Урок литературы гоголь мертвые души собакевич. Презентация по литературе "образ собакевича в поэме "мертвые души". В доме С. на стенах висят картины, изображающие исключительно греческих героев, которые внешне похожи на хозяина дома. На С. похож и дрозд т

«Гоголь Мёртвые души» - Николай Васильевич Гоголь. 1809 - 1852. Плюшкин. Лихач и кутила, Ноздрев беззастенчиво хвастает и обманывает всех, кто встречается с ним. Нищета, пьянство, всеобщая лень, бестолковщина – так выглядит крепостная деревня. Какие «ключи» подобрал Чичиков к Манилову и его супруге, стремясь завоевать. Ноздрев.

«Поэма Мёртвые души» - Авантюризм. Плюшкин. Беспринципность. Афера имела под собой веские юридические и экономические основания. Письмо Гоголя В.А. Жуковскому. Прожектерство (увлечение несбыточными проектами). Н. В. Гоголь. Наглость. Бесхозяйственность. Мот и кутила. Невежественность. Бессмертная душа человека мертва. Законченным оказался только 1-й том.

«Н.В.Гоголь Мёртвые души» - Коробочка. История создания. «..Господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок…». Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов. Чичиков. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин. Работу подготовил Литвинюк Григорий. На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и коробочка не похожи друг на друга.

«Поэма Гоголя Мёртвые души» - Гоголь в Риме. 8. Гоголь задумал большое произведение подобное «Божественной комедии» Данте. 6. Париж – Германия – Рим – Иерусалим - Россия. 2. А.С. Пушкин. Цели урока: Рисунок гоголя к поэме. 1) З.А. Волконская 2) рис. Ф. Моллер.

«Урок Мёртвые души» - Сведения по теории литературы. Порядок анализа образов помещиков: Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет смешон… Выполнила: учитель Чернореченской СОШ Бекмухаметова Г.М. Русских учеников совсем мало. Эпиграф к уроку: Сюжет поэмы подсказал Гоголю Пушкин. «Начал писать «Мёртвых душ».

«Николай Гоголь Мёртвые души» - Биография. Первый период творчества. 1842 – 1855гг.- последний период. Ревизская душа, единица учёта населения Российской империи 18-19 вв. Реализация авантюры Чичикова. Замысел произведения. Сюжет. Содержание. Николай Васильевич Гоголь. Мать, Мария Ивановна Косяровская (1791-1868), из помещичьей семьи.

Всего в теме 22 презентации


Владения Собакевича Михаил Семенович Собакевич в поэме «Мертвые души» в галерее образов предстает перед читателями четвертым по счету персонажем. Знакомство с ним начинается задолго до появления самого героя. Взору Чичикова открывается большая деревня с крепкими и основательными постройками. Дом самого помещика как будто был определен «на вечное стояние». Постройки, принадлежавшие крестьянам, тоже удивили Чичикова своей надежностью и добротностью. В описании пейзажа нужно обратить внимание на леса, которые окружают деревню. С одной стороны был лес березовый, а с другой – сосновый. Это тоже указывает на хозяйственность владельца усадьбы. Гоголь сравнивает лес с крыльями одной и той же птицы, но одно из них светлое, а другое темное. Возможно, это указание на характер персонажа. Так Гоголь готовит читателя к восприятию непростого образа помещика Собакевича.




Внешний облик Собакевича Описание Собакевича, его внешние характеристики Гоголь дает в сравнении с животными и неодушевленными предметами. Это средней величины неуклюжий медведь. Он двигается, наступая на чьи-нибудь ноги. Его фрак медвежьего цвета. Даже имя, Михайло Семенович, вызывает у читателя ассоциацию с животным. Сделано это Гоголем совершенно не случайно. Характеристика Собакевича, описание его внутреннего мира начинается именно с восприятия внешности персонажа. Ведь мы в первую очередь обращаем внимание именно на такие особенности. Цвет лица Собакевича, который был каленым, горячим, как у медного пятака, тоже указывает на какую-то прочность, незыблемость характера.



Описание интерьера и образ героя поэмы Интерьер комнат, где жил Собакевич, необычайно схож с образом хозяина. Здесь кресла, стол, стулья были такие же неуклюжие, громоздкие, тяжелые, как и он сам. Читатель, ознакомившись с описанием внешности героя, его окружения, может предположить об ограниченности духовных интересов, о чрезмерной приближенности его к миру материальной жизни.



Что отличает Собакевича от других помещиков Образ помещика Собакевича, имея много общих черт с другими персонажами поэмы, в то же время сильно отличается от них. Это вносит некое разнообразие. Помещик Собакевич не только сам любит надежность и крепость во всем, но и своим крепостным крестьянам дает возможность жить основательно и твердо стоять на ногах. В этом проявляется практическая хватка и деловитость этого персонажа Когда состоялась сделка с Чичиковым по продаже мертвых душ, Собакевич собственноручно написал список своих усопших крестьян. При этом он помнил не только их имена, но и ремесла, которыми владели его подчиненные. Каждого из них он мог описать – назвать привлекательные и негативные стороны характера человека. Это указывает на то, что помещику небезразлично, кто живет в его деревне, кем он владеет. В нужный момент он воспользуется качествами своих людей, конечно, с пользой для себя. Он совершенно не приемлет чрезмерную скупость и осуждает за это своих соседей. Так Собакевич говорит о Плюшкине, который, имея восемьсот душ крепостных крестьян, питается хуже пастуха. Сам же Михайло Семенович угодить своему желудку очень рад. Чревоугодие, пожалуй, является его главным делом в жизни


Заключение сделки Это интересный момент в поэме. Момент заключения сделки, связанной с покупкой мертвых душ, многое рассказывает о Собакевиче. Читатель замечает, что помещик умен – он с полуслова понимает, чего хочет Чичиков. Снова на первый план выходят такие черты, как практичность и стремление все делать с выгодой для себя. Кроме того, в этой ситуации проявляется прямолинейность Собакевича. Иногда она переходит в грубость, невежество, цинизм, что является настоящей сущностью персонажа.


Что настораживает в описании образа героя Характеристика Собакевича, некоторые из его поступков, высказываний заставляют читателя насторожиться. Хотя многое из того, что делает помещик, на первый взгляд, кажется достойным уважения. Например, стремление к тому, чтобы крестьяне твердо стояли на ногах, вовсе не указывает на высокую духовность Собакевича. Это делается лишь с выгодой для себя – с крепкого хозяйства подданных всегда есть что взять. О городских чиновниках Собакевич говорит, что они мошенники, «христопродавцы». И это, скорее всего, является правдой. Но все сказанное не мешает ему иметь какие-то выгодные дела и взаимоотношения с этими мошенниками. Его отношение к науке, образованию резко отрицательно. А людей, которые занимаются этим, Михайло Семенович перевешал бы – так они ему ненавистны. Это связано, наверное, с тем, что Собакевич понимает: образование способно поколебать сложившиеся устои, а это невыгодно помещику. Отсюда и вытекает его тяжеловесность и устойчивость взглядов.


Мертвенность души Характеристика Собакевича со всеми ее положительными и отрицательными моментами позволяет сделать главный вывод: помещик Михайло Семенович мертв так же, как его соседи, чиновники из города, авантюрист Чичиков. Имея сложившийся характер, образ жизни, Собакевич и его соседи не допустят каких-то перемен вокруг себя. Зачем им это? Чтобы меняться, человеку нужна душа, а у этих людей ее нет. Гоголю ни разу не удалось заглянуть в глаза Собакевича и других персонажей поэмы (кроме Плюшкина). Этот прием еще раз указывает на отсутствие души. О мертвенности персонажей свидетельствует и то, что очень мало автор рассказывает о родственных связях героев. Складывается впечатление, что все они взялись ниоткуда, у них нет корней, значит, нет и жизни.



Разработка урока литературы в 9-м классе на тему "Образ помещика Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»"

Цели:

    разобрать образ помещика Собакевича для раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом;

    развивать навыки анализа прозаического произведения, делать обобщающие выводы;

    развивать внимание, ассоциативное мышление и творческое воображение учащихся, развитие речи, умение работать в группе, слушать своих одноклассников, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроке;

    работа с ключевыми понятиями;

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо

ХОД УРОКА

1. Урок начинается с повторения предыдущего материала с целью подготовки учащихся к разрешению выдвигаемой учителем проблемы.

Учитель: Каков сюжет поэмы Гоголя «Мертвые души» и какие возможности он давал писателю для раскрытия идейного смысла произведения?

Ученик: Суть сюжета состоит в том, что делец-приобретатель Чичиков ездит по России, посещает усадьбы помещиков и скупает мертвые души. Сюжет был предложен Гоголю А.С.Пушкиным. Этот сюжет давал писателю возможность вслед за своим героем «путешествовать по России и показать широко жизнь России, разных помещиков».

2. Постановка проблемного вопроса:

Как вы думаете, почему Н.В.Гоголь назвал свое произведение «мертвые души»?

3. Выдвижение гипотез:

Гоголь назвал свою поэму потому, что в ней говорится о покупке мертвых душ»
– По-моему, Гоголь хочет показать, что помещики уже как бы отжили свое, они как бы мертвые.

ТЕМА-ИДЕЯ-ПРОБЛЕМА

Мы с вами знаем, что название художественного произведения не просто отражает его тему, не просто раскрывает его тему, но раскрывает его идейный смысл.

5. Анализ содержания 5-й главы поэмы Гоголя и образа Собакевича с целью решения проблемы.

Учитель: Обратимся снова к Гоголю. Какой же смысл вкладывает он в название поэмы? Вдумаемся в это название. Какой смысл вкладываем мы в понятие «душа », когда говорим: «Это человек с душой», «Человек прекрасной души»?
– Душа – это прекрасные внутренние качества человека.
– Мы подразумеваем под этим понятием благородные стремления человека. Это внутренний, духовный мир человека.

Учитель: Давайте раскроем смысл названия поэмы на примере образа Собакевича. Каков его духовный мир, его стремления? Как описывает писатель усадьбу и внутреннее убранство комнат?

Под руководством учителя делают вывод, что через описание обстановки Гоголь характеризует Собакевича как человека, у которого нет вкуса, нет эстетического чувства.

Учитель: А как обрисована внешность Собакевича?

При пересказе учащимися соответствующих отрывков из главы учитель обращает внимание на художественные приемы обрисовки образа:

Почему Гоголь так настойчиво подчеркивает сходство Собакевича с животными, с вещами?

Учащиеся, направляемые учителем, делают вывод о том, что внешняя грубость Собакевича раскрывает низменность, животность его натуры. Гиперболическое сравнение с животными, с мебелью – это лирический прием, который подчеркивает, что ничего возвышенного у Собакевича нет.

Учитель: Когда Чичиков приехал к Собакевичу, то несколько минут гость и хозяин молчали, тупо уставившись друг на друга. И даже ловкий в «светских» беседах Чичиков не знает, о чем говорить с хозяином дома, как прервать неловкое молчание.
Да и верно, о чем можно говорить с Собакевичем? О политике, искусстве, о судьбе России, о литературе? – Нет, этого оскотинившегося помещика не интересуют такие вопросы.
И все-таки, в какие-то моменты разговора обычно молчаливый Собакевич оживляется и даже становится красноречивым. Очевидно, речь зашла о том, что его интересует. Когда же и почему оживляется Собакевич?

Учащиеся рассказывают, что Собакевич оживляется, когда дело дошло до торга из-за мертвых душ. Даже Чичиков удивился: «Откуда только взялась прыть и дар речи?».

6. Выразительное чтение по ролям сцены торга Собакевича с Чичиковым.

Учитель: Какие интересы и стремления Собакевича раскрываются в той сцене?

Ученик: Главная цель жизни Собакевича – нажива. Он готов торговаться чем угодно и за мертвую душу запрашивает сто рублей.

Учитель: А что интересует Собакевича?

Ученик: Собакевич любит поесть. У него чудовищный аппетит. (Приводят примеры, пересказывая эпизоды «Завтрак у полицмейстера», «Обед у Собакевича»).

Учитель: Следует подчеркнуть, что Собакевич не только не стыдится своего болезненного обжорства, а гордится этим. Он даже считает, что умение поесть – главное достоинство русского человека.
Разные бывают патриоты . Они дорожат историей своей страны, другой – культурой, третьему дороги военные победы родной страны. А Собакевич, как видите, патриот особого рода. Его нельзя назвать патриотом России – это патриот русского желудка.
В разговоре с Чичиковым Собакевич доказал себя хорошим хозяином.
Он хорошо знает деловые качества своих крестьян.
Сравните, как живут крестьяне у Собакевича и у Манилова?

Ученики: У Собакевича крестьяне живут в достатке, он заботится о том, чтоб они жили лучше.

(Пересказывают соответствующие эпизоды глав 2и 5)

Учитель: Можно ли из этих фактов сделать вывод, что Собакевич заботится о своих крестьянах?

Ученик: Гоголь сам в авторской характеристике указывает, что Собакевич «не обижает» крестьян, потому что это ему выгодно. Он дерет с крестьян три шкуры. Ему мало барщины, он по 500 рублей оброка требует с крестьянина.

Учитель: У Собакевича взгляды крепостника. Крестьяне для него – рабы , источник дохода, товар. Он упрекает Чичикова, что у него «душа человеческая все равно, что пареная репа», и тут же цинично добавляет: «Уж хоть три рублика дайте».
Но, может быть, столь жестоко Собакевич относится только к крепостным, а к людям своего круга – иное отношение?

Ученик : Собакевич ненавидит всех людей. Можно привести в пример отзыв Собакевича о чиновниках города. Собакевич – это кулак, он готов каждому наступить на ногу, зажать, задавить человека.

Учитель резюмирует: Вот каков духовный мир Собакевича: отсутствие всяких высоких стремлений и интересов, благородных чувств. Мир наживы, мир собственности убивает все прекрасное в человеке. Гоголь гиперболически рисует уродство и нелепость Собакевича, подчеркивая этим его мертводушие. ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРБОЛА? (давайте вспомним)

Класс под руководством учителя попытается назвать общие черты всех помещиков, записывая их на доске и в тетрадях:

а) низкий культурный уровень;
б) отсутствие интеллектуальных запросов;
в) стремление к обогащению;
г) жестокость в обращении с крепостными;
д) нравственная нечистоплотность;
е) отсутствие понятия о патриотизме.

8. Подведение итогов беседы. Решение проблемы

Учитель: Как бы вы теперь объяснили смысл названия поэмы?

Ученик: Гоголь называет мертвыми душами помещиков, у которых отсутствует прекрасные человеческие черты, чувства, стремления.

9. МЫ ПРОДОЛЖАЕМ РАБОТАТЬ НАД ОБРАЗАМИ ПОМЕЩИКОВ! Домашнее задание ПРОЧИТАТЬ ГЛАВУ 6. О ПЛЮШКИНЕ. (привести в порядок сравнительную таблицу о помещиках)

ОБРАЗ ПОМЕЩИКА СобакевичА В ПОЭМЕ Н.В.ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

Собакевич Михайло Семеныч – помещик, четвертый « продавец » мертвых душ. Само имя и внешность этого героя (напоминает « средней величины медведя », фрак на нем « совершенно медвежьего » цвета, ступает вкривь и вкось, цвет лица « каленый, горячий ») указывают на его могучесть его натуры. . ПОРТРЕТ

Характер Собакевича великолепно схвачен писателем и раскрывается не только во внешности, но и в его манере говорить, двигаться, во всем укладе его жизни.

Каждая вещь в доме Собакевича, начиная от "пузатого орехового бюро на пренелепых четырех ногах" и кончая последним стулом, удивительно тесно срослась со своим хозяином и, казалось, говорила: "Я тоже Собакевич. И я тоже очень похожа на Собакевича".

В доме С. на стенах висят картины, изображающие исключительно греческих героев, которые внешне похожи на хозяина дома. На С. похож и дрозд темного цвета в крапинку, и пузатое ореховое бюро (« совершенный медведь »). В свою очередь и сам герой тоже похож на предмет – ноги его как чугунные тумбы. С. – это тип русского кулака, крепкого, расчетливого хозяина. Крестьянам его живется неплохо, надежно. То, что природная мощь и деловитость превратились у С. в туповатую косность, скорее не вина, а беда героя. .

Для Собакевича характерно в высшей степени враждебное отношение ко всему, что связано с духовным началом в человеческой жизни. В его глазах просвещение, культура - все только выдумки, никому не нужные и вредные.

По твердому убеждению Собакевича, единственно важным делом жизни может быть только забота о собственном существовании и благополучии. Насыщение желудка у него при любых обстоятельствах (дома или в гостях - не важно) всегда стоит на первом плане.

Поза Собакевича в продолжение всего разговора с Чичиковым выдавала его звериную хватку хищника и стремительный бросок из засады добыче навстречу, когда она оказывается в пределах досягаемости.

СОБАКЕВИЧ живет исключительно в современности, в 1820-х гг. С высоты своей мощи ОН видит, как измельчала окружающая его жизнь. Во время торга он замечает: «… что это за люди? мухи, а не люди », куда хуже покойников. СОБАКЕВИЧ занимает одно из самых высоких мест в духовной « иерархии » героев, потому что у него, по мысли автора, много шансов на возрождение. От природы он наделен многими хорошими качествами.

Презентация составлена учащимся 9 «Б» класса МБОУ «Ульяновская СОШ» Лукояновского района Нижегородской области Горбуновым Владимиром. Преподаватель: учитель русского языка и литературы 1 категории Нестерова О.А. 10.02.2012 г.

Собакевич. Портрет «Человек здоровый и крепкий», которого природа «рубила со всего плеча»; весьма похож «на средней величины медведя»; «...казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и за­крыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».

Слайд 14 из презентации «Помещики в «Мёртвых душах»» . Размер архива с презентацией 607 КБ.

Литература 9 класс

краткое содержание других презентаций

«Тема любви у Бунина» - Любовь в произведениях Бунина. Тема любви. Капитанская дочка. Тема любви в творчестве И. Бунина. Глоссарий. Анализ произведений И.Бунина. Солнечный удар. Великое счастье. Дети. Счастье. Тема любви в рассказах И.А.Бунина. Тайна «Чаша жизни». Любовь.

«Паустовский «Простая клеёнка»» - Основные сюжетные элементы. «Алые паруса» Пиросмани. Любовь. Константин Паустовский «Простая клеенка». Алые паруса. Словесный тематический ряд. Простая клеенка. Жираф. «Мозаика» Кавказа. Повесть о жизни. Закончи предложения. Время в рассказе Паустовского. Лучшее платье. Счастье. День рождения Пиросмани. Клеенки Пиросмани. Музыкальность градации. О чем произведение Паустовского. Приобщение учащихся к творчеству.

«Анализ стихотворения «Утёс»» - Труды по этимологии. Группы слов. Морщина. Тема. Лингвистика (наука о русском языке). Группы слов по значению. Этимологический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утёс». Исконных слов в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Утёс» не оказалось. Исследуемая область. Индоевропейская языковая семья. Ночь. Происхождение слов. Части речи. Утес.

«Тема любви» - Тема вечной любви в произведениях русской и зарубежной литературы. М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Произведения о вечной любви. А. Куприн «Гранатовый браслет». И. Тургенев “Отцы и дети”. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Ромео и Джульетта. Стендаль «Красное и черное». Биография Стефани Майер. Роман «Новолуние».

«Сатира в повести «Собачье сердце»» - Сатирическое изображение хозяев нового времени. Трагическая судьба писателя. Чем отличается сатира от юмора. Смех над собой. Члены домкома. Пьеса “Ревизор”. Какое отношение сложилось к собаке. Средства сатиры. Профессор Преображенский. Викторина. Вспомните русских писателей и поэтов. Моменты. Персонаж романа «Мастер и Маргарита». Письменный стол М. А. Булгакова. Собачье сердце. Собаки. Учёная голова.

«Сказочники» - Отличительные черты сказок Европы. Ознакомление с биографиями Ш.Перро. Новый материал. Значение сказок. Великие сказочники Европы. Сказочники Европы и современный читатель. Сказка и сегодня нужна нам. Знание европейских сказок. Сказки Г.Х. Андерсена. Сказки Ш. Перро. Ганс Христиан Андерсен. Шарль Перро. Сказки Э.Т.А. Гофмана. Эрнст Теодор Амадей Гофман.

В продолжение темы:
Аксессуары

Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

Новые статьи
/
Популярные