Нравственная проблематика пьесы старший сын. Краткий анализ: Вампилов, «Старший сын. Композиционные особенности пьесы А.Вампилова "Старший сын"

Цели:

1) познакомить учащихся с жизнью и творчеством
драматурга;

2) разобраться в нравственной проблематике
пьесы;

3) составить план характеристики главных
героев.

Оборудование: портрет А.Вампилова,
художественный фильм “Старший сын”.

Методические приемы: частичная
лекция, доклад учащихся, просмотр эпизодов
фильма, их анализ, аналитическая характеристика
героев (метод беседы).

Ход урока

I. Постановка целей и задач урока.

II. Вступительное слово учителя.

– Александр Вампилов – человек, жизнь которого
короткая, но яркая. Драматург, сыгравший
значительную роль в современном театре.

III. Сообщение учащегося о жизненном пути
А.Вампилова.

IV. Слово учителя о творчестве А.Вампилова.

– Главной страстью А.Вампилова был театр, а в
литературе – драматургия. Он погиб в 35 лет, так и
не увидев ни одной своей пьесы на столичной
сцене, при жизни издал лишь небольшой сборник
рассказов. Валентин Распутин, друживший с ним со
студенческих лет, говорил: “В поэзии Николай
Рубцов, в прозе Василий Шукшин, в драматургии
Александр Вампилов… – кажется, самую душу и самую
надежду почти единовременно потеряла с этими
именами российская литература…”.

Драматургия Александра Вампилова делится на 2
этапа.

Первый этап – педагогический, т.е. автор растет
вместе со своим героем. В этом периоде А.Вампилов
опирается на неисчерпаемые силы молодости
“человек должен ходить по земле гордо и легко”,
следовательно, произведениям присущ оптимизм.

Конфликт имеет двуплановость:

1) молодость отцов с одной стороны;

2) мудрость отцов с другой стороны.

Юмор служит задаче: воскрешение человека, за
несерьезным взглядом на вещи обнаруживается
глубокая форма познания реальной
действительности.

Герои способны делать выводы, основанные на
внутренних душевных ценностях, поэтому автор
легко и естественно приводит героев к должным
поступкам, отвечающим высшим человеческим
интересам.

Второй этап: новый герой, сопротивляющийся
автору, идеальной обстановке противопоставляет
свою, реальную, в которой нет места бескорыстной
любви к ближнему, добра ради добра.
Следовательно, позиция автора – честный
художник, поэтому основное настроение
произведения – грусть, которая пронизывает все
пьесы II этапа.

V. Просмотр фрагментов художественного
фильма “Старший сын” и аналитическая
характеристика героев пьесы.

Беседа с учащимися:

– Эта комедия светлая и печальная; каковы
отличительные черты жанра пьесы “Старший сын”?

В чем особенность системы характеров пьесы?
(Это драматическое произведение, конфликт между
двумя группами героев: нормальных и ненормальных*).

* Вампилов А.В. Дом окнами в поле –
Иркутск: Восточно-Сибирское книжное
издательство, 1981 – 690 с., с.130.

– Каких героев пьесы вы можете отнести к группе
нормальных и ненормальных? Подтвердите свой
ответ строками из текста.

Аналитическая беседа о каждом герое.

Сарафанов.

– К какой возрастной группе принадлежит этот
герой, почему?

– Как относится к детям? (Просмотр фрагмента,
подтверждение увиденного строками из текста).

– Как принимает известие о существовании
старшего сына?

– Кто этот молодой человек?

– Как относится к своей лжи о том, что он
является сыном?

Почему он не может быть равнодушным к семье
Сарафановых? (Бусыгин взвалил на себя проблему
чужой семьи и с точки зрения нравственности
помогает возродить семью)

– Что общего и в чем разница с Сильвой? (Просмотр
отдельных эпизодов фильма). (У этих героев судьбы
одинаковые, а духовный мир разный).

Нина и Вася.

– Как эти герои пьесы относятся к отцу, почему?

– Как они принимают “старшего брата”?

Кудимов, Макарская, Сильва.

– Что можно сказать об этих людях?

– Что их объединяет?

– Что происходит в финале с этими людьми?
Изменились ли они?

Понимание темы, идеи, конфликта.

– Первое название “Предместье” указывает на
место, где происходит действие. Почему автор
изменил название? (Очень важно понимание того,
что происходит в пьесе).

– Какие проблемы решаются? (Проблемы доверия,
взаимопонимания, доброты, ответственности).

– Какова двуплановость пьесы?

– Как рассматривается в пьесе вопрос о правде?
Сопоставьте с вопросом о правде в пьесе
М.Горького “На дне”. Зачем герои пьесы “Старший
сын” врут? Есть ли у этого вранья оправдание?
Всегда ли нужна правда?

– Какова тема, идея произведения?

– Как вы думаете, почему так называется пьеса?

– Финал пьесы оптимистичен. Как вы думаете,
могло ли такое случиться в жизни?

– Как, по-вашему, сложатся судьбы героев в
дальнейшем?

VI. Слово учителя.

– Духовное родство людей оказывается надежней и
крепче формальных отношений. За внешней бравадой
и цинизмом молодых людей обнаруживается
неожиданная для них самих способность к любви,
прощению, состраданию. Так от частной бытовой,
истории пьеса поднимается до общечеловеческих
гуманистических проблем. А парадокс в том, что
люди становятся родными, начинают чувствовать
ответственность друг за друга лишь по счастливой
случайности. Показана нравственная сущность
старшего сына – на его плечах все: надежда,
будущее семьи, и Бусыгин – старший сын, достоин
чести, нравственной основы “отца”,
следовательно, он возродил семью.

VII. Домашнее задание.

Составить характеристику понравившегося
героя.

Написать рецензию на фильм “Старший сын”,
сопоставив его с пьесой А.Вампилова.

Слайд 1

Проблемы нравственности в пьесе А.Вампилова «Старший сын»
Всё порядочное - сгоряча, всё обдуманное - подлость… Александр Вампилов

Слайд 2

Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматичными в жизни человека … Александр Вампилов
Вспомните, какое стечение обстоятельств привело главного героя и его попутчика в дом семьи Сарафановых?
К/Ф «Старший сын» режиссёра Виталия Мельникова, в ролях: Евгений Леонов -Сарафанов,Николай Караченцов -Бусыгин,Михаил Боярский - Сильва

Слайд 3

Холодным весенним вечером Бусыгин и Сильва, только что познакомившиеся в кафе, провожают до дома подруг, рассчитывая на продолжение отношений. Однако у самого дома девушки дают им от ворот поворот, и молодые люди, поняв, что опоздали на электричку, ищут ночлег. Но им «никто не открывает. Боятся». Случайно они видят выходящего из дома Сарафанова, слышат его имя и решают воспользоваться этим: зайти в его квартиру, представившись знакомыми, и хотя бы погреться. Однако в разговоре с Васенькой, сыном Сарафанова, Сильва неожиданно сообщает, что Бусыгин - его брат и сын Сарафанова. Вернувшийся Сарафанов принимает эту историю за чистую монету: в 45-м году у него был роман с девушкой из Чернигова, и теперь ему хочется верить, что Володя действительно его сын. Утром друзья пытаются бежать из гостеприимного дома, но Бусыгин чувствует себя обманщиком: «Не дай-то бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову». И, когда Сарафанов вручает ему семейную реликвию - серебряную табакерку, которая всегда передавалась старшему сыну, - он решает остаться.
Сюжет пьесы

Слайд 4

Ключевая реплика пьесы
Бусыгин: «У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. Надо соврать как следует, только тогда тебе поверят и посочувствуют. Их надо напугать или разжалобить.»

Слайд 5

Поразмышляем!
Почему семья Сарафановых легко поверила в свои родственные связи с Бусыгиным?

Слайд 6

Андрей Григорьевич – глава семьи Сарафановых

Слайд 7

Андрей Григорьевич Сарафанов
Пишет музыкальное сочинение под названием "Все люди - братья". Это для него не просто декларация, а принцип жизни.

Слайд 8

Можно ли Сарафанова назвать неудачником?
Поспорим!

Слайд 9

Почему Андрей Григорьевич поверил, Володе Бусыгину и признал в нём старшего сына?
Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось - пришлось оставить должность актёра-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не всё хорошо. Сын Васенька влюблён в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребёнку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин. Андрей Григорьевич одинок и поэтому привязывается к «старшему сыну».
К/Ф «Старший сын» режиссёра Виталия Мельникова, в ролях: Евгений Леонов -Сарафанов, Николай Караченцов -Бусыгин

Слайд 10

Дети в семье Сарафановых: Нина
Что вам нравится в Нине? За что её осуждаете? Как и почему меняется Нина в конце пьесы?

Слайд 11

Васенька
Как можно объяснить поступки Васеньки? Как ласковое обращение к нему автора помогает разобраться в характере героя? Изменился ли Васенька в конце пьесы?

Слайд 12

Сильва
Докажите, что Сильва по сути тоже сирота при живых родителях. Где проявляется цинизм и практичность Сильвы?

Слайд 13

Макарская, соседка Сарафановых

Слайд 14

Михаил Кудимов – жених Нины
Ваше мнение о женихе Нины – Михаиле Кудимове? Что настораживает в нем?

Слайд 15

На чьей стороне симпатии автора пьесы?
К/Ф «Старший сын» режиссёра Виталия Мельникова, в ролях: Евгений Леонов -Сарафанов,Николай Караченцов -Бусыгин,Наталья Егорова - Нина Сарафанова, Владимир Изотов - Васенька Сарафанов, Светлана Крючкова - Наталья, Михаил Боярский - Сильва.
На чьей стороне ваши личные симпатии?

Слайд 16

Владимир Бусыгин
"Не дай Бог обманывать того, кто верит каждому твоему слову".

Слайд 17

Володя Бусыгин
Изменила ли Володю встреча с семьей Сарафанова?

Слайд 18

Каким образом Володя Бусыгин помогает возродить семью?
К/Ф «Старший сын» режиссёра Виталия Мельникова, в ролях: Евгений Леонов -Сарафанов, Николай Караченцов -Бусыгин, Наталья Егорова - Нина Сарафанова
Володя Бусыгин, выросший без отца, тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову К тому же ему понравилась дочь Андрея Григорьевича Нина. Финал у пьесы благополучный: Володя честно признаётся, что он не сын Сарафанова, Нина не выходит замуж за нелюбимого человека, Васеньку удаётся уговорить не бежать из дома. «Старший сын» становится частым и желанным гостем этой семьи.

Слайд 19

Какие нравственные проблемы решает А.Вампилов в своей пьесе?
«Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различными и противоположными любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…» (В. Распутин)

Слайд 20

Финальное развенчивание лжи героев

Слайд 21

Поразмышляем!
Почему Сарафанов, даже узнав о лжи Бусыгина, не прогоняет его?

Слайд 22

Финал пьесы
"То, что случилось, - все это ничего не меняет, Володя, подойди сюда: (Бусыгин, Нина, Васенька, Сарафанов - все рядом.) Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном. (Всем троим). Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное".

Слайд 23

Парадокс пьесы
Люди становятся родными, чувствуют ответственность друг за друга только по счастливой случайности.

Слайд 24

Почему «Старший сын» – наиболее удачное название пьесы?
Вампилов использовал несколько названий для своего произведения: «Мир в доме Сарафанова» «Предместье» «Нравоучения с гитарой» «Семья Сарафановых» «Старший сын»
Название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как её главный герой - Володя Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль «старшего сына». Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих детей без матери, бросившей семью. Володя Бусыгин любит людей, он совестливый, отзывчивый человек, сочувствующий чужой беде, очевидно, поэтому и поступает порядочно. «Положительность » устремлений делает его сильным и благородным.

Слайд 25

Пьеса А.Вампилова в оценке критики
Марк Липовецкий: Проходимец Бусыгин в буквальном смысле становится надеждой и опорой разваливающегося дома. За идею старшего сына как за соломинку хватаются Сарафанов и его дети… И Бусыгин внезапно чувствует себя ответственным, это выражается в том, что он не только длит затеянный Сильвой обман, но и становится участником внутрисемейных обманов. Маска, роль, заведомо неправдивая, неожиданно отвечает внутренней потребности Бусыгина быть кому-то нужным, принадлежать дому, быть любимым, быть членом семьи.
Владимир Клименко: Вампилов постепенно и ненавязчиво подводит нас к мысли, что родство людей по духу важнее родственных уз, а отзывчивость сердца - главнейшее человеческое достоинство… Душа Бусыгина преображается под влиянием встречи с Сарафановым. Пожилой музыкант, неудачник и «блаженный», по мнению бросившей его жены, на самом деле являет собой вместилище лучших чувств.

Слайд 26

Главное не то, где происходят события, а кто участвует в них. Уметь слушать, понимать другого, поддерживать в трудную минуту – вот главная идея пьесы. Быть по духу родным – это важнее кровного родства.

Слайд 27

Обратите внимание
В финале пьесы Андрей Григорьевич Сарафанов высказывает следующую мысль: "Да-да, жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а тех, кто сделал мало, и далее тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит". Сам Сарафанов, пусть не имеет славы, не может закончить музыкальное произведение, обладает большим жизненным опытом: он защищал Отчизну, дарил людям своим исполнением музыки радость и утешение. Его бывшая жена, по рассказу Нины, в письмах когда-то называла Андрея Григорьевича "блаженным". Блаженный - значит "чудаковатый, юродивый". Но в другом, возвышенном смысле блаженный - "исполненный высшего счастья". А высшего счастья он достигает в силу того, что охвачен бескорыстным служением делу и людям. Им движут благородство и чистота помыслов. Горячее сочувствие Володи Бусыгина к Сарафанову возникло потому, что их обоих можно назвать людьми с чистыми сердцами.

Слайд 28

Что в жизни дороже кровного родства?
Дороже кровного родства, Нам в жизни близость душ бывает. И не нужны тому слова, Кто нас душою понимает. Когда достачно лишь взгляда, И всё понятно с полуслова. И громких фраз совсем не надо, Души тепло - всех чувств основа. Души к другим расположение, В нас дружбу крепкую рождает.
Души взаимное влечение, Любовь нам дав, огнём пылает. Душою близкий нам - соратник, Понять всегда сумеет нас. Развеселить сумеет в праздник, И успокоит в трудный час. Дороже кровного родства, Нам в жизни близость душ бывает. И целым станут: одним - два, Когда она любовь рождает.
Марковцев Ю.

Слайд 29

Использованный материал:
Источники иллюстраций:
Фотография А.Вампилова:http://area7.ru/images/culture/ii_105.jpg Обложка книги «Старший сын»: http://bookfinder.su/ViewImage.php?isbn=9785170315390&psfx=b Кадры из К/Ф «Старший сын» режиссёра Виталия Мельникова: http://www.kinopoisk.ru/picture/749647/
1. Клименко В. Н. Жажда добра. Заметки о творчестве Александра Вампилова. - М.: Айрис-пресс, 2007. 2. Липовецкий М. Н. Александр Вампилов // Современная русская литература. - М.: Искусство, 2001. 3. Сушков Б. Ф. Александр Вампилов. - М.: Радуга, 1989. 4. Марковцев Ю. Дороже кровного родства: http://www.sunhome.ru/poetry/171778

“Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека”, – эту мысль Вампилов развил в своих пьесах. А. Вампилова глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале. Пробуждение

Совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия – вот основные мотивы его пьес. Фабула пьесы “Старший сын” несложна. Двух юношей – студента мединститута Володю Бусыгина и агента торговли по прозвищу Сильва (Семена Севастьянова) – свел случай на танцах. Проводив домой двух девушек, живущих в предместье города, они опаздывают на последнюю электричку и им приходится искать ночлег. Юноши звонят в квартиру Сарафановых. Находчивому Сильве приходит в голову мысль придумать историю о том, что Бусыгин – старший сын Андрея Григорьевича Сарафанова, что он якобы родился у женщины, с которой судьба случайно свела Сарафанова в конце войны. Чтобы как-то скоротать ночь, Бусыгин не опровергает этот вымысел.

Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось – пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова – десятиклассник Васенька – влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин.

Андрей Григорьевич одинок, и поэтому привязывается к “старшему сыну”. И тот, выросший без отца, в детдоме, тоже тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову, к тому же ему понравилась Нина. Конец у пьесы благополучный. Володя честно признается, что он не сын Сарафанова. Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удается уговорить не бежать из дома. “Старший сын” становится частым гостем этой семьи.

Название пьесы “Старший сын” наиболее удачное, так как ее главный герой – Володя Бусыгин – вполне оправдал взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью. Во всем проявляется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает “старшего сына”, старается успокоить Васеньку, понять Нину. Неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, тогда как другие сломались. В отличие от соседа, отказавшего в ночлеге Бусыгину и Сильве, он пригрел бы ребят, даже если бы они не выдумали эту историю со “старшим сыном”. Но самое главное – Сарафанов дорожит своими детьми и любит их. Дети же по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увле чен своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично, ведь не случайно, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар и не раскаивается за сделанное. В характере этого юноши мало истинно лирического.

Нина – умная, красивая девушка и при этом практичная и рас – четливая. Эти качества проявляются, например, в выборе жениха. Однако эти качества были в ней преобладающими, пока она не полюбила. Любовь совершенно меняет ее жизненную позицию. Бусыгин и Сильва, встретившись случайно во время танцев, ведут себя банально, ухаживая за первыми встречными девушками, и в этом они похожи друг на друга. Но, оказавшись в нестандартной ситуации, герои проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей, он совестливый, отзывчивый, сочувствующий чужой беде, очевидно, поэтому и поступает порядочно. “Положительность ” устремлений делает его сильным и благородным.

Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: при живых родителях он воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Сильва рассказывал Володе о том, как отец “напутствовал” его: “На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел”. Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, “сирота” Сильва – веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо открывается, когда он “разоблачает” Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист. Жених Нины – Михаил Кудимов – человек непробиваемый. Такие люди встречаются и в жизни, но их не сразу поймешь. “Улыбается. Он и далее много улыбается. Добродушен”, – говорит о нем Вампилов. На самом же деле ему дороже всего слово, которое он дал себе на все случаи жизни. Он равнодушен к людям. Этот персонаж занимает в пьесе незначительное место, однако представляет собой ярко выраженный тип “правильных” людей. которые создают вокруг себя удушающую атмосферу.

Вовлеченная в семейную интригу Наташа Макарская показана порядочным, но несчастным и одиноким человеком. Вампилов глубоко раскрывает в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до отчаяния. В образе соседа Сарафановых выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится (“разглядывает их с опаской, подозрением”, “удаляется молча и боязливо”) и ни во что не вмешивается. Проблематика и главная идея пьесы заявлены в самом названии драматического произведения. Автор не случайно заменил первона чальное название “Предместье” на “Старший сын”. Главное – не то, где происходят события, а то, кто участвует в них. Уметь думать, понимать друг друга, поддерживать в трудные минуты, проявлять милосердие – вот главная идея пьесы Александра Вампилова. Быть родными по духу – это больше, чем по рождению. Автор не определяет жанр пьесы. Наряду с комическим в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний Сарафанова, Сильвы, Макарской.

Что же автор утверждает в человеке и что отрицает в нем? “Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различными и противоположными любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…” (В. Распутин).

  1. Как вы думаете, правдоподобна ли ситуация, изображенная в пьесе? Мотивируйте свое мнение.
  2. С житейской точки зрения ситуация малоправдоподобна. И даже сходство об-стоятельств можно объяснить условностя-ми драматического произведения.

  3. Почему Сарафанов поверил Бусыгину, что тот действительно является его старшим сыном?
  4. Романтически настроенный исключи-тельно доверчивый герой, к тому же нуж-дающийся в контакте с детьми и не нахо-дящий его, с надеждой поверил в выдви-нутую версию, что Бусыгин его старший сын. Поверил потому, что в данный мо-мент нуждался в нем, в его помощи, что-бы как-то положительно повлиять на си-туацию в семье, нуждался в старшем бра-те для своих детей, более опытном и рассудительном, чем они. Нельзя не учи-тывать, что Бусыгин уже при первом зна-комстве произвел хорошее впечатление на Сарафанова.

  5. Почему Сарафанов отказывается верить разо-блачению Бусыгина и его собственному признанию?
  6. Сарафанов успел за короткое время по-любить Володю, почувствовать его сыновнее к себе отношение. И потому его первая реакция на разоблачение — прогнать са-мого разоблачителя. «Ты — настоящий Сарафанов! Мой сын! И притом любимый сын!» — вот ключевая реплика героя в этой сцене. Наконец, поняв, что это был розыгрыш, Сарафанов заявляет, что все равно будет считать Бусыгина своим сы-ном. Как мечтатель-романтик он стремит-ся создать из этой ситуации новую для не-го реальность: «Вы все мои дети, потому что я люблю вас».

  7. Как бы вы охарактеризовали взаимоотноше-ния Сарафанова с Ниной и Васенькой?
  8. Сарафанов вырастил Нину и Васеньку после того, как от него ушла жена. Дети не принимают всерьез его мечтаний и творческих порывов, иногда иронизируют над ним. Однако по-своему любят отца и берегут его «тайну». Они никогда не гово-рят ему, хотя это знает весь город, что он уже полгода не работает в филармонии, что перешел в кинотеатр, затем в же-лезнодорожный клуб, играет в похорон-ных процессиях. Не подлежит обсужде-нию в семье и тот факт, что отец уже не один год сочиняет то ли кантату, то ли ораторию под названием «Все люди — братья», безнадежно застряв на первой странице.

    Сарафанов переживает за детей, особен-но за младшего, Васеньку, у которого без-ответная любовь к Макарской, женщине намного старшего его и не отвечающей взаимностью. Вася хочет уехать, бежать от себя. И это очень волнует Сарафанова, и он остро ощущает потребность в стар-шем сыне, чтобы помочь Васеньке.

  9. Что влечет Бусыгина к Сарафанову и его семье? Почему он постоянно откладывает свой отъезд и фактически принимает на себя роль стар-шего сына и брата?
  10. Анекдотически начавшаяся затея обо-рачивается для Бусыгина серьезным уро-ком жизни, знакомством с совсем иным, возвышенно-поэтическим взглядом на этот «безумный», неустроенный мир, быт, где иллюзия может быть привлекательнее правды, где есть открытость, безоглядная доверчивость. Общение с Сарафановым, с одной стороны, пугает Володю, он осоз-нает, что вместе с Сильвой совершает нравственное преступление («этот папа-ша — святой человек»; «не дай-то бог об-манывать того, кто верит каждому твоему слову»), а с другой — он очарован его иск-ренностью, надеждой на то, что «старший сын» поможет решить семейные пробле-мы. И выйти из этой игры оказывается очень трудно. М. И. Громова, известный театровед, справедливо указывает, что Вампилов «сумел в рамках бытовой коме-дии создать страсти по духовной близости людей, по доброте и взаимопониманию».

  11. Сопоставьте отношения Бусыгина и родных детей Сарафанова к отцу. Что общего и различного вы находите в чувствах героев? В чем причины?
  12. Бусыгин смог взглянуть не изнутри, а со стороны на семейные проблемы Сара-фановых. Его взгляд и отношение к отцу глубже, чем привычный взгляд детей, живущих и общающихся с ним постоян-но. Он глубже оценивает тонкий, поэтиче-ский мир героя, пусть и во многом неудач-ника по жизни, понял лучше других его ранимость. Материал с сайта

  13. Какую роль, по-вашему, играет в пьесе Сильва, придумавший историю со «старшим сы-ном»? Как вы думаете, почему он носит такое про-звище?
  14. Сильва — прозвище опереточного про-исхождения. Он — циник, не привык ща-дить чувств людей и разбираться в них. Для него важнее сиюминутные удовольст-вия. Он придумывает эту историю только для того, чтобы уютно устроиться на ноч-лег, зная о страданиях Васеньки, вступает в любовную связь с Макарской, готов во-время уйти во избежание опасности. Он антипод Бусыгина и Сарафанова, он во-площение бездуховности. Его роль в пье-се — роль фоновая, по контрасту с кото-рой особенно ярко предстает тяга героев к искренности, теплоте отношений.

  15. Какие нравственные проблемы подняты дра-матургом в этой пьесе?
  16. О них уже упоминалось в ответах на предыдущие вопросы. Это прежде всего проблема человека и человеческого досто-инства, духовной ценности родственных связей, которые необходимо научиться бе-речь. Родственная близость возникает не только по формальному родству (бросила же Сарафанова жена), но и в силу духов-ной привлекательности людей. Так полу-чилось с отношениями Сарафанова и Бу-сыгина.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какие нравственные проблемы подняты драматургом в пьесе старший сын
  • ответы и вопросы старший сын iessay
  • почему сарафанов признает построенного человека своим сыном
  • ответы на вопросы по произведению старший сын
  • Как бы вы охарактеризовали взаимоотношения Сарафанова с Никой и Васенькой в повести старший сын

«Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека», - эту мысль Вампилов развил в своих пьесах. А. Вампилова глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия - вот основные мотивы его пьес. Фабула пьесы «Старший сын» несложна. Двух юношей - студента мединститута Володю Бусыгина и агента торговли по прозвищу Сильва (Семена Севастьянова) - свел случай на танцах. Проводив домой двух девушек, живущих в предместье города, они опаздывают на последнюю электричку и им приходится искать ночлег. Юноши звонят в квартиру Сарафановых. Находчивому Сильве приходит в голову мысль придумать историю о том, что Бусыгин - старший сын Андрея Григорьевича Сарафанова, что он якобы родился у женщины, с которой судьба случайно свела Сарафанова в конце войны. Чтобы как-то скоротать ночь, Бусыгин не опровергает этот вымысел.

Жизнь у Сарафанова не сложилась: жена ушла, на работе не сладилось - пришлось оставить должность актера-музыканта и подрабатывать в оркестре, играющем на похоронах. С детьми тоже не все хорошо. Сын Сарафанова - десятиклассник Васенька - влюблен в соседку Наташу Макарскую, которая старше его на десять лет и относится к нему как к ребенку. Дочь Нина собирается замуж за военного летчика, которого не любит, но считает достойной парой, и хочет уехать с ним на Сахалин.

Андрей Григорьевич одинок, и поэтому привязывается к «старшему сыну». И тот, выросший без отца, в детдоме, тоже тянется к доброму, славному, но несчастливому Сарафанову, к тому же ему понравилась Нина. Конец у пьесы благополучный. Володя честно признается, что он не сын Сарафанова. Нина не выходит замуж за нелюбимого. Васеньку удается уговорить не бежать из дома. «Старший сын» становится частым гостем этой семьи.

Название пьесы «Старший сын» наиболее удачное, так как ее главный герой - Володя Бусыгин - вполне оправдал взятую на себя роль. Он помог Нине и Васеньке понять, как много значит для них отец, воспитавший обоих без матери, бросившей семью. Во всем проявляется мягкий характер главы семейства Сарафановых. Он все принимает близко к сердцу: стыдится перед детьми своего положения, скрывает, что ушел из театра, признает «старшего сына», старается успокоить Васеньку, понять Нину. Неудачником его назвать нельзя, так как в самый пик душевного кризиса Сарафанов выстоял, тогда как другие сломались. В отличие от соседа, отказавшего в ночлеге Бусыгину и Сильве, он пригрел бы ребят, даже если бы они не выдумали эту историю со «старшим сыном». Но самое главное - Сарафанов дорожит своими детьми и любит их. Дети же по отношению к отцу черствы. Васенька настолько увлечен своей первой любовью, что не замечает никого, кроме Макарской. Но его чувство эгоистично, ведь не случайно, приревновав Наташу к Сильве, он устраивает пожар и не раскаивается за сделанное. В характере этого юноши мало истинно лирического.

Нина - умная, красивая девушка и при этом практичная и расчетливая. Эти качества проявляются, например, в выборе жениха. Однако эти качества были в ней преобладающими, пока она не полюбила. Любовь совершенно меняет ее жизненную позицию. Бусыгин и Сильва, встретившись случайно во время танцев, ведут себя банально, ухаживая за первыми встречными девушками, и в этом они похожи друг на друга. Но, оказавшись в нестандартной ситуации, герои проявляют себя по-разному. Володя Бусыгин любит людей, он совестливый, отзывчивый, сочувствующий чужой беде, очевидно, поэтому и поступает порядочно. «Положительность » устремлений делает его сильным и благородным.

Сильва, как и Володя, по сути тоже сирота: при живых родителях он воспитывался в интернате. Видимо, на его характере отразилась нелюбовь отца. Сильва рассказывал Володе о том, как отец «напутствовал» его: «На, говорит, тебе последние двадцать рублей, иди в кабак, напейся, устрой дебош, но такой дебош, чтобы я тебя год-два не видел». Вампилов не случайно сделал истоки судеб героев похожими. Этим он хотел подчеркнуть, как важен собственный выбор человека, не зависящий от обстоятельств. В отличие от сироты Володи, «сирота» Сильва - веселый, находчивый, но циничный. Подлинное его лицо открывается, когда он «разоблачает» Володю, заявляя, что тот не сын и не брат, а рецидивист. Жених Нины - Михаил Кудимов - человек непробиваемый. Такие люди встречаются и в жизни, но их не сразу поймешь. «Улыбается. Он и далее много улыбается. Добродушен», - говорит о нем Вампилов. На самом же деле ему дороже всего слово, которое он дал себе на все случаи жизни. Он равнодушен к людям. Этот персонаж занимает в пьесе незначительное место, однако представляет собой ярко выраженный тип «правильных» людей, которые создают вокруг себя удушающую атмосферу.

Вовлеченная в семейную интригу Наташа Макарская показана порядочным, но несчастным и одиноким человеком. Вампилов глубоко раскрывает в пьесе тему одиночества, которое способно довести человека до отчаяния. В образе соседа Сарафановых выведен тип осторожного человека, обывателя, который всего боится («разглядывает их с опаской, подозрением», «удаляется молча и боязливо») и ни во что не вмешивается. Проблематика и главная идея пьесы заявлены в самом названии драматического произведения. Автор не случайно заменил первона чальное название «Предместье» на «Старший сын». Главное - не то, где происходят события, а то, кто участвует в них. Уметь думать, понимать друг друга, поддерживать в трудные минуты, проявлять милосердие - вот главная идея пьесы Александра Вампилова. Быть родными по духу - это больше, чем по рождению. Автор не определяет жанр пьесы. Наряду с комическим в пьесе немало драматических моментов, особенно в подтексте высказываний Сарафанова, Сильвы, Макарской.

Что же автор утверждает в человеке и что отрицает в нем? «Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различными и противоположными любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение…» (В. Распутин).

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные