Скачать презентацию война и мир. Презентация на тему "Л.Н. Толстой "Война и мир" ". «Я старался писать историю народа»

краткое содержание презентаций

«Война и мир» книга

Слайдов: 84 Слов: 8070 Звуков: 0 Эффектов: 0

Лев Толстой «Война и мир». Отечественная война 1812 года. Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму. Философские взгляды Толстого. Философия войны в романе. Толстой показывает войну двояко. Народный характер войны. От Немана до Смоленска. Описание переправы. Единство. Мысль народная. Патриотизм жителей Смоленска. Начало народной войны. Сражение за Смоленск. Патриотизм Болконских. Бунт богучаровских крестьян. «Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою». Оставление Москвы. Патриотизм Ростовых. «Все едут, вот и мы должны ехать». Можно понять графиню, когда она не желает дать подводы для раненых. - «Война и мир» книга.ppt

Лев Толстой «Война и мир»

Слайдов: 74 Слов: 13485 Звуков: 0 Эффектов: 149

Лев Николаевич Толстой. Толстой Лев Николаевич. Самоценность жизни. Вход в Ясную Поляну. Духовные искания. Жизненный путь князя Андрея. Наташа Ростова. Семья Ростовых. Духовные искания Пьера Безухова. Молодой человек. Речь Каратаева. Образ Марии Болконской. Старый князь Болконский. Исторические лица в романе. Наполеон I Бонапарт. Наполеон Буонапарте. Барклай-де-Толли. Время Отчественной войны. Голенищев-Кутузов. Кутузов закончил разработку плана окружения. Александр I. Бракосочетание пятнадцатилетней Луизы. Битвы. Шёнграбенский бой. Бородинское сражение. Сражение. Наполеон – кумир эпохи. - Лев Толстой «Война и мир».ppt

Книга Толстого «Война и мир»

Слайдов: 31 Слов: 2206 Звуков: 0 Эффектов: 16

12 июня силы Западной Европы перешли границы России. Войско одержало победу. В 1812-м году французами одержана победа под Москвой. Нравственная сила русского национального характера как причина победы. Толстой рисует следующие события Отечественной войны. Образ Кутузова в идейной направленности романа. 26 августа. Подлинная кульминация романа-эпопеи – Бородинское сражение. Книга Толстого «Война и мир». Панорама Бородинского сражения. Штурм батареи Раевского. Великое историческое событие. Историю творит самая могущественная сила в мире - народ. Никакие усилия французов не смогли сломить воли русских. - Книга Толстого «Война и мир».ppt

Война 1812 года «Война и мир»

Слайдов: 16 Слов: 670 Звуков: 0 Эффектов: 14

Война 1812 года в судьбах героев. Философия истории в романе «Война и мир». Ход истории. Мысль народная. Пьер. Переправа польских уланов. Война 1812 года «Война и мир». Бородинское сражение. Война 1812 года «Война и мир». Описание сражения. Настроение во французском лагере. Раненый князь Андрей. Композиционный центр романа. Князь Андрей. Отъезд Ростовых их Москвы. Домашнее задание. - Война 1812 года «Война и мир».ppt

Бородинское сражение «Война и мир»

Слайдов: 11 Слов: 491 Звуков: 0 Эффектов: 20

Бородинское сражение в истории. Историческое значение Бородинской битвы. Устремление на истребление французской армии. Победа под Бородином. Бородинское сражение. Бородинское сражение «Война и мир». Взгляд Льва Николаевича Толстого. Панорама народного сражения. Взгляд писателя. Бегство Наполеона. Сопоставительный анализ. - Бородинское сражение «Война и мир».ppt

История создания «Войны и мира»

Слайдов: 19 Слов: 636 Звуков: 0 Эффектов: 34

История создания романа «Война и мир». Работа над романом. Повесть. Современность глазами декабриста. Три поры. Миръ. Вселенная. Отсутствие войны. Художественные особенности романа. Произведение. Эпопея. Картины истории. Сцены семейные и исторические. Хронология романа. Исторический факт. Своеобразие художественных приемов. Принцип сопоставления и противопоставления. Принцип семейственности. Диалектика души. - История создания «Войны и мира».ppt

Патриотизм в «Войне и мире»

Слайдов: 15 Слов: 1256 Звуков: 0 Эффектов: 2

"Мысль народная" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир". Лев Николаевич Толстой. Что такое патриотизм. Что такое патриотизм по мнению писателя. Величие и простота жизни. Мысль народная. Патриотизм в «Войне и мире». Платон Каратаев. Истинная мудрость. Крепостничество. Патриотизм в «Войне и мире». Партизанские отряды. Лжепатриотизм. Философия Толстого о народе. Люди из народа. - Патриотизм в «Войне и мире».ppt

Шенграбенское сражение

Слайдов: 38 Слов: 1972 Звуков: 0 Эффектов: 15

Шенграбенское сражение. Анализ эпизода. Война и мир. Русские победили при Шенграбене. Что думают о войне 1805 герои романа. Почему идёт на войну князь Болконский. Что думает о войне Пьер. Война. Известие о войне. Изображение войны 1805 года. Первая картина войны. Итоги смотра. Участники. Сцепление эпизодов. Разговор солдат. Итог анализа эпизода. Размышляем. Князь Андрей. Важная в стратегическом отношении победа. Сложное, мучительное чувство раздвоенности. Расскажите о плане Кутузова. Жерков. Обратимся к тексту. О ком подумал Николай, испугавшись смерти, к кому обратился за помощью. - Шенграбенское сражение.ppt

Персонажи «Войны и мира»

Слайдов: 15 Слов: 1576 Звуков: 0 Эффектов: 0

Исторические и вымышленные персонажи в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Ф.М. Достоевский. Сложна жанровая структура толстовской книги. Атака русских кирасир под Бородиным. Фрагмент панорамы Бородинского сражения. Исторические персонажи. Вымышленные персонажи Наташа Ростова Андрей Болконский Пьер Безухов. Бородинское сражение. Оборона Смоленска. Но и русская армия потеряла убитыми и раненными 44 тысячи (в том числе 23 генерала). Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия. Военный совет в Филях, 1(13) сентября 1812 г. Но, когда уничтожится армия погибнет Москва и Россия». - Персонажи «Войны и мира».ppsx

Кутузов в «Войне и мире»

Слайдов: 15 Слов: 317 Звуков: 1 Эффектов: 3

Образ Кутузова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Война и мир. Кутузов. Наполеон Бонапарт. Александр I. Черты характера. Кутузов был гениальным полководцем. Проницательный ум. Князь Андрей. Количество пушек. Кутузов в «Войне и мире». Толстой о смерти Кутузова. Кутузов в «Войне и мире». Гениальный полководец. Спасибо за внимание. - Кутузов в «Войне и мире».pptx

Тема семьи «Война и мир»

Слайдов: 28 Слов: 962 Звуков: 1 Эффектов: 30

Война и мир. Мысль семейная. Тема урока. Индуктор. Что нужно для счастья. Семья. Что такое семья. Семь - я. Разрыв. Семья Ростовых. Болконские. Курагины. Жизненные принципы семьи Ростовых. Ростовы. Жизненные принципы семьи Болконских. Болконские. Жизненные принципы семьи Курагиных. Курагины. Социоконструкция. Что формируется в семье, по мнению Л.Н.Толстого. « Война и мир» глазами художников. Дементий Шмаринов. Д. Шмаринов. Д. Шмаринов. Д. Шмаринов. Д. Шмаринов. Д. Шмаринов. Рефлексия. - Тема семьи «Война и мир».ppt

Семья Ростовых

Слайдов: 22 Слов: 968 Звуков: 1 Эффектов: 1

Мир Наташи Ростовой

Слайдов: 18 Слов: 1412 Звуков: 0 Эффектов: 0

Любимая героиня Л.Н.Толстого. Аналитическая беседа. Предварительное домашнее задание. Творческое предварительное задание. Поиски автором портрета героини. Внутренний мир Наташи. Встреча с Наташей. Ночь в Отрадном. Чтение эпизода «У дядюшки». Падения и взлёты Наташи Ростовой. Мужчины в жизни Наташи. Наташа и Элен. Наташа и раненый князь Андрей. Наташа Ростова. Русский характер Наташи Ростовой. Женские образы романа. Образ Наташи в эпилоге. Выводы по образу героини. - Мир Наташи Ростовой.ppt

Семья Болконских

Слайдов: 9 Слов: 849 Звуков: 0 Эффектов: 0

Болконские – люди чрезвычайно деятельные. Семья Болконских. Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Болконские - истинные патриоты. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. Князь Николай Андреевич – человек, безусловно, незаурядный. Николай Андреевич. Андрей Болконский. Андрей Болконский – целеустремлённый человек, не лишённый честолюбия. В армии князя Андрея настигает разочарование. Марья Болконская. Николенька. Третье поколение Болконских – Николенька, сын Андрея. - Семья Болконских.pptx

Болконский «Война и мир»

Слайдов: 19 Слов: 541 Звуков: 2 Эффектов: 51

Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем. Цели. Проанализировать эпизод. Болконский участвовал в войне. Болконский «Война и мир». Небо Аустерлица. Болконский «Война и мир». Выводы. «Встреча» с Наполеоном после ранения на поле боя. Раньше князь боялся гения Наполеона. Вторая «встреча» с Наполеоном в госпитале. Вывод. Эпитеты, характеризующие Наполеона. Герой – мелочен. Представление князя Андрея о смысле человеческой жизни. Ничтожно не только величие, ничтожна и жизнь. Роль эпизода в развитии действия романа. Представление о пространственно- временной организации. Благодарю за внимание. - Болконский «Война и мир».ppt

Пьер Безухов и Андрей Болконский

Слайдов: 19 Слов: 2751 Звуков: 0 Эффектов: 0

Жизненные пути. Пьер Безухов. В салоне Анны Павловны Шерер. Дуэль с Долоховым. Состояние дуэлянтов перед поединком. Дуэль долго не начинается из-за неосознанности поступка. Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется. Встреча с Баздеевым. Решает облегчить участь крепостных. Пьер принимает участие в Бородинском сражении. Уничтожилась вера и в благоустройство мира. В финале романа мы видим счастливого человека. Андрей Болконский. Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения. Занятия Андрея Болконского. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея. Наполеон вступил в пределы России. - Пьер Безухов и Андрей Болконский.ppt

Фильм «Война и мир»

Слайдов: 11 Слов: 813 Звуков: 0 Эффектов: 0

Характеристика персонажей первого и второго плана романа «Война и мир». Война и мир. Людмила Савельева. Вячеслав Тихонов. Сергей Бондарчук. Николай Гринько. Олег Табаков. Ирина Губанова. Анастасия Вертинская. Борис Смирнов. Антонина Шуранова. -

Слайд 1

Лев Толстой
«Война и мир» 1 том

Слайд 2

1 урок. Важнейшие особенности Толстого-художника и мыслителя. «Война и мир». Смысл заглавия. Жанр. Композиция. Проблематика.
Толстой создал своё моральное учение на основе учения христианского, но освобождённое от элементов официальной церковности. Сущность своего учения он изложил в сочинении «В чём моя вера?», в котором объявил о своём разрыве с официальной церковью. Созданное им оригинальное вероучение имеет три главных направления: опрощение, нравственное самоусовершенствование и непротивление злу насилием (призыв к борьбе со злом любыми средствами, кроме одного – насилия). Отсюда утверждение двойного гуманизма: гуманизма не только целей, но и средств их достижения.

Слайд 3

Смысл заглавия романа «Война и мир»
Основой нравственной позиции Толстого стал идеал «простоты, добра и правды», высказанный им в 3 томе романа «Война и мир» при оценке Наполеона: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Ценность человека или события Толстой измерял степенью его близости к народной правде. Отсюда и главная мысль романа – « мысль народная»: «В «Войне и мире» я люблю мысль народную». Этим объясняется и смысл слов «война» и «мир» в заглавии романа. Мир – это не только перерыв между боями, это и крестьянский мир, община, которая стала идеалом Толстого, так как в ней не было социального принуждения, её отличало равенство, опирающееся на нравственные основы. Значит, второй смысл слова «мир» - равенство, единство людей, а «война» - это принуждение, неравенство, наличие власти, разобщённость, заставляющая людей воевать за свои корыстные интересы.

Слайд 4

Все герои Толстого принадлежат либо к партии «мира», либо к партии «войны»
Полюс «мира» в романе – это кутузовское и каратаевское начало, к которому тянутся все Ростовы, Болконские, Тушин, Тимохин, Василий Денисов, партизаны, простые солдаты и весь народ.
Высшим выражением «войны» является наполеоновское и курагинское начало. К «войне» относятся Друбецкие, Берг, всё окружение Александра I и Наполеона, штабные офицеры и светское дворянство.

Слайд 5

Два героя (князь Андрей и Пьер) жёстко не прикреплены ни к одному из полюсов. Они сквозь разочарования, духовные кризисы пробиваются от «войны» (в начале романа, где увлечены Наполеоном), к народной «простоте, добру и правде», то есть к «миру».

Слайд 6

«Война и мир» как роман-эпопея
Роман-эпопея – это особый жанр, сочетающий в себе черты и романа и эпопеи. Романное начало проявляется в постановке проблемы личности, её идейно-нравственных исканий, в изображении сложного жизненного пути главных героев. При этом судьбы героев показаны на широком фоне русской жизни. 2. Эпическое начало проявляется в изображении важнейшего события в национальной истории – Отечественной войны 1812 года. Поэтому особую значимость приобретает проблема изображения народа. Отсюда же – большое количество массовых сцен и действующих лиц (свыше 550). 3. Соединение этих двух начал достигается тем, что идейно-нравственные искания отдельных героев даны в тесной связи с национально-историческими событиями. Автор показывает, что найти смысл жизни возможно лишь в единении с народом.

Слайд 7

Эпопея Признаки жанра
1. В основе лежит важнейшее историческое событие, от которого зависит судьба целого народа (Отечественная война 1812 года). 2. Большое число действующих лиц различных сословий и классов. 3. Главный герой исторического романа - эпопеи – народ.

Слайд 8

Композиция
1. Чередование военных сцен с мирными: 1том. Война 1805-1807 годов за границей и мирная жизнь героев в России. 2 том. Отсутствие военных действий. Война представлена как борьба добра со злом за нравственные начала в человеке. 3 том. Война 1812 года. 4 том. Итоги нравственных исканий героев и партизанская война. Эпилог. Судьбы героев после войны 1812 года.

Слайд 9

2. Сопоставление героев по их внутренним качествам, взглядам, поведению. Например, в 1 томе 1 части – противопоставление салону Шерер семей Ростовых и Болконских. 3. Наличие авторских философских отступлений, посвящённых проблеме роли личности и народных масс в истории. 4. Наличие пейзажных зарисовок, разнообразных по своей функциональной роли. 5. Обилие массовых сцен.

Слайд 10

Композиция 1 тома
1 том – события 1805 года, когда Россия воевала с Австрией на её территории. 1 часть играет роль экспозиции. В ней заявлены многие темы романа: в чём состоит красота человеческой жизни, какую жизнь можно считать настоящей, осуждение высшей петербургской и московской знати, тема отношения к войне. Ключевые эпизоды: 1.Вечер в салоне А.П. Шерер. Петербург. (главы 1-6). 2. Борьба за наследство графа Безухова. Москва. (12-13, 18-21 главы). 3. Семья Ростовых. Именины (7-11, 14-17 главы). 4. Болконские. Жизнь в Лысых Горах (22-25 главы).

Слайд 11

1 том 2 -3 часть Изображение войны 1805-1807 годов «Эпоха наших неудач и нашего срама»
2 часть. Ключевые эпизоды: 1.Сцена смотра войск в Браунау (1-3 главы). 2. Изображение войны «в крови, в страданиях, в смерти». Сюжетная линия Николая Ростова (4, 8, 15,19 главы). 3. Шенграбенское сражение: Лжегероизм (Жерков, Долохов) и истинный героизм Тимохина и Тушина (15-17, 20-21 главы). Поведение князя Андрея, мечты о «Тулоне» (3, 12, 15-17, 20-21).

Слайд 12

3 часть Ключевые эпизоды
Аустерлицкое сражение: 1. Кутузов и император Александр (15-16 главы). 2. Николай Ростов в бою (13,17,18). 3. Подвиг князя Андрея и его разочарование в Наполеоне (11-12, 16, 19).

Слайд 13

Проблематика романа
1. Тема героической борьбы русского народа. 2. Проблема роли личности и народных масс в истории. 3.Тема войны и мира, антивоенная тема. 4. Проблема взаимоотношений народа и дворянского класса. 5. Проблема истинного и ложного героизма. 6. Проблема обличения бездуховности высшего светского общества, его антипатриотизма. 7. Проблема поиска смысла жизни. 8. Проблема настоящей жизни. Отсюда и частные нравственные проблемы: долга и чести, дружбы, любви и другие.

Слайд 14

Особенности психологизма в романе
Психологизм – подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира человека. При помощи психологизма Толстой раскрывает нравственные искания своих героев, процесс постижения ими смысла жизни. Для этого он использует разные приёмы. 1. Психологический анализ. Автор анализирует и объясняет причины того или иного психологического состояния героев. (чувства и переживания Андрея Болконского на Аустерлицком поле после ранения, восприятие Наташей оперы, впечатление Пьера Безухова от расстрела пленных). 2. Внутренний монолог. Автор передаёт поток мыслей и переживаний персонажа. (Пьер после дуэли с Долоховым, молитва Наташи, мысли Николая Ростова после атаки на французов). 3. «Диалектика души» (термин Чернышевского). Толстой одним из первых стал изображать внутренний мир человека в движении, динамике, раскрывая непрямые и часто нелогичные связи между мыслями, представлениями, воспоминаниями. (Психологическое состояние Пьера в Торжке перед встречей с Баздеевым, мысли Наташи после встречи с Анатолем в опере). 4. Психологические детали (чаще – портрет, через который раскрывается внутреннее состояние души человека). 5. Сны (А. Болконский перед смертью), пограничные состояния сознания (бред Николая Ростова после ранения).

Слайд 15

Домашнее задание 1 том, 1 часть
3 апреля. 2 урок. Семинар. Работа в группах. (Том 1, часть1) Знакомство с героями. Критическое изображение высшего света в романе. Мысль семейная в романе. Какую жизнь Толстой считает настоящей? 1 группа. Критическое изображение высшего света в романе. Салон А.П.Шерер. 2 группа. Критическое изображение высшего света в романе. Семейство Курагиных. 3 группа. Семейство Ростовых. Именины у Ростовых. 4 группа. Андрей Болконский. Семейство Болконских. Имение Лысые Горы.

Слайд 16

2 -3 уроки. Какую жизнь Толстой считает настоящей?

Слайд 17

Критическое изображение высшего светского общества
Толстой не принимает и сурово осуждает людей, цель которых – карьера, богатство, корыстное политиканство, власть, жестокость и способность к убийству. Этих людей он относит к миру войны. Для их разоблачения он вырабатывает свой метод – «срывание всех и всяческих масок». Так, внешне мы видим в салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. А внутренне это фальшивые люди, их разговоры и поведение лицемерны. Например, князь Василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об устройстве сына. Скрывая корыстные намерения, он говорит, « как заведённыё часы», «как актёр говорит слова старой пьесы». У всех гостей «улыбка сливалась с неулыбкой». Постоянно звучащая французская речь подчёркивает оторванность знати от народа, его интересов, культуры, языка. Хозяйку салона Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской, подчёркивая автоматизм всего происходящего, отсутствие искренности, простых человеческих чувств.

Слайд 18

«Приличьем стянутые маски»…
Люди «войны» могут быть опасны, если нужно защитить свои корыстные интересы. Это проявляется в эпизодах борьбы за наследство старого графа Безухова. В борьбе за завещание (за мозаиковый портфель) раскрывается истинное лицо князя Василия, что выражено через портретную характеристику: «Щёки его начали нервически подёргиваться, придавая его лицу неприятное выражение, какое никогда не показывалось на лице, когда он бывал в гостиных». Пьер видит «озлобленное, потерявшее всё приличие лицо княжны». Маски сорваны, суть обнажена.

Слайд 19

«Людям войны» Толстой противопоставляет «жизнь сердца» Ростовых и «жизнь ума» Болконских. В салоне Шерер лишь два живых человека – Пьер и князь Андрей. Появление Пьера пугает хозяйку салона, в нём было нечто «не свойственное месту». Что именно? «Этот страх мог относиться только к тому умному и вместе с тем естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной». Толстой подчёркивает и его особую улыбку: «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно, исчезало серьёзное лицо и являлось другое, детское, доброе».

Слайд 20

Истинную цену свету знает Андрей Болконский. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот тот заколдованный круг», из которого он хочет вырваться. Поэтому идёт на войну: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!» Оба они, Пьер и князь Андрей, увлечены Наполеоном, считают его великим человеком.

Слайд 21

«Жизнь сердца» Ростовых
«Луч света проникает в гостиную вместе с этим молодым поколением»

Слайд 22

«Жизнь сердца» Ростовых
Искренность Ростовых противопоставлена искусственной жизни света. Два приёма (у Шерер и на именинах двух Наталий) различны во всём. В салоне - обряд приветствия никому не нужной тётушки, у Ростовых – «благодарность всем без исключения». Естественность, отсутствие фальши, чистота внутреннего мира, близость к народу проявляется в ряде сцен. Какой мы видим в этих сценах Наташу Ростову?

Слайд 23

Она живёт чувствами, и это пока прекрасно
Наташе 12 лет. Она олицетворение естественности, счастья, влюблённости, искренности и своеволия. Портретные детали подчёркивают это: эпитеты передают её внутреннее ощущение счастья («зарумянившаяся», «оживлённая», «у неё звонкий смех»). Её отличает сердечная отзывчивость (плачет вместе с Соней). И при этом она делает «бог знает что», то, что прощается в детстве, но может принести беду по мере взросления (целуется с Борисом, громко спрашивает, какое будет пирожное). Непосредственность переживаний, Ликующая радость жизни не оставляют места для размышлений. Позже Пьер о ней скажет; «Она не удостаивает быть умной».

Слайд 24

«Она не удостаивает быть умной»

Слайд 25

«Жизнь ума» Болконских
Есть ещё один способ уйти от пустой, лицемерной жизни света. Это размеренная, осмысленная жизнь ума и души. Так живут в Лысых Горах Болконские. Это «особая порода» людей. Всех их отличает невысокий рост, определённые и сухие черты, главное – сходство глаз, которые светятся умом и добротой, «непривычным блеском», у княжны Марьи – «лучистые». Их связывает глубокая работа мысли, высокий интеллект, склонность к умственной деятельности, глубина душевного мира, гордость, аристократизм.

Слайд 26

Домашнее задание 1 том 2 часть
1 группа. Анализ эпизода (1-3 главы). Как смотр войск при Браунау характеризует Кутузова-полководца и человека? Как раскрывается отношение народа к войне? 2 группа. Изображение войны «в крови, в страданиях, в смерти». Сюжетная линия Николая Ростова (4, 8, 15,19 главы). 3 группа. Как изменился на войне А. Болконский? Чем отличается от других штабных офицеров? Как относятся к нему Кутузов и офицеры? (3, 9, 12 главы). Как проявляется в нём наполеоновское начало? 4 группа. С какой целью Кутузов предпринял Шенграбенское сражение? Как решается тема истинного и ложного героизма? Сравните поведение солдат, штабных офицеров, князя Андрея, Тушина, Тимохина, Долохова во время сражения. Проследите поведение капитана Тушина перед боем, в бою и после него. Каким увидел его князь Андрей? Что понял он? 5 группа. О чём мечтал А. Болконский накануне Шенграбенского сражения? Какие его представления оказались ошибочными? (3,12, 15-17, 20-21 главы).

Слайд 27

Кутузов и Наполеон у Толстого олицетворяют два коренных человеческих типа, две концепции жизни, о конфликте которых и написан роман

Слайд 28

Шенграбенское сражение Кутузов – полководец и человек
Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической деятельности Наполеона. В сцене смотра войск при Браунау мы видим, что русская армия не готова к войне и цели её непонятны простым солдатам. Цель Кутузова – сберечь своих солдат, убедить австрийских генералов в том, что русская армия не готова идти на соединение с армией генерала Мака. Кутузов, который, как сказано в предыдущей главе, “намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему”. И действительно, Кутузов, “поглядывая на обувь, несколько раз грустно покачивал головой и указывал на неё австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо”.

Слайд 29

Единство главнокомандующего и армии
Каким видим Кутузова? У него тяжёлая походка, слабый голос, пухлое, изуродованное раной лицо. Он отрицательно относится к войне на чужой территории и стремится удержать армию от сражений. Толстой неоднократно подчёркивает близость главнокомандующего и людей “из рядов” - Тимохина (“Ещё измаильский товарищ”), “офицеров, которых он знал по турецкой войне”, а иногда и солдат, которым Кутузов, проходя по рядам, говорил “по нескольку ласковых слов”. И разговор солдат после смотра (“Как же сказывали, Кутузов кривой, об одном глазу? - А то нет! Вовсе кривой. - Не... брат, глазастее тебя. Сапоги и подвёртки - всё оглядел...”), и песня, радовавшая Кутузова, - всё подтверждает единство главнокомандующего и армии - ещё более важное в 1812 году.

Слайд 30

Антивоенная тема в романе Николай Ростов «И зачем я пошёл сюда!»
Отрицательное отношение Толстого к войне выражено через пейзажные зарисовки, через сцену мирного общения русских и французских солдат перед боем, через восприятие войны Николаем Ростовым, пока ещё невоенным человеком (для него это первый бой). Что чувствовал Ростов в первом сражении? Что он видел? Он видел небо, солнце: «Как хорошо показалось небо, как глубоко, спокойно и глубоко!» И это небо выше и важнее происходящего сейчас на земле: бессмысленных убийств, жертв, неизвестно во имя чего приносимых. В начале боя он думает о наслаждении атаки («Ох, как рубану его!»), когда же его хотят убить, он приходит в ужас: «Не может быть, чтобы они хотели убить меня». Вот он, раненый, сидит на лафете и понимает, что не создан для убийств: «И зачем я пошёл сюда!»

Слайд 31

Шенграбенское сражение – символ мужества русских
Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России. Для обеспечения этого Кутузов отправил на Венско - цнаймскую дорогу отряд Багратиона, героические действия которого спасут армию. Цели этого сражения понятны солдатам, по-этому, не задумываясь, они готовятся к бою: «Четырёхтысячный отряд Багратиона, весело раскладывая костры, сушился, обогревался, и никто из людей отряда не знал и не думал о том, что предстояло ему».

Слайд 32

«Еду для того, чтобы спасти армию» Андрей Болконский в Шенграбенском сражении
«Я иду на войну, потому что эта жизнь, которую я веду здесь,– не по мне», - говорит Болконский Пьеру. Наряду с желанием вырваться из «заколдованного круга» он мечтает о своём Тулоне, о подвиге, который прославит его: «Вот, он, тот Тулон, который выведет его из ряда неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе!» Он адъютант Кутузова, и чувство ответственности за судьбу армии («мы не лакеи, которым нет дела до господского дела») отличает его от штабных офицеров, ищущих лёгкой карьеры и наград. В самые трудные моменты он стремится быть полезным. Из Брюнна едет «спасать армию». Со спокойным мужеством находится на самых опасных участках Шенграбенского боя. Встреча с Тушиным до боя и на его батарее, а затем после боя и в штабе Багратиона заставила его увидеть настоящий героизм и воинский подвиг в истинном свете.

Слайд 33

«Надо быть ближе к солнцу»
Князь Андрей считал, что подвиг мог совершить только человек, занимающий высокое официальное положение или имеющий героическую внешность. Но маленький, неказистый и косноязычный Тушин опроверг своим мужеством это ошибочное представление. Это новое знание оскорбляет его самолюбие. Почему? Тушин, только что совершивший подвиг, не может защитить себя перед начальством. Он был бы строго наказан, если бы не вмешательство Князя Андрея. Выйдя из штаба и распрощавшись с Тушиным, князь Андрей не мог подавить в себе презрение к нему. Он болезненно переживает любое прикосновение к прозе жизни. Его влечёт только выдающееся, исключительное (Кутузов, Наполеон). Недаром он говорит: «Надо быть ближе к солнцу». В этот период жизни Болконский переживает свой первый душевный кризис, когда понимает ошибочность своих представлений о подвиге и людях, его совершающих.

Слайд 34

Истинное и ложное
Один из главных пороков современной цивилизации, по мысли Толстого, в широком распространении ложных понятий. В связи с этим проблема истинного и ложного становится одной из ведущих в произведении. Как же отличить истинное от ложного? Для этого у Толстого есть два критерия: истинное исходит из глубины души человека и выражается просто, без позы и «игры на публику». Ложное, наоборот, порождено низменной стороной человеческой натуры и всегда ориентировано на внешний эффект. Что же подразумевает Толстой под понятием «ложный героизм»?Пока человек хочет совершить подвиг прежде всего для того, чтобы его заметили, и мечтает о подвиге непременно красивом, это, по Толстому, ещё не настоящий героизм. Истинный героизм возникает тогда, когда человек думает не о себе, а общем деле и не заботится о том, как он выглядит со стороны.

Слайд 35

Тема истинного и ложного героизма
Истинным героем в сражении показан капитан Тушин. В его облике автор стремится увидеть неуставное, человеческое, поэтому во внешности его нет ничего героического: «В его фигурке было что-то особенное, совершенно невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Перед боем он говорит, что боится смерти, в бою же «Тушин не испытывал ни малейшего чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Он самостоятельно принимает решения: «Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять… решил, что хорошо бы зажечь деревню». В результате именно он со своей батареей остановил движение французов в центре сражения.

Слайд 36

Мужество, героизм, самоотверженность Тушина и его батареи показаны как естественное поведение на войне истинных героев. После боя, в сцене подведения итогов в штабе, он опять «маленький», боящийся начальства человек, избежавший наказания благодаря вмешательству Болконского, оценившего его подвиг: «Успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой».

Слайд 37

«Успехом дня мы обязаны более всего… геройской стойкости капитана Тушина и его роты»

Слайд 38

Истинным героем является и Тимохин, который в сцене смотра войск при Браунау выглядел весьма неприглядно: «Лицо капитана выражало беспокойство школьника, которому велят сказать не выученный им урок. На красном (очевидно, от невоздержания) лице выступали пятна, и рот не находил положения». Во время же боя он «с одною шпажкой набежал на неприятеля». «Это была рота Тимохина, которая одна в лесу удерживалась в порядке…и неожиданно атаковала французов».
Награды не достаются ни Тушину, ни Тимохину, награды получают Жерковы и Долоховы. Жерков храбр перед начальством, в бою труслив. Он отправлен на батарею Тушина, чтобы передать приказ об отступлении: « Жерков, бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему. На него нашёл непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно».

Слайд 39

К лжегероям относится и Долохов, для которого война – способ вернуть звание после того, как он был разжалован в рядовые. В сцене смотра войск он обращается к Кутузову: «Прошу дать мне случай загладить мою вину и доказать мою преданность государю императору и России». В сражении он проявляет храбрость, преследуя те же эгоистические, карьерные цели: «Мною взят в плен офицер… Я остановил роту. Прошу запомнить, ваше превосходительство. Рана штыком, я остался во фронте».

Слайд 40

Истинный героизм проявляют на войне прежде всего простые люди – солдаты, капитан Тушин, капитан Тимохин и другие. «Простота, добро и правда» - главные критерии отличия истинного от ложного в «Войне и мире».

Слайд 41

тест
Часть 1 Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1 – B7; C1 – С3. Солдаты, большей частью красивые молодцы (как и всегда в батарейной роте, на две головы выше своего офицера и вдвое шире его), все, как дети в затруднительном положении, смотрели на своего командира, и то выражение, которое было на его лице, неизменно отражалось на их лицах. Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось всё веселее и веселее.

Слайд 42

Ему казалось, что уже очень давно, едва ли не вчера, была та минута, когда он увидел неприятеля и сделал первый выстрел, и что клочок поля, на котором он стоял, был ему давно знакомым, родственным местом. Несмотря на то, что он всё помнил, всё соображал, всё делал, что мог делать самый лучший офицер в его положении, он находился в состоянии, похожем на лихорадочный бред или на состояние пьяного человека.

Слайд 43

Из-за оглушающих со всех сторон звуков своих орудий, из-за свиста и ударов снарядов неприятелей, из-за вида вспотевшей, раскрасневшейся, торопящейся около орудий прислуги, из-за вида крови людей и лошадей, из-за вида дымков неприятеля на той стороне (после которых всякий раз прилетало ядро и било в землю, в человека, в орудие или в лошадь), – из-за вида этих предметов у него в голове установился свой фантастический мир, который составлял его наслаждение в эту минуту. Неприятельские пушки в его воображении были не пушки, а трубки, из которых редкими клубами выпускал дым невидимый курильщик.

Слайд 44

– Вишь, пыхнул опять, – проговорил Тушин шепотом про себя, в то время как с горы выскакивал клуб дыма и влево полосой относился ветром, – теперь мячик жди – отсылать назад. – Что прикажете, ваше благородие? – спросил фейерверкер, близко стоявший около него и слышавший, что он бормотал что-то. – Ничего, гранату... – отвечал он. «Ну-ка, наша Матвевна», – говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя, старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий. Красавец и пьяница первый нумер второго орудия в его мире был дядя; Тушин чаще других смотрел на него и радовался на каждое его движение.

Слайд 45

Звук то замиравшей, то опять усиливавшейся ружейной перестрелки под горою представлялся ему чьим-то дыханием. Он прислушивался к затиханью и разгоранью этих звуков. «Ишь, задышала опять, задышала», – говорил он про себя. Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.

Слайд 46

– Ну, Матвевна, матушка, не выдавай! – говорил он, отходя от орудия, как над его головой раздался чуждый, незнакомый голос: – Капитан Тушин! Капитан! Тушин испуганно оглянулся. Это был тот штаб-офицер, который выгнал его из Грунта. Он запыхавшимся голосом кричал ему: – Что вы, с ума сошли? Вам два раза приказано отступать, а вы... «Ну, за что они меня?...» – думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника. – Я… ничего… – проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. – Я…

Слайд 47

Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его, нырнув, согнуться на лошади. Он замолк и только что хотел сказать еще что-то, как еще ядро остановило его. Он поворотил лошадь и поскакал прочь. – Отступать! Все отступать! – прокричал он издалека. Солдаты засмеялись. (Л.Н. Толстой «Война и мир»)

Слайд 48

При выполнении заданий В1 – В2 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

Слайд 49

B3 Какое название Н.Г. Чернышевский дал художественному открытию Толстого, отобразившего «текучесть» внутренней жизни человека, ее изменчивость? Ответ: _________________________________________ . B4 Выпишите из 3 абзаца фрагмента слово, которым автор обозначает необычное состояние героя, его внутреннее видение и чувствование происходящего. Ответ: _________________________________________ . B5 Назовите средство художественной изобразительности, с помощью которого автор характеризует поведение солдат батареи во время боя (см. 1 абзац фрагмента). Ответ: _________________________________________ .

Слайд 50

B6 Какой прием использует автор, сопоставляя различные проявления Тушина: его внутреннее отождествление себя с «мощным мужчиной» и страх перед начальством? Ответ: _________________________________________ . B7 Как называется выразительная подробность в произведении, несущая важную смысловую и идейную нагрузку (например, старинная пушка, прозванная Тушиным «Матвевной»)? Ответ: _________________________________________ .

Слайд 51

Для выполнения заданий С2 – С3 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений. C2 Сформулируйте главную тему фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание одного из исследователей: «Тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем “реальный”, видимый Тушин». Демонстрационный вариант ЕГЭ 2008 г. ЛИТЕРАТУРА, 11 класс. © Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (2008 - 7) C3 В каких произведениях русской классики ставятся проблемы, близкие проблематике приведенного эпизода, и как они перекликаются с толстовской «мыслью народной»?

Слайд 52

С-2
В эпизоде звучит тема истинного, непоказного героизма. Такой героизм проявляют капитан Тушин и солдаты его батареи, сумевшие остановить движение французов в центре сражения. «Реальный, видимый» Тушин - человек маленького роста, неприметный, боящийся начальства («Ну, за что они меня?...» – думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника). – Я… ничего… – проговорил он, приставляя два пальца к козырьку. – Я…). В бою «он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра». Приём контраста подчёркивает, что «тот, богатырский Тушин, каким он воображает себя, является более настоящим, чем “реальный”, видимый Тушин». С такой оценкой героя нельзя не согласиться, потому что, не ощущай себя Тушин богатырём, не победить ему французов.

Слайд 53

Ответы
В1 Шенграбенское В2 Болконский В3 диалектика души В4 наслаждение В5 сравнение В6 контраст антитеза

Слайд 54

Аустерлицкое сражение
1 том 2 -3 часть (11-19 главы). Изображение войны 1805-1807 годов («Эпоха наших неудач и нашего срама»). 1. Кутузов и император Александр (15-16 главы). 2. Николай Ростов в бою (13,17,18). 3. Подвиг князя Андрея и его разочарование в Наполеоне (11-12, 16, 19).

Слайд 55

Аустерлицкое сражение
Это сражение трёх императоров, цели его непонятны простым солдатам. Толстой считал, что сражение, не имеющее высокого нравственного стимула, будет проиграно. И личная воля отдельных людей, в том числе и Кутузова, не может изменить ход событий. Кутузов отрицательно относится к сражению: он считает, что нужно или отступать, или подождать подкрепление из России. Он предсказывает результат сражения: «Я думаю, что сражение будет проиграно». На военном совете он не предлагает свой план сражения, он просто спит, зная, что бессилен что-либо изменить. Русско-австрийскую армию Толстой называет «толпой»: «толпы бежали назад», «войска бежали густой толпой». Кругом «туман», туманны и распоряжения командиров.

Слайд 56

«Что делают! Что делают? – бормотал про себя Кутузов. – Что же это?»
За бездарность императоров расплачиваются солдаты и офицеры действующей армии. Вот Ростов узнаёт, что из «всей массы огромных красавцев людей (кавалергардов) после стычки осталось только осьмнадцать человек». Потом он увидел, что «на поле, как копны на хорошей пашне, лежало человек 10-15 убитых, раненых на каждой деятине места». Гибнут сотни бойцов на узкой плотине. Весь этот ад возник по вине человека «с прекрасным счастливым лицом и ласковым голосом». После поражения Александр 1 выглядит уже иначе: «Государь был бледен, щёки его впали и глаза ввалились», «заплакав», он «закрыл глаза рукой».

Слайд 57

Внутренне схож с русским императором и Наполеон. У обоих на лицах перед сражением – счастье. Их роднит ребяческое легкомыслие по отношению к армии, народу. В письме Наполеон обращается к Александру со словами: «Государь, брат мой». Они братья по духу и по цели, они строят своё счастье на несчастье других. Так обнаруживается главнейшая мысль 1 тома – мысль о ничтожности тех, кто живёт собой, своим счастьем, построенном на несчастье других.

Слайд 58

«Всё отдам за минуту славы!» (Андрей Болконский)

Слайд 59

«Вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он». «Хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими.. Одного этого я хочу, для одного этого я живу».
В это же время Наполеон, глядя на солнце, выплывающее из тумана, видел, как оно осветит поле его торжества. И он тоже не думал о том, что его торжество будет следствием страданий и гибели людей. Стремясь к славе, князь Андрей действительно совершает подвиг, со знаменем в руках он поднимает солдат в атаку: «Вот оно! – думал князь Андрей, охватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно, направленных против него... Он побежал вперёд с несомненной уверенностью, что весь батальон побежит за ним. Действительно, он пробежал один только несколько шагов…Весь батальон с криком»ура!» побежал вперёд и обогнал его».

Слайд 63

Для Толстого же война - кровь и грязь, боль и вынужденное убийство себе подобных, "противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие". К этой правде ведет он своего героя (и читателей) через все хитросплетения военной кампании 1805 года, через поле Аустерлица. В стремлении князя Андрея самореализоваться "по образу и подобию" кумира, повторить его путь Толстому ненавистно все: и сам кумир, и желание сбыться в чужой судьбе. И тогда к князю Андрею приходит ошеломляющее прозрение.

Слайд 64

«Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба"
И перед глазами князя Андрея раскроется чистое высокое небо - символ истины. И отрывистые, резкие фразы, порожденные сумятицей сражения, сменяются величавым, медленным и глубоким повествованием: "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались... совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба". Что же включает князь Андрей в это «всё»? (Суета, ложь, борьба тщеславий, бессмысленность войны, увлечение Наполеоном). Взамен былого кумира он обретает высокие и вечные ценности, которых не знал прежде: счастье просто жить, возможность дышать, видеть небо, быть.

Слайд 65

(2 том) Какую жизнь Толстой называет мирной и настоящей и почему рушится «мир» к концу 2 тома?
Духовные искания Пьера Безухова (пересказ-анализ глав: 1 часть 4-6 главы; 2 часть 1-4, 10 главы; 3 часть 7 глава). 1. Каким видим Пьера в сценах ссоры и разрыва с женой, в сцене дуэли с Долоховым? 2. Что привело Пьера в общество масонов? Какую деятельность ведёт он в нём? Каковы причины разочарования?

Роман «Война и мир». История создания, проблематика, жанр и композиция.

  • Я старался писать историю народа…
  • Л. Н. Толстой
  • История создания
  • работа над романом в течение 6 лет – с 1963 по 1869 годы (исследование документов, архивов, исторических книг, встречи с ветеранами, участниками Отечественной войны 1812 года, посещение Бородинского поля)
  • Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из ссылки декабрист
  • Затем - Петр Кириллович Безухов,
  • 1825 год, «эпоха заблуждений и несчастий героя»;
  • 1812 год, молодость декабриста, славная эпоха для России.
  • Количество действующих лиц: более 600
  • Время действия в романе «Война и мир»: 15 лет (с 1805 по 1820 год)
  • События происходят в Москве, Петербурге, в дворянских поместьях, за границей, в Австрии
  • «Мне было совестно писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама… Я намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов…» (Л. Н. Толстой)
  • История создания
  • Первоначальные заглавия: «Три поры», «1805 год», «Все хорошо, что хорошо кончается»
  • Первоначальная задумка – повесть «Декабристы» (Петр Иванович Лабазов – возвратившийся из 30-летней ссылки декабрист)
  • Смысл названия
  • «Война и мир»
  • Смысл названия
  • В дореволюционной России два слова: МИРЪ и МIРЪ
  • Из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля:
  • МИРЪ – отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, приязнь, дружба, доброжелательство; тишина, покой, спокойствие
  • МIРЪ – одна из земель Вселенной; наша земля, земной шар, свет; все люди, весь род человеческий; община, общество крестьян; жизнь в мирских заботах, суетность
  • МИР 1. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная; объединенное по каким-либо признакам человеческое общество, общественная среда, строй и др.
  • МИР 2. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны; согласие воюющих сторон; спокойствие, тишина
  • ВОЙНА:
  • Вооруженная борьба между государствами или народами, между общественными классами внутри государства;
  • Борьба, враждебные отношения с кем-либо или чем-либо
  • В современном русском языке:
  • Смысл названия
  • Понимание - непонимание
  • Любовь - неприязнь
  • Доброта - холодность
  • Искренность - лживость
  • Жизнь - смерть
  • Разрушение - созидание
  • Гармония - диссонанс
  • Военные действия, сражения, непонимание, вражда, разъединение людей
  • Жизнь народа без войны, общность, единение людей
  • Смысл названия
  • «Война и мир»
  • Проблематика романа
  • Поднято множество проблем философского характера: смысл жизни, роль личности в истории, соотношение свободы и необходимости, ответственности, подлинное и ложное в жизни человека, «мысль народная», «мысль семейная»
  • Два основных конфликта:
  • борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона);
  • борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова и Н. Ростова, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество)
  • «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось»
  • Л. Н. Толстой
  • Жанр и
  • композиция романа
  • В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Роман-эпопея (от греч. epopoija, от epos – повествование и poieo – творю):
  • Древняя эпопея – разновидность фольклора, опирающаяся на мифологические предания и представления о жизни («Илиада», «Одиссея», «Махабхарта», «Калевала»)
  • Самый крупный (не ограниченный в объеме) повествовательный жанр литературы; роман или цикл романов, изображающий большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости; самая монументальная форма эпического рода литературы. Эпопея изображает события, в которых решаются судьбы нации, народа всей страны, отражает жизнь и быт всех слоев общества, их мысли и чаяния
  • («Тихий Дон» М. Шолохова,
  • «Живые и мертвые» К. М. Симонова)
  • «Война и мир» как роман-эпопея имеет такие признаки:
  • совмещение рассказа об общенациональных событиях с рассказом о судьбах отдельных людей.
  • описание жизни Российского и Европейского общества девятнадцатого века.
  • имеют место изображения различных типов характеров всех социальных пластов общества во всех проявлениях.
  • в основе романа – грандиозные события, благодаря, которым автор изобразил основные тенденции исторического процесса того времени.
  • совмещение реалистических картин жизни 19 века, с философскими рассуждениями автора про свободу и необходимость, роль личности в истории, случайность и закономерность и т.п.
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Композиция – построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов)
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Роман построен по принципу «сцеплений»:
  • сюжет разветвленный, сюжетные линии стянуты к единому центру – Бородинскому сражению
  • Историческая основа романа
  • В романе описываются три этапа войны России с Францией.
  • В первом томе изображены события 1805 г., война России в союзе с Австрией и на ее территории.
  • Во втором – 1806-1807 гг., российские войска находились в Пруссии;
  • Третий и четвертый тома
  • посвящены Отечественной
  • войне 1812 г. в России.
  • В эпилоге действие происходит
  • в 1820 г.
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Система образов в романе: в центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных)
  • Первичными для характеристики образов у Толстого считаются два критерия:
  • Отношение к Родине и родному народу.
  • Моральное состояние героев, т.е. духовная жизнь или духовная смерть.
  • Жанр и
  • композиция романа
  • Важнейшие художественные приемы в романе:
  • основной прием – антитеза;
  • приемы «отстранения», авторской характеристики;
  • диалоги, монологи, внутренние монологи;
  • художественная деталь, образы-символы
  • Принципиально новое решение организации художественного времени и пространства в романе

Слайд 2

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.

Все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребёнка до последней вспышки чувства умирающего старика, все горести и радости, доступные человеку,- всё есть в этой картине!Критик Н. Страхов.

Слайд 3

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

  1. Встреча с Пущиным и Волконским
  2. Роман «Война и мир»
  3. Восстание на Сенатской площади
  4. Повесть «Декабристы»
  5. Отечественная война
  6. Война с Наполеоном в союзе с Австрией
  • Слайд 4

    «Я старался писать историю народа»

    • 1857 г. – после встречи с декабристами Л.Н.Толстой задумал роман об одном из них.
    • 1825 г. – «Невольно от настоящего я перешёл к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя»
    • 1812 г. – «Чтобы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой 1812 г.»
    • 1805 г. – «Мне совестно было писать о нашем торжестве, не описав неудач и нашего срама».

    Вывод: накопился огромный материал об исторических событиях 1805 – 1856 г.г. и замысел романа изменился. В центре оказались события 1812 г., и героем романа стал русский народ.

    Слайд 5

    «Война и мир» (1805 – 1820)

    • I том 1805
    • II том 1806 – 1811
    • III том 1812
    • IV том 1812 – 1813
    • Эпилог 1820
  • Слайд 6

    Л. Н. ТОЛСТОЙ «Война и мир». Историческая основа романа

    Первый – второй тома. Русско-австро-французская война 1805 года.

    Война между коалицией европейских держав (Великобритания, Россия, Австрия, Швеция) и наполеоновской Францией. Союзники ставили своей целью изгнать французские войска с захваченных ими территорий и восстановить дореволюционные порядки во Франции. Главная роль в войне возлагалась на Австрию и Россию. Наполеон, получив известие о том, что австрийские войска 27 августа вступили в Баварию, искусным маневром своих главных сил окружил армию Макка и принудил её к капитуляции. Русские войска, прибывшие 29 сентября в Браунау, оказались в тяжёлом положении и были вынуждены начать отход вдоль правого берега Дуная. Наполеон попытался окружить русские войска в районе Санкт-Пельтена. Но Кутузов, разгадав замысел противника, переправился через Дунай раньше подхода французов и нанёс сокрушительный удар. 4 ноября отряд Багратиона в Шенграбенском бою отразил атаки 30-тысячного авангарда французских войск и обеспечил соединение главных сил с австрийскими войсками. 20 ноября в Аустерлицком сражении союзные войска были разбиты. Австрия вышла из войны и подписала с Францией сепаратный мир. Русские войска были отведены в Россию.

    Третий – четвёртый тома. Отечественная война 1812 года.

    Освободительная война России против наполеоновской агрессии. Вторжение войск наполеона было вызвано обострением русско-французских экономических и политических противоречий, фактическим отказом России от Континентальной блокады.

    Основные события 1812 года:

    • 12 июня – переход французской армии через Неман (силы сторон к началу Отечественной войны: французы - около 610 тыс. человек; русские - около 240 тыс. человек);
    • 4-6 августа – Смоленское сражение, неудачная попытка наполеона разгромить основные силы русских войск;
    • 8 августа – назначение главнокомандующим М.И.Кутузова;
    • 28 августа – Бородинское сражение;
    • 1 сентября – военный совет в Филях, решение Кутузова оставить Москву; вступление французских войск в Москву;
    • 2-6 сентября – пожар Москвы;
    • Сентябрь-октябрь – Кутузов проводит Тарутинский марш-маневр, вынуждает французов уйти из Москвы и отступать по Старой Смоленской дороге; развёртывается партизанская война;
    • 14-16 ноября – сражение при Березине;
    • Ноябрь-декабрь – гибель французской армии;
    • 14 декабря – изгнание остатков «великой армии» из России.
  • Слайд 7

    Жанр романа

    • «Что такое «Война и мир»? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». (Л.Н.Толстой)
    • «..Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника, это хроника семейная…это быль, и быль семейная» (Н.Страхов)
    • «Оригинальное и многостороннее произведение, соединяющее в себе эпопею, исторический роман и очерк нравов» (И.С.Тургенев)
  • Слайд 8

    Роман-эпопея

    Роман-эпопея

    «Романные» признаки: развитие сюжета, в котором есть завязка, развитие действия, кульминация, развязка – для всего повествования и для каждой сюжетной линии в отдельности; взаимодействие среды с характером героя, развитие этого характера.

    Признаки эпопеи – тема(эпоха больших исторических событий); идейное содержание – «моральное единение повествователя с народом в его героической деятельности, патриотизм… прославление жизни, оптимизм; сложность композиции; стремление автора к национально-историческому обобщению».

    Некоторые литературоведы определяют «Войну и мир» как философско-исторический роман. Но надо помнить, что история и философия в романе – только составные части. Роман создавался не для воссоздания истории, а как книга о жизни всего народа, нации, создавалась художественная правда. Следовательно, это роман-эпопея.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    1.История создания Роману "Война и мир" Л.Н. Толстой посвятил шесть лет напряженного и упорного труда, роман создавался с 1863 по 1869 год, и переписывался семь раз. Замысел тоже менялся – об этом говорят названия ранней редакции: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год». «В 1956г. я начал писать повесть с главным героем, который был декабристом и возвращался с семейством в Россию»

    Cлайд 3

    Невольно, Толстой перешел от реальности, к 1825 году – восстановление декабристов, «эпоха заблуждений и несчастий моего героя». Потом к 1812 году – к войне. «Что бы понять моего героя, мне нужно перенестись к его молодости, которая совпала со славной для России эпохой». (время детства и юности декабристов) Но так как война 1812 г. была тесным образом связана с компанией 1805-1807 г.г Толстой решил начать роман с этого времени.

    Cлайд 4

    2.Поиск названия Первоначальное название «Три поры», но Толстой уходил все глубже в прошлое, так появились другие даты. Три первые главы романа опубликованные в журнале «Русский вестник» - под заглавием «1805 год» В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». В 1867 совмещение исторических и философского «Война и мир».

    Cлайд 5

    3.Художественные особенности Произведение имеет оригинальную жанровую форму романа – эпопеи. Это повествование о судьбе русского народа в эпоху наполеоновских войн. ЭПОПЕЯ – самая крупная жанровая форма эпоса, которая изображает большой период исторического времени, судьбоносное событие в жизни нации. Для эпопеи характерны: широкий географический охват отражение жизни и быта всех слоев общества народность содержания

    Cлайд 6

    Основной художественный прием – антитеза. Антитеза (противопоставление) - этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны (1805 – 1807 и 1812) и два сражения (Аустерлицкое и Бородинское); военачальники (Кутузов и Наполеон); города (Петербург и Москва); действующие лица (любимые и нелюбимые).

    Cлайд 7

    Мир Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны. Весь мир, Вселенная. Братство людей, не зависящее от национальных и классовых различий. Ближайшее окружение человека. Мировоззрение, круг идей героев романа. Это жизнь. Война Важнейшие действия враждующих армий. Воинственная враждебность людей, разделенных социальными и нравственными барьерами. Зло, насилие, кровопролитие. Эгоизм. Конфликт человека с самим собой. Все, что разрушает гармонию. Это смерть.
  • В продолжение темы:
    Аксессуары

    Москва. 21 июня. сайт - Госдума на заседании во вторник приняла в третьем чтении закон, который устанавливает правила взаимодействия коллекторов с должниками. Закон...

    Новые статьи
    /
    Популярные