Бунин солнечный удар жанр произведения. Бунин. "Солнечный удар". Главные герои и их характеристика

И. А. Бунин известен тем, что был мастером коротких рассказов. Его небольшие произведения отличаются пронзительностью, эмоциональностью. Одним из его самых любимых сборников были "Темные аллеи", написанные им в период Второй мировой войны. Эти небольшие рассказы волнуют читателя, прочитав их, он начинает размышлять о загадочной силе любви. Наиболее близким по своей композиции и содержанию является "Солнечный удар", написанный автором в 1927 году.

Главные действующие лица

Герои "Солнечного удара" Бунина - офицер и замужняя дама. В рассказе нет имен, хотя мужчина пытался узнать имя женщины. Но она отказалась его назвать, решив остаться для него прекрасной незнакомкой. Отсутствие имен в повествовании - это интересная особенность рассказа, которая показывает читателю, что это история о простом мужчине и простой женщине.

Называя своих героев не иначе как "он" и "она", автор не наделяет их отличительными чертами или яркой внешностью. Это обычные мужчина и женщина, которые случайно встретились на пароходе. Бунин хотел, чтобы все внимание читателя было приковано к этим двум людям, тому, что происходило между ними. Поэтому нет детального описания их внешности и их знакомства. В центре повествования - только он и она.

Одним из пунктов анализа "Солнечного удара" Бунина является краткое описание сюжета рассказа. Повествование начинается сразу с того, что на палубу вышли мужчина и женщина, которые случайно встретились на пароходе. О них ничего не известно, кроме того, что он был поручиком, а она - замужней женщиной, возвращавшейся домой из Анапы.

Далее в повествовании "Солнечный удар" Бунина, краткое содержание которого мы приводим в статье, говорится о том, что незнакомка была опьянена встречей и теми эмоциями, которые внезапно возникли. Поручик предложил сойти на берег. Женщина соглашается, и они сошли с парохода на следующей же остановке. Они нашли какую-то гостиницу и провели вместе ночь. Утром женщина уже снова была такою же, как прежде, и сказала офицеру о невозможности их дальнейших отношений. Она покинула город на пароходе, а мужчина остался ждать следующего.

И неожиданно номер с ее отъездом показался ему пустым. Офицеру становилось все труднее оставаться одному, он все сильнее скучал по ней. Он мечтал вернуть ее, хотел признаться в своих чувствах, но это были пустые мечты. Мужчина бродит по городу, пытаясь отвлечься от мыслей о незнакомке.

Утомленный переживаниями, офицер заснул. Проснувшись, он не спеша собрался и уехал на прибывшем пароходе. Правда, после этой внезапной встречи офицер чувствовал себя старее на 10 лет. Это было краткое содержание "Солнечного удара" Бунина.

Тема рассказа

Следующий пункт анализа "Солнечного удара" Бунина - это определение тематики произведения. Конечно, это рассказ о любви и взаимоотношениях. Тема "Солнечного удара" Бунина схожа с темами большинства его рассказов.

Для писателя любовь - это не просто сентиментальные вздохи и платонические отношения. Для Бунина любовь - это вспышка, взрыв эмоций, накал страстей, который проявляется не только эмоционально, но и физически. Для Ивана Алексеевича не менее важен был чувственный аспект любви, о котором обычно не писали другие.

Но все это описывается не пошло, а акцентируется внимание читателя именно на эмоциях человека. Вот о такой любви-вспышке, слишком большом счастье повествуется в этом рассказе.

Особенности композиции

В анализе "Солнечного удара" Бунина следует рассмотреть композиционные особенности рассказа. Историю этого неожиданного влечения словно обрамляют два пейзажа - темнота и огни. Небольшие порывы ветра, приближающиеся огни - все это только подчеркивает стретимительность, стихийность их чувств. Темнота - это символ той неизвестности, которая ждет эти отношения.

Но кроме волнующего предвкушения в воздухе витало нечто печальное. Теплый летний вечер, заря, свет которой отражается в спокойной ряби воды, огни... Все это словно готовит читателя к печальному финалу случайной встречи на пароходе. Огни, мерцающие впереди, знаменуют счастье, которое ждет героев. Когда офицер покидает город, они остаются позади, словно показывая, что счастливые мгновения остались вместе с незнакомкой.

Но несмотря на небольшие описания, которые присутствовали в рассказе, основное место занимало описание внутреннего мира героев. Пейзажи должны были лишь обрамлять эту историю, красиво ее дополнять. Место встречи тоже довольно символичное - встретились люди совершенно случайно. А потом они так же просто расстались и каждый отправился в свое плаванье. Все это только подчеркивает концепцию рассказов Бунина.

Средства выразительности

В анализе "Солнечного удара" Бунина следует отметить, что в самом начале используется много глагольной лексики. Быстрая смена действий, повторение глаголов акцентирует внимание на стремительность чувства героев, их внезапном желании. Они торопятся, словно боятся, что это внезапное влечение пройдет. И тогда они вновь станут рассуждать благоразумно, а не повиноваться зову чувств.

Восторженные и сентиментальные эпитеты практически не встречаются в рассказе. Потому что у офицера и замужней дамы - совсем не возвышенное чувство, а какое-то затмение, солнечный удар.

Внутренний мир героини

В рассказе "Солнечный удар" Бунина героиня описывается как маленькая женщина, во внешности которой все было прелестно. Она отказывается называть свое имя офицеру, понимая, что тогда все волшебство их встречи растает. Женщину, скорее всего, привлекла в их встрече случайность.

Она легко согласилась на предложение нового знакомого сойти на берег. Хотя в то время для замужней дамы это было оскорбительно. Уже это говорит читателю о том, что она может быть легкомысленной особой.

Утром женщина была снова легка и весела, но уже руководствовалась разумом. Именно она была инициатором того, чтобы прекратить их дальнейшие отношения. Получается, что героиня легко рассталась с офицером. Из этого можно сделать вывод о том, что это встреча была для нее солнечным ударом, приключением, но не больше.

Внутренний мир героя

Для офицера эта встреча имела большее значение, чем для героини. В самом начале он относился к этому случайному знакомству не более как к приятному приключению. И когда на утро она сказала, что они не должны больше встречаться, мужчина с легкость согласился. Казалось бы, он не придавал серьезного значения этому мимолетному чувству.

Но когда герой осознает, что незнакомка покинула его навсегда, только тогда он понимает, что она ему была нужна. Его начинаеет пугать та буря эмоций, которая появилась с ее уходом. Он никогда не испытывал раньше ничего подобного. И стремительное влечение, счастье и тоска по ней соединились вместе, что привело к его понимаю того, что этот солнечный удар был слишком большим счастьем для него.

Но в то же время мужчина показан как человек слабый: ведь он не попытался ее остановить. И даже не думал о том, чтобы побороться за свою любовь. Ему оставалось только вспоминать об этой случайной встрече на пароходе.

Почему так был назван рассказ

Встреча героев и их внезапное влечение друг к другу было похоже на вспышку, которая появляется так же неожиданно, как и исчезает. А эмоции, которые они испытали от стремительного чувства, были такими же яркими, как солнечный свет. Еще в самом начале героиня удивляется тому, как на нее подействовало это знакомство.

Герои руководствовались желанием, эмоциями. Они словно были в горячке, весь мир перестал для них существовать на эти краткие счастливые мгновения. Смысл "Солнечного удара" Бунина состоит в том, что такая короткая любовь, в которой люди руководствовались лишь желанием, не могла долго продолжаться. Ведь для настоящих прочных отношений важно понимать и чувствовать другого человека.

Проблема "Солнечного удара" Бунина - это сложность взаимоотношений между людьми. Даже несмотря на то, что герои относились ко всему легкомысленно, офицер осознает, что это затмение было для него счастьем. Иван Алексеевич Бунин трепетно относился к любви, в своих рассказах он рассматривал различные стороны ее проявления. Она могла продолжаться и всю жизнь или быть такой мимолетной, как солнечный удар.

Рассказ "Солнечный удар" (1925)

Рассказ, напечатанный в "Современных записках" в 1926 г., стал одним из самых примечательных явлений прозы Бунина 1920-х гг. Смысловым ядром повествования, внешне напоминающего эскизную зарисовку краткого любовного "приключения", становится глубинное постижение Буниным сущности эроса, его места в мире душевных переживаний личности. Редуцируя экспозицию и рисуя с первых же строк внезапную встречу героев (так и не названных пи разу по имени), автор заменяет логику событийного ряда россыпью психологически насыщенных деталей окружающего природно-предметного бытия - от "тепла и запахов ночного летнего уездного города" до характерного "волжского щегольства" подплывающего к пристани парохода. Взаимное притяжение героев оказывается здесь вне сферы традиционной психологической мотивации и уподобляется "сумасшествию", "солнечному удару", воплощая надличностную, иррациональную стихию бытия. На место поступательной сюжетной динамики выдвигается "миг", решающее мгновение жизни героев, изображение которого предопределяет дискретность повествовательной ткани. В "миге" любовной близости поручика и его спутницы перекидывается мост сразу между тремя временными измерениями - мгновением настоящего, памятью о прошлом и интуитивным провидением будущего:

"...Оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой".

Здесь важен акцент на субъективно-лирическом переживании времени. В прозе Бунина уплотнение хронотопических форм позволяет с учетом психологических открытий новейшей эпохи передать синхронность внутренних переживаний (в отличие от толстовской "диалектики"), высветить не выявленные, бессознательные пласты душевной жизни. Этот "миг" телесного сближения, одухотворенного и душевным чувством, становится кульминацией рассказа, от него тянется нить к внутреннему самопознанию героя, его прозрениям о сущности любви.

Переосмысляя реалистические принципы психологизма, Бунин отказывается от развернутых внутренних монологов персонажей и активно использует косвенные приемы раскрытия душевных импульсов через пунктир "внешней изобразительности". Сам образ "незнакомки" дан через отрывистые метонимические детали: это прежде всего основанные на синестезии портретные штрихи ("рука пахла загаром", "запах ее загара и холстинкового платья"). Вообще в культуре Серебряного века женский образ приобретает особую весомость, становясь воплощением тайных сплетений душевной жизни, особой чувствительности к вселенским силам эроса (философские идеи В. С. Соловьева о Софии, контекст поэзии символистов, загадочная аура, окружающая многих героинь Бунина, Куприна и др.)-Однако у Бунина этот образ, как и живописание любви в целом, далек от символистских мистических "туманов" и прорастает из конкретики чувственного бытия, манящего своей непостижимостью.

От телесного упоения герой рассказа постепенно приходит к "запоздалому" осознанию "того странного, непонятного чувства, которого совсем не было, пока они были вместе, которого он даже предположить в себе не мог..." Любовное переживание приоткрывает поручику подлинную "цену" всего прожитого и пережитого и преломляется в новом видении героем внешнего мира. Это то "счастливое", бесконечно дорогое, что начинает распознавать он в звуках и запахах уездного волжского города, то "безмерное счастье", которое его преображенная душа ощущает "даже в этом зное и во всех базарных запахах".

Однако "безмерность" любовного восторга, того, что "необходимее жизни", антиномично соединяется в прозе Бунина с неизбывным ощущением несовместимости этой онтологической полноты с "будничными" проявлениями действительности. А потому и впечатление от службы в соборе, "где пели уже громко, весело и решительно, с сознанием исполненного долга", и вглядывание в обычные изображения людей на фотографической витрине наполняют душу героя болью:

"Как дико, страшно вес будничное, обычное, когда сердце поражено... этим страшным "солнечным ударом", слишком большой любовью, слишком большим счастьем!"

В прозрении персонажа и есть сердцевина трагедийной бунинской концепции любви чувства, приобщающего человека к вечности и катастрофично выводящего его за пределы земного мироощущения и пространственно-временных ориентиров. Художественное время в рассказе - от "мига" любовной близости героев до описания чувств поручика в финале - глубоко нехронологично и подчинено общей тенденции к субъективации предметно-изобразительных форм: "И вчерашний день и нынешнее утро вспомнились так, точно они были десять лет тому назад".

Обновление повествовательной структуры проявляется в рассказе не только в редукции экспозиционной части, но в значимости лейтмотивных композиционных принципов (сквозные образы города, данные глазами героя), ассоциативных ходов, стоящих над причинно-следственным детерминизмом. В книге "О Чехове" Бунин вспоминал об одном из ценнейших для себя чеховских советов: "По-моему, написав рассказ, следует вычеркивать его начало и конец".

Финальный волжский пейзаж в "Солнечном ударе" соединяет реалистическую достоверность с символической обобщенностью образного ряда и, ассоциируясь с "огнями" кульминационных мгновений личностного бытия персонажа, придает рассказу онтологическую перспективу:

"Темная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке, еще кое-где светившейся дрожащей рябью вдали под ней, под этой зарей, и плыли и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг".

Экспрессия пейзажных образов таинственного "волжского мира" в рассказе усиливается в затаенном ностальгическом чувстве автора об утраченной навсегда России, сохраняемой силой памяти и творческого воображения. В целом образ России в эмигрантской малой прозе Бунина ("Божье древо", "Косцы"), а также в романе "Жизнь Арсеньева", не теряя живой предметности, насыщается горестно-пронзительным лирическим чувством.

Таким образом, в рассказе "Солнечный удар" явлено художественное совершенство писателя в осмыслении иррациональных глубин души и тайны любви, что проявилось в характерном для русской и зарубежной прозы XX в. обновлении форм психологизма, принципов сюжетно-композиционной организации. Соприкасаясь со многими модернистскими экспериментами в данной сфере, Бунин с его интересом к "земным" корням человеческого характера, конкретности обыденной жизни наследовал вершинные достижения реалистической классики.

Мы подготовили для вас цикл уроков под общим названием «Навигатор». Они помогут вам лучше понять произведения русской литературы и сориентироваться в материалах, посвящённых этому произведению и размещённых в открытом доступе в интернете.

Предлагаю поговорить о рассказе И.А. Бунина «Солнечный удар».

Рассказ И.А. Бунина «Солнечный удар» (полностью вы можете прочитать его здесь: текст) был написан в начале XX века. Многие явления и предметы того времени уже исчезли из нашей жизни, однако сами события могли произойти где угодно и когда угодно.

Если хотите подумать о проблемах, которые затрагивает автор в рассказе и которые волнуют человечество на протяжении веков, загляните в .

Рассказ о случайной, внезапно вспыхнувшей любви и перевороте в человеческом восприятии не оставляет равнодушным ни современников писателя, ни нас, живущих сто лет спустя. В разделе мы предлагаем вам узнать, что думают о «Солнечном ударе» критики и филологи. Эти материалы помогут вам для ответа на уроке, при написании сочинения, будут полезны при подготовке к экзаменам и, конечно, дадут вам ключи к пониманию текста. Также рекомендуем передачу Игоря Волгина «Игра в бисер» (о сборнике «Тёмные аллеи») , где собеседники ведущего обсуждают цикл рассказов и бунинскую концепцию любви. Увидеть, как идея рассказа передается средствами кинематографа, вы сможете, перейдя во вкладку .

Если вам интересно, кто из писателей размышлял над подобными вопросами, с кем Бунин вольно или невольно вступил в творческий диалог, зайдите в раздел . А тем из вас, кому понравился «Солнечный удар» и кто с удовольствием прочитал бы что-то похожее по стилю и атмосфере, советуем посмотреть вкладку .

Жемчужина русской литературы, яркий представитель эпохи модернизма, Иван Алексеевич Бунин стал уникальным явлением в мировой культуре. Он был продолжателем русской реалистической школы, однако в его прозе, по словам А.К. Жолковского, «традиционный реализм претерпел радикальные изменения» [Жолковский, 1994: 103], что отразилось на специфике индивидуального художественного почерка писателя. Сюжеты большинства его рассказов статичны, герои словно отстранены от действия, их больше волнуют мысли, мечты, голоса, звуки. В пространстве их мира важные акценты приобретают отдельные детали, краски, запахи и ощущения. В полной мере это представлено в одном из лучших произведений И.А. Бунина «Солнечный удар», написанном в Париже в 1925 году и опубликованном в 1926 г. в главном журнале русской эмиграции «Современные записки». На полях рукописи рассказа сам автор делает весьма лаконичную и точную запись «Ничего лишнего», которая является своеобразным эстетическим «символом веры» И.А. Бунина [Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь, 1989: 360].

Сюжет произведения основан на случайной встрече молодого поручика и очаровательной дамы, так и оставшейся для читателя прелестной незнакомкой. Попутно заметим, что имя поручика в произведении тоже не названо. Это мимолетное знакомство, которое автор называет приключением, окажется значительным и роковым для героев произведения, а в рассказе станет идейно-смысловым ядром. Завязка действия происходит на пароходе, где поручик обратил внимание на одну довольно привлекательную особу и решил «приударить» за ней. Вероятно, тогда ему представлялось, что эта обычная интрижка еще один эпизод в холостяцкой жизни, легкий флирт, минутное увлечение. Не думая, что случай может перевернуть все его привычное существование, поручик предложил попутчице выйти на первой же пристани.

Художественное пространство произведения относительно замкнуто: сначала действие происходит на пароходе, затем перемещается в небольшую провинциальную гостиницу. Замкнутость подчеркивается еще одной деталью: «лакей затворил дверь». Герои рассказа, оставшись наедине, словно растворились в охватившем их чувстве, противостоять которому они были не в силах. Много лет спустя оба, по признанию автора, будут вспоминать это, потому что «никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой».

Вначале могло показаться, что поручиком владеет чисто физиологическая страсть, а незнакомка – легкомысленная или даже развратная женщина, но потом читатель убеждается в обратном. Подлинный смысл заглавия произведения и истинных чувств героев раскрывается в прощальном признании «маленькой безымянной женщины»: «Даю вам честное слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне подумать. Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…»

Легко расставшись со своей спутницей, поручик вдруг стал ощущать какую-то непонятную, все нарастающую тревогу. Автор обращает внимание на внутренний мир героя, стремится раскрыть психологию его чувств и поступков. Как отмечает И.Б. Ничипоров, писатель «переосмысляет реалистические принципы реализма», «отказывается от развернутых внутренних монологов персонажей и активно использует косвенные приемы раскрытия душевных импульсов» [Ничипоров]. Молодого человека буквально съедает жгучая тоска, и ничто не способно ее утолить: ни водка, ни блуждание по городу, ни воспоминания. Состояние героя подчеркивают риторические вопросы и восклицания, включенные в текст повествования: «Зачем доказать? Зачем убедить?», «…как избавиться от этой внезапной, неожиданной любви?», «Да что же это такое со мной?», «Совсем сдали нервы!»

Важную композиционную функцию в рассказе выполняет художественное время, которое словно разрушает рамки реального времени, охватывающего неполных два дня, и превращается сначала в десять лет, а затем и в целую жизнь. Поясним это. В финале произведения молодой поручик, тяжело переживая утрату кратковременного счастья, вспоминает вчерашний день и новое утро так, «точно они были десять лет назад». А дальше, сидя уже на палубе парохода, он чувствует себя «постаревшим на десять лет». Автор намеренно использует именно этот эпитет, подчеркивая не столько возраст героя (ведь он не мог постареть за десять лет), сколько конец счастья, а значит – и жизни. В то же время следует обратить внимание на тот факт, что «в белой тонкой рубашке со стоячим крахмальным воротничком было что-то юное и глубоко несчастное». Эта деталь не вступает в противоречие с эпитетом «постаревший», а лишь подчеркивает беззащитность и беспомощность человека, пережившего тяжелую любовную драму, как чувствует себя ребенок перед непреодолимой бедой. Еще совсем недавно лихой бравый офицер, не в состоянии справиться с болью, стиснув зубы и закрыв глаза, горько заплакал. В этом тоже ощущается что-то детское и безысходное.

Душевные муки героя рассказа показывают то, что теперь он познал великую цену подлинной любви и счастья, «слишком большого», как подчеркивает И.А. Бунин. Слово «слишком» употреблено здесь намеренно: оно делает акцент на самой трагедии, которая разбила сердце поручика и которую невозможно преодолеть.

Как известно, ранние рассказы И.А. Бунина отличались лиризмом и импрессионизмом. В данном произведении также миг, мгновение определяют художественный фокус повествовательной ткани. Именно миг является связующим звеном между прошлым (ранее герои не испытывали подобного чувства) и будущим (много лет будут вспоминать эту встречу), а сам он есть настоящее, которое несправедливо скоротечно.

В данном рассказе И.А. Бунин проявил себя как непревзойденный мастер художественной прозы, обладающий бесценным поэтическим даром. Метафора «солнечный удар», вынесенная собственно в название произведения, становится символом «слишком большой любви, слишком большого счастья». Мучительные переживания поручика и обессилившее его хождение по городу в поисках успокоения автор передает при помощи сравнения: «Он вернулся в гостиницу настолько разбитый усталостью, точно совершил огромный переход где-нибудь в Туркестане, в Сахаре». Словно под кистью художника возникает довольно зримый образ очаровательной незнакомки, который создается с помощью включения приема художественного портрета: «простой прелестный смех», «рука, маленькая и сильная», пахнущая загаром, «крепкое тело», «живой, простой и веселый звук ее голоса», «легкое холстинковое платье», «хороший английский одеколон». Яркий и предельно точный портрет человека, пережившего глубокую утрату, представлен и в лице поручика: «серое от загара, с белесыми выгоревшими от солнца усами и голубоватой белизной глаз, от загара казавшихся еще белее», оно обрело теперь «возбужденное, сумасшедшее выражение».

Значимым элементом произведения является и художественный пейзаж. Читатель воочию видит небольшой волжский город с его базаром, церквями, улицами, лавками, гостиницей. Все это наполняется звуками и – главное – запахами: «…десять часов утра, солнечного, жаркого, счастливого, со звоном церквей, с базаром на площади перед гостиницей, с запахом сена, дегтя и опять всего того сложного и пахучего, чем пахнет русский уездный город…» Автор, описывая городской пейзаж, прибегает к антиномии: радость внешнего мира и глубокая драма внутреннего мира героя. Все вокруг в этом городке было наполнено жизнью и счастьем, а сердце поручика разрывалось от боли на части, так что «он, не задумываясь, умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть ее», желанную и любимую незнакомку.

В целом рассказ «Солнечный удар» пронизан тонким лиризмом и глубоким психологизмом. В этом произведении писателю удалось показать «чувство протеста против быстротечности счастья», «против бессмысленности жизни после пережитого счастья» [Вагеманс, 2002: 446]. В предельно сжатой форме, но с огромной эмоциональной силой И.А. Бунин изобразил здесь трагедию человека, неожиданно познавшего по-настоящему счастливую любовь и в одночасье потерявшего ее, показал иррациональное, сокрытое в глубине таинственной человеческой души.

Список литературы

1. Бунин И.А. Собрание сочинений в четырех томах. Том III. – М.: Правда, 1988. – 544 с.

2. Вагеманс Э. Русская литература от Петра Великого до наших дней. Пер. Д. Сильвестрова. – М.: РГГУ, 2002. – 554 с.

3. Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. – М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1994. – 428 с.

4. Ничипоров И.Б. Рассказ «Солнечный удар». – Режим доступа:http://mirznanii.com/a/58918/bunin-solnechnyy-udar.

5. Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. Т. 1. – М.: Сов. энциклопедия, 1989.– 672 с.

Бунин. "Солнечный удар"

Ничипоров И. Б.

Рассказ "Солнечный удар" (1925)

Рассказ был написан в 1925 г. и, напечатанный в "Современных записках" в 1926 г., стал одним из самых примечательных явлений прозы Бунина 1920-х гг.

Смысловым ядром рассказа, внешне напоминающего эскизную зарисовку краткого любовного "приключения", становится глубинное постижение Буниным сущности Эроса, его места в мире душевных переживаний личности. Редуцируя экспозицию и рисуя с первых же строк внезапную встречу героев (так и не названных ни разу по имени), автор заменяет логику событийного ряда россыпью психологически насыщенных деталей окружающего природно-предметного бытия от "тепла и запахов ночного летнего уездного города" до характерного "волжского щегольства" подплывающего к пристани парохода. Взаимное притяжение героев оказывается здесь вне сферы традиционной психологической мотивации и уподобляется "сумасшествию", "солнечному удару", воплощая надличностную, иррациональную стихию бытия.

На место поступательной сюжетной динамики выдвигается здесь "миг", решающее мгновение жизни героев, изображение которого предопределяет дискретность повествовательной ткани. В "миге" любовной близости поручика и его спутницы перекидывается мост сразу между тремя временными измерениями: мгновением настоящего, памятью о прошлом и интуицией о последующем: "Оба так исступленно задохнулись в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой…" (5,239). Важен здесь акцент на субъективно-лирическом переживании времени. В прозе Бунина уплотнение хронотопических форм позволяет, с учетом психологических открытий новейшей эпохи, передать синхронность внутренних переживаний (в отличие от толстовской "диалектики"), высветить невыявленные, бессознательные пласты душевной жизни. Этот "миг" телесного сближения, одухотворенного и душевным чувством, становится кульминацией рассказа, от него тянется нить к внутреннему самопознанию героя, его прозрениям о сущности любви.

Переосмысляя реалистические принципы психологизма, Бунин отказывается от развернутых внутренних монологов персонажей и активно использует косвенные приемы раскрытия душевных импульсов через "пунктир" "внешней изобразительности". Сам образ "незнакомки" дан через отрывистые метонимические детали: это прежде всего основанные на синестезии портретные штрихи ("рука пахла загаром", "запах ее загара и холстинкового платья"). Вообще в культуре Серебряного века женский образ приобретает особую весомость, становясь воплощением тайных сплетений душевной жизни, особой чувствительности к вселенским силам Эроса (философские идеи В.Соловьева о Софии, контекст поэзии символистов, загадочная аура, окружающая многих героинь Бунина, Куприна и др.). Однако у Бунина этот образ, как и живописание любви в целом, далеко от символистских мистических "туманов" и прорастает из конкретики чувственного бытия, манящего своей непостижимостью.

От телесного упоения герой рассказа постепенно приходит к "запоздалому" осознанию "того странного, непонятного чувства, которого совсем не было, пока они были вместе, которого он даже предположить в себе не мог…" (5,241). Любовное переживание приоткрывает поручику подлинную "цену" всего прожитого и пережитого и преломляется в новом видении героем внешнего мира. Это то "счастливое", бесконечно дорогое, что начинает распознавать он в звуках и запахах уездного волжского города, то "безмерное счастье", которое его преображенная душа ощущает "даже в этом зное и во всех базарных запахах" (5,242). Однако "безмерность" любовного восторга, того, что "необходимее жизни", антиномично соединяется в прозе Бунина с неизбывным ощущением несовместимости этой онтологической полноты с "будничными" проявлениями действительности потому и впечатление от службы в соборе, "где пели уже громко, весело и решительно, с сознанием исполненного долга", вглядывание в обычные изображения людей на фотографической витрине наполняют душу героя болью: "Как дико, страшно все будничное, обычное, когда сердце поражено… этим страшным "солнечным ударом", слишком большой любовью, слишком большим счастьем…" (5,243). В данном прозрении персонажа сердцевина трагедийной бунинской концепции любви чувства, приобщающего человека к вечности и катастрофично выводящего его за пределы земного мироощущения и пространственно-временных ориентиров. Художественное время в рассказе от мига любовной близости героев до описания чувств поручика в финале глубоко не хронологично и подчинено общей тенденции к субъективации предметно-изобразительных форм: "И вчерашний день и нынешнее утро вспомнились так, точно они были десять лет тому назад…" (5,244).

Обновление повествовательной структуры проявляется в рассказе не только в редукции экспозиционной части, но в значимости лейтмотивных композиционных принципов (сквозные образы города, данные глазами героя), ассоциативных ходов, стоящих над причинно-следственным детерминизмом. В книге "О Чехове" Бунин вспоминал об одном из ценнейших для себя чеховских советов: "По-моему, написав рассказ, следует вычеркивать его начало и конец…" .

Финальный волжский пейзаж в "Солнечном ударе" соединяет реалистическую достоверность с символической обобщенностью образного ряда и, ассоциируясь с "огнями" кульминационных мгновений личностного бытия персонажа, придает рассказу онтологическую перспективу: "Темная летняя заря потухала далеко впереди, сумрачно, сонно и разноцветно отражаясь в реке, еще кое-где светившейся дрожащей рябью вдали под ней, под этой зарей, и плыли и плыли назад огни, рассеянные в темноте вокруг…" (5,245). Экспрессия пейзажных образов таинственного "волжского мира" в рассказе усиливается в затаенном ностальгическом чувстве автора об утраченной навсегда России, сохраняемой силой памяти и творческого воображения. В целом образ России в эмигрантской малой прозе Бунина ("Божье древо", "Косцы"), а также в романе "Жизнь Арсеньева", не теряя живой предметности, насыщается горестно-пронзительным лирическим чувством.

Таким образом, в рассказе "Солнечный удар" явлено художественное совершенство писателя в осмыслении иррациональных глубин души и тайны любви, что проявилось в характерном для русской и зарубежной прозы ХХ в. обновлении форм психологизма, принципов сюжетно-композиционной организации. Соприкасаясь со многими модернистскими экспериментами в данной сфере, Бунин, с его интересом к "земным" корням человеческого характера, конкретности обыденной жизни, наследовал вершинные достижения реалистической классики.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные