Образ «жестокого мира» в драматургии Островского (по одной из пьес «Гроза» или «Бесприданница»). Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства (образ «жестокого мира» в драматургии Островского)

А.Н. Островского по праву считают отцом русской бытовой драмы. Многие из написанных им пьес до сих пор идут на сценах российских театров. Самым решительным произведением драматурга традиционно считается «Гроза», так как, по словам Добролюбова, «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий...».

Действие пьесы переносит нас в провинциальный город Калинов. Здесь честным путем больше, чем на хлеб насущный, заработать простому человеку невозможно. В городе, как и во всей России, царят жестокие нравы. А прибывший из Москвы Борис только потому, что «порядочно образован» и одет не в русское платье, уже выглядит среди горожан иностранцем.

Порядки в городе устанавливают два богатейших человека, названных Добролюбовым представителями «темного царства»: Кабанова по прозвищу Кабаниха и Дикой. Их говорящие фамилии в равной мере пугают обывателей города Калинова. Цель Дикого - беззаконное упоение властью. Свои тысячные состояния такие, как Савел Прокофьевич Дикой, наживают, обворовывая народ. Правду искать без толку. Жаловались мужики городничему на Дикого, а тот цинично ответил градоначальнику, потрепав его по плечу:«.. .недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Дикой жаден. Любая просьба о деньгах выводит его из себя: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу». При этом он находит себе оправдание: «Ну что ж такое? Кому своего добра не жалко?»

Дикой нечестен не только со своими работниками, но даже с родственниками. Именно на домашних он отыгрывается, проиграв гусару на перевозе. Его осиротевший племянник Борис попадает в полную зависимость от самодура дяди. Ему причитается наследство от бабушки, но дядя решает выплатить его лишь при условии, что Борис будет к нему почтительным. Тут даже ситуация Онегина с дядей («..он уважать себя заставил...») покажется цветочками. Вот и живет племянник «ни на каком положении»: делает, что прикажут, а разочтут его в конце года, как дяде будет угодно. Скорее всего, Бориса обманут. Дядя уже поговаривает: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам?» «У меня там война идет», - говорит Дикой в 3-м действии про свой дом. «Война всех против всех» - таково правило «темного царства». Следуя ему, Дикой решает все свои денежные и имущественные дела. По его представлениям, они должны быть оставлены на милость «победителя»: захочет - рассчитается с работниками, отдаст Борису долю наследства, не захочет - не отдаст, его воля.

Отъявленный грубиян, «ругатель», вечно «как с цепи сорвался», Дикой - не исключение в своем городе. Остальные купцы «злостные кляузы строчат на ближних», подрывают из зависти торговлю друг друга, постоянно судятся. Здесь тоже идет война: могут «постращать», в случае чего «ноги обломать», а то и «глотку перегрызть».

Единственный человек, который может «разговорить», а то и одернуть зарвавшегося Дикого, - его кума Кабаниха. Под стать Дикому, ровня по состоянию, она не боится самодура Дикого, прекрасно понимая его натуру. Она ему заявляет: «Ну ты не очень-то горло распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!» Кабаниха по-своему даже презирает Дикого: «А чесгь-то невелика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами»; «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься».

По характеру Кабанова, мне кажется, намного сильнее Дикого. Вдова, мать семейства, властная и суровая женщина, она строго соблюдает все патриархальные порядки, ни в ком не терпит проявления воли, поедом ест домашних, но при этом ханжески раздает милостыню нищим.

Кабаниха - более сложный вариант самодурства: ее цель - законное упоение властью, право на которую она видит в «Домострое». Можно сказать, что в пьесе Кабаниха - олицетворение прежде всего семейного деспотизма.

Марфа Игнатьевна Кабанова твердо убеждена в том, что ее долг -наставлять детей для их же блага. Она донимает их не столько бранью, сколько попреками за непочтительность, непослушание. Она приказывает сыну давать наставления Катерине, как ей жить без него, а на возражения Тихона, что она, чай, сама знает, Кабанова, для которой главное - строгое соблюдение обряда, сама начинает поучать невестку и потом оставляет сына не прощаться с женой, а давать ей положенные наставления.

Это по-домостроевски, так веками было, так жили отцы и деды, так и должно быть. Она поясняет сыну и снохе, что строга от любви к ним, чтобы добру научить. Кабанова понимает, что молодым не нравятся ее поучения, что им воли хочется: «Ну что ж, дождетесь, поживете на воле, когда меня не будет». По мнению Кабановой, молодые шагу не\умеют ступить без наставлений старших: ни проститься друг с другом, ни гостей принять. «Так-то старина и выводится. В другой дом и войти-то не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Здесь и презрение к молодым, не знающим, как, по ее мнению, надо жить, и сожаление, что выводится старина, и сознание своей ненужности при наступающих переменах в жизни.

Если приглядеться, Кабанова далеко не бесчувственная мать. Варвара после отъезда брата говорит: «У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет». И в то же время сколько жестокости в ее сердце. Вот она пеняет сыну за то, что он недостаточно строг с женой: «Какой же это порядок в доме будет?.. Да коли ты такие дурацкие мысли в голове держишь, ты бы при ней-то, по крайней мере, не болтал, да при сестре, при девке: ей тоже замуж идти; этак она твоей болтовни наслушается, так после нам муж-то спасибо скажет за науку».

Чем, однако, продиктовано самодурство Дикого и Кабанихи? Думаю, прежде всего страхом. У Дикого он слепой и неосознанный: что-то не ладится, отчего-то возникают неуверенность и тревога. Кабаниха умнее его, и поэтому ее страх осознанный и дальновидный. Она понимает: что-то в привычном и отлаженном механизме власти сильных и подчинения слабых и бедных сломано, что-то неизвестное наступает на город. И наступление это начинается с малого: с пренебрежения ритуалами и церемониями, а кончиться должно крушением всего порядка.

От этого-то и сеют калиновские самодуры в обывателях «страх Божий» - чтобы те не вышли из-под их власти, ломают судьбы даже своих близких - дабы и мыслить не смели о свободе. И Дикой, и Кабаниха не видят и не хотят видеть, что все, что они ни делают, - зло, лицемерие, грех, обман, насилие.

Потому-то жестокий мир самодуров из «века минувшего», ставший за годы после Грибоедова «темным царством», и не принимает такие цельные, свободолюбивые натуры, как Катерина. Только ценой смерти Катерина освобождается от его пут. Самоубийство героини - это протест против никчемной жизни темных сил царства «Домостроя», жестокого по отношению к людям. И мы понимаем, что, если уж женщина, самое бесправное существо, да еще в косной среде купечества, не хочет больше мириться с гнетом «самодурной силы», значит, в обществе зреют перемены.

Только после ее ухода из жизни жители города Калинова как бы прозревают. Варвара и Кудряш перестают играть по правилам «темного царства» и бегут на волю. Даже всегда послушный сын Кабанихи Тихон осмеливается обвинить мать: «Маменька, вы ее погубили! Вы! Вы! Вы...» Впервые безгласный Тихон обретает голос. И на Кулигина смерть Катерины так подействовала, что он обращается к самодурам с невозможным раньше упреком: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Уже в начале своего творческого пути А.Н. Островский обращается к изображению «темных» сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили «темным царством», царят деспотизм и невежество, самодурство и жадность, враждебность к свободному проявлению личности и ханжество. Образ такого «жестокого мира» Островский создает в пьесе «Гроза», ставшей вершиной зрелого творчества драматурга. Действие, развернутое в драме, происходит в уездном городе Калинове, явившемся собирательным образом волжских городов, в которых сохранился русский уклад жизни. Обитатели Калинова живут сонной и скучной жизнью, под стать тому томительному душному летнему дню, которым начинается действие пьесы.
Олицетворением гнетущей власти «темного царства» становятся одни из наиболее значительных и влиятельных лиц в городе – Дикой и Кабаниха. Кабаниха – женщина властная и жестокая, считающая себя вправе распоряжаться и командовать всеми в доме, поскольку она старшая. И все вокруг с готовностью повинуются ей. Она присваивает себе роль хранительницы и защитницы старых, веками устоявшихся порядков, а потому и сокрушается: «Так-то вот старина и выводится… Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Любые перемены, по мнению Кабанихи, несут с собой только порчу и беспорядок. Она уверена, что правильный семейный порядок должен держаться на страхе младших перед старшими. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок в доме будет?» - говорит она своему сыну Тихону о его отношениях с женой. Поэтому Кабаниха и требует от всех неукоснительного исполнения обряда и чина, при этом, вовсе не заботясь о сути человеческих отношений. Мы видим, что приверженность ее старине и религиозным заповедям весьма поверхностна. Кабаниха извлекает из Библии и Домостроя лишь те формулы, которые могут оправдать ее деспотизм. При этом она и слышать не хочет о прощении и милосердии. Нельзя не вспомнить слова Кабанихи, когда она требует сноху «живую в землю закопать, чтоб она казнилась!»
Дикой, наряду с Кабанихой представляющий «хозяев жизни», во многом отличается от нее. Он настоящий самодур, чего не скажешь о Кабанихе. Ведь самодурство – это не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, тоже по-своему нарушающего устоявшийся порядок жизни. А потому сама Кабаниха осуждает Дикого и относится с презрением к его буйству и жалобам на домашних, видя в этом проявление слабости Дикого. Характеры «хозяев жизни» раскрываются не только в их речи и действиях, но и в отзывах о них других персонажей. О Кабанихе Кулигин скажет: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Говоря о Диком, Кудряш отмечает: «Как не ругать! Он без этого дышать не может». «Воином», которого некому унять, считают Дикого окружающие.
И все же нужно отметить, что к необузданному ругателю Дикому и окружающие, и сам автор относятся терпимее, чем к Кабанихе. Дикой на самом деле дикий, темный человек, но он по-своему мучается, рассказывая всем без утайки о своей дикости. В его брани чувствуется душевный непокой. Вспомним рассказ Дикого о том, как он обидел «мужичонка», а потом сам же ему в ноги кланялся. Ничего подобного не может случиться с Кабанихой. Ее сердце ни разу не дрогнуло сомнением или жалостью. Главное для нее, чтобы все было по правилам. Она никогда не будет жаловаться посторонним на непорядки в своей доме. И потому для нее публичное признание Катерины – страшный удар, к которому вскоре присоединится открытый, на людях, бунт ее сына, не говоря уже о побеге из дому дочери Варвары. Тем не менее, все вышесказанное ни в коем случае не оправдывает своеволия Дикого, для которого люди не больше червяка. «Захочу – помилую, захочу - раздавлю», - заявляет он. Деньги в его руках дают ему право куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми.
Анализируя образы «хозяев жизни», критик Добролюбов показывает, что на первый взгляд в «Грозе» «все, кажется, по-прежнему, все хорошо; Дикой ругает, кого хочет… Кабаниха держит… в страхе своих детей, считает себя непогрешимой…» Но это только на первый взгляд. Ощущая обреченность, страшась неизвестного будущего, «хозяева жизни» заботятся лишь о том, чтобы продолжилась вера в их силу. Именно поэтому Дикой вечно недоволен и раздражителен, а Кабаниха постоянно подозрительна и придирчива.
«Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни…» - скажет Добролюбов. И с этим нельзя не согласиться поскольку, что можно сказать о жизни, где живые завидуют умершим. Такая жизнь не давала свободы всей подневольной России. Не случайно пьеса заканчивается репликой Тихона: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться». Тем не менее, шаткими стали опоры «жестокого мира», а потому, показывая предчувствие жителями Калинова грядущей катастрофы, Островский говорил об общем состоянии российской жизни того времени.

“Бесприданница” – лучшая психологическая драма А. Н.Островского. Центральная тема произведения – тема “горячего сердца, гибнущего среди людей, которые служат деньгам, а не красоте”.
Происходящее в пьесе связано с современностью – семидесятыми годами XIX век Н.Островский в ремарке указывает: “Действие происходит в настоящее время”. Автору важно подчеркнуть актуальное значение конфликта между чувством и выгодой. Это период расцвета буржуазных отношений. Судохозяин Паратов так объясняет новые законы: “Время просвещенных

Покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии.”
Образ “жестокого мира” в пьесе воплощен в метафоре “цыганский табор”. В доме главной героини, бесприданницы, постоянно бывали разные люди, которые искали для себя развлечений, веселья. Красивая, талантливая девушка жила, как в чаду, и бесконечно страдала. Мать заставляла ее петь, танцевать, любезничать, занимать гостей. Все унижения Лариса терпела для того, чтобы выйти замуж за богатого поклонника. Мать приказывала Ларисе: “И притворяйся, и лги!.Уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески”. Среди потенциальных женихов у Огудаловых появлялись нелепые фигуры: “старик какой-то с подагрой, да разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный”, да кассир, оказавшийся мошенником.
Были среди обожателей и хищные дельцы: купцы Кнуров, Вожеватов, барин Паратов. Долгое время за Ларисой ухаживал мелкий чиновник Карандышев. Всю эту разномастную компанию объединяло одно: потребительское отношение к жизни и к людям. Законы “жестокого мира” основаны на деловом расчете, личной выгоде, равнодушии к ближнему. В этом обществе все продается, даже любовь, честь, красота.
Купцы новой формации говорят исключительно о деньгах, об их власти над людьми. Так, Паратов хочет выгодно жениться и взять в приданое “золотые прииски”. Он продает свою свободу, готовится за такое приданое со стороны невесты забросить кутежи, надеть фрак и говорить по-французски. Сам он не знает, что такое жалость и сострадание. Паратов откровенно признается: “У меня. ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”. Паратов для развлечения повсюду возит с собой спившегося провинциального актера, которому дал прозвище Робинзон. Барин распоряжается им, как собственностью, предлагает его купцам для потехи: “Вот отводите свою душу, могу его вам дня на два, на три предоставить”. Лариса небезразлична Паратову. Однажды он чуть не женился на ней. Во время второй встречи он снова по-настоящему увлекается красивой “вещью”. Его вспышка чувств приводит к новому и страшному обману: он увозит Ларису, а потом безжалостно бросает ее. Как говорит Кнуров: “миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет”.
У Паратова в одном ряду находятся пароход “Ласточка” (его потом можно продать), актер Робинзон (он пригодился для забавы. Лариса. В одном ряду оказывается то, чем можно попользоваться, насладиться, потешиться, а затем поменять на более ценное и выгодное. Паратов принял правила игры, основанные на трезвом расчете и беспредельном эгоизме, и не намерен проигрывать ни при каких условиях, так как собственные выгоды и удовольствия для него дороже всего.
По таким же законам действуют Кнуров и Вожеватов. Во взаимоотношениях с Ларисой раскрывается их нравственный облик. Трезво и по-деловому Вожеватов оценивает положение Ларисы, бесстрастно рассчитав, что надеяться ей не на что: “Теперь женихов-то в самый обрез. бесприданницам и не достает.” Общение с Ларисой является для него развлечением на фоне довольно однообразной жизни, удовольствием, за которое можно и должно платить деньги. Ситуацию, в которой оказывается Лариса из-за Паратова, Вожеватов называет “удобным случаем”, словно речь идет о выгодной торговой сделке. Он предлагает кинуть жребий. Проиграв Ларису в орлянку, потерял к ней всякий интерес.
Крупный делец Кнуров оценивает красоту Ларисы как источник удовольствия, который можно купить: “Эта женщина создана для роскоши”. Цинизм Кнурова прикрывается маской показного доброжелательства. Этот герой не сомневается, что Лариса примет его предложение пойти к нему на содержание, так как знает меру своей власти над людьми. Он говорит ей: “Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет.” Предугадывая сложное развитие отношений Ларисы и Паратова, Кнуров замечает: “Кажется, драма начинается”. Он и Вожеватов с самого начала наблюдали за судьбой Ларисы, будто притаившиеся хищники, готовые в любой момент ухватить добычу. Даже и в сочувствии Ларисе они остаются хладнокровными дельцами, что наиболее точно сформулировал Вожеватов: “Что делать! Мы не виноваты, наше дело сторона”.
Лариса согласилась на брак с Карандышевым, потому что хотела убежать из мира продажности. “Цыганский табор” она мечтала заменить на покой в деревне: “Но пусть там дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем”. Ларису убивает неприкрытая истина, которая вдруг открылась ей в финале пьесы: “Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никто никогда не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова”. Эту правду понял и Робинзон, единственный из “зрителей” драмы, не лишенный сердечности: “О варвары, разбойники! Ну, попал я в компанию!”
В холодном, безжалостном обществе судьба любящей, искренней натуры обречена на гибель. Лариса – жертва, потому что не захотела “применяться к обстоятельствам” жестокого мира.

  1. Драма Островского “Гроза” – самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной атмосфере действительности собиралась гроза....
  2. Сцена 7: Дикой и Кабаниха глазами Кулигина. Центральное место сцены – монолог Кулигина “Вот какой, сударь, у нас городишко!”, как бы подытоживающий диалог Кабанихи с Диким, где в самохарактеристике Дикого...
  3. В 1859 году А. Н. Островский пишет драму “Гроза”. В этом произведении значительное место вновь отводится женским образам, которые так привлекали драматурга. В своих пьесах писатель впервые в русской литературе...
  4. Но многих, захлебнувшихся любовью, Не докричишься, сколько ни зови. Им счет ведут молва и пустословье. Но этот счет замешен на крови. А мы поставим свечи в изголовье Погибших от невиданной...
  5. Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего...
  6. А. Н. Островский в своей пьесе “Гроза” разделил людей на две категории. Одна категория – угнетатели, представители “темного царства”, другая – униженные и забитые ими люди. Представители первой группы –...
  7. Уже в начале своего творческого пути А. Н. Островский обращается к изображению “темных” сторон в жизни русского общества. В мире, который критики окрестили “темным царством”, царят деспотизм и невежество, самодурство...
  8. С именем А. Н. Островского в русской литературе связано создание национально-самобытного драматического искусства, рассчитанного, как писал сам драматург, “для всего народа”. Одними из лучших и значительных его достижений являются пьесы...
  9. А. Н.Островский в пьесе “Гроза”, написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства....
  10. А. Н. Островский в своем творчестве продолжал и развивал традиции реализма комедий Фонвизина и Грибоедова. Он писал: “История оставила название великих и гениальных только за теми писателями, которые умели писать...
  11. О русском купечестве писали многие писатели конца девятнадцатого века. Интересовало авторов и положение женщины в купеческой семье. Этой теме посвящены пьеса “Гроза” А. Н. Островского и очерк “Леди Макбет Мценского...
  12. Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! А. Н. Островский Драма Александра Николаевича Островского “Гроза” на долгие годы стала хрестоматийным произведением, изобразившим “темное царство”, которое подавляет лучшие...
  13. “Снегурочка” написана Островским по мотивам и материя,. устного народного творчества. Драматург дает пьесе подзаголо ^ “Весенняя сказка” и поясняет: “Действие происходит в Стп – берендеев в доисторические времена”. В пьесе,...
  14. В народе говорят: “Яблоко от яблони недалеко па­дает”, но, видно, на всякое правило бывает исключе­ние. Таким исключением являются мать и дочь Огу­даловы. И чем настойчивее автор подчеркивает их разность, тем...
  15. “Гроза” – народная социально-бытовая трагедия. Н. А. Добролюбов “Гроза” выделяется как главное, этапное произведение драматурга. “Гроза” должна была войти в сборник “Ночи на Волге”, задуманный автором во время поездки по...
  16. В пьесе “Лес”, по мнению исследователя А. И. Журавлевой, “своеобразно совмеще-ны как бы три типа комедии: сюжетная линия Петра, Аксюши и старшего Восмибратова пришла из народной комедии; Гурмыжская, Буланов, слуги...
  17. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана по материалам поездки автора в 1856 году по Волге. Драматург замыслил написать цикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы называться “Ночи...
  18. Если Катерина чувствует по-новому, уже не по-калиновски, но не отдает себе в этом отчета, лишена рационалистического понимания исчерпанности и обреченности традиционных отношений и форм быта, то Кабаниха, напротив, чувствует еще...

«Бесприданница» - лучшая психологическая драма А.Н.Островского. Центральная тема произведения – тема «горячего сердца, гибнущего среди людей, которые служат деньгам, а не красоте».
Происходящее в пьесе связано с современностью – семидесятыми годами XIX века. А.Н.Островский в ремарке указывает: «Действие происходит в настоящее время». Автору важно подчеркнуть актуальное значение конфликта между чувством и выгодой. Это период расцвета буржуазных отношений. Судохозяин Паратов так объясняет новые законы: «Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло; теперь торжество буржуазии…»
Образ «жестокого мира» в пьесе воплощен в метафоре «цыганский табор». В доме главной героини, бесприданницы, постоянно бывали разные люди, которые искали для себя развлечений, веселья. Красивая, талантливая девушка жила, как в чаду, и бесконечно страдала. Мать заставляла ее петь, танцевать, любезничать, занимать гостей. Все унижения Лариса терпела для того, чтобы выйти замуж за богатого поклонника. Мать приказывала Ларисе: «И притворяйся, и лги!….Уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески». Среди потенциальных женихов у Огудаловых появлялись нелепые фигуры: «старик какой-то с подагрой, да разбогатевший управляющий какого-то князя, вечно пьяный», да кассир, оказавшийся мошенником.
Были среди обожателей и хищные дельцы: купцы Кнуров, Вожеватов, барин Паратов. Долгое время за Ларисой ухаживал мелкий чиновник Карандышев. Всю эту разномастную компанию объединяло одно: потребительское отношение к жизни и к людям. Законы «жестокого мира» основаны на деловом расчете, личной выгоде, равнодушии к ближнему. В этом обществе все продается, даже любовь, честь, красота.
Купцы новой формации говорят исключительно о деньгах, об их власти над людьми. Так, Паратов хочет выгодно жениться и взять в приданое «золотые прииски». Он продает свою свободу, готовится за такое приданое со стороны невесты забросить кутежи, надеть фрак и говорить по-французски. Сам он не знает, что такое жалость и сострадание. Паратов откровенно признается: «У меня… ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Паратов для развлечения повсюду возит с собой спившегося провинциального актера, которому дал прозвище Робинзон. Барин распоряжается им, как собственностью, предлагает его купцам для потехи: «Вот отводите свою душу, могу его вам дня на два, на три предоставить». Лариса небезразлична Паратову. Однажды он чуть не женился на ней. Во время второй встречи он снова по-настоящему увлекается красивой «вещью». Его вспышка чувств приводит к новому и страшному обману: он увозит Ларису, а потом безжалостно бросает ее. Как говорит Кнуров: «миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет».
У Паратова в одном ряду находятся пароход «Ласточка» (его потом можно продать), актер Робинзон (он пригодился для забавы. Лариса. В одном ряду оказывается то, чем можно попользоваться, насладиться, потешиться, а затем поменять на более ценное и выгодное. Паратов принял правила игры, основанные на трезвом расчете и беспредельном эгоизме, и не намерен проигрывать ни при каких условиях, так как собственные выгоды и удовольствия для него дороже всего.
По таким же законам действуют Кнуров и Вожеватов. Во взаимоотношениях с Ларисой раскрывается их нравственный облик. Трезво и по-деловому Вожеватов оценивает положение Ларисы, бесстрастно рассчитав, что надеяться ей не на что: «Теперь женихов-то в самый обрез… бесприданницам и не достает…» Общение с Ларисой является для него развлечением на фоне довольно однообразной жизни, удовольствием, за которое можно и должно платить деньги. Ситуацию, в которой оказывается Лариса из-за Паратова, Вожеватов называет «удобным случаем», словно речь идет о выгодной торговой сделке. Он предлагает кинуть жребий. Проиграв Ларису в орлянку, потерял к ней всякий интерес.
Крупный делец Кнуров оценивает красоту Ларисы как источник удовольствия, который можно купить: «Эта женщина создана для роскоши». Цинизм Кнурова прикрывается маской показного доброжелательства. Этот герой не сомневается, что Лариса примет его предложение пойти к нему на содержание, так как знает меру своей власти над людьми. Он говорит ей: «Для меня невозможного мало. Стыда не бойтесь, осуждений не будет…» Предугадывая сложное развитие отношений Ларисы и Паратова, Кнуров замечает: «Кажется, драма начинается». Он и Вожеватов с самого начала наблюдали за судьбой Ларисы, будто притаившиеся хищники, готовые в любой момент ухватить добычу. Даже и в сочувствии Ларисе они остаются хладнокровными дельцами, что наиболее точно сформулировал Вожеватов: «Что делать! Мы не виноваты, наше дело сторона».
Лариса согласилась на брак с Карандышевым, потому что хотела убежать из мира продажности. «Цыганский табор» она мечтала заменить на покой в деревне: «Но пусть там дико, и глухо, и холодно; для меня после той жизни, которую я здесь испытала, всякий тихий уголок покажется раем». Ларису убивает неприкрытая истина, которая вдруг открылась ей в финале пьесы: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят как на забаву. Никто никогда не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова». Эту правду понял и Робинзон, единственный из «зрителей» драмы, не лишенный сердечности: «О варвары, разбойники! Ну, попал я в компанию!»
В холодном, безжалостном обществе судьба любящей, искренней натуры обречена на гибель. Лариса – жертва, потому что не захотела «применяться к обстоятельствам» жестокого мира.

    Перу русского драматурга А.Н.Островского принадлежит множество произведений, в том числе и драма в четырех действиях Бесприданница. Ее герои – Харита Огудалова – вдова, ее дочь Лариса, делец Кнуров, представитель торговой фирмы Вожеватов, небогатый чиновник...

  1. Новое!

    Все действие «Бесприданницы» скон­центрировано вокруг одного персо­нажа - Ларисы - и носит целена­правленный и напряженный характер. Можно даже сказать, что в целом «Гроза» более эпична, а «Бес­приданница» - более драматична. Это проявляется, в частности,...

  2. В русской литературе «маленький человек» традиционно изображался как жертва социальной несправедливости. Таков образ Башмачкина в повести Гоголя «Шинель» или Самсона Вырина в «Станционном смотрителе» А.С.Пушкина. Судьбы мелких чиновников вызывали сочувствие,...

    Многие поэты и писатели посвящали свои строки женщинам-прекрасной половине человечества.В русской литературе с большой теплотой рисовался образ женщины,воспевались её лучшие черты:верность,искренность,красота,ум,благородство,нежность и бескорыстная любовь. ...

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году в результате поездки по России 1855 года, организованной Морским министерством. Путешествие по Волге дало огромный материал Островскому. Соприкоснувшись с реальной жизнью удалённых от Москвы городов, он увидел, что в них купеческие и мещанские семьи составляют основу русской жизни. Так, на примере несуществующего «собирательного» города Калинова, Островский сумел ярко показать застойную жизнь России, тем самым выявив необходимость изменений. По мнению И. А. Гончарова, в пьесе «Гроза» нарисована «широкая картина национального быта и нравов».
Система образов в драме А. Н. Островского «Гроза» сложна, но в то же время обладает стройностью и упорядоченностью. Она построена автором по принципу парности: используя приём антитезы, драматург сопоставляет прямо противоположных или контрастных героев. А. Н. Островский делит всех действующих лиц на две основные группы: угнетатели и угнетённые (как экономически, так и духовно), деспоты и их жертвы.
К первым относятся городские самодуры. Островский использовал старое слово (самодуры), но с новой социальной окраской - у него это люди, стремящиеся к безграничной власти над другими. Мир самодуров представлен в пьесе многосторонне.
В образе Дикого драматург рисует нам один из типов самодурства. Дикой - богатейший купец города, один из его «столпов» и «отцов», жадный, эгоистичный, высокомерный и невежественный, беззастенчивый приобретатель. Встречая всюду только покорность, Дикой не привык сдерживать себя ни внутренне, ни внешне. Образ данного персонажа позволяет автору раскрыть повседневную жестокость калиновского мира. Так, при разговоре с Кулигиным он властно заявляет: «.. .ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю». Это грубый угнетатель, необузданный, «ругатель», «воин», как назвал его Шапкин, и в семье, и среди зависимых от него людей, и на улице. «...Как с цепи сорвался...» - так характеризует его Кудряш. Однако такое «открытое» самодурство не приветствуется калиновцами, даже Кабаниху возмущает его бестактность, и на его грубость она отвечает: «.. .ты найди подешевле меня ».
Второй тип самодура олицетворяет Марфа Игнатьевна Кабанова. Поведение Кабанихи - норма для Калинова, «блаале- пие» сопутствует Кабанихе - человеку, не нарушающему нравов патриархальной жизни, а следующему им и защищающему их. Марфа Игнатьевна - богатая купчиха, скрывающая свою жестокую, властно-деспотическую сущность под маской внешнего благочестия. Кабаниха не терпит ни малейшего противоречия. Её власть непререкаема, абсолютна. Она «поедом ест» и «точит, как ржа железо» своих близких. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем», - говорит Кулигин, намекая на её ханжество. Кабанихе важен не столько сам порядок, сколько видимость порядка: как за соломинку, она держится за обряды и традиции. Марфа Игнатьевна Кабанова - поистине страшный образ, олицетворяющий самые тёмные стороны «жестокого мира».
На контрасте с самодурством показана вторая часть города Калинова - это подневольные, жертвы «тёмного царства», это масса необразованных, не читающих книг людей, узнающих новости от странниц. Создавая отрицательные образы городских обывателей, драматург обращался к средствам сатирического обличения. С иронией говорит автор о жителях города, не знающих собственной истории (разговор о Литве, которая «.. .с неба упала»). Обыватели города Калинова не способны видеть красоту. Так, на слова Кули- гина о «необыкновенном виде» заречных далей Кудряш отвечает: «Нешто!»; также Кулигин обращается к горожанам с горьким упрёком: «Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться... а вы ужасаетесь да придумываете, к войне это или к мору». Характерные черты калиновцев - инертность, страх, согласие на роль жертвы, о чём говорит Кулигин: «Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ?» Вполне естественно, что такие люди не могут противостоять самодурской силе.
«Жестокий мир» поражает таких людей, как Тихон, да и не могло быть в семье Кабанихи другого сына - сызмальства его поставило на колени и задавило «тёмное царство». Калинов - город, где все отношения держатся исключительно на страхе. Так, Тихон, уезжая на ярмарку, с облегчением восклицает: «...недели две никакой грозы надо мной не будет», это значит, что две недели он сможет пить и гулять, ни разу не вспомнив о доме, - в этом проявляется двойная мораль калиновцев. Тихон смирился со своим положением и не считает нужным что-либо менять в положении вещей: «Что я за несчастный такой человек на свет рождён!»
Другой вариант существования в этом мире являет собой Варвара. Она не боится матери, однако и не вступает с ней в конфликты. Варвара приспособилась к « жестокому миру », усвоила все его неписаные законы и правила и научилась их обходить: «А по- моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Ложь, притворство, обман -главное, что управляет «тёмным царством», по словам Варвары, «весь дом на обмане держится».
Кулигин, человек образованный, пишущий стихи в духе Державина и Ломоносова, который на голову выше всех калинов- цев, ничего не может сделать, чтобы уничтожить зло, он отчасти принимает философию «жестокого мира», безнадёжно заявляя: «Лучше уж стерпеть».
И в этой атмосфере всеобщего страха и жестокости, грубости и беспощадности появляется человек, не принимающий существующую мораль. Очень важно, что главная героиня - Катерина того же времени, воспитывавшаяся в патриархальном духе. Из её монолога о девичестве мы узнаём, что до замужества её ничего не заставляли делать, она всё больше «по бархату золотом» работала, о цветах заботилась. Когда Варвара говорит, что у них всё то же самое, Катерина отвечает, что у них « всё как будто из-под неволи ». Катерина отличается от «жестокого мира» Калинова прежде всего своей нравственностью и силой воли. Её душа постоянно тянется к красоте, сны полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила не реального, а созданного её воображением. Катерина вполне могла бы приспособиться к морали города и дальше обманывать своего мужа, но «обманывать-то... не умеет, скрыть-то ничего не может», честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить страх «перед судией» за грех самоубийства. Катерина не борец с бытом « жестокого мира », но её смерть действительно бросает вызов всему «тёмному царству».
В финальной сцене Кабаниха терпит полный крах. Поначалу она торжествует, предвкушая возможность сказать о том, к чему « воля ведёт ». Однако неожиданно Тихон во всеуслышание обвиняет её в смерти Катерины. Безусловно, его протест будет подавлен («мы об этом ещё дома поговорим»), но важно, что эта реплика прозвучала: если уж такие робкие люди возвышают свой голос, то ситуация действительно меняется и долго так продолжаться не может, ибо если личность проснулась, то остановить её нельзя.
Однако мнение автора не приравнивается к голосу Тихона, драматург смотрит шире: в смерти Катерины виновата не Кабаниха, а весь «жестокий мир». Но его дни сочтены, и это чувствует Кабаниха, считающая себя чуть ли не последней блюстительницей « правильного миропорядка ». Ожидание, что с её смертью наступит хаос, придаёт трагизм её фигуре. Исчерпанность и обречённость традиционных отношений и форм быта инстинктивно чувствует Катерина, заявляют свой протест Кулигин, Тихон. Семья, столь
«благолепная», рассыпается, человек приобретает свою самостоятельность.
Картина «жестокого мира», нарисованная драматургом, не оставляет безнадёжного впечатления, пафос этой пьесы носит очистительный характер: зло калиновского мира будет сокрушено - в этом заключён нравственный смысл пьесы А. Н. Островского «Гроза».

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные