используя свою технику, старался передать зрителю собственные эмоции и собственное видение. Русская живопись прославлена такими мастерами, как Левитан, Шишкин, Саврасов, Айвазовский и многие другие. Для написания своих знаменитых картин они использовали разные техники. И точно так же, как разнообразны внутренние миры мастеров живописи, так и многогранны в конечном итоге их творения и эмоции, вызываемые у зрителей. Самые искренние и глубокие чувства порождают знаменитые произведения наших живописцев.

Так, например, «Утро в сосновом бору» Шишкина наполняет нас утонченным светом и дарит спокойствие. Мы словно чувствуем утренний свежий воздух, погружаясь в хвойную атмосферу и наблюдая за играми медвежат. В то время как «Берег моря» Айвазовского переносит нас в пучину переживаний и тревоги. Деревенские осенние пейзажи Левитана преподносят порцию ностальгии и воспоминаний. А творение Саврасова «Грачи прилетели» окутывает легкой грустью и дарит надежду.

Подтверждением колоссального потенциала и таланта русского народа, а также любви к своей родине и природе, является русская живопись. Каждый может удостовериться в этом, глядя на картины наших соотечественников. И главная задача - сохранить живую русскую живописную традицию и творческие способности народа.

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования

«Горшеченская детская школа искусств»

Методическая разработка по теме «Живопись как вид искусства»

Подготовил преподаватель МКОУ ДО «Горшеченская ДШИ»

Султанов Владимир Мубарякович

Понятие живописи

« Живопись - это художественное изображение предметного мира на плоскости посредством цветных материалов». « Живопись один из важнейших видов изобразительного искусства, в котором задачи образного отражения, истолкования и познания явлений и предметов объективной действительности решаются цветом, непрерывно связанные с рисунком. Произведения живописи создаются красками (масляные, водяные, восковые, клеевые и пр.), которые наносятся на поверхность холста, штукатурки, бумаги, на керамическую поверхность и т.д.». Более общее понятие мы находим у : «Живопись означает писать жизнь, писать живо, то есть полно и убедительно передавать действительность».

Виды живописи

Монументальная (от лат.монумент означает хранящий память, напоминающий) - особый вид живописных произведений, отличающихся большим масштабом, являющихся украшением стен, потолков, куполов, сводов в различных архитектурных сооружениях. Фреска - одна из видов настенной живописи красками, разведенными чистой или известковой водой, по штукатурке. Существуют несколько разновидностей фрески:

    альфреско - по сырой, свежей штукатурке;

    «фреско а секко» - по сухой штукатурке;

    казеиново-известковая живопись - модификация фрески сухой штукатурке, появившаяся в XVII в.;

    сграффито - наиболее распространенная форма современной стенописи, а именно, послойное нанесение красок на штукатурку с обнажением, процарапыванием нижних слоев, отличных по цвету;

    граффити – также является современным изобретением в области стенописи. Выполняется граффити с помощью аэрозольных баллончиков, наполненных красящими веществами, изображение получается распылением красок, его объемность достигается при наложении одного цвета на другой.

Мозаика - изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц камня смальты, керамической плитки, которые закрепляются в слое грунта (извести или цементе). Иконопись вместе с ее канонами пришла на Русь из Византии, но древнерусская иконопись вскоре стала самобытной и считается лучшей в мире. На Руси икону обычно писала целая артель, которой руководил один мастер. Большинство иконописцев были монахами, и мы часто не знаем их имен - художник не ставил свою подпись на иконе, потому что воспринимал себя как смиренное «орудие» Бога.

Декоративная живопись существует в двух направлениях. Первое характеризуется применением её для украшения зданий, интерьера в виде красочных панно, которые реалистическим изображением создают иллюзию раздвижения стены, зрительного увеличения размеров помещения или, напротив, искусственно упрошенными формами исключается натуралистичный объем и подчеркивается плоскостность стены, обозначается замкнутость пространства. Узоры, венки, гирлянды и прочие виды декора, украшающие произведения монументальной живописи связывают воедино все элементы интерьера, подчеркивая их красоту, согласованность с архитектурой. Второе направление связано с украшением вещей, окружацщихчелЮвека: предметы быта: ларцы, шкатулки, разделочные доски, ковши, поставцу, сундуви и пр. Ее темы и формы подчинены назначению вещей и замыслу автора. Театрально-декорационная живопись (декорации, костюмы, грим, бутафория, выполненные по эскизам художника) способствует глубокому раскрытию содержания спектакля, фильма, ролика. Станковая живопись является самостоятельным произведением, отражающим все многообразие окружающего мира, выраженное в разнообразных образах (от реально существующих объектов, явлений до беспредметной фантазии, раскрывающей мир с иной точки зрения). Произведения станковой живописи выполняются на станке-мольберте, в качестве материальной основы использует дерево, картон, бумагу, но чаше холст, натянутый на подрамник. Миниатюрная живопись (от лат.миниум - так обозначалась краска киноварь, которую очень ценили в древности и часто использовали в книжных иллюстрациях). Миниатюры - это небольшие по размеру, очень красочные изображения, с тонко выписанными мелкими деталями получила свое развитие в средние века, до изобретения книгопечатания. Масляная живопись выполняется красками, приготовленными на основе орехового, льняного, макового, конопляного масла, способствующими достижению цельности, живости, изящества, усиливающих оптические возможности при передаче объема и пространства, повышающих общее эстетическое звучание полотна. Темперная живопись выполняется темперной эмульсией, приготовленной на основе смешения цельнояичной, белковой, желтковой основы, клея, масла, красителей, молочка фиговой веточки, лака, казеина, воска. Акварель (от лат. aqua - вода) краски, полученные на основе растительного клея, разводимые водой отсюда и название живописи. Гуашевая живопись (от итал. Guazzo - водяная краска) - произведения выполненные красками, состоящими из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстрин и др.)и примесью белил. Гуашевая живопись может выполняться на бумаге, картоне, полотне, шелке, дереве, стекле, кости). Пастельная живопись выполняется мягкими карандашами без оправы (мелками), полученными путем смешения красочного порошком с клеящим веществом (вишневым клеем, декстрином, желатином, казеином). Пастельная живопись отличается мягкой приглушенностью тонов, бархатистостью поверхности. Восковая живопись (энкаустика) применялась еще в Древнем Египте. Связующим веществом в энкаустике служи отбеленный воск. Восковые краски наносятся в расплавленном состоянии на подогретую основу кистью раскаленным бронзовым инструментом, после чего прижигаются (оплавлялась с помощью жаровни).

Жанры живописи

Мифологический жанр (от гр. mythos - предание) - жанр живописи, в котором основное место отводится изображению событий и героев, являющихся тематикой мифов, легенд, преданий, былин древних народов. Позднеантичное и средневековое искусство становятся колыбелью зарождающегося мифологического жанра, а именно в то время когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными произведениями, целью которых является нравственное воспитание поколений средствами различных аллегорий. Исторический жанр , произведения которого посвящены изображению значимых исторических событий, явлений или исторических деятелей. Основой этих произведений является обращение к историческому прошлому, однако, недавние события также могут стать предметом изображения, при условии, что их историческое значение признано современниками. Батальный жанр (от фр. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, раскрывающий темы войн, сражений, битв, походов или эпизоды военной жизни. Батальный жанр может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью исторического или мифологического жанра, а также содержать в себе некоторые элементы других жанров. Бытовой жанр (от фр. genre, нем. sitten-bild - род, вид, «жанр») - наиболее распространенный жанр изобразительного искусства, в котором художник обращается к темам и сюжетам повседневной жизни человека. Пейзаж (от фр. paysage, от pays - местность, страна, родина) - жанр изобразительного искусства, основным направлением которого является изображение природы, ландшафта, моря, панорамы местности, архитектурных сооружений, городских улочек, мостов. Пейзажем называются и сами произведения этого жанра. Натюрморт (от фр. naturemorte - мертвая природа, натура) - жанр изобразительного искусства, отдельное произведение этого жанра, художественно отображающее различную домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, дичь, продукты, неодушевленные предметы и пр. или сама постановка, служащая объектом изображения художника. Натюрморт могут составлять не только неодушевленные предметы, но и природные формы. Это в свою очередь повлияло на появление другой, более точной формулировки этого жанра. По-немецки (stilleben) и по-английски (stilllife) этот жанр называется¬ - тихая жизнь. Это означает, что все предметы и объекты в натюрморте неподвижны, и в то же время они являются неким «эхом» своего хозяина, его внутреннего мира, характера, привычек и т.д. Портрет (от фр. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства, основной целью которого является изображение отдельного человека или группы людей. Основное качество портрета заключается не только в сходстве с оригиналом, что обеспечивается, прежде всего, точным изображением внешнего облика человека, но и в раскрытии его тонкой душевной и духовной материи, которую наблюдательный, профессиональный художник способен уловить по движениям мышц лица, характеру взгляду, выражению глаз, жестам, позе, манере одеваться, окружающей обстановке. Все эти черточки позволяют составить достоверный психологический портрет, который ложится в основу изображения. НЮ (от фр. nu - нагой, раздетый) - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению обнаженного тела. Обнаженное тело изображалось уже в Древнем Египте. В Древней Греции тема обнаженной натуры становится для художников одной из главных, их цель - показать красоту, гармонию форм, линий. Для мастеров изображение модели обнаженной становится эстетической нормой и воплощением жизненного и одновременно художественного идеала. Анималистический жанр (от лат. animal - животное) - жанр изобразительного искусства, основной темой которого является изображение представителей животного мира.

Влияние цвета на психологическое состояние человека

Восприятие цвета является одним сложных процессов, который обусловлен как физическими, так и психологическими стимулами, а именно . Развитие человеческого цветового зрения во многом зависело от достижений в области науки, связанных с определением особенностей и закономерностей эмо¬ционально-психологического воздействия цвета, которые прошли путь от выявления элементарного цветоощущения до характеристики высокоразвитого чувства цве¬та. «Под чувством цвета в отли¬чие от простого ощущения понимается сложное, обогащающее восприятие цвета, когда возникают представления, образы, ассоци¬ации, связанные с цветом» (37). Однако любые достижения в области науки не могут полностью дать объяснение многим явлениям, происходящим с личностью при восприятии того или иного цвета. Множество проведенных исследований доказательно обосновали факт, что цвет имеет различное по степени и характеру значение для человека: цветовые отношения в окружающей обстановке могут успокоить, а могут возбудить, могут излечить, компенсировать какие-либо недуги, а могут ввести в состояние глубокой депрессии и усугубить физическое и психологическое нездоровье. При всем при этом, зная символику цветов, выделенную в ходе исторического развития человечества, чаще всего жизненная практика не уделяет достаточного внимания проблеме цвета в организации среды, в образовании и воспитании подрастающего поколения. А это обуславливает развитие множества негативных моментов и многочисленной стереотипизации личностей, приводящей к некой усредненности и, соответственно духовной обедненности, не позволяющей в полной мере раскрыться каждому ребенку в той или иной области. Ярким примером такого суждения выступает «цветовое навязывание», осуществляемое с самого рождения и сопровождающее всю последующую жизнь. Родившись ребенок сразу попадает в определенную цветовую среду, организованную взрослыми, и хорошо, если взрослые понимают на сколько важно первое взаимодействие ребенка с цветом и тогда, в этом случае не произойдет «цветовой травмы». В такой среде ребенку будет комфортно, поскольку он сам по себе является гармоничным существом, очень тонко чувствующим любые дисгармоничные проявления. И чем младше ребенок, тем чувствительность выше, хотя сказать об этом ребенок не в состоянии, он может только внешне показать (своим плачем, беспокойным поведением, криком и т.д.). Но в большинстве случаев взрослые не способны выстроить гармоничную цветовую среду, в силу различных обстоятельств (незнания, невоспитанности эстетического вкуса, мировоззренческих установок в воспитании детей, низким уровнем жизни и т.д.) и тогда ребенок начинает адаптироваться к этой среде, которую вокруг него создали, тем самым постепенно привыкая к состоянию дисгармоничности. Далее это взаимодействие продолжается в дошкольном образовательном учреждении, где также далеко не всегда цветовому фактору уделяется достаточно внимания. Таким образом, ореол «цветового привыкания» расширяется. Вот почему у детей уже к среднему и старшему дошкольному возрасту без специального обучения основам цветоведения очень сильно развивается система цветовых стереотипов и причиной служит не только отсутствие или педагогически нецелесообразное руководство творчеством детей, но и среда, содержащая в себе элементы глубокой дисгармонии. Придя в школу, колледж, ВУЗ, на работу развивающаяся личность сталкивается с той же самой проблемой. В конечном итоге подросток перестает реагировать на цвет, тем самым, обедняя свое восприятии мира, в этом случае личность становится «автоматизированной», поскольку большая часть действий совершается по причине выгодности, материальной заинтересованности, а не из-за эстетических и духовных потребностей, являющихся прерогативой человека. Печальным, а иногда и опасным последствием становится неумелая организация цветовой среды. Проиллюстрируем наглядными примерами: возьмем класс или аудиторию, где проходят занятия, требующие внимания, усидчивости и окрасим, как часто это бывает, в один цвет, к примеру в грязновато желтый, после 1-2 часов работы в этом помещении у большинства появляется головная боль, недомогание, усталость или возбужденность. Причина в том, что такой оттенок желтого у одних может вызвать ощущение опасности и потому спровоцировать некое волнение, переходящее в эмоциональное возбуждение, мешающее усвоению материала, у других, такой оттенок будет способствовать сужению кровеносных сосудов, что и приведет вразличного рода головным болям. Если это же помещение окрасить в ярко розовый цвет, то у одних появиться ярко выраженная раздраженность, у других, инфантильность и пассивность, приводящая к невнимательности и рассеянности. Многие никогда не задумывались о том, что приходя в поликлинику или в больницу они испытывают волнение, страх и чувствуют себя крайне некомфортно. И это происходит не только потому, что в учреждениях подобного типа человеку доставляют боль. Одной из причин является холодная цветовая гамма, используемая для окраски стен (чаше всего можно наблюдать светлый сине-зеленый, голубой или белый) А ведь именно такие оттенки, воспринимаемые как холодящие, вызывают ощущения скованности, приводящие к появлению чувства страха, усугубляемое назначением самого помещения. Приведенные примеры еще раз подтверждают, на сколько цветовая среда может влиять на психологическое состояние человека. Поэтому организуя цветовое пространство всегда нужно помнить не только о его функциональном назначении, но и о цветовом решении, способствующем, во-первых, психологическому комфорту личности, во-вторых, эстетическом ее воспитании. Для того чтобы глубже разобраться в связях и отношениях между цветами оттенками необходимо рассмотреть их символическое значение, свойства и качества.

Символика цвета

Символика цвета в различные периода развития культуры и искусства играла одно из важнейших мест в становлении мировоззрения общества, влияющего на оценку идейно-художест¬венного содержания произведений. Однако справедливо указать, что в трактовке символического значения того или иного цвета в разные времена и в разных странах единения и идентичности не наблюдалось. К примеру, «в средние века красный цвет одновременно воспринимался как цвет красоты и радости, так и цвет злости и стыда. Рыжая борода и волосы в одном случае считались признаком положительного героя, в то же время в других средневековых поверьях рыжая борода - символ колдовства» . Сравним несколько групп различных культур на предмет определения символического значения цвета. Западноевропейская христианская символика главными цветами считает: белый (божественность, святость); желтый (символ Солнца); пурпурный (величественность, царственность); красный (цвет священной крови Христа). Зеленый воспринимался как земной цвет, как символ весеннего обновления; синий символизировал божественность неба и истины; черный выступал как символ негативных явлений, греховности. Символика цвета в общественной жизни Западной Европы имеет некоторые отличия и о религиозной трактовки. Эта цветовая символика прочна вошла в цветовую геральдику многих стран и даже имела силу закона. Так белый цвет (серебро, справедливость); желтый (золото, богатство); красный (сила, демократия); зеленый (плодородие, расцвет); голубой (невинность, миролюбие); синий (мудрость); фиолетовый (печаль, бедствие); черный (траур, смерть). В исламской культуре цветовые символы являются как определенными метафорами, так и средством цветового обозначения в алхимии, науке и жизни. Так основным цветом в исламской символике считается белый (святость и достоинство, с одной стороны и благостный траур - с другой). Второй основной цвет - желтый как символ Солнца, Золота, Радости. Третий основной цвет - красный, обозначающий Огонь, Кровь как признак жизни. Синий воспринимался как символ спокойствия Ночи и Смерти. Зеленый - главный цвет мусульманского рая. В этом цвете соединяются и земное, и небесное начала. Черный соотносится с отрицательной стороной жизни, с нечистой совестью и плохими побуждениями. На Руси красный цвет считался признаком красоты, и все, что связывалось с понятием «красивый», называлось красным: «Красная площадь», «красное крыльцо», «красный угол», «весна-красна», «красна девица». Современная цветовая символика включается в поэтические метафоры цвета и содержит признаки психологического значения. В настоящее время создана расширенная система цветовых символов: желтый (радость, ревность, зависть); красный (любовь, страсть, гнев); синий (бесконечность, тоска, космос); зеленый (природа, молодость); белый (чистота, невинность, покорность, умиротворение); черный (тьма, мрак, смерть) и многие другие. Для того, чтобы более наглядно рассмотреть как менялось представление о символическом значении цвета в различных культурах составим таблицу, раскрывающую основные характеристики того или иного цвета. Для анализа были взяты часто встречающиеся и пересекающиеся в различных культурах цвета.

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные