Белый бим черное ухо вопросы по содержанию. Внеклассное мероприятие по литературе. Читательская конференция по книге Г.Н. Троепольского "Белый Бим Черное ухо". Конкурс I. «Узнаю любимую породу»

Урок чтения в 4классе.Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

Цели:

1. Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, продолжать совершенствовать технику чтения, учить давать полные ответы на поставленные вопросы.

2. Коррекционно-развивающая: развивать общие интеллектуальные умения: приёмы анализа и синтеза; развивать активный словарь учащихся; устную монологическую речь через ответы и рассуждения вслух.

3. Воспитательная: воспитывать личность духовно-нравственную умеющую сострадать, воспитание общечеловеческих ценностей: человеколюбие, сострадание к беззащитным, ответственность за свои поступки перед животными.

Тип урока : Урок доброты.

Методы : словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, беседа, видео метод,проблемный.

Приёмы: сравнение, анализ.

Формы: групповая, индивидуальная, коллективная.

Оборудовани е:

1. Портрет Г.Н.Троепольского
2. Текст произведения

3. Карточки с заданиями

4. Иллюстрации к тексту

5. Текст стихотворения «Не будь жестоким»
.

6.Проектная работа учащихся.

7. Видео материал.

8. Музыкальное сопровождение

Ход урока:

1.
Организационный момент
Мы улыбкой как солнышком брызнем,

Выходя поутру из ворот,

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь?

Мы улыбкой умеем делиться

И ответную искру зажечь.

Поставить цель перед учащимися: Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, работать с текстом, делать анализ прочитанного, высказывать своё мнение.

3. Проверка домашнего задания . Фронтальный опрос.
- Кто автор произведения «Белый Бим Чёрное ухо»?

(Г.Н. Троепольский)

На доске вывешивается портрет писателя и название повести.

-Назовите главного героя повести.

Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.

-Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Бим в нашем сердце…”. Как вы считаете?

На доске вывешивается портрет Ивана Ивановича и Бима

-Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)

Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой.

-Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словаре.

Запись на доске слова «Интеллигентный» (выдержка из словаря)

Словарная работа
Интеллигентный – образованный, культурный.

-А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).

-Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима?

Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).
-Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: “забывал войну, невзгоды, одиночество”, “усталые, добрые, ласковые после охоты”, “дружба, казалось, будет вечной”).

На чем строились их отношения?
-Какие чувства они испытывали друг к другу?(привязанность, верность, дружеские чувства)

-Давайте, ребята, по порядку вспомним, как попал Бим к Ивану Ивановичу? (на доске слова-опоры: увидел необычного щенка, понравился, спас от смерти)

-Вспомним, ребята, как развивались события в жизни Бима.

1. Зашевелился осколок
2. Ивана Иванович в больнице

3. Бим ищет хозяина

4. Мытарство Бима: встреча с плохими людьми

5. Возвращение Ивана Ивановича из больницы: поиски Бима

6. Гибель Бима

Внимательно читали повесть, ребята, молодцы!

Физминутка.

4
. Новая тема
-Сегодня мы продолжим работу и проследим за историей, которая произошла с Бимом и узнаем, чем всё это закончилось. Будем сопереживать и постараемся ответить на вопрос, кто виноват в гибели Бима?

На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?»
О ком эти слова?

«Большая человеческая жалость и доброта души руководили ею….(Степановна)

Девочки дают характеристику Степановне(заботливая, искренняя, скромная)

«Есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой..Иван Иванович(добрый, отзывчивый, терпеливый, преданный)

Что вы можете рассказать о Биме? (паспорт героя, синквэйн, характеристика)
1) Работа по тексту
- Откройте, пожалуйста, ребята, хрестоматию на странице 133.
(Выборочное чтение)
- Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича?
- Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима?
- Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал?
(Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки – Степановны)

3)Анализ прочитанного
-Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима?
-Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок)
-Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня)
-В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной)
-Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок?
-Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича?
-Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима?
-Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые)

4)Беседа по содержанию
-Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда)
-Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет)
-Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне?


( Просмотр фрагмента гибели Бима )
-Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди)

-Какая душа была у этих людей? (чёрствая)

-Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей)

Работа по вариантам:

1 вариант «Бим вошёл в мою жизнь.Чем он же взял?

2 вариант «Эх,если бы Бим был человеком..»

У человека много всяких пороков, но самый плохой -равнодушие

Равнодушие -безучастное, лишённое интереса пассивное отношение к окружающему миру.

Это состояние человека, в котором он не проявляет интерес к чему либо.

Синонимы апатия, чёрствость,безразличие, бессердечность, пассивность, бездушие.

6)Чтение стихотворения «Не будь жестоким» под музыку Моцарта «Симфония серца».

Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,

И на людей так жалобно смотрела,

Но люди обходили стороной.

Собачка жалобно скулила

И от прохожих помощи ждала,

А от голода и боли выла,

Была под сорок градусов жара.

Но люди проходили мимо,

Едва лишь на щенка взглянув,

Другие пробегали торопливо,

И головы не повернув.

Я тоже мимо проходил,

Я в школу очень торопился,

Спасая от жары, под куст собачку посадил,

В надежде после школы возвратиться,

Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,

Ты, потерпи немножко,

И накормлю, и напою,

И вылечу больную ножку.»

В тот день мне на уроке не сиделось,

Всё грезились её глаза,

Молящие, просящие, как в горе у людей,

И с них катилась крупная слеза.

Когда к собачке подошёл,

Она уже мертва была,

Напрасно на людей смотрела,

Напрасно от бездушных помощи ждала.

И тут ко мне девчушка подбежала:

«Вот этим камнем Вовка Сидоров убил.»

И на валявшийся булыжник показала,

Что весь в крови испачкан был.

И крикнуть захотелось громко:

- Что же вы, люди, так черствы,

Не помогаем братьям меньшим в горе,

И не спасаем от беды!

Где ж ваша человечность и добро,

Иль при рождении не досталось,

Или с годами вас покинуло оно,

Или не гложет вас сомнение,

Что когда-нибудь вот так же, в горе и беде,

Кто-нибудь бездушный, без стеснения,

Камень злобы не положит на душу тебе.

Когда вспоминаем героев этой повести и стихотворения в воображении возникает образ трогательного, верного, беззащитного существа, жизни которых закончились трагически. Им противостоит образ злобного равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности.

Но всё-таки в нашей жизни больше добрых и отзывчивых, милосердных людей заботящихся о своих младших братьях, такие есть и у нас в классе. Ребята которые подготовили для вас очень интересный проект.

Представление проекта учащимися

1.Тема, цели и задачи.

2.Актуальность проблемы и пути решения.

3.Представление работ учащимися.

Понравилась вам работа наших ребят?

Что они хотели донести до вас?

5. Заключительная часть урока
Слово учителя

-Я надеюсь, что вы поняли смысл произведения Г.Н.Троепольского. Если человек красив душой, он обязательно добрый. К доброму тянутся, ему радуются, его любят, с ним хочется дружить. Однако, в жизни встречаются чёрствые, равнодушные и жестокие люди.
-Ребята, с какими бы героями повести вы не хотели бы встретится в жизни, а с какими бы дружили?

Выставка книг о собаках.

Среди собак любой породы

Есть и красавцы и уроды,

Есть великаны, это –доги

Коротконогие бульдоги.

Ленива сытая хозяйка,

И такса кнопочка лентяйка,

Бесстрашен пограничник воин

И пёс Руслан его достоин!

Хозяин пса- кулак и скряга,

Под стать ему Репей дворняга,

Не зря собака тех кусает,

Кто камень зря в неё бросает.

Но если кто с собакой дружит,

Тому собака верно служит.

А верный пёс хороший друг

Зависит от хороших рук!

6.Итог урока
-Какие чувства у вас вызвала эта история?
-Какой эпизод повести взволновал вас больше всего?

-Почему повесть так названа?

-Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима?

- Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он

познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.

Индивидуальная работа.
Чтение текстов по индивидуальным карточкам.

7 .Рефлексия

В России в городе есть памятник Биму (фото) дети приходят к нему и приносят цветы. Мы тоже подарим цветы нашему другу,если вам понравился урок и всё было понятно выберите –зелёный цветок,если что-то вам не понятно выберите –красный.

Выставление оценок (на этом уроке можно выставить оценки всем учащимся)

8.Домашнее задание

1.Композицию

2. Письмо другу

Учитель устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Приглашаю Вас к размышлению. Аналитическая душевная беседа по произведению.

Обратимся с вами к герою повести - Биму.

---Чем больше всего покорил вас Бим?

(Своей верностью, преданностью и привязанностью, когда без друга не мог ни есть, ни пить, а мог только ждать, любить, надеяться. Пройдя через зло и жестокость, он остался самим собой. Когда я читала сцену, где Бим плакал над письмом Ивана Иваныча, я забывала, что это собака: так это было человечно.)

--- Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пес?

(Бим был воспитан добрым человеком и жил в счастливой уверенности, что доброта - это норма, иначе быть не может. Бим твердо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси - и тебя впустят. Он привык доверять людям.)

--- Расскажите об Иване Иваныче, хозяине Бима. Что это за человек? – слайд 13.

(Иван Иваныч - человек большой души, и не удивительно, что собака Бим добрая, верная, преданная. У такого человека иной быть нельзя. Иван Иваныч любит природу, знает и понимает ее. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве)

--- Как Иван Иваныч относится к Биму? Они друзья? – слайд 14.

«Ты молодец, Бим! Будем жить вместе хотя бы и без родословной. Ты хороший пёс. Хороших собак все любят…», - пишет автор в повести. Им действительно было хорошо вместе и дома, и на лугу. Друзья все больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака.

----А как он относится к природе? - слайд 15.

(Он преклоняется перед природой, потому что она дарит человеку радость бытия, врачует раны человеческой души. Ему хочется, чтобы каждый человек мог получить эти благородные минуты общения с природой. Он хочет обратиться к людям с такими словами:- слайд 16.

" О беспокойный Человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности".)

--- Обратите внимание на слова небольшого лирического отступления, которые полностью можно отнести к Ивану Иванычу: "Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовозвестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого - и счастливого и несчастливого - он сейчас - украшение жизни. Вот так среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой. Они-то и украшают эту жизнь".

Говоря об Иване Иваныче, нужно сказать, что этим "маленьким" человеком с огромной душой и является Иван Иваныч.

--- Были ли хозяин и собака вдвоем счастливы? – слайды 17 – 18.

Иван Иваныч и Бим были нужны друг другу, и это главное. Бим стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной, доброй, верной, преданной. Но однажды хозяина увезла скорая помощь. На прощанье Иван Иваныч сказал Биму:

Ждать, мальчик, ждать.

Бим ждал и искал хозяина, превратясь в несчастного, одинокого и грустного пса.

---Бим расстается с хозяином и становится страшно. Посмотрите на рисунок. Удалось ли автору передать состояние Бима? Слайды 24- 25.

Мне кажется, да. Бим грустный, но в глазах надежда. Он твердо знает: надо ждать!

Учитель читает стихотворение:

С деревьев скоро лист падет, а Бим все ждет…
Из черной тучи снег идет, а Бим все ждет…
Друг почему-то не идет, а Бим все ждет…
Пусть год пройдет, и век пройдет,
А Бим все ждет…

---поиски хозяина. слады 26-27.

---Что узнал Бим о людях? Какие люди встретились ему? -слайды 19-23

Злые люди безымянны: нет имени, нет души. Добрые люди жалеют Бима, они видят, что пес попал в беду.

Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу. Все они любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека.

---Добрых людей много, почему же зло победило?

На своем пути он встречает множество людей, препятствий, пытается верить и доверять людям.

---- Слайд 28.

Учитель: «Наступила ночь. Холодная и морозная. Откуда только силы взялись у Бима после услышанного во дворе выстрела. Он добрался до двери и стал царапаться в нее. Он грыз зубами клоки жести, а когда силы оставляли его, он вновь царапался, уже лежа. Звал.. просил.. к утру в фургоне стало тихо..». Хотя повесть кончается трагично - Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. Подумайте над смыслом слов Иван Иваныча:

"Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники...В России бывают и зимы, и весны обязательно".

---В чем суть этого философского раздумья?

(Как зимы и весны, чередуясь, проходят печали и радости, улыбки и слезы в нашей жизни. Светлых дней будет больше, если человек установит гармонию в мире природы.)

Учитель: Жестокость людей идет от их равнодушия, а равнодушие - это духовная смерть; когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.

У вас, наверно, тоже возникали проблемы, жизненные неурядицы, которые заставляли вас переживать, относиться к вашим друзьям меньшим « немилосердно» Давайте попробуем оценить собственные поступки, собственное поведение.

Используем для этого методику «Анализ жизненных ситуаций».

Довольны ли вы собой и тем, как вам живётся?

Знакомо ли вам чувство неловкости и стыда?

Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?

Чем вы особенно дорожите в себе и близких?

Приходилось ли тебе заново оценивать собственный поступок? Расскажи об этом.

Учитель: Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, милосердия. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра, милосердия всхожими или же сорняки зла, жестокости погубили их. Я верю в то, что каждый из нас станет добрым, отзывчивым, милосердным человеком, а задача каждого из нас - помочь взойти семенам добра. – слайд 29.

Повесть Троепольского – печальная повесть о двух любящих и заботящихся друг о друге – сеттера Бима и его хозяина Иван Иваныча. Написанная пером замечательного писателя, повесть учит нас добру, состраданию к братьям нашим меньшим. Она рассказывает о тех, кто не умеет понимать, сочувствовать горю попавшей в беду собаке, заставляет нас задуматься о своих поступках, о необходимости внимательного и бережного отношения к животным, которые так же, как и мы, умеют любить, страдать, радоваться, горевать, испытывать чувство страха и тоски.
Помните - мы в ответе за тех, кого приручили!

--- Какой след оставил Бим в вашем сердце?

«… Смотрел фильм первый раз и книгу раньше не читал. Очень понравилось. Бим – славный, умный пёс. После фильма я очень хочу себе собаку…»

«… Жалко было Бима всегда: когда он был привязан к дереву в метель, когда его лапка застряла между рельс, особенно, когда он умер…»

«… Бим навсегда останется в сердцах читателей. Он такой верный и преданный. А как он любил своего хозяина!..»

«… Прости нас, Бим. Мы так спешили, хотели тебя найти, но не успели тебе помочь. Спасибо тебе за верность и преданность своему Другу –Человеку. Спасибо за то, что ты был!

Прости нас, Бим!..»


Вывод: Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом.

---слово учащемуся 7 минипроект – рисунок Снориковой Влады.

На уроках внеурочной деятельности я занимаюсь проектом «Галерея года» и представляю свои рисунки. Однажды С.М предложила мне прочесть книгу Троепольского «Белый Бим черное ухо». Я была поражена содержанием произведения и мне захотелось запечатлеть собаку Бима. Говорят, что у каждой собаки своя судьба: счастливая и грустная. Обидно, что у белого Бима вот такая печальная судьба. Вот такой она у меня получилась: преданной и верной, которой хочется отдать частичку своей души, которую хочется любить и жалеть.

Слышу – выстрел стихает

Над простором лесным…

А мне кажется – лает

Белый Бим…Белый Бим.

И доверчиво смотрит

В человечьи глаза,

Будто вовсе не помнит

Ни скитаний, ни зла.

В ясный и под вечер

Под ненастьем любым

Выбегает навстречу

Белый Бим… Белый Бим.

Дай обидчику сдачу

И не сгинь в темноте

И душою незрячих

Научи Доброте!
--- У каждого из вас лежит сердечко, напишите на них, как люди должны относиться к животным и прикрепите свои пожелания на плакате с изображением Бима.
Заключительное слово учителя.

Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником.

«Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий. В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище". Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать.

Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и спросить: "А не потерял ли я еще человечность, могу ли, как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?"

Когда вспоминаешь всех маленьких героев этого произведения, то в воображении возникает образ трогательного, чистого, верного, беззащитного до поры существа, жизнь которого закончилась трагически. Ему противостоит образ злобного, жадного, равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности.

---слово учащемуся.

Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,
И на людей так жалобно смотрела,
Но люди обходили стороной.
Собачка жалобно скулила
И от прохожих помощи ждала,
А от голода и боли выла,
Была под сорок градусов жара.
Но люди проходили мимо,
Едва лишь на щенка взглянув,
Другие пробегали торопливо,
И головы не повернув.
Я тоже мимо проходил,
Я в школу очень торопился,
Спасая от жары, под куст собачку посадил,
В надежде после школы возвратиться,
Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,
Ты, потерпи немножко,
И накормлю, и напою,
И вылечу больную ножку.»
В тот день мне на уроке не сиделось,
Всё грезились её глаза,
Молящие, просящие, как в горе у людей,
И с них катилась крупная слеза.
Когда к собачке подошёл,
Она уже мертва была,
Напрасно на людей смотрела,
Напрасно от бездушных помощи ждала.

Но все-таки в нашей жизни больше добрых, отзывчивых, милосердных людей, заботящихся о своих братьях меньших.

---слово учащимся 6 минипроект - интерактивное упражнение «Навигатор».

В повести много мудрых слов и мыслей, важных для любого человека. Можете ли вы зачитать те слова из текста, которые можно взять за девиз и идти с ним по жизни…

«… иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого!.»

«Есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметный» и «маленький», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь…».

Хотелось сказать людям: "Не проходите мимо, когда на ваших глазах торжествует зло, равнодушие».


Уроки доброты (по повести Г.Н. Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)
Арсланова Рафиля Сабирзяновна, учитель русского языка и литературы МБОУ» Гимназия№2» имени Баки Урманче г. Нижнекамска, Республика Татарстан.
Цели:
1. Обучающие: продолжить работу по обучению анализу литературного текста, выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении.
2. Развивающие: развивать аналитическое мышление, творческое воображение и художественный вкус учащихся.
3. Воспитательные: воспитывать личность, имеющую нравственные качества: доброту, ответственность за своих близких, совесть, милосердие, любовь к людям, животным, способствовать воспитанию дружбы и взаимопонимания в классном коллективе, побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло.
Планируемые результаты:
Метапредметные УУД: понимать тему идею произведения, анализировать художественный материал, подбирать цитаты из текста для подтверждения собственной позиции, делать выводы; работать в группе, коллективно обсуждать проблемы; владеть монологической и диалогической речью; находить информацию, используя ресурсы Интернета; научиться выполнять проектно – исследовательскую работу
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу, высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать проблему (цель, задачи) урока.
Познавательные УУД: сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать закономерности, выдвигать гипотезу, строить рассуждения.
Коммуникативные УУД: взаимодействовать с учителем, слушать и слышать собеседника, осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности
Личностные УУД: осмыслить значение общения для передачи и получения информации; формировать ответственное отношение к учению.
Технология проведения Деятельность учителя и учащихся.
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Цели: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
УУД:
Личностные: самоопределение и
построение жизненных планов во
временной перспективе.
учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками. Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
- Древнегреческий мыслитель Сократ говорил, что людей много, а найти человека среди них трудно.
-Как вы думаете, какой смысл в этом высказывании?
И хотела бы начать нашу встречу со слов Гавриила Троепольского:
«Белый Бим Черное ухо" - это "слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми
В моей книге единственная цель – это говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».
Учитель: Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Если после нашего урока в ваших сердцах доброты и милосердия будет больше, то будем считать, мы не зря провели с вами время. Нам предстоит, поразмышлять о прочитанном, каждый имеет своё мнение и должен его высказывать. При этом нельзя забывать об уважении: выслушать другое мнение, даже если оно не совпадает с вашим. Сегодня мы не только будем размышлять и высказывать свое мнение
по произведению, но и представлять свои минипроекты.
---слово учащемуся. 1 проект – слово о писателе Гавриил Николаевич Троепольский родился в селе Новоспасовка Воронежской губернии в 1905 году в семье сельского священника, в которой было шестеро детей. В доме Троепольских любили
труд - работали с малых лет, высоко ценили знания, книгу. Его жизнь вместила в себя целую эпоху: ему было 12 лет, когда произошла революция в 1917 г; в 15 лет он узнал, что такое гражданская война;
в 36 лет испытал ужасы Великой Отечественной войны. Гавриилу Троепольскому пришлось учиться в четырех учебных заведениях. Уже со средним образованием он поступает в сельскохозяйственное училище. Потом работал учителем в городе Воронеже. На 66-м году жизни Троепольский опубликовал произведение, принесшее ему мировую славу - повесть «Белый Бим Черное Ухо», которую посвятил памяти Александра Трифоновича Твардовского. Мировую известность принесла ему книга о Биме, которую прочитали в Европе, в Японии, в Китае. В 1975 г. автор был удостоен государственной премии СССР за книгу. По повести в 1977 году был снят фильм. Повесть была переведена и издана во многих странах мира. Умер Троепольский в 1995 году. Уже после смерти писателя в Воронеже, где он жил долгие годы, около театра кукол, установлен памятник Биму.
2 минипроект – как же собака Бим появилась в жизни писателя? Одинокий человек, у которого умерла жена, взял себе месячного щенка и выкормил его. Бим был совершенно не похож на свою породу шотландских сеттеров: «туловище белое, но с рыженьким отливом, только одно ухо и одна нога были черные, второе ухо желтовато-рыжего цвета. С таким окрасом, Бим не мог называться породистой собакой, но для хозяина это было уже не столь важно: Бим был уже его другом, а друзей всегда нужно уважать”. Теперь Иван Иванович был не одинок. «Он не заметил, как в одиночестве, постепенно начал вслух разговаривать с Бимом».
II. Формулирование темы урока, постановка цели.
Повторение пройденного материала.
Цели: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.
УУД:
Познавательные: самостоятельное
Формулирование познавательной цели, проблемы.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные: целеполагание Учитель подводит детей к формулированию темы и цели урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Учащиеся ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Учитель: Из всех домашних животных, которых одомашнил человек, лишь одно стало ему настоящим другом - собака. Эта дружба человека и собаки уходит своими корнями в далёкое прошлое. Собака умеет преданно любить, хорошо приспосабливается к различным условиям и усваивает уроки.
Человек принял собаку в круг своей семьи, а она воспринимает эту семью как свою стаю, где хозяин - вожак. Собака и поныне служит человеку: помощником на охоте, сторожем, пастухом, ищейкой и поводырем слепых, но главное – она стала ему спутником и другом.
---Какие высказывания, поговорки вы приготовили по теме «Собака – друг человека»? 4 минипроект вы делали дома - проверим сейчас:
Задание: нарисовать слева на листе бумаги тот образ, который выражает значение слова «жестокость». Объясните, почему вы выбрали именно его. Написать те слова, которые ассоциируются у вас с этим словом. Справа нарисовать образ, который выражает значение слова «милосердие». Назвать и написать те духовные ценности, которые противостоят жестокости. (любовь к ближнему, сострадание).
Учитель: К сожалению, некоторые люди не любят животных, жестоко относятся к ним. Это серьезная проблема, люди проявляют жестокость, забывая или не зная, что есть на свете такое прекрасное слово - милосердие.
Тема нашего разговора - жестокость и милосердие. Обратившись к произведению Г. Н. Троепольского «Белый Бим и Черное ухо», мы выясним смысл этих слов, их место в жизни героев и в нашей жизни, а также сформулируем нравственное отношение людей к животным.
III. Изучение нового материала.
Цели: приобретение новых знаний,
развитие умения искать ответы на
поставленные вопросы, подведение
детей к самостоятельному выбору
способа действия с информацией.
УУД:
Коммуникативные: сотрудничество
в поиске и выборе информации.
Познавательные: построение
логической цепочки рассуждений,
выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные: составление плана и
последовательности действий. Учитель создает эмоциональный настрой на работу по теме. Формулирует задание на осмысление нового материала. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Учащиеся составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель).
5 минипроект– кратко пересказать содержание повести
«Белый Бим черное ухо» - повесть о собаке, которая была очень верна своемухозяину. Совсем маленьким щенком его взял к себе бывший журналист, одинокий пенсионер, Иван Иванович. Глубокая любовь и верная преданность связали их. И всё бы было хорошо, если бы однажды Иван Иванович не попал в больницу с сердечным приступом. С этого момента у Бима началась очень непростая жизнь. В поисках своего хозяина Бим попадал и к злым людям, которые держали его на цепи, и просто к хулиганам. Раны, полученные от жестоких людей, Бим залечивал в лесу. После всех скитаний и поисков своего доброго хозяина он, наконец, снова в городе. Вредная Тетка, которая видит, что во дворе постоянно сидит и ждет кого-то собака, вызывает бригаду, которая занимается отловом бродячих собак. Она говорит, что Бим опасен, может быть переносчиком болезней и может даже покусать кого-нибудь. Бригада приезжает, но Бим не дается в руки ловцам, но его все же забирают и отвозят в приют. Из Москвы возвращается Иван
Иванович. Он узнает, что случилось с Бимом, выясняет адрес приюта и тут же едет за своей собакой. Но приехав в приют, он узнает, что Бима закрыли за железными дверями в машине. Всю ночь Бим пытался открыть, отгрызть эту несчастную дверь, лапами раздирая железо, желая вырваться на свободу, чтобы продолжить поиски своего хозяина. Иван Ивановичу открыли дверь, но Бим был уже мёртв.
Учитель: Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака.
Ученые выявили три основные причины, когда нашим друзьям нужна помощь:
Это жестокость, бездушие, безответственность людей, которые выгнали, выбросили, оставили на улице беззащитное животное.
Животное остается на улице, так как его хозяин умирает, а родственники не берут это животное в свой дом.
Животные теряются или убегают от нерадивых хозяев.
----посмотрим, как влияют эти причины на нашего главного героя.
IV. Закрепление нового материала.
Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.
УУД:
Познавательные: выбор наиболее
эффективных способов решения
задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные: контроль,
коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: контроль способа
действия и его результата с заданным эталоном. Учитель подводит к первичному обобщению, побуждает высказывать свое мнение. Обеспечивает положительную реакцию детей на высказывание одноклассников.
Учащиеся решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Приглашаю Вас к размышлению. Аналитическая беседа по произведению.
Обратимся с вами к герою повести - Биму.
Чем больше всего покорил вас Бим?
(Своей верностью, преданностью и привязанностью, когда без друга не мог ни есть, ни пить, а мог только ждать, любить, надеяться. Пройдя через зло и жестокость, он остался самим собой. Сцена, где Бим плакал над письмом Ивана Ивановича, это было так по-человечески.
Как вы думаете, почему Бим добрый, верный пес?
(Бим воспитывался добрым человеком и жил в уверенности, что доброта - это норма, по-другому быть не может. Бим твердо усвоил: двери существуют для того, чтобы каждый мог войти. Попроси - и тебя впустят. Он привык доверять людям.)
Расскажите об Иване Ивановиче, хозяине Бима. Что это за человек? –
(Иван Иванович - человек большой души, и не удивительно, что собака Бим добрая, верная, преданная. У такого человека иной быть нельзя. Иван Иванович любит природу, знает и понимает ее. Дружба с Бимом дарила ему минуты счастья в его одиночестве)
Как Иван Иванович относится к Биму? Они друзья?
«Ты молодец, Бим! Будем жить вместе хотя бы и без родословной. Ты хороший пёс. Хороших собак все любят…», - пишет автор в повести. Им действительно было хорошо вместе и дома, и на лугу. Друзья все больше понимали друг друга, любили и жили на равных – человек и собака.
А как он относится к природе?
(Он преклоняется перед природой, потому что она дарит человеку радость бытия, врачует раны человеческой души. Ему хочется, чтобы каждый человек мог получить эти благородные минуты общения с природой. Он хочет обратиться к людям с такими словами:
" О беспокойный Человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности".)
--- Обратите внимание на слова небольшого лирического отступления, которые полностью можно отнести к Ивану Ивановичу: "Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовозвестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого - и счастливого, и несчастливого - он сейчас - украшение жизни. Вот так среди нас, человеков, есть скромные люди с чистым сердцем, "незаметные" и "маленькие", но с огромной душой. Они-то и украшают эту жизнь".
"маленьким" человеком с огромной душой и является Иван Иванович.
--- Были ли хозяин и собака вдвоем счастливы?
Они были нужны друг другу, и это главное. Бим стал хорошей охотничьей собакой, доверчивой и честной, доброй, преданной. Но однажды хозяина увезла скорая помощь. На прощанье Иван Иванович сказал Биму: - Ждать, мальчик, ждать. Бим ждал и искал хозяина.
---Бим расстается с хозяином и становится страшно. Посмотрите на
рисунок. Удалось ли автору передать состояние Бима?
Мне кажется, да. Бим грустный, но в глазах надежда. Он твердо знает: надо ждать!
---учитель читает стихотворение:
С деревьев скоро лист падет, а Бим все ждет…Из черной тучи снег идет, а Бим все ждет…Друг почему-то не идет, а Бим все ждет…Пусть год пройдет, и век пройдет, А Бим все ждет…
поиски хозяина. Что узнал Бим о людях? Какие люди встретились ему?
Добрые: Злые:
Иван Иванович
Даша, Степановна
Матрена, Михей
водитель скорой Тетка
Семен Петрович
“Серый”
мать Толика
Злые люди безымянны: нет имени, нет души. Добрые люди жалеют Бима, они видят, что пес
попал в беду. Разговаривают с ним, изливают ему свою душу. Всеони любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека.
---Добрых людей много, почему же зло победило?
На своем пути он встречает множество людей, препятствий, пытается верить и доверять людям.
Учитель: «Наступила ночь. Холодная и морозная. Откуда только силы взялись у Бима после услышанного во дворе выстрела. Он добрался до двери и стал царапаться в нее. Он грыз зубами клоки жести, а когда силы оставляли его, он вновь царапался, уже лежа. Звал... просил... к утру в фургоне стало тихо...». Хотя повесть кончается трагично - Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах. Подумайте над
смыслом слов Иван Ивановича:"Неправда. И весна обязательно будет. И будут подснежники...В России бывают и зимы, и весны обязательно".
В чем суть этого философского раздумья?
(Как зима и весна, чередуясь, проходят печали и радости, улыбки и слезы в нашей жизни. Светлых дней будет больше, если человек достигнет гармонии в мире природы.)
Учитель: Жестокость людей идет от равнодушия, а равнодушие – это духовная смерть; когда утрачивается способность сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.
У вас, наверно, тоже возникали проблемы, переживания, когда к вашим друзьям меньшим относились «немилосердно» Давайте попробуем оценить собственные поступки, собственное поведение.
Используем для этого методику «Анализ жизненных ситуаций».
- Довольны ли вы собой и тем, как вам живётся?
- Знакомо ли вам чувство неловкости и стыда?
- Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?
- Чем вы особенно дорожите в себе и близких?
-Приходилось ли тебе заново оценивать собственный поступок?
Расскажи об этом.
Учитель: Человек начинается с детства. Именно в детстве происходит посев добра, милосердия. Но лишь через годы будет ясно, оказались ли семена добра, милосердия всхожими или же сорняки зла, жестокости погубили их. Я верю в то, что каждый из вас станет добрым, отзывчивым, милосердным Человеком.
Повесть Троепольского – печальная повесть о двух любящих и заботящихся друг о друге сеттера Бима и его хозяина Иван Ивановича. Повесть учит нас добру, состраданию к братьям нашим меньшим. Она рассказывает о тех, кто не умеет понимать, сочувствовать горю попавшей в беду собаке, заставляет нас задуматься о своих поступках, о необходимости внимательного и бережного отношения к животным, которые так же, как и мы, умеют любить, страдать, радоваться, горевать, испытывать чувство страха и тоски. Помните - мы в ответе за тех, кого приручили!
Какой след оставил Бим в вашем сердце?
«… Смотрел фильм первый раз и книгу раньше не читал. Очень понравилось. Бим – славный, умный пёс. После фильма я очень хочу себе собаку…»
«… Жалко было Бима всегда: когда он был привязан к дереву в метель, когда его лапка застряла между рельс, особенно, когда он умер…»
«… Бим навсегда останется в сердцах читателей. Он такой верный и преданный. А как он любил своего хозяина!..»
«… Прости нас, Бим. Мы так спешили, хотели тебя найти, но не успели тебе помочь. Спасибо тебе за верность и преданность своему Другу –Человеку. Спасибо за то, что ты был! Прости нас, Бим!»
Вывод: Несмотря на усилия добрых людей, торжествует зло. Смерть собаки – укор для всех. Пусть люди помнят о Биме, пусть никогда не оттолкнут собаку, не предадут, не обидят, не откажут в помощи, пусть борются со злом.
7 минипроект – рисунок Мне предложили прочесть книгу Троепольского «Белый Бим черное ухо». Я был поражен содержанием произведения и мне захотелось запечатлеть собаку Бима. Говорят, что у каждой собаки своя судьба: счастливая и грустная. Обидно, что у белого Бима вот такая печальная судьба, она у меня получилась преданной и верной, которую хочется любить и жалеть.
- Перед вами изображение сердечка, напишите на них, как люди должны относиться к животным и прикрепите свои пожелания на плакате рядом с Бимом. Заключительное слово учителя.
Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником. «Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий. В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище". Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать. Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и
спросить: "А не потерял ли я еще человечность, могу ли, как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?" Когда вспоминаешь всех маленьких героев этого произведения, то в воображении возникает образ трогательного, чистого, верного, беззащитного до поры существа, жизнь которого закончилась трагически. Ему противостоит образ злобного, жадного, равнодушного человека, почему-то уверенного в своей безнаказанности.
6 минипроект
--- в повести много мудрых слов и мыслей, важных для любого человека.
Можете ли вы зачитать те слова из текста, которые можно взять за девиз и идти с ним по жизни…
«… иные люди могут продать честь, верность и сердце. Благо собаке, не знающей этого!»
«Есть скромные люди с чистым сердцем, «незаметный» и «маленький», но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь…».
Хотелось сказать людям: "Не проходите мимо, когда на ваших глазах
торжествует зло, равнодушие».
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цели: сопоставление поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.
УУД: Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка;
Личностные: установление учащимся значения результатов деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов. Учащиеся формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему). Учитель отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
- Закончить наш урок мне хочется строчками из стихотворения поэта Е. Евтушенко.
Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы. Убивайте лишь зверей внутри себя.
Вижу, что повесть вас тронула, и поэтому я советую вам прочитать и другие произведения о животных.
----а девизом вашей жизни пусть станут слова Л. Толстого.
«Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».
Я желаю вам сохранить в ваших сердцах доброту и сердечность, чуткость и внимание, ответственность за «братьев наших меньших». Будьте хорошими хозяевами для своих четвероногих друзей!
8 минипроект «Памятники собакам».
Рефлексия. Продолжите предложение:
Этот урок научил меня…
Этот урок заставил меня задуматься…
Мне захотелось…
- Я хочу сказать, что раньше я…
-Очень хотелось бы изменить в первую очередь…
-В чём я абсолютно уверен (- а), так это в том…
-Для меня важным в разговоре было…
- Вы бы посоветовали своим друзьям, близким прочитать эту книгу? Почему?
На дом: 1.Дать письменный ответ на один из вопросов:
Какое чувство во мне оставила повесть? Чему учит нас книга Г. Троепольского?
2.Написать письмо Биму.
Дает комментарий к домашнему заданию.

Повесть Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо". Наделение животных языком и разумом. Проверка персонажей отношением к Биму, жизнь у Ивана Ивановича. Нравственная красота личности как особая форма духовной значимости. Трагичность судьбы собаки в повести.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский»

Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

1. Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, продолжать совершенствовать технику чтения, учить давать полные ответы на поставленные вопросы.

2. Коррекционно-развивающая: развивать общие интеллектуальные умения: приёмы анализа и синтеза; развивать активный словарь учащихся; устную монологическую речь через ответы и рассуждения вслух.

3. Воспитательная: воспитание общечеловеческих ценностей: человеколюбие, сострадание к беззащитным.

Ход урока:

1. Организационный момент
-Какое сегодня число? Кого нет в классе?

2. Языковая разминка
-Сделайте глубокий вдох и на выдохе прочитайте согласные одного ряда.
Б Т М П В Ч Ф К Н Ш Л Ж З Ц С
К В М С П Л Б Ш Г Р Б Л С Т
П Р Л Г Н Т В С Ч Ц Ф Б Х Н М
В М Р Г К Т Б Д З Щ З Б Ч В Н

Поставить цель перед учащимися: Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, работать с текстом, делать анализ прочитанного, высказывать своё мнение.

3. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Кто автор произведения «Белый Бим Чёрное ухо»?
(Г.Н. Троепольский)
На доске вывешивается портрет писателя и название повести.
-Назовите главного героя повести.
Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.
-Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Бим в нашем сердце…”. Как вы считаете?
На доске вывешивается портрет Ивана Ивановича и Бима
-Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)
Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой.
-Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словаре.
Запись на доске слова «Интеллигентный» (выдержка из словаря)

Словарная работа
Интеллигентный – образованный, культурный.
-А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).
-Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима?

Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).
-Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: “забывал войну, невзгоды, одиночество”, “усталые, добрые, ласковые после охоты”, “дружба, казалось, будет вечной”).

На чем строились их отношения?
-Какие чувства они испытывали друг к другу?(привязанность, верность, дружеские чувства)
-Давайте, ребята, по порядку вспомним, как попал Бим к Ивану Ивановичу? (на доске слова-опоры: увидел необычного щенка, понравился, спас от смерти)
-Вспомним, ребята, как развивались события в жизни Бима.
1. Бим попал домой к Ивану Ивановичу.
2. Воспитание Бима
3. Обучение охоте
4. Зашевелился осколок
5. Ивана Иванович в больнице
6. Бим ищет хозяина
7. Мытарство Бима: встреча с плохими людьми
8. Возвращение Ивана Ивановича из больницы: поиски Бима
9. Гибель Бима

Внимательно читали повесть, ребята, молодцы!

Физминутка.

4. Новая тема
-Сегодня мы продолжим работу и проследим за историей, которая произошла с Бимом и узнаем, чем всё это закончилось. Будем сопереживать и постараемся ответить на вопрос, кто виноват в гибели Бима?

На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?»

1) Работа по тексту
(Выборочное чтение)
- Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича?
- Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима?
- Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал?
(Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки – Степановны)

Запись на доске:
Степановна Иван Иванович

1. Заботливая 1. С благодарностью за заботу
Скромная (стеснялась
что её хвалят)
2.Огорчилась, что Бим пропал 2. Задумался
3. Переживала 3. Решительно отправился
на поиски Бима

2)Чтение 2 части «по-цепочке»

3)Анализ прочитанного
-Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима?
-Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок)
-Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня)
-В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной)
-Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок?
-Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича?
-Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима?
-Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые)

4)Чтение 3 части учителем

5)Беседа по содержанию
-Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда)
-Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет)
-Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне?
(Просмотр фрагмента гибели Бима)
-Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди)
-Какая душа была у этих людей? (чёрствая)
-Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей)

6)Чтение учителем стихотворения «Не будь жестоким»

Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,
И на людей так жалобно смотрела,
Но люди обходили стороной.
Собачка жалобно скулила
И от прохожих помощи ждала,
А от голода и боли выла,
Была под сорок градусов жара.
Но люди проходили мимо,
Едва лишь на щенка взглянув,
Другие пробегали торопливо,
И головы не повернув.
Я тоже мимо проходил,
Я в школу очень торопился,
Спасая от жары, под куст собачку посадил,
В надежде после школы возвратиться,
Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,
Ты, потерпи немножко,
И накормлю, и напою,
И вылечу больную ножку.»
В тот день мне на уроке не сиделось,
Всё грезились её глаза,
Молящие, просящие, как в горе у людей,
И с них катилась крупная слеза.
Когда к собачке подошёл,
Она уже мертва была,
Напрасно на людей смотрела,
Напрасно от бездушных помощи ждала.
И тут ко мне девчушка подбежала:
«Вот этим камнем Вовка Сидоров убил.»
И на валявшийся булыжник показала,
Что весь в крови испачкан был.
И крикнуть захотелось громко:
- Что же вы, люди, так черствы,
Не помогаем братьям меньшим в горе,
И не спасаем от беды!
Где ж ваша человечность и добро,
Иль при рождении не досталось,
Или с годами вас покинуло оно,
Или не гложет вас сомнение,
Что когда-нибудь вот так же, в горе и беде,
Кто-нибудь бездушный, без стеснения,
Камень злобы не положит на душу тебе.

5.Заключительная часть урока
Слово учителя
-Я надеюсь, что вы поняли смысл произведения Г.Н.Троепольского. Если человек красив душой, он обязательно добрый. К доброму тянутся, ему радуются, его любят, с ним хочется дружить. Однако, в жизни встречаются чёрствые, равнодушные и жестокие люди.
-Ребята, с какими бы героями повести вы не хотели бы встретится в жизни, а с какими бы дружили?

Запишите имена этих героев в таблицу.

Добрые Плохие

6.Итог урока
-Какие чувства у вас вызвала эта история?
-Какой эпизод повести взволновал вас больше всего?
-Почему повесть так названа?
-Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима?
- Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он
познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.

Индивидуальная работа.
Чтение текстов по индивидуальным карточкам.

7.Оценивание

8.Домашнее задание

Предлагаемый материал разработан для самостоятельной подготовки учащихся 6 класса II отделения школа II вида к уроку внеклассного чтения по повести Г. Н. Троепольского «Белый Бим Чёрное Ухо».

Этот материал поможет учащимся осознанно понять текст и сделать вывод о прочитанном. (Это трагическая история о собаке, которая осталась без хозяина и оказалась на улице (хозяин её попал в больницу). Собака за время скитаний встречает на своём пути разных людей: добрых и злых, жестоких и добросердечных, равнодушных и отзывчивых, способных на подлость и готовых прийти на помощь. Финал у книги трагичный. Бим, уже почти дождавшийся своего хозяина, по злобе соседки, которая ненавидит животных, попал к собаколовам и погиб.)

Он способствует развитию умений грамотно и полно отвечать на вопросы, предупреждая речевые и грамматические ошибки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Повесть Гавриила Николаевича Троепольского

«Белый Бим Чёрное Ухо», 1971 год

1.Глава «Двое в одной комнате»

Кто такой Бим? Что запрещал хозяин делать Биму? Какие достоинства и какие недостатки были у Бима? Что беспокоило хозяина собаки?

«Записки хозяина»

Почему хозяин привязался к своей собаке? Чего он боялся? На что стал обращать внимание хозяин? На какие мысли натолкнула картина Д.Бассано (XVI век) «Моисей иссекает воду из скалы»? Чем занялся хозяин, чтобы защитить родословную Бима? Каким рос Бим? Какое слово для Бима стало законом жизни? Как Бим вёл себя дома и на лугу? Запах какой птицы почувствовал он и совершил свою первую стойку? Каким он стал к двум годам? Сколько слов он уже знал к этому времени? До чего он дошёл своим умом? Получил ли Иван Иванович родословную своей собаки?

2 глава «Весенний лес»

С чем познакомил Иван Иванович своего друга на третьем году от рождения? Какую птицу подстрелил Иван Иванович и познакомил Бима с ней? Почему второй поход в лес оказался для Бима неудачным?

«Записки хозяина»

На какой цветок в лесу обратил внимание Иван Иванович? Чем он его удивил и порадовал? Каким видит собака голубой цвет?

3 глава «Первый неприятель Бима»

Какие люди были мало интересны для Бима? С какой собачкой познакомился Бим? О какой судьбе Лохматки догадался Иван Иванович? Что сообщил Иван Иванович Биму и тем самым обрадовал его? Кто зашёл к Ивану Ивановичу, когда он и Бим выходили из дома? С чем пришёл этот Гость? Кого он привёл в свидетели? На что жаловалась Тётка? А как было на самом деле? Как Иван Иванович доказал Гостю, что собака интеллигентная? Почему Бим не подал лапу Тётке? Как поступил Гость?

«Записки хозяина»

Как хозяин догадался, почему Бим зарычал на Гостя? Кем оказался Гость? Что он рассказал Ивану Ивановичу?

4 глава «Жёлтый лист»

Что произошло, когда Иван Иванович и Бим садились в автобус? Кто попался Биму в лесу, но хозяин запретил его трогать? О чём забывал Иван Иванович во время охоты? Почему Бим был недоволен охотой? Как прошла ночь для Ивана Ивановича?

«Записки хозяина»

Почему Ивана Ивановича мучила совесть? Почему он решил убивать не более одного – двух вальдшнепов? Почему его волновала судьба птиц, особенно судьба серой вороны?

5 глава «На облаве в Волчьем яру»

Кто приходил к Ивану Ивановичу? О чём они говорили? Куда отправился хозяин на рассвете? Почему охотники не хотели брать с собой Бима? Что сделал Главный (охотник) в лесу? Где появился волк? Кто его убил? Почему нервничал Бим? За что похвалили охотники Бима? Почему Биму не понравилось в кузове грузовика? Как Бим реагировал на волка?

6 глава «Прощание с другом»

Что стал однажды замечать Бим за хозяином? Кого попросил Иван Иванович вызвать врачей? Как Бим встречал врачей? Почему он так повёл себя? Что сделали врачи? Что приказал Иван Иванович Биму? Как вела себя собака ночью? Что сделала Степановна, придя утром к Биму? Что она сказала ему? Что делал Бим на улице? Куда направился он в середине дня? Почему он сидел у этого дома до вечера? Почему в сумерках побежал домой? Как прошла вторая ночь? Куда утром отправился Бим? Как реагировали люди на Бима, сидящего на проспекте? Кто устроил скандал? Кого повели в милицию? Кого разыскивал по телефону милиционер? Кто привёл Бима домой? Как Даша накормила Бима? О чём попросила Даша Степановну?

7 глава «Поиски продолжаются»

Что за жетон закрепила Даша на ошейнике Бима? Что вы узнали о Даше? Чем был занят Бим днём? Кто к нему подошёл? Как отнеслись дети к нему? Кто отнял Бима у детей? Что сделал Серый, приведя Бима к себе домой? Что это за человек? Чем закончилась ночь для Бима у Серого?

8 глава «Случай на стрелке»

Что узнал Бим о людях, разыскивая своего хозяина в городе? На чей след ему удалось напасть? Чем закончились поиски Даши? Кто подошёл к обессиленному и лежащему на путях Биму? Что это за женщина? Как отнеслись остальные женщины к собаке? Что произошло с Бимом, когда он возвращался в город по железнодорожным путям? Кто его спас и как? Что случилось с его ногой? Чем обрадовала его Степановна, когда Бим вернулся домой? Какой совет дал Павел Титыч Рыдаев (председатель домкома) Степановне? Прислушалась ли она к его совету?

9 глава «Маленький друг, ложные слухи, тайный донос на Бима и отступления автора»

Какой слух распространили ребятишки в школе? Что сделал учитель – методист? Как узнал Толик о судьбе Бима? Что он пообещал в своём сочинении? Куда отправился мальчик после уроков? Как встретил Толика Бим? Что пообещал мальчик Степановне? Какой разговор состоялся у Толика с Серым? Чем закончился приход Серого в ветеринарный пункт? О чём договорился Серый с Тёткой? Какие письма стали поступать в редакцию после напечатания в ней объявления? Кто и как прекратил эту дискуссию? Куда Толик отвёл Бима?

10 глава «За деньги»

Когда зажила больная лапа у Бима? С кем подружился Толик? Что он пообещал Люси принести на следующий день? Пришёл ли Толик на следующий день? Как все отнеслись к этому? Кто стал гулять с Бимом? С кем встретился Бим на трамвайном переходе? Куда он уехал на автобусе? Как шофёр поступил с Бимом? Как назвал Бима новый его хозяин?

11 глава «Черноух в деревне»

Что удивило Бима в деревне? С кем он познакомился? Какие звуки и запахи удивили Бима? В чём убедил Бим Папаню, Алёшу и Бригадира? Кто разбудил Бима? Чем Петровна угостила Бима? С кем стал жить Бим в мире и согласии? Как кормили Бима? Почему ему стало невмоготу? Чем он занялся? Кто ему помешал? Что понял Хрисан Андреевич?

12 глава « На просторе полей. Необычная охота. Побег.»

Как началось утро в доме Хрисана Андреевича? Куда повели Бима? Что понравилось Алёше в поведении Бима (Черноуха)? О чём Алёша попросил отца? Какое новое качество у Черноуха обнаружили отец и сын? Какая жизнь началась для собаки? С какой целью пришёл Клим к Хрисану Андреевичу? О чём они договорились? Чем закончилась охота Клима? За что он избил Бима? В каком состоянии Клим оставил в лесу Бима? Чем лечился Бим? Почему он не остался в деревне? Куда направился Бим? О чём разговаривали вернувшиеся с базара Хрисан Андреевич и его жена? Что они рассказали Алёше про Клима? Как они догадались, что Клим избил Черноуха? Как Алёша переживал утрату собаки?

13 глава «Лесная больница. Папа с мамой. Гроза в лесу»

Куда добрался Бим? Какую еду он нашёл себе в лесу? Где улёгся спать? Чем был лес для больной собаки? Кто разбудил Бима на рассвете? На кого он стал охотиться? Как случилось, что он съел дичь? Сколько дней лечился в лесу Бим? Куда затем он направился? На чей след он наткнулся в городе? Как приняли Бима в доме Толика? Что сделал глубокой ночью отец Толика? Куда он отвёз собаку? Где он её оставил? Какой поступок совершил этот человек? Почему Биму было жутко в лесу? Как он освободился от верёвки? О чём предупредила сорока собаку? Как Биму удалось спастись от волчицы? Почему волчица убежала от Бима? Что хорошего говорит автор о волках? Куда снова отправился Бим? О чём узнал Толик, проснувшись?

14 глава « Путь к родной двери. Три уловки»

В каком состоянии Бим добрался до города? Где он остановился? Кто его покормил? Где он провёл день? Куда отправился вечером? Где Бим лёг отдохнуть? Кто подъехал к нему? Кто его преследовал? Удалось ли Биму уйти от преследования?

15 глава «У последней двери. Тайна железного фургона»

Где Биму удалось утром найти еду? С кем он встретился? Удалось ли ему дойти до своего дома? Кого он встретил у подъезда? Почему Тётка поднималась раньше всех в доме? Что её интересовало? Чем Тётка занималась в выходные дни? По чьей вине собаколовы забрали Бима? Куда они привезли несчастную собаку? Кто из знакомых Бима оказался в карантине?

16 глава « Встречи в поиске. Следы Бима на земле. Четыре выстрела.»

С какой целью приехал в город Хрисан Андреевич? Чем должен был заняться в городе Алёша? Кто ещё разыскивал Бима в городе? Где встретились Алёша и Толик? С кем встретились мальчики на вокзале? О чём они рассказывали Ивану Ивановичу? Куда они пришли втроём? Кто их встретил? Где договорились они искать Бима? Куда приехал Иван Иванович? Что он увидел, когда он открыл фургон? Что он сказал мальчикам, когда встретил их? Как расстались Алёша и Толик? Какой след оставил Бим в душе папы Толика? Где Иван Иванович похоронил Бима? Почему он сделал четыре выстрела? Почему собаколовы выпустили Лохматку? Кто организовал поиски Бима? Что было написано о Биме в газете? Как Бим прославился дважды?

17 глава « Лес вздохнул»

Каких друзей оставил Бим Ивану Ивановичу? Какой подарок сделал Иван Иванович Хрисану Андреевичу? Кого приобрёл « на двоих» Иван Иванович? Почему Иван Иванович пришёл на ту полянку, где он всегда останавливался на отдых? О чьей судьбе он подумал?

Понравилась ли вам эта книга? О чём вы узнали, прочитав её? Чему она учит нас? Что вы можете сказать о главном герое?


В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные