Ольга ильинская и агафья пшеницына презентация. Презентация на тему ""Обломов" - образ О. Ильинской". Подумаем над прочитанным

Женские образы в романе Гончарова «Обломов»

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

«Обломов» всегда дарит читателю чувство какой-то неясности; в этом романе нет выводов. Когда мы чувствуем, что не можем самостоятельно ответить на вопросы, которые в той или иной мере являются “вечными”, мы обращаемся к литературным произведениям, надеясь найти ответы там. Что является истинно ценным? Что есть счастье? Кого считать “павшим”? Нужно ли человеку пытаться встать, вырваться из “бездны”, если он “падает”? И вот мы прочли последнюю страницу «Обломова» - и никаких выводов не видим. Зато получаем право выбрать из нескольких значимых истин одну - по своему собственному усмотрению (писатели так часто оставляют это право себе!). Большего и желать нельзя. Гончаров создаёт удивительные, почти осязаемые образы, помещает их в обычные обстоятельства, и мы сами примеряем к своей жизни эту литературную реальность и выносим оттуда зерно истины.

Истина относительна. Истина многолика - такой и показывает её Гончаров. Вот перед нами два женских образа - Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Не было бы их, и не узнали бы мы, что Обломов, этот апатичный “байбак”, способен искренне любить - любовь действительно преображает его, заставляет жить . В понимании Гончарова любовь - единственное, что может привести человека к счастью (вот истина), - но какая любовь? Ведь чувства двух женщин к Обломову абсолютно противоположны по сути. Как же иначе: Ольга Ильинская - “высший идеал” (в частности, в устах Добролюбова), Агафья Пшеницына - коллежская секретарша…

Ольга любит эгоистично . Ольга самолюбива, - впрочем, молодая, вполне красивая и умная девушка как раз и должна быть такой. Весь мир открыт для неё, она может черпать знания, может радоваться жизни, ей противна скука. Такова молодость, не омрачённая разочарованиями.

Ольга - любознательная, по натуре своей искренняя, чуждая всякому жеманству, не увлекающаяся блестящими светскими юношами и пустой мишурой, интересуется тем, что ей рассказывает Штольц о чудаке Обломове. Невинное любопытство, но позже к нему примешивается тайный восторг. Проницательная Ольга не может не видеть в Обломове его “честное, верное сердце”, “хрустальную, прозрачную душу” - как не протянуть руку такому человеку? Ольге приятно чувствовать себя “спасительницей” Обломова, “завещанного” ей Штольцем, виновницей “чудесного превращения”. Не хочет она принять Обломова таким, какой он есть; она ценит его доброту и честность, но не отступает от желания направить его на путь к совершенству, она любит “будущего Обломова”. Любовь для Ольги - долг; сердце её редко берёт верх над разумом. Она приезжает к Обломову, пренебрегая приличиями… для того, чтобы сказать ему: “Зачем ты пугаешь меня своей нерешительностью? Я цель твоя, говоришь ты и идёшь к ней так робко, медленно… а ты должен стать выше меня”.

Ольга не может понять, что нерешительность слишком глубоко укоренилась в Обломове, что так он создан… Боится он самого слова “долг”, боится неприглядной беспокойной реальности, боится ехать в деревню. “Долг” - свадьба, когда человек не Ильёй Ильичом зовётся, а женихом. И люди, люди кругом, с их глупыми сплетнями… Всё это так далеко от любви, от поэзии, от непостижимого и прекрасного. В любви Обломова к Ольге нет места логике, “долгу”. Обломов всего лишь поддаётся чувствам. Почему он любит Ольгу? За то, что она дала ему надежду и смысл существования, за её решительность и за искренность, которая проявляется во всём (в словах, даже в пении - вспомним, как выразительно поёт она арию «Casta diva», оживляя в Обломове чувства, которые он давно позабыл, спрятал в глубине, под всяким “хламом”).

Однако Ольга ранит Обломова своими упрёками, гордой логикой суждений, продиктованных раздражением (“Мне будет худо, пишете вы… Да ведь мне тогда будет хорошо, если я полюблю другого: значит, я буду счастлива!” - и так далее), и это только мешает ей добиться своей цели. Ведь насмешки и упрёки, пусть даже направленные на благое, всё равно остаются насмешками и упрёками. У Обломова, как он сам говорит, нет самолюбия, а в таком человеке даже язвительные замечания возлюбленной не могут зажечь ту смутную ярость, которая вызывает, в свою очередь, желание действовать, менять себя. Обломов ещё более утверждается в мыслях о собственной слабости. Ольга показывает ему, насколько он смешон, и, отразившись в зеркале этих безжалостных слов, Обломов только терзается, идёт скорее назад, чем вперёд. И вот уже он сидит перед Ольгой с улыбкой бессилия, взгляд его говорит: “Да, я скуден, жалок, нищ… бейте, позорьте меня!..” - и отказывается он от всего, возвращается к дивану и халату, бесконечно усталый, смотрит на снег из окна дома Пшеницыной…

Агафья Матвеевна - женщина недалёкая, наивная, но в ней, как и в Ольге, нет никакой фальши, никакого надуманного кокетства. Она, в сущности, ничего не знает о жизни, не читает книг, смысл обыденной суеты и вовсе ускользает от неё. Когда Обломов спрашивает, где именно служит её брат, она говорит: “В канцелярии… Где мужиков записывают… я всё забываю, как она называется” - и простодушной усмешкой оправдывает своё незнание. Хлопоты по хозяйству, однообразная, бессмысленная, какая-то даже механическая жизнь. И в этой серой жизни вдруг появляется Обломов, удивительный человек, добрый, честный “барин”, не похож он ни на грубого кума Тарантьева, ни на покойного мужа, ходившего “мелкой, деловой прытью”, ни на братца с трясущимися, красными руками, - ни на кого не похож! - и “не глядит на всякого так, будто просит оседлать его и поехать”. Не рассуждая, не понимая себя, не думая, бескорыстно полюбила Агафья Матвеевна Обломова; обустраивать “покой и удобство Ильи Ильича” для неё не обязанность уже, а наслаждение. Она полюбила в Обломове всё, даже то, что так яростно осуждала Ольга, приняла его со всеми его недостатками (которых и не видит - полно, есть ли у него недостатки?). Обломов счастлив с Агафьей Матвеевной, он уже не чувствует себя никчёмным, не ощущает тревоги за будущее; в доме этой женщины он находит счастье. С удовольствием пьёт он кофе, приготовленный ею, смотрит, как она шьёт, как ловко управляется на кухне, смотрит на её круглые локти (“как у графини какой-нибудь”), и “ничего ему не надо, никуда не хочется, всё тут есть, что ему надо”. Трогательно заботится о нём Пшеницына и в счастливые, и в несчастные дни (закладывает даже свои вещи, когда не хватает денег). Её любовь - самопожертвование. И эта любовь дарит Обломову то, о чём он всегда мечтал. Плавное, мирное, неторопливое течение жизни, созерцание, возвращение спокойной, светлой безмятежности детства.

Деятельный Штольц видит во всём этом “грязный быт” и “удушливую атмосферу тупоумия”, презрительно говорит “фи”. И Обломов порой “просыпается”, оглядывается - горькая жалость к прошлому, полному несбывшихся надежд, по-прежнему бодрствует в душе. Но он спокоен и понимает, что нельзя было ему пойти иным путём… Штольц и Ольга придумали ему “крылья”, а на выдуманных крыльях не взлетишь… В Обломове появляется решимость, которой в нём не было никогда.

“Штольц отступил от него на шаг.

Ты ли это, Илья? Как ты пал! Эта женщина… что она тебе…

Жена! - покойно произнёс Обломов.

Штольц окаменел.

А этот ребёнок - мой сын! Его зовут Андреем, в память о тебе!..”

Счастлива ли Ольга со Штольцем? Вперёд, только вперёд по беспокойной дороге… Деятельность, труд… Пока Штольц заслуживает её любви, пока насыщает её пытливый ум и отвечает на её вопросы; но сомнения уже закрадываются в душу Ольги, она впервые сталкивается с неясностью, теряет былую решительность, часто вспоминает об Обломове; не может осмыслить своей странной тоски (“Куда идти?”), да ведь нельзя постигнуть умом эту грусть!

Пшеницына после смерти Обломова живёт в постоянной молчаливой скорби, далеко от пошлости, суеты, лжи, которые составляют мир братца и невестки, живёт, ясно осознавая , что её жизнь “просияла”, что никогда не вернётся к ней радость. Тем больше ценит Агафья Матвеевна воспоминания - “теперь уж она знала, зачем она жила и что жила не напрасно”.

Так действительно ли пал Обломов? Можно ли назвать падшим человека, который, может, и не взлетел, не возвысился, но зато обрёл почву под ногами?.. Не счастье ли это?.. Нам решать…







Прием антитезы в романе Обломов- Штольц Ольга-Агафья Матвеевна … Покой, сон- деятельность, движение … -на уровне системы образов -на уровне мотивов Антитеза- от греч. «противоположение», стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении понятий, образов, мотивов.




Ольга Сергеевна Ильинская В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи… …говорила она мало, и то свое… Её смех, который был так звучен, так искренен, так заразителен… Ольга в строгом смысле не красавица… но если обратить её в статую, она была бы статуя грации и гармонии. …губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось во…взгляде.


Агафья Матвеевна Пшеницына Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице…Глаза серовато- простодушные…Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова… Руки она прятала тоже под шаль… Усмешка у ней больше принятая форма, которою прикрывалось незнание… Она тупо выслушала и тупо задумалась… Она все за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трет…


Любовь к Обломову Ольга Ильинская Агафья Матвеевна Жизнь её наполнилась тихо и незаметно для всех… Я люблю иначе… Мне без вас скучно; расставаться с вами не надолго – жаль, надолго – больно… Жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг… Любовь эта оправдывается его кротостью…

Слайд 2

Цель урока

Рассмотреть женские образы романа Провести анализ взаимоотношений центрального героя с женскими персонажами произведения Противопоставить образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной, чтобы глубже раскрыть характер главного героя, Ильи Ильича Обломова

Слайд 3

Ольга Ильинская

«Ольга в строгом смысле не была красавица… но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом…Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками - нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль.Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»

Слайд 4

Агафья Матвеевна

“…с голой шеей и локтями.Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедр и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено”. Агафья Матвеевна: вдова; трудолюбива, неподлая от природы, честна и добросовестна, ограниченна, “помешана” на хозяйстве, несамостоятельна, очень домашняя.

Слайд 5

Внешность

Ольга Ильинская Агафья Пшеницына Обе женщины привлекательны: одна грацией, другая статью В ней отмечается истинно русская красота: «…грудь и плечи сияли довольством, полнотой, в глазах светилась кротость». Добрая и скромная женщина, превосходная хозяйка, заботливая и чуткая. В ней нет «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Не была красавицей, но преображалась во время пения. Они антиподы!

Слайд 6

Социальное происхождение

Ольга Ильинская Агафья Пшеницына Из народа, не отличается образованностью, очень проста. Не способна Понимать книги, которые читает Ольга, или петь «Casta diva». Из дворян, получила прекрасное образование. Отличается незаурядностью ума, стремлением к новым позициям. Хорошо поет, вкладывает в пение душу. Они антиподы!

Слайд 7

Роль в жизни Обломова

Ольга Ильинская Агафья Пшеницына Ее любовь одухотворенна, но эгоистична: она любит в Обломове свои усилия и старания, она любит будущего Обломова, которого они создадут со Штольцем. Обломов же таким стать не может, и в этом нет его вины. Ольга совсем не похожа на женщину, которую представлял в своих мечтах сам Илья Ильич. Он восхищался возвышенностью ее души. Но его утомляла беспокойная ее натура. Она была женщиной, заставившей Обломова встать с дивана, снять халат и испытать романтическую любовь. Ее любовь самозабвенна и жертвенна, держится на душевной привязанности и выражается в постоянной заботе. Она восприняла Обломова таким, какой он есть, не пытаясь его изменить или избавиться от каких-то недостатков. Да она и не видит в нем недостатков – Обломов был ее идеалом. Она поняла его мечту, хотя он вряд ли рассказывал о ней. В ее доме на Выборгской стороне сбылись все мечты Обломова об Обломовке. Агафья окружила его заботой, оградила от всех невзгод – ни одна жизненная буря не долетала до него. Она была женщиной, благодаря которой Обломов снова надел свой халат, нашел свое человеческое счастье и покой. Они антиподы!

Слайд 8

Подумаем над прочитанным

Любила ли Ольга Обломова? Почему состоялся брак Ольги и Андрея Штольца после любовной неудачи с Обломовым? Любовь Ольги или Агафьи Матвеевны необходима Обломову? Для Ольги «жизнь – обязанность, долг, следовательно, любовь – тоже долг». Чувства Ольги рассудочны, им недостает сердечности, самоотречения. Любовь Пшеницыной не рациональна, а сердечна. Ее чувство сродни материнской, охранительной любви. С Агафьей Матвеевной Обломов строит свою «Обломовку»

Слайд 9

Каким вы видите поступок Агафьи Матвеевны, отдавшей Андрюшу Обломова на воспитание Штольцам? Каким вырастет Андрей Ильич Обломов? Каков, по представлению автора романа, идеальный образ русской женщины? ?

Посмотреть все слайды


Конспект урока по литературе
«Тема любви в романе И.А.Гончарова «Обломов». Женские образы» Выполнила: студентка 5 курса филологического факультета очного отделения Брюхнова Мария Борисовна Коломна, 2013
Класс: 10 «Б» Тема:
Тема любви в романе И.А.Гончарова «Обломов», женские образы
Тип урока: комбинированный Цель: 1. Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. 2. Раскрыть характеры и идеалы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной. 3. Сформировать бережное отношение к такому чувству как любовь. Оборудование: доска, текст романа И.А.Гончарова «Обломов»,рабочие тетради, аудиозапись арии « Каста Дива» из оперы Винченцо Беллини «Норма»,проектор, презентация. Ход урока: 1. Организационный момент  Приветствие  Проверка готовности класса к уроку  Слушаем меня внимательно!  Садитесь 2. Основная часть урока: Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучение романа И.А.Гончарова «Обломов». Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия Анненского: «Любовь – это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих. Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. «Вы правы, - писал он одной из своих знакомых, - подозревая меня в вере во всемогущую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности».  Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (тема любви в романе, женские образы в романе)  Записываем тему в тетрадь  В романе «Обломов» любовь – это основа. Это чувство показывает героя в развитии. Давайте вспомним, при каких обстоятельствах состоялось знакомство Ольги Ильинской и Обломова?
(Штольц познакомил их. Штольц привел Обломова в дом на прием к тетке Ольги)  Какое впечатление они произвели друг на друга? (Ольге стало любопытно. Она весь вечер наблюдала за Обломовым. Обломов был смущен)  Ольга полюбит Обломова? (да)  А как вы считаете, она полюбила нынешнего Обломова со всеми его недостатками или Обломова будущего? (Обломова будущего)  Найдите в тексте подтверждение этому (ч.2, гл. 6)  А вам ее план никакой миф не напоминает? (миф о Пигмалионе и Галатее)  Вспомните этот миф, о чем он? (послушать ответы учеников)  Сделайте вывод, исходя из мифа. Кем является Ольга по отношению к Обломову и наоборот? (Ольга является своего рода Пигмалионом, а Обломов – Галатеей, то есть Ольга любит будущего Обломова, сделанного ее руками)  Но в Ольге все-таки просыпаются чувства? Найдите это в тексте (ч.2, гл.9)  Ребята, теперь я даю вам возможность отдохнуть и прослушать арию «Casta Diva» (слушаем)  Почему я поставила именно это произведение? (во-первых, Обломов любил это произведение, во-вторых, он все больше влюбляется в Ольгу)  Давайте прочитаем этот эпизод (читаем стр.175)  Вы сейчас послушали данное произведение. Как вы думаете, легко ли его исполнять? (нет)  Какой мы можем сделать из этого вывод? (Ольга по-настоящему талантлива. Звучит ее душа)  А Штольц ли это замечал? (нет, а Обломов смог это прочувствовать)  Вспомните, что служило символом любви Ольги и Обломова? (ветка сирени)  Найдите эпизод первой встречи Обломова с Ольгой в парке. Давайте его прочитаем по ролям (читаем по ролям. Стр.185)
 Обломов думал, что Ольга еще рассержена его признанием, что же он советует ей? (забыть все сказанное им)  Найдите этот момент в тексте. Прочитайте (читаем)  И что же понимает Обломов из этого разговора? (Ольга его любит)  Какие его дальнейшие действия? (пришел на другой день с веткой сирени)  И что же Ольга понимает в свою очередь? (Обломов ее тоже любит)  Гончаров иллюстрирует это следующим эпизодом: неделю спустя Илья Ильич встретил Ольгу в парке на том месте, где была сорвана и брошена ветка сирени. И что же делала Ольга? (вышивала ветку сирени)  Почему не сложилось их счастье? (Обломов хочет любить и при этом не терять покой. Ольга Ильинская потребовала от Обломова деятельности.)  Какова причина их расставания? Обломов сам дает на это ответ (стр.333, ч.3.гл11)  Вывод какой мы можем сделать? Илья Ильич прав был, что бросил Ольгу? (да. Он понимал, что любовь – это не только соединение мужчины и женщины. Для него это ответственность. А к ответственности он не готов. Он благороден. Всему виной ОБЛОМОВЩИНА)  Счастлива ли Ольга, выйдя замуж за Штольца? (скорее всего нет)  Есть ли духовная теплота в их отношениях? (нет)  Давайте прочитаем тот момент, когда Ольга согласилась выйти замуж за Штольца. Что она чувствовала при этом? (стр.379. ч.4, гл.4)  Как по-вашему, зачем все-таки Ольга вышла за него замуж? (скорее всего от безысходности)  Другой любящей женщиной в жизни Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына. Давайте найдем портрет Пшеницыной (стр.266)  Обобщите, какая Агафья Матвеевна, какая она хозяйка, какие у нее духовные запросы, читает ли? (Не сидит без дела, в доме у нее чистота и порядок)
 Так чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина? (схожесть с матерью)  Какая деталь в образе Пшеницыной постоянно обращает на себя внимание? (локти)  Найдите в тексте фразы, связанные с описание локтей (стр.265, стр.273, стр.282)  Какой образ жизни ведет Пшеницына? Ничего вам не напоминает? (Жизнь в детстве в Обломовке)  Стремилась ли Пшеницына перевоспитать Обломова? (нет, она просто его любила)  Каким же принципом пользуется здесь Гончаров? (антитеза)  А что конкретно Гончаров противопоставляет в образах этих двух женщин? (Ольга показана в развитии, а Агафья Матвеевна течет по течению жизни)  Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью? (нет, он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Женившись на Пшеницыной, он опускается еще ниже и погружается в спячку, а затем гибнет и физически) 3. Домашнее задание: Собрать материал про Захара
Самоанализ проведенного урока
Урок состоялся 8 октября 2015 года. Был посвящен теме «Любовь в романе «Обломов» и женские образы». Сейчас, анализируя этот урок, я могу сказать, что он получился отнюдь неплохим. К нему я готовилась долго: перечитывала главы, посвященные Ольге Ильинской и Агафье Пшеницыной, составляла опорный конспект, искала материал для презентации и в конце делала саму презентацию. Поскольку у меня нет достаточного опыта, и я только учусь, естественно, не обошлось без некоторых ошибок и помарок, которых впоследствии старалась избегать.
Во-первых, не смогла справиться с волнением и поэтому урок проводила в убыстренном темпе. Во-вторых, боялась делать паузы. Мне казалось, что если я сделаю паузу, то это будет наоборот считаться за ошибку. В-третьих, меня немного подвела аппаратура. Необходимо было включить прослушать арию «Casta Diva», но презентация не сработала вовремя и данная ария оборвалась на половине. Несмотря на все недочеты, я считаю, что урок получился хорошим. Каждый опыт ценен. Ребята смогли самостоятельно обобщить все сказанное и сделать определенный вывод. В дальнейшей своей работе я старалась избегать этих ошибок, внимательно уже выслушивала ответы учеников.

Цели урока .

Образовательные.

    1. Исследовать тему любви в романе И.А. Гончарова “Обломов”.
    2. Углубить понятие “художественный прием” (музыка, ветка сирени) в тексте.

Развивающие.

    1. Совершенствовать умение формулировать проблемный вопрос.
    2. Развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;
    3. Совершенствовать навык составления кластера и работы с интерактивной доской.
    4. Развивать коммуникативные, исследовательские навыки, навыки работы в группе.
    5. Развивать творческие способности.
    6. Развивать самостоятельность мышления школьника.

Воспитательные.

    1. Усилить нравственно-эстетическое воздействие произведения на учащихся путем обращения к "вечным" темам.
    2. воспитывать чувство толерантности, ответственности за свои поступки, уважения общечеловеческих ценностей.

Социализации личности.

    1. Развивать умение высказывать свое отношение к проблеме, высказывать свою точку зрения.
    2. Актуализировать знания учащихся по данной теме.

Форма урока: комбинированный урок.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Образовательные технологии: проблемное обучение, исследовательские образовательные методы, обучение в сотрудничестве (групповая работа), здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Дидактическое пространство урока:

Карточки-задания "Ассоциативные ряды",

Мини-презентации учащихся на темы: “Что такое любовь. Любовь в понимании Ильи Обломова”, “Илья Обломов и Ольга Ильинская”, “Илья Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына”.

Роман И.А. Гончарова "Обломов".

Мультимедиапроектор и интерактивная доска, презентация в программе “Смарт Ноутбук” (Приложение 1).

Музыкальное сопровождение: Ария “Casta diva” из оперы “Норма”, В.А.Моцарт “Музыка ангелов”.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки с заданием, тексты произведения, листы А-4, фломастеры.

Ход урока

I. Мотивационный компонент. (2 мин.)

Презентация (слайд 1) (Приложение 1).

Звучит музыка: В.А.Моцарт “Музыка ангелов”. Входит учитель с веткой сирени в руке и читает фрагмент из романа:

“Счастливый, сияющий, точно “с месяцем во лбу”, пришел он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: “Ольга”.

“Ах, какая пыль! – очнувшись от восторга, заметил он”.

II. Постановка темы, проблемного вопроса и цели урока. (5 мин.)

1. Беседа с учащимися.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О любви) Почему? (Ветка сирени – художественная деталь, символизирующая чувства героев.)

О каком герое идет речь?

Узнаете ли вы Обломова? (Нет, он здесь другой, он влюбился).

Какое место в романе занимает любовь? (Центральное), почему? (3 части романа посвящены любви).

Как вы думаете, что такое любовь?

2. Слово учителя.

3. Работа с презентацией (слайд 2).

Что Гончаров писал о любви? (Цитату читает ученик).

Выделите слова, которые определяют “любовь” (1 ученик выделяет у доски стилусом).

4. Беседа с учащимися.

Проблемный вопрос: Способна ли любовь изменить Обломова?

Хорошо поставлен вопрос. На сегодняшнем уроке мы попробуем дать ответ на данный вопрос.

Подумайте, как бы могла звучать тема нашего урока? (Варианты учащихся, один из вариантов: любовь в жизни Обломова ).

Запишем тему нашего урока в тетрадь и проблемный вопрос.

В тетрадях:

Любовь в жизни Обломова

Способна ли любовь изменить Обломова?

А какие задачи стояли перед вами при выполнении домашнего задания. (Домашнее задание дано по группам. 1 группа – выяснить, что означает понятие “любовь” и как Обломов понимает это чувство; 2 группа – выяснить, как складывались отношения Обломов и Ольга Ильинская; 3 группа – выяснить, как складывались отношения Обломов и Агафья Матвеевна. Каждой группе была предложена система вопросов по заданной теме. Исследовательская работа началась на предыдущем занятии.)

Это и будут задачи нашего урока.

Задачи урока:

  1. Что означает понятие “любовь”. Любовь в понимании Обломова.
  2. Отношения Обломов – Ольга Ильинская.
  3. Отношения Обломов – Агафья Матвеевна Пшеницына.

III. Проверка домашнего задания. (10 мин.)

Каждая группа представляет ответ на заданный ей вопрос в виде презентации.

1 творческая группа Защита презентации “Понятие “любовь”. Любовь в понимании Обломова”.

Есть ли вопросы к 1 группе?

2 творческая группа Защита презентации “Обломов и Ольга Ильинская”.

Есть ли вопросы к 1 группе?

С чего начинается любовь Обломова к Ольге? (С музыки, звучит “Каста Дива”, ч.2 гл. 5). Прослушивание фрагмента арии “Casta diva” из оперы “Норма.

Как музыка повлияла на героя? (Ольга поет с душой, Обломов чувствует чистую душу, потому что у самого тонкий вкус, чистая душа. Это сближает их).

Почему Обломов пишет письмо? (Струсил). Почему чувство угасает?

3 творческая группа исследовала тему “Илья Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына”.

IV. Формирование кластера. Групповая работа . (10 мин.)

1. Беседа с учащимися.

С какими женскими образами связан Обломов? (Мать, Ольга, Агафья Матвеевна). Чтобы проследить взаимоотношения героев, какую форму работы, по вашему мнению, мы можем выбрать? (Составление кластера).

2. Составление ассоциативных рядов. (Каждой группе выдается лист А-4 и фломастеры)

Задание по группам:

1 группа: Создайте ассоциативные ряды Обломов – мать;

2 группа: Создайте ассоциативные ряды Обломов – Ольга,

3 группа: Создайте ассоциативный ряд - Обломов – Агафья Матвеевна.

3. Работа с интерактивной доской (слайд 3)

Путем перетаскивания подходящих к каждому образу слов-характеристик составляем общий кластер. С помощью стилуса выделяем систему взаимоотношений героев и приходим к выводу.

Почему не состоялась любовь Ольга – Обломов и состоялась Агафья Матвеевна – Ольга? (Пшеницына по своим качествам напоминала Обломову мать, ничего не требовала взамен, готова на жертвенную любовь ради Ильи Обломова. Ольга же любила не настоящего Обломова, а “будущего”).

Какую ошибку совершает Ольга? (Пытается приспособить человека для себя – эгоистичная любовь).

Есть ли что-то общего у Обломова “настоящего” с Обломовым “будущим”? (Чтение эпизода ч.4, гл. 8 - прекрасная душа).

V. Физминутка “Подари сердце”.

Погрузим наши ладошки в краску, нарисуем сердце, обведем его. А теперь давайте подарим нарисованное сердце нашему соседу, сказав при этом комплимент. По очереди учащиеся “передают” сердца друг другу. Мне очень приятно, что сегодня у нас на уроке такие отзывчивые и любящие сердца, а мы вернемся к нашим героям.

V. Просмотр кадра фильма Никиты Михалкова “Несколько дней из жизни Обломова. (2 мин.)

Как сложилась жизнь Ольги после расставания с Обломовым?

Почему в конце фильма Ольга плачет? (Варианты ребят, один из вариантов: плачет о погибшей прекрасной и чистой душе).

V. Оценивание. Рефлексия. (5 мин.)

Беседа с учащимися.

Способна ли любовь изменить Обломова?

(Обломов способен на глубокое чувство, но даже любовь не может его изменить, это результат полученного воспитания, которое ведет Обломова к погибели).

Отчего же? Какая причина? (Обломовщина!)

Какие жизненные уроки вы смогли сегодня открыть для себя?(Ответ: на уроке я открыл для себя…)

Возможные ответы.

  1. Мужчина выбирает жену по матери.
  2. Нужно принимать человека таким, каков он есть.
  3. Нельзя приспосабливать человека для себя. Нужно уважать человеческое достоинство и др.

Вы хорошо поработали на прошлом уроке и дома. Благодарю вас за работу. Мне интересно было послушать ваши наработки, а еще интересно узнать, как группы оценят работу друг друга. (Оценка группами друг друга и оценка работы в группе).

VI. Домашнее задание. (8 мин.)

Обязательное: напишите развернутый ответ на вопрос “Способна ли любовь изменить Обломова?”.

Тренировочное: письменно ответить на вопрос “Смогла бы я полюбить Обломова?”.

Творческое: Напишите миниатюру “Что бы я посоветовал Илье Обломову?”.

Список литературы:

1. А.А. Ивин “Философия любви”, “Политиздат”, М. 1990 г.

2. И.А. Гончаров “Обломов”, “Просвещение”, М.1984 г.

3. Т.И. Богомолова. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах, Калуга – 1994 г.

4. Литература, 10 класс, учебник под редакцией В.И. Коровина, - М.: Просвешение, 2007 г.

5. И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки. Первая половина XIX века, - М.: Вако, 2005 г.

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные