Островский гроза протест катерины против темного царства. Протест катерины. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

  • Категория: Островский А.Н.

Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая».

Катерина - натура поэтическая. В отличие от грубых калиновцев, она чувствует красоту природы и любит ее. «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», - рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны ее были наполнены чудесными, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает, как птица. О желании лететь она заговаривает несколько раз. Этими повторениями драматург подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины, ее свободолюбивые стремления. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. И нежная, поэтическая Катерина в этой мрачной атмосфере «завяла совсем». Как гордая птица, которая не может жить в клетке, она погибает в доме Кабанихи.

Поэтичность и душевная чистота Катерины проявляются в каждом ее слове. «Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!» - говорит она, прощаясь с Тихоном. С какой естественной простотой и точностью передают эти слова ее состояние! Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе выхода. Глубокая человеческая тоска звучит в ее мечте о детях: «Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать,- ангелы ведь это». Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!

Катерина религиозна. При ее впечатлительности религиозные чувства, привитые ей в детстве, прочно овладели ее душой. Но как отличается искренняя, детски чистая религиозность Катерины от ханжеской религиозности Кабанихи! Для Кабанихи религия - это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины - это поэтический мир сказочных образов. «…До смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится»,- вспоминает она. В Калинове никто не молился так искренно, как Катерина. «Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится»,-говорит Борис, и Кудряш сразу безошибочно определяет, что речь идет о Катерине.

И в то же- время. религия - это клетка, в которую «темное царство» заперло душу Катерины. Ведь страх перед «грехом» мучит ее даже сильнее, чем гнет Кабанихи. И то, что она сумела побороть его, свидетельствует о нравственной силе Катерины.

В основе протеста Катерины против гнета «темного царства» лежит естественное стремление отстоять свободу своей личности. Неволя - вот имя ее главного врага. Внешне условия жизни в Калинове ничем не отличаются от обстановки детства Катерины. Те же молитвы, те же обряды, те же занятия, но «здесь», отмечает героиня, «все как будто из-под неволи». Неволя несовместима с ее свободолюбивой душой. «А горька неволя, ох, как горька!» - говорит она в сцене с ключом, и эта мысль приводит ее к решению увидеться с Борисом. Всем своим существом Катерина чувствовала, что жить в «темном царстве» хуже смерти. И она предпочла смерть неволе. «Грустно, горько такое освобождение,- писал Добролюбов,-но что же делать, когда другого выхода нет».

В поведении Катерины проявился, по словам Добролюбова, «решительный, цельный русский характер», который «выдержит себя,- несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе». Добролюбов отмечал, что характер Катерины, составляющий «шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе», отражает новую фазу в развитии русской народной жизни. Настала необходимость в людях с решительным характером, которые воплотили бы общее требование правды и права в решительные действия. Катерина явилась первым в русской литературе типом такого человека. Поэтому Добролюбов и сравнил ее с лучом света, осветившим не только ужасы «темного царства», но и приметы его близкого конца.

Великая русская актриса Гликерия Николаевна Федотова говорила о сценическом воплощении образа Катерины: «Играю я эту роль смолоду, а только теперь понимаю, как надо ее играть. И совсем я не понимала раньше того, что Катерина - луч света в темном царстве. А надо, чтобы сквозь каждое ее слово, каждое движение где-то проглядывал этот сияющий луч, который стремится прорвать тьму. И пусть Катерина, не найдя дороги к светлой и радостной жизни, погибает: к этому концу ведет не беспомощность, не грусть и не внутреннее опустошение. Напротив - яркий порыв. И только сейчас ему нет выхода из темного царства, но когда-нибудь, скоро будет… Вот так задумал Катерину Островский, так ее и играть надо». Замечательные русские актрисы Л. П. Никулина-Косицкая - первая исполнительница роли Катерины, П. А. Стрепетова, М. Н. Ермолова оставили в истории русского театра незабываемые, творчески своеобразные портреты Катерины.

Протест Катерины против деспотизма Кабанихи носил не только личный характер в условиях борьбы против крепостничества он имел большое революционное значение, хотя сама Катерина действовала совершенно бессознательно, отстаивая только свободу собственной личности.

Александр Николаевич Островский - великий русский драматург, автор множества пьес, описывающих русскую жизнь. «Гроза» является, без сомнения, вершиной его творчества, где он поставил актуальнейший вопрос своей эпохи - освобождение женщины от семейного рабства, ее раскрепощение. Создание «Грозы» издавна связывали с впечатлениями Островского от пребывания в Костроме, где в ноябре 1859 года разыгрались трагические события, которые во многом совпадают с сюжетом драмы. Молодая женщина из купеческой семьи покончила жизнь самоубийством,

Бросившись в Волгу. Она не хотела мириться со своеволием властной и недоброжелательной свекрови. Удивительно совпадала и история ее тайной любви с обстоятельствами жизни Катерины, и основные черты характера мужа с образом Тихона. Драма «Гроза» основана на фактах достоверных.

Основное внимание Островский уделяет образам Марфы Игнатьевы Кабановой и ее невестки Катерины. Два противоположных характера. Кабаниха тиранит своих близких, она «поедом ест», «точит, как ржа железо», подавляя мысль, живое существо, стремление к воле, утверждая страх и повиновение. Лицемерная, хитрая и злая ханжа, она оделяет

Нищих, окружает себя льстивыми странницами, говорит о любви к детям и в то же время делает их жизнь невыносимой.

С особенной глубиной раскрывает Островский образ Катерины - прекрасной русской женщины, в характере которой сочетается поэтичность, непосредственность и нежность с огромной волей и способностью к решительному бунту против гнета и бесправия. Страстная и вольнолюбивая Катерина не могла смириться с грубым произволом, не могла довольствоваться жизнью, которую вели окружающие. «Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!», - говорит она Варваре. В ее рассказах о прежней жизни, в мечтах отражается цельная, поэтическая натура, ее стремление к воле, любви, счастью. Она не может лгать и приспосабливаться, как Варвара; и вместе с тем, сила ее чувства такова, что она готова пренебречь общественными обычаями и религиозными понятиями и бежать с Борисом. В образе Катерины Островский создал самобытный, цельный русский характер, который, по утверждению Добролюбова, «выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе».

Катерина ни в ком и нигде не находит поддержки. Лавина неприятностей обрушилась на нее, И конфликт становится неразрешимым. Катерина настолько совестливый человек, что не может жить во лжи, с грехом в душе. Она не приемлет сочетание любви и лжи. Внутренний конфликт терзает ее душу и перед самоубийством. До последней минуты пронесла Катерина горячую веру в любовь, надежду на сострадание. «Друг мой! Радость моя! Прощай!»- ее последние слова, подчеркивающие трагическую высоту духа героини, делающие ее идеалом русской женщины.

А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра по праву считают «певцом купеческого быта». И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в Малый театр, и напоминает нам о прошлом, о темном, страшном и одновременно смешном мире своих многочисленных героев: Глумовых, Болыновых, Подхалюзиных, Диких и Кабановых.

Изображение мира московского и провинциального купечества, с легкой руки Добролюбова названного «темным царством», стало главной темой творчества Островского. Не составила исключения и драма «Гроза», вышедшая из печати в 1860 году.

Сюжет пьесы достаточно прост и типичен для той среды и эпохи: молодая замужняя женщина Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль «темного царства» («Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было»), она признается в своем поступке всенародно в церкви. ""После. этого признания жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.

Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островского «Гроза». Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее «лучом света в темном царстве». Беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме. Здесь она чувствовала себя «на воле». Жила Катерина легко, беззаботно, радостно. Очень любила свой сад, в котором часто гуляла и любовалась цветами. Вспоминая о своей жизни в родном доме, она говорит; «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю».

Катерина отличается от всех представителей «темного царства» глубиною чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью. Она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, искренняя, горячая натура, открытая душа, которая не умеет обманывать. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», - говорит она Варваре, которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Варвара называет нашу героиню какой-то «мудреной», «чудной». Но Катерина - сильная, решительная, волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки. Катерина очень любит природу, ее красоту, а также русские песни. Поэтому речь ее - эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная - проникнута высокой поэзией и иногда напоминает народную песню.

Воспитываясь в родном доме, Катерина приняла все вековые традиции своей семьи: покорность старшим, религиозность, соблюдение обычаев. Она нигде не училась и любит слушать рассказы странниц, богомолок, серьезно воспринимая все их религиозные предрассудки; это и заставило Катерину воспринимать свою любовь к Борису как страшный грех, от которого она пытается и не может уйти.

Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой, суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям, она очень тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома. Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины невыносимой. В ее душе начинает зарождаться глухой протест против «темного царства», в котором она не нашла счастья, свободы и независимости. Измученная и страдающая, Катерина кончает жизнь самоубийством, доказывая тем самым свою правоту, нравственную победу над «темным царством».

Добролюбов, давая оценку образу Катерины, писал: «Вот истинная сила характера, на которую во всяком случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша народная жизнь в своем развитии!».

То, что поступок Катерины был типичен для своего времени, подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный случай в семье купцов Клыковых. И долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе, гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с Клыковыми.

Гибель Катерины - стихийный протест против гнетущих порядков общества («темного царства»). В пьесе впервые прозвучал гневный протест против самодурства, семейного деспотизма. Этот протест стихийно выражен Катериной. Читая пьесу, увидели, как постепенно в этой чистой, мечтательной, непосредственной женщине, жаждущей настоящей любви, подлинного счастья, все начинает возмущаться, кипеть и негодовать против фальши, лицемерия, искусственности отношений в патриархальной семье, где царствует Кабаниха. Самоубийство Катерины - это не проявление слабости духа, а результат полной безысходности ее положения и невозможности примирения с нравственностью домостроевского режима. Драма доказывает, что счастье женщины невозможно в браке, основанном на денежном расчете, в семье лицемеров. 9.

Картинка 12 из презентации «Островский Гроза» к урокам литературы на тему «Пьесы Островского»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Островский Гроза.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 182 КБ.

Скачать презентацию

Пьесы Островского

«А.Н.Островский пьесы» - «Нет дня в году, чтобы в 5-6 театрах не шли мои пьесы.». У нас есть свой русский драматический театр. А.Н.Островский 1884год. «Шире дорогу! Театр Островского- «правдивое бытописание». Другие имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… Вершина творчества – «Гроза» Последняя пьеса – «Бесприданница».

«Островский драматург» - Родился в 1823 году, умер в 1886 году. В течение лета и осени Островский написал драму «Гроза». Презентация по теме: Произведение начинающего драматурга привлекло внимание властей. Молодость А. Н. Островского. Драматург сумел выразить стремление народа к освобождению от гнёта «тёмного царства». Так двери театра были закрыты перед Островским.

«Бесприданница» - Духовное одиночество-проявление силы или слабости? Литературоведы. Что означало слово «бесприданница» во времена Островского? Музыковеды. Вопросы для литературоведов: Проследить жизненный путь Ларисы Огудаловой. Творческое название: Бедность не порок. Каковы причины трагедии Ларисы Огудаловой? Историки.

«Островский пьесы» - Своеобразие конфликта. Специфические авторские ремарки. Слушаем подготовленные учащимися индивидуальные задания. Интересно, что в переводе с арамейского имя Марфа переводится как «госпожа». Домашнее задание. Бедность не порок. Пьеса Островского - “Без вины виноватые”. Индивидуальные задания. Конкурс «Презентация к уроку».

«Пьесы А.Н.Островского» - Что такое музыка? «Снегурочка». Вывод: Романс. Баратынский сумел воплотить богатство и сложность эмоционального мира Ларисы. «Разуверение» Слова Е.Баратынского Музыка М.И.Глинка. Народная песня в пьесах Островского. Песни используются для иллюстрации народной жизни, передачи колорита эпохи. «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…».

«Биография Островского» - Памятник А.Н.Островскому у Малого театра в Москве. Жена и дети драматурга. Островский среди членов Общества драматических писателей. В небольшой, но очень уютной гостиной, любимой всей семьей Островских, стоит фортепиано. Островский в Торжке. Островский вспоминал: «Самый памятный день в моей жизни: 14 февраля 1847 года.

Всего в теме 22 презентации

Протест Катерины в драме "Гроза" Островского

А.Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя
репертуара для русского национального театра по праву считают
"певцом купеческого быта".
И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в Малый
театр, и напоминает нам о прошлом, о темном, смешном и страшном
мире своих
многочисленных героев: Глумовых, Большовых, Подхалюзиных, Диких
и Кабаних.
Изображение мира московского и провинциального купечества, с
легкой руки Добролюбова названного "темным царством", стало
главной темой творчества
Островского.
Не исключение и драма "Гроза", вышедшая из печати в 1860 году.
Сюжет пьесы прост и типичен для той среды и эпохи: молодая
замужняя женщина Катерина
Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого
человека. Мучимая угрызениями совести и не желая принять мораль
"темного царства"
("Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было"), она
признается в своем поступке всенародно в церкви. После этого
признания жизнь ее становится
настолько невыносимой, что она кончает жизнь самоубийством.
Образ Катерины является самым ярким образом в пьесе Островского
"Гроза". Добролюбов, подробно анализируя образ Катерины, назвал ее
"лучом света в темном
царстве".
Хорошо и беспечно протекала жизнь Катерины в родительском доме.
Здесь она чувствовала себя "на воле". Жила Катерина легко, беззаботно,
радостно. Очень
любила свой сад, в котором так часто гуляла и любовалась цветами.
Рассказывая потом Варваре о своей жизни в родном доме, она говорит:
"Я жила, ни об чем не
тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла,
наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то
и делаю". Катерина
отличается от всех представителей "темного царства" глубиною своих
чувств, честностью, правдивостью, смелостью, решительностью.
Воспитываясь в хорошей
семье, она сохранила все прекрасные черты русского характера. Это
чистая, искренняя, горячая натура, открытая душа, которая не умеет
обманывать. "Обманывать-
то я не умею; скрыть-то ничего не могу", - говорит она Варваре,
которая утверждает, что все в их доме держится на обмане. Эта же
Варвара называет нашу героиню
какой-то "мудреной", "чудной". Катерина сильная, решительная,
волевая натура. Она с детства была способна на смелые поступки.
Рассказывая о себе Варваре и
подчеркивая свою горячую натуру, она говорит: "Такая уж я зародилась
горячая!".
Катерина очень любила природу, ее красоту, русские песни. Поэтому
речь ее - эмоциональная, восторженная, музыкальная, напевная -
проникнута высокой
поэзией и иногда напоминает нам народною песню. Воспитываясь в
родном доме, наша героиня приняла все вековые традиции своей
семьи: покорность старшим,
религиозность, подчинение обычаям. Катерина, которая нигде не
училась, любила слушать рассказы странниц и богомолок и
воспринимала все их религиозные
предрассудки, отравившие ее молодую жизнь, заставившие Катерину
воспринимать любовь к Борису как страшный грех, от которого она
пытается и не может уйти.
Попав в новую семью, где все находится под властью жестокой,
суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит
участливого отношения к себе.
Мечтательная, честная, искренняя, доброжелательная к людям,
Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого
дома.
Постепенно жизнь в доме Кабанихи, которая постоянно оскорбляет
человеческое достоинство Катерины, становится для молодой женщины
невыносимой. В ее
душе начинает зарождаться глухой протест против "темного царства",
которое не дало ей счастья, свободы и независимости. Этот процесс
развивается... Катерина
кончает жизнь самоубийством. Тем самым она доказала свою правоту,
нравственную победу над "темным царством". Добролюбов в своей
статье, давая оценку образу
Катерины, писал: "Вот истинная сила характера, на которую во всяком
случае можно положиться! Вот высота, до которой доходит наша
народная жизнь в своем
развитии!"
То, что поступок Катерины был типичен для своего времени,
подтверждает и тот факт, что в Костроме произошел аналогичный
случай в семье купцов Клыковых. И
долго после этого артисты, исполняющие главные роли в пьесе,
гримировались так, чтобы в них можно было увидеть сходство с
Клыковыми.

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные